Научная статья на тему 'Социальные проблемы человекоориентированного управления в условиях информатизации российского общества'

Социальные проблемы человекоориентированного управления в условиях информатизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человекоориентированное управление / информатизация общества / цифровизация / информационное неравенство. / human-oriented management / informatization of society / digitalization / information inequality.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маргулян Я. А., Данилова Н. И.

В статье рассматриваются социальные проблемы воздействие информатизации общества на развитие системы человекоориентированного управления социально-экономическими процессами. Особое внимание уделяется усилению информационного неравенства в получении и использовании разнообразных информационных услуг, овладению цифровыми навыками и знаниевыми ресурсами, негативно влияющих на эффективность человекоориентированного управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Danilova Social problems of human-oriented management in the conditions of informatization of the Russian society

The article deals with social problems, the impact of informatization of society on the development of a system of human-oriented management of socioeconomic processes. Particular attention is paid to increasing information inequality in obtaining and using a variety of information services, mastering digital skills and knowledge resources that negatively affect the effectiveness of human-oriented personnel management.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы человекоориентированного управления в условиях информатизации российского общества»

DOI: 10.24412/1994-3776-2023-2-12-14 УДК: 316

Я.А. Маргулян, Н.И. Данилова

Социальные проблемы человекоориентированного управления в условиях информатизации российского общества

Y. Margulyan, N. Danilova Social problems of human-oriented management in the conditions of informatization of the Russian society

Аннотация. В статье рассматриваются социальные проблемы воздействие информатизации общества на развитие системы человекоориентированного управления социально-экономическими процессами. Особое внимание уделяется усилению информационного неравенства в получении и использовании разнообразных информационных услуг, овладению цифровыми навыками и знаниевыми ресурсами, негативно влияющих на эффективность человекоориентированного

управления персоналом.

Ключевые слова: человекоориентированное управление, информатизация общества,

цифровизация, информационное неравенство. Контактная информация: 193023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.30/32; E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with social problems, the impact of informatization of society on the development of a system of human-oriented management of socioeconomic processes. Particular attention is paid to increasing information inequality in obtaining and using a variety of information services, mastering digital skills and knowledge resources that negatively affect the effectiveness of human-oriented personnel management.

Keywords: human-oriented management,

informatization of society, digitalization, information inequality.

Contact information: Griboedov Canal Embankment, 30/32, Saint Petersburg, 193023; E-mail: [email protected]

Глобализация процессов информатизации и развитие сетевого коммуникативного пространства способствовали изменению всех сторон жизнедеятельности общества, активизации качественных характеристик личности, его интеллектуальных, духовных способностей, возможностей реализации творческой деятельности, направленной на непрерывное создание нового. В новых условиях человеческий потенциал становится ключевым ресурсом развития современного социума, основой трансформации человекоориентированного управления, позволяющего реализовывать стратегические цели развития, повышать эффективность функционирования предприятий и организаций в системе современных рыночных отношений.

Человекоориентированное управление осуществляется через «практико-ориентированные мотивационные механизмы, создающие возможности в полной мере реализовать потенциал работников» [5], достигать эффекта синергии от взаимодействия

Маргулян Яков Аронович - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Данилова Наталья Ильинична - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

Y. Margulyan - Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology and Human Resources Management, Saint-Petersburg State University of Economics.

N. Danilova - PhD in Social Sciences, Associate Professor, Department of Communication Technologies and Public Relations, Saint-Petersburg State University of Economics © Маргулян Я.А., Данилова Н.И., 2023

2023 №2(10)

человека с техникой и технологиями, организовывать целенаправленную командную деятельность трудовых коллективов, поддерживать атмосферу взаимодействия, сотворчества субъектов, раскрытие сущностных сил персонала и увеличивающее их полезные возможности.

Информатизация общества как сложное, многоплановое явление, оказывает разнонаправленное воздействие на развитие системы человекоориентированного управления социально-экономическими процессами. Новейшие информационные технологии, цифровизация экономики конструктивно воздействуют на рынок труда, функционирование многоканальных моделей распространения информации, продуктов и услуг, конвергенцию управленческих коммуникационных технологий, развитие знаниевых и информационных ресурсов, искусственного интеллекта, нейросетей, автоматизации производственных процессов и жизнеобеспечения, роботизации, повышения качества жизни работников, позволяющих удовлетворять их потребности доступа к ИКТ и цифровым сервисам, организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Так, например, валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики составили в 2021 году 4,8 трлн руб., что на 19,3% выше, чем в 2020 г. За этот период выросла доля домохозяйств с доступом в интернет с 80% до 84%, в том числе 77% подключаются по широкополосному соединению. Цифровыми навыками владеют в стране 82% населения. В 2021 г. Около 25% от общей численности выпускников получили дипломы о высшем образовании в сфере информационных технологий и в смежных областях, связанных с интенсивным использованием ИКТ. По направлению «информатика и вычислительная техника» прошли подготовку почти 15% из выпускников, а большинство (около 40%) — по направлению «экономика и управление». Самый высокий уровень занятых, интенсивно использующих ИКТ, наблюдается в финансовом и страховом секторе (44,8%), профессиональной, научной и технической деятельности (32%) [1].

Вместе с тем, ускоренная информатизация общества сопряжена с многочисленными социальными проблемами, негативно воздействующими на систему человекоориентированного управления. Происходит усиление информационного неравенства в получении и использовании разнообразных информационных услуг, овладении цифровыми навыками и знаниевыми ресурсами, на которые высок спрос на рынках труда и услуг. У людей, проживающих за чертой бедности, ограничиваются профессиональные навыки и компетенции в мотивации использования информационных технологий, которые сводятся, как правило, лишь к компьютерным играм, просмотру видео и доступу к социальным сетям.

Информационное неравенство проявляется между разными элементами социально-демографической и территориальной структуры общества. Наибольшую активность в пользовании интернет-технологиями проявляют молодые люди в возрасте от 14 до 23 лет (более 90 %), в группе 54—63 лет (37 %), в то время как пожилая часть населения старше 64 лет проявляет такую активность значительно меньше (13%). Гендерные различия в пользовании Интернетом обусловлены, в большей степени, воздействием традиционных гендерных ролей, интересов и ожиданий. Исследования показали, что женщины чаще использовали социальные сети для коммуникации и социальной поддержки, образования и покупок, а мужчины - для построения карьеры и получения социально-политической информации [3]. Определённую роль играет также образовательный уровень пользователей, поскольку обладатели высшего образования пользуются возможностями Интернета более активно и разнообразно, чем имеющие основное общее образование (97,2% к 75,5%) [2], в том числе, за счёт существенного разрыва в цифровых навыках.

Определённые различия в уровнях подготовки и профессионализации работников предприятий и организаций проявляются в неравенстве использования возможностей интернет-ресурсов городским и сельским населением. Существующие различия связаны с

2023 №2(10)

доступностью сети Интернет, качественными характеристиками ИКТ, наличием или отсутствием оборудования, обеспечивающего функционирование современных средств связи, образовательными возможностями и цифровыми навыками пользователей. Так, сельское население активней использует Интернет для поиска вакансий на рынке труда (8,2% по отношению к 7,7% городского населения). В тоже время, сельские жители в меньшей степени используют интернет-ресурсы для образования (1,9% и 3,5%), профессионального развития (26,5% и 43,5%), что, в конечном итоге, отрицательно сказывается на уровне профессиональных компетенций работников и их востребованности на рынке труда [2].

Информационное неравенство отражается на социально-экономическом статусе работников. Активные пользователи Интернета обладают лучшими шансами на трудоустройство, поскольку имеют возможности использования разнообразных интернет-сервисов поиска работы, грамотного представления себя потенциальным работодателям, применения своих способностей при работе с интернетом в домашних условиях, сокращая дополнительные инвестиции работодателей. Предприниматели, обладающие лучшей интернет-компетентностью, имеют большие возможности для получения прибыли при выстраивании стратегии функционирования предприятия, поиске информации, построении профессиональных сетей, наборе персонала, привлечении разнообразных ресурсов. Данные выводы подтверждаются социологическими исследованиями, свидетельствующими об успешности предприятий, использующих интернет для поиска потенциальных партнеров.

Происходит сужение социальной базы постиндустриального общества, разнонаправленно развивается средний класс, выступающий оплотом экономического и социально-политического развития общества [7]. Развитие информационных систем несет риск неконтролируемого использования персональных данных — как компаниями и государствами, так и злоумышленниками. Так, в 2019 году 78% граждан Российской Федерации стали жертвами онлайн-угроз. 48% автоматизированных систем управления технологическими процессами на российских предприятиях подверглись киберугрозам [6].

В целом, развитие системы человекоориентированного управления в условиях цифровизации направлено на повышение эффективности использования человеческого капитала как важнейшего стратегического ресурса развития и модернизации, включающего не только решение проблем по оптимизации управления бизнес-процессами, но и реализацию социальных целей и задач, связанных с повышением качества жизни граждан, снижением уровня информационного неравенства, реформированием профессионального образования в стране.

Литература

1. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник /Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. и др. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. - 332 с.

2. Информационное общество в Российской Федерации. 2019: статистический сборник [Электронный ресурс] / М.А. Сабельникова, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О.Ю. Дудорова и др.; Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т. «Высшая школа экономики». - Электрон. текст дан. (31,8 Мб). - М.: НИУ ВШЭ, 2019.

3. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/folder/14478 (дата обращения: 10.11.2022).

4. Осипов Г.В., Климовицкий С.В. Цифровое неравенство и его социальные последствия //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №2. С.47-51.

5. Потемкин В.К. Человекоориентированное управление предприятиями и организациями // Экономика и управление, 2020. Т. 26. № 2. С. 165-176.

6. Россия и устойчивое цифровое развитие // https://raec.ru/activity/analytics/11551/ (дата обращения 20.02.2023)

7. Социология цифрового общества: монография / Л.А. Василенко, Н.Н. Мещерякова; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.