социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе
х. м. хаджалова,
кандидат экономических наук, научный сотрудник Института социально-экономических исследований E-mail: chaha@mail. ru дагестанский научный центр РАН
Рассматриваются теоретические аспекты социально-экономической безопасности, основные факторы обеспечения безопасности в регионе с высокой социальной напряженностью и низким уровнем жизни населения. Анализируются основные социальные проблемы в Республике Дагестан и направления их решения. Определяются основные факторы, воздействующие на социальную стабильность, противоречия в развитии ислама в современном обществе, причины низкого уровня доверия к органам государственной власти.
Ключевые слова: социальная напряженность, регион, социально-экономическая безопасность,угроза, социальная стабильность, безработица, уровень жизни, поляризация доходов населения.
На современном этапе развития наряду с отдельными позитивными тенденциями в экономике и социальной сфере России наблюдаются и негативные социальные последствия системного кризиса: высокая социальная поляризация общества, широкая криминализация всех сторон общественной жизни, участившиеся проявления национализма и сепаратизма. Все они представляют собой внутренние источники угроз и опасностей для развития страны и ее отдельных регионов. В этих условиях существенно возрастает роль обеспечения общественной и личной безопасности, стабильности общества и защиты интересов различных социальных групп. При этом под безопасностью принято понимать «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [2, ст. 799].
Более развернутое определение экономической безопасности дает В. Паньков: «Национальная экономическая безопасность — это состояние
национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [3, с. 114].
В современной России национальные интересы в социально-экономической сфере заключаются в повышении уровня и качества жизни населения как основного условия обеспечения стабильного и долговременного экономического роста за счет формирования в стране достаточно многочисленного слоя населения с растущими доходами, обеспечивающими достойный уровень жизни, устойчивое увеличение платежеспособного спроса и уровня сбережений населения, трансформируемых в инвестиции. Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, прогрессирующий рост безработицы.
Указанные проблемы, а также деформация демографического и социального состава общества, кризис семьи, снижение духовно-нравственного и творческого потенциала граждан, социальные и политические конфликты создают реальную угрозу социальной стабильности и «благодатную почву» для развития религиозного экстремизма в регионах Северного Кавказа. При этом, на наш взгляд, главными задачами обеспечения социально-экономической
безопасности являются повышение уровня доверия населения к органам государственной и муниципальной власти, создание условий реализации трудовых навыков населения, обеспечение социальной защиты и соблюдение социальных гарантий.
Под социально-экономической безопасностью понимается стабильное функционирование социальных структур государства, обеспечивающих устойчивое развитие общества. Социальную безопасность нельзя понимать просто как защиту ныне существующих социальных институтов и структур. Наоборот, причиной многих межнациональных и групповых конфликтов являются устаревшие структуры и формы общественных отношений, идеологические штампы и психологические стереотипы. Современное видение социально-экономической безопасности предполагает активное стимулирование и модернизацию устаревших социальных структур и институтов, адаптацию их к новым реалиям жизни.
Вне социальной среды обитания и деятельности человека само понятие «безопасность» теряет смысл. И если возникает угроза существованию, выживанию человека, его популяции, нации, народу, то это уже крайняя степень угрозы для общества, для большинства ее населения. Отсутствие внимания к социальной сфере, экономия на человеке в 1990-е гг. перешагнули ту грань, за которой началось разрушение личности. Именно человеческий фактор, то есть количество и качество (этнический, религиозный состав, уровень культуры и образования, здоровье, степень криминальности и т. д.) населения следует отнести к числу неблагоприятных факторов, усиливающих возможность социальной напряженности в современном обществе.
Можно считать, что угрозы социальной стабильности общества — это действия одних классов, социальных групп или отдельных личностей, нацеленные (сознательно или непреднамеренно) на уничтожение других общностей или на причинение им ущерба, ведущего к физической и духовной деградации личности, семьи, этноса, общества, народа, государства [1, с. 271].
В самом общем виде эти угрозы можно свести в три группы:
1) опасности в социальной сфере, идущие извне, от других сфер общественной жизни — политики, экономики, экологии;
2) опасности, вытекающие из самой социальной сферы для экономики, политики, экологии и т. д., имеющие обратное воздействие на социум;
3) опасности от внутренних процессов в социальной сфере для самой себя.
К основным угрозам безопасности в социальной сфере Республики Дагестан следует отнести кризис систем здравоохранения и социальной защиты, сокращение темпов рождаемости и средней продолжительности жизни в республике, деформацию демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление института семьи, снижение нравственного и творческого потенциала населения.
Мировой опыт свидетельствует о том, что главным условием поддержания стабильной обстановки в регионах, гражданского согласия и в конечном счете обеспечения приемлемого уровня социально-экономической безопасности является создание достаточно влиятельного среднего класса. По мнению зарубежных ученых, гражданский мир и стабильность, прочная стабильность социальной системы гарантированы в том случае, если средний класс собственников составляет 85 % населения, а остальные 15 % приблизительно поровну распределяются между богатыми и бедными. Любое изменение этой пропорции, а именно это характерно для современного Дагестана, ведет к росту социальной напряженности с непредсказуемыми последствиями.
Другим фактором, характеризующим социальную стабильность в обществе, является соотношение между минимальными и максимальными доходами населения. Специалисты считают, что в обществе, где разрыв между низко- и высокооплачиваемыми работниками приближается к соотношению 1:10, неизбежно возникает напряженная ситуация, угроза безопасности. В благополучных странах (Германия, Скандинавия и т. п.) стараются сохранить пропорцию 1:7, 1:8. В современной России, по официальным данным, это соотношение составляет 1:20 (!). Социальная структура благополучных в гражданском и политическом отношениях стран четко структурирована на основании иерархии интересов и характеризуется отсутствием «поляризованного» неравенства, что нельзя сказать о России, а тем более о Республике Дагестан.
Аморфность и потенциальная неустойчивость социальной структуры общества обусловлена двумя основными факторами:
1) преобладание малообеспеченных и бедных слоев. Они не имеют возможностей целенаправленно объединяться в группы интересов, тем самым не могут становиться полноправными субъектами политической деятельности. В Республике Дагестан они получили мощный импульс развития за счет
- 59
усиления института духовенства (развитие ислама и попытка влияния на политические процессы в регионе являются результатом данного объединения в основном малоимущего и недовольного своим положением в обществе населения);
2) среди большинства населения преобладает гипертрофированный индивидуализм как форма сознания и жизнедеятельности.
Снижение угрозы для социально-экономической безопасности прежде всего связано с повышением уровня и качества жизни населения. В настоящее время экономические возможности снизить растущую социальную напряженность в республике незначительны. Переход же к стадии устойчивого экономического роста означает нарастание социальных ресурсов, расширение границ социально-экономической безопасности. В то же время осознание реальных угроз для социально-экономической безопасности накладывает ряд ограничений на потенциально используемые экономические стратегии. Это значит, что совершенно неприемлема стратегия, усиливающая риск нарастания социальной напряженности и угрожающая социальной безопасности современного общества.
Неслучайно проблема социальной безопасности сегодня выдвинута на одно из первых мест. Несмотря на то, что население в целом ориентируется на адаптацию к современным социально-экономическим реалиям, к новому социальному порядку, значительная часть населения в обществе не удовлетворена своим положением. Важно, что к последней относятся не только те, кто не видит путей к изменению своего бедственного положения, но и значительные общественные группы, обладающие сплоченностью и потенциальной решимостью не мириться с существующим положением вещей.
В условиях современных дагестанских реалий можно выделить три основных фактора, решающим образом воздействующих на социальную стабильность в Республике Дагестан:
1) процесс формирования новых социально-экономических основ общества, построенных на эффективном сочетании демократических принципов и основ дагестанской культуры;
2) низкий уровень жизни и кризис социальной сферы Республики Дагестан;
3) противоречия в развитии ислама в современном обществе и низкий уровень доверия к органам государственной власти.
Основной характеристикой социально-экономической обстановки является уровень социальной
60 -
напряженности в республике. Именно социальная напряженность, возникающая прежде всего на социально-психологическом и идеологическом уровне, является одним из индикаторов социального кризиса. Социальная напряженность отражает степень физиологической, психофизической и социально-психологической адаптации, а во многих случаях — утрату адаптации различных категорий населения к трудностям (снижению уровня жизни и социальным изменениям). Она проявляется в резком росте недовольства, недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности. Имеют место проявления экономической и психической депрессии, резкое ухудшение демографической ситуации.
Рассматривая вопрос о напряженности отношений между различными социальными группами населения, следует исходить из того, что общество, в котором народ представляет целостный объект политики, всегда неоднородно в социально-экономическом, этническом, возрастном, половом, семейном, профессиональном, территориальном, образовательном и других отношениях. Поэтому привести интересы различных групп населения к общему знаменателю в политике, ее практической реализации объективно очень трудно, а в некоторых случаях даже невозможно. А политики, возглавляющие политические институты, неизбежно в той или иной степени страдают морально-психологическими пристрастиями, определенные интересы для них более близки. И они преувеличивают их значение в целях и содержании политики. Интересы же других групп, естественно, недооцениваются.
Фактором, определяющим уровень социальной напряженности, является социальная дистанция между составляющими его группами, то есть степень взаимопонимания и социально-психологической близости в межличностных и межгрупповых отношениях. Чем напряженнее отношения между двумя нациями или социальными группами, тем менее желательны друг для друга их представители в качестве партнеров в межличностном общении. Социальная дистанция между группами во многом определяется уровнем неравенства между ними по различным параметрам. Это неравенство всегда существует, в частности: в системе общественного производства и распределения, по национальному и конфессиональному признаку, по уровню образования, профессиональной подготовки, информированности, доходам и их происхождению, условиям и месту проживания, принадлежности к тем или иным институтам власти, степени социаль-
ной защищенности, объективным возможностям воздействия на реальное положение дел и т. п.
Основой реализации программы обеспечения социально-экономической безопасности является социальный маневр, направленный на радикальное изменение сложившейся ситуации. Приоритетное значение при этом получает стабилизация (отнюдь не снижение) жизненного уровня и прежде всего текущего потребления основной массы населения, стабилизация численности (не увеличение) числа семей, находящихся за чертой бедности. Все меры в социальной сфере носят сегодня чрезвычайный характер и направлены прежде всего на поддержание семьи как основы стабилизации и интеграции общества.
Параметры, характеризующие катастрофическое состояние экономики и социальной сферы Республики Дагестан, на сегодня известны: низкая фондовооруженность на душу населения, дисфункции в структуре экономики, сильная зависимость промышленного производства от оборонных заказов, кризисное состояние социальной сферы, низкая покупательная способность населения, слабость институциональной и инфраструктурной систем и т. д. В таких социально-экономических условиях обеспечение социальной стабильности предполагает расширение возможностей приложения сил в легальных и стабильных хозяйственных структурах тех слоев общества, которые сохраняют значительную социальную активность и производственно-квалификационный потенциал, но в силу объективных социально-экономических обстоятельств не имеют возможности его реализовать.
Обеспечение социальной стабильности в Республике Дагестан напрямую зависит от экономической ситуации в регионе. В настоящее время Республика Дагестан представляет собой высокодотационный регион, бюджет которого более чем на 75—80 % формируется за счет дотаций из федерального бюджета. По показателям, характеризующим социально-экономическое состояние, республика занимает одно из последних мест среди субъектов Федерации: ВРП на душу населения по отношению к среднероссийскому составляет 27 % (РФ — 165,4 тыс. руб., РД — 44,6 тыс. руб.); объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения по отношению к этому же показателю по Российской Федерации составляет 6,3 % (РФ — 109,4 тыс. руб., РД — 6,9 тыс. руб.); объем продукции сельского хозяйства на душу населения составляет 92,5 % от среднероссийского уровня (РФ — 12 тыс. руб., РД — 11,1 тыс. руб.); инвестиции на душу населения составляют 46,4 %
от среднероссийского уровня (РФ — 32,1 тыс. руб., РД — 14,9 тыс. руб.); номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника составляет 42,6 % от среднего по России (РФ — 10 634 руб., РД — 4 530 руб.); уровень безработицы по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости составляет 22,3 % экономически активного населения республики (РФ — 7,2 %) [4].
Как видим, по всем ключевым показателям Республика Дагестан отстает от среднего уровня по России, а по некоторым показателям разрыв достигает до 15 раз (например, объем отгруженной продукции собственного производства в расчете на душу населения). По показателям, характеризующим остроту социальных проблем в регионе, разница по РД и РФ составляет 1,5—3 раза.
Следует иметь в виду, что с позиции экономической безопасности нынешняя социально-экономическая ситуация в республике опасна следующими последствиями:
• при высоком уровне безработицы и бедности населения проблематично обеспечить стабильный платежеспособный спрос на внутреннем рынке, что в свою очередь через низкое потребление сдерживает рост внутреннего производства и ориентирует на импорт необходимых потребительских товаров;
• слабая развитость отраслей экономики и низкие доходы населения не способствуют росту сбережений населения, что не позволяет банкам аккумулировать необходимые для инвестиций средства;
• результатом обеих предыдущих ситуаций может стать дальнейшее торможение роста малого предпринимательства и становления среднего класса в республике. Они, как известно, являются основой современной экономики и независимого дохода, а также базой активного позитивного давления на власть в направлении улучшения социально-экономической политики в регионе. Это имеет особенно важное значение в связи с тем, что без формирования гражданского общества в регионе не может появиться ни полнокровное свободное предпринимательство, ни независимая профессиональная деятельность лиц умственного и творческого труда. Без такой деятельности прогресс экономики и общества будет ограниченным, ущербным, подчиненным эгоистическим интересам верхушки капитала и власти.
При существенной ограниченности бюджетных возможностей и низком инвестиционном
- 61
рейтинге надеяться на решение социальных проблем и укрепление социальной стабильности в республике в ближайшей перспективе (10—15 лет) не приходится. Кроме того, низкий уровень доходов, высокая доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, а также высокий уровень безработицы диктуют необходимость в таких проблемных регионах стимулировать самозанятость и миграцию рабочей силы в другие регионы России, а также и в дальнее зарубежье.
По мнению автора, является допустимым полное освобождение от налогообложения субъектов малого предпринимательства в производственных отраслях, на которых работают только члены одной семьи и годовой оборот не превышает пятикратного размера среднемесячной заработной платы по России на каждого члена семьи. Также средством борьбы с безработицей и инструментом повышения доходов наиболее бедных слоев населения может выступать предоставление из состава государственных сельскохозяйственных земель участков для ведения сельского хозяйства на 10—15 лет с освобождением от всех налогов кроме платы за землю
(плату за землю можно первые пять лет отсрочить и оформлять как беспроцентный кредит).
В заключение отметим, что от правильности решения социальных проблем зависит снижение социальной напряженности, формирование долгосрочных основ обеспечения социальной стабильности и повышения качества жизни населения Республики Дагестан, что в свою очередь способно существенно снизить угрозы социальной стабильности и повысить социально-экономическую безопасность региона.
Список литературы
1. Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. М.: Экономика, 2003.
2. О безопасности: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 (с изменениями и дополнениями в Законах РФ от 25.12.1992 № 4235-1; от 24.12.1993 № 2288; от 25.07.2002 № 116-ФЗ; от 07.03.2005 № 15-ФЗ) .
3. Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлинк, 1992, № 3.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. М. : Росстат, 2007.
Нужны статьи
в электронном виде?
На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.
Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.
Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru
ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl
V/SA
ilndex
money-yandex-ru