Научная статья на тему 'Услуги образования и рынок'

Услуги образования и рынок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2330
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПЛАТНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЧАСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL SERVICES / ADDITIONAL SERVICES REQUIRING PAYMENTS / PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Е. Н.

Автор исследует развитие рыночных отношений в сфере образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL SERVICES AND THE MARKET

The author investigates the development of the market of the market relationships in the education sphere in Russia.

Текст научной работы на тему «Услуги образования и рынок»

РЕТРО

УДК 338.46 Попов Е.Н.

П-58

УСЛУГИ ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК

Автор исследует развитие рыночных отношений в сфере образования России.

Ключевые слова: образовательные услуги, платность дополнительных услуг, частные учебные заведения.

Развитие рыночных отношений так или иначе охватывает всю жизнедеятельность народного хозяйства, включая и отрасли непроизводственной сферы. Отсюда и актуальность проблемы формирования рынка услуг образования. Они приобретают товарную форму. И сак этот Факт в равной мере действителен и для долгосрочных (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.), и для среднесрочных (повышение квалификации, переподготовка кадров и др.), и для краткосрочных (например, отдельные курсы лекций, инструктажи, экскурсии) услуг. Последние в любом их виде всегда представляют собой некоторый объем информации (устной, графической и др.), поступающей от преподавателя (преподавателей) обучающемуся (обучающимся). Оказание таких услуг предполагает использование преподавателем (по его выбору) любых разрешенных обществом технических средств и педагогических мер, обеспечивающих наиболее полное усвоение этой информации обучающимся.

Услуги образования отличаются от других нематериальных услуг по своим потребительским свойствам (потребительной стоимости): они удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии и приобретении определенной специальности или квалификации. Такие потребности, впрочем, могут быть в той или иной мере удовлетворены также на основе самообразования, в этом случае они не реализуются через сферу услуг образования. Эта сторона дела требует специального рассмотрения, которое оставляется за пределами этой статьи.

Услуги образования, как и другие нематериальные блага, существенно отличаются от многообразных материальных благ, что не может не сказываться на их движении как товаров. Назову в данной связи два основных отличия. Во-первых, процессы производства, передачи и потребления

покупателем услуги образования, как и иной услуги, совмещены во времен и: они осуществляются в прямом контакте производителя (продавца) и потребителя (покупателя). В связи с этим такие услуги не могут накапливаться ни у производителя, ни у потребителя, не могут и перепродаваться покупателем, и это сужает сферу рыночных отношений в образовании. Во-вторых, в результате купли-продажи материального блага меняется собственник, но не изменяются свойства товара: в результате же купли-продажи услуги образования продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается. Здесь мы имеем дело с еще одним фактором, ограничивающим распространение сферы рыночных отношений в образовании.

Потребление услуг образования, какую бы конкретную форму они ни принимали, в экономическом смысле ведет к совершенствованию качества рабочей силы. Правомерно, следовательно, утверждать, что услуга образования как специфический товар, исчезая в процессе потребления, трансформируется в другой, и тоже специфический, более того, стоящий особняком во всем товарном мире товар - рабочую силу. При этом надо, разумеется, учитывать, что качество последней зависит не только от совокупности потребленных услуг образования, но и от количества и качества личного труда, затраченного в процессе потребления названных услуг, от личных способностей обучающегося и степени их реализации. Поэтому важно отличать совокупность образовательных услуг, потребленных обучающимся, от совокупности его знаний, умений, навыков. Первая из этих совокупностей - продукт труда препо-

давателей (соответствующего учебно-вспомогательного и административного персонала), вторая - продукт совместного труда преподавателя и обучающегося. Представляется существенным подчеркнуть, что именно образовательные услуги, а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения. На рынке учебное заведение может претендовать на возмещение лишь собственных общественно необходимых затрат по оказанию той или иной образовательной услуги. Указанный вывод важен для определения величины стоимости услуги образования: эта величина непосредственно не зависит от затрат труда ее потребителя, однако косвенная зависимость здесь есть, и обусловлена она следующими двумя обстоятельствами.

Первое. Качество услуги образования оценивается все же через объем и качество приобретаемых в процессе ее потребления знаний, умений, навыков. Поэтому такого рода услуга должна включать в себя элементы контроля знаний, умений, навыков.

Второе. С увеличением затрат труда потребителя образовательной услуги промежуток времени, в течение которого она предоставляется, может сокращаться без ущерба для ее качества.

Закончив курс образования, т.е. потребив определенную совокупность услуг учреждений сферы образования, человек покидает (временно, если следовать концепции непрерывного образования) пространство рынка образовательных услуг и включается в сферу отношений рынка рабочей силы в качестве собственника последней, характеризующейся определенным качеством (квалификацией). Продав свою рабочую силу на этом рынке, ее владелец получает ее цену, т.е. заработную плату. Суммарная заработная плата (в дальнейшем именно она будет здесь иметься в виду, когда речь ведется о заработной плате), получаемая работником за весь период его трудовой деятельности, возмещает затраты прошлого и живого труда, связанного с производством и воспроизводством рабочей силы, а именно: затраты на услуги образования, полученные в период обучения; затраты личного труда в процессе потребления услуг образования; затраты личного труда, реализующегося в создании материальных и нематериальных ценностей в процессе трудовой

деятельности в качестве рабочего, служащего, специалиста.

Теоретически такой представляется структура полной заработной платы работника. Первая ее составляющая выступает как источник оплаты услуг образования, вторая - источник материального обеспечения в период обучения, третья -источник материального обеспечения работника и неработоспособных членов его семьи.

Предложенная схема расходования заработной платы представляется идеальной в условиях рыночных отношений. Но, как и всякую иную идеальную модель, на практике ее в полной мере реализовать невозможно. Прежде всего потому, что периоды обучения и производительного труда человека в большинстве случаев разделены во времени и достаточно длительны. Оплата же образовательных услуг должна производиться незамедлительно, иначе окажется невозможной деятельность учебных заведений, т.е. непрерывное воспроизводство этих услуг. Потребители же их -в большинстве своем дети и молодые люди - экономически несостоятельны, им нечем такие услуги оплачивать.

Разрешить такое противоречие можно несколькими путями: 1) обучающимся выдаются долгосрочные кредиты целевого назначения с условием погашения их в период производительного труда (из заработной платы); 2) государство берет на себя все расходы, связанные с оплатой образовательных услуг и материальной поддержкой их потребителей (соответственно так или иначе уменьшается заработная плата будущих собственников рабочей силы); 3) используются различные источники покрытия затрат, связанных с оплатой образовательных услуг и материальной поддержкой их потребителей: государственные (финансирование учебных заведений из федерального, республиканского, местных бюджетов; предоставление обучающимся пособий и долгосрочных кредитов целевого назначения), личные средства обучающихся (а также их родителей и опекунов), средства предприятий и организаций (восполняющие затраты на подготовку специалистов по заказам, переподготовку и повышение квалификации работников), средства общественных и благотворительных организаций и частных лиц.

Два первых из названных здесь путей ни в одной стране мира в полной мере еще не были реализованы. Это в главном объясняется следу-

ющими причинами: предоставление долгосрочных крупных (в сравнении с заработной платой) кредитов несовершеннолетним и не занятым производительным трудом гражданам слишком рискованно и технически трудно осуществимо (особенно в условиях нестабильной экономики); восполнение всех связанных с производством и потреблением образовательных услуг затрат государством слишком обременительно для его бюджета и к тому же не стимулирует заинтересованность обучающихся в наиболее эффективном потреблении услуг образования.

В силу сказанного решение проблемы оплаты образовательных услуг идет по преимуществу третьим, т.е. «комбинированным» путем. Различия состоят лишь в степени использования тех или иных источников восполнения затрат на образование. Например, в США из государственных источников (федерального бюджета, бюджетов штатов и местных бюджетов) финансируется 73% затрат на образование, остальные 27% затрат восполняются за счет оплаты непосредственно потребителями (обучающимися)1, а также доходов от научной и хозяйственной деятельности, частных пожертвований и др. Причем объем услуг, предоставляемых государственными учебными заведениями США, значительно превышает тот, что осуществляется частными учебными заведениями (процентное соотношение составляет 81,2 к 18,8). Обучение в начальных и средних учебных заведениях государственного (общественного) сектора бесплатное; в высших учебных заведениях плата обучающихся возмещает 14% от общих затрат в государственном секторе и 38 % - в частном.

В бывшем СССР услуги образования возмещались в основном из государственных источников: из средств общесоюзного, республиканских и местных бюджетов, за счет государственных предприятий и организаций. Лишь незначительная часть затрат на образование компенсировалась из личных средств обучающихся (курсы по изучению иностранных языков, музыкальные школы, репетиторство и т.п.).

Если исходить из опыта стран с развитой рыночной экономикой, можно говорить, что в России главенствующая роль в финансировании сферы образования из государственных источников в условиях рыночной экономики сохранится. Основу системы образования в стране и впредь составят государственные учебные заведения. Вме-

сте с тем получит развитие также частный (негосударственный) сектор, способный конкурировать с государственным в качестве услуг, в чуткости отклика на изменяющуюся конъюнктуру рынка рабочей силы.

Услуги учебных заведений государственного сектора будут, как и прежде, в основном бесплатными. Полностью освобождаются от оплаты услуги, оказываемые в пределах обязательного (общественно необходимого) минимума, регламентируемого научно обоснованными государственными стандартами образования и реализуемого в процессе обучения в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях. Услуги сверх этого минимума, т.е. среднего образования для всех, предоставляемые учебными заведениями потребителям по их свободному выбору, должны оплачиваться (полностью или частично) ими самими или их спонсорами. Платность дополнительных услуг, как представляется, окажет стимулирующее воздействие на развитие образования в целом, причем ряд таких услуг со временем, вероятно, будет включен в обязательный минимум.

Вопрос о платности основных услуг образования, предоставляемых вузами, пока не имеет однозначного решения. Поскольку такие услуги выходят за пределы обязательного минимума, постольку даже с позиций социальной справедливости они должны хотя бы частично оплачиваться потребителем. Однако в настоящее время, когда тенденция к снижению жизненного уровня трудящихся продолжает развиваться, вводить даже частичную оплату потребителями основных образовательных услуг вузов, по моему мнению, нецелесообразно. Очевидно, иначе должно обстоять дело в условиях стабильной, крепкой экономики, причем смысл наличия в ней оплаты услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями, не столько даже в улучшении финансового положения вузов, сколько в рациональном регулировании спроса на услуги образования, в стимулировании ответственного отношения к их потреблению.

В частных учебных заведениях всех уровней оплата потребителями всех услуг образования представляется необходимой; иначе не будут в полной мере реализованы возможности частного сектора как конкурента государственному. При этом суть отношений участ-

ников торговой сделки по поводу купли-продажи услуг образования изменится, если покупатель из собственных средств оплатит лишь часть стоимости предоставляемой услуги, а оставшаяся часть будет восполнена из доступных ему государственных, общественных, благотворительных средств (пособий, стипендий и кредитов).

Услуги образования относятся к дорогостоящим: они производятся высококвалифицированным трудом преподавателей и все больше требуют применения современного учебно-лабораторного оборудования. При низком платежеспособном спросе населения российский частный сектор в образовании в ближайшие годы будет, очевидно, ограничен предоставлением лишь краткосрочных и отдельных среднесрочных услуг. Для производства долгосрочных образовательных услуг в частном секторе на первых порах потребуется существенная государственная поддержка. Она, очевидно, может оказываться в основном двумя способами: либо льготным налогообложением, либо дотациями из государственного бюджета (на величину которых обязательно должна уменьшаться плата, вносимая обучающимися из собственных средств).

Таким образом, и в рыночных условиях хозяйствования государственный сектор в образовании сохранит в России ведущую роль. Государство, как и ранее, через посредство собственных учебных заведений будет производить и оплачивать основную массу услуг образования. Это обстоятельство является еще одним (третьим по счету, о двух других упоминалось в начале статьи) фактором, сужающим сферу рыночных отношений в образовании. Четвертым таким фактором правомерно считать отсутствие возможности создания в обозримом будущем некоторого излишка ученических и студенческих мест (в связи с их высокой стоимостью и большой потребностью в них). Между тем без такого излишка невозможно обеспечить потребителю должную свободу выбора той или иной образовательной услуги и ее производителя по месту жительства потребителя. Отсутствие же такой свободы -несомненный ограничитель развития рыночных отношений.

Рассмотренные факторы, ограничивающие рыночные отношения в сфере образования,

действуют объективно и, следовательно, не могут быть устранены законодательно. В связи с этим возникают две важнейшие проблемы: 1) формирование цен на такого рода услуги при ограниченном рынке; 2) адаптация государственных учебных заведений крыночным отношениям.

Как известно, истинная цена товара (цена, соответствующая общественно необходимым затратам труда на его производство) выявляется только на бездефицитном свободном рынке, когда свобода купли, продажи, перепродажи товара ничем (никем) не ограничивается, а спрос и предложение сбалансированы. Если говорить о наших сегодняшних реалиях, то лишь цены на краткосрочные и некоторые среднесрочные услуги (например, обучение иностранным языкам на курсах) могут формироваться на основе баланса спроса и предложения; уровень же цен на долгосрочные и частично среднесрочные услуги должен регулироваться государством. Основу такого регулирования следует видеть в нормативных ценах, рассчитанных по утвержденным методикам на базе научно обоснованных норм и нормативов затраты ресурсов, общественно необходимых для производства образовательных услуг. Теоретически нормативным путем установленная цена должна бы совпадать с той, что складывается на свободном рынке. Но эту теоретическую посылку крайне трудно реализовать на практике - как из-за несовершенства методик расчета и нормирования, так и из-за колебаний спроса и предложения.

В связи с этим возникает необходимость решать проблему создания государственной системы формирования нормативных цен на услуги образования. Эти цены выполняют следующие функции: 1) определяют размер платы за услуги в сфере образования в условиях весьма ограниченного рынка, когда отсутствует возможность переговоров на равных между покупателем и продавцом; 2) являются базой для установления нормативов государственного бюджетного финансирования учебных заведений; 3) служат ориентиром для установления договорных цен на основе соглашения между покупателем и продавцом в условиях ограниченного рынка; 4) позволяют обоснованно установить размеры пособий обучающимся для оплаты ими образовательных услуг; 5) являются базой для установле-

ния размеров дотаций учебным заведениям из государственного бюджета, общественных, отраслевых и других фондов; 6) служат ориентиром для предельно допустимых цен, устанавливаемых с целью защиты потребителей.

Нормативную цену услуги образования образуют нормативная себестоимость и нормативная прибыль. Первая из этих величин включает в себя текущие затраты (заработная плата, учебные и хозяйственные расходы и др.) и отчисления на полное возмещение износа и капитальный ремонт основных средств. Прибыль должна дать источник затрат на развитие учебного заведения и материальное поощрение сотрудников сверх заработной платы. Затраты государства на материальную поддержку обучающихся (стипендии, льготное питание и др.) исходя из вышеизложенных соображений, строго говоря, не должны включаться в нормативную цену образовательной услуги, поскольку непосредственно с последней не связаны. Однако во многих случаях на практике все рассматриваемые затраты суммируются. В такой ситуации, по-видимому, следует говорить не о цене услуги образования, а о цене обучения (в общеобразовательной школе) или о цене подготовки специалиста (в профессиональной школе). Важно различать эти понятия с тем, чтобы не допустить ошибки при определении нормативов бюджетного финансирования, включающих суммарные нормативные затраты на подготовку специалиста.

Теперь о второй из встающих крупных проблем - о необходимости реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию государственных учебных заведений к рыночным отношениям. Сама эта необходимость обусловлена следующими причинами. Во-первых, учебные заведения функционируют не изолированно, а в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями всех отраслей народного хозяйства, в рыночном пространстве. Во-вторых, производство услуг, непосредственно не связанных с образованием, но безусловно требующихся любым учебным заведениям независимо от формы собственности, будет в основном ориентировано на свободный рынок.

Успешное функционирование государственных учебных заведений в рыночных условиях предполагает наличие ряда условий.

Первое. Предоставление им как можно большей (в рамках действующего законодательства)

свободы организационно-экономической деятельности, превращение их в самоуправляемые, автономные организации. Средством достижения цели здесь становится прежде всего финансирование основной учебно-воспитательной деятельности по научно обоснованным нормативам, выполняющим роль цены обучения (цены подготовки специалиста). Такие нормативы должны обеспечивать затраты на простое и расширенное воспроизводство услуг и ресурсов и, следовательно, возможность функционирования учебного заведения в режиме самоокупаемости и самофинансирования. Необходимость перехода к бюджетному финансированию по нормативам (от прежнего сметного, исключающего какую-либо самостоятельность в расходовании заработанных средств) впервые была декларирована «Основными положениями нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы», одобренными Советом Министров СССР 23 ноября 1988 г., но до сих пор не реализованными.

Второе. Предоставление обучающимся по возможности максимальной (в пределах разумной достаточности) свободы поведения в получении и потреблении образовательных услуг. Это достигается, в частности, тогда, когда возможно изучение отдельных дисциплин по выбору из нескольких альтернативных, обучение по индивидуальному графику, сокращение срока обучения при условии выполнения учебного плана и др. Реализованное право выбора в ряде случаев можно рассматривать как дополнительную услугу, подлежащую оплате непосредственно потребителем; например, альтернативные курсы лекций читаются параллельно двумя конкурирующими преподавателями - штатным (без оплаты обучающимися) и приглашенным со стороны (с оплатой его теми обучающимися, которые отдали ему предпочтение).

Третье. Максимально возможное (но регламентированное законодательством) ограничение государственных органов, имеющих в своем подчинении учебные заведения, в действиях, касающихся их работы. Имеется в виду прекращение административно-командного вмешательства в организационно-экономическую деятельность учебных заведений, использование исключительно экономических методов управления, основанных на применении механизмов ценообразования, нормирования, бюджетного финансирова-

ния, налогообложения, аттестации и аккредитации, индикативного планирования и прогнозирования и т.п.

С переходом к экономическим методам управления возрастает роль научных исследований, в частности в области экономики, статистики, маркетинга, менеджмента применительно к системе образования. Создание рынка его услуг должно формироваться и осуществляться лишь на базе научных рекомендаций. Это требование в настоящее время, когда пути перехода к рыночной экономике еще недостаточно ясны, особенно актуально, поскольку играет роль одного из основных ограничителей свободы деятельности государственных органов управления.

Рассмотренные вопросы, наряду с общими проблемами демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, сейчас довольно широко обсуждаются и постепенно воплощаются в принимаемых в России законах и правительственных постановлениях. «На подходе» Закон об образовании, разрабатывается пакет нормативных документов, обеспечивающих его реализацию (государственные образовательные стандарты, положения об аттестации и аккредитации учебных заведений, о социальной помощи студентам и др.), введены в действие Временные положения об учреждениях (организациях) системы образования и подготовки кадров, создаются негосударственные учебные заведения - школы предпринимательства, промышленные академии т.п., а также подразделения при уже функционирующих учебных заведениях, оказывающие образовательные услуги на коммерческой основе, и т.д.

Однако при всей важности проблем формирования рынка услуг образования, приспособления государственных учебных заведений к рыночным отношениям в настоящее время, как это ни печально, на первое место по значению и очередности решения выдвигается проблема жизнеобеспечения (вернее, выживания) государственных учебных заведений. В 1992 г. объемы их финансирования из государственного бюджета по сравнению с предыдущими годами резко сократились (в сопоставимых ценах) и не обеспечивают покрытие даже минимально необходимых текущих затрат (заработная плата, стипендии, хозяйственные расходы). Решению этой проблемы может помочь широкое привлечение учебными заведениями внебюджетных источников финансирования (подготовка специалистов по прямым договорам с предприятиями, оказание платных образовательных услуг и т.п.). К сожалению, возможность использования таких источников, особенно общеобразовательными школами, весьма ограничена. Ведущая роль в решении неотложных проблем материального обеспечения образования по-прежнему принадлежит государственному бюджету, и не считаться с этим нельзя, если не пренебрегать важнейшими сегодняшними и завтрашними интересами народов России.

Примечания

1 См.: Statistical Abstract of the United States. -

1989. - 109lh Edition; Financing Higher Education in the United States. American Council on Education,

1990.

Popov E. THE EDUCATIONAL SERVICES AND THE MARKET

The author investigates the development of the market of the market relationships in the education sphere in Russia.

Keywords: educational services, additional services requiring payments, private educational institutions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.