Научная статья на тему 'Социальные проблемы в стратегии экономического развития республики Дагестан'

Социальные проблемы в стратегии экономического развития республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
917
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджалова X.М.

Рассматриваются вопросы влияния социальных проблем в регионе на разработку и реализацию стратегии экономического развития проблемного региона. Анализируется социально-экономическая ситуация в Республике Дагестан, что позволяет выявить ключевые социальные проблемы и определить уровень экономического развития региона, а также определяются меры снижения остроты социальных проблем и повышения уровня и качества жизни населения в регионе с высокой бюджетной зависимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы в стратегии экономического развития республики Дагестан»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

х. м. хаджалова,

кандидат экономических наук институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАн

В настоящее время во многих субъектах России идет работа по разработке региональных стратегий развития до 2020 г., а в некоторых они уже разработаны и приняты соответствующими представительными и исполнительными органами. Кроме того, активно идет работа по доработке и принятию Концепции развития России до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития регионов РФ до 2020 г.

В связи с этим все разработанные и разрабатываемые стратегии регионов должны быть доработаны и исправлены в соответствии с принципами и параметрами развития России и отдельных ее макрорегионов. Возникает масса вопросов, связанных с постановкой целей, определением приоритетов и разработкой механизмов достижения поставленных целей. Во-первых, все регионы имеют разные стартовые условия и потенциал развития, что ограничивает постановку целей развития, в частности достижение среднероссийских показателей уровня доходов населения. Во-вторых, чем больше социальных проблем, тем больше давление на экономику, что тоже является своего рода ограничителем развития. В-третьих, при определении приоритетов развития в регионах со значительными социальными проблемами ключевое место отводится решению (нейтрализации) этих проблем. В-четвертых, чем выше бюджетная зависимость от федерального центра, тем больше политика довлеет на экономику и т. д.

Республика Дагестан (РД) представляет собой высокодотационный регион, бюджет которого более чем на 75—80 % формируется за счет дотаций с федерального бюджета. Географически РД расположена на южных рубежах Российской Федерации, занимает восточные территории Кавказского хребта

и Прикаспийскую низменность. По показателям, характеризующим социально-экономическое состояние, РД занимает одно из последних мест среди субъектов РФ (табл. 1): ВРП на душу населения по отношению к среднероссийскому составляет 27 % (РФ — 165,4 тыс. руб., РД — 44,6 тыс. руб.); объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения по отношению к этому же показателю по РФ составляет 6,3 % (РФ — 109,4 тыс. руб., РД — 6,9 тыс. руб.); объем продукции сельского хозяйства на душу населения составляет 92,5 % от среднероссийского уровня (РФ — 12 тыс. руб., РД — 11,1 тыс. руб.); инвестиции на душу населения составляют 46,4 % от среднероссийского уровня (РФ — 32,1 тыс. руб., РД — 14,9 тыс. руб.); номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника составляет 42,6 % от среднего по России (РФ — 10 634 руб., РД — 4 530 руб.); уровень безработицы, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, составляет 22,3 % экономически активного населения республики (РФ — 7,2 %).

Как видим из данных табл. 1, по всем ключевым показателям Республика Дагестан отстает от среднего уровня по России, а по некоторым показателям разрыв достигает до 15 раз (объем отгруженной продукции собственного производства в расчете на душу населения). По показателям, характеризующим остроту социальных проблем в регионе, разница по РД и РФ составляет 1,5—3 раза. В целом, все существующие социальные проблемы развития Республики Дагестан можно объединить в следующие группы:

• высокая демографическая нагрузка на экономику региона;

• высокий уровень безработицы;

• низкии уровень и качество жизни населения;

• запущенное состояние социальной сферы;

• высокая доля бедного населения;

• низкое качество оказываемых услуг здравоохранения и образования.

Проблема демографической нагрузки на экономику региона проявляется в том, что численность постоянного населения республики за 17 лет увеличилась на 47,5 % и на конец 2006 г. составила 2 649,8 тыс. чел., в том числе городского — 42,6 %, сельского — 57,4 %. Одновременно происходило снижение производственного потенциала. В настоящее время в республике проживает 1,86 % населения страны и 1,6 % экономически активного населения, производится 0,56 % ВРП, 0,12 % объема промышленной продукции, 1,83 % продукции сельского хозяйства. Отставание Дагестана от средних показателей России в расчете на душу населения в 2006 г., по данным Росстата, составляло по ВРП — 3,7 раза (РД — 44,6 тыс. руб., РФ — 165,4 тыс. руб.); объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения — в 15,8 раза (РД — 6,9 тыс. руб., РФ — 109,4 тыс. руб.), инвестициям в основной капитал в расчете на душу населения — в 2,2 раза (РД — 14,9 тыс. руб., РФ — 32,1 тыс. руб.); по среднемесячным денежным доходам населения — в 1,6 раза (РД — 6 260,7 руб., РФ — 10 183,0 руб.); среднемесячной начисленной заработной плате — в 2,3 раза (РД — 4 430,0 руб., РФ — 10 634,0 руб.). Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения за годы рыночных реформ был в 2—3 раза меньше, чем в

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития РД в сравнении с показателями по РФ

Показатель 2005 г. 2006 г.

ВВП на душу населения, тыс. руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 125,8 34,4 27,3 165,4 44,6 27,0

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел.: РФ РД РД от численности по РФ, % 143 113,9 2 631,4 1,84 142 487,2 2 649,8 1,86

Объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения, тыс. руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 95,2 6,7 7,0 109,4 6,9 6,3

Показатель 2005 г. 2006 г.

Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 10,4 9,8 94,2 12,0 11,1 92,5

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 49,2 31,5 63,4 61,0 41,0 67,2

Объем платных услуг на душу населения, тыс. руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 15,9 7,4 46,5 19,6 9,6 49,0

Инвестиции на душу населения, тыс. руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 25,2 10,2 40,5 32,1 14,9 46,4

Доходы консолидированного бюджета на душу населения, тыс. руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 21,0 8,7 41,4 26,7 10,2 38,2

Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения, руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 8112,0 4 457,3 54,9 10 183,0 6 260,7 61,5

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, руб.: РФ РД РД от показателя по РФ, % 8 554,9 3 659,8 42,8 10 634,0 4 530,0 42,6

Уровень официально зарегистрированной безработицы, в процентах от экономически активного населения: РФ РД 2,5 4,4 2,3 4,6

Уровень безработицы по методологии МОТ, в процентах от экономически активного населения: РФ РД 7,2 22,6 7,0 22,3

Население с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения: РФ РД 17,7 24,0 15,3 17,5

Источники: данные по РФ взяты с официального статистического бюллетеня Росстата за 2005 и 2006 гг. — «Регионы России. Социально-экономические показатели»; данные по РД взяты с официального статистического бюллетеня Территориального управления Росстата по РД за 2005 и 2006 гг.

среднем по России, а в отдельные годы — в 5—5,5 раза меньше. Это обусловило формирование слабого производственного потенциала в республике — основные фонды в расчете на одного жителя в республике в 2,5 раза меньше, чем в целом по России. Все это характеризует наличие высокой демографической нагрузки на экономику региона, что в условиях низких темпов прироста производственного потенциала и высокого прироста населения можно оценить как негативный фактор развития региона.

Проблема безработицы для Республики Дагестан была всегда актуальной. Но за последние годы эта проблема приобрела острейший характер — с 2001 по 2006 г. численность постоянного населения республики выросла на 7 %, трудоспособного — на 17,3, а экономически активного — на 19,9 %. Это стало одним из важных факторов роста безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, в 2006 г. по сравнению с 2000 г. на 5,5 %. В 2006 г. 269,1 тыс. чел. (22,3 %) экономически активного населения Дагестана не имели работы, но активно ее искали и, в соответствии с методологией МОТ, классифицировались как безработные. В 2006 г. официально зарегистрированными в органах службы занятости в качестве безработных были 4,6 % экономически активного населения республики.

Состояние и динамика развития социальной сферы региона являются определяющими в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения. В последние годы, как в России, так и в регионах, делается многое для развития социальной сферы — реализуются различные федеральные и республиканские целевые программы, национальные проекты развития образования, здравоохранения, жилищной сферы и т. д.

В целом, несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Дагестана в последние годы, они значительно ниже аналогичных среднероссийских показателей. Среднедушевые денежные доходы населения в Дагестане в 2006 г. (6 260,7 руб. в мес.) в 1,6 раза ниже среднероссийского уровня (10 183,0 руб.). О низком уровне и качестве жизни населения в республике говорит и то, что в республике доля затрат в структуре потребительских расходов домашних хозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия в 2,1 раза ниже, чем в среднем по России (3,4 и 7,1 % соответственно), почти в 2 раза — на здравоохранение (1,3 и 2,5 % соответственно), в 7 раз — на транспорт (1,9 и 12,2 % соответственно). По числу собственных

легковых автомобилей на 1 000 чел. республика находится на 84-м месте среди регионов России. По общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, отстают от уровня Дагестана только три региона России (Бурятия, Ингушетия и Чечня).

С 1996 по 2005 г. жилищный фонд республики увеличился на 31,2 %, а общая площадь жилых помещений на начало 2006 г. составила 42 млн м2. За 2006 г. было введено 715,2 тыс. м2 жилья (112,2 % по отношению к 2005 г.). Однако общая жилая площадь в среднем на одного жителя в 2006 г. составила 16,2 м2 и увеличилась по сравнению с 1995 г. лишь на 8,3 %, а с 1990 г. — на 4,0 %. Кроме того, если рассматривать показатели, характеризующие качественное состояние жилищного фонда, то мы заметим, что по всем параметрам благоустройства жилья (кроме газификации) республика существенно отстает от средних показателей по России. В республике фактическое водопотребление на одного человека в отдельных сельских районах составляет 20 % от норматива, а в городах — не более 60 %.

Что нужно сделать, чтобы повысить уровень и качество жизни населения? В первую очередь необходимо повысить качество услуг и эффективность деятельности организаций социальной сферы через повышение качества подготовки персонала, рост его производительности труда, обеспечение непрерывности обучения специалистов и руководителей, формирование позитивного имиджа на рынке труда, активное внедрение корпоративной философии и т. д.

Одной из ключевых проблем развития экономики Республики Дагестана является высокая доля бедного населения. Доходы 10 %-ной группы населения республики с наименьшими доходами в 2005 г. были в 12,2 раза ниже, чем у группы с наибольшими доходами. В 2006 г. 17,5 % населения республики имели доходы ниже прожиточного минимума. Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики республики. Если в целом по Республике Дагестан среднемесячная зарплата в 2006 г. превышала прожиточный минимум (2 442,9 руб.) в 1,93 раза, то в сельском хозяйстве она была ниже минимума в 0,52 раза. Высокая доля бедного населения ложится дополнительным бременем на дотационный региональный бюджет и препятствует инвестициям в экономическое развитие региона.

Принципиально важной проблемой экономического развития РД становится низкое

качество оказываемых услуг здравоохранения и образования. Здравоохранение республики в последние годы в рамках реализации федеральной национальной программы, федеральных и республиканских целевых программ, республиканской инвестиционной программы и других получает существенную поддержку. Численность работающих в здравоохранении и предоставлении социальных услуг в 2005 г. составила 59,0 тыс. чел. (6,8 % занятых в экономике) и по сравнению с 2000 г. увеличилась на 22,2 %. За это время постепенно начало увеличиваться число больничных коек, мощность врачебно-амбулаторно-поли-клинических учреждений, численность врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала. Улучшается оснащение медицинских учреждений современным оборудованием и приборами, проектируется использование высоких медицинских технологий. Однако здравоохранение республики сталкивается с весьма серьезными проблемами, а состояние и уровень развития не вполне удовлетворяют потребностям населения. По мощности врачебных амбулатор-но-поликлиннических учреждений на 10 000 чел. населения республика отстает от России в 2,2 раза. На 10 000 чел. населения в РД приходится на 10,7 врачей меньше, чем в среднем по стране, и на 5,3, чем в ЮФО. Заболеваемость на 1 000 чел. населения в республике выше на 15,0 %, чем в России, и на 30,7 %, чем в ЮФО. Среди регионов России республика по числу больничных коек на 10 000 человек населения занимает 86-е место, по численности врачей — 64-е место, среднего медицинского персонала — 85-е место.

Что касается образования, по численности студентов высших учебных заведений на 10 000 человек населения РД (425 учащихся) находится на 35-м месте среди регионов России, но очень небольшой процент выпускников вузов устраивается работать по специальности в регионе, а за пределами региона дипломы дагестанских вузов работодатели оценивают невысоко. Низкое качество окончивших вуз специалистов объясняется, прежде всего, недостаточной подготовленностью абитуриентов, а затем и слабой заинтересованностью профессорско-преподавательского состава в связи с низкой оплатой труда. Причинами слабой подготовленности абитуриентов к обучению в вузах являются: незаинтересованность учителей, связанная с низкой оплатой труда, недостаточная развитость материальной базы школьного и дошкольного образования. Поэтому недостат-

ки начинаются с охвата детей дошкольными образовательными учреждениями. Отставание материальной базы образования проявляется и в стадии общеобразовательных школ. Тридцать лет замыкающего уровня оплаты тяжелого учительского и воспитательского труда привели к потере престижности этих профессий, к снижению профессионального уровня и ответственности учителей и воспитателей.

При существенной ограниченности бюджетных возможностей и низком инвестиционном рейтинге надеяться на решение проблемы безработицы в республике в ближайшей перспективе (10—15 лет) не приходится. С учетом тенденций глобализации и роста требований к качеству выпускаемой продукции с каждым годом все больше автоматизируется процесс производства и соответственно возрастает стоимость одного рабочего места, что требуют для снижения до приемлемых границ уровень безработицы огромных инвестиционных вложений в экономику региона. Для создания одного рабочего места в зависимости от отрасли и специфики вида деятельности требуется от 60 до 300 тыс. долл. США. Простой расчет показывает, что для решения проблемы безработицы необходимо вложить в экономику региона порядка 16,2—81 млрд долл. США, что составит по несколько миллиардов долларов США в год в течение 10—15 лет. В связи с нереальностью такого сценария решения проблемы безработицы считаем необходимым стимулировать миграцию рабочей силы в другие регионы России, а также и за рубеж.

Кроме того, низкий уровень доходов, высокая доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, а также высокий уровень безработицы диктуют необходимость в таких проблемных регионах стимулировать самозанятость. Для этого считаем допустимым полное освобождение от налогообложения субъектов малого предпринимательства в производственных отраслях, на которых работают только члены одной семьи и годовой оборот не превышает пятикратного размера среднемесячной заработной платы по России на каждого члена семьи. Как средством борьбы с безработицей, так и инструментом повышения доходов наиболее бедных слоев населения может выступать предоставление из состава государственных сельскохозяйственных земель участков для ведения сельского хозяйства на 10—15 лет с освобождением от всех налогов кроме платы за землю (плату за землю

можно первые пять лет отсрочить и оформлять как беспроцентный кредит).

В целом, от правильности решения этих проблем зависит успех реализации всей стратегии региона. В свою очередь, наличие стольких социальных проблем в регионе диктует необходимость постановки задач, ориентированных на решение этих социальных проблем и обеспечение высокого уровня и качества жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. (Проект). — М.: Минэкономразвития России, октябрь 2007 г. — Электронный ресурс с официального сайта Минэкономразвития России.

2. Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации. (Проект). — М.: Минрегионразвития России, март 2008 г. — Электронный ресурс с официального сайта Минрегионразвития России.

3. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года. (Проект). — Махачкала: Минэкономики РД, январь 2008 г. — Электронный ресурс с официального сайта Минэкономики РД.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. — М.: Росстат, 2007. — 982 с.

5. Дагестан 2006. Статистический ежегодник. Т. 1, т. 2. — Махачкала: Территориальное управление Росстата по РД, 2007.

К сведению авторов и читателей

Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.

В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональнаяэкономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерскийучет в издательстве и полиграфии».

РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.

Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика

- www.elibrary.ru.

Уважаемые авторы и читатели!

Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.