Научная статья на тему 'Арабский консенсус или непубличные пункты Вашингтонского консенсуса'

Арабский консенсус или непубличные пункты Вашингтонского консенсуса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Войченко О. В.

Данная статья является обзорной и затрагивает социально-экономические аспекты развития современного общества. На примере реализации наиболее успешных программ «Вашингтонского» и «Пекинского консенсуса» ставится вопрос о будущей социально-экономической модели Арабского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews some social economic aspects of the modern society. The question of the future social economic model of the Arab World is raised by the example of the most successful models for developing economics, such as Washington Consensus and Beijing Consensus.

Текст научной работы на тему «Арабский консенсус или непубличные пункты Вашингтонского консенсуса»

военных конфликтов, Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.

Белгородский региональный общественный благотворительный фонд социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел «Великодушие».

Защиту прав призывников военнослужащих и их родителей осуществляет Белгородская региональная общественная организация «Совет родителей военнослужащих».

Белгородская региональная общественная организация ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних участников разминирования территорий и объектов СССР в 1943-1950 годах и Белгородское региональное отделение Российской общественной организации «Российский союз бывших малолетних узников фашизма» отстаивают интересы этих категорий граждан.

Проблемами защиты прав и законных интересов инвалидов, участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, других радиационных, техногенных и экологических аварий и катастроф, их социальной реабилитация и адаптации в современных условиях занимаются Белгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России и Белгородская региональная общественная организация ветеранов подразделений особого риска.

Целью Белгородской областной общественной организация «Объединение инвалидов и пенсионеров - жертв политических репрессий» является восстановление исторической справедливости, предание гласности имен и обстоятельств, скрытых до недавнего времени под завесой секретности, защита прав и интересов реабилитированных граждан, увековечение памяти жертв политических репрессий.

Помощь в обустройстве вынужденным переселенцам, защите их социальных и экономических прав, формирование активной жизненной позиции для успешной реализации себя в новых условиях оказывают Белгородская региональная женская общественная организация переселенцев «Вера» и Белгородская региональная общественная организация беженцев «Ковчег».

Таким образом, общественные организации своей деятельностью способствуют решению социально-экономических проблем населения области.

АРАБСКИЙ КОНСЕНСУС ИЛИ НЕПУБЛИЧНЫЕ ПУНКТЫ ВАШИНГТОНСКОГО КОНСЕНСУСА

Войченко О.В.

Московский государственный университет путей сообщения г. Москва, Россия

Данная статья является обзорной и затрагивает социально-экономические аспекты развития современного общества. На примере реализации наиболее успешных программ «Вашингтонского» и «Пекинского консенсуса» ставится вопрос о будущей социально-экономической модели Арабского мира.

The article reviews some social economic aspects of the modern society. The question of the future social economic model of the Arab World is raised by the example of the most successful models for developing economics, such as 'Washington Consensus' and 'Beijing Consensus'.

Мир замер в ожидании продолжения развития событий на Ближнем Востоке. Иран, Египет, Ливия, что дальше? Оставим прогнозы аналитикам. Рассмотрим некото-106

рые социально-экономические аспекты развития современного общества, индикатором которых стал всплеск гражданского недовольства.

Большинство современных арабских государств были созданы искусственно (во многих случаях даже их государственные границы установлены европейскими колонизаторами) и управляются произвольно: главную роль играет не закон, а личность лидера. Ни одна из 18 арабских стран не может квалифицироваться как демократическая, при этом все они расположены в геополитически важном регионе.

Сегодня не только Россия, но и многие другие страны мира разуверились в идеях экономического либерализма и политике глобализма. Модель «свободного рынка» привела к разрушению национальных экономик и обнищанию большинства населения при обогащении узкого круга лиц. Более того, по мнению проф. Т. В. Муранив-ского, «политика глобализма и создания наднационального правительства ведет к потере суверенитета наций-государств и их превращению в новые колонии» [5].

В 1999 году в лондонской газете The Guardian вышла статья Джона Грея, в которой он резко критикует правительства США и Великобритании за проводимую ими политику «рыночных реформ» в России и странах Азии. Грей пишет, что именно эта политика «несет в себе болезнь всему миру» — глобальную валютно-финансовую катастрофу [9].

В книге «Тупики глобализации» С.А. Егишянц подчеркивает взаимосвязь ФРС, МВФ и Всемирного банка в аспекте практической реализации «Вашингтонского консенсуса»: «Само по себе мнение группы экономистов мало кого волнует, но когда среди разработчиков оказывается ФРС США, тут уже не до шуток, ибо когда мы говорим МВФ или ВБ, то подразумеваем именно Фед» [2]. Действительно, идеи «Вашингтонского консенсуса» сразу стали условиями предоставления кредитов международными финансовыми организациями.

На данный момент ФРС (модератор «Вашингтонского консенсуса») остается единственным надгосударственным регулятором, способным оказать какое-либо влияние на процесс протекания мирового кризиса, и его ресурсы близки к исчерпанию. Вероятность того, что ФРС разделит судьбу ОПЕК, не способной влиять на мировой рынок нефти, крайне высока. Это может стать очевидным в ходе текущего мирового кризиса или в ближайшей исторической перспективе.

Моральный авторитет Вашингтона упал после военно-политической демократизации Афганистана и Ирака, поддержки агрессии Израиля против Палестины. Идеи либерализма перестали быть привлекательными для народов большинства стран мира. Таким образом, мировой кризис ослабил все системообразующие элементы «Вашингтонского консенсуса», что нельзя сказать о «Пекинском консенсусе».

Л. Фридкин в статье «Пируэты поддержки» отмечает, что в мае 2004 года Лондонским центром международной политики был опубликован доклад под названием «Пекинский консенсус», в котором речь шла не только об эффективности китайского опыта. Если «Вашингтонский консенсус», по мнению авторов, «осчастливил одних банкиров», то «Пекинский консенсус» работает в интересах простых людей. Его цель -рост при сохранении независимости; отличительные черты — «решительное стремление к инновациям и экспериментам» (специальные экономические зоны), «защита государственных границ и интересов», «накопление инструментов асимметричной силы» (в виде мощных валютных резервов). Китайская модель кажется британским исследователям универсальным ответом на вызовы современности. Л. Фридкин констатирует: «Китай, которому удалось добиться фантастических темпов экономического роста, избежал политической нестабильности и сохранил контроль над своей финансовой системой. И все это - при участии и под контролем государства. В докладе UNCTAD

также признается, что поддержка промышленности, инноваций и экспорта может и должна осуществляться государством» [6].

Очевидно, что в основе «Пекинского консенсуса» лежат пять внешнеполитических принципов, закрепленных в Конституции Китайской Народной Республики. Технологией продвижения становятся долгосрочные двухсторонние договора Китая со всеми странами мира.

Обозреватель газеты Коммерсантъ А. Габуев освещает формирование особенностей китайской внешней политики на примере Форума сотрудничества Китай -Арабские страны, возникшего в январе 2004 года: «Новоизбранный председатель КНР Ху Цзиньтао впервые отправился с визитом в арабские страны в статусе китайского руководителя. Прибыв в Каир, председатель Ху предложил египетскому президенту Хосни Мубараку создать организацию, которая стала бы широкой площадкой для китайско-арабского диалога. Хосни Мубарак идею китайского лидера поддержал, и оба объявили о создании новой международной организации. Вскоре к ней начали присоединяться и другие арабские страны» [1].

А. Габуев подчеркивает, что китайская идея «собирания» арабских земель была высказана одновременно с объявлением Джорджем Бушем плана «Большой Ближний Восток». По словам госсекретаря США Кондоллизы Райс, ранее Вашингтон поддерживал существующие (пусть даже авторитарные) режимы, надеясь, что они обеспечат стабильность, однако результатом этой поддержки явилась не стабильность, а рост экстремизма. В силу указанных причин в 2004 году США объявили о начале борьбы за демократию на Ближнем Востоке.

В ответ на происходящее арабские лидеры бойкотировали саммит G8 2004 года. Альтернативой и стал Форум сотрудничества Китай - Арабские страны. Отличие «Большого Ближнего Востока по-китайски» от американского варианта было принципиальным: Пекин не ставил цели менять арабские режимы, но собирался «дружить» и сотрудничать с ними, требуя взамен лишь одно - нефть.

Для того чтобы отметить последовательность продвижения «Пекинского консенсуса», выделим информацию агентства Синьхуа о переговорах Китая со странами Персидского залива, целью которых является создание зоны свободной торговли. В феврале 2011 года в Чэнду (Китай) состоялась очередная встреча представителей Китая, Афганистана, Бангладеш, Индии, Мальдивских островов, Непала, Пакистана и Шри-Ланки, посвященная вопросам активизации торгово-экономического сотрудничества. В ходе текущего мирового кризиса информации о Китае в мировых СМИ стало значительно меньше, однако вряд ли это демонстрирует признаки ослабления «Пекинского консенсуса».

Показательно, что революционные события, начавшиеся в Тунисе и перекинувшиеся на Египет, не испугали западных инвесторов в такой степени, как происходящее в Ливии. Увеличение цен на нефть, резкое понижение котировок на мировых биржах ценных бумаг, усиление доллара - очевидные признаки периода политической и экономической нестабильности.

Когда в прошлом десятилетии произошло резкое повышение цен на нефть, многие опасались, что это приведет к замедлению экономического роста. В сегодняшней ситуации новый нефтяной шок - худшее, что может произойти с западной экономикой, все еще не оправившейся от кризиса, страдающей от финансовых неурядиц и безработицы. Происходящее может стать причиной очередного витка глобального кризиса, что и вызывает панические настроения среди инвесторов [4].

Ливийские события отличаются особым всплеском насилия и могут привести к гражданской войне. В этом их отличие от того, что происходит в Египте, где на данном этапе удалось избежать столкновений между армией и гражданскими лицами. С другой 108

стороны, Ливия на протяжении долгих лет была изолирована от остального мира как в политическом, так и в экономическом плане; ее международная интеграция возобновилась лишь несколько лет назад. Директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин пишет, что Америка является мощным игроком стратегического плана, «для которого любые действия в отношении Ливии должны быть частью общего плана» [3].

Ситуация во всем арабском мире идентичная: «У арабов душа болит из-за бедности, безработицы и рецессии, - заявил Амр Мусса, руководитель Лиги арабских государств (ЛАГ). - Тунисская революция от нас недалеко. Арабы дошли до беспрецедентного уровня недовольства и разочарования». Показательно, что Бахрейн не укладывается в общую арабскую картину; согласно данным Всемирного банка, доход на душу населения королевства составляет более 25 ООО долларов США в год:

World Development Indicators, Sept.2010

В рамках предложенного материала не ставится цель ответить на главный вопрос «Кто виноват и что делать?». Данная статья представляет собой лишь социально-экономический надрез большой проблемы взаимоотношений разных социально-экономических культур, живущих на одной планете. Цивилизация не слышит голос разума, не знает сострадания и не напоит жаждущего. Мы живем в век, где правит международный капитал и «виртуальная» прибыль.

События на Ближнем Востоке войдут в историю. Со временем станет ясно, что происходящее в арабском мире сравнимо с великими революциями XVIII века. Ни одна революция, стремящаяся к свободе, равенству и братству, не обходилась без жертв и разрушений, морального и материального ущерба. «Страны распадаются, народы поднимают восстания, и права нарушаются, пока арабы размышляют, возможна ли арабская система, которая бы работала с такими событиями толково и эффективно», - заявил заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Кувейта шейх Мохаммед ас-Сабах ас-Салим ас-Сабах [7].

До настоящего времени остается открытым вопрос о текущем тренде для Ближнего Востока. Начало ли это новой эпохи социально-экономического возрожде-

ния арабского мира или продолжение «международной помощи развивающимся странам» в рамках «Вашингтонского консенсуса»?

Литература

1. Габуев, А. Дальний Восток позаботится о Ближнем // Коммерсантъ. 2006. №97 (3428). URL: http://www.kommersant.ru/Doc/678280?isSearch=True (дата обращения 16.03.2011).

2. Егишянц С.А. Тупики глобализации: торжество прогресса или игры сатани-стов? М.: Вече, 2004. 448 с.

3. Злобин Н. Не навреди // Ведомости. 2011. 14 марта. С.4.

4. Маор Д. Бунт в Ливии и мировая экономика: есть ли причины для паники? URL: http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2011/02/23/mart/ (дата обращения 16.03.2011).

5. Муранивский, Т.В. «Вашингтонский консенсус» [электронный ресурс] // Экономическая газета, №50, 1999. URL: http://www.larouchepub.com/russian/tvm/tvmeg9950.html (дата обращения 16.03.2011).

6. Фридкин Л.Б. Пируэты поддержки // Экономическая газета. 2006. №69. URL: http://www.neg.by/publication/2006_09_05_7279.html?print=1 (дата обращения 16.03.2011).

7. Fleishman J., Hassan A. Arab leaders meet, Tunisia on their minds // Los Angeles Times. 21.01.2011. URL: http://articles.latimes.com/2011/jan/20/world/la-fg-arab-leaders-20110120 (дата обращения 16.03.2011).

8. Gray J. Fa^ Dawn: The Delusions of Global Capitalism. London: Granta Publications, 1998. 234 p.

9. Gray, J. The end of another fantasy // The Guardian. 22.12.1999. URL: http://www.guardian.co.uk/world/1999/dec/22/wto?INTCMP=SRCH (дата обращения 16.03.2011).

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ФОНЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Гоженко К.Н., канд. психол. наук ФГОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздравсоцразвития России

г. Кисловодск, Россия

Вмешательство государства в экономику предполагает знание экономических законов и социально-экономических тенденций. Реализация социальных программ и создание социально-ориентированной экономики являются показателями эффективности национальной экономики.

State intervention in economy assumes knowledge of economic laws and social and economic tendencies. Realization of social programs and creation of the socially-focused economy are indicators of efficiency of national economy.

Всякие экономические и политические преобразования в обществе должны быть рассчитаны на социальный прогресс, который находит выражение в росте доходов и потребления большинства населения. Если пути достижения этой цели плохо обоснованы и реформаторы слишком долго и с большими потерями для общества вырабатывают механизм реализации реформ, последние, при всей очевидной их необходимости, могут быть отторгнуты, а общество втянуто в длительную политическую и социально-экономическую нестабильность. Премьер-реформатор России П.А. Столы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.