УДК 159.9:331.101.3
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ НА СЕВЕРЕ У НЕФТЯНИКОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
© 2013 А.В.Бойцова, Н.Н.Симонова
Северный арктический Федеральный университет имени М.В.Ломоносова.
Архангельск
Статья поступила в редакцию 01.07.2013
Рассматривается проблема психологической готовности к труду вахтовым методом на Севере у нефтяников на разных этапах профессионального становления. Особое внимание уделяется профессиональным компетенциям, необходимых для успешной адаптации и выполнению трудовых задач в особых условиях. Ключевые слова: психологическая готовности к труду, профессиональная готовность, социальные представления, компетенции, компетентность, вахта, социосредовая профессиональная адаптация.
Предприятия по добыче полезных ископаемых на Севере широко используют вахтовую форму труда. Подобный тип работы задает особые условия жизнедеятельности профессионалов: средовые (климатические и организационные). Работа в суровых климатических условиях при групповой изоляции определяет специфику саморегуляции функциональных состояний организма работника.
Вынужденный психологический и соматический дискомфорт , интенсивный труд во время вахты , нарушенный биоритмологический стереотип жизнедеятельности, измененный привычный социальный уклад жизни. Утрата стабильности в процессе жизни, климатические факторы приводят к хроническому напряжению регуля-торно-адаптационных систем организма и, как следствие, повышенной заболеваемости1. Работа в изолированных условиях способствует нарастанию психоэмоциональной напряжённости, дискомфорта, конфликтности. Довольно часто это тяжёлый физический труд в течение 8 - 12 часов, ежедневно на открытом воздухе в суровых климатических условиях, что усугубляет влияние перечисленных факторов.
Проблема регуляции психическим состоянием работника возникла как реакция на необходимость предотвращения сбоев в работе (из-за утомления, неправильного режима труда и
Бойцова Анастасия Владимировна, работник отдела по работе с персоналом Сбербанка РФ, магистрант каф. психологии. Е-mail anastasiya. boitzova@yandex. ru Симонова Наталья Николаевна, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии, Института педагогики психологии и социальной работы. E-mail: n. simonova@narfu. ru
1 Социальные аспекты технического регулирования вахтового метода работы в условиях Крайнего Севера
/ Под ред. А.Г.Ананенкова, Г.П.Ставкина. - М.: 2005.
т.п.). Необходимо выявление психологических особенностей вахтового труда на Севере специалистов нефтедобывающей отрасли, а также анализ путей формирования профессиональной готовности на примере нефтяников.
Для организации эффективной профессиональной подготовки в области вахтового труда необходимо исследование профессиональной ментальности, с учётом представлений различных групп профессионалов о психологической готовности к будущей работе (выявление содержания представлений о профессиональной готовности к вахтовому труду на Севере и особенностей представлений о профессиональной готовности к труду на Севере у работников вахтовым методом; студентов, имеющих опыт вахтовой работы и студентов его не имеющих).
Именно те особенности трудовой деятельности работников вахтовым методом в условиях Севера, которые выделены специалистами на разных этапах профессионального становления, в конечном итоге и будут определять компетенции, которыми должен обладать выпускник по окончании вуза. В этом случае будет очень полезным, ещё во время обучения, формирование профессионально желательных качеств и исправление нежелательных.
Таким образом, для определения необходимых психологических компетенций необходимо выявить особенности социальных представлений о психологической готовности к труду вахтовым методом на Севере нефтяников при различном уровне профессионального становления. С этой целью проведено исследование на трех выборках: 1) специалистов, работающих на вахте; 2) студентов, имеющих опыт вахтовой работы и 3) студентов его не имеющих.
Методологической основой исследования явились работы В.А.Бодрова, Е.А.Климова и С.Московичи.
Предполагаем, что представления о психологической готовности к вахтовому труду на Севере будут иметь свои особенности у профессионалов, имеющих различный опыт по отношению к вахтовому труду. Ожидаемые отличия по следующим компонентам профессиональной готовности: мотивационный, коммуникативный, навыки саморегуляции и представления о психологической готовности к вахтовому труду на Севере. Разные группы респондентов при осознании необходимости предварительной подготовки к вахтовому труду, наделяют её содержание разными смыслами.
Понятие «социальное представление» было предложено С.Московичи. Сегодня существуют три школы социальных представлений (французская, швейцарская и английская). В России этой теме посвящены работы Т.П.Емельяновой и А.И.Донцовой и др. В нашей работе под социальными представлениями мы понимаем образ предмета или явления или события, возникающего на основе прошлого опыта, т.е. в результате ощущения и восприятия, путём его воспроизведения в памяти или воображении.
Имеет огромное значение то, какой информацией располагает профессионал, приступая к той или иной деятельности. Насколько он подготовлен не только с точки зрения должностных обязанностей, но и психологически. Важно, чтобы представления о работе, непосредственных профессиональных обязанностях и условиях труда соответствовали реальности. Полная картина трудового процесса и жизнедеятельности на вахте способствует адаптации работника и как следствие - его профессиональной эффективности.
Изучение общей проблемы готовности к труду началось в 50-е годы в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. Тема психологической готовности активно обсуждается в академической среде до сих пор. Этот интерес связан с пониманием того, что при подготовке специалиста недостаточно уделять внимание только формированию и развитию профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН).
Знания и умения, как отмечает Г.И.Ибрагимов - лишь малая часть личностных свойств, влияющая на успешность деятельности, общения, поведения специалиста. В качестве дополнительного параметра, который необходимо учитывать помимо ЗУН Г.И.Ибрагимов предлагает психологическую готовность к профессиональной деятельности2.
2 Ибрагимов Г.И. Качество образования в профессиональной школе: вопросы теории и технологии. Монография. - Казань: 2007.
Е.А.Климов в своей работе «Образ мира в разнотипных профессиях» отмечает, что необходима ясность в вопросе о том, образ чего (какого результата деятельности) должен удерживать в сознании профессионал или обучающийся профессии3.
Проблема психологической готовности рассматривается в работах отечественных авторов (Б.Г.Ананьев, К.К.Платонов, М.А.Котик, В.А.Сосновский, Р.Д.Санжаева, Л.И.Захарова, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.НДружи-нин, П.А.Рудик, В.В.Согалаев, О.М.Красно-рядцева, Н.В.Кузьмина, А.Э.Штейнмец и другие4). Понятие психологической готовности в современной литературе имеет широкий спектр значений. В нашей работе под психологической готовностью к профессиональной деятельности понимается совокупность психологических знаний (навыки саморегуляции и коммуникативной компетентности, объединённые общим понятием эмоционального интеллекта), а также операциональный блок (степень освоения профессионально значимых ЗУН) и индивидуально-типологические особенности человека (степень соответствия их профессии).
Существует точка зрения5, что различия в понятиях «профессиональная» и «психологическая» готовность состоят в расстановке акцентов. Профессиональная подготовка подразумевает уклон в сторону приобретения знаний, умений и навыков узкоспециального характера. Психологическая готовность на первое место ставит развитие личностного компонента, рост личности с опорой на психологические знания. Эти понятия взаимосвязаны и не могут исключать друг друга.
Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором успешности профессиональной деятельности, разновидностью установки. Для этого необходимо изучение закономерностей психической регуляции функционирования и формирования чело-
3 Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: 1995.
4 Краснорядцева О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности: Учеб. пособ. - Барнаул: 1998; Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н.В.Кузьминой. -Л.: 1970. - С. 47 - 61; Платонов Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения: Автореф. дис..... канд.пед.н. -
Л.: 1984; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: 1973; Симонова Н.Н. Психологические аспекты вахтового труда нефтяников в условиях Крайнего Севера: Монография. - М.: 2008.
5 Симонова Н.Н. Психологические аспекты вахтового труда нефтяников ....
века как субъекта труда, создание информационных условий для практики формирования должной системы соответствующих психических регуляторов (По Е.А.Климову: 1) образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений деятельности); 2) образ субъекта; 3) образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимоотношений).
Проработанность, детализированность и максимальная точность представлений о будущей профессии позволяют судить о формировании необходимых компетенций. Компетенция и компетентность являются двумя взаимосвязанными понятиями и находят своё отражение при подготовке в учебном заведении.
Знания об особенностях вахтового труда в условиях Севера, умения использовать психологические знания с целью регуляции своего психоэмоционального состояния - позволяют адаптироваться в ситуации изменения привычного социального уклада жизни.
В подобных обстоятельствах следует учитывать климатические факторы: интенсивность солнечной радиации, господство пасмурной погоды, холод, высокая влажность воздуха, перепады давления, интенсивные электромагнитные поля. Все это определяет особенности социос-редовой профессиональной адаптации профессионала в данной ситуации. Саморегуляция функциональных состояний в столь специфических условиях, которые очень трудно, а порой даже невозможно изменить, является важным качеством личности профессионала, способствующим эффективно адаптироваться на вахте6.
Ряд психогенных факторов: информационный голод, депривация потребности в уединении, дефицит тёплого эмоционального общения ведет к психической дезадаптации, которая в условиях изоляции характеризуется, прежде всего, тем, что человек находится в состоянии психического напряжения, вызванного необходимостью подавлять свои эмоции. Следствием этих особенностей психической дезадаптации является нарушение системы взаимоотношений в группе: рост конфликтных ситуаций. При длительном, жёстком (сильная степень изоляции) воздействии психогенных факторов, а так же при отсутствии мер профилактики их последствий появляется ряд психических состояний, характеризующихся эмоциональными на-
6 Симонова Н.Н., Калачникова Т.С. Саморегуляция профессионалов при вахтовой организации труда на Севере // Человек в экстремальных условиях: Человеческий фактор и профессиональное здоровье: Материалы шестого Международного научно-практического конгресса Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России.- М.: 2008. - С. 252 - 253.
рушениями и негативно влияющими на эффективность трудовой деятельности.
Смысл психологической подготовки к труду состоит в развитии у обучающихся способности адаптироваться к рабочим условиям жизни, анализировать ситуацию, уметь владеть средствами коммуникации, оценивать и находить пути решения возникающих проблем, адекватно изменять свою деятельность. В связи с этим важной компетенцией профессионала, занятого в сфере вахтового труда на Севере, - является коммуникативная компетентность. В совокупности с необходимостью навыков саморегуляции можно говорить о развитии комплексной характеристики - эмоциональный интеллект (осознание и воздействие на эмоции других людей и свои собственные). Компетентностные характеристики - это критерии социально - психологической устойчивости к условиям вахтового труда на Севере. Выявление подобных критериев позволило бы сделать новый шаг в развитии системы психологической подготовки кандидатов для работы в условиях социальной изоляции.
Дизайн исследования. В целях изучения представлений студентов и специалистов о психологической готовности к труду вахтовым методом в условиях Севера было проведено исследование в мае 2010 года. В качестве респондентов выступили 3 группы испытуемых в количестве 36 человек: 10 работников вахтовым методом; 9 студентов, имеющих опыт вахтовой работы, обучающиеся в Институт нефти и газа (г. Архангельск), и рассматривающие в дальнейшем возможность работать в тяжёлых, специфических условиях Севера и 15 студентов его не имеющих.
Прежде всего, нас интересовало, есть ли различия в представлениях у студентов и работающих специалистов, а также у студентов, имевших опыт вахтовой работы (в рамках практики) и студентов, его не имеющих.
Важно проследить, каким образом в социальных представлениях различных групп профессионалов отражены профессиональные компетенции. При этом измерению подлежат не только представления, но и их отражение в деятельности. Для определения содержания социальных представлений о профессиональной готовности к вахтовому труду на Севере применялись качественные методы исследования. Использован качественно-количественный анализ анкет и полустандартизированного интервью.
Анкета (разработана авторами), для изучения представлений (компетенции, навыки, условия труда) о психологической готовности к труду вахтовым методом. Полустандартизированное интервью, содержащее следующие бло-
ки: вопросы о поверхностном уровне (внешние атрибуты, условия), предповерхностном (мотивы, стереотипы) и глубинном (общее отношение к вахтовому труду). Для обработки данных анкетирования, применялся контент-анализ. Результаты представлены в процентном соотношении. Расшифровка записей интервью - была проведена по методу конденсации смысла - выражение наиболее значимых моментов в сжатом виде. Так же использовался контент-анализ.
Диагностика уровня эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков осуществлялась с помощью следующих методик: методика Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта. Диагностика эмоционального интеллекта - МЭИ (М.А.Маной-лова)7, коммуникативная социальная компетентность (КСК)8.
Обработка данных производилась качественными и количественными методами. Использованы статистические критерии: Н-Краскала-Уоллеса, Хи-квадрат для таблиц сопряжённости. В нашей работе мы исходили из положения, что одной из составляющих психологической готовности к профессиональной деятельности является совокупность психологических знаний (навыки саморегуляции и коммуникативной компетентности, объединённые общим понятием эмоционального интеллекта). Для оценки степени совпадения значений измеренных признаков был использован критерий Н-Краскала-Уоллеса.
В результате исследований параметров эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности, а также мотивационной сферы было выявлено, что присутствует статистически значимые различия в выборках (специалисты, работающие на вахте; студенты, имеющие опыт вахтовой работы, обучающиеся в Институте нефти и газа, и рассматривающие в дальнейшем возможность работать в тяжёлых, особых условиях Севера, и студенты без опыта прохождения вахты).
Гипотеза о статистически значимых различиях в этих выборках подтвердилась в отношении параметров: эмоциональная осведомлённость (Chi-Square=8,3, p=0,02), управление своими эмоциями (Chi-Square=6,3, p=0,04), Фактор П (склонность к асоциальному поведению) ^Ы-Square=10,2, p=0,006). Гипотеза о различиях подтвердилась на уровне тенденции (р=0,05) для следующих показателей: внутриличностный
7 Манойлова М.А. Методика диагностики эмоционального интеллекта // Акмеология. - Вып. 11. -М.: 2006. - С. 99 - 104.
8 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: 2002. - С138 - 149.
аспект эмоционального интеллекта ^Ы-Square=5,6, p=0,05), Фактор Д (серьёзность-беззаботность) (Chi-Square=1,3, p=0,05).
Эмоциональная осведомлённость имеет самые высокие значения у студентов без опыта вахтовой работы (средний ранг=22,83), наименьший уровень у студентов с опытом вахтовой работы (средний ранг=11,5). Это может объясняться тем, что студенты, которые получили лишь теоретические знания, не задумываются об их пригодности и соответствии практике. Те же, кто побывал на практике, видят те стороны личности, которые требуется развивать.
Студенты с опытом вахтовой работы имеют более высокие показатели (средний ранг=24,6) в отношении умений управлять своими эмоциями, чем студенты, не бывавшие на вахте (средний ранг=14,4). Это обусловлено практической отработкой навыка в условиях непосредственной работы. Работники вахтовым методом (средний ранг=15,8), имеют показатель по управлению эмоциональными состояниями ниже, чем студенты, имеющие опыт вахтовой работы, возможно, это связано с большим количество трудных, экстренных ситуаций труда, в которых саморегуляция оказывается затруднена. Склонность к асоциальному поведению наиболее выражена у студентов без опыта работы в условиях вахты (средний ранг=23,18) и значительно выше, чем у двух других групп, которые имеют практически равные показатели (средний ранг=12).
Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль) наиболее выражен у студентов, имеющих опыт вахтовой работы (средний ранг=22,1) и менее всего у студентов без опыта (средний ранг=12,6), что связано с осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.
Студенты с опытом вахтовой работы в общении более жизнерадостны, беспечны и веселы (фатор Д, средний ранг=19,9), работающие же специалисты (фатор Д, средний ранг=15) более молчаливы и серьёзны в процессе коммуникации. На этот факт накладывает отпечаток ответственность за поступки, возрастающая с опытом и профессиональным ростом.
Таким образом, результаты позволяют предполагать, что студенты с опытом вахтовой работы способны управлять своими эмоциями, а также осознавать и принимать свои чувства, осуществлять самоконтроль однако имеют более низкую эмоциональную осведомленность, чем
студенты, не бывавшие на вахте. В этом заключается противоречие, которое требует отдельного рассмотрения.
Результаты анализа анкетных данных и интервью можно охарактеризовать следующим образом. Представления о работе на вахте и о самой вахте изменяются после прохождения практики (начала работы на вахте). Работающие специалисты видят условия труда на вахте более тяжёлыми, чем студенты, прошедшие практику. Такое распределение вполне объяснимо и связано в первую очередь с уровнем опыта работы (чем он выше - тем более осознаётся вся серьёзность и ответственность выполняемой работы).
Специалисты более восприимчивы к групповой изоляции. Студенты без опыта труда в условиях вахты считают, что основным средством адаптации к условиям вахты является опыт. Специалисты ставят на первое место общение с близкими людьми, студенты с опытом практики - стрессоустойчивость.
Основным источником знаний о приёмах саморегуляции для специалистов и студентов с опытом вахтового труда являются средства массовой информации (в основном интернет). Студенты без опыта работ на вахте упоминают о самообразовании, которое является главенствующим в сфере изучения механизмов саморегуляции. Приёмами саморегуляции считаются тайм-менеджмент (используется только студентами без опыта вахтового труда), позитивное мышление и аутотренинг (у студентов обеих групп), а также чтение книг у специалистов.
Основную трудность первой вахты с точки зрения специалистов и студентов, имеющих практику вахтового труда составляет - отрыв от родственников. Все группы отмечали отсутствие мотивации посещать дополнительные курсы по психологии постоянно, однако допускали возможность проведения тренинга, который, по их мнению, должен вести опытный человек, бывавший на вахте.
Психологическая подготовка необходима, с точки зрения, большинства опрошенных (66%). Однако остаётся под вопросом, в какой форме, т.к. психолог вызывает недоверие и опасение, что, вероятнее всего, связано с низким уровнем психологической культуры населения в целом. Данная проблема является ключевой в деле формирования эффективной программы профессиональной подготовки специалистов в сфере вахтового труда на Севере.
Анализ показал, что студенты с опытом вахтовой работы имеют навыки управления эмоциями и представление о «саморегуляции». Студенты, у которых нет опыта вахтовой работы в условиях Севера, имеют менее сформиро-
ванные представления в отношении саморегуляции, однако обладают высоким уровнем осознания эмоциональных переживаний окружающих людей. Те же, кто имел опыт работы на вахте, в большей степени отмечали важность личностного компонента в плане формирования профессиональной готовности
Испытуемые выделяли заблаговременную и непосредственную психологическую подготовку. Заблаговременная психологическая подготовка начинается с начала обучения в вузе и продолжается в течение всего срока практики. Она является составной частью системы всей воспитательной работы, проводимой со студентами. Всеми студентами была отмечена необходимость психологической подготовки, но отсутствует представление в какой форме. Именно проработка проблемы в этом направлении поисках решения программных вопросов, является наиболее перспективной.
Представления о профессиональной готовности к вахтовому труду на Севере специалистов, работающих на вахте; студентов, имеющих опыт вахтовой работы и студентов его не имеющих, имеют общие черты в отношении понимания необходимости предварительной подготовки к условиям труда. Все группы считают, что подготовка нужна, однако в какой форме она должна проводиться - единого мнения нет. В любом случае ясна личность того, кто будет её осуществлять: это должен быть опытный человек, а сама программа должна максимально полно представлять практическую сторону будущей работы и ориентироваться на максимальную приближенность к условиям вахтового труда на Севере.
Таким образом, мы можем отметить две линии по проработке данного экспериментального исследования: с одной стороны, теоретическая, включающая в себя определение содержания программы по профессиональной подготовке, а с другой, практическая, ориентированная на форму подачи необходимого развивающего материала.
Теоретический анализ основных подходов к рассмотрению социальных представлений о психологической готовности к труду на разных этапах профессионального становления показал, что существует взаимосвязь психологической и профессиональной подготовки, которая проявляется в том, что профессиональная подготовка направлена на развитие и формирование компетенций (личная способность профессионала решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности).
Специфика вахтового труда на Севере работников нефтедобывающей отрасли предполагает дополнительную подготовку к этим условиям с целью более успешной и эффективной трудовой деятельности. Выявлено содержание представлений о профессиональной готовности к вахтовому труду на Севере специалистов, работающих на вахте; студентов, имеющих опыт вахтовой работы и студентов его не имеющих. Сравнительный анализ представлений о профессиональной готовности к труду на Севере у работников вахтовым методом; студентов, имеющих опыт вахтовой работы и студентов его
не имеющих позволяет сделать вывод о том, что необходимо работнику на различных этапах профессионального развития.
В результате целенаправленной психологической подготовки у специалиста формируются стратегический план поведения и психологическая готовность реализовать его в новой ситуации, что обеспечивает быстрое его включение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего напряжения и сопротивления.
SOCIAL IDEAS OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SHIFT WORK IN THE NORTH TERRITORIES AMONG OIL INDUSTRY WORKERS AT DIFFERENT STAGES
OF PROFESSIONAL FORMATION
© 2013 A.V.Boytsova, N.N.Simonova
Northern Arctic Federal University of M.V.Lomonosova. Arkhangelsk
The article dwells upon the problem of psychological readiness for shift work in the north territories among oil industry workers at different stages of professional formation. The special attention is paid to the professional competences necessary for the successful adaptation and to the performance of labor tasks in special conditions. Keywords: psychological readiness for work, professional readiness, social representations, competences, competence.
Anastasia Vladimirovna Boytsova, Officer of the sector of training and assessment of the personnel Sberbank of Russia, a psychology chair master's degree student. E-mail anastasiya. boitzova@yandex. ru Natalia Nikolaevna Simonova, Doctor of psychology, Head of the Psychological Department of the Institute of pedagogics, psychology and social work. E-mail: n. simonova@narfu. ru