Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ ОТЧУЖДЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК КОМПОНЕНТ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ ОТЧУЖДЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК КОМПОНЕНТ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / СЕМЬЯ / РАЗВОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бардиер Г.Л., Защиринский М.М., Вознесенская Е.С., Комова О.В.

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление бытующих в житейской психологии и обыденном сознании некоторой части россиян типовых психологических портретов отчуждающего и отчуждаемого родителя. Они включают как психоэмоциональные характеристики личности, которые нарушают гармоничный процесс взаимного родительства и межличностного общения, так и те, которые поддерживают благополучный ход личной и социально-бытовой составляющей семейной жизни. На основе эмпирического исследования, проведенного с помощью качественных методов (ассоциативный эксперимент), выполнен анализ сходства и различий в социальных представлениях об отчуждающем и отчуждаемом родителе в двух группах респондентов - вовлеченных и не вовлеченных в социальные процессы, связанные с синдромом отчужденного родительства. В качестве дополнения приводится фрагмент проведенного с помощью количественных методов исследования действительных психологических характеристик респондентов, вовлеченных в симптоматику отчужденного родительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PERCEPTIONS OF ALIENATED PARENTHOOD SUBJECTS AS A COMPONENT OF ORDINARY CONSCIOUSNESS

The article presents the results of a study aimed at identifying the typical psychological portraits of the alienating and alienated parent that exist in everyday psychology and ordinary consciousness of some Russians. Portraits include both those psycho-emotional characteristics of a person that disrupt the harmonious process of mutual parenthood and interpersonal communication, and characteristics that support the successful course of the personal and social components of family life. Based on the empirical study conducted using qualitative methods (associative experiment), the similarities and differences in social perceptions of the alienating and alienated parent in two groups of respondents - those involved and those not involved in social processes related to the alienated parenting syndrome (PAS - parental alienation syndrome) - were analyzed. As an adjunct, a fragment of a study of the actual psychological characteristics of respondents involved in the symptoms of alienated parenthood, carried out using quantitative methods, is given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ ОТЧУЖДЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК КОМПОНЕНТ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ»

Научная статья УДК 316.6

https://doi.org/10.24158/spp.2023.8.7

Социальные представления о субъектах отчужденного родительства как компонент обыденного сознания

Галина Леонидовна Бардиер1, Максим Михайлович Защиринский2, Екатерина Сергеевна Вознесенская3, Олеся Владимировна Комова4

1,2,3,4Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия

''Невский институт языка и культуры, Санкт-Петербург, Россия

1galinabardier@yandex.ru

2selzo21 max@mail.ru

3voznesenskayaes.rhga@gmail.com

4komolesya@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление бытующих в житейской психологии и обыденном сознании некоторой части россиян типовых психологических портретов отчуждающего и отчуждаемого родителя. Они включают как психоэмоциональные характеристики личности, которые нарушают гармоничный процесс взаимного родительства и межличностного общения, так и те, которые поддерживают благополучный ход личной и социально-бытовой составляющей семейной жизни. На основе эмпирического исследования, проведенного с помощью качественных методов (ассоциативный эксперимент), выполнен анализ сходства и различий в социальных представлениях об отчуждающем и отчуждаемом родителе в двух группах респондентов - вовлеченных и не вовлеченных в социальные процессы, связанные с синдромом отчужденного родительства. В качестве дополнения приводится фрагмент проведенного с помощью количественных методов исследования действительных психологических характеристик респондентов, вовлеченных в симптоматику отчужденного родительства.

Ключевые слова: отчужденное родительство, семья, развод, психологическое благополучие, психическое здоровье, ассоциативный эксперимент, психологические портреты, социальные представления, житейская психология, обыденное сознание

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Бардиер Г.Л., Защиринский М.М., Вознесенская Е.С., Комова О.В. Социальные представления о субъектах отчужденного родительства как компонент обыденного сознания // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 8. С. 56-64. https://doi.org/10.24158/spp.2023.8.7.

Original article

Social Perceptions of Alienated Parenthood Subjects as a Component of Ordinary Consciousness

Galina L. Bardier1, Maxim M. Zashchirinskiy2, Ekaterina S. Voznesenskaya3, Olesya V. Komova4

12,34Russian Christian Humanitarian Academy named after F.M. Dostoevsky, St. Petersburg, Russia

1Nevsky Institute of Language and Culture, Saint Petersburg, Russia

1galinabardier@yandex.ru

2selzo21 max@mail.ru

3voznesenskayaes.rhga@gmail.com

4komolesya@mail.ru

Abstract. The article presents the results of a study aimed at identifying the typical psychological portraits of the alienating and alienated parent that exist in everyday psychology and ordinary consciousness of some Russians. Portraits include both those psycho-emotional characteristics of a person that disrupt the harmonious process of mutual parenthood and interpersonal communication, and characteristics that support the successful course of the personal and social components of family life. Based on the empirical study conducted using qualitative methods (associative experiment), the similarities and differences in social perceptions of the alienating and alienated parent in two groups of respondents - those involved and those not involved in social processes related to the alienated parenting syndrome (PAS - parental alienation syndrome) - were analyzed. As an adjunct, a fragment of a study of the actual psychological characteristics of respondents involved in the symptoms of alienated parenthood, carried out using quantitative methods, is given.

© Бардиер Г.Л., Защиринский М.М., Вознесенская Е.К., Комова О.В., 2023

- 56 -

Keywords: alienated parenthood, family, divorce, psychological well-being, mental health, associative experiment, psychological portraits, social representations, everyday psychology, ordinary consciousness

Funding: Independent work.

For citation: Bardier, G.L., Zashchirinskiy, M.M., Voznesenskaya, E.S. & Komova, O.V. (2023) Social Perceptions of Alienated Parenthood Subjects as a Component of Ordinary Consciousness. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 56-64. Available from: doi:10.24158/spp.2023.8.7 (In Russian).

Постановка проблемы. В настоящее время изучение социальных представлений граждан того или иного общества приобретает особую актуальность. Важно понимать, что именно они создают субъективное смысловое поле, нормативную базу поведенческих и эмоциональных реакций (Ефимова, 2013), фундаментальную когнитивную основу мировосприятия, что можно рассматривать в широком смысле как мощный тренд житейской психологии, как важную составную часть обыденного сознания большинства членов того или иного конкретного общества. Обыденное сознание в данном контексте, как часть общественного и в отличие от теоретического, не проникает в суть вещей и явлений, а отражает лишь их внешние признаки (Анищенко, 2003). В некоторых случаях социальные представления откровенно манипулируют человеком, особенно если они поддерживаются образами, созданными различными масс-медиа (Вознесенская и др., 2023; Мельник, 2022).

В плане определения степени влияния социальных представлений на актуальные состояния людей можно предположить, что это влияние будет тем сильнее, чем сложнее окажется жизненная ситуация человека, чем труднее ему будет согласовать свои мысли, чувства и действия. Примером таких сложных жизненных ситуаций являются эмоционально-значимые разводы, сопровождающиеся необходимостью принятия решения о взаимодействии бывших супругов по вопросу воспитания детей (Наказава, 2022).

С одной стороны, принято считать, что только полноценная семья, основанная на традиционных семейных ценностях, может создать условия для благополучного и разностороннего развития гармоничной, интеллигентной и культурной личности ребенка, стать «важнейшей нравственной опорой и залогом успешного развития и в настоящем, и в будущем»1.

С другой стороны, в настоящее время наблюдается стремительный рост разводов2, и большинство детей становятся жертвой травмоопасных межличностных отношений родителей (Пан-ченко, 2016).

Согласно зарубежным исследованиям негативного детского опыта (ACE - Adverse Childhood Experiences), потеря родителя вследствие развода входит в число основных 10 видов детских травм3 (Наказава, 2022; Felitti, Anda, 2010).

Психическая травма, полученная ребенком в результате нарушенного общения с одним из родителей после развода, как отмечают зарубежные авторы, отсроченно влияет на его здоровье не только в детском, но и во взрослом возрасте, отражается на его благополучии и социальном функционировании (Felitti, Anda, 2010).

Такое нарушенное общение, связанное с отчуждением одного из родителей создает симпто-мокомплекс с характерными для него параметрами, который уже более трех десятилетий обсуждается в междисциплинарном научном сообществе как «синдром отчуждения родителя» (PAS -Parental Alienation Syndrome) (Бардиер, 2022; Косова, 2013; Удовенко, 2022; Gardner, 1998; Templer K. et al., 2017).

Сегодня дискуссии вокруг PAS все еще продолжаются.

В 2021 г. Санкт-Петербургским институтом психологического консультирования и Национальной ассоциацией исследователей синдрома отчуждения родителя под эгидой Международной исследовательской группы по отчуждению родителя (Parental Alienation Study Group) была проведена первая в России конференция, целью которой было «содействие формированию научного диалога, способствующего исследованиям по проблеме отчуждения родителя, исследованиям о социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических и духовно-нравственных последствиях отчуждения родителя» (Бардиер, 2022). К участию в дискуссиях были приглашены научные работники и практикующие специалисты, юристы, психологи, педагоги, медицинские работники, общественники. По материалам конференции выпущен сборник статей (Мы любим вас обоих ..., 2022).

В результате анализа литературных источников, а также материалов «живых» дискуссий стало понятно, что для сохранения благополучного общения между родителями и восстановления

1 Путин назвал традиционные семейные ценности важнейшей нравственной опорой // Ведомости. 2021. 14 октября.

2 Рост разводов в России: статистика на 2023 год [Электронный ресурс] // С миру по нитке. URL: https://naman-mebel.ru/faq/rost-razvodov-v-rossii-statistika-na-2023-god.html (дата обращения: 18.08.2023).

3 Larkin H. Adverse Childhood Experiences: Overview, Response Strategies and Integral Theory Perspective [Электронный ресурс] // Integral Life. URL: https://clck.ru/35SspF. (дата обращения: 18.08.2023).

благоприятных и дружественных отношений при PAS, а также для профилактики развития синдрома нужны новые научные исследования. Нам представляется, что в рамках их организации важно прежде всего с помощью качественных методов понять, какие психологические характеристики человека, репрезентированные в обыденном сознании в виде социальных представлений у вовлеченных и не вовлеченных в проблематику PAS людей, ассоциируются у них с портретами типичного отчуждающего и отчуждаемого родителя.

Обладая такой информацией, можно далее обоснованно формировать технологии профилактики и коррекции как отдельной симптоматики, так и всего феномена отчужденного родитель-ства в целом.

Организация исследования. Цель нашего исследования - выявление психологических характеристик типичного отчуждающего и отчуждаемого родителя, образы которых в форме социальных представлений присутствуют в обыденном сознании вовлеченных и не вовлеченных в симптоматику PAS родителей.

Гипотезы исследования:

1. в социальных представлениях о субъектах отчужденного родительства (отчуждающем и отчуждаемом родителе) у вовлеченных (экспериментальная группа) и не вовлеченных (контрольная группа) в симптоматику PAS респондентов обнаруживаются как сходство, так и различия. Первое состоит в оценке ситуации как неблагоприятной, второе - в количестве негативных и позитивных характеристик, приписываемых обоим субъектам;

2. в социальных представлениях обеих групп респондентов между субъектами отчужденного родительства присутствуют признаки и сходства, и различия. Первое состоит в том, что и отчуждающий, и отчуждаемый родитель описываются как люди, чья психологическая история включает семейную и межличностную травму; второе - в том, что в социальных представлениях респондентов типичный отчуждающий родитель занимает активно-нападающую позицию, а отчуждаемый - пассивно-оборонительную;

3. тестовые психологические портреты вовлеченных в PAS родителей отличаются от тех, которые выявлены в ассоциативном эксперименте как в экспериментальной, так и в контрольной группах, в сторону увеличения количества характеристик, которые можно рассматривать как позитивные в перспективе преодоления PAS.

Исследование было проведено в три этапа:

1. Формирование выборки. На этом этапе респондентам дистанционно была предложена авторская анкета, составленная Е.С. Вознесенской. В анкету входил блок вопросов социально-демографического характера (пол, возраст, уровень образования, семейное положение, наличие детей) и три блока вопросов, направленных на выявление когнитивной, эмоциональной и поведенческой вовлеченности респондентов в симптоматику и феноменологию PAS. Общее количество респондентов, ответивших на вопросы анкеты, - 105 чел. Далее исключены из общей выборки были семьи, в которых были зафиксированы факты проявления насилия, с родителем-алкоголиком или наркоманом. Также были исключены респонденты, которые ответили, что вовлечены в симптоматику PAS по роду службы (психологи, юристы, психотерапевты, воспитатели, общественники). В результате была сформирована выборка исследования, в которую были включены 60 родителей, разделенных на 2 группы: экспериментальную, куда вошли респонденты, вовлеченные в симптоматику PAS (субъекты отчужденного родительства, n = 30) и контрольную, членами которой стали не вовлеченные в PAS родители, то есть те, чьи семейные отношения позиционируются как благоприятные (n = 30). Группы были выровнены по возрасту (от 25 до 45 лет), уровню образования и наличию детей (1-2 ребенка дошкольного возраста от 3 лет); по семейному положению респонденты были дифференцированы: в экспериментальной группе было больше разведенных информантов.

2. Авторский вариант ассоциативного теста Е.С. Вознесенской.

Респондентам обеих групп было предложено зафиксировать в форме разных частей речи (существительного, определения, глагола) свои ассоциации, имеющие отношение к типичному отчуждающему и отчуждаемому родителю. Предполагалось, что ассоциации в таком контексте могут рассматриваться как элементы социальных представлений и, соответственно, как компоненты обыденного сознания.

Обработка полученных данных проводилась с помощью процедуры контент-анализа (вариант - целевой анализ содержания). Были выделены единицы содержания, характеризующие обоих субъектов отчужденного родительства, затем в соответствии с первой и второй гипотезами исследования было установлено сходство и различия в содержательных характеристиках, полученных от респондентов в экспериментальной и контрольной группах (как между группами, так и между субъектами PAS внутри групп). В результате проведенного анализа нам удалось составить психологические портреты типичного отчуждающего и отчуждаемого родителя в том виде, в котором они

присутствуют в обыденном сознании вовлеченных и не вовлеченных в PAS россиян. В случаях неоднозначности интерпретации были проведены выборочные интервью с отдельными респондентами.

3. Тестовое обследование. На той же выборке в 60 человек был использован тест родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин)1, по результатам которого все респонденты были разделены на две группы: 1 группа - родители с эмоциональным отчуждением по отношению к ребенку -25 респондентов, 2 группа - родители с эмоциональным принятием ребенка - 35 респондентов. В целом по составу они совпали с прежде сформированными на основе анкетного опроса экспериментальной и контрольной группами, то есть 25 человек из сформированной ранее экспериментальной группы (вовлеченные в PAS) показали высокий уровень эмоционального отчуждения по отношению к ребенку, а 30 информантов из ранее сформированной контрольной группы - высокий уровень эмоционального принятия ребенка. Пять человек были переведены из экспериментальной в контрольную группу, поскольку, как показало интервью, им удалось после развода выстроить конструктивные отношения в семье и преодолеть PAS.

В соответствии с третьей гипотезой исследования для определения действительных характеристик респондентов были использованы следующие психологические тесты: тест, направленный на изучение уровня инфантилизма2, видов агрессии (Басса-Дарки)3, многошкальный опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) (Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, О.Ю. Щелкова, К.Р. Червинская)4.

Для выявления статистической достоверности различий между двумя группами исследования был использован непараметрический критерий Манна - Уитни. Расчеты производились в программе SPSS. Statistics 25.0.

Обсуждение результатов исследования. Анализ данных, полученных в результате ассоциативного эксперимента, позволил выявить существенные различия в социальных представлениях о типичном отчуждающем и отчуждаемом родителе у респондентов, вовлеченных (экспериментальная группа) и не вовлеченных (контрольная группа) в PAS.

Ассоциации респондентов контрольной группы (не вовлеченные в PAS) расположились в диапазоне негативных характеристик обоих субъектов отчуждения: эгоизм, манипуляции, злость, месть (табл. 1). Но в подтверждение нашей гипотезы эти характеристики в большей степени приписываются отчуждающему родителю. Кроме того, в ассоциациях этой группы обнаружена правомерность нашего предположения о том, что отчуждающий родитель занимает активно-наступательную позицию в отношениях с бывшим супругом: манипулирует, отбирает, запрещает, обижает.

Напротив, отчуждаемый родитель в социальных представлениях этой группы выглядит жертвой, страдальцем, позиция которого, скорее, является оборонительно-пассивной, чем наступательной: ему приписываются такие характеристики, как слабость, неуверенность, страдание, обида, жертвенность, бездействие. При этом все ассоциации показывают, что оба родителя травмированы.

Таблица 1 - Ассоциации респондентов контрольной группы

Table 1 - Associations of Respondents in the Control Group

Ассоциации Отчуждающий родитель Отчуждаемый родитель

Существительное Эгоист, манипулятор, враг, идиот, обида, глупец, мать, агрессор, злость Жертва, боль, обида, слабость, злость, страдание

Прилагательное Злой, глупый, обиженный, ненормальный, плохой, эгоистичный Исключенный, неуверенный, несчастный, слабый, бедный, обиженный, одинокий, страдающий

Глагол Манипулировать, злиться, мстить, отбирать, запрещать, обижать Страдать, бороться, надеяться, обижаться, бездействовать

Портрет Обиженный человек, который не находит сил и возможности вести себя иначе. Злая, эгоистичная личность, манипулирующая другими Жертва, не способная справиться с ситуацией или повлиять на неё. Страдающий, слабый человек

Сравнение с бытовой культурой (стереотипы, СМИ, кино и т.п.) Жестокий манипулятор, интриган(ка), эгоист(ка) Слабый человек, неспособный постоять за себя

1 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин // Практическая психодиагностика. Самара, 2001. С. 451-457.

2 Серегина А.А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи : дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 250 с.

3 Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, адаптация А.К. Осницкого // Практическая психодиагностика. Самара, 2001. С. 174-180.

4 Психологическая диагностика невротических черт личности / Л.И. Вассерман [и др.]. СПб., 2003. 31 с.

Вместе с тем в этой группе были выявлены и характеристики, которые можно отнести к конструктивному ресурсу преодоления (избегания, профилактики) психотравмы. Для отчуждающего родителя это забота, защита, любовь. Такой ресурс, хоть и неоднозначный, есть и у отчуждаемого родителя: боль, обида, положение жертвы.

В экспериментальной группе (табл. 2), как и в контрольной, отчуждающему родителю приписываются такие качества, как манипулирование и эгоистичность, а отчуждаемому - положение жертвы, обида и неспособность действовать. Однако в качестве конструктивного ресурса для примирения и у отчуждающего, и у отчуждаемого родителя мы находим характеристик больше. Так, по социальным представлениям вовлеченных в PAS родителей, мы помимо заботы и защиты видим такие характеристики, как безопасность, оберегание. У отчуждаемого родителя конструктивного ресурса, как и по данным контрольной группы, значительно меньше (боль, обида, позиция жертвы). Но в экспериментальной группе представления об отчуждаемом родителе значительно откровеннее и жестче: лжец, эгоист, недостойный человек, лицемер, трус, негодяй, предатель.

Таблица 2 - Ассоциации респондентов экспериментальной группы Table 2 - Associations of Respondents of the Experimental Group_

Ассоциации Отчуждающий родитель Отчуждаемый родитель

Существительное Забота, правда, одиночество, агрессор, ошибка, будущее, обида, безопасность, защита, манипулятор Боль, обида, жертва, лжец

Прилагательное Заботливый, обиженный, любящий, бедный, оберегающий, эгоистичный Лживый, негативный, опасный, злой, эгоистичный, обиженный, безответственный, равнодушный

Глагол Защищать, решать, манипулировать, улучшать, действовать, запрещать, отбирать, заботиться, обижать Манипулировать, злиться, обижаться, отдаляться, пассивно проявлять агрессию

Портрет Заботливый, защищающий «спасатель», вынужденный действовать агрессивно Недостойный, пассивный агрессор, предатель, лицемер и трус

Сравнение с бытовой культурой (стереотипы, СМИ, кино и т.п.) Спасатель, герой, стойко справляющийся со всеми трудностями Лжец, предатель, безответственный негодяй

Анализ данных респондентов экспериментальной группы - родителей, вовлеченных в PAS, в число которых вошли преимущественно отчуждающие, показал, что, по их мнению, отчуждая, они этим улучшают сложившеюся ситуацию и социальное положение - и свое, и ребенка. Информанты предполагают, что таким образом они исключают отрицательное влияние второго родителя на ребенка. Для оправдания этой своей позиции информанты «награждают» бывшего партнера широким спектром негативных характеристик: финансовое и бытовое неблагополучие, ложь, предательство, лицемерие. По их мнению, как показали выборочные интервью, при сохранении общения между отчуждаемым родителем и ребенком, его влияние на последнего приведет к развитию негативных качеств, что не позволит ребенку добиться успеха в социальной, семейной, профессиональной жизни в будущем. Надо заметить, что эти сведения совпадают с данными других исследователей (Современное родительство: психосемантический анализ ..., 2019; Удовенко, 2022).

Анализ анкет также позволил выявить общие значения в социально-психологических характеристиках отчуждающих родителей с PAS и контрольной группы (табл. 3).

Таблица 3 - Сходные ассоциации экспериментальной и контрольной групп

Table 3 - Similar Associations of Experimental and Control Groups

Отчуждающий родитель Отчуждаемый родитель

Существительное Эгоист, манипулятор, обида, мать, агрессор, забота Боль, обида, жертва, слабость

Прилагательное Обиженный, эгоистичный, глупый Негативный, безответственный, исключенный, слабый, глупый, несчастный, страдающий, обиженный

Глагол Защищать, манипулировать, отбирать, запрещать, обижать Злиться, обижаться, грустить, страдать

Портрет Человек обиженный, использующий агрессию и манипуляции, как инструмент защиты Человек обиженный, не способный самостоятельно справиться с ситуацией или повлиять на нее

Сравнение с бытовой культурой (стереотипы, сМи, кино и т.п.) Спасатель/агрессор Жертва/агрессор

Содержательный анализ ассоциаций обеих групп респондентов обнаружил любопытные различия. Например, в обеих группах часто прослеживается зеркальность суждений: респонденты выделяют жертв ситуации и манипулирующих агрессоров, наделяя этими характеристиками попеременно то отчуждающего, то отчуждаемого родителя. Можно предположить, что в экспериментальной группе это следствие позиции респондента (он отчуждающий или отчуждаемый родитель). Но в контрольной группе такая зеркальность явно указывает на размытость и поверхностность соответствующих социальных представлений. В числе схожих характеристик, повторяющихся в обеих группах, чаще всего встречается обида. Именно это чувство, как показали результаты выборочных интервью, толкает обе стороны межличностного конфликта к его эскалации и доведению ситуации до формирования PAS, до формирования агрессивного поведения в ответ на неспособность самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией. Важно отметить, что опосредованно в социальных представлениях признается и факт травматизации обоих родителей, поскольку во всех ассоциациях присутствует обозначение позиции жертвы.

В целом, проведенное исследование позволило составить примерный обобщенный психологический портрет типичного отчуждающего родителя: он инфантилен, эмоционально незрел, ощущает обиду, не способен самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией, использует агрессию и манипуляцию как попытку справиться с травмой. Портрет отчуждаемого родителя включает следующие характеристики: пассивный, слабый, глупый, страдающий, не уверен в себе, обижен, не способен справиться со сложившейся ситуацией или как-то повлиять на неё.

Красной нитью в психологических портретах обоих субъектов проходит указание на наличие обиды, жертвенности и неумения справиться с семейной ситуацией, приведшей супругов к разводу. Это подтверждает нашу вторую гипотезу в части их сходства. В части различий в позициях отчуждающего и отчуждаемого родителей по данным исследования можно сделать вывод о том, что позиция типичного отчуждающего родителя в обыденном сознании респондентов ассоциируется с активно-наступательными действиями - манипуляцией, агрессией, мщением. Напротив, позиция типичного отчуждаемого родителя скорее пассивно-оборонительная, ассоциирующаяся со слабостью, бездействием, неуверенностью, неспособностью самостоятельно справиться с ситуацией или даже хоть как-то повлиять на нее.

На третьем этапе исследования по данным теста родительского отношения (табл. 4) были вновь сформированы экспериментальная и контрольная группы, которые по составу практически совпали с предыдущими.

Таблица 4 - Данные результатов исследования родительского отношения

Table 4 - Data from ^ the Results of the Study of Parental Attitudes

Экспериментальная группа Контрольная группа U Манна -Уитни р-уровень значимости

среднее стандарт. откл. среднее стандарт. откл.

Принятие или отвержение ребенка 12,13 2,30 22,63 4,42 20,0 0,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кооперация 3,50 1,59 4,43 2,25 308,0 0,034

Симбиоз 4,63 2,17 4,13 1,70 365,0 0,203

Контроль 3,77 2,06 2,57 1,76 296,0 0,021

Отношение к неудачам 5,43 1,52 2,27 1,26 55,5 0,000

Результаты тестовой части исследования также показали значимые различия в характеристиках экспериментальной и контрольной групп (табл. 5).

Таблица 5 - Результаты тестовых исследований (выборочные показатели)

Table 5 - Test Results (Sample Indicators)

Экспериментальная группа Контрольная группа U Манна -Уитни р-уровень значимости

среднее стандарт. откл. среднее стандарт. откл.

1 2 3 4 5 6 7

Общий уровень инфантилизма 40,13 4,69 30,00 2,77 9,5 0,000

Эмоционально-волевая сфера 6,60 3,62 3,93 2,75 259,0 0,005

Ценностные ориентации 4,33 2,68 2,33 1,67 247,5 0,002

Позиция иждивенчества 6,70 1,51 5,50 1,98 280,0 0,011

Преодолевающее поведение 4,47 1,89 3,13 1,33 258,5 0,004

Продолжение таблицы 5

1 2 3 4 5 6 7

Неуверенность в себе 53,53 5,29 32,87 6,39 3,5 0,000

Пассивность 58,73 9,36 34,33 5,87 16,0 0,000

Сверхконтроль 20,23 7,23 15,77 3,26 257,5 0,000

Аффективная неустойчивость 11,63 9,46 6,07 6,31 304,0 0,028

Интровертированность 9,80 2,09 13,37 5,85 238,5 0,002

Ипохондричность 32,93 10,97 24,80 7,80 258,0 0,004

Социальная неадаптивность 9,47 10,71 3,20 5,67 301,0 0,027

Индекс агрессии 18,13 1,74 14,50 2,66 108,5 0,000

Индекс враждебности 7,23 1,85 5,90 2,07 283,0 0,012

Раздражение 5,80 0,92 3,90 1,60 135,0 0,000

Вербальная агрессия 9,13 1,28 7,97 2,09 299,0 0,018

Подозрительность 4,67 1,49 3,03 1,85 222,0 0,001

Негативизм 7,27 1,78 4,57 2,98 190,5 0,000

Чувство вины 5,80 1,73 3,03 2,13 142,0 0,000

Таким образом, получается, что респонденты экспериментальной группы по сравнению с участниками контрольной группы более инфантильны, не уверены в себе, пассивны, эмоционально-неустойчивы, ипохондричны и социально неадаптивны. У них больше выражена позиция иждивенчества, выше показатели агрессии и враждебности. Вместе с тем они характеризуются и рядом конструктивных в плане преодоления PAS свойств: это более широкий репертуар ценностей, преодолевающее поведение, сверхконтроль в сочетании с невысокой интроверсией и чувством вины.

Сравнивая полученные тестовые портреты с содержанием социальных представлений, зафиксированных с помощью ассоциативного эксперимента, можно отметить, что на уровне поверхностных наблюдаемых признаков эти портреты схожи. Однако более глубинные, в частности, позитивно-конструктивные психологические характеристики в социальных представлениях не присутствуют. Это говорит о том, что социальные представления как надежный инструмент регуляции поведения разводящихся супругов недостаточны. Для профилактики и предупреждения симптоматики отчужденного родительства, вероятно, требуется помощь специалистов -практикующих психологов, психотерапевтов, специалистов по преодолению психотравм, образовавшихся на фоне тяжелых разводов и детского негативного опыта.

Заключение. Делая выводы на основе полученных в ходе исследования данных, можно сказать, что в обыденном сознании как вовлеченных, так и не вовлеченных в PAS родителей присутствуют социальные представления об обоих субъектах PAS - типичном отчуждающем и отчуждаемом родителе.

Сходство их психологических портретов, как по данным ассоциативного эксперимента, так и по результатам тестирования, заключается в том, что у этих субъектов присутствует обида, жертвенность и неумение справиться с семейной ситуацией, приведшей супругов к разводу. Различие состоит в том, что позиция типичного отчуждающего родителя в социальных представлениях респондентов обеих групп ассоциируется с активно-наступательными действиями - манипуляцией, агрессией, мщением. Позиция типичного отчуждаемого родителя выглядит пассивно-оборонительной, ассоциирующейся со слабостью, бездействием, неуверенностью, несамостоятельностью.

Еще один важный вывод - психологические портреты субъектов PAS, составленные на основе ассоциаций, более поверхностны, чем тестовые, и во многом совпадают с теми образами, которые транслируются нашими масс-медиа (мать-героиня, отец-подонок). В этом контексте можно рассматривать данные характеристики как форму социальных представлений, подверженных медийному влиянию, то есть как компонент обыденного сознания членов того или иного общества.

Учитывая тот факт, что социальные представления неизбежно формируются под влиянием общественных средств массовой коммуникации и постепенно становятся частью нашего обыденного сознания, очень важно, чтобы различными масс-медиа (кино, ТВ, пресса, Интернет) транслировались не только отрицательные, но и положительные модели родительства. Для общества в целом важно сохранить его образ именно как полноценного явления, которое остается правом каждого родителя даже в случае развода.

В плане рекомендаций также важно отметить, что практически все исследователи феноменологии PAS отмечают, что отчужденное родительство с высокой долей вероятности является предиктором серьезной психологической травмы ребенка. «Неумение справляться со своими чувствами и эмоциями со стороны родителей, непринятие во внимание интересов ребенка, нару-

шение эффективной коммуникации в семье может привести к развитию PAS, а PAS в свою очередь усиливает деструктивность коммуникативных процессов. В большинстве случаев (при средней и тяжелой формах) наиболее оптимальным вариантом для восстановления семейных эффективных коммуникаций необходима поддержка и помощь специалистов психологов» (Удо-венко, 2022: 112).

Выявленные в нашем исследовании психологические особенности социальных представлений об отчужденном родительстве важно учитывать и в работе с родителями, и в ситуациях оказания психотерапевтической помощи детям.

Список источников:

Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М., 2003. 88 с.

Бардиер Г.Л. Предисловие научного редактора // Мы любим вас обоих. СПб., 2022. С. 6-7.

Вознесенская Е.С., Комова О.В., Бардиер Г.Л. Отражение социальных представлений о феномене отчужденного родительства в современном кинопрокате // Служба практической психологии в системе образования. СПб., 2023. С. 190-195.

Ефимова И.Н. Личностные характеристики и особенности эмоциональных и поведенческих проявлений родителей в связи со степенью их эмоционального выгорания // Российский научный журнал. 2013. № 4 (35). С. 206-215.

Косова О.А. Многоаспектность феномена отчуждения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 1 (22). С. 47-55.

Мельник А.В. Отчуждение родителя в масс-медиа (на примере кино) // Мы любим вас обоих. СПб., 2022. С. 62-69.

Мы любим вас обоих / отв. ред. В.А. Егоров, науч. ред. Г.Л. Бардиер. СПб., 2022. 194 с.

Наказава Д.Дж. Осколки детских травм: почему мы болеем и как это остановить. М., 2022. 416 с.

Панченко Ю.А. Межличностное взаимодействие бывших супругов после развода по вопросу воспитания детей // Академия профессионального образования. 2016. № 5. С. 67-71.

Современное родительство: психосемантический анализ / М.В. Сафонова [и др.] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2019. № 3 (49). С. 129-140. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-149.

Удовенко М.Г. Синдром PAS как результат потери коммуникации в семье // Мы любим вас обоих. СПб., 2022. С. 107-113.

Felitti V.J., Anda R.F. The Relationship of Adverse Childhood Experiences to Adult Health, Well-being, Social Function and Health Care // Effects of Early Life Trauma on Health and Disease. N. Y., 2010. P. 77-87. https://doi.org/10.1017/cbo9780511777042.010.

Gardner R.A. The Parental Alienation Syndrome. Creskill, 1998. 458 p.

Templer K., Matthewson M., Haines J., Cox G. Recommendations for Best Practice in Response to Parental Alienation: Findings from a Systematic Review // Journal of Family Therapy. 2017. Vol. 39, iss. 1. P. 103-122. https://doi.org/10.1111/1467-6427.12137.

References:

Anishchenko, A. I. (2003) Struktura obshchestvennogo soznaniya [The structure of public consciousness]. Moscow. 88 р. (In Russian).

Bardier, G. L. (2022) Predislovie nauchnogo redaktora [Preface by the scientific editor]. In: My lyubim vas oboikh. St. Petersburg, рр. 6-7. (In Russian).

Efimova, I. N. (2013) Personal Characteristics and Features of Emotional and Behavioral Patterns of Parents in Connection with Level of Their Burnout. Rossiiskii nauchnyi zhurnal. (4 (35)), 206-215. (In Russian).

Egorov, V. A. & Bardier, G. L. (eds.) (2022) My lyubim vas oboikh [We love you both]. St. Petersburg. 194 р. (In Russian).

Felitti, V. J. & Anda, R. F. (2010) The Relationship of Adverse Childhood Experiences to Adult Health, Well-being, Social Function and Health Care. In: Effects of Early Life Trauma on Health and Disease. New York, рр. 77-87. Available from: doi:10.1017/cbo9780511777042.010.

Gardner, R. A. (1998) The Parental Alienation Syndrome. Creskill. 458 p.

Kosova, O. A. (2013) Some Aspects of the Alienation's Phenomenon. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. (1 (22)), 47-55. (In Russian).

Melnik, A. V. (2022) Alienation of a Parent in Modern Mass Media. In: My lyubim vas oboikh. St. Petersburg, рр. 62-69. (In Russian).

Nakazava, D. Dzh. (2022) Oskolki detskikh travm: pochemu my boleem i kak eto ostanovit' [Fragments of childhood injuries: Why we get sick and how to stop it]. Moscow. 416 р. (In Russian).

Panchenko, J. A. (2016) The Interpersonal Interaction of Former Spouses after Divorce on Their Children's Upbringing. Akad-emiya professional'nogo obrazovaniya. (5), 67-71. (In Russian).

Safonova, M. V., Kovalevskiy, V. A., Bocharova, Yu. Yu. & Novopashina, L. A. (2019) Modern Parenthood: Psychosemantic Analysis. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev (Bulletin KSPU). (3 (49)), 129-140. Available from: doi:10.25146/1995-0861 -2019-49-3-149. (In Russian).

Templer, K., Matthewson, M., Haines, J. & Cox, G. (2017) Recommendations for Best Practice in Response to Parental Alienation: Findings from a Systematic Review. Journal of Family Therapy. 39 (1), 103-122. Available from: doi:10.1111/1467-6427.12137.

Udovenko, M. G. (2022) Pas Syndrome as a Result of Loss of Communication in the Family. In: My lyubim vas oboikh. St. Petersburg, рр. 107-113. (In Russian).

Voznesenskaya, E S., Komova, O. V. & Bardier, G. L. (2023) Otrazhenie sotsial'nykh predstavlenii o fenomene otchuzhdennogo roditel'stva v sovremennom kinoprokate [Reflection of social ideas about the phenomenon of alienated parenthood in modern film distribution]. In: Sluzhba prakticheskoi psikhologii vsisteme obrazovaniya. St. Petersburg, рр. 190-195. (In Russian).

Информация об авторах Г.Л. Бардиер - доктор психологических наук, профессор кафедры психотравматологии Русской христианской гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия; профессор кафедры культурологии Невского института языка и культуры, Санкт-Петербург, Россия. https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=182281

М.М. Защиринский - аспирант кафедры психотравматологии Русской христианской гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия.

Е.С. Вознесенская - магистрант кафедры психологии Русской христианской гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия.

О.В. Комова - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Русской христианской гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors G.L. Bardier - D.Phil. in Psychology, Professor, Department of Psychotraumatology, Russian Christian Humanitarian Academy named after F.M. Dostoevsky, St. Petersburg, Russia; Professor, Department of Cultural Studies, Nevsky Institute of Language and Culture, St. Petersburg, Russia. https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=182281

M.M. Zashchirinskiy - PhD student, Department of Psychotraumatology, Russian Christian Humanitarian Academy named after F.M. Dostoevsky, St. Petersburg, Russia.

E.S. Voznesenskaya - Master's Degree student, Department of Psychology, Russian Christian Humanitarian Academy named after F.M. Dostoevsky, St. Petersburg, Russia.

O.V. Komova - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Russian Christian Humanitarian Academy named after F.M. Dostoevsky, St. Petersburg, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.