Научная статья на тему 'Социальные сети как инструмент маркетинговых коммуникаций'

Социальные сети как инструмент маркетинговых коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
790
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / КОНКУРЕНЦИЯ / MARKETING COMMUNICATIONS / ADVERTISING / SOCIAL NETWORKING / INTERNET / SOCIAL MEDIA / COMPETITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкляр Татьяна Львовна, Дунин Дмитрий Михайлович

Авторы данной статьи рассматривают вариант маркетинговых коммуникаций через социальные сети, как общедоступный и эффективный инструмент. Обращая внимание современных руководителей на использование данной возможности преподнести свой товар или услугу, при этом работая по накатанным маркетинговым схемам, организации безвозвратно теряют время и деньги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKING AS A TOOL OF MARKETING COMMUNICATIONS

The authors of this article are considering the option of marketing communications through social networks, as publicly accessible and effective tool. Paying attention modern managers to use this opportunity to present your product or service, while working on the thumb marketing schemes, organization permanently lose time and money.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как инструмент маркетинговых коммуникаций»

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ

КОММУНИКАЦИЙ

Шкляр Татьяна Львовна

канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры Маркетинга и коммерции Московский государственный университет экономики, статистики и

информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва

E-mail: tlb@mail.ru Дунин Дмитрий Михайлович студент 2 курса факультета комерция, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва

SOCIAL NETWORKING AS A TOOL OF MARKETING

COMMUNICATIONS

Shklyar Tatyana Lvovna

cand. Econ. Sciences, the senior teacher of the chair of Marketing and Commerce, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics (MESI), Russia,

Moscow

Dunin Dmitry Mikhailovich

student of the 2nd course of the faculty of Commerce, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics (MESI), Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Авторы данной статьи рассматривают вариант маркетинговых коммуникаций через социальные сети, как общедоступный и эффективный инструмент. Обращая внимание современных руководителей на использование данной возможности преподнести свой товар или услугу, при этом работая по накатанным маркетинговым схемам, организации безвозвратно теряют время и деньги.

ABSTRACT

The authors of this article are considering the option of marketing communications through social networks, as publicly accessible and effective tool. Paying attention modern managers to use this opportunity to present your product or service, while working on the thumb marketing schemes, organization permanently lose time and money.

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации; реклама; социальные сети, интернет; социальные медиа; конкуренция.

Keywords: marketing communications; advertising; social networking; Internet; social media; competition.

Приоритетным направлением развития российских компаний является повышение конкурентоспособности и укрепление своих рыночных позиций.

Сегодня успешное развитие деловой активности, а соответственно и экономический рост, неизменно связаны с построением системы эффективных коммуникаций с заинтересованными группами. Для распространения информации о своих услугах и продуктах, расширение круга информированных лиц, обмена мнениями применяются современные каналы коммуникаций, одним из наиболее востребованных является всемирная сеть Интернет. Сравнительно недавно использование Всемирной сети ограничивалось созданием страницы компании и выявлением контактов возможных партнеров. Но современная система коммуникаций более многогранна. Появление в Интернете социальных медиаресурсов нового типа позволило перевести общение с потребителями и партнерами на новый уровень.

Социальные сети — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [8].

Таблица 1.

Виды социальных сетей

Социальные сети

тематика Форма общения

общетематические специализированные Глобальная мультимидийная блоговая микроблоговая

предоставля создаются и позволяют ориентиро Предостав дают

ют функционир своим ваны на ляют возможно

возможность уют для пользовате общение пользовате сть своим

стать их

участником

абсолютно

любому

интернет

пользовател

ю

определенн ых

категорий

пользовател

ей

лям

обмениват ься

самыми различным и видами информац ии:

сообщения ми, аудио и

видеофайл ами,

фотографи ями,

голосовым и

сообщения ми

участников

через

видео,

аудио и

фотоматер

иалы

лям

возможнос ть

общаться

между

собой с

помощью

ведения

блогов.

пользоват

елям

делиться

полезной

информац

ией с

другими

участника

ми с

помощью

коротких

сообщени

й, которые

имеют

возможно

сть видеть

абсолютно

все

участники

такого

ресурса.

«Вконтакте», «Одноклассн ики», «Мой мир»

Familyspace, «Rybakiohot niki»,

cigarinfo.ru

«skype»

«Youtube», «Фотостра

на»

«Живой журнал» и «Блоги Mail.ru».

Twitter

Продвижение во всемирной паутине является одним из самых важных направлений коммуникаций, однако многие компании пока не знают, как с пользой применять огромный потенциал бесчисленных сетей, блогов и форумов.

vkontakte Odnoklassniki

25 265

29143

You Tube Moi Mir wikipedia Livejournal Facebook

15 404

16139

22 023

22 831

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24318

Rutube

15 097

Liveinternet

11291

Fotostrana

10413

Я.ги 4895

Twitter 4200 В кругу друзей 3 099

Мой круг 1 856 Linkedin 460

Рисунок 1 Популярность социальных сетей [3]

Насколько эффективно западные компании используют социальные медиа в качестве коммуникационного инструмента, можно наблюдать по результатам журнала Harvard business review 79 % из 2100 исследуемых представителей бизнеса пользуются или планируют в ближайшем будущем прибегнуть к услугам социальных ресурсов, 58 % уже активно используют этот канал продвижения, отдавая предпочтение Facebook, Twitter и YouTube [4].

Для Российских предпринимателей, интернет выглядит более заманчиво. Больше пятидесяти процентов предприятий России (50,5 %) для решения вопросов связанных с их бизнесом пользуются услугами социальных сетей — Facebook, Twitter, LinkedIn, MySpace; «В контакте», «Одноклассники», «Профессионалы.ру» и других.

Исследование, данные которого приводит газета «Ведомости», было проведено компанией Grant Thornton. Специалистами Grant Thornton были опрошены управляющие 2700 предприятий среднего бизнеса из тридцати девяти стран мира [1].

Полученные данные говорят о том, что российский показатель использования социальных сетей превышает мировой, который равен 43,3 %.

При этом 9 из 10 респондентов выделяют Facebook, как основную площадку для рекламы.

Недоверие к социальным сетям, которое ещё присутствует у руководителей предприятий, удивляет. Статистические данные, несмотря на такое большое число организаций, осведомленных о прогрессивных методах коммуникаций, поражают цифрами: 45 % организаций верят в то, что затраты на интернет рекламу принесут прибыль в ближайшее время, 43 % считают данную коммуникацию малоэффективной, и только 12 % уверены в том, что данный способ максимально прибыльный. При том, что реклама и продвижение бренда в социальных сетях в 10 раз эффективнее с точки зрения возврата инвестиций, чем, к примеру, реклама на телевиденье, замечает Андрей Двойченков, директор отдела аналитического консультирования Nielsen. «Отзывам и мнениям в соцсетях доверяют 70 % россиян, тогда как рекламе на ТВ — всего 20 %», — добавляет он [5].

Говоря о пользе, полученной от социальных медиа, половина респондентов увидела ее в увеличении осведомленности целевой аудитории о компании и о ее услугах, около трети заметили значительное увеличение посещаемости корпоративного сайта, 26 % выразили убеждение в том, что им удалось улучшить доверие к своим товарам и услугам со стороны клиентов. Также к положительным сторонам работы в социальных сетях можно отнести возможность отслеживать отзывы потребителей, развитие целенаправленных маркетинговых действий, рост в новом бизнесе, а главное уменьшение времени на обратную связь.

В то же время, работа с новым каналом продвижения вызывает немало трудностей. К наиболее существенным вопросам участники исследования Harvard business review отнесли: отсутствие четкого понимания выгод работы в соцмедиа для развития бизнеса (41 %), влияние их использования на финансы предприятия и коэффициент окупаемости инвестиций (ROI) (31 %), а также понимание сотрудниками ценности деятельности, связанной с социальными медиа (25 %) [4].

Данное исследование провели специалисты ведущей компании -разработчика инновационных беспроводных решений Research In Motion. Они решили выяснить, насколько новые способы продвижения проникли в сектор малого бизнеса. Результаты оказались более чем оптимистичными: 69 % предпринимателей активно используют социальные медиа, поскольку считают, что это увеличивает их конкурентоспособность в соперничестве с более крупными организациями; 31 % компаний, применяющих мобильный доступ к социальным сетям, смогли расширить бизнес; среди фирм, не пользующихся социальными сетями, подобные результаты показала лишь каждая десятая (12 %) [4].

Ссылаясь на выводы аналитиков авторитетной американской исследовательской и консалтинговой компании «Gartner», г-н Гринберг отметил, что отказ от общения с клиентами по социальным каналам может уже к 2015 году быть для бизнеса таким же разрушительным, как если бы сегодня компании отказались от использования телефонной связи или электронной почты [2]. Большинство компаний мира признаёт, что сегодня коммуникации фактически принадлежат потребителям, которые становятся более социальными, общаясь в интернет сетях, на форумах и в блогах, обмениваясь фотографиями и ссылками, создавая профессиональные сообщества и т. д. При этом по некоторым данным, количество времени, проведенного пользователями в социальных сетях, ежегодно практически удваивается. Соответственно изменился и качественный портрет потребителя.

Теперь это портрет активного пользователя социальных каналов коммуникации: социального, мобильного, локального, который активно пользуется социальными сетями, инициируя изменения или участвуя в них; общается с друзьями и знакомыми; общается с компаниями и брендами; хочет получить информацию немедленно, как только у него возникает запрос; имеет множественные источники информации и т. д. Отсюда можно прийти к заключению, что компаниям, которые стремятся выстраивать отношения с

такими социальными потребителями, необходимо научиться работать с мультиканальной социальной онлайн-средой.

В связи с этим, бизнесу важно не только изменить те способы коммуникаций с клиентом, которые они используют, но и те технологические решения, которые поддерживают осуществление этих задач. В технологическом плане сдвиг должен произойти от учетных систем к системам, обеспечивающим вовлечение клиента в процесс коммуникации с предприятием.

В заключение хотелось бы отметить, что страницы фирмы в социальных ресурсах не могут заменить корпоративный сайт. Каждая из информационных площадок выполняет свою функцию и должна стать частью общей системы коммуникаций организации. Высокое умение заключается в том, чтобы получить максимальную пользу от каждого инструмента, заставить его способствовать развитию бизнеса в соответствии с единой интегрированной коммуникационной стратегией.

Список литературы:

1. Бизнес, экономика, финансы [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://1bizz.ru/2012/01/05/network/(дата обращения 08.06.2014).

2. Гош А., Социальные медиа и бизнес: общение с пользой // Генеральный директор, № 9, 2013.

3. Интернет и социальные сети: инфографика в цифрах - статистика [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pro-spo.ru/internet/3829-internet-i-soczialnye-seti-infografïka-v-czifrax-statistika (дата обращения 03.06.2014).

4. Пол Гринберг, CRM со скоростью света, пер. с англ. Агапов В. М.: Символ, 2013.

5. Помощь бизнесу [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bishelp.ru/business/upravljaem-biznesom/kak-rossiyskie-predprinimateli-prodvigayut-sebya-v-socialnyh-setyah (дата обращения 07.06.2014).

6. Понявина М.Б. Marketing aspects of gross cash flow high level formation on emerging service markets due to premium price positioning. Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 470—472.

7. Самохвалова А.Г., Деловое общение: секреты деловых коммуникаций: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Речь, 2012.

8. Социальная сеть [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:/ http://ru.wikipedia.org/wiki/социальная сеть (дата обращения 03.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.