Научная статья на тему 'Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования)'

Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1409
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERN SPECIALIST / QUALITY OF EDUCATION / METHOD OF RESEARCHING OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Курбатова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются важнейшие социальные проблемы и тенденции высшего образования в современном российском обществе, предлагается модель современного специалиста, социологическая методика оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Курбатова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social problems of modern higher education

The paper describes the most important social problems and trends of higher education in the modern Russian society. The model of modern specialist and the method of estimating the education quality are given.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования)»

19. Гаврилюк В.В. Социология образования: Учеб. пособие. Тюмень, 2003.

20. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.

21. Тезаурус социологии: Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощен-ко. М.: Юнити, 2009.

22. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.

23. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие. М., 2005.

24. Шаронова С.А. Универсальные константы института образования - механизм воспроизводства общества: Монография. М., 2004. 357 с.

25. Турченко В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания: Монография. Барнаул; Новосибирск, 2004.

26. Субетто А.И. Сочинения: В 13 т. Т. 6. Образование - высший императив ноосфер-ного или устойчивого развития России в XXI веке. С.-Петербург; Кострома, 2008.

27. Наливайко Н.В. Философия образования.

Некоторые проблемы формирования концепции. Новосибирск: ГЦРО, 2000. 141 с.

28. Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы // Серия трудов «Философия образования». Т. XII. Новосибирск, 2005.

29. Синергетическая парадигма. Синергетика образования: Коллективная монография / Отв. ред. В.Г. Буданов. М., 2007.

30. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме. Барнаул, 2002.

31. Матвеева Н.А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): Монография. Барнаул, 2004.

32. Матвеева Н.А. Социальная инерция: к определению понятия // Социс. 2004. № 4.

33. Матвеева Н.А. К методологии определения исследовательской проблемы в социологии образования // Вестник Новгородского университета. 2005. № 31.

В.Н. СТЕГНИЙ, профессор Л.Н. КУРБАТОВА, доцент Пермский государственный технический университет

Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования)

В статье рассматриваются важнейшие социальные проблемы и тенденции высшего образования в современном российском обществе, предлагается модель современного специалиста, социологическая методика оценки качества образования.

Ключевые слова: современный специалист, качество образования, компетенции, методика исследования высшего образования.

Вступление общества в постиндустриальную культуру, особенно внедрение информационных и когнитивных технологий, порождает стремительное развитие образовательных систем. Создаются новые условия для функционирования образования, включая все его ступени: дошкольное, школьное, профессиональное среднее и высшее.

Использование рыночных механизмов социально-экономического управления

приводит к необходимости моделирования специалиста с высшим образованием, который должен обладать как профессиональными, так и социальными качествами, позволяющими быстро адаптироваться к новым условиям общества, но при этом оставаться социально активным. Для каждого вуза характерны свои особенности в формировании конкретной модели специалиста с определенной профессиональной направленностью.

Разработка модели специалиста в современных условиях должна вестись в трех направлениях:

1) анализ взаимоотношений высшей школы и рынка труда;

2) изучение места и роли специалиста в современном обществе (специалист как профессионал и как личность);

3) исследование вуза как системы подготовки специалиста.

Социологические исследования, проведенные лабораторией социологии высшего образования Пермского государственного технического университета, позволяют выделить основные социальные проблемы, которые раскрывают характер адаптационных свойств личности студента, а также соответствующие факторы влияния. Особое значение имеют следующие проблемные поля.

• Отношение современной молодежи к высшему образованию в условиях неустойчивой среды. Как меняются ценности делового человека в области социальнопрофессиональной деятельности, его социально-экономического и социокультурного статуса? Какова нравственная основа этих изменений?

• Требования рынка труда к квалификации рабочей силы. Современная мировая практика фиксирует полюсность этих требований. Одна часть рынка труда тяготеет к неквалифицированному труду, другая -к высококвалифицированному. Каковы тенденции развития этих требований на российском рынке труда?

• Взаимодействие высшей школы и государства, высшей школы и рынка труда. Высшая школа как работодатель и товаропроизводитель. Каковы ценности каждой из позиций?

• Способность и возможность высшей школы выжить в сложившихся российских условиях. Каковы ее адаптивные силы? Какова ее мощность (особенно научная и профессионально-педагогическая)? В состоянии ли высшая школа активно влиять на рынок (на все типы рынков)?

• Изменение характера социальной

напряженности в системе высшей школы. В условиях быстроменяющейся внешней среды данное свойство организации может обостряться и принимать несвойственные высшей школе формы. Каково содержание и характер этого свойства? Где оно может наиболее активно себя проявить? Какие структурные элементы в большей степени подвержены его влиянию? Каковы положительные и отрицательные последствия этого явления?

Из постановки общих проблем вытекает необходимость решения более частных, локальных задач. В условиях перехода к новым общественным отношениям (как следствие глобальных кризисных процессов) существенно меняются цели и задачи высшей школы. Как и для любой организации, для вуза основной целью становится выживание в условиях постоянно меняющейся среды, то есть в условиях постоянного риска. Возникают новые проблемы в планировании и организации его деятельности. Среди них: соответствие специализации вуза требованиям рынка труда; подбор и расстановка кадров (соотношение характера деятельности преподавателей и студентов, реальная оценка их труда); развитие научных школ и применение результатов их деятельности в народном хозяйстве, учебном процессе; создание оптимальной структуры учебного процесса (плоская или многоуровневая, специализированная или междисциплинарная, индивидуальная или групповая); совершенствование мотивации и стимулирование деятельности преподавателей, студентов, абитуриентов и аппарата управления; организация новых форм контроля за функционированием вуза как системы подготовки высококвалифицированных специалистов и как самостоятельной системы, потребляющей знание и создающей новое знание. Раскроем некоторые из них подробнее.

Что касается проблемы взаимодействия вуза и рынка труда, то здесь явно прослеживается двойственная роль высшей школы. Эта двойственность обусловливается тем, что вуз выступает, с одной стороны,

как товаропроизводитель, который готовит специалистов, с другой - как работодатель, который предоставляет преподавателям и студентам работу.

Исходя из сущности рыночных отношений, для организации (вуза) главным становится подбор работника соответственно рабочему месту (рабочее место ищет работника, а не «человек красит место»). Рынок требует от специалиста наличия профессиональных и деловыхкачеств; его личностные качества становятся сопутствующими, а не определяющими. Таким образом, выбор специалиста носит функциональный характер.

Сегодня необходимо учитывать следующее: чтобы выжить, высшая школа должна не только быстро реагировать на изменения на рынке труда, но и сама активно влиять на этот рынок, т. е. создавать новое знание и готовить специалистов с новыми качествами.

Как и любая организация, высшая школа несет определенную социальную ответственность перед обществом и теми социальными системами, которые ее окружают, а также перед собственными сотрудниками и студентами,абитуриентами и выпускни-ками-специалистами. Весь вопрос в том, что характеризует высшую школу как социально ответственную организацию. Пополнение рынка труда высококвалифицированными специалистами в соответствии с его требованиями? Использование имеющегося знания или создание нового? Повышение квалификации или переквалификация специалистов? Обеспечение желающих дополнительным знанием? Возможность регулировать рынок неквалифицированного и высококвалифицированного труда?

Итак, от высшей школы в современных условиях требуются гибкость и четкость определения целей какнаперспективу, таки на конкретный момент времени, выбор оптимальной структуры организации (учебного процесса, учебной программы и т.д.), рациональный подбор стимулов для повышения эффективности деятельности всех звеньев вуза, осмысление и осознание ценностей высшего образования, их социальной роли.

Анализ данных проблем позволяет выделить показатели, относительно которых может быть сформирована модель исследования качеств подготовки специалиста в условиях высшей школы. Предлагается следующая стратегия исследования, включающая в себя социологические критерии оценки качества образования, личности студента, выпускника, преподавателя.

I. Оценка методики и качества образования субъектами образовательных отношений (студентами, преподавателями, выпускниками, работодателями).

Оценка методики преподавания (по циклам дисциплин ГСЭД, ЕНД, ОПД, СД): логика лекционного курса, главное положение лекционного курса, объем материала, темп изложения, интерес и понимание лекционного материала, характер изложения материала, соответствие лекционного материала требованиям компетентностного подхода, согласованность лекционного материала и практических (лабораторных, семинарских) занятий, объем и характер самостоятельной работы студентов в соответствии с учебным планом, соответствие теоретико-методологической подготовки студентов содержанию и объему практики (учебной, производственно-технологической, дипломной), консультационная деятельность.

Оценка качества преподавания курса (по циклам дисциплин ГСЭД, ЕНД, ОПД, СД): теоретико-методологическое обоснование предмета, актуальность проблем, использование достижений современной науки в данной области, характер дискуссионнос-ти темы, связь со специальностью и другими областями знания.

Оценка материально-технической базы учебного процесса: библиотечный фонд, компьютеризация учебных аудиторий, техническая лабораторная база, санитарногигиенические условия и т.п.

Оценка личностных качеств преподавателя (по циклам дисциплин ГСЭД, ЕНД, ОПД, СД): профессиональные, деловые, культурные, нравственные, социально-психологические, психоморфологические ка-

чества, языковая культура, научный вклад в преподаваемый предмет.

Оценка личностных качеств студента: активная жизненная позиция, научно-гуманистическое мировоззрение; профессиональные знания и навыки самостоятельной работы в избранных областях народного хозяйства, техники и науки; творческое отношение к труду, способность совершенствовать знания, стремление кповышению квалификации; навыки организационно-управленческой деятельности; морально-волевые качества, коллективизм; духовная культура.

Оценка качеств специалиста: уровень и качество подготовки, соответствие требованиям рабочего места (показатели компетентности); профессиональный рост; личностные качества.

II. Уровень удовлетворенности образовательным процессом и характером профессиональной подготовки субъектов образовательного процесса - студентов, преподавателей, выпускников (исследование положительных сторон, причин неудовлетворенности):

■ удовлетворенность учебно-методическим обеспечением учебного процесса;

■ удовлетворенность качеством подготовки;

■ удовлетворенность организацией учебного процесса.

III. Студент как объект и субъект образовательного процесса:

■ учебная деятельность: подготовленность к вузовской программе, характер и уровень успеваемости, характер и степень включенности в учебный процесс, уровень усвоения учебной программы, информационная культура;

■ отношение к организации учебного процесса;

■ научно-исследовательская деятельность;

■ внеучебная деятельность (отношение к самостоятельной работе, использование консультационных форм организации учебного процесса и т.п.);

■ свободное время;

■ отношение к специальности, мотива-

ция выбора специальности, вуза, формы обучения, типа специализации и квалификации;

■ структура личности(потребности, установки, интересы, ценности, вербальная и поведенческая адаптированность к рынку, ожидания и уровень их реализации);

■ уровень и характер социальной мобильности;

■ участие в общественно-политической деятельности в вузе и организации (факт участия; регулярность участия; характер и содержание общественно-политической деятельности; степень овладения навыками общественно-политической деятельности);

■ особенности деятельности в сфере культуры (интенсивность потребления культурной информации; избирательность и направленность в потреблении культурной информации; характер участия в культурном творчестве; полученные в вузе знания и навыки общекультурного характера; степень сформированности в вузе потребности и навыков непрерывного самообразования).

IV. Специалист как объект и субъект трудовой деятельности.

Уровень учебной подготовки в вузе: приобретенные в процессе обучения знания(по циклам ГСЭД, ЕнД, ОПД, СД); приобретенные в процессе обучения умения и навыки (по циклам ГСЭД, ЕНД, ОПД, СД); успеваемость в вузе; соответствие подготовки характеру профессиональной деятельности (специализация студентов); приобретение навыков и умений самостоятельной работы по получению и усвоению знаний.

Уровень практической подготовки по специальности: характер организации учебной, производственной, технологической практики и производственной стажировки студентов (приобретенные умения и навыки, их объем и соответствие профессиональной деятельности); соотношение теоретического знания и практической деятельности; владение практическими навыками и умениями (по специализации).

Участие в научно-исследовательской

работе в вузе: факт участия в НИР; продолжительность и регулярность участия; степень овладения навыками и методами НИР; характер и результаты участия.

Отношение к работе: мотивация выбора специальности, отношение к специальности, мотивация выбора места работы, частота смены работы, уровень удовлетворенности работой, уровень удовлетворенности трудовым статусом.

К критериям эффективности подготовки специалистов относятся:

• профессионально-трудовая мобильность: регулярность повышения квалификации в будущей трудовой деятельности; планы на перспективу через 5, 10 лет; наличие потребности в непрерывном самообразовании (регулярность самообразования как одной из форм повышения квалификации, научно-творческого и общекультурного уровня); планы на карьерный рост в начале трудовой деятельности; планы на быстрое продвижение в должности;

• организационно-управленческая деятельность: планы в сфере организационно-управленческой деятельности (в сфере менеджмента); наличие организационноуправленческих качеств (знаний, навыков и способностей); наличие авторитета в трудовом коллективе;

• отношение к инновационным процессам в организации;

• участие в общественной деятельности: факт участия;

• деятельность в сфере культуры и досуга: интенсивность потребления культурной информации; избирательность (направленность) в потреблении культурной информации; характер участия в культурном творчестве; предпочитаемые занятия в свободное время;

• личностные качества: жизненные ценности, профессионально-деловые, социокультурные, нравственные, социальнопсихологические, психоморфологические качества;

• факторы, влияющие на социальное поведение личности специалиста - выпускника вуза (социальное происхождение, со-

циально-демографические характеристики, место работы, стаж работы, тип образования, специализация, должность, семейное положение, национальность, вероисповедание).

V. Преподаватель как объект и субъект образовательного процесса:

■ учебно-методическая деятельность (технология организации учебного процесса, разработка программы курса, курса лекций, учебно-методических пособий);

■ научно-исследовательская деятельность (объем и характер выполняемой научной работы, наличие научных тем, их разработанность, количество публикаций, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности и т.п.);

■ отношение к работе, специальности, вузу;

■ профессиональные планы;

■ удовлетворенность работой, статусом, профессиональными перспективами;

■ удовлетворенность жизнью;

■ личностные качества преподавателя: потребности, установки, жизненные ценности, профессионально-деловые, социокультурные, нравственные, социально-психологические, психоморфологические качества;

■ факторы, влияющие на социальное поведение личности преподавателя вуза (социальное происхождение, социальнодемографические характеристики, место работы, стаж работы, тип образования, специализация, должность, семейное положение, национальность, вероисповедание).

VI. Работодатель как субъект результирующей оценки качества образовательного процесса:

• структура требований работодателя к основным компетенциям выпускника вуза;

• оценка работодателем качества образовательной подготовки специалиста - выпускника вуза по основным компетенциям;

• удовлетворенность работодателя уровнем и качеством основных компетенций выпускника вуза;

• оценка работодателем соответствия

уровня основных компетенций выпускника вуза тем требованиям, которые предъявляются им исходя из потребностей предприятия (учреждения), специфики технологического процесса и трудовых операций, конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда и занятости;

♦ социальный портрет работодателя (социально-демографические и социокультурные характеристики; тип образования; место и профиль работы; профессионально-должностной статус; установки, жизненные ценности; вербальная и поведенческая адаптация к рынку).

Таким образом, изложенная выше методика позволяет:

♦ разработать социологические критерии оценки качества образования в вузе с учетом уровней и содержания компетенций и специализации обучения (специалистов, бакалавров, магистров);

♦ построить матрицу соответствия уровней компетенции социологическим за-

мерам их параметров при оценке субъектами образовательного процесса удовлетворенности качеством образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ определить критерии отбора субъектов оценки качества образовательного процесса;

♦ разработать унифицированные социологические инструменты для сбора информации о качестве образовательного процесса в вузе с учетом уровней компетенции, статуса субъектов оценки качества образования (образовательных программ);

♦ выявить факторы, влияющие на характер оценок и уровень удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством подготовки кадров в соответствии с требованиями современного общества;

♦ создать банк данных для последующего сравнительного анализа;

♦ эффективно управлять образовательным процессом с учетом возникающих проблем, обеспечивая их своевременное решение.

STEGNIY V.N., KURBATOVA L.N. SOCIAL PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION

The paper describes the most important social problems and trends of higher education in the modern Russian society. The model of modern specialist and the method of estimating the education quality are given.

Keywords: modern specialist, quality of education, method of researching of higher education.

ЛЯ. дятчтК0, доктор Социальные технологии

сБ°ецлиг°'ло1!су1кйРге^тдаррс^венньш в упраВлении совреМеннЫМ

университет университетом

В представленной статье рассматривается опыт реализации социальных технологий в практике управления современным университетом. Инновационную основу процесса управления составляет кластерный подход к организации университетской деятельности. Её базовыми составляющими являются учебно-научные инновационные комплексы и «технологические коридоры». Необходимым условием эффективного управления университетом является исследование и целенаправленное формирование социально-технологической культуры.

Ключевые слова: социальные технологии, социально-технологическая культура, социальные процессы в вузе, кластерная организация университетской деятельности, учебно-научные инновационные комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.