Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика физического развития школьников, проживающих в городской и сельской местности'

Сравнительная характеристика физического развития школьников, проживающих в городской и сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
758
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РОСТ / МАССА ТЕЛА / ВЕСОРОСТОВОЙ ИНДЕКС / ОБЪЕМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ / ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ / ЖИЗНЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лысенко В.В., Остриков А.П., Павельев И.Г., Гришаева А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика физического развития школьников, проживающих в городской и сельской местности»

УДК 37.037(470.620)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

В.В. Лысенко, кандидат биологических наук, профессор кафедры биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин,

А.П. Остриков, кандидат технических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин,

И.Г. Павельев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин, А.М. Гришаева, студентка,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: povidlov@yandex.ru

В связи с различиями образа жизни людей городской и сельской местностей встает вопрос о влиянии их на физическое развитие подрастающего поколения. В связи с этим была поставлена цель сравнить уровни физического развития школьников в зависимости от места их проживания и образа жизни. В работе представлены способы оценки и характеристики физического состояния на современном этапе. Отражены данные анализа собственных наблюдений по результатам физического развития детей и подростков, проживающих в различных местностях. В ходе работы авторами были проведены измерения антропометрических параметров у учащихся всех классов средних школ города Краснодара и станицы Динской Краснодарского края. В ходе наблюдений были обследованы 424 учащихся средней школы № 96 города Краснодара и 418 учащихся средней школы № 2 станицы Динской Краснодарского края, из них 428 юношей и 414 девушек со 2-го по 11-й класс. У каждого исследуемого ученика или ученицы были измерены рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, масса тела. Полученные данные позволили достоверно рассчитать весоро-стовой индекс и жизненный показатель, произвести необходимые статистические расчеты. Из всего массива полученных данных были выбраны показатели учащихся одной школы города и одной школы станицы. В ходе проведенного статистического

анализа были выявлены морфо-функциональные особенности детей и подростков, проживающих в городских и сельских населенных пунктах. Сравнительный анализ физического развития школьников города Краснодара и станицы Динской выявил ряд достоверных возрастных различий в уровне морфологических и функциональных признаков. Обладание информацией об особенностях половозрастных изменений физического развития детей и подростков школьного возраста поможет тренерам и преподавателям физической культуры правильно подбирать и дозировать физические нагрузки для своих подопечных, что укрепит их здоровье в будущем.

Ключевые слова: физическое развитие; рост; масса тела; весоро-стовой индекс; объем грудной клетки; жизненная емкость легких; жизненный показатель.

Для цитирования: Лысенко В.В., Остриков А.П., Павельев И.Г., Гришаева А.М. Сравнительная характеристика физического развития школьников городской и сельской местности / В.В. Лысенко, А.П. Остриков, И.Г. Павельев, А.М. Гришаева // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2018. - № 1. - С. 89-93.

For citation: Lysenko V., Ostrikov A., Pavelyev I., Grishae-va A. Comparative characteristics of physical development of schoolchildren in urban and rural areas. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport

- Science and Practice.], 2018, no 1, pp. 89-93 (in Russian).

Актуальность. Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил [11, с. 21]. Поэтому практическое умение правильно оценить его будет способствовать воспитанию здорового поколения [1, с. 158]. Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения [2, с. 31]. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов [4, с. 9]. Уровень физического развития определяют по совокупности методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков [12, с. 80]. Однако показатели физического развития не являются обязательными для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позволяет повсеместно и постоянно следить за уровнем и динамикой физического развития отдельных групп населения во всех регионах страны [9, с. 245]. На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных и природно-климатических факторов [8, с.18]. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, а также лиц разных национальностей. Регулярное проведение периодических массовых исследований физического развития детей и подростков даст возможность на районном и региональном уровне выявлять общие тенденции ростовых процессов [5, с. 37], особенности морфофункциональных показателей, сформировавшихся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания, что является необходимым условием получения достоверных данных о состоянии антропометрического статуса подрастающего поколения [6, с. 63].

Методика и организация исследования. В ходе ежегодного мониторинга уровня физического развития, проводимого силами студентов факультета физической культуры Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, изучены антропометрические параметры учащихся всех классов средних школ города Краснодара и станицы Динской Краснодарского края. Из полученной базы данных выбраны по одной школе в городе и в станице, проведен статистический анализ результатов исследования и выявлены морфофункциональные особенности детей и подростков, проживающих в городских и сельских населенных пунктах.

В исследовании принимали участие 424 учащихся средней школы № 96 города Краснодара и 418 учащихся средней школы № 2 станицы Динской Краснодарского края, из них 428 юношей и 414 девушек со 2-го по 11-й класс. У каждого ребенка были измерены рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких,

масса тела. Полученные данные позволили рассчитать весо-ростовой индекс и жизненный показатель [10, с. 106], произвести необходимые статистические расчеты [7, с. 101].

Результаты исследования. Сравнительный анализ физического развития школьников города Краснодара и станицы Динской Краснодарского края выявил ряд возрастных различий в уровне морфологических и функциональных признаков (таблица 1).

Так, мальчики города Краснодара в возрасте 8 и 9 лет достоверно выше и имеют большую массу тела, чем сверстники из станицы [14, с. 193]. Подобное различие отмечается и у детей в возрасте в 12 и 13 лет, особенно это заметно в 13 лет[3, с. 5]. Однако школьники этого возраста станицы достоверно превосходят городских школьников по объему жизненной емкости легких и индексу жизненного показателя. В 14 лет отмечено незначительное различие по всем показателям физического развития среди детей в городе и сельской местности. К 15 годам значительно увеличивается масса тела и весоростовой индекс у школьников города. В 16 лет мальчики города вновь достоверно опережают по приросту роста ребят станицы, но опять отстают по жизненным показателям. К 17 годам существенных различий у детей города и станицы в уровне физического развития не выявлено.

Вместе с тем у девочек города достоверное увеличение роста [13, с. 67], массы тела и объема грудной клетки выявляется только к 9 годам (таблица 2).

Однако девочки сельской местности, отставая в показателях роста и массы тела, имеют более высокие жизненные показатели. К 10 годам девочки города по-прежнему достоверно опережают в росте своих сверстниц из станицы, но отстают по объему жизненной емкости легких и величине жизненного индекса. У девочек 12-ти и 14-ти лет города и сельской местности различия в показателях физического развития незначительны, хотя девочки 13-ти лет достоверно превосходят в росте и отстают в жизненных показателях от своих сверстниц из сельской местности. В 15 и 16 лет девочки сельской местности имеют более высокие жизненные показатели, но к 17 годам показатели физического развития девочек существенно не отличаются.

Выводы. Анализ результатов, полученных в ходе наблюдений и экспериментов, позволил заключить, что процесс динамики морфологических и функциональных показателей физического развития у школьников, проживающих в городской и сельской местности, имеет ряд существенных возрастных отличий, детали и суть которых были описаны выше. Как показывает практика, знание особенностей возрастных изменений физического развития школьников поможет преподавателям физического воспитания и тренерам правильно подбирать и дозировать физические нагрузки, что позволитулучшить спортивные результаты и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Таблица 1

Показатели физического развития мальчиков, проживающих в городе и сельской местности

Местность Возраст Рост Вес В/Р ОГК ЖЕЛ Ж/П

Город 8 138,3+7,1 28,1+6,7 213,3+43 64,3+5,9 1597+251 59,8+10

станица 8 127,9+4,5 23,9+4,9 194,3+32 62,8+4,7 1646+293 70,5+18

город 9 138,3+7,1 33,4+5,8 237,1+34 68,6+5,7 2126+280 75,1+11

станица 9 127,9+4,5 28,3+4,2 219,8+26 66,4+4,3 1936+379 74,5+20

город 10 143,+6,4 36,9+5,8 259,3+48 68,2+6,6 1720+331 46,9+13

станица 10 139,6+7,3 36,4+8,1 259,2+47 67,4+4,7 1715+403 51,9+16

город 11 150,3+5,1 41,8+5,9 274,3+38 73,2+5,6 2120+431 49,9+13

станица 11 143,6+6,4 39,4+7,1 278,2+42 71,4+4,6 1995+403 56,6+17

город 12 153,9+5,8 42,5+8,8 275,3+7,1 77,1+9,2 2096+420 51,3+14

станица 12 148,3+7,5 42,8+9,9 288,6+67 73,5+8,3 2510+710 64,2+15

город 13 161,6+9,8 54,1+9,2 305,4+58 77,4+5,8 2968+720 57,6+19,2

станица 13 153,5+3,5 53,2+8,1 338,3+84 80,6+9,7 3056+532 63,3+16,2

город 14 167,5+8,3 53,2+8,1 304,2+65 82,4+7,2 3518+984 71,6+25,2

станица 14 164,4+9,1 55,3+9,2 336,3+76 83,7+10 3486+976 68,3+17,2

город 15 173,7+5,8 64,1+6,4 368,3+32 86,1+13,9 4263+633 67,3+15,2

станица 15 173,3+8,7 57,8+2,8 331,4+12 85,6+11,7 4167+982 70,4+8,3

город 16 178,3+4,6 70,2+9,8 391,1+61 90,3+21 4363+929 63,5+12,7

станица 16 175,3+5,7 66,6+9,2 378,3+67 92+11,2 4835+998 72,9+17,2

город 17 178,6+5,1 71,6+11,8 391,8+69 93,7+7,6 4640+980 66,2+22,2

станица 17 176,5+5,2 69,4+12,3 389,5+63 92,3+5,2 4815+992 72,3+12,2

Жирным шрифтом отмечено статистически достоверное различие по уровню в = 95.

Таблица 2

Показатели физического развития девочек в городе и сельской местности

Местность Возраст Рост Вес В/Р ОГК ЖЕЛ Ж/П

Город 8 129,6+6,4 25,6+4,4 196,3+27 58,6+3,4 1640+387 65,4+21

станица 8 125,5+7,1 26,5+6,3 209,2+41 62,9+5,7 1546+347 57,7+23

город 9 138,9+5,1 32,6+6,9 234,1+46 64,2+6,9 1924+346 61,1+17

станица 9 127,8+5,9 27,4+4,7 212,7+29 69,6+4,8 1963+429 73,9+20

город 10 143,7+5,6 36,2+5,9 251,3+34 69,1+4,2 1778+284 51,1+11

станица 10 136,6+4,3 35,4+6,9 257,4+47 68,9+5,5 2133+296 61,8+14

город 11 148,5+7,6 39,2+6,9 272,3+54 71,6+6,2 2150+484 55,6+18

станица 11 142,6+4,5 38,6+6,3 287,2+46 72,6+5,8 2433+276 61,8+14

город 12 149,9+6,8 41,8+9,8 278,7+58 74,4+9,5 2764+441 67,6+11

станица 12 152,4+6,4 46,5+8,9 305,6+57 79,5+8,4 2890+476 60,4+17

город 13 160,4+5,5 61,1+17 283,4+43 74,9+6,4 2764+441 56,8+16,4

станица 13 153,5+2,4 73,9+20 286,1+33 77,7+6,1 2890+476 65,9+12,7

город 14 162,5+6,1 46,2+7,7 332,2+42 82,4+4,3 3353+488 64,7+14,1

станица 14 160,1+8,4 43,6+6,1 314,2+52 82,7+3,7 3213+886 63,3+17,6

город 15 164,7+3,2 58,3+7,9 356,3+47 90,1+8,6 2758+516 48,9+15,2

станица 15 167,3+6,7 56,8+8,7 338,4+44 85,6+6,7 3163+674 56,4+10,3

город 16 166,3+5,1 60,2+6,8 361,1+57 90,3+21 2780+580 54,7+12,5

станица 16 165,9+3,7 60,1+9,2 378,3+63 85,7+11,2 3220+586 54,9+10,2

город 17 167,9+4,3 58,6+7,8 341,8+69 90,3+21 2918+699 51,2+22,2

станица 17 166,5+5,2 59,4+6,3 349,5+63 85,7+11,2 3186+422 57,3+12,2

Жирным шрифтом отмечено статистически достоверное различие по уровню в = 95.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алдарова Л.М. Здоровьесберегающее образование: современные факторы развития: монография / Л.М. Алдарова, Н.К. Артемьева, С.П. Аршинник и др. - Самара: Офорт, 2016. - 205 с.

2. Ахметов С.М. Взаимосвязь показателей координационных способностей школьников 13 лет / С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, К.Ю. Чернышен-ко, Р.Х. Деушев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 1. - С. 29-34.

3. Ахметов С.М. Возрастная динамика уровня физической подготовленности воспитанников учреждений призрения / С.М. Ахметов, И.Г. Павельев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 3-6.

4. Ахметов С.М. Формирование мотивации к физкуль-турно-спортивной деятельности подростков-сирот 11-13 лет в процессе занятий дзюдо / С.М. Ахметов, И.Г. Павельев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 7-11.

5. Баландин В.А. Динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 11-15 лет / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, Г.П. Шиянов, Р.Х. Деушев, М.В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 1. -С. 35-39.

6. Белых С.И. Самоконтроль студентов во время самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом / С.И. Белых // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). -С. 57-67.

7. Лысенко В.В. Основы математической обработки измерений в физической культуре / В.В. Лысенко, Е.В. Мирзоева. - Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - 196 с.

8. Михайлина Т.М. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихся общеобразовательных школ / Т.М. Михайлина, В.В. Лысенко // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. -С. 17-20.

9. Остриков А.П. Анализ упражнений, направленных на развитие физических качеств подростков среднего школьного возраста / А.П. Остриков, С.А. Гзогян // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2017. - Т. 1. -№ 1-1. - С. 245.

10. Павельев И.Г. Возрастная динамика параметров физического развития детей и подростков-сирот 8-18 лет / И.Г. Павельев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 105-109.

11. Стрелецкая Е.П. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е.П. Стрелецкая. - Майкоп, 2005. - 48 с.

12. Чермит К.Д. Симметрия, гармония, адаптация / Е.К. Аганянц, К.Д. Чермит. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 304 с.

13. Чермит К.Д. Физиология развития девочек в период полового созревания / К.Ю. Мамгетов, К.Д. Чермит. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2007. -144 с.

14. Чернышенко Ю.К. Особенности факторной структуры личностной спортивной культуры учащихся общеобразовательных учреждений 9-10 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, В.В. Лысенко, Г.Н. Пашков, К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 192-197.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN URBAN AND RURAL AREAS

V. V. Lysenko, Candidate of Biological Sciences, Professor of Biochemistry, Biomechanics and Natural Scientific Disciplines Department,

A. P. Ostrikov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Biochemistry, Biomechanics and Natural-Scientific Disciplines Department,

I. G. Pavelyev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Biochemistry, Biomechanics and Natural-Scientific Disciplines Department, A. M. Grishaeva, Student,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budеnnоgo St., 161, e-mail: povidlov@yandex.ru

The paper presents a modern view on the problem of physical development of children, as well as methods of assessment and characteristics of physical development at the present stage. The data analysis reflects our own

observations on the results of physical development of children and adolescents living in different places. In the course of work the authors measured the anthropometric parameters in students of all secondary schools in the city

of Krasnodar and the village Dinskaya Krasnodar region. During observations were surveyed 424 students of secondary school №96 of the city of Krasnodar and 418 students secondary school №2 of the village Dinskaya Krasnodar region, of which 428 boys and 414 girls from 2nd to 11th grades. Each test pupil were measured height, weight, chest circumference, vital capacity, body weight. The obtained data allow to reliably calculate the weight index and the living index, to make the necessary statistical calculations. From the entire array of received data were selected indicators of the pupils of one city school and one school of the village. In the course of the conducted statistical analysis was revealed morpho-functional peculiarities of children and adolescents living in urban and rural settlements. Comparative analysis of physical development of schoolchildren of the city of Krasnodar and the village of Dinskayahas identified a number of reliable age differences in the morphological and functional characteristics. The possession of information about the peculiarities of age changes of physical development of children and adolescents of school age will help the coaches and physical education teachers to choose the right dose of exercise for their wards, that will strengthen their health in the future.

Keywords: physical development, height, body mass, weight index, chest circumference, vital capacity, vital figure.

References:

1. Aldarova L.M., Artem'eva N.K., Arshinnik S.P. Zdorov'esberegayushchee obrazovanie sovremennye faktory razvitiya [Healthsaving education modern factors of development]. Samara, Ofort, 2016, 205 p. (in Russian).

2. Akhmetov S.M., Chernyshenko Yu.K., Balandin V.A., Chernyshenko K.Yu., Deushev R.H. The relationship of indicators of coordination abilities of students 13 years. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2016, no 1, pp. 29-34. (in Russian).

3. Akhmetov S.M., Pavel'ev I.G. Age dynamics of the level of physical preparedness of students of institutions of charity. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2014, no 3, pp. 3-6. (in Russian).

4. Akhmetov S.M., Pavel'ev I.G. Formation of motivation to sports activities orphaned teens aged 11-13 years in the process of judo. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Les-gaft], 2014, no 9 (115), pp. 7-11. (in Russian).

5. Balandin V.A.,Chernyshenko Yu.K., Shiyanov G.P., Deushev R.H., Koreneva M.V. Dynamics of indicators of the level of development of coordination abilities of boys aged 11-15 years. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2016, no 1, pp. 35-39. (in Russian).

6. Belykh S.N. Self-monitoring students during independent study of physical education and sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2015, no 9 (127), pp. 57-67. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lysenko V.V., Mirzoeva E.V. Osnovy matematicheskoy obrabotki izmereniy v fizicheskoykul'ture [Foundations of mathematical processing of measurements in physical education]. Krasnodar, KGUFKST, 2012, 196 p. (in Russian).

8. Mihajlina T.M., Lysenko V.V. About criteria for evaluation of the level of development of physical qualities at pupils of comprehensive schools. Teorija ipraktika fiziches-koj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1994, no 11, pp. 17-20. (in Russian).

9. Ostrikov A.P., Gzogyan S.A. Analysis of exercises aimed at the physical development of adolescents of secondary school age. Proceedings of Scientific and Scientific-Methodical Conference of the faculty of the Kuban state University of Physical Culture, Sport and Tourism, 2017, Vol. 1, no 1, 245 p. (in Russian).

10. Pavel'ev I.G. Age dynamics of the parameters of physical development of children and adolescents-orphans aged 8-18 years old. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2014, no 9 (115), pp. 105-109. (in Russian).

11. Streletskaya E.P. Adaptive recreational and educational environment in the system of additional education. Extended abstract of Doctor's thesis. Maykop, 2005, 48 p. (in Russian)

12. Chermit K.D., Aganyants E.K. Simmetriya, garmoniya, ad-aptatsiya [Symmetry, harmony, adaptation]. Rostov-on-Don, SKNTs VSh, 2006, 304 p. (in Russian)

13. Chermit K.D., Mamgetov K.Yu. Fiziologiya razvitiya devo-chek vperiodpolovogo sozrevaniya [Physiology of development of girls in puberty]. Rostov-on-Don, SKNTs VSh, 2007, 144 p. (in Russian)

14. Chernyshenko Yu.K., Balandin V.A., Lysenko V.V., Pash-kov G.N., ChernyshenkoK.Yu. Features of the factor structure of personality physical culture of students of educational institutions 9-10 years. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2015, no 9 (127), pp. 192-197. (in Russian).

Поступила / Received 29.12.2017 Принята в печать / Accepted 21.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.