Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1039
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ДОСУГ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаспарян Е.В.

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам молодежи, касающиеся получения образования и трудоустройства. Особое внимание уделено кризисным явлениям в образовании и анализе досуговой деятельности молодежи. Автор отмечает, что эти проблемы требуют неотложного решения, так как от уровня образованности молодежи будет зависеть политическая культура российского общества через 10-15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROBLEMS OF YOUNG PEOPLE AND WAYS TO SOLVE THEM THROUGH THE DEVELOPMENT OF EDUCATION

The article is devoted to the current problems of young people related to education and employment. Special attention is paid to the crisis phenomena in education and the analysis of leisure activities of young people. The author notes that these problems require urgent solutions, since the level of education of young people will depend on the political culture of Russian society in 10-15 years.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК: 316

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Гаспарян Е.В.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация: Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам молодежи, касающиеся получения образования и трудоустройства. Особое внимание уделено кризисным явлениям в образовании и анализе досуговой деятельности молодежи. Автор отмечает, что эти проблемы требуют неотложного решения, так как от уровня образованности молодежи будет зависеть политическая культура российского общества через 10-15 лет.

Ключевые слова: кризис образовательной системы, проблема трудоустройства молодых специалистов, досуг молодежи.

SOCIAL PROBLEMS OF YOUNG PEOPLE AND WAYS TO SOLVE THEM THROUGH THE DEVELOPMENT OF EDUCATION

Gasparyan E. V.

PEI HE «Socio-pedagogical institute», Derbent

Abstract: The article is devoted to the current problems of young people related to education and employment. Special attention is paid to the crisis phenomena in education and the analysis of leisure activities of young people. The author notes that these problems require urgent solutions, since the level of education of young people will depend on the political culture of Russian society in 10-15 years.

Key words: crisis of the educational system, the problem of employment of young professionals, youth leisure.

В современное время перед молодым поколением стоят две проблемы: проблема получения образования и трудоустройство. И проблемы здесь состоит в том, что без образования невозможно найти достойную работу, а те, кто имеют высшее образование, испытывают трудности в поиске работы, соответствующей их квалификации.

Для того, чтобы найти решение, нужно начать с изучения проблем образования. Сегодня большое значение имеет развитие науки и техники, так как это объясняется потребностями в масштабном производстве и усложнении социальных взаимоотношений. Значит, возрастают потребности в подготовленных, обученных, квалифицированных специалистах.

Право на образование изложено в конституции Российской Федерации и является неотъемлемой частью прав каждого гражданина России. В Законе РФ об Образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) [8] указывается, что образование это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Исходя из этого можно судить о том, что образование является приоритетным направлением в нашей стране.

Если рассматривать образование с другой стороны, то нужно указать, что оно охватывает все сферы развития личности: во-первых определяет моральные ценности человека, во-вторых формирует сознательное отношение к себе и обществу в целом, на основе норм морали, нравственных ценностей, культурной, духовной и других сфер жизни, в-третьих обогащает знаниями.

Если оценивать российское образование сегодня, ученые и государственные деятели убеждаются в том, что образовательная система переживает глубокий кризис. И дело даже не в том, что нет достаточного финансирования из государственного бюджета, проблема кроется в идейной целенаправленности российского обучения:

1. сохраняя организацию учебного процесса на принципах советской системы, государственные власти пытаются внедрять элементы западных систем обучения (например, тестирования и бальная система оценок).

2. общество развивается в условиях глобализации и осуществляется переход от индустриального общества к информационному, а это требует установки нового технологического оборудования в образовательных учреждениях, а так же в применении инновационных технологий в области образования.

Во-первых, в образовательном процессе важное значение имеет не только знание теоретического материала, но и способность применять его на практике. Многие выпускники, окончившие ВУЗы с отличием, также сталкиваются с трудностями в работе, из-за недостаточного уровня практических навыков по своей специальности.

Мы считаем, что в первую очередь нужно пересмотреть методологию преподавания, добавив в учебный процесс методы, которые бы позволили установить связь между теоретическим и практическим материалом.

В-вторых, почти нет преемственности между основными уровнями образования: дошкольное, школьное и высшее. Стоит отметить, что в России довольно слабая система связи дошкольного и школьного образования. Затем окончив школу, выпускник пытается поступить в вуз, нанимая платных репетиторов, так как современная школьная система образования не дает полной подготовки к требованиям для сдачи ЕГЭ.

Сегодня квалифицированное высшее образование является, безусловно престижным, но оно не определяет то, чем будет заниматься человек в дальнейшем. Для большинства молодых людей получение высококвалифицированного высшего образования потеряло свою мотивационную силу, так как социальный статус успешного человека сегодня связан с той деятельностью или профессией, которая обеспечивает солидное и быстрое вознаграждение.

В целом социальный статус человека и его материальное положение сегодня в основном зависит от того, чем он занимается, и где он работает, а не от уровня его образования или от полученной квалификации. Причина в том, что профессиональные предпочтения молодых специалистов не совпадают с потребностью в этих профессиях работодателей.

В результате, получая желаемую квалификацию многие специалисты вынуждены получать второе образование или устраиваться на работу по другой специальности, так как их профессия не востребована на рынке труда.

Учащихся студентов ВУЗов можно разделить на три категории. Первая - это те люди, которым действительно нужно образование для дальнейшего овладения профессией. Вторая - состоит из тех, кто имеет бизнес родителей, а образование необходимо для социального статуса. Третья - это те люди, у которых нет желания учиться, но под влиянием разных жизненных обстоятельств, они вынуждены находится в учебном заведении.

В нашей стране существует три вида получения высшего образования: очное заочное и дистанционное.

Основная часть молодежи предпочитают дневную форму обучения. Но не имея возможности его оплачивать, некоторые студенты устраиваются на работу и переводятся на заочную форму обучения. Это отражается на качестве образования в целом, так как, совмещая работу и учебный процесс, студенту не хватает времени для того, чтобы получить полный объем знаний. Он овладевает лишь основными навыками, которые необходимы для будущей профессии.

Следовательно, проблемы образования у молодежи влекут за собой проблемы трудоустройства. Привлечение квалифицированных специалистов для пополнения кадров тесно связано с развитием кадрового потенциала предприятий города и региона. Если учесть официальные данные центра занятости по безработице, молодежь составляет 30% от общего числа безработных.

Также можно учесть и неофициальные данные, где число безработных молодых людей выше.

Трудоустройство молодого поколения это сложное социально-экономическое явление. В настоящее время, процент экономически активного населения, способный работать на условиях современного найма или способный создать собственное дело, не может в полной мере реализовать свои трудовые возможности. Это происходит из-за отсутствия подходящих рабочих предложений. В итоге они теряют большую часть основного дохода. Такое положение дел приводит к безработице молодого поколения.

Изначально, на долю трудоспособного населения приходиться около 35% молодых специалистов России, так как молодое поколение определяет будущее страны, и от того, как они начинают свою деятельность зависит последующее развитие нашего общества в целом. На сегодняшний день молодое поколение формирует значительную часть политической, социальной, экономической структуры общества и является одной из групп общества, которые легко поддаются негативному влиянию. [3]

Современные социокультурные процессы отличаются многоплановостью и достаточно противоречивы, отсюда возникает потребность в постоянном анализе

и т-ч и

досуговой деятельности молодежи. В этой связи для государственных органов является важным направление процессов формирование личности молодого поколения. На первый план выходят вопросы условий реализации досуговых потребностей, которые строятся прежде всего через инфраструктуру досуга, которая представляет собой совокупность общественных институтов, организующих досуговую деятельность молодежи.

В начале 90-х годов была разрушена советская система государственного управления, и вместе с тем, были разрушены общественные молодежные организации, которые занимались воспитанием молодого поколения. На сегодняшний день отсутствует идеологическая система воспитания, нет системности в трудовом и физическом воспитании, так же наблюдается отсутствие алгоритма во временной занятости молодого поколения и последующего его трудоустройства.

Результаты исследований показывают, что пользователи в возрасте от 18 до 29 лет организуют свою досуговую деятельность посредством информационного обмена через доступную сеть Интернет и считают это приятным времяпровождением.

Кроме того, в настоящее время всеобъемлющий характер приобретают социальные сети, которые оказывают существенное влияние на мировоззрения молодого поколения, на его восприятие окружающей среды, на формирование идеалов и нравственных ценностей. Организация получения информации посредством социальных сетей никак не регулируется со стороны государства, и является бесконтрольным в настоящее время. [2]

Хотелось бы отметить, что интернет сети отрицательно воздействуют на развитие личности, а проблема заключена в том, что видео игры отнимают большое количество свободного времени у молодого поколения. Играя в компьютерные игры молодежь, не уделяет достаточного времени обучению, физической культуре, духовному саморазвитию. Соответственно это сказывается на общем социально культурном развитии общества в целом.

Таким образом, справедливо утверждать, что построение качественного образования, расширение образовательного пространства, увеличение образовательных учреждений во многом улучшит положение современной молодежи. Мы должны помнить и знать, что наше поколение, закончив вузы и университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной сфере. Поэтому те технологические, политические, экономические знания, которые они получат, и, как и какие усвоят ценности, такой и будет политическая культура российского общества через эти 10-15 лет.

Литература:

1. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И.А. Винтин // СОЦИС. - 2004. - №2. - С. 86 - 92.

2. Современная молодежь: проблемы и перспективы развития. М.: 2012. - 240 с.

3. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000

4. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления / Г.М. Мкртчян // СОЦИС. - 2004. - №2. - С. 104 - 113.

5. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 - 135 с.

6. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. ©5.

7. Растова Л.М., Матвеева Н.А. Жизненные силы студентов в контексте формирования современной российской интеллигенции // Человек культуры: Статьи, тезисы сообщений по актуальным проблемам гуманитарных исследований. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. С. 132-137.

8. Федеральный закон «Об образовании» 2016 года (273-ФЗ РФ 2016)

References:

1. Vintin I. A. Features of social self-determination of high school students / I. A. Vintin / / SOCIS. - 2004. - No.

2. - p. 86-92. 2. Modern youth: problems and prospects of development. Moscow: 2012. - 240 p.

3. Klipenstein T. The problem of youth employment in modern conditions. M.

2000

4. Mkrtchyan G. M. Stratification of youth in the spheres of education, employment and consumption / G. M. Mkrtchyan // SOCIS. - 2004. - No. 2. - p. 104-113.

5. Emchura E. Modern youth and the channels of its socialization. Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2006. No. 3-135 p.

6. Ruchkin B. A. Molodezhi i stanovlenie novoy Rossii [Youth and the formation of a new Russia] / / Socis. 1998. ©5.

7. Rastova L. M., Matveeva N. A. Zhiznennye sily studentov v kontekstve formiro-vaniya sovremennoy rossiyskoy intelligentsii [The life forces of students in the context of the formation of modern Russian intelligentsia]. Biysk: SIC BiGPI, 2000. pp. 132-137.

8. Federal Law" On Education " of 2016 (273-FZ of the Russian Federation 2016)

УДК: 371.78

ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

И ПУТИ КОРРЕКЦИИ

Алимирзаева Э.А.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. В статье исследуется проблема проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Экспериментальным путем доказывается, что практически у каждого младшего школьника наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, поэтому таким детям нужна целенаправленная и планомерная работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи.

Ключевые слова: младшие школьники, страх, тревога, тревожное состояние, тревожность.

THE PROBLEM OF ANXIETY IN YOUNGER PUPILS AND WAYS OF CORRECTION

Alimirzaeva E.A.

PEI HE «Socio-pedagogical institute», Derbent

Annotation. The article examines the problem of the manifestation of anxiety in children of primary school age. It is experimentally proved that almost every younger

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.