Научная статья на тему 'Социальные сети как инструмент социокультурной модернизации образования'

Социальные сети как инструмент социокультурной модернизации образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савзиханова Сабина Эминовна

Сегодня никто уже не спорит: надо поддерживать и развивать образовательные сети. Предлагаемый материал содержит данные о социальной сети в сфере образования как одного из инструментов социокультурной модернизации образования. Проанализированы основные характеристики и функциональных возможностей существующих социальных сетей и созданной при участии автора новой социальной сети в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks as a tool for social and cultural modernization of education

Nowadays it is indisputably necessary to maintain and develop the educational networks. The article presented contains data about the social network in the field of education as one of the tools for social and cultural modernization of education. The main characteristics and functional features of existing social networks as well as the new social network for education created with the author’s participation were analyzed were analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как инструмент социокультурной модернизации образования»

образование и. сети

социальные сети как инструмент социокультурной

модернизации образования

Аннотация

Сегодня никто уже не спорит: надо поддерживать и развивать образовательные сети. Предлагаемый материал содержит данные о социальной сети в сфере образования как одного из инструментов социокультурной модернизации образования. Проанализированы основные характеристики и функциональных возможностей существующих социальных сетей и созданной при участии автора новой социальной сети в сфере образования.

Ключевые слова: модернизация, инновации, образование, информационная экономика, сетевое взаимодействие, социальные сети, образовательные сети

Распространение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, развитие средств коммуникаций и формирование новой информационной среды оказали существенное влияние на систему образования [2].

Новая социальная сеть

Социальные сети уже давно захватили умы обычных пользователей Интернета [3]. Сети являются одним из инструментов и одновременно результатом применения социокультурного подхода в образовании. Сеть - не только один из перспективных современных подходов к построению образовательной системы, в равной степени сетевую организацию образования можно назвать направлением и особым типом инновационных процессов, иной управленческой парадигмы, образовательной культурой, предметом, адекватным мотивационному полю обучения.

Дискуссии о применении данного инструмента в образовании и бизнесе велись довольно долго

Савзиханова Сабина Эминовна

канд. экон. наук, доцент кафедры «Информационные технологии» Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве РД ssavzikhanova@yandex.ru

образощ0Ш.е

1ныеи

[4, 5], но внедрять подобные инновации никто не решался. Технологии совершенствовались, диалогов становилось все больше, и это привело к появлению первых успешных примеров внедрения корпоративных социальных сетей. Недавно в России при участии автора была создана новая социальная сеть «ИшуегСеть». Она имеет все функциональные возможности обычных социальных сетей и в то же время достаточно уникальна, так как многое реализовано впервые и не имеет аналогов в отечественной и зарубежной практике.

Новые дополнительные впервые реализованные возможности ИшуегСети:

• однозначная идентификация личности (отсутствует возможность анонимной регистрации и анонимного общения);

• осуществление конфиденциального общения или переписки (100%-я гарантия обеспечивается наличием средств криптографической защиты);

• передача и хранение информации в зашифрованном виде;

• осуществление электронного документооборота с помощью личной электронной цифровой подписи для подписания электронных документов;

• управление правами доступа к информации, документам, сайтам не только с помощью логина и пароля, но и посредством использования секретного ключа электронной цифровой подписи;

• проведение совещаний, заседаний, конференций, съездов и д.р. мероприятий в электронном виде с полной идентификацией личности участников и принятием коллегиального решения путем процедуры голосования в режиме удаленного доступа;

• решение в интерактивном режиме на базе ИшуегСети и Глобального инновационно-образовательного портала многих профессиональных задач в сфере образования, науки и бизнеса. ИшуегСеть -это сеть нового поколения с более широкими возможностями. С этого момента можно говорить о начале новой эры развития социальных сетей. ИшуегСеть является универсальной и включает функции общих, профессиональных, деловых, корпоративных и других сетей, а также выступает своего рода объединением

социальных сетей студентов, выпускников, педагогов, работодателей, предпринимателей, научных работников, общественных деятелей.

Регистрация в социальной сети итьвгСети

Существует много определений социальных сетей, но самым простым и понятным является следующее: «Социальная сеть в Интернете -это сервис, объединяющий людей по какому-либо признаку, чаще всего по интересам». Следует обратить внимание на то, что в определении речь идет об объединении конкретных людей, а не их прообразов. Поэтому сети, которые не обеспечивают идентификацию личности, не могут считаться социальными сетями. ИшуегСеть обладает этими возможностями и бесспорно является таковою. Чтобы зарегистрироваться в ИшуегСети, необходимо предоставить администратору сети заявление, заверенное «мокрой» печатью (заверяется принадлежность фотографии данному лицу и соответствие данных, указанных в заявлении, паспортным данным и определенному профессиональному или социальному статусу). Таким образом, человек может быть зарегистрирован только после идентификации личности. При этом полностью исключается возможность регистрации в сети под другим или вымышленным именем. Это один из самых главных принципов ИшуегСети. Организаторы уверены, что ИшуегСети не нужны случайные люди, а добросовестные участники не откажутся пройти такую немного усложненную процедуру регистрации.

Каждому зарегистрировавшемуся участнику ИшуегСети создается интерактивный ""еЬ-сайт - виртуальный кабинет. Этот кабинет является универсальным и позволяет работать как в ИшуегСети, так и в Глобальном инновационно-образовательном портале (ГИОП). По желанию участника этому сайту присваивается домен третьего уровня. Это позволит ему быть полнофункциональным интерактивным сайтом в сети Интернет. Каждому зарегистрировавшемуся участнику ИшуегСети предоставляются индивидуальные средства шифрования (криптографии) и средства электронной цифровой подписи (ЭЦП).

образование

В рекламной информации о социальных сетях часто количество зарегистрированных выдают за количество участников. Человек может из любопытства зарегистрироваться в сети и больше там не появляться, в этом случае его нельзя считать участником сети.

В последнее время из-за бурного развития и большого разнообразия сетей появилась еще одна общая проблема: человек регистрируется в нескольких социальных сетях одновременно и нередко несколько раз в одной и той же социальной сети. Таким образом, несколько сетей имеют одну и ту же аудиторию.

Очень часто регистрацию требуют перед входом на сайт, при этом невозможно просмотреть даже структуру сайта. Это делается для того, чтобы увеличить число зарегистрировавшихся. В Ип^егСети ведется совсем другая политика: просмотреть сайт можно без регистрации, и только после того, как человек поймет, что это ему нужно, он может пройти эту процедуру. Некоторые сети изначально создавались для удовлетворения человеческой потребности в самовыражении -высшей потребности человека, которая опережает даже признание и общение. А сегодня социальные сети стали своего рода Интернет -пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получает возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети. В ИптегСети созданы реальные возможности для самовыражения, для поддержания имиджа, исключена возможность обмана и общения под чужим или вымышленным именем. Эксперты утверждают, что не видят перспективы в сетях, ориентированных только на общение. Во всем мире более актуальными становятся универсальные профессиональные сети, поэтому создание Ип^егСети является своевременным событием.

Корпоративные социальные сети

В настоящее время активно развиваются корпоративные социальные сети, которые помогают фор-

Таблица 1

Сравнения основных функциональных возможностей Ш^г Сети и других существующих сетей

Функциональные возможности существующих социальных сетей Функциональные возможности ип1уэгСети

ПроцеАУрарегистра-Иидрстатсчногростаяи можно быстро зарегистрироваться. ПррJедурареrис^раJyибо/еес/ржная, таккааребуэтдокументальнойиденти-фикации личности.

Владельльlсетимогуторгcнизоватьрпреде-ленноеколичестволюдей,которыерегист-рируютвымышленныеименаитемсамым формальноувеличитьчислозарегистриро-ванных. Такогородадеятельностьздесьневоз-мржна.Цельюипмз!Сетиявля!етсянеко личество, а качество.

Непредусмотреноиспользованиесредств шифрования (криптографии) Используютсясредствашифрования (криптографии) и ЭЦП.

Можновьдаватьсебязакогоугодно,регист-рируясьподчужимиливымышленнымиме-нем. Иa<люченавозможностkрегистрcлиив сетиподдругимиливымышленнымиме-нем.

Общаясьвсетневозможнорпределипь,с кемнасамомделегроисходитобщение. ПредусмотренаврзможностkPднознач-нойwен^ифиl<аLlyисобеседниl<аивррб-ще любого участника сети.

Заремстрировавшисьлодименемдругого l<онкретноrсчелрвеl<амюжнонавредитkеrо имиджу. Исключена такая возможность

Зарегистрировавшисьгодчужимименем, можнозаниматьсядезинформацией,до-быватьинформалиюд/яlпротивозаl<онных действийлризыватькэкстремизмуилипро-водитьантигосударственнуюгрогаганду. Исключена такая возможность

Необходиморегистрироватьсягривходена сайт,еслиестьжеланиепрострзайти,чтобы просмотреть функционал сайта. Просмотретьстру<турусайта,функцио-нальныеврзможностиилюбуюрякрытую информаииюможноубезрегистрации.

Отсутствует такая возможность. Предусмртренаврзмржнрстерсущест-вленияэлекгррнногодркументорборрта путемобменаэле<гроннымилр<умента-милодгисаннымиэлеlaронноЙLlИlфрр врйгодгмсkoи/lмеoшylмиoрийyнеa<уo силу

Отсутствует такая возможность ПредусMсяренавозмржнPс^tкрнфиgенли-■ а/ьногсобщзнияср100%rcрcн^иейсбес-лечениякрнфиgенлиcльнрс^и(зcшифррвьt вая информацию)

Отсутствует такая возможность Предусштренаврзмржнрстербеспече-ниязащитыличнойидругойинформа-лиипутемхраненияихвзcшифровcнном виде

образование

Продолжение таблицы

Функциональные возможности существующих социальных сетей Функциональные возможности ип1уэгСети

Отсутствует такая возможность Предусмсяренавозможностьпсмерене-обхсдимостиспределитыравсдоступа копределеннымресурсамнетолькоче-резлогинипароль,аипопредъявлению за^<рытога<лючаэле^<троннойиифровой подписи,чтововсеммиресчитаетсяна дежным способом.

Отсутствует такая возможность Предусмотренавозможностьосущест-вленияэле^ктронногодокументооборота нсдежнообеспечиваяконфиденциальт ность.

Прирегистрацииничегоэтогонетребузтсяи возможна анонимная регистрация. Длятогочтобызарегистрироватьсяв се^иJчеоб<сдимспредсстсlвиIkсдминис-траоруювени&заверенно&^край> печатью(заверяетсяпринадлежность фотографииданномулицуисоответс-твиеданнькуказанньхвзаявлении,пас-портным данным)

Отсутствует такая возможность Предусмо^ренавазмож<нос^kаfiнознсч-■ нойидентификацииличностивСети.

Отсутствует такая возможность Поисковаясистемапозволяетосущест-влятьпоискнетолькопоФИО,региону иобразовательномуучреждению,нои помногимдругимпараметрамJ<оторьв позволяютлегконайтиколлегу,парт-нера,единомышленникахонтрагэнтаи прочие контакты.

мировать сплоченные команды сотрудников. Такие сети позволяют работникам размещать информацию о себе и своих интересах. Таким образом, неформальные связи «могут привязывать» сотрудников друг к другу и к компании. Для вузов создание корпоративных социальных сетей студентов, преподавателей, выпускников является достаточно актуальной задачей, предусматривающей решение многих проблем обучения и воспитания. В ИптегСети предусмотрены возможности создания любого количества профессиональных, корпоративных, региональных и муниципальных социальных сетей.

При нынешнем обилии социальных сетей в мире актуальна потребность собрать все в одном месте, из чего появляется тенденция объединения социальных сетей и обмена информацией между ними. Первым в России объединением таких социальных сетей и является ИшуегСеть. В нее входят социальные сети:

• сеть студентов (студенческая социальная сеть);

• сеть выпускников;

• сеть педагогов;

• сеть работодателей и предпринимателей (бизнесменов);

• сеть научных работников;

• сеть общественных деятелей.

Таким образом, зарегистрированные участники ИшуегСети без дополнительной регистрации могут участвовать в более узкопрофильных перечисленных выше социальных сетях, а также работать в Глобальном инновационно-образовательном портале. Рассмотрим сравнительный анализ функциональных возможностей существующих социальных сетей и UniverCcra (табл.1).

Вывод

Предложенный при участии автора подход к формированию социальной сети в сфере образования, обладая определенной иновационностью, открывает новые возможности для этой сферы в современных условиях развития России.

Литература

1. Абрамова М.А. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций / / Вопросы образования. - 2010. -№3.

2. Гасликова И.Р., Ковалева ГГ. Использование информационных технологий в образовании // Мониторинг экономики образования, №5. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

3. Кларк К., Гамильтон К. Принципы коммуникации в локальных сетях Cisco - М.: Вильямс, 2003. - 971 с.

4. Реморенко И.М. На путях к сетевому управлению // Российское образование. Сетевой подход. М.; Спб., 2003.

5. Цирульников А.М. Образовательные сети // Вопросы образования. - 2010. -№2.

обр(

образование

6. Ярковский В.А. Современные информационно-комуникационные технологии и их роль в системе образования // Экономическое возрождение России. - 2010. -№4 (26). - С.103-106.

7. EC, Benchmarking fcctss and use of ICT in European schools. 2006.

8. Guide to measuring information and communication technologies (ICT) in education/ 920090 UNESCO? Institute for Statistics/ 2009

Sabina E. Savzikhanova

Candidate of Economical Sciences, associate professor of the Information Technology department

Dagestan State Institute of National Economy under the Government of Dagestan Republic.

Social networks as a tool for social and cultural modernization of education

_Abstract

N' owadays it is indisputably necessary to maintain and develop the educational networks. The article presented contains data about the social network in the field of education as one of the tools for social and cultural modernization of education. The main characteristics and functional features of existing social networks as well as the new social network for education created with the author's participation were analyzed were analyzed.

Keywords: modernization, innovation, education, information economy, network interaction, social networks, educational networks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.