Научная статья на тему 'Социальные проекты как средство формирования этичного потребления в условиях современного общества'

Социальные проекты как средство формирования этичного потребления в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
479
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭТИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / CONSUMPTION / CONSUMER BEHAVIOR / ETHICAL CONSUMPTION / ECOLOGICAL CONSUMPTION / SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Ольга Евгеньевна, Абросимова Ольга Вячеславовна

В условиях современного общества трансформируются потребительские предпочтения, формы, типы и мотивы потребительского поведения. Развитие рынка стимулирует нерациональное, избыточное потребление, которое создает ряд социальноэкономических и экологических угроз. Главным принципом потребления должна стать ответственность потребителей перед обществом. Это обусловливает актуальность формирования в обществе моделей этичного потребления. Конструированию новых форм и типов потребительского поведения способствует использование коммуникативных технологий, в первую очередь, социальных проектов. Исследуется потенциал социальных проектов как коммуникативной технологии формирования практик этичного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бочарова Ольга Евгеньевна, Абросимова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECT AS A MEAN OF ETHICAL CONSUMPTION FORMATION IN THE CONDITIONS OF MODERN SOCIETY

In the conditions of modern society the consumer preferences, forms, types and motives of consumer behavior are transformed. Market development stimulates irrational, excessive consumption, which creates a number of socio-economic and environmental threats. The main principle of consumption should be the responsibility of consumers to society. This determines the relevance of the formation of ethical consumption models in society. The construction of new forms and types of consumer behavior is facilitated by the use of communication technologies, primarily social projects. The article is devoted to the study of the potential of social projects as a communicative technology for the formation of ethical consumption practices.

Текст научной работы на тему «Социальные проекты как средство формирования этичного потребления в условиях современного общества»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.776.33:366.14

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

О.Е. Бочарова, О.В. Абросимова

В условиях современного общества трансформируются потребительские предпочтения, формы, типы и мотивы потребительского поведения. Развитие рынка стимулирует нерациональное, избыточное потребление, которое создает ряд социально-экономических и экологических угроз. Главным принципом потребления должна стать ответственность потребителей перед обществом. Это обусловливает актуальность формирования в обществе моделей этичного потребления.

Конструированию новых форм и типов потребительского поведения способствует использование коммуникативных технологий, в первую очередь, социальных проектов. Исследуется потенциал социальных проектов как коммуникативной технологии формирования практик этичного потребления.

Ключевые слова: потребление, потребительское поведение, этичное потребление, экологичное потребление, социальный проект.

Современное общество квалифицируется исследователями как «общество потребления», и соответствующие ему потребительские стандарты и практики усвоены большинством членов социума. Однако в настоящее время потребление приобретает колоссальные масштабы, что приводит к возникновению серьезных проблем социально-экономического и социально-политического характера, к истощению природных ресурсов. Эти феномены заставляют задуматься о последствиях человеческого «сверхпотребления» и о способах его преодоления. В последние годы все чаще говорят о возникновении нового типа потребительской культуры - этичного потребления.

Категория этичного потребления является сравнительно новой для отечественной науки и квалифицируется как рациональное, разумное, ответственное потребительское поведение, преимущественно в отношении экологии, что зачастую приводит к отождествлению этичного потребления с экологичным. Под этичным потреблением подразумевается покупка и использование благ не только исходя из доставляемой ими личной выгоды, но и с учетом условий производства и последствий использования этих благ. По своей сути этичное потребление представляет собой своеобразную реакцию общества на угрожающее состояние окружающей среды, противодействие тем экономическим действиям, которые наносят значительный вред природе, здоровью и жизни людей, а также нарушает их естественные человеческие права. Индивиды, придерживающие этичного типа потребительского поведения, демонстрируют такие его практики, как бойкотирование продукции компаний, наносящих существенный

вред окружающей среде, проводящих тестирование на животных, нарушающих условия труда работников, дискриминирующих женщин, использующих детский труд. Этичное потребление подразумевает также упрощение потребительских стандартов и добровольный отказ от сверхпотребления.

Очевидно, что потребительские практики людей обусловлены не только сугубо экономическими стимулами, но и целым рядом социальных и социально-психологических. Среди них - влияние референтных групп, система общественных и индивидуальных ценностей, механизмы социальной пропаганды. К одной из технологий воздействия на потребительские практики и потребительские предпочтения населения относятся социальные проекты. Современная действительность весьма наглядно демонстрирует возможности различных средств социального проектирования по формированию и изменению общественных норм и ценностей.

Технологии социального проектирования в современном социуме используются практически во всех сферах общественной жизни в качестве эффективного социально-политического инструмента. Актуальность изучения социальных проектов как коммуникативной технологии формирования моделей этичного потребительского поведения обусловлена необходимостью поиска путей преодоления социально-экологического кризиса, вызванного развитием нерационального, избыточного и безответственного потребления товаров и услуг. Значимость подобных исследований состоит в развитии представлений о процессах, происходящих в природе и обществе под влиянием антропогенного воздействия, а также о путях и коммуникативных методах снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду. Использование социально-коммуникативных механизмов воздействия на сознание и поведение людей может способствовать пресечению распространения негативных потребительских практик в отношении экологии.

Исследование механизмов влияния социальных проектов на потребительское поведение имеет целью выработку мер по распространению практик этичного потребления в современном российском обществе. Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач, среди которых:

- анализ структуры и моделей потребительского поведения;

- изучение степени вовлеченности населения в практику этичного потребления;

- выявление мотивов, стимулов и факторов этичного потребления;

- анализ степени и способов влияния социальных проектов на потребительское поведение;

- разработка рекомендаций по управлению потребительским поведением посредством инструментов социального проектирования.

Исследование влияния социальных проектов на потребительское поведение должно базироваться на междисциплинарном подходе, поскольку требует использования комплекса научных парадигм, сформировавшихся в рамках социологии, психологии, коммуникативистики и других наук. В рамках социологического подхода осуществляется исследование причин и мотивов потребительского поведения, социальных факторов, обусловливающих те или иные модели потребления; изучается отношение населения к этичным потребительским

практикам, установки на различные виды этичного потребления. С точки зрения социологического подхода анализируется степень и барьеры включения россиян в этичное потребление, а также факторы массовизации отдельных инициатив в области этичного потребления.

В рамках коммуникативного подхода возможен анализ формирования моделей потребления как процесса коммуникации на межличностном, групповом, массовом уровнях; рассмотрение специфики социально-коммуникативных технологий по формированию общественного мнения и общественного сознания; изучение этичного потребления в качестве коммуникативного феномена. Рассмотрение процесса потребления как формы социокультурной коммуникации характерно также для ряда теорий общества потребления (например, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра).

В качестве социологических методов исследования влияния социальных проектов на формирование практик этичного потребления могут быть использованы такие, как:

- массовый опрос, дающий возможность проанализировать модели потребления среди населения и проследить степень вовлеченности респондентов в практики этичного потребления;

- фокусированное групповое интервью, позволяющее анализировать мотивы этичного потребления, установки и отношение к нему со стороны информантов; социокультурные, психологические и иные барьеры на пути распространения этичного потребления; степень воздействия различных коммуникативных технологий на сознание и поведение потребителей;

- экспертный опрос, использование которого нацелено на выявление мнений специалистов в области коммуникативных технологий (представителей СМИ, рекламных и PR-агентств, властных структур, общественных организаций, научного сообщества) относительно потенциала, механизмов и тенденций влияния социальных проектов на потребительское поведение.

Практика показывает, что в настоящее время феномен этичного потребления становится все более распространенным и число последователей подобного образа жизни растет. Несмотря на недостаточно высокий (по сравнению с другими странами) уровень вовлеченности населения России в этот процесс, активность сторонников этичного потребления постепенно увеличивается и в нашей стране. Среди членов научного сообщества обсуждаются вопросы о причинах и мотивах обращения к подобному стилю потребления, а также о факторах, препятствующих ему.

Проблема этичного потребления становится предметом специальных исследований сравнительно недавно. За рубежом она достаточно активно изучается с 80-х гг. ХХ в. С. Хантом и С. Вителем, развившими теорию этического принятия потребительских решений. Достаточно серьезные теоретические исследования этичного потребления осуществляли Дж. Экхардт, Т. Ньюхолм, Д. Шоу и др. Предметом внимания исследователей выступают такие вопросы, как мотивация этичного потребления (М.Г. Крассен, П.Д. Макголддрик, И. Фрай, Е. Мартинес, Т.М. Девинни и др.), а также установки на этичные потребительские практики (Х. Чанг, А. Чанг, Л. Лу, И. Вермейер, У. Вербек и др.). В ряде работ

(например, Дж. Кляйна, К. Смита, А. Ньюмана, А. Дэвиеса, А.Д. Титтерингтон и др.) анализируются виды практик этичного потребления.

Исследований, посвященных изучению этичного поведения российских потребителей, в настоящее время катастрофически мало. Среди наиболее значимых следует выделить работы И.В. Троцук, А.Ю. Басовой, Д.М. Асатурян, М.А. Шабановой, В.И. Ильина, Я.М. Рощиной. В целом можно сказать, в рамках современной российской социологической науки пока не сформировалась традиция систематического изучения этичного потребления, однако наблюдается рост научного интереса к данному феномену.

На региональном уровне рассматриваемая проблема также остается малоизученной. Так, этичное потребление населения Тульской области в настоящее время не является предметом комплексного социологического анализа и регулярных социологических исследований, за исключением некоторых неспециализированных проектов. Так, в 2012 г. было проведено социологическое исследование «Особенности потребительской культуры жителей города Тулы» под руководством Е.Ю. Мирошиной. В ходе исследования изучались потребительские модели туляков, а также факторы, влияющие на их потребительские практики. В 2009 году на базе лаборатории социологических исследований МУ ЦСППМ «Шанс» в Туле было проведено исследование «Потребительское поведение современной тульской молодежи».

Однако, несмотря на недостаток исследований в данной области, следует отметить активизацию использования средств социального проектирования как метода формирования практик этичного потребления.

Одним из основных препятствий на пути развития этичного потребления в российских регионах выступает недостаточное развитие инфраструктуры, способствующей обеспечению и поддержке ответственного потребления. Однако развитию практики ответственного потребления, помимо объективных обстоятельств, способствуют и субъективные факторы, включающие потребительскую культуру, потребительские мотивы и установки населения, выступающие объектом воздействия со стороны социальных проектов.

На территории Тульской области с 2017 года, объявленного годом экологии, ведется достаточно активная работа по повышению экологической культуры населения и вовлечению граждан в отдельные практики ответственного потребления, например такие, как раздельный сбор твердых бытовых отходов, использование биоразлагаемой тары и упаковки. Можно отметить, что в течение последних нескольких лет условия развития ответственного потребления в Тульской области стали более благоприятными. В частности, это проявляется в принятии мер по обеспечению сортировки отходов и созданию пунктов утилизации. Однако стройная долгосрочная стратегия формирования и популяризации практик этичного потребления среди населения по-прежнему не выработана, а работа в этом направлении носит преимущественно эпизодический и инициативный характер. Можно сказать, что развитию ответственного и экологичного потребительского поведения способствует, в первую очередь, гражданская активность отдельных туляков, которые становятся инициаторами и организаторами соответствующих социальных проектов в области и информационной, и образовательно-просветительской деятельности. При этом чаще подобные со-

циальные проекты выступают в форме локальных мероприятий и акций и осуществляются в рамках отдельных организаций.

Масштабные социальные проекты, посвященные тематике ответственного потребления, в большинстве своем организуются силами тульского регионального отделения движения «Эка» или отдельных групп активистов. Среди проектов можно выделить как систематические, так и временные, реализация которых напрямую зависит от наличия временных и материальных ресурсов инициативных групп. Одним из регулярных мероприятий, проводимых практически ежемесячно, является акция «Глобальный сбор», осуществляемая под руководством тульского блогера и эко-активиста Екатерины Олейник. Целью мероприятия является формирование культуры ответственного потребления через:

- пропаганду раздельного сбора вторичного сырья;

- вовлечение в эту практику населения города Тулы;

- ведение информационно-разъяснительной работы;

- организацию переработки собранных отходов силами руководителя и волонтеров мероприятия.

С 2017 г. на территории Тульской области функционирует социально-экологический проект «Добрые крышечки», объединяющий идеи ответственного потребления и благотворительности. Суть проекта состоит в сборе пластиковых крышек с последующей передачей вырученных от переработки средств в фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» с целью оказания помощи детям с особенностями в развитии. К участию в проекте привлечено множество различных организаций Тулы и Тульской области, размещающих на своей территории специальные контейнеры для пластиковых крышек. Одним из значимых событий в ходе реализации данного проекта стал Фестиваль «Добрые кры-шечки_Тула», проведенный в декабре 2018 г. Программа Фестиваля включала конкурс экопостов, бесплатные мастер-классы, историко-экологический квест, имевший целью, с одной стороны, ознакомление с историей Тулы, а с другой -информирование участников о местах и способах раздельного сбора отходов в городе.

Достаточно масштабным проектом, направленным на развитие ответственного потребления в регионе, явился «Зеленый пикник» - уникальное мероприятие, организованное в июле 2018 г. и позиционируемое как «экологические выходные для всей семьи». Программа мероприятия носила преимущественно развлекательный характер и включала лекции, мастер-классы, танцевальные и спортивные мероприятия, огненное шоу. Праздничный формат позволил организаторам привлечь внимание различных категорий населения города независимо к проблемам этичного потребления в легкой игровой форме.

Одним из наиболее крупных мероприятий, направленных на формирование культуры экологичного потребления, выступил Экологический фестиваль, проведенный в июне 2017 г. в честь Дня эколога и Всемирного Дня окружающей среды при поддержке администрации Тулы, а также тульского регионального общественного движения «Яснополянское соглашение». В рамках Фестиваля была организована работа нескольких площадок: лекционной, где известные спикеры обсуждали темы экологического воспитания, рационально-

го природопользования, раздельного сбора отходов, натуральной косметики и бытовой химии; площадки мастер-классов по приготовлению блюд вегетарианской кухни; площадки «буккроссинга» и сбора макулатуры и многих других.

Мероприятие «Чистые Игры» (июнь 2017 г.) стало еще одним проектом экологической направленности, имеющим целью привлечение внимания общественности к борьбе с загрязнением окружающей среды. Организаторами акции выступили Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области совместно с ТРОО «Экологическая защита», а также эко-активистка Ольга Чернецова. В играх было задействовано около 140 человек, среди которых представители органов власти и различных коммерческих компаний и организаций. В ходе мероприятия было собрано около трех тонн мусора. Значимым итогом мероприятия стало налаживание диалога между бизнесом, властью и населением в области решения экологических проблем.

Значимым направлением формирования культуры ответственного потребления является пропаганда практики раздельного сбора бытовых отходов. При поддержке муниципальных властей в г. Тула реализуется проект «Сделаем Тулу чище», связанный с установкой контейнеров для сбора пластиковых отходов категории «1». В 2017 г. при поддержке министерства природных ресурсов и экологии Тульской области и общественных организаций («ЭКА» и «Центр экологической политики и культуры») раздельный сбор отходов организован на крупных мероприятиях, например, фестивале «Дикая Мята», «ЙогаДар», Первом Тульском экологическом фестивале. На XI Международном Яснополянском экологическом форуме прошла презентация Всероссийского природоохранного социального проекта «Экобокс», состоявшего в размещении на территории региона специальных контейнеров для безопасного сбора батареек, градусников и ламп. Кроме того, с апреля 2019 г. Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и Фонд рационального природопользования осуществляют программу сбора и утилизации электронного и электрического оборудования в целях снижения экологического вреда от захоронения опасных отходов «Школа утилизации: электроника». Основная цель проекта заключается в формировании привычки раздельного сбора и утилизации электроники, информирование об опасностях ее неправильной переработки.

Следует отметить также значительный потенциал спортивных проектов социальной направленности в качестве инструмента пропаганды ответственного потребления. Так, в Тульском регионе организуются такие акции, как вело-квесты, самокатные гонки, приуроченные ко «Всемирному дню без автомобиля»,- акции, целью которой является призыв граждан к отказу от использования личных автомобилей в пользу велосипедов и пеших прогулок, а также общественного транспорта.

Таким образом, в Тульском регионе, как и в России в целом, можно заметить рост числа инициатив, направленных на формирование культуры этичного потребления. Их реализация осуществляется в формате специальных социально-экологических проектов, кампаний, акций, основанных в большинстве своем на энтузиазме экоактивистов и граждан города. Систематическая финансовая, профессиональная, организаторская поддержка подобных проектов будет способствовать трансформации процесса формирования моделей ответ-

ственного потребления из стихийного в целенаправленный и регулярный. Социальные проекты - это мощный инструмент формирования общественного мнения, который в нашем регионе пока задействован не полностью. Социальные проекты в сфере экологии направлены на формирование позиции гражданской ответственности, способствуют трансляции ценностей ответственного потребления и привлечению граждан к участию в нем.

Список литературы

1. Асатурян Д.М., Ергунева В.Э. Съесть или не съесть? Современная модель потребления через призму выбрасывания продуктов питания: на примере москвичей // Экономическая социология. 2018. №2. С. 168-195.

2. Басов А.Ю. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Проблемы внедрения результатов инновационных разработок». Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. Ч. 1. С. 17-20.

3. Ильин А.Н. Культура потребления и экология: проблемы взаимодействия // Человек в мире культуры. 2017. №2-3. С. 164-174.

4. Мирошина Е.Ю. Модели потребительского поведения в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1806-1810.

5. Рощина Я.М. Социология потребления. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. 447 с.

6. Троцук И.В., Давыденкова Е.С. Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2015. №1. С. 65-81.

7. Шабанова М. А. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. 2015. №5. С. 78-102.

Бочарова Ольга Евгеньевна, канд. социол. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Абросимова Ольга Вячеславовна, ассистент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

SOCIAL PROJECT AS A MEAN OF ETHICAL CONSUMPTION FORMATION IN THE CONDITIONS OF MODERN SOCIETY

O.Y. Bocharova, O.V. Abrosimova

In the conditions of modern society the consumer preferences, forms, types and motives of consumer behavior are transformed. Market development stimulates irrational, excessive consumption, which creates a number of socio-economic and environmental threats. The main principle of consumption should be the responsibility of consumers to society. This determines the relevance of the formation of ethical consumption models in society.

The construction of new forms and types of consumer behavior is facilitated by the use of communication technologies, primarily social projects. The article is devoted to the study of the potential of social projects as a communicative technology for the formation of ethical consumption practices.

Key words: consumption, consumer behavior, ethical consumption, ecological consumption, social project

Bocharova Olga Yevgenjevna, сandidate of sociological sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Abrosimova Olga Vyacheslavovna, assistant, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 316.4

ОДИНОКАЯ СТАРОСТЬ: ПРИЧИНЫ И РЕСУРСЫ АДАПТАЦИИ

М.В. Корнилова

Рассматриваются положительные и отрицательные аспекты одиночества в старшем возрасте, показываются плюсы и минусы жизни соло. Анализ строится на попарном сравнении основных показателей жизнедеятельности разных групп пожилых людей, классифицированных по принципу: одинокий/семейный, чувствующий себя одиноким/не ощущающий одиночества. Показываются существенные различия в социальном самочувствии, состоянии здоровья, уровне доходов и других аспектов жизни у одиноких и семейных представителей старшего поколения.

Одинокие пожилые люди более мнительны и тревожны, но и более внимательны к себе и к имеющимся ресурсам, например к здоровью: среди них меньше доля курильщиков и выше доля принимающих витамины и полезные минералы, а также БАДы. «Одиночки» больше заботятся о себе и своём комфорте. Они менее доверчивы, более осторожны, у них меньше ожиданий от жизни. Соответственно одинокие пенсионеры более устойчивы и психологически ресурсны. Немаловажный ресурс адаптации к одинокой старости и вера в Бога.

Ключевые слова: чувство одиночества, пожилые люди, одинокие старики, ресурсы адаптации, социальное самочувствие, одинокая старость.

1. Актуальность и изученность темы исследования. Изучение аспектов одиночества в позднем возрасте и проблематики одинокой старости представляет интерес для исследователей разных отраслей науки, в частности для психологов и социологов.

Одиночество - это процесс и продукт «разъединения», хотя «не исключает совместности», когда человек чувствует себя одиноким, например, в семье [1, с. 39], даже при наличии супруга и детей. Согласно результатам мониторинга КЬМЗ-ИЗБ [2], 92,1 % пожилых участников опроса имеют детей, при этом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.