Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.today/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/14ECVN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кутьин А.О. Инновации США в вопросе трудоустройства молодежи и их имплементация в России // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/14ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kutin A.O. (2020). US innovations in youth employment and their implementation in Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/14ECVN420.pdf (in Russian)
УДК 33 ГРНТИ 06
Кутьин Антон Олегович
ООО «Первая Финансовая Консультация», Самара, России
Генеральный директор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=888835
Инновации США в вопросе трудоустройства молодежи и их имплементация в России
Аннотация. Развитие молодежной политики государства является актуальной задачей для любой страны. Молодое поколение трудоспособного возраста - это самая динамичная, энергичная часть общества, поэтому решение проблем молодежи обеспечивает социально-экономическую стабильность государству, является гарантом его безопасности. Однако в современном обществе наблюдается негативная тенденция, связанная с повышением доли безработной молодежи, и как следствие, следующих за этим социально-экономических проблем. Целью статьи является анализ инноваций США в вопросе трудоустройства молодежи и возможность их применения в России. В этой связи автором были решены следующие задачи: изучена инновационная практика США в области трудоустройства молодежи; выявлены основные проблемы обеспечения занятости молодых специалистов в России: низкая конкурентоспособность выпускников, не имеющих опыта работы; несоответствие полученной квалификации современным требованиям рынка труда и т. д. Автором изучены статистические данные уровня занятости и безработицы молодежи в России и США. В статье отмечается, что для снижения уровня социальной напряженности, государственные органы развитых стран разрабатывают социальные программы для молодых специалистов, непосредственно связанных с программой профессионального обучения: субсидируют предпринимателей для прохождения у них стажировки, предоставляют налоговые льготы и прочее. Автор отмечает, что в России также проводится модернизация системы образования. Так, Федеральный закон «Об образовании» предполагает глубокое реформирование профессионального образования, снижающее разрыв между запросами рынка труда и квалификациями выпускников. Однако, в качестве главного предложения автором выделяется модернизация стратегий российской молодежной политики с учетом зарубежных инноваций и опыта их реализации в США. Статья подготовлена в рамках написания диссертационного исследования.
Ключевые слова: трудоустройство; молодежь; инновации; занятость; безработица; зарубежный опыт; программы обучения
Введение
В современных условиях необходимо помнить о важнейшем ресурсе государства -молодежи. Согласно «Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»1, молодежь ограничивается определенным возрастом от 14 до 30 лет. Занятость данной части населения находится в центре внимания во всех странах мира, так как данная группа является наиболее уязвимой и включает в себя людей трудоспособного возраста с минимальными знаниями и умениями, небольшим опытом работы или полным его отсутствием, низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Это ведет к более длительному и трудному поиску работы, нестабильности трудоустройства, трудности поиска.
Трудоустройство молодежи, прежде всего, связывают с проводимой в государстве социальной политикой, обеспечением высокого уровня жизни населения.
В условиях всемирной глобализации, перехода к постиндустриальному обществу, возрастает доля сферы услуг, информационного сектора. Так как данные сектора представлены большим количеством малых предприятий, и как следствие, возрастает занятость различных категорий населения, в том числе молодежи. Стоит отметить, что в современном мире большая часть молодых людей занята в сферах розничной торговли, туризма, отрасли досуга. Низкая занятость в таких отраслях, как финансы, деловые услуги, говорит о сложности устройства на работу молодым специалистам. Также сложности с поиском работы возникают у молодых людей, не имеющих хотя бы среднего образования, профподготовки. Существует проблема перехода молодых людей от учебы к работе, сложность с профессиональной ориентацией. Перечисленные проблемы охватывают фактически все государства.
В Российской Федерации сегодня в России вопросы трудоустройства молодежи хоть и не являются критически-острыми по сравнению с другими, но важны для перспектив обеспечения социальной стабильности и перехода к инновационному развитию. Последнее десятилетие показало положительную динамику и снижение безработицы согласно данным официальной статистики. Однако, доля младших возрастных групп в общей численности безработных напротив, увеличилась. Среди причин такого негативного роста можно отметить «повышение пенсионного возраста, старением населения, а также изменениями в функционировании образовательной системы РФ» [1] - все это может стать катализатором для значительного увеличения доли неработающей молодежи в общем числе безработного населения, а также провоцирует связанные с этим социально-экономические риски.
Актуальность статьи заключается в изучении опыта развитых стран и изучение инноваций, используемых в сфере занятости молодежи. Исследование проводится в рамках написания диссертационного исследования.
Методы исследования
Для проведения анализа образовательных инноваций в США и России были использованы количественные (сбор и анализ статистических данных) и качественные методы (сравнение молодежной политики в государствах, анализ применяемых программ в сфере трудоустройства молодежи).
Проблема молодежной безработицы для США также актуальна, поэтому молодежной политике уделяется немалое внимание. Так, на сегодняшний день насчитывается более 400
1 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70813498/#ixzz6PiwHGQtF (дата обращения 10.07.2020).
программ поддержки и защиты молодежи, активно вовлекаются коммерческие и некоммерческие организации, благотворительные фонды. Молодежная политика при этом является составной частью системы образования государства. США действует по подобию большинства европейских стран: выделяются гранты (СагеегСоппес1;) для сотрудничества между школами, колледжами, работодателями. Разрабатываются программы повышения доступа к качественному образованию, совершенствуются системы профессиональной переподготовки, обучения и повышения квалификации для молодежи.
Результаты
Рассмотрим особенности молодежной политики в США. Сегодня молодежь этого государства скорее конформистская, приспособленческая. Как и во многих странах, существуют проблемы молодежи с наркотиками, преступностью, расовой дискриминацией, однако уровень значительно ниже, чем десятилетие назад [2, с. 55].
Для изменения ситуации на рынке труда США реализуют следующие программы поддержки трудоспособной молодежи: «Лиги защиты молодежи», «Лиги неограниченных возможностей кампуса», «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице», программа «Хелп» для одиноких матерей до 20 лет, и другие. Реализуется программа «УоиЬВшЫ», целью которой является развитие у населения в возрасте 16-24 лет (рисунок 1) академических и профессиональных навыков, развития лидерских качеств.
14,10 14,00 13,90 13,80 13,70 £ 13,60 13,50 13,40 13,30 13,20 13,10
14,02
13,60
13,45
2014
2015 2016 2017 2018
Год
Рисунок 1. Доля молодежи в возрасте 16-24 лет в США, % от общей численности населения (составлено автором2)
Правительство инвестирует в повышение квалификации педагогов, повышения качества образования учащихся, осуществляет интеграцию между работодателями и образованием, предоставляет низкие ставки для студенческих кредитов.
В США молодежная политика - это не сфера деятельности государственных органов, участие их минимально. Социальная поддержка осуществляется силами благотворительных
2 Мировой атлас данных. США: демография. [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas/ (дата обращения 10.07.2020).
14ECVN420
частных организаций. В США считают, что воспитание молодежи - это обязанность системы образования [3].
Активно развита социальная работа с молодым поколением: привлечение к общественной деятельности (YouthService), активное обучение через опыт (ServiceLeaning). Основная форма реализации политики - молодежная работа. Огромное значение имеют программы участия молодежи в жизни своего города, штата. Стратегия развития и образования в США формируется на уровне штатов, каждый из которых реализует собственную программу развития молодежи, определяя приоритетные задачи. В программу включаются стратегии в области образования, социальной, ювенальной политики, медицинские услуги и страхование, правовая политика и прочее. Стратегии, в свою очередь, объединяются в государственную политику с направленной адресностью и целью влияния на определенные молодежные группы [4, c. 453]. Существенная работа проводится политическими, спортивными, церковными организациями.
Из минусов проводимой молодежной политики хочется отметить ее реализацию среди молодежи в возрасте 15-24 года, хотя сама категория является более обширной - от 10 до 29 лет, так как переход от детства к взрослой жизни - не единовременный момент.
Наибольшую сложность с трудоустройством имеют молодые люди нижней границы возраста. Отсутствие опыта заставляет их соглашаться на любую работу, в том числе низкооплачиваемую, что не соответствует их ожиданиям ни относительно профессиональной подготовки, ни карьеры, ни заработной платы. Что касается отраслевой занятости молодежи США, нужно отметить, что наибольшее число молодых американцев находят работу в отраслях досуга, индустрии гостеприимства, розничной торговле, сфере образования и услуг здравоохранения. Возрастает занятость в сфере услуг ввиду общей глобализации, в сфере информационного сектора.
В стране существуют такие организации, как: Государственный департамент молодежной политики и Агентство США по международному развитию (USAID), Департамент по защите от мятежей и экстремизма и прочее. Активную поддержку молодежи в сфере трудоустройства, образования и культурного развития оказывают негосударственные организации, такие как «Молодежные инициативы» (Youthlnitiative) и Институт молодежной политики (YouthPolicyInstitute).
Таким образом, среди причин, отражающих уязвимое положение молодежи на рыке труда, можно отметить следующие [5, c. 136]:
• отсутствие достоверной информации у работодателей об опыте работы и уровне квалификации молодых специалистов, претендующих на вакантные места. В результате предпочтение отдается претендентам, имеющим подтверждающие документы с предыдущих мест работы;
• образовательные программы и компетенции не в полной мере отвечают реальным, специфическим требованиям работодателей, т. к. невозможно выучить специалиста в чётком соответствии требованиям конкретного предприятия;
• молодые кадры не имеют опыта работы, на это требуется время, затраты на обучение и повышения уровня знаний как со стороны самого сотрудника, так и со стороны работодателя;
• ожидания молодых специалистов завышены, хотя не секрет, что профессионалы любой сферы деятельности зачастую начинают работу с самых простых должностей, постепенно повышая уровень квалификации, набираются опыта, стажа работы.
По перечисленным причинам, возможность трудоустройства молодых людей куда ниже, чем у других категорий граждан.
Реализуемая в США инновационная модель поддержки молодежи направлена на снижение социальной нестабильности в обществе, снижение уровня безработицы среди молодого поколения. Финансирование молодежных программ строго регламентировано и оказывается только нуждающимся семьям.
В США создана специализированная база в виде справочников, куда включаются лучшие учащиеся и выпускники высшего образования. Среди учеников начальной и средней школы проводится разъяснительная работа. Школьники знакомятся с информацией о состоянии рынка труда, профессиях на нем, реальной ситуацией и спросом, что позволяет им иметь наиболее полное представление о выбираемой профессии, помогает определиться. Ведь именно высокий темп изменений условий внешней среды оказывает существенное влияние на определение молодежи в плане специальности. Эффективное планирование карьеры молодого человека предполагает выбор не узкой профессии, а кластера, ориентация на реальные потребности рынка труда, экономики. Стоит отметить и совершенно иной подход к трудоустройству выпускников - в США это является частью непрерывного обучения.
Новые подходы в США в вопросах подготовки кадрового потенциала отличаются даже на региональном уровне: в Инициативе трудовых инноваций. Согласно данному положению, в регионах реализуется программа, состоящая из шести шагов: определение региональной экономики, создание лидерской группы, оценка активов региона, разработка стратегии развития региона, выбор ресурсов развития. То есть, формирование кадрового потенциала в США начинается на региональном уровне, исходя из потребностей конкретного региона. Сама экономика диктует формирование заказа на подготовку специалистов, совершенствование содержания образовательных программ, информационного обеспечения обучающихся и прочее. Особое внимание уделяется подготовке в колледжах и университетах ввиду сокращения числа рабочих в постиндустриальном обществе.
Оригинальным способом занятости безработной молодежи является создание виртуальных предприятий, новых цифровых бизнес-платформ [6, с. 101]. Такие фирмы ведут документацию по всем установленным нормативам, создается отчетность, проводятся аудиторские проверки, заключаются сделки, ведутся табели учета рабочего времени каждого сотрудника, оцениваются результаты и рентабельность его работы. Подобные виртуальные предприятия позволяют участие и реально существующих организаций, и квалифицированных наставников.
Надо отметить, что в России также государство способствует развитию профессионального образования. Закон «Об образовании» предполагает глубокое реформирование профессионального образования, снижающее разрыв между запросами рынка труда и квалификациями выпускников.
Инновационным подходом можно считать и разработку в США веб-сайтов и баз данных, позволяющих молодым людям определиться со специальностью, найти работу. К примеру:
1. http://www.bls.gov - сайт со статистикой по рынку труда, по средней заработной плате, необходимом образовании;
2. https://www.onetonline.org/ - профессиональная сеть США O*NET;
3. http: //www.onetacademy.org - инструменты и обучающие материалы по использованию базы данных O*NET;
4. http://www.mass.gov/lwd/economic-data - региональная информация о рынке труда;
5. http ://lmi2. detma.org/lmi/employers .asp - информация о работодателях по отраслям и местоположениям.
Что касается международного трудоустройства для молодых людей в интеграции с Россией, в США реализуются несколько программ для молодежи:
1. Work and Travel. Данная программа позволяет участникам в возрасте 18-25 лет выполнять в стране работу, не требующую особых навыков и квалификации.
2. Au Pair предполагает жизнь в США и работу няней. Ей могут воспользоваться участники 18-26 лет со средним полным образованием, знанием разговорного английского.
3. Camp America позволяет провести лето в детских лагерях США, работая на территории лагеря вожатым, персоналом. Подходит для возраста 18-23 года.
В России оказывается мощная поддержка мигрантов. Используются «открытые базы данных по ключевым направлениям работы, а также несколько программ образовательных курсов для мигрантов и учителей, занимающихся обучением детей мигрантов» [7, c. 4].
Рассмотрим молодежную политику в области трудоустройства в нашей стране. Как и за рубежом, проблема трудоустройства молодых специалистов остается достаточно острой, что связано со снижением доли молодежи в общей численности населения (рисунок 2).
Рисунок 2. Доля молодежи в общей численности населения России, %3
По данным Росстата на 1 января 2020 года доля молодёжи в общем населении страны составляла более 18 %, или 27 368 тыс. чел.4
В Российской Федерации вопросы регулирования труда и занятости молодежи также строго закреплены в нормативно-правовых документах [8, с. 104]: Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ и Законе РФ «О занятости населения в РФ».
3 Росмолодежь. [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/statistic (дата обращения 10.07.2020).
4 Федеральная служба государственной статистики. Распределение населения по возрастным группам [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/incomparisons (дата обращения 10.07.2020).
Однако современная ситуация неоднозначна, на рынок труда выходят более половины специалистов с высшим образованием, а уровень безработицы специалистов растет. При этом занятость выпускников - один из показателей эффективности функционирования образовательных учреждений.
Проблема трудоустройства молодежи в России началась многим раньше, как стали проводится мероприятия по её ликвидации. В большей степени, причиной является низкая эффективность работы высших учебных заведений, снижения качества образования, популярность обучения на невостребованных специальностях.
Как было отмечено, большая часть молодых людей - это выпускники высших учебных заведений. Нужно уточнить, что выпускающиеся специалисты, большей частью, это экономисты, финансисты, юристы, которых на рынке труда существует значительный переизбыток, а количество вакансий достаточно низкое. Напротив, складывается ситуация с рабочими специальностями (токари, каменщики и т. п.), где не хватает специалистов при условии высокого спроса на них [9]. Приблизительно 20 %, причём в самом активном возрасте - 20-25 лет, предпочитают не работать при наличии соответствующей квалификации, что приводит к росту безработных в нашей стране5.
Выводы и предложения
Подытожим проблемы, возникающие в трудоустройстве молодых людей в России.
1. Современные выпускники в большей своей части желают трудоустроиться на высокооплачиваемую работу с возможностью профессионального роста, однако не всегда их специальность соответствует предполагаемой профессиональной деятельности [10, с. 22].
2. Низкая конкурентоспособность. Молодежь имеет наиболее высокие риски в потери существующей работы, а также меньшее разнообразие вакансий в поиске работы ввиду отсутствия опыта. Работодатели крайне неохотно берут специалистов без опыта, мотивируя невозможностью или нежеланием их обучения.
3. Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. В России не представлено никакого статистического свода о вакансия, наиболее актуальных в данный момент или в ближайшие 5-7 лет. При этом неуклонно растет количество неопределившихся молодых людей, не обучающихся ни в одном учебном заведении и не работающих (КЕЕТ-молодежь) [11].
4. Разнообразие профессий, не отвечающих реальным запросам работодателей. Как говорилось ранее, рабочие либо узкоспециализированные специальности пользуются малым спросом ввиду отсутствия соответствующего уровня образования. Молодые специалисты вынуждены посещать курсы переподготовки или дополнительной подготовки, чтобы занять вакантные места.
5. Условия и характер труда не соответствуют ожиданиям выпускников. Получив заветный диплом об образовании, устроившись на работу и столкнувшись с реальными трудовыми буднями, многие специалисты разочаровываются в выбранной профессии. Тяжелые условия труда, либо психологическое
5 Президент России. Совещание по вопросам улучшения условий труда рабочих. [Электронный ресурс]. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/10828.
невосприятие своей профессии заставляет молодых людей менять сферу деятельности.
Для решения вышеизложенных проблем предлагается усилить контроль и разработку программ поддержки молодежи с учетом экономического положения в каждом регионе. Вопросами трудоустройства должны сообща заниматься все структуры, от государственных органов власти до комитетов по делам молодежи и сферы образования. Полезно использовать опыт США в части создания реестра высококвалифицированных молодых специалистов, который поможет выпускникам и работодателям быстрее найти друг друга. Конечно, учет выпускников ведется в нашей стране, однако эти данные мало используются реальными работодателями.
Подводя итоги изложенного, отметим основные стратегии российской молодежной политики в области трудоустройства. Российская практика предполагает финансовую поддержку безработной молодежи, тогда как необходимо основным направлением оставить расширение возможностей получения качественного образования молодежью и профориентации. Также следует четко обозначить направления государственной политики по профессиональной ориентации молодежи, вести комплексную работу по информированию специалистов о современном состоянии рынка труда, экономической ситуации, новых требованиях работодателей. Одним из решений является создание общих баз данных по примеру США. Это позволит молодому поколению наиболее полно иметь представление о будущей профессии, о её роли в экономике, а самое главное, о потребности в специалистах профиля. При этом администрирование информационных сайтов можно передать как в частные организации, так и оставить на государственном ведомстве.
Особенно полезен опыт США в части формирования информационных ресурсов высшими учебными заведениями. Важно налаживать сотрудничество всех работодателей с образовательными учреждениями. Сейчас к сотрудничеству в основном проявляются интерес крупные компании с узкими профилями (нефте-, газо- производство, промышленные предприятия), при этом владельцы малого бизнеса не участвуют в процессе создания рабочих мер для молодежи. Сотрудничество средними и малыми компании с образовательными учреждениями также позволит увеличить занятость среди молодежи.
Таким образом, исходя из зарубежного опыта, прежде всего США, можно привнести в Россию новую концепцию профессионального самоопределения, позволяющую снизить уровень безработицы среди молодежи, решить проблему занятости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чирун С.Н. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы реализации и противоречия методологии // Политика и Общество. -2017. - № 1. - С. 16-32. [Электронный ресурс]. URL: DOI: 10.7256/18128696.2017.1.17734 (дата обращения 10.07.2020).
2. Власова К.В. Особенности молодежной политики в Соединенных Штатах Америки // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 53-2. - С. 5557. [Электронный ресурс]. URL: DOI: 10.18411/lj-08-2019-46 (дата обращения 10.07.2020).
Страница 8 из 10
14ECVN420
4.
5.
6.
7.
8.
Емельянов Е.В., Чудинова К.О. Государственные программы в сфере образования в период президентства Б. Обамы // Россия и Америка в XXI веке. - 2015. - № 1. - С. 6. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23341306 _19828317.html (дата обращения 10.07.2020).
Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций // Российский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 6. - С. 452-463. [Электронный ресурс]. URL: DOI: 10.15643/libartrus-2018.6.2 (дата обращения 10.07.2020).
Петровская Н.Е. Проблемы занятости молодежи в США // Вестник НГИЭИ. -2016. - № 11 (66). - C. 133-141. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27348852_89555795.pdf (дата обращения 10.07.2020).
Толстоброва Н.А., Колупаева А.С. Тенденции в развитии механизма регулирования занятости молодежи в цифровой экономике // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. - 2019. - Т. 1. - С. 100-111. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42482090_ 84811074.pdf (дата обращения 10.07.2020).
Косякова И.В., Гагаринская Г.П. Миграционная привлекательность региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - № 12 (115). - С. 33-37. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41385697_63909585.pdf (дата обращения 10.07.2020).
Шибаршина О.Ю. Современные проблемы трудоустройства российской молодежи // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2019. - № 2 (29). - С. 101-105. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39557172_59795205.pdf (дата обращения 10.07.2020).
Майорова А.В., Матвеева Е.А. Молодежь на рынке труда и политика в области содействия молодежной занятости в Российской Федерации // Социально-трудовые исследования. - 2019. - № 4 (37). - С. 45-56. [Электронный ресурс]. URL: DOI: 10.34022/2658-3712-2019-37-4-45-56 (дата обращения 10.07.2020).
Аслаханова С.А. Анализ занятости молодежи России в период кризиса // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 56-4. - С. 20-23. [Электронный ресурс]. URL: DOI: 10.18411/lj-11 -2019-63 (дата обращения 10.07.2020).
Буланова М.Б., Артамонова Е.А. NEET-молодежь: европейский контекст и российские реалии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - № 1. - С. 64-72. [Электронный ресурс]. URL: DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-1-64-72 (дата обращения 10.07.2020).
14ECVN420
Kutin Anton Olegovich
First Financial Services LLC, Samara, Russia E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=888835
US innovations in youth employment and their implementation in Russia
Abstract. The state youth policy development is an urgent task for any country. The young generation of working age is the most dynamic, energetic part of society, therefore, solving the youth problems provides the state social and economic stability, is the guarantor of its security. However, in modern society there is a negative trend associated with an increase in the share of unemployed youth, and as a result, subsequent socio-economic problems. The purpose of the article is to analyze US innovations in the youth employment issue and the possibility of their use in Russia. In this regard, the author solved the following problems: studied US innovative practices in the field of youth employment; identified the main problems of ensuring the employment of young specialists in Russia: low competitiveness of graduates who do not have work experience; non-conformity of the obtained qualifications with the modern requirements of the labor market, etc. The author studied statistics on the level of young people employment and unemployment in Russia and the USA. The article notes that in order to reduce the level of social tension, the state bodies of developed countries develop social programs for young specialists directly related to the vocational training program: subsidize entrepreneurs for internships, provide tax benefits, etc. The author notes that Russia is also modernizing the education system. Thus, the Federal Law "On Education" involves a deep reform of vocational education, reducing the gap between the labor market needs and the graduates qualifications. However, as the main proposal, the author stands out the modernization of Russian youth policy strategies taking into account foreign innovations and experience in their implementation in the United States. The article was prepared as part of the writing of a dissertation study.
Keywords: labor; youth; innovation; employment; unemployment; foreign experience; studying programs
14ECVN420