Научная статья на тему 'Социальные представления о социокультурной реальности в обыденном сознании подростков1'

Социальные представления о социокультурной реальности в обыденном сознании подростков1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
290
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ORDINARY MIND / SOCIAL APPREHENSION / SOCIALCULTURAL REALITY / SEMANTIC FIELDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохова Светлана Юрьевна

Рассматривая представления как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций, автор статьи изучает у подростков семантических поля, образованные вокруг лексем книга, библиотека, радио, кинотеатр, телевизор, компьютер, интернет. Изучение ассоциаций позволяет сделать вывод о содержании обыденного сознания современного подростка как в результате познания социокультурного наследия в процессе обращения к всевозможным вариантам бумажных и цифровых носителей информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social apprehensions about socialcultural reality in everyday mind of teenagers

Approaching an apprehension as a form of a social reconstruction of reality with its special language, logics and structure of implications, the author of the article researches teenagerss semantic fields of the lexemes book, library, radio, cinema, TVset, computer, inernet. The analysis of the associations gives the opportunity to judge about the specialty of a contemporary teenagers ordinary mind formed in the process of knowing of socialcultural legacy through various printed and digital sources.

Текст научной работы на тему «Социальные представления о социокультурной реальности в обыденном сознании подростков1»

Список литературы

1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе //

Дефектология. 2006. № 4. С. 38-45.

2. Бардиер Г. Л. , Ромазан И. В. , Чередникова Т. А. Я хочу! Психологическое сопровождение есте-

ственного развития маленьких детей. СПб., 1996. 90 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.

4. Ботова О. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (кор-

рекционного) образовательного учреждения // Специальная психология. 2007. № 1 (11). С. 4-8.

5. Казакова Е. И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения // Школьный психолог.

1998. № 48. С. 2-3.

6. Капланский А. В. , Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая концепция «сопровождения» в

образовательном учреждении / Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное)

образование. М.: Изд-во МГУП, 2000. 80 с.

7. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.

8. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального

образования. М.: АРКТИ, 2005. 336 с.

9. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития лич-

ности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992. 16 с.

уДК 152. 27

ББК Ю 983. 402

С. Ю. Мохова

г. Чита

социальные представления о социокультурной реальности в обыденном сознании подростков1

Рассматривая представления как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций, автор статьи изучает у подростков семантических поля, образованные вокруг лексем "книга", "библиотека", "радио", "кинотеатр", "телевизор", "компьютер", "интернет".

Изучение ассоциаций позволяет сделать вывод о содержании обыденного сознания современного подростка как в результате познания социокультурного наследия в процессе обращения к всевозможным вариантам бумажных и цифровых носителей информации.

Ключевые слова: обыденное сознание, социальные представления, социокультурная реальность, семантическое поле.

S. U. Mokhova

Chita

Social apprehensions about socialcultural reality in everyday mind of teenagers

Approaching an apprehension as a form of a social reconstruction of reality with its special language, logics and structure of implications, the author of the article researches teenagers's semantic fields of the lexemes "book", "library", "radio", "cinema", "TVset", "computer", "inernet". The analysis of the associations gives the opportunity to judge about the specialty of a contemporary teenager's ordinary mind formed in the process of knowing of socialcultural legacy through various printed and digital sources.

Keywords: ordinary mind, social apprehension, socialcultural reality, semantic fields.

В условиях коммерциализации всех видов деятельности и предъявляемого требования конкурентоспособности к продукту этой деятельности на рынке товаров и услуг культурная жизнь человека и его избирательность к элементам содержания культуры раскрывает новые аспекты смыслов и ценностей жизни в целом. В ситуации, когда эконо-

мические процессы, происходящие в обществе, учитывают психологию потребителя и развивают его гедонистические потребности, психологические составляющие культурной жизни человека уходят на периферию.

Прошли те времена, когда книги являлись единственным источником сведений об окружающем мире человека и о нем самом.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ФЦП НК-157П

Стало вполне привычным обогащать представления продуктами кинематографии, обращаясь к просмотру телепередач, посещению кинотеатров, а компьютер и глобальная сеть Интернет дали новые возможности в обучении и повышении общеобразовательного и профессионального уровня. Ушли в прошлое дискуссии о вредных последствиях технических устройств и глобализация как универсальный мировой процесс диктует свои требования к современности, раскрывает перед человеком новые возможности самопрезентации и самореализации, определяемые представлениями об особенностях социокультурной жизни.

В 1939 г. Й. Хейзинга проводил морфологический анализ культурного развития и ввел в культурологию термин «Homo ludens» («человек играющий»). Все виды Homo (биологические: «Homo habilis», «Homo erectus», «homo sapiens»; экономические: «Homo eco-nomicus» («человек экономический») «Homo reciprocans» («человек обменивающийся»); «Homo sociologicus» («человек социологический»), «Homo politicus» («человек политический»), «Homo religiosus» («человек религиозный») и т. п.) требуют самостоятельного исследования.

Теперь с полным на то основанием говорят о «Homo legens» («человек читающий»), «Homo medium» («человек медийный»), «Homo informaticus» («человек информационный»), Homo legens («человек "кликающий"»).

Человек, нажимающий на кнопки, перескакивает с одного телевизионного канала на другой, с одной страницы сайта на другую, определяя тем самым свое информационное пространство. Это явление получило название «зэппинг», что можно понимать как порхание с канала на канал, нигде надолго не задерживаясь. Новая ситуация познания мира предопределяет своеобразие социальных представлений.

Согласно автору теории социальных представлений С. Московичи представления можно рассматривать как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций [1].

Если старшее поколение последовательно знакомилось с новыми технологиями, то подрастающее поколение обретает их в свое наследие разом и вынуждено их осваивать.

С целью изучения представлений подростков о компонентах социокультурной реальности был проведен ассоциативный эксперимент, направленный на выявление

семантических полей, образованных вокруг лексем «книга», «библиотека», «радио», «кинотеатр», «телевизор», «компьютер», «Интернет». Участники исследования 13-18 лет назвали первые, приходящие на ум, ассоциации, вызванные данными словами. Опрашивались сельские и городские подростки и юноши, изучалось содержание ассоциаций девочек и мальчиков, юношей и девушек. Все ответы подводились под более общее понятие или объединялись в группы по какому-либо признаку, определяющему различный характер связи между словами, на который впервые указал Ф. де Соссюр. Он выделил парадигматические и синтагматические связи. Синтагматические связи - связи и зависимости между языковыми элементами (единицами любой сложности), одновременно сосуществующими в линейном ряду (тексте, речи). Например, студент - бедный, вечный, голодный, умный, веселый, учится и т. п. Сюда относятся реакции, которые со стимулом вступают в синтаксические отношения, образуя либо словосочетания, либо грамматическую основу предложения. Синтагматические связи отражают синтаксические закономерности речевой деятельности.

Синтагматические отношения выделяются в языке в противоположность парадигматическим отношениям. Парадигматические связи между лексическими единицами Ф. де Соссюр описывал как ассоциативные связи. Пример парадигматических связей: студент - заочник, отличник, институт, учащийся, медик, филолог и т. п. В эту группу входят слова, которые принадлежат к тому же грамматическому классу, что и слово-стимул. Именно эти ассоциации нагляднее всего демонстрируют системный характер отношений между лексемами в языковом сознании. Парадигматические ассоциации могут образовать отношения синонимии (друг -товарищ), антонимии (друг - враг), гиперо-нимии (студент - учащийся), гипонимии (студент - отличник) и т. д.

Ассоциативные связи между словами мотивированы не только особенностями культуры, к которой принадлежит носитель языка. Они отражают социальное бытие человека: его профессию, место жительства, возраст, социальное происхождение и т. д. Предполагалось, что за объемом ассоциаций раскроется значение для подростка названных элементов социокультурной жизни.

Анализ ассоциативных связей на лексические единицы «книга», «библиотека» позволил делать следующую характеристику.

«Книга» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова имеет три значения: «1. Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом.

2. Сшитые в один переплет чистые или разграфленные листы бумаги для каких-нибудь записей. 3. Крупное подразделение литературного произведения» [2, с. 240].

Слова-ассоциации подростков в процессе анализа объединялись в группы, элементы которых можно было подвести под более широкие понятия. Были созданы следующие классы лексем: «жанры» (роман, повесть, стихотворения, приключения, фантастика, сказка, рассказ), «содержание» (содержание, текст, иллюстрации, картинки), «положительное отношение» (интерес, волнение, переживание, любимая, загадочная), «отрицательное отношение» (не читаю, мучение, скукота, грусть), «учение» (учение, чтение, развитие), «знания, информация», «образование как процесс» (учебник, тетрадь, школа», «читатели» (студент, библиотекарь), «места нахождения книг» (библиотека, магазин), «внешний вид» (рваная, толстая, тонкая и др). Группы «авторы» (Агата Кристи, Стефан Майер, Стивен Кинг, Эдгар По) и «названия» («Недоросль», «Гарри Потер») немногочисленны и неразнообразны.

«Библиотека» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понимается как: «1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. 2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся.

3. Название серии книг определенной тематики» [2, с. 43]. При изучении ассоциативного ряда на слово «библиотека» из лексем были образованы группы: «книги, периодические издания», «знания», «название библиотек» («им. Пушкина», «им. Чехова», школьная, городская и др.), «работники библиотеки», «чувства, состояния» (комфорт, тишина и др.), «залы, предметы мебели» (шкафы, полки, столы и др.). Предполагалось, что слово «библиотека», «книга» вызовут воспоминания об именах авторов книг. Однако такие ответы малочисленны.

В качестве дополнительного слова-стимула по элементам, указывающим на письменную культуру человека, позволяющим не только передавать накопленный человечеством опыт, но и быть основой для формирования навыков освоения этого опыта, было предложено слово «учебник». «Учебник - книга для обучения чему-нибудь» [2,

с. 734]. Полученные лексемы-ассоциации

были объединены в следующие группы: «на-

звание учебника» (русский язык, литература, алгебра, геометрия, химия и др.), «субъекты образовательного процесса» (учитель, ученик, школа, студент и др.), «процесс учения и его результат» (чтение, знания, развитие и др.), «внешний виц» (корочка,), «книга» (книга, много листов), «содержание» (содержание, таблицы, текст, картинки, буквы, цифры и др.), «негативное определение» (ненужный, плохой и др.).

Бесспорно, пример синтагматической связи в данном случае демонстрирует группа «название учебника». Все остальные группы раскрывают богатство парадигматических отношений, спектр которых очень разнообразен.

В поле анализа результатов с точки зрения деонтологических норм попадает группа «негативного определения учебника». Нивелирование процесса учения, нежелание учиться - явление, встречающееся не так уж и редко, но обесценивание учебника, отрицательное его определение в данном случае может быть сигналом тенденции отказа обращения к письменным источникам. Данный факт усугубляется еще и тем, что грамотные подростки (умеют читать и писать) ассоциируют учебник с буквами и цифрами.

Одним из технических достижений XX столетия считается радио. «Радио» -«1. Способ беспроволочной передачи и приема звуков, сигналов на расстоянии при помощи радиомагнитных волн, передаваемых специальными станциями, а также область знания, относящаяся к этому способу связи. 2. Устройство для приема звуков таким способом. 3. Звуковая передача таким способом» [2, с. 554].

Ассоциации, данные подростками, при обработке были объединены в группы: «название радиостанций» («Сибирь», «Евро-па+», <^М» и др.), «работники радио» (ведущие, диктор, диджей. комментатор), «прослушивание радиопередач» (слушать песни, музыку), «информация» (информация, новости, музыка и др.), «детали радиоприемника» (наушники, антенна, кнопки. колесики), «досуговая деятельность» (развлечение), «негативное определение» (старое, никто не слушает), «целевая аудитория» (бабушки, дедушки).

Раскрывая особенности культурного кризиса, Й. Хейзинга одной из причин называл знание в готовом виде, кинематографические записи. Кинотеатр и телевизор вошли в нашу жизнь в хронологическом порядке с интервалом в четверть столетия. Братья

Люмьер в Париже в 1895 г. показали первый трехминутный ролик, а в 1896 г. совершили мировое турне с демонстрацией своего изобретения. В 1925 г. впервые Джон Лодж Берд смог передать первые распознаваемые изображения человеческих лиц. Оба изобретения стремительно вошли в жизнь человека, стали доступны массовому зрителю.

«Кинотеатр» - театр для демонстрации, показа кинофильмов [2, с. 236].

Были обнаружены три многочисленные группы синтагматических связей: «группа ассоциаций, указывающих на признаки кинотеатра» (экран, большой экран, кресла), «группа ассоциаций, отнесенных к просмотру фильма, премьере, выделению кинофильма как особого продукта» (кино, мультики) и группа названий кинотеатров.

Немногочисленные группы парадигматических отношений с лексемой «кинотеатр» дает широкий спектр значений в ассоциативном поле лексемы «кинотеатр»: «название фильмов» (среди названных «Аватар», «Ледниковый период-3», «Шрэк»), «зрители» (много людей, зрителей), «ощущения» (шум-тишина, громкий звук, духота, суета), «эмоции» (смех, радость, интерес, отдых, развлечения), коммуникация (общение, новые знакомства, друзья и др.), «экономические составляющие» (кассы, билеты, реклама, объявления), «домашний кинотеатр» (большой телевизор), «удовлетворение гедонистических потребностей» (пепси-кола, сок, попкорн и др.).

Число ассоциаций в группе удовлетворение гедонистических потребностей сравнимо с числом ассоциаций в группах синтагматических связей.

«Телевизор» - аппарат для приема телевизионных передач и их звукового сопровождения [2, с. 687].

У подростков многочисленную группу составили ассоциации, отнесенные к просмотру кинофильмов, сериалов, мультфильмов. Далее по численности ассоциаций идет группа слов, описывающих сам телевизор как прибор.

Явление зэппинга находит свое проявление в ассоциативном эксперименте в том, что девочки-подростки, проживающие как в сельской, так и в городской местности называют телевизионные каналы. В группе мальчиков подростков названия каналов отсутствуют.

Социокультурные преобразования в современной жизни настолько стремительны, что уже и лексемы «зэппинг», «Интернет», и «компьютер» не находят своего толкования в

«Словаре русского языка» С. И. Ожегова. Их влияние на организацию жизни настолько велико, что уже есть смысл говорить об изменении по сравнению с традиционной культурой содержания психики человека, вследствие изменений быта, досуга, орудий труда, каковыми являются не только компьютер, но и вся цифровая и бытовая техника, промышленное оборудование.

«Компьютер - устройство, выполняющее математические и логические операции над символами и другими формами информации и выдающее результаты в форме, воспринимаемой человеком или машиной» [4].

Группы ассоциаций, которые набрали наибольшее число слов-ассоциаций, разделились на группу «развлечение», группу «виртуальный мир», группу «комплектующие». На периферии семантического поля лексем - «программное обеспечение» (фотошоп), «сайты общения», «последствия работы с компьютером».

Интернет - (Internet - inter + net - объединение сетей) - всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации [4].

Подростки наибольшее число слов-ассоциаций дали в группе «общение, знакомства». В ассоциативном материале не обнаружено лексемы «виртуальный». Для подростков общение, знакомство посредством сети Интернет носит вполне реальный осязаемый характер. В их ассоциациях встречаются имена друзей-собеседников, названия популярных сайтов, позволяющих общаться, перечислены практически все. Лексема «Интернет», вопреки ожиданиям и определению не вызвала большого числа ассоциаций, связанных с информацией, работой. Имеются единичные ассоциации с антиправовой направленностью выхода в Интернет (взлом за деньги), указанием на разносторонность и направленность информации (порно, интернет-услуги, безлимитный). Не занима-

ясь трудовой деятельностью, подростки не актуализируют Интернет, как сеть, обеспечивающую решение экономических, деловых, научных и других задач.

Таким образом, усложнение технических устройств, позволяет подросткам получать информацию, содержащуюся в ставших традиционными источниках (книги, радио и телевидение), в комплексе, используя Интернет.

Современные информационные технологии видоизменили и традиционные представления о празднике. С. В. Тихомирова отмечает, что ядро социальных представлений о празднике у молодежи и взрослых составляют ассоциации «радость» и «веселье». Внешний радиус ядра социальных представлений о празднике взрослых составляют застолье, общение и друзья, а для молодежи - подарки, застолье и друзья [3].

«Праздник - 1. День торжества, установленный в честь или память кого-чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений и т. п.» [2, с. 499].

В нашем исследовании многочисленные группы слов-ассоциаций на слово «праздник» включают в себя: «названия праздников», «украшение самой церемонии празднования», «застолье», и «опьянение», как явление, «сопровождающеепразднование».Подростки называют подарки, как неотъемлемую часть праздника. Была выделена отдельная группа слов-ассоциаций, включающая слова «концерт», «демонстрация». В своем исследовании С. В. Тихомирова делает вывод о том, что тенденцией превращения праздника в предмет потребления, превращающей субъекта праздничной деятельности в зрителя, которому остается только пассивно сопереживать театрализованному действу.

В материалах изучения социальных представлений о концерте не было обнаружено лексем, указывающих на участие в

концертах самих опрашиваемых. Единичны лексемы-ассоциации: «звезды», «артисты», «искусство», «культура». Это также подтверждает вывод о том, что имеющие архаические корни музыка, пение, танцы безвозвратно уходят в профессиональную сферу деятельности человека.

«Концерт - 1. Публичное исполнение музыкальных и других произведений. 2. Музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра» [2, с. 252].

Многочисленную группу ассоциаций представляет группа «Песни, танцы». Современные подростки представляют себе концерт, проводимый с использованием оборудования, специального места проведения.

Концерт сопровождается бурей эмоций, шумом, аплодисментами. Современный концерт тем не менее не перестает выполнять релаксационную функцию, предоставляя возможность отдохнуть и развлечься.

Таким образом, социокультурная реальность находит отражение в обыденном сознании подростков, сосредотачивая сохранение архетипического ядра познания окружающего мира, как это было выявлено при исследовании ассоциативного поля слов «книга», «библиотека» и др.; радости и веселья в ситуации праздника, просмотра телевидения, общения по интернету, а также привлекая новейшие технологии освоения закономерностей жизни человека.

Наряду с активным освоением информации, представленной всевозможными вариантами бумажных и цифровых носителей, письменным текстом и видеорядом, сопровождаемым устными комментариями, при всевозрастающих объемах потребления не имеется указаний самих подростков на творческую природу освоения реальности. Широкие семантические ассоциативные поля могут служить основанием для вывода о творческом созидании представлений о социокультурной реальности.

Список литературы

1. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 478 с.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. 797 с.

3. Тихомирова С. В. Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.

4. Яндекс. Словари. Энциклопедия «Кругосвет». ЦКЬ: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet (дата обращения: 15.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.