ШЖ1
Научная статья УДК 159.9.072
DOI: 10.47475/2411-0590-2024-11-2-278-288
Социальные представления студенческой молодежи о насилии в интимно-личностных отношениях (на примере студентов КГУ им. К. Э. Циолковского)
Ирина Сергеевна Сабитова
Научно-исследовательский центр судебной экспертизы и криминалистики, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Россия [email protected]
https://orcid.org/0000-0003-0667-7410
Аннотация. Выявление причин возникновения насилия в интимно-личностных отношениях является одной из важных задач в сфере психологии безопасности, до сих пор не имеющих своего полного решения . В современных исследованиях изучение социальных представлений молодежи о насилии в интимно-личностных отношениях имеет решающее значение для разработки методов профилактики его возникновения . Виктим-ность в поведении нередко определяется неадекватными представлениями о «красных линиях» в отношениях и установки на их нарушение . Представленное в данной статье исследование особенностей социальных представлений на примере студентов Калужского государственного университета им . К.Э .Циолковского позволило выявить специфику восприятия, формируемые образы, ассоциации, смыслы, идеи, ценности, установки, на основании которых студенты объясняют насилие в отношениях. Полученные результаты позволили прийти к выводу, что исследуемые считают данную проблему актуальной и распространённой во всем мире, воспринимают насилие в интимно-личностных отношениях как обусловленные культурно-историческими особенностями деструктивные действия психологического и физического характера, основанные на неравноправии, применении силы и власти, давления и контроля, приводящие к пагубным последствиям психологического и физического характера и не имеющие юридического решения .
Ключевые слова: социальные представления, студенческая молодежь, насилие, интимно-личностные отношения, виктимность, ассоциативный метод
Для цитирования: Сабитова И .С . Социальные представления студенческой молодежи о насилии в интимно-личностных отношениях (на примере студентов КГУ им . К .Э .Циолковского) // Виктимология . 2024. Т. 11, № 2 . С . 278-288. Б01: 10.47475/2411-0590-202411-2-278-288
V
© И.С . Сабитова
Research article
Social Ideas of Student Youth about Violence in Intimate and Personal Relationships (on the example of students of KSU named after K. E. Tsiolkovsky)
Irina S. Sabitova
Research Center for Forensic Expertise and Criminalistics, Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia [email protected] (g https://orcid.org/0000-0003-0667-7410
Abstract. Identifying the causes of violence in intimate-personal relationships is one of the important tasks in the field of security psychology, which has not yet been fully resolved . In modern research, the study of young people's social perceptions of violence in intimate-personal relationships is crucial for the development of methods to prevent its occurrence . Victimhood in behavior is often determined by inadequate perceptions of "red lines" in relationships and attitudes to their violation. The study of the peculiarities of social perceptions presented in this article on the example of students of Kaluga State University named after K. E . Tsiolkovsky allowed to reveal the specifics of perception, formed images, associations, meanings, ideas, values, attitudes, on the basis of which students explain violence in relationships . The obtained results allowed us to come to the conclusion that the studied consider this problem to be actual and widespread all over the world, perceive violence in intimate-personal relations as culturally and historically conditioned destructive actions of psychological and physical nature, based on inequality, use of force and power, pressure and control, leading to harmful consequences of psychological and physical nature and having no legal solution
Keywords: social perceptions, student youth, violence, intimate-personal relations, victimhood, associative method
For citation: Sabitova IS . Social Ideas of Student Youth about Violence in Intimate and Personal Relationships (on the example of students of KSU named after K . E . Tsiolkovsky) Viktimologiya [Victimology] . 2024;11(2):278-288. (In Russ .) DOI: 10.47475/2411-0590-2024-11-2-278-288
Введение
Проблема применения насилия в интимно-личностных отношениях стремительно «молодеет» [3, с . 479]. Так, в СМИ все чаще появляются случаи крайних проявлений насилия в интимно-личностных отношениях у несовершеннолетних1, однако
1 Bridges C .A. Aiden Fucci stabbed 13-year-old Tristyn Bailey 114 times . Here's everything to know // Florida Times-Union . URL: https://www. jacksonville . com/story/news/crime/2023/03/23/aiden-fucci-florida-murder-killing-tristyn-bailey/70040639007/ (дата обращения: 06.04.2024) ; Пешков П. «Ревновал ко всему, что движется»: парень на глазах у прохожих жестоко убил 17-летнюю девушку // 76RU . URL: https://76 . ru/ text/criminal/2022/07/27/71521892/ (дата обращения:
научные исследования психологической области данной проблематики у несовершеннолетних и молодёжи в настоящее время отсутствуют [2, с . 5776] .
02.04.2024) ; В Находке молодой человек убил свою девушку в школе и покончил с собой // РИА Новости . URL: https://www. rbc . ru/rbcfreenews/56eb7a3 09a7947d3c0a3eba9 (дата обращения:02.04.2024) ; На Урале школьник убил свою несовершеннолетнюю девушку и ее мать // ТАСС . URL: https://tass .ru/ proisshestviya/19275535 (дата обращения: 02.04.2024) ; Teen accused of killing 15-year-old girlfriend indicted on murder charge, will be tried as an adult in court // WAFB9. URL: https://www.wafb . com/2023/08/10/teen-accused-killing-15-year-old-girlfriend-indicted-murder-charge-will-be-tried-an-adult-court/ (дата обращения: 05.04.2024).
Снижение возрастного диапазона, входящего в зону риска возникновения насилия, связано с ранним вступлением в отношения среди несовершеннолетних Так, первые переживания, связанные с любовными отношениями, возникают уже в младшем школьном возрасте, когда появляются романтические привязанности, с последующим углублением, увеличением интереса, влечения, появлением потребности в построении отношений, чувстве взаимной симпатии [14, с . 34; 25, с . 225] . В подростковом возрасте формирование межличностных и интимно-личностных отношений с противоположным полом, построенных на основе симпатии и любви, является одной из основных психологических задач [6, с . 2418; 16, с . 149; 24, с . 374] .
Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется особенностями социального положения и социально-психологическими свойствами, ролью и функцией в обществе, определенным возрастным периодом—«брачным возрастом», с которого закон допускает вступление в брак, с учетом психологической, социальной и половой зрелости . Данный период перехода от юности к взрослости является сенситивным для построения отношений, создания будущей семьи . Главными психологическими задачами лиц данного возраста являются обучение, поиск профессии, и построение семейных отношений . В данном возрасте при вступлении в интимно-личностные отношения у студентов начинает формироваться эмоционально-волевая, социально-нравственная, этико-психологическая готовность к созданию семьи, выполнению супружеских и родительских ролей [12, с . 277; 28, с . 82, 93] .
Вступлению в отношения способствуют и внешние социально-обусловленные факторы, например, отделение от родителей (переезд в другой город для обучения, проживание в общежитии или в отдельной квартире), появляется больше свободы от контроля и внимания со стороны взрослых, влияние социального окружения, в котором среди ровесников многие вступают в отношения, романтизация, гормональный переход и многое другое [9, с . 65; 18, с . 501; 20, с . 92] .
В данный период у студента возникает потребность в близости, чувственном контакте с противоположным полом, приносящем взаимное удовлетворение, единение, при сохранении и развитии собственной личности . Если данные потребности не удовлетворяются, взаимности не удается достичь, возникает риск появления конфликтов, изоляции, разрыва отношений [5, с .131; 22, с .291; 30, с .27]. Исследования показывают, что разрыв романтических отношений приводит к возникновению депрессии, стресса, беспокойства, формированию низкой самооценки, снижению уверенности в себе, злоупотреблению алкоголем или психоактивными веществами и многому другому [1, с . 349; 4, с . 84; 7] .
Среди основных причин разрыва отношений у молодых людей выделяют: измену, ревность, несовместимость интересов или потребностей, недостатки или отрицательные качества партнера, отсутствие эмоциональной привязанности, наличие частых конфликтных отношений, переходящих в острые конфликтные ситуации, в которых могут возникнуть и преобладать различные деструктивные стили поведения—вербальная, невербальная, физическая агрессия, которая при учащении повторений может перейти в форму насилия в отношениях [8, с . 167; 15; 26; 27, с . 185; 29, с. 201] . Однако конфликт отличается от насилия главным образом тем, что подразумевает равное положение противоборствующих сторон, которые не согласны в чем-то и имеют право высказывать свое мнение . В ситуации насилия один человек стремится полностью контролировать другого, как правило, перекладывая ответственность за насильственные действия на свою жертву [19, с .21] .
Основная часть.
Насилие в основном определяют как преднамеренное применение физической силы, власти, воздействия, угроз, с целью подчинить волю партнера, принудить к определенному поведению [10, с . 187; 13, с . 170; 27, с . 187] .
В нашей статье под насилием в интимно-личностных отношениях понимается комплексный социально-психолого-поведенческий деструктивный алгоритм
взаимодействия с партнером, основанный на неравноправии, подчинении одной из сторон с целью формирования определённого поведения посредством применения деструктивных действий физического, психологического, экономического или сексуального характера
Причины возникновения насилия в отношениях исследуются многими российскими и зарубежными учеными, однако в современных исследованиях изучение социальных представлений о насилии в интимно-личностных отношениях у студенческой молодежи имеет решающее значение для разработки методов профилактики его возникновения, обеспечения виктим-ной безопасности личности в отношениях [21, с . 21], так как именно в этот период наиболее активно происходит формирование пар, построение интимно-личностных отношений, создание семьи [25, с . 226] .
В нашем исследовании особое внимание занимает этап начала, построения взаимоотношений, когда восприятие и представление играет решающую роль в выборе партнера, формировании интимно-личностных отношений
Одним из аспектов, отражающих особенности восприятия партнеров, имеющих опыт насилия в отношениях, являются социальные представления о них
Социальные представления включают в себя комплекс психологических составляющих— идеи, мысли, образы, ценности, обыденные знания, суждения, практический опыт [23, с . 16], позволяющих осознать, идентифицировать, осмыслить, спрогнозировать и оценить воспринимаемое [32, с . 387] и сформировать определенное отношение к тем или иным аспектам социальной деятельности [11, с . 2] .В социальных представлениях молодежи отражаются три уровня отношений (когнитивный — мысли и образы, эмоциональный — эмоции и состояния, поведенческий—действия) [17, с . 117]. Целостный образ, сформированный у личности, является отражением объективной реальности в ее психике, выделяемых ею реальных и приписываемых, ситуационных и стабильных компонентов того или иного явления [31, с . 79] . При конструировании данных смыслов, идей,
происходит познание проблемы насилия в отношениях, ее идентификация и оценка, что в свою очередь влияет на формирование психологической безопасности личности при построении отношений .
Материал и методы
Ведущим методом исследования социальных представлений является метод ассоциативного эксперимента, который позволяет посредством воспроизведения ассоциаций, возникающих на слово-стимул или выражение-стимул выявить основные стереотипные знания о том или иной изучаемом феномене, свойстве, состоянии, проблеме
На базе Калужского государственного университета им . К. Э . Циолковского в сентябре 2023 года было проведено изучение особенностей социальных представлений студентов 1-5 курсов о насилии в интимно-личностных отношениях с использованием метода ассоциативного эксперимента .
В исследовании приняли участие студенты института психологии и инженерно-технологического института от 18 до 28 лет в количестве 177 человек, из которых 132 — представители женского пола, и 45 — мужского, а средний возраст респондентов М = 20 лет.
Состав выборки обусловлен тем, что именно в этот период наиболее активно происходит развитие интимно-личностных отношений, формирование пар, создание семьи
Студентам в течение 5 минут анонимно предлагалось записать свои ассоциации на выражение-стимул «насилие в интимно-личностных отношениях» .
Целью исследования было выявить актуальные социальные представления студенческой молодежи о насилии в интимно-личностных отношениях на примере студентов КГУ им . К .Э .Циолковского .
Результаты исследования
В ходе первичной обработки данных были получены следующие результаты: общее количество ассоциаций на выражение-стимул «насилие в интимно личностных отношениях» — 599 слов; среднее количество слов на одного респондента—6-7.
Таблица 1 - Анализ ассоциаций на выражение-стимул -
«насилие в интимно-личностных отношениях»
[Table 1 - Analysis of associations to the expression-stimulus -"violence in intimate personal relationships"]
№ п/п Ассоциации Частота встречаемости
1 «Страх» 47
2 «Боль» 39
3 «Абьюз», «безнаказанность» 25
4 «Унижение» 20
5 «Избиение», «несправедливость», «побои», «слёзы», «злость» 17
6 «Слабость», «мужчина» 16
7 «Жестокость» 15
8 «Изнасилование», «неуважение», «ужас» 12
9 «Беспомощность», «жертва», «преступление», «синяки» 11
10 «Гнев», «обида», «феминизм», «травмы» 10
11 «Ненависть», «агрессия», «грубость», «неравенство», «патриархат» 9
12 «Тюрьма», «беззащитность», «полиция», «рукоприкладство», «сила», «убийство» 7
13 «Вина», «наказание», «незащищенность», «отвращение», «помощь», «развод», «смерть», «темнота» 5
14 «Аморально», «дом», «зависимость», «оскорбление», «осуждение», «отчаяние», «садизм», «семья», «ссора», «тиран», «увечья», «обыденность» 4
«Алкоголизм», «безысходность», «давление», «дети», «дискриминация», «замкнутость», «кулак», «неадекватность», «недоверие к мужчинам», «недопустимость», «несчастье», «неуверенность», 15 «обман», «опасность», «ответственность», «печаль», «принуждение», «сексизм», «сексуальное насилие», «суд», «токсичность», «травля», «удар», «харассмент», «холод», «доминирование», «проявление любви»
3
«Ад», «аморальность», «бездействие», «безнравственность», «бессилие», «бесчестие», «болезнь», «борьба», «быт», «власть», «глупость», «драки», «женщины», «запугивание», «издевательство», «истерика», «контроль», «маньяк», «мерзость», «нарушение», «неблагополучие», «негатив, «недоверие, «низкий поступок», «норма», «сама виновата»,«огласка», «одиночество», «отрицание», 16 «отсутствие выбора», «отсутствие защиты», «отчаянность», «паника», «подчинение», «поломанная 2
психика», «порицание», «преступность», «проблемы», «психические отклонения», «ПТСР», «пьянство», «ревность», «самозащита», «синяки/побои», «скандал», «слухи», «собственничество», «лишение прав родителей», «желание помочь жертве», «стокгольмский синдром», «страдания», «стыд», «тирания», «трагедия», «угроза»
Посредством частотного анализа были выявлены следующие ассоциации, представленные в таблице 1.
В ходе качественного анализа полученных ассоциаций было выявлено, что больше всего с темой насилия в интимно-личностных отношениях у студентов ассоциируется слова, имеющие негативный эмоциональный характер: «страх» (47 повторений),
«боль» (39 повторений), «абьюз» и «безнаказанность» (25 повторений), «унижение» (20 повторений) .
Выявленные данные позволяют охарактеризовать социальные представления студентов КГУ им . К . Э . Циолковского о насилии в интимно-личностных отношениях и разделить их на смысловые группы: эмоции, переживания, деструктивные
действия, культурно-исторические особенности, особенности семейных взаимоотношений, юридические аспекты, последствия
В целом общий ассоциативный ряд отражает негативное отношение к насилию в интимно-личностных отношениях и выражается:
— негативными эмоциями («страх», «злость», «ужас», «гнев», «обида», «ненависть», «агрессия», «вина», «печаль, «стыд», «отвращение», «отчаяние»);
— негативными эмоциональными переживаниями («унижение», «несправедливость», «неуважение», «беспомощность», «неравенство», «беззащитность», «незащищенность», «зависимость», «неблагополучие», «мерзость», «безысходность», «одиночество», «паника»);
— деструктивными действиями психологического характера («давление», «дискриминация», «унижение», «власть», «контроль», «оскорбление», «осуждение», «обман», «принуждение», «травля», «ревность», «доминирование», «запугивание», «огласка», «сексизм», «харассмент», «порицание», «скандал»);
— деструктивными действиями физического характера («избиение», «побои», «изнасилование», «рукоприкладство», «ха-рассмент», «удар», «бездействие», «борьба», «драки», «издевательство»);
— культурно-историческими особенностями («феминизм», «патриархат»);
— особенностями семейных взаимоотношений («дом», «развод», «семья», «дети», «быт», «неблагополучие», «ревность»);
— юридической характеристике («тюрьма», «полиция», «жертва», «убийство», «нарушение», «суд», «преступность»);
— последствиями и/или причинами психологического характера («стокгольмский синдром», «поломанная психика», «психические отклонения», «ПТСР», «развод», «лишение прав родителей»);
— последствиями физического характера («синяки/побои», «алкоголизм», «пьянство», «тюрьма», «убийство», «смерть»)
Также были выявлены ассоциации, содержащие нейтральное отношение к проблеме насилия в интимно-личностных отношениях («норма», «обыденность»)
и ассоциации, отражающие восприятие насилия как «проявление любви»
Было также выявлено, что у групп психологов по сравнению с экономистами преобладают эмоционально окрашенные ассоциации, а у мужчин преобладают ассоциации, связанные с действиями и юридическими аспектами проблемы
Также среди слов-ассоциаций встречались целые выражения и предложения, которые были разделены на категории:
— выражение отношения к проблеме насилия в отношениях («проблема всего мира», «поступок, который нельзя оправдать», «не должно быть в цивилизованном обществе», «Не одобряю! Это ужасно! Все, кто проявляют насилие к женщинам—это больные люди . Возможно, у них были травмы в детстве . Им надо лечиться!!!», «это вызывает неимоверную злость», «печально, что всё еще есть», «сталкивается большинство женщин», «реальность, с которой сталкивается много людей»);
— юридический аспект («у нас в стране нет закона о запрете домашнего насилия», «нужно отслеживать и наказывать преступников», «обязательно должно быть наказуемо», «должно караться законом», «нарушение прав человека как личности в целом», «административное и уголовное правонарушение», «отсутствие решения в этой области»);
— культурно-исторический аспект («сложившееся принятие обществом за норму», «часто в насилии винят женщину, хотя она не может никак повлиять на ситуацию из-за испуга, боязни, что накажут»);
— стереотипные выражения («это точно был последний раз», «неадекватная реакция людей: „сама спровоцировала"», «извини, я не хотел»);
— отражающие причины («большие потребности от женщин и от мужчин», «неважно, во что одета и сколько лет», «овеществление женщины», «последствия плохого воспитания», «мнимое ощущение превосходства, силы»)
Обсуждение результатов исследования,
выводы
Исследование особенностей социальных представлений студентов КГУ имени
К. Э . Циолковского позволило выявить специфику восприятия, формируемые образы, ассоциации, смыслы, идеи, ценности, установки, на основании которых молодежь объясняет насилие в отношениях.
В основной блок ассоциаций вошли слова, отражающие негативные эмоции: «страх», «боль», действия «абьюз», «унижение» и выражающие юридический аспект этих действий «безнаказанность»
В частности, было выявлено, что социальные представления студентов о насилии в интимно-личностных отношениях отражают три уровня отношений (когнитивный — мысли и образы, эмоциональный — эмоции и состояния, поведенческий— действия) и имеют: эмоциональный негативно окрашенный характер, затрагивают юридические проблемы, культурно-исторические особенности, особенности семейных взаимоотношений, содержат в себе оценочный и прогностический компонент, описание конкретных действий, отражающих проявления психологического и физического видов насилия
Заключение
Таким образом, на основании полученных данных было выявлено, что студенты считают проблему насилия в интимно-личностных отношениях актуальной и распространённой во всем мире, выражают к данной проблеме негативное отношение,
осознают ее культурно-историческую и социально-психологическую обусловленность, отмечают недостаточное внимание законодателя и правоприменителей к решениям в этой сфере
Также было выявлено, что студенты воспринимают насилие в интимно-личностных отношениях как обусловленные культурно-историческими особенностями деструктивные действия психологического и физического характера, основанные на неравноправии, применении силы и власти, давления и контроля, приводящие к пагубным последствиям психологического, физического и юридического характера .
Однако в ассоциативном ряду студентов выявляется, помимо прочего, отсутствие адекватного понимания психологических причин возникновения насилия—возросшие потребности партнеров, неправильное воспитание, мнимое ощущение превосходства, культ силы в отношениях. Также важно отметить, что среди обследуемых встречаются студенты с положительным отношением к проявлениям насилия, считающие это нормой, обыденностью и проявлением любви . Полученные данные убедительно свидетельствуют о необходимости формирования адекватного представления о «красных линиях» в поведении партнера по интимно-личностным отношениям, что будет являться значимым фактором профилактики виктимного поведения .
Список источников
1 . Butters J . , Harrison L . , Korf D .J . , Brochu S . , Erickson P.G .The Impact of Violence on At-Risk Youth in Canada, the United States, and the Netherlands // Victims & Offenders . 2011 .Vol . 6, no . 4 . P. 341-355 . DOI: https://doi . org/10.1080/15564886.2011 .607392
2 . Bhattacharjee R . , Gopal B . Intimate partner violence in young adults and it's influence on development of relationships // International Journal of Health Sciences . 2022. Vol . 6, no . S3 . P. 5760-5782 . DOI: https://doi . org/10.53730/ijhs ,v6nS3 . 7232
3 . Carpenter RK, Stinson JD . Partner Violence: The Relationship Between Age, Relationship Type, and the Nature of Assaultive Violence Across Diverse Relationships // Partner Abuse . 2022. Vol. 13, no . 4. P. 475-501 . DOI: https://doi. org/10 .1891/PA-2021-0029
4 . Chung M . Ch . , Farmer S . , Grant K . , Newton R . , Payne S . , Perry M . , Saunders J . , Smith Ch . , Stone N . Self-esteem, personality and post-traumatic stress symptoms following the dissolution of a dating relationship // Stress and Health. 2002 . Vol . 18, no . 2 . P. 83-90. DOI: https://doi . org/10,1002/smi. 929
5 . Franklin C .A. , Menaker T.A. , Kercher G.A. Risk and Resiliency Factors That Mediate the Effect of Family-of-Origin Violence on Adult Intimate Partner Victimization and Perpetration // Victims & Offenders . 2012 .Vol . 7, no . 2 . P. 121-142 . DOI: https://doi. org/10.1080/15564886.2012.657288
6 . Gómez-López M . , Viejo C . , Ortega-Ruiz R . Well-being and romantic relationships: A systematic review in adolescence and emerging adulthood // International journal of environmental research and public health. 2019 . Vol. 16, no . 13 . P. 2415-2421 . DOI: https://doi. org/10.3390/ijerph16132415
7. Verhallen A. M ., Renken R . J ., Marsman J .-B .C ., Horst G . J . Ter R . J ., Marsman, J .-B .C ., Ter Horst G . J ., Romantic relationship breakup: An experimental model to study effects of stress on depression (-like) symptoms // PLoS One . 2019 . Vol . 14, no . 5. Art. e0217320. DOI: https://doi .org/10 ,1371/journal . pone 0217320
8 . Аношкина Д. К. , Гончар Н . С . Причины разводов в современных российских семьях // Международный журнал гуманитарных наук. 2016. № 2 (1) . C . 166-169.
9 . Волков Б . С . Психология юности и молодости . Москва : Академический проект, 2006. 256 c .
10 . Волкова Е .Н . Критерии, признаки, определения и классификация вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практического психолога . 2002. № 6 . C . 183-199.
11 . Жижина М .В . Особенности социального представлений студенческой молодежи о масс-медиа // Психолого-педагогические исследования. 2018 . Т. 10, № 4 (10) . С . 1-14. DOI: https://doi. org/10,17759/psyedu.2018100401
12 . Жолудева С .В . Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак // Известия Российского государственного педагогического университета им . А .И .Герцена . 2015 . № 20 (49) . C.276-280.
13 . Ильин Е . П . Насилие как психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета . 2013 . № 1 . C .167-174.
14 . Киселева Л . С . Счастье в восприятии детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 2016 . № 2.С.33-43.
15 . Клёцина И .С ., Иоффе Е .В . Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами // Женщина в российском обществе . 2015 .№ 1 (74) . C .4-17.
16 Кон И С Психология ранней юности : кн для учителя Москва : Просвещение, 1989 252 c
17 Костромина С Н , Гончаренко А В Переживание личностью опыта домашнего (партнерского) насилия // Консультативная психология и психотерапия. 2023. № 3 (31) . C . 114-131 .
18 . Крайг Г. Психология развития . Санкт-Петербург : Питер, 2000. 992 c .
19 . Красненков В .Л . Семейное насилие в отношении женщин как медико-социальная проблема (обзор литературы) // Верхневолжский медицинский журнал. 2014. № 3 . C . 21-24.
20 . Курышева О .В .Особенности отношения молодежи к собственному возрасту // Природные системы и ресурсы. 2011 . № 1 . C. 90-99.
21 . Майоров А .В . Правовая защита личности: виктимологический аспект // Виктимология . 2019 . № 1 (19), С .20-25 .
22 . Макашова Т.П ., Бачанова В .В .Семейно-бытовое насилие в отношении женщин в России: постановка проблемы // Виктимология. 2021 . Т. 8, № 4. С . 290-296.
23 . Московичи С . Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995 . № 1 (16) . C. 3-18 .
24 . Мухина В . С . Возрастная психология. Феноменология развития . Москва : Академия, 2006.
25 . Несына С .В .К вопросу о роли родителей в развитии отношений в юности // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета . Серия: Педагогика, психология . 2011. № 3 . С . 224-227.
26 . Никулина Д. С ., Лебедь А. А. Отношение к разводу молодых супругов с разным уровнем конфликтности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения . 2011 .№ 19-1 .С .85-90.
27. Орлова А .Б .Психологические насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду 2000. № 2-3 . С . 182-187.
608 c
28 . Осипова Н . Г. , Елишев С . О . Молодёжь в системе социально-гуманитарных наук : монография. Москва : Перспектива, 2022. 246 с .
29 . Полынская О . Л . Влияние толерантности на разрешение конфликтов в семьях // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011 . № 18 . С . 200-205 .
30 . Психология человека от рождения до смерти / В .А Аверин . [и др . ] ; под ред . А . А.Реана . Москва : АСТ : Прайм, 2015 .656 с .
31 . Ситников В .Л . , Стреленко А.А. , Енгалычев В .Ф.Применение методики СОЧ(И) при проведении судебно-психологических экспертиз в рамках семейного кодекса // Психология и педагогика служебной деятельности . 2021. № 2 . С . 77-87. DOI: Ы^:/^ . оге/10.24412/2658-638Х-2021-2-77-87
32 . Социология : Энциклопедия / сост. А.А.Грицанов, В .Л .Абушенко, Г.М .Евелькин, Г.Н .Соколова, О .В .Терещенко . Минск : Книжный Дом, 2003.1312 с .
1 . Butters J, Harrison, L, Korf DJ, Brochu S, Erickson PG . The Impact of Violence on At-Risk Youth in Canada, the United States, and the Netherlands . Victims & Offenders. 2011;6(4):341-355. DOI: https:// doi. org/10.1080/15564886.2011 .607392.
2 . Bhattacharjee R, Gopal B . Intimate partner violence in young adults and it's influence on development of relationships . International Journal of Health Sciences. 2022;6(S3):5760-5782 . DOI: https:// doi. org/10.53730/ijhs ,v6nS3 . 7232
3 . Carpenter RK, Stinson JD. Partner Violence: The Relationship Between Age, Relationship Type, and the Nature of Assaultive Violence Across Diverse Relationships . Partner Abuse. 2022;13(4):475-501 . DOI: https://doi. org/10 .1891/PA-2021-0029
4 . Chung MCh, Farmer S, Grant K, Newton R, Payne S, Perry M, Saunders J, Smith Ch, Stone N . Self-esteem, personality and post-traumatic stress symptoms following the dissolution of a dating relationship . Stress and Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress. 2002;18(2):83-90. DOI: https://doi. org/10,1002/smi . 929
5 Franklin CA, Menaker TA, Kercher GA Risk and Resiliency Factors That Mediate the Effect of Family-of-Origin Violence on Adult Intimate Partner Victimization and Perpetration . Victims & Offenders. 2012;7(2):121-142 .DOI: https://doi. org/10.1080/15564886.2012.657288
6. Gomez-Lopez M, Viejo C, Ortega-Ruiz R. Well-being and romantic relationships: A systematic review in adolescence and emerging adulthood . International journal of environmental research and public health. 2019;16(13):2415-2421 . DOI: https://doi. org/10.3390/ijerph16132415
7. Verhallen AM, Renken RJ, Marsman JC, Ter Horst GJ . Romantic relationship breakup: An experimental model to study effects of stress on depression (-like) symptoms . PLoS One. 2019;14(5):e0217320. DOI: https://doi. org/10 ,1371/journal.pone .0217320
8 . Anoshkina DK, Gonchar NS . Causes of divorce in modern Russian families . Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh nauk [International Journal of Humanities]. 2016;(2):166-169. (In Russ .)
9 . Volkov BS . Psychology of youth and youth. Moscow: Academic Project, 2006. 256 p . (In Russ .)
10 . Volkova EN . Criteria, signs, definitions and classification of harmful psychological impact: psychological traumatization, psychological aggression and psychological violence . Zhurnal prakticheskogo psihologa [Journal of Practical Psychologist], 2002;(6):183-199. (In Russ .)
11 . Zhizhina MV. Features of social representations of student youth about mass-media [Psychological and pedagogical research] . 2018;10(4):1-14. DOI: 10.17759/ psyedu.2018100401 (In Russ .)
12 . Zholudeva SV Marital age and psychological readiness to enter into marriage . Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta A. I. Herzen [Proceedings of the Herzen State Pedagogical University of Russia], 2015;(20):276-280. (In Russ .)
13 . Ilyin EP. Violence as a psychological phenomenon . Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta [Universum: Bulletin of Herzen University] . 2013;(1):167-174. (In Russ .)
References
14 . Kiseleva LS . Happiness as perceived by primary school children . Voprosy Psychologii [Psychology Matters] . 2016;(2):33-34. (In Russ .)
15 . Klotsina IS, Ioffe EV. Gender approach in analyzing the causes of violence in close relationships between men and women . Zhenshchina v rossijskom obshchestve [Woman in Russian society]. 2015; 74(1):4-17. (In Russ .)
16 . Kon IC . Psychology of early adolescence. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 252 p . (In Russ .)
17. Kostromina SN, Goncharenko AV. The experience of domestic (partner) violence . Konsultativnaya psihologiya i psihoterapiya [Counseling psychology and psychotherapy] . 2023;(3):114-131 . (In Russ .)
18 . Kraig G . Psychology of development. St. Petersburg: Peter; 2000. 992 p . (In Russ .)
19 . Krasnenkov VL . Family violence against women as a medical and social problem (literature review) . Verhnevolzhskij medicinskijzhurnal [Verkhnevolzhsky Medical Journal] . 2014;(3):21-24. (In Russ .)
20 . Kurysheva OV. Features of the attitude of young people to their own age . Prirodnye sistemy i resursy [Natural Systems and Resources]. 2011;(1):90-99. (In Russ .)
21 . Mayorov AV.Legal protection of the individual: victimological aspect. Viktimologiya [Victimology]. 2019;(1):20-25. (In Russ .)
22 . Makashova TP, Bachanova VV. Family and domestic violence against women in Russia: statement of the problem. Viktimologiya [Victimology], 2021;(4):290-296. (In Russ .)
23 . Moscovici S . Social representation: A historical view. Psychological Journal. 1995;(1):3-18 . (In Russ )
24 . Mukhina VC . Age psychology. Phenomenology of development. Moscow: Academy, 2006. 608 p . (In Russ )
25 . Nesyna SV. To the question of the role of parents in the development of relationships in youth. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya [Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology] . 2011;(3):224-227. (In Russ .)
26 . Nikulina DS, Lebed AA . Attitude to divorce of young spouses with different levels of conflict . Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application] . 2011;(19-1):85-90. (In Russ .)
27. Orlova AB . Psychological aspects of violence in the family—definition, aspects, main directions of psychological assistance. Psiholog v detskom sadu [Psychologist in kindergarten]. 2000;(2-3):182-187. (In Russ )
28 . Osipova NG . Youth in the system of socio-humanitarian sciences: [monograph] .Moscow: Perspektiva, 2022 246 p (In Russ )
20 . Polynskaya OL . The influence of tolerance on conflict resolution in families . Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application] . 2011;(18):200-205 . (In Russ .)
30 . Averin VA. et al . , Rean AA . ed . by. Human psychology from birth to death. Moscow, 2015 . 656 p . (In Russ )
31 . Sitnikov VL, Strelenko AA, Engalychev VF . Application of the «SOCH (I)» methodology in forensic psychological examinations according to the family code . Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatelnosti [Psychology and pedagogy of service activity]. 2021;(2):77-87. DOI: https://doi . org/10.24412/2658-638X-2021-2-77-87 (In Russ .)
32 . Gritsanov AA, Abushenko VL, Evelkin GM, Sokolova GN, Tereshchenko OV Sociology: Encyclopedia. Minsk; Book House, 2003. 1312 p . (In Russ .)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Сабитова Ирина Сергеевна
Эксперт-психолог Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
Россия, 248023, Калуга, ул. Степана Разина, д. 26.
https://orcid.org/0000-0003-0667-7410
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Конфликт интересов отсутствует.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Irina S. Sabitova
Expert-psychologist of the Research Center of Forensic Expertise and Criminalistics, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovski.
26 Stepana Razina str., Kaluga 248023, Russia.
https://orcid.org/0000-0003-0667-7410
CONFLICT OF INTEREST
There is no conflict of interest.
Дата поступления статьи / Received: 05.05.2024.
Дата рецензирования статьи / Revised: 10.06.2024.
Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 25.06.2024.