ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Караман Я. С., Крикунова Ю. А. Социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470169. htm.
ART 470169 УДК 656.11
Караман Ян Сергеевич,
студент ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]
Крикунова Юлия Анваровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «(Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]
Социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения
Аннотация. В статье раскрыты эффективные способы социального контроля, обеспечивающего безопасность дорожного движения в российском обществе. Представлены результаты авторского социологического исследования, направленного на изучение мнений респондентов относительно организации дорожного движения в Тольятти.
Ключевые слова: контроль, участники дорожного движения, безопасность, правила дорожного движения.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Участники дорожного движения в связи с многочисленностью своего состава выступают в качестве социальных акторов, вступающих в каждодневные ситуации взаимодействия друг с другом. При этом немаловажным фактором в процессе осуществления регуляции эффективного и безопасного взаимодействия является не столько внешний контроль со стороны соответствующих органов, сколько контроль внутренний, то есть самоконтроль. С целью изучения мнений пользователей дорог относительно степени участия в процессе регулирования дорожного движения всех субъектов его организации мы обратились к анкетному опросу. Используется выборочный метод исследования в объеме 200 человек. По типу выборка - квотная.
Объектом исследования выступают участники дорожного движения, пешеходы и водители, г.о. Тольятти разных возрастных групп, дифференцированных по полу.
Перейдем к описанию основных социально-демографических характеристик респондентов, принявших участие в данном исследовании.
В ходе исследования были опрошены жители города Тольятти: 1) в возрасте до 20 лет - 19% (24,1% - мужчины, 13,0% - женщины); 2) от 20 лет до 30 лет - 48% респондентов (35,2% - мужчины, 63,0% - женщины); 3) от 30 до 45 - 21% (27,8% -мужчины, 13,0% - женщины); 4) от 45 до 60 лет - 11% опрошенных (13,0% - мужчины, 8,7% - женщины) и 5) от 60 лет и старше 1 % (0,0% - мужчины, 1,0% - женщины).
По водительскому стажу респонденты разделились на следующие группы: 1) не имеющие водительского стажа - 45%, 2) 12% - стаж до одного года, 3) 15% - от одного года до трех лет, 4) 4% - от трех до пяти лет, 5) 7% - от пяти до десяти лет. Группа со стажем вождения более десяти лет - 17%.
По уровню образования респонденты разделились на 5 групп: 39% - высшее образование, 34% - незаконченное высшее образование, 7% - среднее специальное, 15% - среднее образование, 5% - неполное среднее.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Караман Я. С., Крикунова Ю. А. Социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470169. htm.
Первый блок вопросов был направлен на выявление степени информированности о правилах дорожного движения.
В ходе исследования выяснилось, что более половины опрошенных (71%) получают информацию по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения из интернета. Для 32% респондентов источниками такой информации служат программы радио и телевидения. Кроме того, 30% узнают информацию от знакомых, коллег по работе, друзей и т. д. Из газет - 14%, из докладов сотрудников Госавтоинспекции - 8%, из сообщений администрации по месту работы - 6%, а остальные 4% вообще не располагают данной информацией.
Далее мы выяснили мнение респондентов о том, интересуются ли они изменениями в законодательстве относительно обеспечения мер безопасности на дорогах. Итак, 57% (50,0% - мужчины и 65,2% - женщины) респондентов отметили, что периодически проявляют интерес к законам в данной области, 22% постоянно обращают внимания на изменения в правилах дорожного движения (ПДД), остальные опрошенные и вовсе не интересуются данным вопросом - это 21% (29,6% - мужчины и 10,9% - женщины).
В ходе анализа исследования выяснилось, что большая часть респондентов -58% (51,9% - мужчины и 65,2% - женщины) хорошо информированы о правилах дорожного движения и мерах ответственности за их нарушение в качестве пешехода, 37% (38,9% - мужчины и 34,8% женщины) опрошенных недостаточно информированы, а остальные 5% (9,3% - мужчины и 0,0% женщины) затруднились ответить.
Итак, как уже было отмечено нами в первой главе данной работы, социальный контроль выступает одним из важнейших механизмов социализации. При этом немаловажно, чтобы контроль в большей степени, исходил от самой личности, то есть, необходимо осуществлять самоконтроль, в особенности, это применимо к сфере участия человека в дорожном движении. Первым пунктом данного процесса должно быть изучение правил дорожного движения в раннем возрасте. На вопрос о необходимости изучения правил дорожного движения (ПДД) в детском саду, школе подавляющее число респондентов (83%) ответило утвердительно. Необязательным данное условие сочли 14% опрошенных, при этом безразличными оказались 3% респондентов. Позволим предположить, что к одной пятой опрошенных относятся индивиды, считающие, что изучение ПДД не должно носить принудительный и формальный характер, ограниченные стенами образовательных организаций. ПДД можно изучать с помощью родителей, которые обязаны рассказать и показать на собственном примере правила перехода улицы, возможно, приобрести соответствующую литературу по этой теме для ее совместного с ребенком изучения.
При этом, респонденты женского пола в подавляющем большинстве отмечают необходимость в изучении правил дорожного движения в общеобразовательных организациях (91%), тогда как мужчины отмечают эту необходимость только в 75% случаев.
Немаловажным для нас было узнать, как интервьюируемые оценивают качество обучения основам безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях. Итак, 39% считают, что качество обучения низкое в связи с тем, что такие занятия практически не проводятся (44,4% - мужчины и 32,6% - женщины). Более трети (37%) респондентов считают качество обучения основам безопасности дорожного движения удовлетворительным, но при этом отмечают, что нужно давать детям больше практических навыков. Всего лишь 13% отметили, что качество преподавания высокое, т. е. детям дают достаточную подготовку. Остальные 11% опрашиваемых затруднились ответить.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Караман Я. С., Крикунова Ю. А. Социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470169. htm.
В следующем блоке вопросов мы выясняли о том, какое отношение к соблюдению правил дорожного движения у его участников.
Итак, мы спросили респондентов о соблюдении ими ПДД в качестве пешеходов. Респонденты разделились на такие категории как: соблюдают всегда (36,0%), чаще «да», чем «нет» (31%), соблюдают при наличии пешеходных переходов и светофоров (17%), соблюдают, при сопровождении детей (11%), чаще «нет», чем «да». (2%), остальные (1%) честно признались в полном несоблюдении ПДД. Что касается разделения по половому признаку, то респонденты мужчины более рассудительно относятся к соблюдению правил дорожного движения, чем участники дорожного движения женского пола. Это проявляется и в том факте, что мужчинами отмечается в большинстве случае абсолютное соблюдение ПДД, тогда как женщинами отмечается факт возможного ситуативного и периодического несоблюдения этих правил в тот момент, когда они являются пешеходами, что подтверждает наше предположение о том, что водители-мужчины преимущественно склонны отмечать, что неукоснительно соблюдают правила дорожного движения.
Далее мы выяснили мнение респондентов о причинах, являющихся помехой для пешеходов к соблюдению правил дорожного движения. По результатам исследования самым главным фактором, несоблюдения ПДД, являются личные качества человека: так считают 70% опрошенных (64,8%- мужчины, 76,1% - женщины). Вторым немаловажным фактором являются недостатки в организации движения: так считают 35% опрошенных (29,6% - мужчины, 41,3% - женщины). Считают, что чувство безнаказанности не останавливает пешеходов нарушать правила - 26% опрошенных, из которых 24,1% являются респондентами мужского пола, а 28,3% - женского. 18% считают, что пешим участникам дорожного движения мешает несоблюдение правил дорожного движения водителями транспортных средств. Недостаточный уровень контроля со стороны ГИБДД - 14%. А остальные 2% респондентов затруднились ответить. Отметим, что большинство респондентов считают, что пешеходы не соблюдают правила дорожного движения из-за личных качеств, к которым относят легкомысленность, недисциплинированность, низкую культуру поведения и т. д.
Обратимся к анализу данных о степени осознания респондентами факта административной ответственности за нарушения правил дорожного движения пешеходами и пассажирами. Как показали результаты исследования, большинство респондентов знают о существовании подобной меры наказания (90%), при этом остальные 10% опрошенных не задумывались об этом.
Далее мы выяснили мнение респондентов о причинах несоблюдения водителями правил дорожного движения. По результатам исследования, одним из первых факторов несоблюдения ПДД водителями, является, по мнению половины опрошенных (46%) - уверенность в безнаказанности. Вторым немаловажным фактором является недостаточный опыт вождения: так отмечают 39% опрошенных (45,3% -мужчины, 33,3% - женщины). Считают, что частой причиной нарушения правил дорожного движения является плохое качество дорог и дорожной разметки: так ответили 33% опрошенных. 32% отметили, что водителям мешает склонность к риску, из которых 20,8% являются респондентами мужского пола, а 46,7% - женского. О том, что нарушителями чаще всего выступают лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сообщают нам 29% респондентов (30,2% - мужчины, 28,9% - женщины).
Следующий фактор, который мешает водителям соблюдать ПДД - негативные психологические состояния, стресс: так отметили 27% (35,8% - мужчины, 17,8% -женщины) опрошенных. Далее отметили такую причину как недостатки в организа-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Караман Я. С., Крикунова Ю. А. Социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470169. htm.
ции движения - 23% (24,5% - мужчины, 22,2% - женщины). Факт частых нарушений со стороны других водителей транспортных средств является причиной правонарушений правил дорожного движения и остальными водителями транспортных средств. Данная точка зрения характерна для 22% (24,5% - мужчины, 20,0% - женщины) респондентов. Что касается низкого уровня подготовки на курсах вождения, 20% посчитали эту проблему важной, из них 26,4% мужского пола и 13,3% женского.
Недостаточный уровень контроля со стороны Госавтоинспекции является причиной, по которой происходят нарушения ПДД со стороны водителей, для 17% (20,8% - мужчины, 13,3% - женщины). Остальные 2% респондентов затруднились ответить. Подведем итог по данному вопросу, около половины опрошенных считают, что большинство водителей не соблюдают правила дорожного движения из-за уверенности в безнаказанности. Данная причина может вызвать множество нарушений правил дорожного движения, приведя к трагическим последствиям.
Следующий блок вопросов был направлен на изучение отношения респондентов к нарушениям правил дорожного движения.
Итак, мы спросили респондентов о том, приходилось ли им оплачивать штрафы за нарушение ПДД за последний год в качестве пешехода и водителя. Данные показывают, что большинству респондентов не приходилось оплачивать штрафы последний год: в качестве пешехода (80%), в качестве водителя (78%). Относительно различий респондентов по половому признаку, отметим, что мужчины и женщины в равной степени ответили на этот вопрос.
Далее мы выяснили у респондентов о наличии в их жизни и жизни близких людей случаев участия в дорожно-транспортных происшествиях за последние 5 лет. 31% опрошенных ответили, что являлись участниками ДТП без пострадавших, 12% участвовали в автокатастрофах с пострадавшими, тогда как большинство опрошенных (57%) обозначили, что не участвовали в дорожно-транспортных происшествиях. Исходя из полученных данных, можно говорить о реальном существовании проблем в сфере безопасности дорожного движения, так как половину респондентов подтвердили, что они были участниками ДТП.
Перейдем к анализу мнений по вопросам, связанных со склонностью осуществлять самосохранительное поведение. Нами был задан вопрос: «Предположим, Вы стоите на перекрестке, на котором нет машин, и человек рядом с Вами переходит дорогу на красный свет. Ваши действия...». Итак, большинство респондентов (72%) ответили, что будут ожидать зеленый сигнал светофора. 18% присоединятся к этому человеку, если будут очень спешить. Вызывает волнение тот факт, что не придают особенного значения этой проблеме 10% опрошенных, которые при любых обстоятельствах поступят также, как этот человек. Следовательно, можно сделать вывод по данному вопросу о том, что большей части опрошенных небезразличны правила дорожного движения, они будут их соблюдать, даже если нет рядом автомобилей.
Следующим вопросом мы выяснили, как бы отреагировали респонденты на ситуацию: «Предположим, Вам нужно перейти на другую сторону улицы, а пешеходный переход находится в ста метрах. Ваши действия...... Итак, значительное число респондентов (57%) отметили, что будет целесообразным дойти до ближайшего пешеходного перехода. 23% перейдут улицу там, где удобно, если очень спешат. Можно обратить внимание, что остальные 20% опрошенных перейдут улицу, где посчитают нужным. Подводя итог по данному вопросу отметим, что около половины респондентов перешли бы дорогу нарушая правила дорожного движения, подвергая себя и других участников дорожного движения значительному риску.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Караман Я. С., Крикунова Ю. А. Социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470169. htm.
Далее мы выяснили у респондентов о том, что предпринял бы респондент, если бы к нему заехал в гости знакомый и выпив алкогольный напиток собирается сесть за руль. Итак, более половины опрошенных (63%) уговорила бы гостя не садиться за руль и вызвать такси. 28% респондентов ответили, что сказали бы знакомому, что он не прав и предоставить принять решение самому. Остальные 9% ответили, что не остановили бы гостя, так как он взрослый человек и сам отвечает за свои поступки.
Таким образом, предположение о том что, женщины преимущественно в отличие от мужчин склонны осуществлять поведение, направленное на самосохранение, что в свою очередь, проявляется на вербальном уровне полностью подтверждена.
Последняя часть вопросов были направлены на изучение действенных форм предупреждения нарушений. О том, как влияет повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения на безопасность на дорогах опрашиваемые высказались следующим образом: большинство отвечают на данный вопрос положительно (57%), считая, что участники движения становятся более дисциплинированными, нарушители несут ответственность за проступки. 23% интервьюируемых отметили, что данная мера не оказывает никакого влияния, так как людей, склонных к риску, штраф не остановит. Остальные 20% относятся к данной мере отрицательно, объясняя тем фактом, что штрафы создают представление, о том, что всегда можно откупиться, а также считают, что эта система не влияет на безопасность, но стимулирует коррупцию. Подводя итог, большинство опрошенных считают, что повышение штрафов поднимает ответственность участников дорожного движения, сама система штрафов работает удовлетворительно, а нарушители несут ответственность за свои проступки.
Важным для нашего исследования был вопрос о том, какие профилактические мероприятия проводятся с пешеходами в нашем городе. Большинство респондентов (75%) утверждают, что профилактические работы проводятся. Некоторые из них считают, что работа с пешеходами проводится очень редко (30%). Некоторая часть опрошенных (23%) отмечает, что часто встречаются со случаями регулярной работы с пешеходами в СМИ, 13% отметили, что сотрудники полиции активно следят за соблюдением правил дорожного движения пешеходами. Всего лишь 9% респондентов отметили, что проводятся по месту работы или учебы профилактические мероприятия по правилам дорожного движения. Остальные ответили негативно (25%), отмечая, что разъяснительные беседы не проводятся.
И последним вопросом мы рассмотрели, какие формы борьбы по предупреждениям нарушений наиболее действенные. Самым приоритетным для большего числа респондентов стало предложение усиления контроля над нарушениями и наказаниями (54%). Дальше одним из немаловажных факторов для респондентов (44%), оказалось, улучшение организации дорожного движения (светофоры, ограждения, разметка и т. д.). Третьей формой борьбы с предупреждениями нарушений правил дорожного движения обозначили борьбу с коррупцией в органах Госавтоинспекции (41%). Необходимость улучшения качества дорожного покрытия отметили 39% опрошенных, а 35% также полагают, что регулярным проведением разъяснительных работ с населением может уменьшить число нарушений. Социальная реклама с пропагандой правил дорожного движения на дорогах нашего города может принести пользу: так считают 30% респондентов. Если говорить о повышении качества подготовки водителей, то, как считают 26% респондентов, этот фактор тоже играет роль в процессе предотвращения нарушений со стороны автомобилистов. Остальные отметили увеличение размера штрафов - 23%. Один из респондентов указал такой способ борьбы с нарушениями - «не допускать за руль несовершенно-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Караман Я. С., Крикунова Ю. А. Социальные представления об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470169.htm.
летних». Отсюда вывод, что большинство участников дорожного движения склонны перекладывать ответственность за обеспечение его безопасности на государственные структуры, в целом на объективные обстоятельства, вышеперечисленные нами.
Исходя из произведенного анализа, подведем итоги. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что проблема эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности существует и на сегодняшний день является актуальной. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. На проблемы в обеспечении безопасности дорожного движения оказывает воздействие ряд факторов, в число которых входят информированность о правилах дорожного движения, о мерах ответственности за их нарушение, соблюдение правил и др. Сравнивая точки зрения мужчин и женщин по тем или иным проблемам, связанным с безопасностью дорожного движения, мы сформировали полное представление об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения.
Jan Karaman,
Student of the Togliatti State University, Togliatti
Julia Krikunova,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology "Togliatti State University", Togliatti [email protected]
Social ideas on the effectiveness of forms of social control to ensure road safety
Abstract. The article reveals effective ways of social control, ensuring the safety of traffic in Russian society.
The results of the author's sociological research aimed at studying the opinions of respondents regarding the
organization of traffic in Togliatti are presented.
Key words: control, road users, safety, traffic rules.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 08.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 09.06.17
Принята к публикации Accepted for publication 09.06.17 Опубликована Published 14.06.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Караман Я. С., Крикунова Ю. А., 2017
977230412017308