УДК: 316.353 DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-3-14-25
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
О ТЕРРОРИЗМЕ
Меркулов П. А., Проказина Н.В.1 Цель статьи - охарактеризовать доминирующие социальные представления провинциальной молодежи о терроризме. На основе краткого анализа основных теоретических положений выделены общие особенности терроризма в современном мире: создание ситуации паники, тревоги, страха, опасности, угрозы; сознательный выбор места для совершения теракта с целью максимального достижения эффекта; деперсонификация личности террориста; глобальный и не ограниченный конкретными границами страны масштаб деятельности. В статье представлены результаты социологических исследований социальных представлений провинциальной молодежи о терроризме. Методология исследования - проведенные авторские исследования - фокус-группы с тремя социальными группами молодежи -позволили сформировать основные характеристики социальных представлений провинциальной молодежи о терроризме. В исследовании приняли группы, различные по такому признаку, как ступень образования. Всех участников фокус-группового исследования можно подразделить на три группы: получающие среднее профессиональное образование; обучающиеся на бакалавриате; обучающиеся в магистратуре и аспирантуре.
Результаты исследования - проведенный анализ позволил авторам сформулировать ряд положений, которые характеризуют: общую информированность провинциальной молодежи о терроризме; эмоциональное отношение к терроризму; оценку остроты террористической угрозы в своем родном городе, стране, мире в целом; оптимальные меры для предотвращения террористических событий в учебных заведениях; представления о мотивах вовлеченности молодежи в террористические сообщества.
Ключевые слова: провинциальная молодежь, терроризм, социальные представления о терроризме, эмоциональная оценка терроризма, оценка угрозы терроризма.
Меркулов Павел Александрович - доктор исторических наук, доцент, директор Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а; е-mail: [email protected]
Проказина Наталья Васильевна - доктор социологических наук, доцент, зав. кафедрой социологии и информационных технологий Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а; e-mail: [email protected]
SOCIAL IDEAS OF PROVINCIAL YOUTH ABOUT TERRORISM
MERKULOV P. A. — Doctor of Historical Sciences, Docent, Head of the Department of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: oo@ orel.ranepa.ru
PROKAZINA N. V. — Doctor of Sociological Sciences, Docent, Head of the Department of Sociology and Psychology of Management, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
The purpose of the article is to describe the dominant social ideas of the provincial youth about terrorism. On the basis of a brief analysis of the main theoretical positions, general features of terrorism in the modern world are highlighted: the creation of a situation of panic, alarm, fear, danger, threat; conscious choice of a place to commit a terrorist act in order to maximize the effect; depersonification of the identity of a terrorist; global and unlimited scope of activities.
The article presents the results of sociological studies of social ideas of provincial youth about terrorism. The research methodology — the author's conducted research — focus groups with three social groups of young people — made it possible to form the basic characteristics of the social ideas of the provincial youth on terrorism. The study took groups that differ in such grounds as the level of education. All participants in the focus group study can be divided into three groups: those who receive secondary vocational education; bachelor students; master students and postgraduate students.
Results of the study - the analysis allowed the authors to formulate a number of provisions that characterize: general awareness of provincial youth on terrorism; emotional attitude to terrorism; an assessment of the severity of the terrorist threat in their hometown, country, and the world as a whole; optimal measures to prevent terrorist events in educational institutions; ideas about the motives of youth involvement in terrorist communities.
Keywords: provincial youth, terrorism, social ideas about terrorism, emotional assessment of terrorism, assessment of the threat of terrorism.
Введение. Терроризм в разных формах и проявлениях сопровождал человечество на всех этапах его развития. Однако наиболее масштабным по своим последствиям и проявлениям терроризм становится на рубеже ХХ - XXI веков.
Современный терроризм направлен на запугивание, создание атмосферы страха и ужаса с целью запугивания и подавления населения, противников, властных структур1.
Основными отличительными характеристиками терроризма являются насилие и страх. Терроризм приобретает массовый и глобальный характер. События в Сирии, Новой Зеландии, Шри-Ланке, в европейских городах привели к массовым убийствам и социальному напряжению после терактов. Поэтому актуальность исследований проблем терроризма и отношения к нему является сегодня востребованной и предстает как одно из перспективных направлений исследований.
Теоретический обзор. Для понимания общей ситуации следует выделить общие особенности терроризма в современном мире. Так, В. Н. Кудрявцев отмечает четыре основные черты. Первое - создание ситуации паники, тревоги, страха, опасности, угрозы. Второе - сознательный выбор места для совершения теракта с целью максимального достижения эффекта. Третье - деперсонификация личности террориста в подавляющем большинстве случаев. Четвертое - глобальный и неограниченный конкретными границами страны масштаб деятельности2.
Основными признаками терроризма являются:
- насилие;
- преднамеренное создание обстановки страха3;
- повышенная общественная опасность;
- публичность, гласность совершения общественно опасных посягательств;
- полиобъектость;
- медийность;
- театрализованность;
- самодостаточность;
- нелинейная динамика;
- организованность;
- массовость4.
Социальные представления позволяют получить образы окружающего предметного мира, элементы конструирования отношения к окружающей действительности, формы выстраивания позиции восприятия объектов в процессе социализации личности, а также возможность прогнозировать жизненные перспективы, определяющие поведенческие стратегии становления субъекта
1 Ярычев Н. У. Угроза терроризма в условиях современного мира // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.4 (21). - С. 385- 386.
2 Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. - С. 316- 317.
3 Гаврилин Ю.В., Смирнов Л. В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. М.: ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003. - С. 7.
4 Гридчин А. А., Пашкевич А. В. Управление международным антитеррористическим сотрудничеством. - М., 2016. - С. 24.
деятельности1. Поэтому исследование социальных представлений провинциальной молодежи о терроризме позволит определить как перспективные направления по профилактике, так и выявить проблемы, связанные с действующей системой противодействия и профилактики терроризма в молодежной среде.
Методология и методы.
Эмпирическая база статьи включает в себя несколько источников.
Результаты пилотажного исследования, проведенного в Самарском государственном техническом университете. Объем выборочной совокупности -300 человек. Выборка случайная, нецелевая по принадлежности к группам студентов, магистрантов, выпускников СамГТУ 2.
Данные авторского социологического исследования - фокус-групп с тремя социальными группами молодежи, которые позволили получить более развернутую характеристику социальных представлений молодежи о терроризме.
В исследовании приняли участие группы, которые различны по такому признаку, как ступень образования. Всех участников фокус-группового исследования можно подразделить на три группы:
- получающие среднее профессиональное образование;
- обучающиеся на бакалавриате;
- обучающиеся в магистратуре и аспирантуре.
Основными исследовательскими задачами являлись:
1) определение общей информированности о терроризме;
2) характеристика эмоционального отношения к терроризму;
3) оценка остроты террористической угрозы;
4) определение оптимальных мер для предотвращения террористических событий в учебных заведениях;
5) изучение представлений о мотивах вовлеченности молодежи в террористические сообщества.
Число респондентов в каждой группе от 8 до 11.
Научные результаты и дискуссия.
Доминирующие установки молодежи о терроризме.
Результаты всероссийских социологических исследований свидетельствуют о том, что о проблеме терроризма задумываются только 37% опрошенных. Чем старше становится человек, тем больше он размышляет о проблемах терроризма (рис. 1).
1 Никитенко П. Д. Социальные представления молодежи о мире в различных условиях социализации // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Том 13. - Вып. 3. - С. 67- 72.
2 Гридина В. В., Петинова Т. М. Восприятие терроризма в молодежной среде: Социально-политические аспекты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - № 6. - С. 18- 24.
Задумывались ли Вы когда-нибудь о терроризме?
18-21 22-25 25-30 В целом по выборке
■ Да ИНет ■ Трудно сказать
Рисунок 1 — Интерес к проблеме терроризма (в %)1
Figure 1 — Interest in the problem of terrorism (%)
Проведенные авторами фокус-группы позволили определить представления о терроризме, сформировавшиеся у различных групп молодежи. Доминирующим представлением о терроризме является понимание того, что «Терроризм - это главная угроза в мире» и «Терроризм - попытка устрашения, направленная на слабых» (табл. 1).
Для обучающихся на 1-м курсе СПО, терроризм - это, с одной стороны, смерть, опасность и теракт, а с другой, - неконтролируемые действия людей, влекущие за собой отрицательные последствия. Выпускники, получающие среднее профессиональное образование, рассматривают теракт как опасность, смерть, хаос и несогласие с государством.
Студенты 1 -го курса бакалавриата под терроризмом в основном понимают направленное на ограничение и ущемление прав и свобод человека, умаление его главных достоинств; массовые убийства людей; насильственные меры, которые применяются к людям. Обучающиеся в аспирантуре поставили акцент, размышляя о теракте, на том, что «теракт» — это насилие, подавление, применение силы над беззащитными, попытка подрыва государственного устройства, преступления против человечества. Таким образом у всех опрошенных групп сформировано представление о терроризме как акте насилия, влекущем опасность и смерть.
Таблица 1 - Представления о терроризме (высказывания трех групп респондентов)
1 Гридина В. В., Петинова Т. М. Восприятие терроризма в молодежной среде: Социально-политические аспекты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - № 6. - С. 19.
Table 1 - Ideas about terrorism (statements of three groups of respondents)
Обучающиеся в СПО Обучающиеся на бакалавриате Обучающиеся в магистратуре и аспирантуре
«Терроризм является одной из самых ключевых проблем на сегодняшний день» «Терроризм - зло, направленное на ограничение и ущемление прав и свобод человека» «Терроризм - это попытка устрашения, направленная на слабых»
«Терроризм -главная угроза в мире» «Это злоупотребление своими убеждениями, поставив их во главе убеждений других людей» «Терроризм - это нарушение порядка, нарушение основ культуры и творчества. Ассоциируется у меня с хаосом вообще всего, что происходит в мире. Все это происходит посредством актуализации каких-либо конфликтов»
«Терроризм — это неконтролируемое действие людей, которые с помощью силы или некоего давления пытаются повлиять на людей и их мнение» «Убийство невинных и беззащитных граждан в пользу выгоды террористов, то есть для них это выгода, а со стороны других - это потеря близких» «Терроризм - это огромное трагическое происшествие или явление, касающееся всех граждан страны (если это происходит у нас). Даже если не в нашей стране, мы все равно переживаем за людей, которые попали в эту террористическую атаку»
Эмоциональная оценка терактов.
Информация о террористических актах всегда вызывает эмоциональную реакцию. Вторичный анализ результатов исследования по выборке в целом показывает, что чаще всего информация о терактах вызывает страх (37,5%) и тревогу за свое будущее (34,0%). «Возмущение» как эмоциональная реакция возникает достаточно редко (15%). Однако настораживает тот факт, что «сочувствие жертвам» практически не возникает в молодежной среде. Распределение результатов по возрастным группам позволяет сделать вывод о том, что с возрастом человек в большей степени начинает задумываться о будущем своей семьи, детей и государства, поэтому такие чувства, как тревога и страх (рис. 2).
Какие чувства вызывает у Вас информация о террактах?
-50
32,5 35 347'5
4ÎI 0 5ÎE 315|Н
22-25 25-30 В целом по выборке
■ Сочувствие ■ Возмущение ■ Тревога ■ Страх ■ Затрудняюсь ответить
Рисунок 2 - Эмоциональная компонента восприятия терроризма1
Figure 2 - The emotional component of the perception of terrorism
Результаты проведенных фокус-групп свидетельствуют о том, что большинство опрошенных из группы обучающихся в СПО испытывают страх, а также сочувствие и сожаление к родным и близким пострадавшим.
Выпускники, получающие среднее профессиональное образование, основными эмоциями при упоминании терроризма называют жалость и сопереживание.
Первоочередными эмоциями, которые приходят при упоминании о террористических актах обучающимся на бакалавриате, являются: боль, утрата, сломанные судьбы, потеря близких, смерть, кровь, слезы, страх, паника, жертвы, огонь, крик.
Основными эмоциями при упоминании терроризма у обучающихся в магистратуре и аспирантуре являются страх, ужас, непонимание и сожаление. Но в этой группе появились такие варианты ответов, как «интерес», «интерес с вопросом «зачем»», размышления о содеянном (табл. 2).
Таким образом, эмоции, связанные с терроризмом у всех исследуемых групп, схожи: это страх, ужас, боль, сочувствие. Страх и ужас, безысходность и отчаяние преобладают у обучающихся в СПО. Страх, скорбь и сочувствие - основные эмоции, которые испытывают обучающиеся на бакалавриате. Результаты показывают, что чем старше и образованнее молодежь, тем больше осознанности, а не эмоций в восприятии и рациональных попыток поиска объяснения происходящего. Однако страх, ужас и переживание как эмоциональная реакция проявляются и у этой группы молодежи.
Отдельно выделяется группа молодых людей, для которых преобладающей
1 Гридина В. В., Петинова Т. М. Восприятие терроризма в молодежной среде: Социально-политические аспекты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - № 6. - С. 20.
60 40 20
50
27,5
7i2,5
18-21
0
эмоцией становится «интерес». Представляется, что эта группа требует детального, более глубокого изучения для понимания того, куда может привести этот «интерес».
Таблица 2 - Эмоциональная оценка информации о терактах (высказывания трех групп респондентов)
Table 2 - Emotional evaluation of information about terrorist acts (statements of three groups of respondents)
Обучающиеся в СПО Обучающиеся на бакалавриате Обучающиеся в магистратуре и аспирантуре
Паника Скорбь Непонимание
Страх Страх Страх
Боль Непонимание Размышления о содеянном
Сочувствие Утрата Интерес
Сожаление Сочувствие близким Скорбь и сожаление
Безысходность Ужас
Отчаяние Переживание за пострадавших
Опасность Сразу возникает вопрос: «Зачем и почему?»
Интерес с вопросом: «Зачем?»
Жалость к пострадавшим
Оценка уровня безопасности в родном городе/поселке/селе, России и в мире.
Оценивая собственную безопасность по трем параметрам (город/страна/мир), наибольшую степень опасности участники фокус-групп ощущают, находясь за пределами России. При этом отмечают, что важным является конкретное место нахождения человека (есть страны, где вероятность террористических актов выше, а есть страны, где шанс попасть в теракт минимален).
В целом оценка мер безопасности была проведена по десятибалльной шкале, где 10 - абсолютно защищен, 1 - не защищен.
Так, средним значением для г. Орла оказалось значение 7,4; для России -6,6; для мира в целом - 4,4. Таким образом, у себя дома чувство безопасности выражено ярче. Орел же был назвал относительно безопасным местом, где риск теракта сведен к минимуму. Объясняется это тем, что Орел является небольшим городом и не представляет интереса для террористов.
Остроту террористической угрозы в России и в мире, по мнению участвующих в исследовании оценить достаточно непросто. Выделились три оценки угрозы терроризма, присутствующие во всех группах опрошенных. Первая - это те, кто
считает, что угроза уменьшилась. Эти представления наиболее распространены в группе обучающихся в СПО. Вторая - увеличение угрозы совершения терактов. Третья группа затруднилась с ответом. Эта оценка преимущественно распространена в группе обучающихся в магистратуре и аспирантуре.
Предложения о мерах для предотвращения террористических событий в учебных заведениях
Для обучающихся в СПО наиболее действенной и эффективной мерой для предотвращения террористических событий в учебных заведениях является воспитание детей и молодежи как в школе, так и в семье, а также ужесточение законодательства в сфере ответственности и обращения оружия. Выделяют и такие мероприятия, как пропаганда, - информирование о действительных целях террористов и беседы психологов. Самыми неэффективными мерами в борьбе с террористическими проявлениями выступают ограничение показа насилия на ТВ, в Интернете и запрет компьютерных игр. Однако по мнению, студентов, обучающихся на бакалавриате, для предотвращения террористических событий в учебных заведениях основной акцент нужно сделать на ужесточении законодательства в сфере ответственности и обращения оружия.
Подавляющее большинство информантов поднимали вопросы повышения уровня охраны учебных заведений, так как зачастую охранники не обладают достаточным уровнем квалификации (табл. 3).
Таблица 3 - Основные причины появления терроризма (высказывания трех групп респондентов)
Table 3 - The main reasons for the emergence of terrorism (the statements of the three groups of respondents)
Группы респондентов Основные причины появления терроризма
Обучающиеся в СПО Конфликты религиозного, межнационального и социального характера, а также проблемы в социальных, общественных, экономических и политических сферах
Обучающиеся на бакалавриате Озлобленность людей; протест против мира; недовольство действующим правительством, политикой и государством в целом
Обучающиеся в магистратуре и аспирантуре Политические конфликты (борьба за власть, борьба за ресурсы)
Представления о мотивах вовлеченности молодежи в террористические
сообщества.
Террористы воспринимаются в большинстве своем и как психически ненормальные люди, и как целеустремленные граждане, борющиеся за идеи. В целом преобладает представление о террористах как о расчетливых и борющихся за свои идеи людях, готовых ради достижения на любые жертвы и потрясения (табл. 4).
Таблица 4 - Представления о мотивах вовлеченности в террористические сообщества (высказывания трех групп респондентов)
Table 4 - Ideas about the motives of involvement in terrorist communities (statements of three groups of respondents)
Обучающиеся в СПО Обучающиеся на бакалавриате Обучающиеся в магистратуре и аспирантуре
Заработать денег Влияние идеологии Заработать денег
За веру Желание занять господствующее положение Психически ненормальные люди
Ради идеи Заработать денег Люди, которым «промыли мозги»
Подчинить своим ценностям волю других людей
На наш взгляд, одно из наиболее ярких высказываний, объединяющее общее представление всех групп: «Психически ненормальные люди. И люди, желающие заработать деньги, так как террористические организации хорошо спонсированы. Это умные люди - сложно отрицать. Скорее, это люди, пострадавшие от действий официальных властей или просто пострадавшие... и далеко не всегда это религиозные фанатики».
Заключение (Conclusions). Основываясь на анализе, сопоставлении и обобщении результатов социологических исследований, можно сделать следующие выводы.
Провинциальная молодежь считает проблему терроризма одной из главных проблем XXI века. Под понятием «терроризм» респонденты в основном понимают смерть, опасность, хаос, страх, убийство, боль, утрату, сломанные судьбы, потерю близких.
Молодежь отчетливо осознает, что сегодня терроризм не имеет границ.
Рост террористической угрозы увеличивается как в стране, так и в мире.
Основными причинами терактов были названы: озлобленность людей; протест против мира; недовольство действующим правительством, политикой и государством в целом. Наиболее действенной и эффективной мерой для предотвращения террористических событий в учебных заведениях выступают воспитательная работа с обучающимися, пропаганда, идеология, беседы психологов и ужесточение законодательства.
Основным препятствием для успешной борьбы с терроризмом со стороны государства является неподготовленность к предотвращению терактов. Большинство людей даже если и задумываются о данной проблеме, то считают, что если что-то и случится, то точно не с ними, что они не попадут в эпицентр событий. В связи с этим они часто бывают невнимательны. Другая часть информантов сделала акцент на незащищенности со стороны охранных предприятий, так как никто не может предугадать, где и когда случится теракт.
Террористы воспринимаются в большинстве своем и как психически ненормальные люди, так и целеустремленные граждане, борющиеся за идеи. В целом преобладает представление о террористах как о целеустремленных, расчетливых, борющихся за свои идеи людей, готовых на все.
Во всех группах молодежи присутствует резко негативное отношение к тем людям, которые повлекли за собой человеческие жертвы.
Важная установка относительно восприятия терроризма сформулирована одним из участников фокус- группы: «Какая бы цель ни была, такими средствами не оправдать ничего!». Эту установку единодушно поддерживали во всех социальных группах молодежи.
Подводя итоги проведенного исследования, мы видим, что подавляющее большинство респондентов считают терроризм главной проблемой XXI века. Также многие участники фокус-группового интервью ощущают себя в безопасности от террористических актов и едины в необходимости продолжения борьбы с терроризмом. Определение терроризма многогранно. Вероятность террористического акта невозможно прогнозировать. Борьба с этим негативным социальным явлением требует всестороннего подхода при усилии всего мирового сообщества.
Бибилиография/References:
1. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. - М.: ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003.
2. Гридчин А.А., Пашкевич А.В. Управление международным антитеррористическим сотрудничеством. - М., 2016.
3. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М., 2003.
4. Меркулов П.А., Проказина Н.В. Экстремизм в понятийном аппарате социально-гуманитарного знания // Среднерусский вестник общественных наук. -2016. - Т 11. - № 6. - С. 117-124.
5. Никитенко П.Д. Социальные представления молодежи о мире в различных условиях социализации // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Т.13. - Вып. 3. - С. 67 - 71.
6. Ярычев Н.У. Угроза терроризма в условиях современного мира // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.4 (21). - С. 385 - 386.
1. Gavrilin, Iu.V., Smirnov, L.V. (2003) Sovremennyi terrorizm: sushchnost', tipologiia, problemy protivodeistviia [Modern terrorism: essence, typology, problems of counteraction]. - M.: IuI MVD Rossii, Knizhnyi mir. (In Russ.)
2. Gridchin, A.A., Pashkevich, A.V. (2016) Upravlenie mezhdunarodnym antiterroristicheskim sotrudnichestvom [Managing international anti-terrorism cooperation]. - M. (In Russ.)
3. Kudriavtsev, V.N. (2003) Strategii bor'by s prestupnost'iu [Strategies to combat crime]. - M. (In Russ.)
4. Merkulov, P.A., Prokazina, N.V. (2016) Ekstremizm v poniatiinom apparate sotsial'no-gumanitarnogo znaniia [Extremism in the conception of social and humanitarian knowledge] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T 11. - № 6. - P. 117-124. (In Russ.)
5. Nikitenko, P.D. (2013) Sotsial'nye predstavleniia molodezhi o mire v razlichnykh usloviiakh sotsializatsii [Social representations of young people about the world in various conditions of socialization] // Izvestiia Saratovskogo universiteta Novaia seriia. Seriia Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy]. - T.13. - Vyp. 3. - P. 67 - 71. (In Russ.)
6. Iarychev, N.U. (2018) Ugroza terrorizma v usloviiakh sovremennogo mira [The threat of terrorism in the modern world] // Vestnik sovremennykh issledovanii [Bulletin of contemporary research]. - № 6.4 (21). - P. 385 - 386. (In Russ.)