- описание конкретных случаев из жизни, кино и художественных произведений, где встречается нарушение духовно-нравственного компонента в поведении лично- комплексный анализ - философский, психологический, педагогический (материалы представляются в протоколах группы). В процессе корректировки материалов, обсуждения их со студентами проблемные вопросы либо получают свои ответы, либо требуют дополнительной информации, которая стимулирует познавательную активность студента;
- составление глоссария, который позволяет студенту получить в любой момент точное определение понятия, связи данного понятия с другими терминами и включить полученную информацию в общую систему знаний.
Отметим, что большую роль в формировании познавательной и профессиональной деятельности студентов играет правильно организованная самостоятельная работа. Материалы самостоятельной работы студентов в проблемной группе представляются в различных формах: сочинения-эссе, презентациях, фотоматериалах и т.д.
Таким образом, описанная программа позволяет в рамках образовательно-воспитательного процесса в вузе воспитывать духовные ценности у будущих специалистов.
Библиографический список
1. Братусь Б.С. Духовные аспекты теории личности / Б.С. Братусь. - М.: Просвещение, 1997.
2. Федотов В.Г. Практическое и духовное освоение действительности / В. Г. Федотов. - М.: Наука, 1991.
3. Федотов В.Г. Основы духовности и нравственности // Начальная школа. - 1994.
Р.В. Мартышкин
социальные представления о профессиональной деятельности молодежи в период становления
и адаптации
Ключевые слова: молодежь, социальные представления, профессиональная деятельность, этапы адаптации.
На сегодняшний день, все чаще, современные требования рынка труда к выпускникам вузов - потенциальным молодым специалистам в различных областях экономики -обусловлены стремительно развивающимися техническими, экономическими и социальными процессами в обществе. Вопросы, связанные с изучением социальных представлений о профессиональной деятельности у различных социальных групп, становятся все более значимыми. Большое внимание уделяется социальным представлениям молодежи, и в частности: определению сущностных характеристик этих представлений, выявлению их содержания, противоречий формирования и тенденций изменения.
© Мартышкин Р.В., 2013
Проблема социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи на ранних этапах адаптации стоит достаточно остро. Сегодня не раскрыты механизмы формирования и функционирования социальных представлений. Организация (будь то школа, среднеспециальное или высшее учебное заведение, место работы) представляет собой динамичную, постоянно изменяющуюся систему, поэтому знания и навыки субъекта, необходимые для самостоятельного анализа социально-производственной реальности, приобретают особую значимость.
В рамках исследовательской работы был проведен анализ теоретико-методологических основ понятия адаптация, выделены главные факторы, показатели и ее критерии. Сделан сравнительный анализ социально-психологических факторов влияния на трансформацию социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи на различных этапах становления и адаптации. Проведен социально-психологический анализ динамики и трансформации социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи на ранних этапах адаптации.
Объект исследования: профессиональная деятельность как специфический вид активности молодежи по своей профессии и специальности в период становления и адаптации, направленный на формирование социальных представлений. Предмет исследования: социальные представления о профессиональной деятельности молодежи на этапах становления и адаптации. Цель исследования - выявление трансформации социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи и их содержательной сущности на различных этапах становления и адаптации к окружающему социальному пространству.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
1) раскрытие специфики периода становления и адаптации молодежи;
2) изучение социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи, определяющих направленность и содержание периода становления и адаптации на различных этапах;
3) выявление содержательной сущности социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи на различных этапах становления и адаптации;
4) раскрытие и описание системы социально-психологических факторов, определяющих трансформацию социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи на различных этапах становления и адаптации;
5) разработка модели трансформации социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи на различных этапах становления и адаптации.
Основная гипотеза исследования - в зависимости от этапа становления и адаптации молодежи трансформация социальных представлений о профессиональной деятельности регулируется набором определенных структурных компонентов (когнитивной, аффективной и поведенческой компоненты) направленности личности, действие которых определяется присутствием конкретных социально-психологических факторов влияния, находящихся в окружающем социальном пространстве.
Проблема социальных представлений при исследовании личности занимает в социальной психологии важнейшее место. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и, вместе с тем, активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Французский социальный психолог С. Московичи полагает, «что эта кате-
горизация упускает один пункт. Установка является достоянием личности. Социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Поскольку многие из самых фундаментальных представлений существовали в нашей культурной группе задолго до того, как мы родились, существует очень небольшая вероятность того, чтобы какой-нибудь одни индивид мог вызвать существенное изменение в социальных представлениях, превалирующих внутри культурной группы» [1]. В содержательном плане «под социальным представлением, мы подразумеваем набор понятий, убеждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций» [2, с. 181]. Только при условии изучения социальных представлений можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Также им разработана специальная теория социальных представлений. Он рассматривает их как канал между индивидом и реальностью, оказывающей на него влияние помимо его сознания. Представления - особая форма обыденного коллективного знания, усваиваемого отдельным индивидом. Основные функции социальных представлений - сохранение стабильности сознания, детерминация поведения, интерпретация фактов и их включение в существующую у индивида картину мира. С. Московичи настаивает, что «изучение социальных представлений дает важнейший материал для понимания социально-психологических черт социальной общности: выражая отношение группы к социально значимому объекту, коллективное представление, и это подтверждается эмпирически, является одним из ее фундаментальных атрибутов» [3, с. 73-74].
Вместе с тем С. Московичи полагает, что «анализ социальных представлений позволяет в более широком социальном контексте проинтерпретировать механизмы построения когнитивных планов поведения и процессов коммуникации» [4, с. 142]. Таким образом, социальные представления - способ интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп.
В настоящее время проблема адаптации является одной из кардинальных проблем социальной психологии. Анализ адаптации молодежи достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. Особую важность приобретают проблемы профессионального становления молодежи, особенности адаптации, профессиональной социализации, формирование компетентности и готовности к профессиональной деятельности в условиях сложившейся экономической ситуации.
Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для ряда таких научно-практических задач, как профотбор, профконсультация, профориентация, профадаптация и профреабилитация, профобучение и профутомление, профтравма-тизм, реконструкция существующих и проектирование новых видов профессиональной деятельности. Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания, от мотива выбора данной профессии и профессиональной направленности. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт, сформировать определенные качества личности, которые необходимы в конкретной профессии, иметь определенные социальные представления о профессиональной деятельности и знать их содержательную сущность.
Адекватность образа профессиональной деятельности способствует более успешной адаптации молодежи, и наоборот, несоответствие представлений и ожиданий о реальных условиях предстоящей жизнедеятельности делает ее психологически неподготовленной к встрече с неожиданными трудностями, к осуществлению процесса адаптации. Однако полной адекватности ожиданий и реальности сформировать у молодежи обычно
не удаётся. У подавляющего большинства молодежи их представления и ожидания не совпадают с тем, с чем они встречались в реальной жизни. В связи с этим в период становления и адаптации молодежь сталкивается с большими препятствиями. Поэтому одной из коренных проблем подготовки специалистов является формирование у молодежи правильных представлений о своей профессии, адекватных возможностям и условиям деятельности ожиданий.
Таким образом, на основе проведенного социально-психологического исследования изучены социальные представления о профессиональной деятельности молодежи, определяющие направленность и содержание периода становления и адаптации на различных этапах, выявлена содержательная сущность социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи на различных этапах становления и адаптации, на обозначенных этапах становления и адаптации молодежи выделены конкретные социально-психологические факторы влияния, находящиеся в окружающем социальном пространстве.
Подводя итог, можно сделать некоторые выводы: необходима диагностика и корректировка трансформации социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи в период становления и адаптации, которая осуществляется посредством мониторинга, по результатам которого можно проследить момент возможного отклонения от достижения необходимого результата и осуществление контроля становления и адаптации. Обеспечение комплексной реализации контроля становления и адаптации молодежи предполагает проведение мониторинговых замеров на трех ключевых этапах:
- на первом этапе (абитуриенты) диагностика социально-психологических факторов, определивших выбор направления профессиональной подготовки и осознанности. Использование механизмов формирования социальных представлений о профессиональной деятельности абитуриентов в окружающей социально-профессиональной среде;
- на втором этапе (старшекурсники вуза) диагностика социально-психологических факторов, влияющих на мотивацию молодежи к освоению профессиональной среды и определяющих отношение контактов с внешней профессиональной средой. Использование механизмов формирования социальных представлений о профессиональной деятельности молодежи старших курсов вуза, развития профессиональных и личностных компетенций, востребованных на рынке труда;
- на заключительном этапе (работающая молодежь) диагностика факторов, определяющих системную готовность специалиста к профессиональной деятельности. Использование механизмов формирования социальных представлений о профессиональной деятельности работающей молодежи, развития профессиональной компетентности как интегративного качества личности специалиста, включающего систему знаний, умений, навыков и личностных качеств, а также механизмов успешного позиционирования специалиста на рынке труда.
Таким образом, последовательное целенаправленное влияние на социальные представления молодежи о профессиональной деятельности позволит сформировать необходимую направленность личности в определении основных целей и мотивов выбора места работы.
На сегодняшний день, повышенное внимание к молодежи - ведущему фактору производства и резерву экономического роста и конкурентоспособности - становится в России естественным признаком современного общества и приобретает основные черты международного опыта в области образования. Политика государства в области трудоустройства высококвалифицированных кадров должна распространяться не только на уже выпускающихся студентов, но и на старшеклассников.
Библиографический список
1. Московичи С. Век толп / С. Московичи; предисл. Брушлинского А.В. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
2. Moscovici S. On Social representations // Social cognition: Perspectives on everyday understanding. / Ed. By P. J. Forgas. London, 1981. P. 181-209.
3. Moscovici S. La psychoanalyse, son image et son public. P., 1976. 506 p.
4. Moscovici S. Perspectives d'avenir en psychologie social. - In: Psychologie de demain (sous la direction de P. Fraisse). - 1982, p. 137-147.
Е.В. Мечина
учебная мотивация и особенности интереса к изучению иностранного языка студентами управленческих специальностей
Ключевые слова: управленческое образование, коммуникативная компетенция, коммуникация, иностранный язык, учебная мотивация, интерес.
Проведенные в России политические, экономические и социальные преобразования привели к росту деловых и культурных связей с зарубежными странами. На многих совместных предприятиях, фирмах и концернах существует потребность в управленцах, владеющих иностранным языком. Следовательно, изменились требования к подготовке управленческих кадров, а именно к их иноязычной подготовке. Однако выпускники профильных вузов не владеют, в достаточной мере, иностранным языком, что не позволяет им работать в команде, контролировать рабочий и осуществлять успешную интеракцию с зарубежными партнерами. Таким образом, в процессе обучения в вузе выявляются недостатки подготовки будущих управленцев. Содержание учебных занятий по иностранному языку имеет мало общего с профессиональной деятельностью управленческих кадров России, поэтому выпускники экономических вузов испытывают сложности при контактах с сотрудниками зарубежных организаций.
Качество образовательного процесса стало сейчас актуальной темой, обсуждаемой широкой общественностью. Как отмечают Лопато Л.В. и Платицына Т.В., в рамках качественной подготовки современного специалиста особое внимание следует уделять профессиональной коммуникативной компетенции [1]. Обсуждается вопрос, насколько высшей школе удается подготовить студентов управленческих специальностей в процессе обучения к продуктивной профессиональной деятельности. Задача высшей школы состоит в содействии развитию способностей не только в интеллектуальной области, но и в социальной. В учебных группах с оптимальным климатом удается одновременно реализовать несколько целей. Учащиеся в подобных группах достигают высоких когнитивных результатов и располагают способностями в области мотивации и интереса.
Одним из центральных аспектов теории самоопределения является различие между интринсивной (внутренней) и экстринсивной (внешней) мотивацией [2]. Первая определяется как «желание или намерение выполнить действие, которое приведет к положительным последствиям и которое поможет избежать негативных последствий. Важ-
© Мечина Е.В., 2013