Научная статья на тему 'Социальные сети как элемент информационных технологий - новый актор мировой политики'

Социальные сети как элемент информационных технологий - новый актор мировой политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
5444
545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / АКТОР МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ / ACTOR IN WORLD POLITICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Торочкова Полина Андреевна

Статья посвящена исследованию роли социальных сетей Twitter и Facebook как нового элемента информационно-коммуникационных технологий в процессе глобализации. Особое внимание уделяется вопросам применения социальных медиа в предвыборной кампании президента США и в организации протестных движений в арабских странах. Анализируется значимость соцсетей как инструмента воздействия на мировые политические процессы и как средства демократизации мирового сообщества. В заключении автор делает предположение о появлении нового актора мировой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks as an element of information technologies - a new actor in world politics

The article is devoted to the study of the role of social networks such as Twitter and Facebook as a new element of information and communication technologies in the process of globalization. Special attention is paid to the use of social media in the U.S. presidential election campaign and in the organization of protest movements in the Arab countries. The relevance of social networks as a tool influencing the global political processes and as a mean of democratization of the international community is analysed. In conclusion the author makes an assumption that the new actor in world politics has appeared.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как элемент информационных технологий - новый актор мировой политики»

П.А. Торочкова

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -НОВЫЙ АКТОР МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Статья посвящена исследованию роли социальных сетей Twitter и Facebook как нового элемента информационно-коммуникационных технологий в процессе глобализации. Особое внимание уделяется вопросам применения социальных медиа в предвыборной кампании президента США и в организации протестных движений в арабских странах. Анализируется значимость соцсетей как инструмента воздействия на мировые политические процессы и как средства демократизации мирового сообщества. В заключении автор делает предположение о появлении нового актора мировой политики.

Ключевые слова: глобализация, информационное общество, информационные технологии, социальные сети, демократия, актор мировой политики.

XXI век ознаменовался новым этапом политического развития мира - процессом глобализации, характерной чертой которого является бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и, как следствие, появление всемирной компьютерной сети Интернет. В системе информационных технологий возник новый элемент так называемой мягкой силы - социальные сети (далее - соцсети), обеспечившие человечество механизмом мгновенного и глобального символьного обмена.

Концепт «социальная сеть» прочно вошел в нашу жизнь благодаря основателю самой крупной в мире социальной сети Facebook Марку Цукербергу, который сообщил на своей Facebook-странице 4 октября 2012 г., что «ежемесячная аудитория Facebook превысила 1 млрд пользователей», и выразил надежду, что «в один пре-

© Торочкова П.А., 2014

красный день к ней присоединится весь оставшийся мир»1. Миссия БаееЬоок, как продекларировала сама компания, заключается в том, чтобы «предоставить людям возможность обмениваться информацией, сделать мир более открытым для взаимоотношений всего человечества»2. Исходя из этого, по мнению автора, социальные сети, наделяя каждого члена общества правом голоса, будут играть роль электронной демократической площадки во всем мире и таким образом будут способствовать воплощению на практике тезиса политолога М.Р. Деметрадзе: «Политические права и свободы человека предоставляют возможность влиять на политические процессы, которые гарантированы конституцией и принципами международного права»3.

Автор считает, что социальные сети как новый инструмент влияния в мировой политике, безусловно, требуют пристального внимания, исследования, использования и тщательного анализа их роли в процессе принятия государственных решений в условиях обострения глобальных проблем и роста международной взаимозависимости.

Об актуальности темы исследования данной статьи свидетельствует тот факт, что 27 марта 2013 г. премьер-министр РФ, председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев, выступая с первой лекцией в партийной школе в рамках проекта «Гражданский университет», высказал «единороссам» свою позицию о необходимости работать в социальных сетях. Он подчеркнул: «На сегодня это самый простой в технологическом плане и самый демократичный способ общения с гражданами, который позволяет вести прямой диалог и быстро реагировать на предложения и вопросы»4.

В связи с этим возникает вопрос: что же это за явление - социальные сети и какова их роль в политических процессах?

В XXI в. мир стоит на пороге нового этапа исторического развития, пришедшего на смену цивилизации индустриального типа, -постиндустриального информационного общества.

Еще в 1950 г. выдающийся математик и основоположник кибернетики Н. Винер, утверждавший, что «в будущем <...>развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль»5, предсказал возникновение информационного общества. Следовательно, управляя процессом информационного обмена, можно влиять на общественное сознание людей и таким образом предотвращать и мирно разрешать разного рода конфликты. Все возрастающие объемы передаваемой информации политического характера активно участвуют в создании общемировой

«медиакультуры» с определенными стандартами формата, языка и вида изложения материалов, которые должны быть признаны международным сообществом. Происходит процесс глобализации политико-коммуникационного пространства. Создание всемирной компьютерной сети Интернет содействовало появлению единой мировой информационно-коммуникационной среды - киберпро-странства. Усиливается роль информационного фактора в решении глобальных геополитических задач, информация становится одним из основных стратегических ресурсов общества и обостряется борьба за его обладание. Нарастает тенденция использования всемирной сети в качестве инструмента участия в политических процессах. Глобальные коммуникационные сети образуют единое мировое информационное пространство.

Социальные сети - это такой социальный феномен, без которого невозможно представить нашу жизнь в XXI в. Термин «социальная сеть» (social network) как совокупность социальных акторов и связей между ними впервые был введен известным социологом Джеймсом Барнсом в 1954 г. задолго до появления всемирной сети Интернет6, но широкое распространение получил в начале XXI в. с бурным развитием интернет-технологий. Математической моделью социальной сети является граф - совокупность вершин и связей между ними. В данной статье под социальными сетями будем понимать онлайновые социальные сети, созданные в начале 2000-x гг.

Наиболее популярные в мире в настоящее время социальные интернет-ресурсы - это онлайновые сети Facebook7 и Twitter8, видеохостинг YouTube9, в России - соцсеть ВКонтакте10. Их притягательность связана с тем, что они являются инструментом общения жителей всей планеты, мгновенного распространения информации, выражения собственного мнения и верификации своих идей.

Понимая важность и значимость процесса распространения контента в соцсетях на современном этапе, крупнейшие информационные агентства мира Associated Press и Reuters и крупные информационные агентства России Интерфакс, ИТАР-ТАСС, «РИА Новости» и RT (Russia Today) имеют свои аккаунты в интернет-сервисах Facebook, Twitter и YouTube. Учитывая многомиллионную армию подписчиков, можно представить, сколько человек получают информацию о политической картине мира, такой изменяющейся с каждой секундой. На современном этапе соцсети являются ресурсом воздействия на индивидуума, но также и информация, поступающая от индивидуума в соцсети, может стать важным материалом для новостных агентств (from place to space).

Усиление роли соцсетей в современном мире подчеркивает тот факт, что даже о самых значимых событиях в мире мы узнаем из них. Иными словами, социальные сети пишут мировую историю нашего времени!

Так, 24 февраля 2013 г. после своей последней проповеди в должности Папа Римский Бенедикт XVI поблагодарил католиков за любовь и поддержку и попрощался в своем микроблоге в Twitter. После этого он закрыл свою страничку в соцсети. Это было самое драматичное сообщение в Twitter за историю существования интернет-сервиса.

23 апреля 2013 г. хакеры взломали аккаунт в сети Twitter международного информационно-новостного агентства мира Associated Press и сообщили о взрывах в Белом доме и ранении президента США Барака Обамы. Рынки тут же отреагировали на это ложное сообщение: биржевой индекс Доу-Джонса упал на 131 пункт, однако быстро восстановил прежнее значение. Вскоре информационное агентство дало опровержение.

Международная организация - Организация Объединенных Наций имеет страницы в соцсетях Facebook, Twitter и ВКонтакте и видеохостинге YouTube (русскоязычная версия)11. 13 сентября 2013 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отвечал на вопросы жителей планеты через социальные сети в режиме он-лайн-трансляции12.

Таким образом, на мировой арене социальные сети могут выступать не только как средства размещения и распространения информации, но и быть механизмом информационного влияния на общественное сознание и настроение людей.

Важнейшей научной работой, анализирующей переход от индустриальной эпохи к информационному веку, является монография одного из самых авторитетных мыслителей и исследователей информационного общества, Мануэля Кастельса, «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», написанная в конце XX в. Исходя из вышеперечисленных фактов, можно утверждать: какой точный прогноз сделал американский социолог М. Кастельс еще в 1998 г. в третьем томе «Конец тысячелетия» ("End of Millennium") своей трилогии, сформулировав идею о том, что современное общество «зависит от способности знаний и информации воздействовать на знания и информацию посредством рекуррентных сетей в процессе глобального взаимодействия»13.

На современном этапе возникла тенденция использования политиками, прежде всего в США, социальных сетей в своих предвыборных кампаниях и политической деятельности.

Политика в США прошла долгий путь, начиная с тех времен, когда агитация на дому и выступления на площадях являлись единственным способом обращения к избирателям. 33-й президент США Гарри Трумэн проехал поездом «Магеллан» по всей стране, выступая с пламенными речами с платформы последнего вагона, останавливаясь во многих городах США14. В ходе своей знаменитой разъездной агитационной кампании, которая обеспечила ему победу на выборах 1948 г., он преодолел 48 тыс. км за 4 месяца и сделал 201 остановку, чтобы донести свое послание к народу15.

Но уже в 2012 г. предвыборный штаб кандидата в президенты США от Демократической партии Б. Обамы в ходе избирательной кампании в отличие от штаба кандидата в президенты от Республиканской партии М. Ромни широко использовал новые информационные технологии, в том числе и социальные сети, которые и явились движущей силой и значимым механизмом политической коммуникации и воздействия на избирателей, что изменило характер политической конкуренции. Барак Обама обращался к многомиллионной публике через электронные средства связи - блоги, видеохостинги и социальные сети, предоставляя избирателям возможность и получать информацию, и быть непосредственно вовлеченными в политический диалог. Многие аналитики констатируют, что именно социальные медиа сыграли главную роль в процессе выборов президента США в 2012 г. Хэштеги16 #election2012 (выборы 2012), #ivoted (я проголосовал), #Obama (Обама) и #Romney (Ромни) были самыми популярными в американском сегменте Twitter. 44-й президент США Б. Обама был переизбран на второй срок во многом благодаря его пристрастиям к информационным технологиям XXI в. В связи с этим президента Б. Обаму называют президентом социальных сетей или «президентом-online».

Тотчас же после сообщения CNN о победе на президентских выборах 7 ноября 2012 г. Барак Обама на своей странице в самой популярной социальной сети мира Facebook опубликовал пост "Four more years" (Еще 4 года)17, собравший 4 440 915 лайков, и прикрепил к статусу фотографию, на которой он обнимает супругу Мишель Обаму; а на своей странице в Twitter поблагодарил своих избирателей: «Это свершилось благодаря вам. Спасибо»18, - подчеркнув тем самым колоссальную роль социальных сетей в своей предвыборной кампании.

Таким образом, можно говорить о процессе перемещения политической сферы в интернет-пространство. Из отдаленных городишек, которые когда-то президент Трумэн посетил в ходе своего агитационного турне, политические кампании мигрируют во всемирную сеть Интернет, олицетворением которой является

веб-сайт barackobama.com19. Характерными атрибутами традиционных выборов являлись выступления на политических съездах, рукопожатия, благотворительные обеды, рекламные щиты, телевизионные рекламы и офисы политических кампаний в маленьких розничных магазинчиках. В виртуальном пространстве глобальной сети электронная политика сосредоточена на каналах распространения информации. В сети Интернет участники политических кампаний, вероятнее всего, потратят даже больше времени, агитируя интернет-аудиторию (отправляя и просматривая запросы на добавления в друзья на Facebook, публикуя видеообращения кандидатов на YouTube). Такие онлайн-механизмы мгновенно и в непрерывном режиме запускают потоки информации без лишних денежных затрат. Будущие кандидаты, пренебрегающие этими нововведениями, не смогут соответствовать новому поколению избирателей и встретить современные вызовы избирательной системы20.

И после победы на выборах президента США Б. Обама остается активным членом соцсетей, доказывая, что это увлечение является важным принципом его жизни. На сегодняшний день у Б. Обамы насчитывается 35 млн 829 тыс. подписчиков в социальной сети Facebook21 и 32 млн 116 тыс. подписчиков в социальной сети Twitter22. О степени открытости взаимоотношений семьи президента и граждан говорит тот факт, что первая леди США Мишель Обама также имеет два аккаунта в сети микроблогов Twitter23 - один был создан для предвыборной кампании 2012 г., а второй - подарок на день рождения от сотрудников Белого дома. Число подписчиков Б. Обамы увеличивается, и, как следствие, растет доверие к главе государства и усиливаются его позиции в роли действующего президента.

Итак, автор считает, что социальные сети становятся дополнительной площадкой для коммуникации и инструментом прямого обращения политиков к гражданам в достижении своих политических целей, что подчеркивает первый тезис Окинавской Хартии Глобального информационного общества, принятой главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 г.: «Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается <...> взаимодействия правительства и гражданского общества»24.

Среди российских политиков самым активным пользователем социальных сетей является Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев. В 2010 г. он завел аккаунт в Twitter, который читает около 2 млн пользователей25. Также Д.А. Медведев

зарегистрирован на Facebook и имеет около 1 млн подписчиков26 и ВКонтакте с аудиторией более 1,6 млн читателей27. Многие российские губернаторы используют социальные сети как еще один канал коммуникации. Наибольшей популярностью у губернаторов пользуется Twitter. Президент Российской Федерации В.В. Путин, к сожалению, не является активным пользователем Всемирной паутины и не имеет аккаунтов в соцсетях.

Тем не менее Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная президентом В.В. Путиным 12 февраля 2013 г., содержит понимание того, что «неотъемлемой составляющей современной международной политики становится "мягкая сила" - комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества»28, и подчеркивает необходимость совершенствовать систему применения «мягкой силы». А на совещании с членами Совета безопасности РФ в Кремле 15 февраля 2013 г., представляя эту обновленную Концепцию внешней политики государства, Путин сделал акцент на внедрении и грамотном встраивании так называемых элементов «мягкой силы» в глобальные информационные потоки.

Социальные медиа Twitter и Facebook как мощный инструмент коммуникации наглядно демонстрируют эффективность в создании политических протестов нового типа.

В 2010-2011 гг. мировое сообщество осознало, какую огромную роль социальные сети сыграли в организации революций, спонтанных массовых беспорядков и государственных переворотов в странах Арабского Магриба и Ближнего Востока.

События, известные как «арабская весна», впервые произошли в декабре 2010 г. в Тунисе, занимающем лидирующую позицию среди стран Северной Африки по количеству интернет-пользователей. Диктаторский режим сначала действовал традиционным образом: были закрыты или взяты под контроль радикально настроенные газеты, арестованы журналисты, телевидению было запрещено показывать манифестации. Только не были учтены новые формы коммуникации - социальные сети Twitter и Facebook. Но именно эти интернет-сервисы оппозиция использовала для координации своих действий, распространения информации о месте сбора граждан, ведения антиправительственной агитации, призывов протестующих к решительным действиям, что привело к массовым протестным акциям и в итоге к смене политического режима.

Затем 25 января 2011 г. многотысячные манифестации начались и в Египте. Площадь Тахрир в Каире стала центром египетской революции 2011 г. против бывшего президента Хосни Муба-

рака. Активисты с площади Тахрир распространяли информацию в Twitter с хэштегами #Jan25 (25 января) и #tahrir (Тахрир), призывая людей к мобилизации. Соцсети Twitter и Facebook стали новым форматом политического участия: пользователи самостоятельно создавали все новые аккаунты и группы для подготовки митингов с требованием отставки президента страны. Антиправительственная акция «День гнева», организованная египетским молодежным движением «Шестое апреля», стала самой крупной в Египте с 1977 г. Десятки тысяч демонстрантов, требуя политических свобод и улучшения социально-экономического положения, вышли на улицы Каира и других египетских городов. Египетские власти блокировали доступ к соцсетям Twitter и Facebook в связи с массовыми волнениями и объявили их «врагом государства № 1». Власть недооценила значение новых информационных технологий: необходимо было отслеживать сообщения влиятельных акка-унтов, делать прогноз развития событий и реагировать на них без промедления. Если бы египетские власти обратили внимание на хэштег #tahrir (Тахрир) в Twitter, ставший символом революции, то последствия могли быть иными.

Вследствие того, что социальные сети Twitter и Facebook выступили как коллективный организатор революционно настроенных граждан, как объединяющая сила против власти, события в арабском мире были названы твиттерными революциями.

Итак, мы видим, что на современном этапе власть находится в зависимости от контроля не только над информацией, но и средствами коммуникации между членами общества. И правительствами во всем мире теряется этот контроль: через социальные медиа отдельные граждане могут самостоятельно информировать друг друга, распространять идеи от пользователя к пользователю и координировать свои действия, вследствие чего против устаревших политических режимов возникают мощные протестные движения, являющиеся той дополнительной силой, способной сокрушить новый мировой порядок.

Но еще не поставлена точка в оценке роли социальных сетей в арабских революциях. И здесь у автора возникает ассоциация с понятием «эффект бабочки», сформулированным основоположником теории хаоса, американским математиком Эдвардом Лоренцем в известной метафоре: «Взмах крыльев бабочки в Бразилии может породить торнадо в штате Техас»29! В контексте соц-сетей это означает: сообщение одного пользователя может привести к цепочке непредсказуемых событий, ведущих к глобальным изменениям во всем мире.

Возникновение новых средств коммуникации - онлайновых технологий - ведет к увеличению свободы слова и расширению плюрализма мнений. Используя социальные сети, любой пользователь, вовлеченный в политический процесс, может распространять свои сообщения неограниченному числу пользователей сети, тем самым пробуждая социальное и политическое сознание у граждан, что содействует появлению новых способов конвенционального участия индивида в политике.

Итак, мы вступаем в новую эпоху электронной демократии.

Древнегреческая Агора была местом собрания полноправных граждан, излюбленным центром для интеллектуальных дискуссий. Можно сказать, что это утопический идеал истинной демократии, где граждане слушали и высказывали свои мысли, обменивались идеями, непосредственно участвуя в управлении государством. На современном этапе мы получили мощный инструмент продвижения идей от отдельного индивидуума и влияния на мировой ландшафт в режиме реального времени - социальные сети. Каждый член таких сетей, вольно или невольно, является участником международного сотрудничества и принятия решений в мировой политике.

Автор надеется, что, подобно древнегреческой Агоре, интернет-пространство, предоставляя возможность для большего участия граждан в создании законов и постановлений, в построении правового государства, станет электронной площадкой демократии, ибо демократическое общество нельзя построить без услышанного голоса каждого гражданина. Таким образом, социальные сети как новый элемент «мягкой силы» являются непосредственным участником глобальных политических процессов. «Не существует ничего, - подытоживает Мануэль Кастельс в заключение своего фундаментального труда, - что невозможно изменить сознательным целенаправленным социальным действием, подкрепленным информацией, при обеспечении легитимности»30.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать главный вывод данного исследования: в эпоху становления информационного общества вследствие глобализации информационного пространства новые формы коммуникации - социальные сети -являются:

• дополнительным механизмом воздействия на государственные и мировые политические процессы;

• новым средством демократизации мирового сообщества.

На основании этого автор делает предположение о том, что в пейзаже мировой политики появился новый актор - социальные сети.

Примечания

1

This morning, there are more than one billion people using Facebook actively each month (Mark Zuckerberg [Электронный ресурс] // Facebook. URL: https://www. facebook.com/zuck/posts/10100518568346671 (дата обращения: 10.01.2013)). Facebook's mission [Электронный ресурс] // Facebook.. URL: https://www. facebook.com/facebook (дата обращения: 10.01.2013).

Деметрадзе М.Р. Социокультурные исследования: теория и методология: Социокультурная методология изучения традиционализма обществ постсоветского пространства - Россия (центральная зона социокультурных ценностей). М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. С. 423. Медведев открыл работу «Гражданского университета»: Стенограмма первой лекции в рамках проекта // Официальный сайт партии «Единая Россия». URL: http://er.ru/news/2013/3/27/medvedev-otkryl-rabotu-grazhdanskogo-universite-ta/ (дата обращения: 11.04.2013)

Винер Н. Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество. СПб.: Питер, 2001. С. 12.

См.: Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. № 7.

Facebook - социальная сеть, запущенная в феврале 2004 г. студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом.

Социальная сеть Twitter, позволяющая пользователям отправлять только короткие сообщения - микроблоги (до 140 символов), была создана в 2006 г. американским программистом и бизнесменом Джеком Дорси. Twitter - самый удобный способ для передачи текстовых заметок как личного, так и общественного значения, поскольку использует веб-интерфейс и SMS и насчитывает около 500 млн пользователей. Отличительной чертой Twitter является публичная доступность переданных сообщений.

Один из самых популярнейших видеохостингов YouTube был основан в Калифорнии в феврале 2005 г. А в марте 2013 г. видеохостинг YouTube объявил о том, что число пользователей ресурса превысило 1 млрд в месяц, что говорит о популярности портала, на котором представлены не только ролики показа домашних животных, но и массовые протесты и беспорядки в мире, политические акции и демонстрации, а также новости общественно-политической, экономической жизни стран мира. По популярности YouTube может соревноваться только с социальной сетью Facebook.

Самая крупная российская социальная сеть, созданная по образцу зарубежной сети Facebook в октябре 2006 г. Каждый день на сайт заходят более 46 млн человек.

Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru (дата обращения: 10.03.2013).

См.: Пан Ги Мун, используя социальные сети, ответил на вопросы, волнующие жителей планеты [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. URL:

3

4

5

6

7

8

9

10

11

http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=16208#.UaYjNDcSbTp (дата обращения: 10.03.2013).

Castells M. The Information Age: Economy, Society, and Culture. Vol. 3: End of Millennium. 2nd ed. Maiden, MA; Oxford: John Wiley & Sons Ltd, 2010. P. 374. Election campaign 1948 [Электронный ресурс] // The Harry S. Truman Library & Museum. URL: http://www.trumanlibrary.org/whistlestop/study_collections/ 1948campaign/large/docs/index.php (дата обращения: 20.02.2013). The Announcement [Электронный ресурс] // The Harry S. Truman Library & Museum. URL: http://www.trumanlibrary.org/whistlestop/TruWhisTour/ld_2. htm (дата обращения: 20.02.2013).

Хэштег - это знак, который употребляется для того, чтобы указать тему или отметить ключевое слово, к которому относится высказывание. Barack Obama // Facebook. URL: https://www.facebook.com/barackobama (дата обращения: 10.01.2013).

Barack Obama [Электронный ресурс] // Twitter. URL: https://twitter.com/ BarackObama (дата обращения: 10.01.2013).

Сайт некоммерческой организации для поддержки президента Б. Обамы: Organizing for Action [Электронный ресурс]. URL: http://www.barackobama. com/ (дата обращения: 10.01.2013).

См.: WattalS. et al. Web 2.0 and politics: The 2008 U.S. Presidential election and an E-politics research agenda // MIS Quarterly. 2010. Vol. 34. № 4. Barack Obama [Электронный ресурс] // Facebook. Barack Obama [Электронный ресурс] // Twitter.

Michelle Obama [Электронный ресурс] // Twitter. URL: https://twitter.com/ MichelleObama (дата обращения: 30.05.2013); FLOTUS [Электронный ресурс] // Twitter. URL: https://twitter.com/FLOTUS (дата обращения: 30.05.2013). Окинавская Хартия Глобального информационного общества [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://archive. kremlin.ru/text/docs/2000/07/123786.shtml (дата обращения: 10.01.2013). Дмитрий Медведев [Электронный ресурс] // Twitter. URL: https://twitter. com/MedvedevRussia (дата обращения: 30.05.2013).

Дмитрий Медведев [Электронный ресурс] // Facebook. URL: https://www. facebook.com/Dmitry.Medvedev (дата обращения: 30.05.2013). Дмитрий Медведев [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: http://vk.com/ dm (дата обращения: 01.06.2013).

Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // МИД России. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDB F7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 01.08.2013). См.: Lorenz E.N. Atmospheric Predictability as Revealed by Naturally Occurring Analogues // Journal of the Atmospheric Sciences. 1969. Vol. 26. № 4. July. P. 636-646.

Castells M. Op. cit. P. 396.

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.