Научная статья на тему 'Социальные символы наличных денег в повседневной жизни'

Социальные символы наличных денег в повседневной жизни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3932
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ РИТМ / КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ДЕНЕГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скуденков В. А.

В статье приводятся результаты качественного эмпирического исследования траты наличных денег в кассах музыкального театра города Иркутска. На основе наблюдения делается вывод о символической функции и роли наличных денег в повседневной жизни, неосознанности используемых функций и стратегий значения денег в процессе коммуникации, которые возникают в естественном ритме повседневной жизни посетителей музыкального театра. Также подчеркивается утрата данных символов и роли при оплате своих потребностей безналичным способом при помощи карты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные символы наличных денег в повседневной жизни»

Социальные символы наличных денег в повседневной жизни

Скуденков В.А.

В статье приводятся результаты качественного эмпирического исследования траты наличных денег в кассах музыкального театра города Иркутска. На основе наблюдения делается вывод о символической функции и роли наличных денег в повседневной жизни, неосознанности используемых функций и стратегий значения денег в процессе коммуникации, которые возникают в естественном ритме повседневной жизни посетителей музыкального театра. Также подчеркивается утрата данных символов и роли при оплате своих потребностей безналичным способом при помощи карты. Ключевые слова: наличные деньги, повседневная жизнь, естественный ритм, конверсационный анализ, этнометодология, социология денег.

Skudenkov V.A.

Social symbols of cash in everyday life Social symbols of cash in everyday life

Summary. The article presents the results of a qualitative empirical study of spending cash at the box office of the musical theater of the city of Irkutsk. On the basis of observation, a conclusion is made about the symbolic function and the role of cash in everyday life, the unawareness of the functions and strategies of the value of money in the process of communication that arise in the natural rhythm of everyday life of musical theater visitors. It also emphasizes the loss of these symbols and the role when paying for their needs in a cashless way using a card. Key words: cash, daily life, natural rhythm, conversion analysis, ethnomethodology, sociology of money.

Выражаю искреннюю благодарность администрации, сотрудникам и посетителям Музыкального театра имени Загурдского г. Иркутска за участие в исследовании, искреннюю заинтересованность и помощь в организации сбора первичной информации.

Наличные деньги - это символический ресурс, обеспечивающий социальные действия и взаимодействия, они дают возможности для развития коммуникации и диалога между субъектами. В то время как безналичные деньги этих функций и символов вовсе лишены. Обладание наличными деньгами (кэшем) выступает доказательством благосостояния. По прогнозам экономистов количество безналичных денег будет возрастать, но количество снимаемых денег в банкоматах не падает. Это говорит о том, что символическая функция наличных денег более значима, чем удобство, безопасность, комфорт.

Деньги могут быть критерием и условием экономических притязаний, возникающих в обществе под влиянием экономических санкций, рыночных отношений и социального воспроизводства в целом. Об этом более подробно изложено в работах автора [3,4,5].

В социологии наличные деньги рассматриваются как элементарная знаковая система. Исследования американского эксперта в области экономической социологии В. Зелицер показали, что социальные практики влияют на оборот денег, «персонифицируя и дифференцируя изначально одинаковые денежные формы» [1,2,10].

В своей работе мы опирались на изучение ситуативных практик, а не на универсальных культурных нормах, декларирующих те или иные формы и стандарты поведения.

Т. Парсонс характеризует деньги как специализированный язык, «обобщенное средство коммуникации посредством символов» [6], позволяющее выражать намерения и предложения участников рынка. Ю. Хабермас [7], перерабатывая теорию Парсонса, определяет деньги как «взаимодействие, ориентированное на взаимное понимание». Он осмысляет символизм денег, когда символические средства заменяют или

редуцируют лингвистическую коммуникацию, тем самым ограничивая возможность свободного обмена информацией. Проводя лингвистическую аналогию, Ю. Хабермас разрабатывает модель отправитель - получатель, где денежный обмен рассматривается в качестве коммуникативного акта, выстроенного по определенным, ограничивающим его правилам. Деньги используются, чтобы выразить экономическую ценность, продемонстрировать свои предпочтения или показать согласие.

Деньги приобретают символическое значения за счет легитимности, которой их наделяет государство [8, с. 798]. Наличные - это не только способ взаимодействия, это также часть культуры и истории. Вместе с тем наличные ситуативно приобретают новые смыслы, которые не закреплены в культуре и истории. Эмпирический характер исследования коммуникативной функции наличных должен расширить «лингвистическую аналогию» Хабермаса и раскрыть ситуативные смыслы [9, с. 180].

Мы полагаем, что нормы использования денег вписаны в культурный и социальный контексты. Мы постарались проследить особенности хранения, передачи и приема наличных в ходе межличностного взаимодействия. Но также стоит учитывать и дифференциацию значения наличных в зависимости от трансформации контекста использования, практикой применения.

Вслед за исследователями, мы также можем отметить три свойства денег. Во-первых, наличные приобретают прагматическое значение, которое не связано с «культурной матрицей». Во-вторых, это значение имеет постоянные свойства (стоимость). В-третьих, использование денег контролируется свободными, ситуативными правилами. Так, стоимость может быть снижена вполовину в рамках конкретного контекста.

Методика исследования

В декабре 2018 - январе 2019 годов было установлено наблюдение у касс в музыкальном театре города Иркутска. За спинами продавцов билетов находились камеры, а перед ними стояли компьютеры; информация о ценах на входные билеты была указана на стене перед окном кассы и на специальной афише (цена на билеты варьируется от 250 до 1500 рублей). Когда по-

сетители заказывали билеты, сотрудник театральной кассы вводил данные в компьютер, распечатывал билеты, инициируя тем самым оплату.

Если посетители не уточняли, какой билет, по какой цене хотели бы приобрести, то кассир предлагал более дорогой билет ближе к сцене. Кассир говорил о цене только на дорогие билеты.

На главном входе и у регистратуры размещались карточки, уведомляющие о том, что в настоящий момент проводится научное исследование, подробную информацию о котором можно узнать по требованию. Небольшое количество посетителей (12 человек) спросили об исследовании, однако никто не обратился за дополнительной информацией.

Все диалоги были транскрибированы. Данные были систематизированы при помощи кон-версационного анализа и этнометодологичес-кого подхода. Аналитическая задача была сформулирована следующим образом: определить, как участники социального действия «работают» с коммуникативной функцией наличных денег при покупке билета. Это включало два аспекта: изучение того, как посетители выдают наличные и как сотрудники кассы театра их принимают.

Из 250 человек1, купивших билеты в непосредственно в кассе музыкального театра имени Загурдского 70% использовали наличные, чтобы приобрести билеты.

Результаты исследования

В результате наблюдения, мы смогли выделить несколько функций наличных.

Наличные могут быть использованы, чтобы спроектировать ожидаемые действия и тем самым продемонстрировать намерения участников операции. Наличные не просто участвуют в транзакции, но определяют и организуют ее. В этом случае номинал денег имеет принципи-альноезначение.

Пример 1. Посетитель достает 250 рублей и кладет на стол регистратуры и кассир понимает, что он хочет приобрести самый дешевый билет на последний ряд.

Через наличную оплату посетитель продемонстрировал свое желание приобрести билет на последние ряды. И от кассира посетитель ожидал четкого действия - выдачи именно это-

го билета. При этом вербально он никак не обозначил свою цель. Сотрудник кассы также без слов понял желание посетителя.

Пример 2. Посетитель достает 250 рублей и кладет на стол регистратора, придерживая купюры пальцами, при этом продолжая смотреть на цены билетов. После - положив 250 рублей он говорит - «подождите» и достает еще 100 рублей и покупает билет за 350 рублей. Кассир также без слов понимает какой билет хочет посетитель и выдает ему желаемый.

Пример 3. Два посетителя заходят в кассу. Один достает из кошелька 500 рублей и просит два билета. Кассир понимает, что посетители хотят два дешевых билета по 250 рублей и выдает их им. В это время второй посетитель открывает свой кошелек, берет оттуда одну 100 рублевую купюру, потом смотрит в сумку и достает оттуда еще две купюры номиналом сто и пятьдесят рублей и протягивает их первому посетителю, тот машет головой и показывает рукой останавливающий знак (ладонь кверху). Второй посетитель пожимает плечами (физические действия), хмыкает (вербально, но без слов), визуально (смотри на цены и на первого посетителя) и все три купюры кладет в кошелек.

Пример 4. Два посетителя заходят в кассу. Один достает 600 рублей из кошелька и вопросительно смотри на второго, второй без слов открывает свой кошеле и достает оттуда 400 рублей. За этим наблюдает кассир. И после этого первый отдает общую тысячу рублей и просит два билета. Кассир без слов выдает два билета по 500 рублей.

Пример 5. Посетитель заходит в кассу. Внимательно изучает цены на билеты. Достает 2000 тысячи рублей, затем немного подумав - достает еще 1000 рублей и просит два билета. Кассир без слов понимает, что посетитель просит два дорогих билета на первых рядах.

В первом и во втором примере операции с наличными не связаны с культурным или историческим значением денег, а лишь отражает его понимание конкретной ситуации. В этих случаях наличные выступают прагматическим инструментом достижения своих целей. Это позволяет наличным быть условием социального действия. В этом примере вместо использования лингвистической коммуникации участники с помощью движения материальных ресурсов -

наличных - решают исход ситуации. В третьем примере деньги выступают символом отношений первого посетителя ко второму, позволяют ему выразить свою точку зрения и намерения без слов. В четвертом примере, наличные становятся общим ресурсом для двоих посетителей. В пятом - количество полученных денег кассиром, изучение цен и время, на это потраченное - позволяет кассиру сделать однозначный вывод.

Выводы

В процессе коммуникации наличные деньги выступают важным фактором взаимодействия. Купюра изначально обладает качеством, стоимостью. Когда одна из сторон достает деньги из кошелька, другие участники сделки уже только по одному номиналу купюры могут понять намерения этой стороны. Наличие номинала создает возможность для стратегических действий: предоставление нужной суммы позволяет выразить выбор товара. В случае же с банковскими картами, которые не обладают номиналом, у другой стороны возникла бы ситуация неопределенности и потребовались бы дополнительные комментарии. Таким образом, карты обладают меньшим символическим потенциалом, чем наличные.

Благодаря коммуникативной функции наличные могут быть социально полезными: они выражают психическое состояние его обладателя, показывают его намерения и будущие действия. Символическое значение наличных ситуативно, временно и зависит от конкретной ситуации.

Наблюдение показало, что наличные - инструмент, с помощью которого артикулируются и решаются социальные и экономические вопросы. По тому, как вынимают, держат, кладут, передвигают и убирают наличные можно судить о намерениях и ходе мыслей участников сделки (приведенные примеры являются наиболее яркими образами, которые позволяют типологизировать все покупки наличными деньгами в кассах музыкального театра). Эти действия зачастую неосознанны и выражаются независимо от действительных мыслей участников транзакции. В этом смысле можно говорить о наличных как об объектах, которые обозначают действия.

Литература

1. Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. 2002. С. 58-72

2. Зелизер В. Социальное значение денег. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. Т. 5. № 1. С. 108-120

3. Скуденков В.А. Роль экономических санкций в изменении качества жизни и социально-экономических притязаний россиян (на примере Иркутской области) // Социология. 2018. № 3. С. 250-255.

4. Скуденков В.А. Экономические притязания в кризисном обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований Материалы XV Межрегиональной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 171173.

5. Скуденков В.А. Особенности формирования социально-экономических притязаний в условиях социальной дезинтеграции // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе Материалы X Всероссийской научной интернет-конференции. 2018. С. 31-40.

6. Chernilo D. The theorization of social coordinations in differentiated societies: The theory of generalized symbolic media in Parsons, Luhmann and Habermas // The British j. of sociology. L., 2002. Vol. 53, N 3. P. 431-449.

7. Habermas J. The theory of communicative action. L.: Heinemann, 1987. 3б0 р.

8. Llewellyn N. «Money talks»: Communicative and symbolic functions of cash money // Sociology. L., 2016. Vol. 50, N 4. P. 796- 812

9. Swedberg R. New Economic Sociology: What Has Been Accomplished, What Is Ahead? // Acta Sociologica. 1997. Vol. 40. P. 161-182

10. Zelizer V.A. The social meaning of money: «Special monies» // American j. of sociology. Chicago (IL), 1989. Vol. 95, N 2. P. 342-377.

11. Александров Д.Г. Влияние обменного курса доллара США и импортозависимости российской экономики на реальный уровень инфляции в России // Дайджест-финансы. 2016. № 4 (240). С. 2-10.

Ссылки:

1 Всего в театре 846 мест. Остальные посетители театра приобретали билеты либо в других централизованных местах продажи билетов, либо через интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.