Научная статья на тему 'Социальные проблемы на фоне современной экономики'

Социальные проблемы на фоне современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоженко К. Н.

Вмешательство государства в экономику предполагает знание экономических законов и социально-экономических тенденций. Реализация социальных программ и создание социально-ориентированной экономики являются показателями эффективности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State intervention in economy assumes knowledge of economic laws and social and economic tendencies. Realization of social programs and creation of the socially-focused economy are indicators of efficiency of national economy.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы на фоне современной экономики»

ния арабского мира или продолжение «международной помощи развивающимся странам» в рамках «Вашингтонского консенсуса»?

Литература

1. Габуев, А. Дальний Восток позаботится о Ближнем // Коммерсантъ. 2006. №97 (3428). URL: http://www.kommersant.ru/Doc/678280?isSearch=True (дата обращения 16.03.2011).

2. Егишянц С.А. Тупики глобализации: торжество прогресса или игры сатани-стов? М.: Вече, 2004. 448 с.

3. Злобин Н. Не навреди // Ведомости. 2011. 14 марта. С.4.

4. Маор Д. Бунт в Ливии и мировая экономика: есть ли причины для паники? URL: http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2011/02/23/mart/ (дата обращения 16.03.2011).

5. Муранивский, Т.В. «Вашингтонский консенсус» [электронный ресурс] // Экономическая газета, №50, 1999. URL: http://www.larouchepub.com/russian/tvm/tvmeg9950.html (дата обращения 16.03.2011).

6. Фридкин Л.Б. Пируэты поддержки // Экономическая газета. 2006. №69. URL: http://www.neg.by/publication/2006_09_05_7279.html?print=1 (дата обращения 16.03.2011).

7. Fleishman J., Hassan A. Arab leaders meet, Tunisia on their minds // Los Angeles Times. 21.01.2011. URL: http://articles.latimes.com/2011/jan/20/world/la-fg-arab-leaders-20110120 (дата обращения 16.03.2011).

8. Gray J. Fa^ Dawn: The Delusions of Global Capitalism. London: Granta Publications, 1998. 234 p.

9. Gray, J. The end of another fantasy // The Guardian. 22.12.1999. URL: http://www.guardian.co.uk/world/1999/dec/22/wto?INTCMP=SRCH (дата обращения 16.03.2011).

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ФОНЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Гоженко К.Н., канд. психол. наук ФГОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздравсоцразвития России

г. Кисловодск, Россия

Вмешательство государства в экономику предполагает знание экономических законов и социально-экономических тенденций. Реализация социальных программ и создание социально-ориентированной экономики являются показателями эффективности национальной экономики.

State intervention in economy assumes knowledge of economic laws and social and economic tendencies. Realization of social programs and creation of the socially-focused economy are indicators of efficiency of national economy.

Всякие экономические и политические преобразования в обществе должны быть рассчитаны на социальный прогресс, который находит выражение в росте доходов и потребления большинства населения. Если пути достижения этой цели плохо обоснованы и реформаторы слишком долго и с большими потерями для общества вырабатывают механизм реализации реформ, последние, при всей очевидной их необходимости, могут быть отторгнуты, а общество втянуто в длительную политическую и социально-экономическую нестабильность. Премьер-реформатор России П.А. Столы-

пин писал в начале века: "Только тогда, когда реформы пойдут параллельно с успокоением страны, они явятся выражением истинных нужд государства" [1].

Преобразования в экономике не могут служить самоцелью. Экономический рост, повышение эффективности общественного производства не только выступают средством для решения социальных задач, но и обречены на неудачу, если социальные цели оказываются нереализованными. Это прекрасно осознается политиками: любое правительство, преследующее даже узкокорыстные цели, представляет свои программы как направленные на благо всего народа.

Экономическое и социальное - это система, в которой элементы, реализуясь как средство и цель развития, взаимосвязаны, взаимообусловлены, и разрыв этой взаимосвязи разрушает систему в целом.

Социальная ориентация экономического развития означает подчинение производства потребителю - в любой рыночной структуре экономические интересы производителей не имеют иной формы реализации, кроме удовлетворения запросов потребителей. Современный тип социально ориентированной экономики, сформировавшийся в экономически развитых странах, характеризуется следующим:

• значительными масштабами перераспределения доходов между слоями общества с высокими доходами в пользу менее обеспеченных слоев населения;

• созданием за счет бюджетных средств фондов для бесплатного предоставления социальных услуг населению;

• созданием резервных фондов в бюджетах (местных и общенациональных) для выплаты пособий по безработице и содержанию нетрудоспособных граждан страны;

• наличием широко разветвленной сети общественных фондов, оказывающих разнообразную помощь определенным категориям населения;

• законодательным закреплением прав граждан на социальные услуги и льготы со стороны государства и работодателей и наличием действенных механизмов, обеспечивающих реализацию этих прав.

Современное государство берет на себя функции, способствующие эффективному развитию бизнеса: а) перераспределение доходов, обеспечивающее равновесие между товарным предложением и платежеспособным спросом, что приводит к наиболее полной реализации продукции и нормализации воспроизводственных процессов; б) формирование бюджетных средств для финансирования расходов, направленных на повышение качественных характеристик рабочей силы в интересах бизнеса.

Социально-экономические функции государства, как в развитой рыночной экономике, так и в переходной достаточно изучены и общеизвестны. В данном рассмотрении хотелось бы выделить следующие моменты. Вмешательство государства в современную экономику предполагает знание представителями высших государственных структур объективно действующих экономических законов и тех социально-экономических тенденций, которые происходят в экономике страны и мировом хозяйстве.

Практические действия государственных мужей, не опирающиеся на знание экономических законов и критическую оценку реальной ситуации, могут принести населению страны и ее национальным интересам непоправимый вред.

Принятию со стороны правительственных органов экономически и социально оправданных решений способствует целая система условий, в числе которых следует выделить два наиболее актуальных для современной российской действительности:

во-первых, это - формирование статистической отчетности, объективно (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) отражающей экономические и социальные измене-

ния в обществе. Сегодня такой государственной статистики в России нет. Имеются разрозненные аналитические центры, экспертные службы, которые собственными усилиями "добывают" весьма противоречивые сведения;

во-вторых, требуется углубление теоретических знаний о социально-экономических процессах, протекающих в стране.

Сегодня наши университетские программы (даже для экономистов) не содержат анализа таких проблем, как уровень социально-экономического развития страны, эффективность производства, социально-экономическое содержание научно-технического прогресса, закономерности в динамике и структуре народонаселения, система потребностей населения и экономических интересов и др.

Вряд ли без глубокого понимания содержания названных проблем можно выработать государственную экономическую политику, обеспечивающую социально-экономический прогресс.

Большое значение для рыночных преобразований, рассчитанных на действительный социальный прогресс в России, приобретает осознание необходимости перехода от принципа человек для государства к принципу государство для человека. Лишь ориентация на экономические интересы большинства населения, а не узкой социальной группы, способна вывести страну из кризиса.

Учитывая сказанное, приходится признать, что попытки реализации активной социальной политики в условиях спада производства и неэффективной экономики в современной России - нереальны и могут привести лишь к увеличению бюджетного дефицита и инфляции. Только рост производства и повышение эффективности национальной экономики служат реальным источником создания социально ориентированной экономики и реализации разносторонних социальных программ.

Литература

1. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия / Полн. собр. речей в Гос. Думе и Гос. Совете (1906-1911). М., 1991. С. 30.

Использованы материалы с сайтов: www.vesnik.fa.ru;www.neuch.ru

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СЕТЕВУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ СРЕДУ

Гурова Е.А., аспирант ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» г. Ставрополь, Россия

В статье рассматриваются особенности совершенствования ресурсооборота предприятий посредством интеграции в электронную сетевую среду, где происходит виртуальный обмен ценностями.

In article features of perfection of a turn of resources of the enterprise by means of integration into the electronic network environment where there is a Virtual exchange of values are considered.

Современная экономика изобилует рынками. Производители ищут ресурсы (сырье, труд и деньги), чтобы купить их и превратить в товары и услуги, потом продать потребителям. Потребители продают свой труд и получают денежный доход, из которого расплачиваются за товары и услуги. Правительство собирает доход от налогов, чтобы купить ресурсы; производители и посредники на рынках используют эти товары 112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.