СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
СОЦИАЛЬНЫЕ РЫНОЧНЫЕ УСЛУГИ В РОССИИ:
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Т.Ю. Прокофьева, кандидат экономических наук, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет
Возникновение услуги, с одной стороны, как вида труда, с другой стороны, как экономического отношения относится к тому далекому от нас времени, когда человек стал обмениваться результатами своего труда. По мере развития экономической системы воздействие сферы услуг на хозяйственную жизнь не только усиливается, но и приобретает многогранный характер, все более заметный в процессах производства, обмена, накопления общественного продукта.
Развитие сферы услуг, важнейшего сектора современной экономики, обусловлено рядом причин. Во-первых, внутренними, структурными потребностями научно-технического прогресса. Создание и расширение отдельных секторов услуг — связи, компьютерных и т.п. — сопряжено с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, которые являются фактором развития промышленности или переоснащения соответствующих производств современной техникой. Во-вторых, прогрессом, связанным с динамикой уровня жизни населения. Удовлетворив базовые потребности в материальных товарах, люди получают возможность все больше средств тратить на услуги, что ранее исключалось из-за низкого уровня доходов.
Научная трактовка категории «услуга» сводится к определению обслуживания как общественно организованного экономического процесса. Однако подходы к определению понятия услуг далеко неоднозначны.
Для экономической характеристики услуги важно определиться в понимании ее полезности, анализ которой наиболее полно был дан К. Марк-
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. С. 203-204.
: См.: Бернар И., Колли Ж.-К. Толовый экономический и. финансовый словарь. М., 1994. Т. 2. С. 553.
сом. Понятие услуги он связывал с действием потребительной стоимости товара или деятельности: «услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара ли, труда ли»1. Изданного положения следует, что услуги как определенные виды труда могут выступать как в форме непосредственной деятельности созидающего субъекта, тесно связанного с живым трудом, оказывающего услугу, так и в форме действия товара, вещи — конкретной потребительной стоимости.
Услуги могут входить в производственное и личное потребление и принимать участие в формировании стоимости общественного продукта, в обмене эквивалентами.
К. Марксом обоснованы следующие важные в методологическом отношении моменты: во-первых, все потребительские услуги являются своеобразными предметами потребления; во-вторых, некоторые из них выступают как товары и служат предметами обмена стоимостных эквивалентов, т.е. имеют меновую форму стоимости; в-третьих, эти услуги являются составной частью совокупного общественного продукта, а именно той его части, которая представляет собой предметы потребления.
Достаточно подробно показано содержание услуги в толковом словаре французских авторов И. Бернара и Ж. Колли: она заключается в содействии удовлетворению индивидуальных или коллективных потребностей без передачи права собственности на какое-либо имущество. Существует обширная сфера обменов, представляющих собой продажу услуг без передачи тех или иных товаров: предоставление услуг — это экономическая функция в той же мере, как производство и продажа материальных ценностей2; оно подобным же образом содействует образованию национального продукта.
В советской экономической литературе проблема услуг затрагивалась редко, та к как считалось, что в процессе производства услуг стоимость не создавалась, а лишь потреблялись элементы национального дохода в результате его распределения и перераспределения. Многие экономисты отождествляли услуги с непроизводственным потреблением, а сферу услуг — с непроизводственной сферой.
В российской экономике начиная с 1990-х гг. XX в. рыночные преобразования охватили все отрасли национального хозяйства, включая и непроизводственную сферу, ставшую основой формирования сферы услуг. Переход от централизованной экономики крыночной объективно обусловил необходимость обособления отдельных составляющих сферы услуг в самостоятельные структуры. Возникли новые рынки услуг: рекламные, аудиторские, франчайзинговые, компьютерные, гостиничные, туристические, общественного питания, образования и т.д. В результате в 2002 г. более 54% ВВП страны было создано в сфере услуг3.
Процессы экономического реформирования, происходящие в стране с начала 1990-х гг., «корректировали» структуру занятых. В условиях неуклонного и масштабного спада материального производства, составившего в последнее десятилетии XX в., по разным оценкам, от 40 до 60% объема производства 1985 г., произошло высвобождение занятых этой сферы. При этом доля занятости в нематериальной сфере возросла с 29,3% в 1990 г. до 36,6% в 1996 г., а в сфере услуг (нематериальное производство плюс инфраструктурные отрасли материального производства) увеличилась с 44,4% в начале 1990-х гг. до 58,7% в 2003 г.4.
Известно, что различают два типа производства услуг: нерыночный и рыночный. К нерыночному типу относят услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения — управление, оборона, бесплатное образование и здравоохранение и пр. Крыночному типу относят услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам — услуги транспорта, связи, торговли, образования, здравоохранения, культуры, финансового посредничества и т.д.
В реформационной экономике ускоренно возникали, прежде всего, рыночные услуги, т.е. пре-
1 См.: Российский статистический ежегодник, 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. - М., 2003. С. 281.
4 См.: Российский статистический ежегодник. Приложение. «Отдельные статистические показатели деятельности организаций Российской Федерации по видам экономической деятельности. 2004». / Росстат - М„ 2004. С. 9.
доставляемые на коммерческой основе. Факт предоставления рыночных услуг в равной мере действителен как для текущей экономической ситуации, так и для долгосрочной тенденции. Именно этим и определяется актуальность проблемы — формирования социальных услуг, приобретающих товарную форму.
Услуги существенно отличаются от многообразных материальных благ, что не может не сказываться на их движении как товаров. В отличие от товара услуга, во-первых, не является осязаемой, т.е. ее невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать и т.д.; во-вторых, не производится впрок и не хранится; в-третьих, отличается (в силу одновременности производства и потребления) изменчивостью ее исполнения; в-четвертых, характеризуется длительностью во времени, т.е. по истечении отведенного для реализации услуги отрезка времени становится невозможно ее перепродать. Эти особенности значительно сужают сферу рыночных отношений в процессе предоставления и потребления услуг.
Несмотря на имеющиеся отличия, услуги имеют аналогичные товарам свойства. Более того, в современной развитой экономике многие услуги имеют значительные вещественные компоненты, а вещественные товары включают в себя нематериальные элементы, например, современные образовательные услуги немыслимы без современных печатных материалов и компьютерных программ обеспечения.
Общим свойством и для товара, и для услуги является процесс их продажи. Любой продавец услуг должен быть заинтересован в наступающих после предоставления услуги материальных последствиях. Подобными последствиями могут быть как получение вознаграждения, так и надежда на их скорейшее получение. То есть любой продавец услуг заинтересован материально, как и любой продавец товара.
Классический подход к определению стоимости услуг заключается в следующем: во всех случаях общественно организованное производство услуг обусловливает общественные издержки производства, как и при производстве любого общественно необходимого продукта. Для стоимостного выражения любой услуги совершенно безразличны содержание полезного эффекта этой услуги, формы, способы и направления ее потребления. Величина стоимости услуги пропорциональна количеству общественно необходимого труда, как живого, так и прошлого. Стоимость услуги
представляется как социальная форма существования ее в продукте, как кристаллизация абстрактного общественно необходимого труда. Стоимость услуги как субъекта экономических отношений имеет и свои социальные параметры, которые могут измеряться затратами труда, общественно необходимым и индивидуальным временем, деньгами, т.е. параметрами, которыми соизмеряются все продукты труда.
Однако, на наш взгляд, индивидуальные потребности в материальных благах, сталкиваясь с ограниченностью их предложения, действительно, создают и поддерживают состояние рыночного равновесия. Что же касается потребности в услугах, то они чаще всего формируются на основе стремления личности к самореализации, а потому не могут создавать тех усредненных общественных потребностей, которые, балансируя со столь же усредненными общественными издержками, определяли бы пропорции обмена. Более того, люди, ориентированные на развитие собственных способностей, могут считать полезными для себя действия, не преследующие материальной выгоды и не согласующиеся с принципами поведения «экономического человека». Таким образом, индивидуальные полезности проявляются значительнее и самостоятельно, а не посредством трансформации в объективные общественные оценки.
В связи с этим возникает важнейшая задача -формирование цен на услуги. Истинная цена товара выявляется только на бездефицитном рынке, когда свобода купли-продажи ничем и никем не ограничивается, а спрос и предложение сбалансированы. В этой связи следует отметить, что только цены на краткосрочные и некоторые среднесрочные услуги (например, в сфере образования — обучение на курсах бухгалтеров, иностранных языков, информатики; в сфере жилья, а точнее — размещения отдыхающих, командировочных в гостиницах и т.п.) могут формироваться на основе баланса спроса и предложения. Уровень же цен на долгосрочные и частично среднесрочные услуги должен регулироваться государством. Основа такого регулирования, возможно, лежит в нормативных ценах, рассчитанных на базе научно обоснованных норм и нормативов.
Ценообразование на рынке современных услуг трудно теоретически и практически выразить как через классические представления о природе стоимости и цены, так и посредством теории предельной полезности. Качественно новая роль сферы услуг и возрастание роли личного фактора про-
давца и покупателя услуги предполагают создание новой концепции ценообразования на современном рынке услуг, подрывающей принципы «экономического человека» и учитывающей особенности человека, конституирующего свои потребности и желания не идентично потребностям других людей не только количественно, но и качественно. Поэтому цена услуги как специфического товара должна включать помимо затрат определенным образом оцененные впечатления покупателя от приобретенной услуги, т.е. необходим учет продавцом субъективного отношения покупателя к услуге, определяемого его личным характером. Качество услуги тем более высоко, чем больше в ее цене доля цены впечатлений покупателя при прочих равных условиях. Цена впечатления выражает степень привлекательности услуги для потребителя, зависящей от уникальности услуги, высокого уровня гарантий наступления только позитивных впечатлений от покупки услуги и пр.
В реальной хозяйственной практике России за последнее десятилетие отмечается увеличение объема рыночных услуг. Их структура и динамика могут быть рассмотрены на основе анализа изменений, произошедших в объеме платных услуг на душу населения.
Специфика многих видов услуг, предопределенная периодичностью их потребления, неотторжимостью от места производства, одномо-ментностью оказания, проявляется в отсутствии многих традиционных для рыночной экономики индикаторов. Тем не менее некоторые тенденции в структуре и динамике платных услуг вполне можно объяснить.
За последние годы само понятие услуги уже не ассоциируется, как прежде, с бытовыми услугами, на которые в 1993 г. приходился наибольший удельный вес — примерно 30%. В настоящее время эти услуги оттеснены на второстепенные позиции. Темпы их роста с 1993 по 2002 г. самые незначительные (при этом в структуре бытовых услуг наибольший удельный вес приходится на ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств). Это объясняется, на наш взгляд, воздействием конкуренции со стороны товаров-заменителей и изменений в уровне и стиле жизни. Купить новый и модный товар зачастую дешевле, а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Большое значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение ассортимента бытовой техники, а также их ценовые преимущества с учетом удобства и экономичности в потреблении.
Объем платных услуг на душу населения в 1993-2002 гг. (руб.; до 1998 г. - тыс. руб.)
Услуги 1993 1995 1997 1999 2000 2001 2002 2002 к 1993, раз
Все оказанные услуги в том числе: 41,8 767,7 1 885,9 3 046,5 4 157,9 5 607,5 7 594,4 182
Бытовые 12,3 148,3 341,8 479,6 606,2 686,1 885,5 72
Пассажирского транспорта 12,3 215,1 490,1 789,0 1 074,6 1 490,9 1 842,0 150
Связи 2,4 58,2 158,3 305,5 465,7 678,2 1 122,6 468
Жилищно-коммунальные 4,3 149,3 401,1 623,9 844,3 ! 052,3 1 551,6 361
Гостиниц - - - - - 172,1 224,1 -
Системы образования 1,0 19,0 79,2 194,3 286,5 386,8 508,6 509
Культуры 0,7 8,3 25,6 45,7 68,8 105,6 155,3 222
Туристско-экскурсионные 0,8 10,0 38,8 55,2 73,4 84,2 105,8 132
Физической культуры и спорта 0.1 2,0 5,9 11,8 15,5 20,9 30,2 302
Медицинские 0,7 20,3 65,3 136,4 189,3 261,9 371,0 530
Санаторно-оздоровительные 2,1 26,3 45,6 86,2 116,2 137,9 159,9 76
Ветеринарные - - - - - 15,7 19,7 -
Правового характера 2,9 61,7 167,6 185,5 218,2 269,5 298,5 103
Другие услуги 2,2 49,2 66,6 133,4 199,2 245,4 319,6 145
По темпам роста лидируют медицинские и образовательные услуги, которые с 1993 по 2002 г. увеличились соответственно в 530 и в 509 раз. При этом их удельный вес возрос почти в три раза: с 2,4 до 6,7% в сфере образования и с 1,7 до 4,9% в сфере медицинского обслуживания.
Такой рост объясняется тем, что немаловажной компонентой благосостояния наряду с материальными становятся социальные блага как высшие, необходимые и достаточные для социального развития личности и общества в целом. К ним относятся среди прочих здоровье и образование. Оказание данных услуг связано не столько с производством средств для жизни, сколько производством самой жизни во всех ее формах.
Образование является неотъемлемым фактором формирования и протекания жизнедеятельности человека. Оно является способом репродуцирования как человека, так и общества; оно позволяет формировать новый тип работников, главных субъектов современной экономической системы.
5 Жеребий В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 191.
Здоровье населения является непререкаемой ценностью, основной составляющей человеческого капитала. Важной проблемой медицинского обслуживания населения является рациональное соотношение платности и бесплатности в его осуществлении. Доля личных расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение в конце 1990-х гг. достигала 40-45%5. Отличительной особенностью платных медицинских услуг в настоящее время является то, что они носят преимущественно разрозненный и часто разовый характер.
Удельный вес транспортных услуг в 2002 г., так же, как и 1993 г., сохраняется на высоком уровне. Наблюдается устойчивая динамика повышения удельного веса услуг связи — с 5,9 до 14,8% и жилищно-коммунального хозяйства — с 10,3 до 20,4%. Это объясняется, прежде всего, содержанием самих этих услуг: они рассматриваются как обязательные, жесткие статьи расходов.
Увеличение доли жилищно-коммунальных услуг связано с изменением структуры инвестиций в пользу быстро адаптирующегося к новым условиям хозяйствования негосударственного сектора, прежде всего индивидуальных застройщиков, и ус-
транением ограничений, характерных для централизованной системы хозяйствования. Доля жилых домов, построенных населением за свой счет только с 1990 по 1995 г., возросла с 9,7 до 23,2%6.
Практически без изменений и на самом низком уровне в общем объеме услуг остается доля платных услуг в области культуры (2%), туризма (1,5%), физической культуры и спорта (0,4%). Эти виды услуг, к сожалению, рассматриваются не как обязательные.
Положительно можно оценить произошедшую дифференциацию услуг, так, например, нашли отражение ветеринарные услуги, а из жилищно-коммунальных выделены гостиничные, несмотря на их незначительную долю в общем объеме услуг.
Динамика объема рыночных услуг на душу населения и удельного веса ряда услуг: медицинских, образовательных, транспортных, услуг связи и жи-лищно-коммунальных — также объясняется их эластичностью или неэластичностью.
В то же время весьма сильна зависимость от неценовых факторов спроса, к которым, в частности, относится уровень доходов населения и их дифференциация между различными его группами. Поэтому анализ спроса логично проводить применительно к различным группам населения с учетом уровня их доходов. Спрос для одних покупателей может быть эластичным, а для других неэластичным. При этом следует учитывать удельный вес затрат на услуги в расходах разных групп потребителей. Относительно высокая цена ряда услуг делает их недоступными для многих групп населения. Например, несмотря на абсолютное увеличение объема платных услуг надушу населения, связанных с санаторно-оздоровительными мероприятиями и правовым обеспечением, их удельный вес сократился более чем в 2,3 раза.
При чувствительности покупателей к цене превалируют следующие условия. Во-первых, риск, связанный с приобретением некачественного товара, заставляет переплачивать за качество. Важно, что потребитель имеет значительную экономию от использования конкретного товара или услуги, если товар или услуга позволяет покупателю сохранить и время, и деньги (спрос неэластичен по цене). Во-вторых, в случаях, когда цена товара мала по сравнению с бюджетом покупателя, главным мотивом потребления становится комфорт, удобство или какой-либо другой критерий предпочте-
6 Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 170.
ния. В-третьих, если покупатели плохо информированы о превалирующих ценах, вариантах доступности, а также характеристиках качества, то спрос также неэластичен.
На рынке услуг высока степень их дифференциации по потребительским характеристикам и уровням качества. Часто может существовать значительный ряд градации продукта по степени дифференциации. Отличительной чертой дифференцированное™ продукции является возможность повысить цену, не жертвуя объемом продаж.
Обеспеченность человека разнообразными услугами в современных условиях научно-техничес-кой революции становится той составляющей в системе общего объема его потребностей, без которой другие блага могут потерять свое доминирующее значение.
Сфера услуг в российской экономике нуждается в первоочередном реформировании. Она способна стать одним из факторов роста отечественной экономики вследствие значительной емкости рынка, конкурентоспособности целого ряда отечественных услуг по сравнению с зарубежными, меньшей по сравнению с промышленностью и сельским хозяйством капиталоемкости, быстрым сроком окупаемости капиталовложений и низкого стартового уровня, обусловленного наследием административно-командной системы. Наиболее приоритетными, способными обеспечить России ускоренный экономический рост, высокую занятость населения, приток иностранных капиталов и сохранение территориальной целостности, могут стать такие отрасли сферы услуг, как образование, транспорт, туризм.
Концептуальными основами реформирования и стимулирования ускоренного развития отечественной сферы услуг должны стать усиление государственного регулирования с учетом специфики и особенности сферы услуг, создание действительно благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса, мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов и привлечение иностранного капитала в российскую сферу услуг. При отсутствии регулирующей деятельности государства рынок услуг будет постоянно воспроизводить неравновесные состояния. Основные направления государственного регулирования должны охватывать инфраструктуру рынка услуг, гарантии качества предоставляемых услуг, поддержание высокой занятости, антимонопольную политику, равномерность распределения информации в рыночной среде, инвестиционную активность. В целом роль го-
сударства должна заключаться не столько в прямом финансировании, сколько в создании ситуации, благоприятствующей росту платежеспособного спроса на услуги.
Повышение платности социальных услуг целесообразно определять, во-первых, тарифной политикой, связанной с дифференцированностью по доходам соответствующих групп населения; во-вторых, политикой доходов, увеличением доли населения с высокими доходами и снижением доли с низкими доходами. Известно, что возрастание уровня доходов наименее обеспеченных
групп населения в большей степени способствует повышению спроса на отечественные товары и услуги, чем высокодоходных групп, которые потребляют не только отечественные, но и импортные товары и услуги. Тарифная политика и политика доходов выступают при этом как самостоятельные факторы роста платности услуг. Они жестко коррелируют с общим социально-экономическим положением в стране и обусловливаю! непрерывную динамику роста платности социальных услуг в той мере, в какой она действительно осуществляется.
ДНИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ
Приглашаем Вас принять участие в
Федеральной выставке-ярмарке продукции предприятий малого и среднего бизнеса
15-18 ноября 2005 г., Москва, ВВЦ, павильон №69
Организаторы:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Торгово - промышленная палата Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Правительство Москвы
ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" В программе Дней малого и среднего бизнеса России:
- Экспозиции о развитии малого предпринимательства по Федеральным округам и регионам России
- Федеральная выставка-ярмарка продукции предприятий малого и среднего бизнеса
- Специализированные выставки: "Оборудование для малого и среднего бизнеса", "Лизинг - 2005", "Бизнес-сервис", "Лучшие товары малых предприятий Турции"
- Подведение итогов конкурсов: "Лучшийрегион (субъект) Российской Федерации", "Лучшие в России"
- Конференции, семинары, "круглые столы", консультации по различным вопросам предпринимательской деятельности
За дополнительной информацией просьба обращаться: Выставочный комплекс ВВЦ "Наука и образование" тел. (095) 974-61-44, тел./факс (095) 974-71-96 Http://www.fairs.ru,