СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 34:002 342
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-l-12-15 NIION: 2007-0083-1/22-075 MOSURED: 77/27-005-2022-01-274
Социальные программы как средство реализации корпоративной социальной ответственности организации
Михаил Павлович Апухтин
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия,
gen.barmaglot@mail.ru
Аннотация. В условиях социально-экономического развития общества необходимы принципиально новые подходы к реализации корпоративной социальной ответственности организаций и бизнес-корпораций. Рассмотрены основные социальные программы, реализуемые в рамках КСО различными организациями, в частности ПАО Сбербанк.
Ключевые слова: гражданское общество, социальная направленность, корпоративная социальная ответственность, социальные программы, защита прав и законных интересов граждан
Для цитирования: Апухтин М. П. Социальные программы как средство реализации корпоративной социальной ответственности организации // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 12-15. https://-doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-12-15.
Original article
Social programs as a means of implementing corporate social responsibility of the organization
Mikhail P. Apukhtin
Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, gen.barmaglot@mail.ru
Abstract. In the conditions of socio-economic development of society, fundamentally new approaches to the implementation of corporate social responsibility of organizations and business corporations are needed. The main social programs implemented within the framework of CSR by various organizations, in particular Sberbank PJSC, are considered.
Keywords: civil society, social orientation, corporate social responsibility, social programs, protection of the rights and legitimate interests of citizens
For citation: Apukhtin M. P. Social programs as a means of implementing corporate social responsibility of the organization. Criminological Journal. 2022;(1):12-15. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-12-15.
Анализ основных положений Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» позволяет констатировать, что для достижения поставленных целей в экономической и социальной сфере необходимо выстраивать эффективное взаимодействие в системе «общество-бизнес-государство». Полагаем, что данное взаимодействие должно быть направлено на обеспечение интересов различных социальных групп, работников государственных и коммерческих предприятий при выработке и реализации социально-эконо-
© Апухтин М. П., 2022
мической политике. Основополагающим принципом во взаимодействии государства, бизнеса и общества является социальная ответственность бизнеса.
В период с 2014 г. по настоящее время в российской действительности наблюдается возрастание влияния корпоративной социальной ответственности на социально-экономическую составляющую общества, а многие компании стремятся повысить свои социальные инвестиции, тем самым делают шаг навстречу обществу, которое ожидает от бизнес-среды социальной ориентации и активности.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
В условиях рыночной экономики соблюдение концепции КСО положительно влияет на повышение конкурентоспособности, повышение имиджа компании в глазах потребителей услуг и укрепление кадрового потенциала. Руководство каждой компании самостоятельно (или по решению совещания сотрудников управляющего аппарата) самостоятельно определяет, формы, средства, методы и финансовый объем своего вклада в социально-экономическую политику, направленную на укрепление общественных отношений. Данный вектор деятельности предполагает наличие четкой структуры. В исследованиях выделяется внутренняя и внешняя сторона корпоративной социальной ответственности. К внутренней стороне относятся:
• обеспечение безопасности труда;
• стабильность в индексации заработной платы;
• возможность реализации социального пакета для каждого сотрудника;
• медицинское страхование;
• возможность профессионально-личностного развития (обучение, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и пр.) персонала;
• материальное и иные виды стимулирования;
• материальная помощь и пр.
Внешняя сторона КСО направлена на обеспечение благоприятных условий взаимодействия с государственными и общественными институтами, а также с каждым клиентом или потребителем услуг, например:
• благотворительная помощь;
• спонсирование различных государственных и муниципальных проектов;
• инвестирование экологической безопасности окружающей среды;
• повышение ответственности перед потребителями;
• вклад в социокультурное развитие общества;
• вклад в поддержание здорового образа жизни населением и пр.
Деятельность компании по реализации социальных программ детерминирована следующими принципами:
1) «актуальность — своевременность — востребованность»;
2) «масштабность охвата территории и влияние на количество потребителей»;
3) «эффективность — достигнутый результат».
Ввиду многих преобразований и интеграции социально-экономических процессов, в деятельности
многих компаний наличествуют социальные программы двойственной политики КСО, охватывающих внешнюю и внутренние стороны одновременно.
В последние десять лет крупные промышленные компании России все активнее внедряют волон-терство в свою корпоративную культуру. Волонтерское движение ПАО «Газпром нефть» насчитывает более 7,5 тыс. человек и это число постоянно увеличивается, чему способствует реализация масштабной программы корпоративного волонтерства с широким спектром форм добровольческой деятельности. «В своих социальных программах ПАО «Газпром нефть» руководствуется принципом, согласно которому уровень жизни населения малых городов не должен отличаться от такового в мегаполисах. Этот принцип и лег в основу программы социальных инвестиций компании «Родные города», в рамках которой работают волонтеры» [2].
Таким образом, мы определяем, что социальные программы имеют первостепенной значение в рамках корпоративной социальной ответственности. Крупные компании показывают огромную заинтересованность по реализации разнонаправленных, разноплановых, разномасштабных социальных программ, тем самым проявляется их высокая корпоративная социальная ответственность.
Кредитные организации тратят огромные средства на социально значимые инициативы. В статье Т. Г. Бахматовой с соавт., отмечается: «.. .банковская деятельность строится на основных принципах КСО, но имеет ряд отличительных особенностей. Например, банки не сталкиваются с проблемами загрязнения окружающей среды, производством качественной пищевой продукции, сложными и опасными для здоровья персонала условиями, с которыми сталкиваются другие компании, однако они несут социальную и юридическую ответственность, так как кредитуют организации, загрязняющие окружающую среду или производящие опасную продукцию и пр.». [1]
Рассмотрим социальные программы ПАО Сбербанк, как одного из ведущих банков государства.
Перечислим некоторые социально-значимые проекты ПАО Сбербанк, на которые ежегодно выделяются денежные средства:
• охрана окружающей среды и энергетика;
• образование;
• здоровье;
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
• ЖКХ и жизнеобеспечение;
• создание рабочих мест, сельскохозяйственное развитие регионов, продовольственная безопасность.
Благотворительность и спонсорство:
• спорт;
• культура;
• образование;
• здравоохранение;
• детские организации, развитие творческих способностей детей инклюзивной среды;
• ветераны и инвалиды;
• материальная помощь;
• научные разработки, сохранение объектов культурного и духовного наследия, охрана окружающей среды.
«ПАО Сбербанк реализует свои уникальные возможности для того, чтобы способствовать ESG — трансформации российской экономики. На национальном уровне Сбербанк участвует в формировании и распространении высоких стандартов в области прав человека, корпоративного управления, заботы о сотрудниках и окружающей среде; содействует формированию национальной системы управления кли-магическими рисками; способствует развитию и внедрению инноваций; расширению доступа к услугам здравоохранения и образования; укреплению здо-
ровья и долголетия, развитию местных сообществ, повышению финансовой грамотности населения» [3].
Анализ деятельности ПАО Сбербанк и предлагаемых ею социальных программ, как средства реализации корпоративной социальной ответственности, позволяет отметить, что ЦУР компании (цели в области устойчивого социального развития) полностью соответствуют ожиданиям клиентов и государства (рис. 1).
Задачи ПАО Сбербанк в области ESG и устойчивого развития сформулированы с учетом рекомендаций и индикаторов, предложенных для интеграции ЦУР в бизнес-практику в руководстве «Компас Целей устойчивого развития ООН» (SDG Compass), разработанном совместно Глобальным договором ООН (UN Global Compact), Глобальной инициативой по отчетности (GRI, Global Reporting Initiative) и Всемирным деловым советом по устойчивому развитию (WBCSD, World Business Council for Sustainable Development).
По нашему мнению, именно затраты на реализацию различных социальных направлений воздействия и социальных программ наиболее полно характеризуют деятельность компаний в данной сфере.
На основании вышеизложенного в качестве вывода считаем целесообразным отметить, что позитив-
ЦУР 1. Ликвидация нищеты „„„»», ¿ф
Сбер расширяет доступ к финансовым услугам для уязвимых групп населения, повышает уровень финансовой грамотности, поддерживает каналы обслуживания в удаленной местности, разрабатывает социально значимые продукты и услуги, повышает инклюэив-ность по всей цепочке поставок и среди клиентов, поддерживает эффективное долгосрочное развитие бизнеса и благосостояния клиентов и способствует экономическому развитию регионов России.
ЦУР 3. Хорошее здоровье цц,, „ и благополучие
Сбер поддерживает здоровье и распространяет здоровый образ жизни среди сотрудников и их семей, делает вклш в повышение доступности услуг в области здравоохранения посредством развития и внедрения технологий, а также содействует распространению здорового образа жизни и укреплению здоровья и долголетия населения.
ЦУР 4. Качественное образование <>| Ц
Сбер предоставляет своим сотрудникам широкие возможности для профессионального и личностного роста, содействует обеспечению всеохватного и качественного образования и развивает технологии, повышающие доступность образования
ЦУР 10. Уменьшение неравенства ч „ „ » » „
Расширение доступа к финансированию и создание социально значимых и безопасных финансовых продуктов и услуг, а также реализация социальных и благотворительных проектов нацелены на уменьшение социально-экономического неравенства и являются важными стратегическими задачами Сбера.
ЦУР 11. Устойчивые города М ф и населенные пункты
Деятельность Сбера способствует модернизации инфраструктуры в регионах присут-ее воздействия на окружающую среду, повышения доступности й энергии.
ЦУР 12. Ответственное потребление + ■ и производство
Сбер реализует программы по повышению эффективности использования материалов, энергии и воды, а также по рациональному обращению с отходами и предоставляет финансирование для сокращения воздействия на окружающую среду своим
ЦУР 5. Тендерное равенство » Цф
Ииклюэивность является одним из принципов деятельности Сбера. Компания создает равные возможности и стремится к обеспечению справедливого отношения ко всем и достижению тендерного равенства среди сотрудников и в органах управления.
ЦУР 7. Недорогостоящая и чистая энергия
ЦУР 8. Достойная работа и экономический рост
Создание рабочих мест, поддержание достойных условий труда для сотрудников и предоставление возможностей для их развития - приоритет для Сбера. Компания также содействует экономическому развитию и процветанию клиентов - крупнота, среднего, малого, микробизиеса, а также самозанятых, способствует расширению экономических возможностей населения и содействует экономическому развитию регионов России.
ЦУР 9. Индустриализация, инновации „ и инфраструктура
сбер разрабатывает и поддерживает передовые исследования и разработки, в том числе в области искусственного интеллекта, для решения значимых задач устойчивого развития. Предоставление финансирования азеленымь проектам и содействие развитию транспортной и инженерной инфраструктуры в регионах страны также представляет вклад в ЦУР 9.
ЦУР 13. Борьба с изменением климата
Сбер разрабатывает и реализует собственную климатическую стратегию, способствует распространению возобновляемых источников энергии, финансирует проекты для перехода к низкоуглеродной экономике, а также участвует в создании национальной системы управления климатическими рисками и в адаптации к изменениям климата. Сбер принимает активное участие в коллаборации по климатической повестке с российскими и зарубежными участниками рынка.
ЦУР 16. Мир, правосудие « » » л и эффективные институты
Сбер строго соблюдает требования применимого законодательства и международные нормы, придерживается высоких стандартов корпоративного управления и деловой этики, противодействия коррупции и совершению финансовых преступле-
ЦУР 17. Партнерство в интересах ф устойчивого развития
Сбер реализует деятельность в области ЕБв и устойчивого развития в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами, развивает партнерства с государством, бизнесом и международными организациями.
Рис. 1. ЦУР ПАО Сбербанк
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
ный имидж компании, ее экономический успех и конкурентное преимущество зависит от корпоративной социальной ответственности, которая является одним из основных векторов деятельности любой крупной компании современности. Предлагаемые и реализуемые социальные программы позволяют судить об экономическом потенциале компании, а их многообразие определяет вклад в укрепление социальной безопасности государства. Социальные программы являются значимым и масштабным проявлением КСО, обуславливающие стремление компании вовлечь большинство граждан и партнеров.
Библиографический список
1. Бахматова Т. Г., Самбаева Ц. Б. Роль корпоративной социальной ответственности в решении соци-
альных проблем (на примере банковской сферы) // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов: мат. Всерос. конф. / под науч. ред. А. П. Су-ходолова, И. С. Карпиковой. 2019. С. 150-154.
2. URL://https://www.gazprom-neft.m.
3. URL://www.sberbank.com.
Bibliographic list
1. Bakhmatova T. G., Dambaeva Ts. B. The role of corporate social responsibility in solving social problems (on the example of the banking sector) // New trends in the activities of social protection institutions: mat. All-Russian conf. / under the scientific editorship of A. P. Su-khodolov, I. S. Karpikova. 2019. Р. 150-154.
2. URL://http://www.gazprom-neft.ru.
3. URL://www.sberbank.com.
Информация об авторе
М. П. Апухтин — доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, кандидат юридических наук.
Information about the author M. P. Apukhtin — Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 14.01.2022; одобрена после рецензирования 28.01.2022; принята к публикации 07.02.2022.
The article was submitted 14.01.2022; approved after reviewing 28.01.2022; accepted for publication 07.02.2022.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2-е изд. Монография. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки В. П. Малахов, Н. Д. Эриашвили
Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выщелено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.
Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества и личности.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили
Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории
Второе издание