Научная статья на тему 'Социальные ресурсы личности как проблема современного образования'

Социальные ресурсы личности как проблема современного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1456
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куклина Наталия Борисовна

В статье рассматриваются социальные качества личности, способствующие ее интеграции в общество в интерпретации современной науки и проблема ориентиров современной школы в процессе формирования социально-компетентной личности. Автор представляет разработанную им модель адаптивного способа социального мышления как комплекс качеств, способствующих успешной социализации личности, ее самостоятельной социальной деятельности, активности и самореализации, интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные ресурсы личности как проблема современного образования»

УДК 370.153+152.27

Куклина Наталия Борисовна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА современного образования

Аннотация. В статье рассматриваются социальные качества личности, способствующие ее интеграции в общество в интерпретации современной науки и проблема ориентиров современной школы в процессе формирования социально-компетентной личности. Автор представляет разработанную им модель адаптивного способа социального мышления как комплекс качеств, способствующих успешной социализации личности, ее самостоятельной социальной деятельности, активности и самореализации, интеграции в общество.

Ключевые слова: образование, формирование, духовность, социальная адаптация, социальные ресурсы, социальная компетентность, ценности.

Kuklina Natalia Borisovna

Candidat of Sociology Sciences, Associate Professor of Sociology Deportament at the Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk

SOCIAL RESOURCES PERSON AS A PROBLEM OF MODERN EDUCATION

Abstract. The article deals with the social adaptation of the individual, to facilitate their integration into the society in the interpretation of modern scientists and the problem orientation of modern education in the process of social and competent person. The author presents a model they developed an adaptive method of social thought as a set of qualities that contribute to the successful socialization of the individual, his self-social activities, activity, and self-fulfillment, and community integration.

Keywords: education, formation, spirituality, social integration, social resources, social competence, values.

В современный период трансформирующегося российского общества перед представителями всех слоев населения встает вопрос о выборе стратегии социальной адаптации и ценностных ориентиров в непростых жизненных условиях. Деидеологизация и аномия еще более усложняют ситуацию. С одной стороны - прагматизм и предприимчивость, проявляющиеся зачастую в форме нахождения везде и всегда выгоды с игнорированием нравственных ценностей способствуют внешнему успеху, но с другой - пренебрежение моралью, духовными ценностями, которые так значимы для менталитета нашего народа, может перейти при внешнем успехе в личностную драму, потерю смысла жизни, тем более, что человек - это существо общественное и не может быть целостной личностью, если только берет от социума и ничего ему не дает. Проблема выбора личностью качеств,

способствующих успешной и гармоничной жизни была актуальна во все времена, но особенно это применимо к переходным периодам в жизни общества, в одном из которых (и в очередной раз) оказалась сейчас и Россия. И у нашей страны, и у каждого человека есть свои ресурсы, которые он использует, развивает, пополняет или, наоборот, растрачивает, теряет, не восстанавливает и т. д. Социальные ресурсы личности - это составная часть ее человеческого капитала, совокупность качеств, способствующих успешной социализации. «Социальные ресурсы - это совокупность средств, которыми обладает и которые использует человек для обеспечения эффективного социального функционирования личности и поддержания оптимального функционального состояния в процессе адаптации» (С. А. Шапкин, Л. Г. Дикой) [Цит. По: 2, с. 6]. В настоящей статье понятия «социальные ресурсы и со-

циоадаптивные качества личности» отождествляются, то есть под социальными ресурсами понимаются социоадаптивные качества личности, способствующие достижению человеком гармонии с самим собой и социумом, Универсумом, преодолению противоречий между личностью и обществом. Как писал в одной из своих работ психолог

Н. Энкельманн: «... у человека есть только две проблемы: правильно обходиться с собой и другими» [4, с. 52]. Однако - как это делать и что является правильным, ведь времена, страны и люди такие разные? Таким образом, проблема социальной адаптации и социоадаптивных качеств личности всегда остается актуальной и особенно это касается социальных институтов воспитания и образования, которые должны готовить поколения к жизни в социуме, исходя и из реалий жизни, и опираясь на духовный опыт человечества. Конечно, главным институтом социализации является семья, но и школа исполняет также важные функции при подготовке учащихся к жизни. Компетентност-ный подход в современном образовании направлен на «свободное развитие личности» [1, ст. 2, п. 1], в том числе и ее социальной компетентности. «Содержание образования должно обеспечить: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности» [там же,ст. 14, п. 12. 2].

Какие же качества могут способствовать интеграции личности в общество, ее успешной социальной адаптации? В каком направлении должна проводиться воспитательная работа в семье и школе, чтобы подготовить ребенка к жизни в социуме, сформировать социально-компетентную личность?

В современной науке нет единой точки зрения по данному вопросу. Эта проблема до сих пор остается открытой. Существующие публикации в данной области можно разделить на две группы, условно говоря(если пользоваться терминологией М. Вебера) - ценностно-рациональную и целерациональную. Авторы публикаций первой группы включают в перечень социально-адаптивных качеств личности обязательно нравственные черты и считают духовность (с позиции не теологического,

а аксиологического подхода) фактором социальной адаптации личности (П. А. Сорокин, Э. Фромм , В. Франкл и т. д). И хотя они не применяют термины «социальная адаптация, социальные ресурсы» и т. д., но подразумевают то же - качества, способствующие интеграции личности в общество. Представители другого направления не акцентируют внимание на нравственных характеристиках адаптирующейся личности, (например

О. А. Шабанова, А. Инкелес). По мысли Лосского Н. О. - «установить правильное соотношение между обществом и индивидуальным «я» человека могут лишь те системы, которые способны дать синтез универсализма и индивидуализма. В большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом, принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность должна подчиниться более высоким социальным ценностям» [3, с. 208].

Не анализируя вышеперечисленные труды по данной проблеме автор настоящей статьи стремится сделать свой вклад в область исследований по социальной адаптации и предлагает комплекс социоадаптивных качеств личности, применимых и в нашей современной российской действительности.

Методологической основой предлагаемого исследования является комплексный подход, сочетающий следующие научные подходы и направления:

1. Гуманистическое направление в социологии и психологии, акцентирующее внимание на развитии личности и духовности как фактору ее социальной адаптации (П. А. Сорокин, Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл и т. д.).

2. Когнитивная психология и социология, рассматривающие процессы социального мышления. ( С. Московичи, Д. Майерс, К. А. Абульханова-Славская, Ю. М. Орлов и т. д.).

3. Нормативно-интерпретативный подход (М. В. Ромм) и функционально-динамический (Е. В. Руденский), рассматривающие социальную адаптацию не только как процесс усвоения норм и правил, но прежде всего как самореализацию человека, его возможности как субъекта своей жизни.

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

4. Аксиологический подход к рассмотрению понятия « социальная адаптация».

5. Адаптивный подход к рассмотрению понятия «ценности».

6. Классификация ценностей на ценности-цели и ценности-средства по подходу Р. Мертона и методике М. Рокича.

Исходя из вышеперечисленного автор данной статьи определяет следующее:

1. Социальная адаптация - это понятие, имеющее два взаимосвязанных значения: а) процесс приспособления человека к социальной среде, б)процесс развития личности, механизм, помогающий снять противоречие между требованиями и нормами социокультуры и интересами и потребностями личности, принадлежащей данной социокультуре, одновременно способствуя актуализации и развитию этой личности.

Это определение социальной адаптации является базовым для данной статьи.

2. Ценности являются важным социальным ресурсом личности, способствующим успешной социализации.

3. Социоадаптивные качества (или социальные ресурсы личности) являются также инструментальными ценностями-средствами, с помощью которых достигаются базовые ценности-цели - например, успешная социализация, гармоничное общение с окружающим миром и собой, ощущение счастья в зависимости от индивидуальности.

Далее перейдем к анализу социоадап-тивных качеств (или ценностей- средств), рассматриваемых автором настоящей статьи. В ней, прежде всего, акцентируется внимание на постулате, утверждающем, что духовность является фактором успешной социальной адаптации личности и жизнеспособности, как личности, так и общества в целом. Личность должна обладать не только качествами предприимчивости и прагматизма, но и нравственными духовными качествами. Конкурентоспособность такой личности не ослабнет, а наоборот она станет сильнее и устойчивее. Автором данной статьи предлагается вариант адаптивной модели социального мышления как способа отношения человека к социальной действительности и самому себе. В качестве такой модели выдвигается понятие «позитивное (то есть здоровое) мышление», способствующее выживанию и развитию человека и об-

щества. Позитивное мышление основано на реализации личностью потенциала консен-сиализма, ее направленности на присвоение нравственных ценностей и является проявлением духовности и фактором социальной адаптации в современном мире. Эта модель включает в себя следующие характеристики, которые автор данной статьи определяет как социоадаптивные качества личности, являющиеся для современного российского социума и мирового демократического сообщества социальными ценностями.

1. Гуманистическое мировоззрение, опора на общечеловеческие ценности.

2. Реалистический оптимизм

3. Мотивация роста, стремление к самоактуализации.

4. Креативность, творческое отношение к жизни в целом.

5. Холистический целостный взгляд на мир с позиции разума (но не рассудочности), отношение ко всему (в том числе и к себе), как важной части мироздания, объективный, адекватный взгляд на мир, принятие его как данности, способность перевести энергию психоэмоционального напряжения в русло конструктивной деятельности (не игнорирование эмоций или подавление их, а управление ими).

6. Самоэффективность, безусловная любовь к себе, доброжелательность, терпимость, уважение себя и других; эмпатия, способность сопереживать, понимать себя и других; сотрудничество, а не соперничество как основа социальных отношений. В случае необходимости дать отпор сделать это по возможности мирно - с юмором, спокойствием, игнорированием, сочуствием и т. д. ( Способность понять, что зачастую человек кричит не потому что он плохой, а потому что ему плохо).

7. Самостоятельность, стойкость взглядов и убеждений в сочетании с гибкостью мышления, умение изменить устаревшие личностные конструкты в зависимости от ситуации.

8. Эстетическое отношение к жизни, умение находить прекрасное при общении с людьми, природой , искусством.

9. Владение различными методами психотехники с целью саморегуляции.

Главным постулатом данного этико-психологического комплекса составляющего

модель позитивного мышления как способа социоадаптивного (позитивного) отношения к жизни является следующий (определяющий его центральную позицию) - человеку необходимо видеть в жизни не только трудности и проблемы, но и возможности и пути их решения. Ему от природы дана творческая сила, огромный внутренний потенциал, позволяющий решать проблемы и преодолевать трудности, если не на внешнем, то на внутреннем уровне путём выбора отношения к ситуации, её разумной интерпретации. Необходимо видеть в жизни не только отрицательное, но и положительное и не игнорировать наличие в ней светлых моментов.

Рассмотрев данный комплекс перейдем к некоторым выводам.

1. Проблема содержания социальных качеств личности, способствующих социальной адаптации мало разработана на уровне научного знания(ее разработка чаще всего связана с научно-популярной, занимательной литературой).

2. Современная школа должна выбирать ориентиры для подготовки учащихся к полноценному социальному функционированию в будущей взрослой жизни и не только на уровне знаний учебных предметов, а на уровне ориентировки в жизненных ситуациях.

3. В школах надо развивать не только тело, но и дух, психику, внутреннюю сферу, мир личности, научить ребенка основным методам саморегуляции, особенно на уровне интерпретации той или иной ситуации адаптивным (а не дезадаптивным) образом.

4. Необходимо ввести в школах (как обязательный компонент) не только физическую, но и психическую гимнастику и усилить этическую и эстетическую составляющие развития, чтоб укрепить стрессоу-стойчивость ребенка. Одними физическими упражнениями этого не сделаешь.

5. Можно взять за основу различные подходы к содержанию социальных ресурсов, в том числе и вышеприведенную модель позитивного мышления.

Нашему обществу, особенно в настоящей ситуации нужна свободная, стрессоустойчивая личность, способная противостоять негативным воздействиям социальной среды и управлять своими инстинктами и отрицательными эмоциями. И духовность и культура личности (вопреки распространен-

ным стереотипам) сделают ее сильнее, а не слабее. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры в истории человечества. Поэтому, (по мнению автора данной статьи), в процессе формирования у учащихся социальной компетентности за основу целесообразно брать модели социоадаптивных качеств, включающие в себя нравственную составляющую.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образо-вании»/Редакция №67 от 01. 04. 2012, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2012. - (Электронный ресурс). Сайт Министерства Образования и Науки Р. Ф. - М1р://ми-нобрнауки. р. ф/документы/884. (Дата обращения 25.О8.2012)

2. Куклина Н. Б. Работа социального педагога по формированию адаптивных качеств личности: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. -110 с.

3. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991. -367 с.

4. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 2002. - 274 с.

4. Энкельманн Н. Преуспевать с радостью. - М.: Экономика, 1993. - 395с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.