Научная статья на тему 'Социальные проблемы физического развития учащихся сельской школы региона'

Социальные проблемы физического развития учащихся сельской школы региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УЧАЩИЕСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бирагов Владимир Сафарович, Доева Аля Николаевна

В статье рассматриваются влияние социальных факторов на физическое развитие учащихся сельской школы, в частности станицы Архонской РСО-Алания. Установлено, что подростки отстают в своем физическом развитии от стандартных показателей, в связи с чем необходимо активизировать систематические физические упражнения, на обязательных школьных уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бирагов Владимир Сафарович, Доева Аля Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROBLEM OF PHYSICAL DEVELOPMENT PUPILS OF RURAL SCHOOLS OF THE REGION

The article discusses the impact of social factors on physical development students of rural schools in particular Arhonskoy village of North Ossetia-Alania. It was found that adolescents are lagging behind in their physical development of standardized indicators, hence the need to intensify systematic physical exercise. on compulsory school lessons.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы физического развития учащихся сельской школы региона»

УДК 796 В.С. Бирагов А.Н. Доева

Vladimir Biragov Alla Doeva

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассматриваются влияние социальных факторов на физическое развитие учащихся сельской школы, в частности станицы Архонской РСО-Алания. Установлено, что подростки отстают в своем физическом развитии от стандартных показателей, в связи с чем необходимо активизировать систематические физические упражнения, на обязательных школьных уроках.

Ключевые слова: физическое развитие, учащиеся сельской школы, социальные факторы

SOCIAL PROBLEM OF PHYSICAL DEVELOPMENT PUPILS OF RURAL SCHOOLS OF THE REGION.

Annotation. The article discusses the impact of social factors on physical development students of rural schools in particular Arhonskoy village of North Ossetia-Alania. It was found that adolescents are lagging behind in their physical development of standardized indicators, hence the need to intensify systematic physical exercise. on compulsory school lessons. Keywords: physical development, students rural schools, social factors.

Изучение влияния социальных факторов на физическое развитие подрастающего поколения в нашей стране на всем ее историческом отрезке времени уделяется достаточно пристальное внимание [1]. Государство на всем протяжении детской жизни от рождения и заканчивая пребыванием их во всех структурах образовательных учреждений, берет на себя заботу о постоянном улучшении здоровья. За последние годы вопросы физического воспитания все больше привлекают внимание педагогической медицинской и родительской общественности. Установлено, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, их гармонического развития, повышения работоспособности организма и совершенствования функциональных возможностей [3].

Динамические наблюдения за физическим развитием подрастающего поколения позволяют устанавливать показатели средних величин тотальных размеров антропометрических данных в определенный период времени для различных возрастно-половых групп детей, подростков, юношей. Стандарты физического развития школьников, полученные в результате этих исследований, представляют собой своеобразные модельные характеристики и являются исходными для разработки оценочных таблиц, характеризующих физическое развитие учащихся в определенном климатогео-графическом регионе. Ребенок и подросток отличаются от взрослого человека особенностями морфологического строения и функциями органов и систем, которые существенно изменяются в различные периоды их жизни. Общепризнано, что ребенок и подросток не являются уменьшенной копией взрослого человека, поэтому недопустимо чисто количественное уменьшение физиологических свойств взрослого человека соответственно возрасту, массе и длине тела ребенка или подростка для понимания специфических свойств их организма. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков позволяет установить закономерные связи изменчивости как структурных, так и функциональных признаков роста и развития организма. Без установления этих закономерностей невозможно дать морфофизиологическую характеристику отдельного индивидуума или группы в целом. Стандарты физического развития школьников, полученные в результате динамических исследований, являются исходными для разработки оценочных таблиц, характеризующих физическое развитие учащихся в конкретном возрастном периоде. Полученные средние показатели оценочных таблиц могут быть использованы как стандарты научными и практическими специалистами для ин-

© Бирагов В.С., Доева А.Н., 2016

Вестник университета № 4, 2016

дивидуальной оценки и характеристики среднегрупповых показателей физического развития в конкретном возрастном периоде.

Научными исследованиями сотрудников института возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР при дифференцированном подходе в изучении физического развития и двигательной подготовленности учащихся, городских и сельских школ выявлено преимущество детей сельской местности [2]. Выявлены возрастные преимущества физического развития школьников сельской местности, обусловленные, с одной стороны, влиянием социально-бытовой среды, а с другой - систематическими занятиями физическими упражнениями на обязательных школьных уроках, а также иных форм физического воспитания в режиме дня.

В задачи нашего исследования входило: выявление влияния социальных факторов на уровень физического развития школьников. Для чего объектом для изучения был определен контингент учащихся сельской школы станицы Архонской.

Для решения поставленных задач был осуществлен сбор показателей физического развития учащихся мальчиков и девочек в возрасте от одиннадцати до четырнадцати лет. Наблюдения по разработанной программе осуществлялись на протяжении от четырех до 14 лет. Это позволило получить не только динамику индивидуального физического развития, но и данные средне групповых показателей, которые отражены в таблицах 1 - девочки и 2 - мальчики. Сравнительный анализ свидетельствует, что наблюдаемые нами школьники по показателям большинства изучаемых параметров находятся в пределах зоны рассеивания, т.е. не уступают требованиям нормативных критериев. При этом показатели индивидуальной возрастной динамики по длине и массе тела наших учащихся имеют отклонения от нормативных требований. Так результаты длины тела у девочек превосходят нормативные требования, но в показателях массы тела в возрасте 12, 13 и 14 лет отстают от нормы. Результаты мальчиков по этим показателям во всех возрастных группах отстают от нормативных требований. В этой связи весоростовой индекс Кетле значительно отстает от требований нормы. Следовательно, не имея достаточной массы тела, и девочки, и мальчики уступают в показателях абсолютной силы кисти.

Таблица 1

Сравнительная характеристика индивидуализирующей динамики физического развития девочек сельской школы с показателями нормативных требований

возраст учащихся контингент длина тела (см) масса тела (кг) весоростовой индекс Кетле гр/см ЖЕЛ (ммл) жизненный показатель ЖЕЛ/масса абсолютная сила кисти (кг)

11 лет учащиеся 148,7 39,4 264,9 1666,7 42,3 16,3

норматив 146,0+6,0 38,1+6,9 260+6,9 2080+30 44,6 19,7+4,б

12 лет учащиеся 152,5 41,8 744,0 2043,7 49,0 21,0

норматив 151,8+5,0 43,7+7,2 287,8+7,2 2240+30 51,3 22,3+4,7

13 лет учащиеся 159,8 43,1 269,7 2250,0 52,2 23,5

норматив 155,2+5,0 47,9+7,3 308,6+7,3 2360+46 49,3 24,6+4,9

14 лет учащиеся 164,9 46,5 282,0 2568,6 55,2 27,3

норматив 156,5+5,0 50,0+6,6 319,5+6,6 2882+35 57,6 25,9+4,8

Таблица 2

Сравнительная характеристика индивидуализирующей динамики физического развития мальчиков сельской школы с показателями нормативных требований

возраст учащихся контингент длина тела (см) масса тела (кг) весоростовой Индекс Кет-ле гр/см ЖЕЛ (ммл) жизненный показатель ЖЕЛ/масса абсолютная сила кисти (кг)

11 лет учащиеся 144,6 35,8 247,5 1623,0 45,3 18,2

норматив 144,4+7 37,4+7,2 259,0+7,2 2170+38 58,0 21,3+5,0

12 лет учащиеся 149,2 39,0 261,4 1818,8 49,5 21,7

норматив 152,3+8 43,4+8,4 284,9+8,4 2400+42 51,3 22,3+4,7

13 лет учащиеся 154,3 42,1 272,8 2071,1 52,2 23,5

норматив 159,1+7 48,3+8,8 303,5+8,8 2650+42 49,3 24,6+4,9

14 лет учащиеся 159,9 47,0 281,9 2365,3 62,1 30,8

норматив 164,7+6 53,7+8,6 326,0+8,6 3090+42 57,5 37,3+7,3

Таким образом, назрела необходимость увеличить количество часов отводимых на обязательные уроки по физическому воспитанию, в общеобразовательных школах для совершенствования физического развития школьников.

Библиографический список

1. Писарева, И. Сельская школа. Как фактор развития территории [Электронный ресурс] / И. Писарева // Управленческое Консультирование. - 2003. - № 1. - Режим доступа : http://uk-archive.narod.ru/ 2003/п01/803-1-09.Мш (дата обращения : 02.01.2016).

2. Минх, А. А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта / А. А. Минх. - М. : Медицина, 1976. -384 с.

3. Саркизов-Серазини, Н. М. Теория и практика физической культуры / Н. М. Саркизов-Серазини. - М. : Медицина, 2005. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.