Сибирский психологический журнал.
2024. № 92. С. 26-43. Б01: 10.17223/17267080/92/2
УДК 316.6
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТАХ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ В СОЗНАНИИ УЧИТЕЛЕЙ
А.А. Реан1, И.А. Коновалов1, А.В. Егорова2
1 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
2Московский педагогический государственный университет, Россия, 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1
Резюме
Статья посвящена проблеме педагогической социальной перцепции агрессивности учащихся. Обоснована значимость социально-перцептивных образов педагога о тендерных аспектах агрессивности учащихся в контексте вопросов профилактики асоциального поведения. Проанализирован феномен вербальной агрессивности как наиболее часто встречающийся вид агрессивного поведения в образовательной среде. Эмпирическое исследование на материале ответов 5 084 педагогов (94% - женщины, средний возраст респондентов - 44,5) посвящено оценке согласованности идентификации педагогами вербальной агрессии юношей и девушек с различными социальными представлениями о гендерных аспектах проявления агрессии в сознании учителей. Оценка значимости факторов согласия с каждым из утверждений (обобщенная оценка) и представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами (дифференцированная оценка) была осуществлена с помощью двухфакторного дисперсионного анализа. Апостериорный анализ включал стратегию множественных межгрупповых сравнений с использованием критерия Тьюки. Показано, что педагоги значимо чаще отмечают распространенность вербальной агрессии среди девушек, нежели юношей. В результате анализа согласованности дифференцированных оценок с пятью обобщенными утверждениями выявлено, что только в отношении одного из них («Агрессия у девочек носит более "изобретательный" характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков») респонденты давали непротиворечивые дифференцированные оценки. В отношении остальных проанализированных утверждений были зафиксированы противоречия в контексте дифференцированных оценок вербальной агрессии девушек и юношей. Полученные результаты вносят вклад в изучение социальных представлений педагогов об особенностях подростковой агрессии, а также подчеркивают необходимость дальнейшего изучения социально-перцептивных установок педагогов в отношении агрессии учащихся.
Ключевые слова: агрессия; подростки; педагоги; вербальная агрессия; социальная перцепция
Введение
На сегодняшний день образовательная система стакивается со множеством вызовов, среди которых особую тревогу вызывает поведение молодого поколения. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению агрессивного поведения детей и подростков, объектами которого выступают не только сами учащиеся, но и педагоги. Следует признать, что проблематика подростковой агрессии широко представлена в российских и зарубежных исследованиях, но не теряет своей актуальности и по сей день. Однако в имеющейся литературе довольно редко встречаются исследования, направленные на изучение представлений педагогов об агрессивном поведении учащихся. В условиях образовательной среды именно педагоги являются ключевыми фигурами не только в обучении и воспитании личности, но также и в формировании благоприятной школьной среды, способствующей превенции агрессивных актов со стороны учащихся. Как показано в одном из российских исследований, 76% родителей в ситуации агрессии обратятся за помощью к классному руководителю (Хломов и др., 2022), что свидетельствует о важной роли педагога в жизни ребенка. Поддержание дисциплины и создание благоприятного школьного климата требуют от учителей не только профессионально-дидактических знаний, умений и навыков, но и глубокого понимания психологии развития детей и подростков, а также эффективных способов распознавания и противодействия агрессивному поведению учащихся.
Однако ситуация усложняется тем, что на сегодняшний день существует довольно большое количество видов агрессии, которая может выражаться в разных формах: от физического насилия до психологического воздействия, которое порой довольно трудно распознать. Кроме того, с развитием цифровой социализации подростковая агрессия приобрела новые формы. Современные научные исследования показывают высокую распространенность киберагрессии в России (Солдатова, Рассказова, Чи-гарькова, 2020; Sobkin, Fedotova, 2021) и в зарубежных странах (Vale, Pe-reira, Gon?alves, Matos, 2018; Borraccino et al., 2022). При этом вербальные формы кибербуллинга наиболее распространены (Zhu, Huang, Evans, Zhang, 2021). Педагоги зачастую испытывают трудности в идентификации скрытых форм агрессии (Winter, McKenzie, 2017), а также сообщают о недостатке компетенций по противодействию агрессии учащихся (Boxer, Musher-Eizenman, Dubow, Danner, Heretick, 2006). При этом одной из наиболее распространенных форм агрессии в школах, по мнению педагогов, является вербальная агрессия, об этом сообщают более 60% учителей. В свою очередь, 54% учащихся сообщили о том, что не сталкивались с вербальной агрессией за последний месяц (Хломов и др., 2022). Данные тенденции могут свидетельствовать о том, что различные формы вербальной агрессии могут по-разному восприниматься и фиксироваться у учителей и школьников. В связи с этим появляется необходимость изучения восприятия педагогами вербальной агрессии учащихся.
Помимо этого, важным фактором проявления агрессии также является пол учащихся, ведь, как уже показано в многочисленных исследованиях, в зависимости от пола формы проявления агрессии могут отличаться, в частности для мальчиков характерно проявление прямой агрессии, а девочки отдают предпочтение вербальной и косвенной агрессии (Реан, 2016). Исследование А.С. Фомиченко, в котором изучались представления педагогов о причинах агрессивного поведения, показало, что педагоги приписывают большую агрессивность мальчикам, нежели девочкам, объясняя это стремлением мальчиков к «демонстрации физического превосходства» (Фомиченко, 2013). Кроме того, ранее нами было установлено, что 28% педагогов соглашаются с утверждением о том, что взрослые более снисходительны к проявлению агрессии мальчиков, нежели девочек (Реан, Коновалов, 2021). В связи с этим появляется необходимость рассмотреть согласованность идентификации педагогами вербальной агрессии в школьной среде с имеющимися социальными представлениями о гендерных аспектах проявления агрессии в сознании учителей.
Агрессивное поведение учащихся является одной из наиболее серьезных и распространенных проблем в современной образовательной среде. Данный феномен может иметь серьезные последствия не только для учащихся, но и для всего школьного сообщества в целом. Многочисленные исследования по всему миру показывают высокую распространенность агрессивного поведения среди учащихся. В одном из российских исследований было установлено, что практически все социальные педагоги за время своей профессиональной деятельности сталкивались с агрессией учащихся, других педагогов и родителей. При этом жертвами агрессии детей становятся учащиеся, педагоги и непедагогические работники, а агрессорами могут выступать как мальчики, так и девочки (Гурьянова, 2020). Согласно зарубежным данным, от 17 до 27% учителей (вариация процента зависит от формы проявления агрессии) сообщили, что более половины учащихся из их классов проявляли ту или иную форму агрессии, от 33 до 60% педагогов отметили, что большинство учащихся имеют убеждения, поддерживающие агрессивное поведение (Boxer et al., 2006).
Вербальная агрессия занимает специфическое место среди видов агрессивного поведения, возникающих в образовательных учреждениях. С одной стороны, указанное явление - нередкий и замечаемый педагогами феномен в ученической среде. Так, например, различные проявления вербальной агрессии учащихся замечаются чаще руководителями образовательных организаций и педагогами, нежели иные виды агрессии (Хломов и др., 2022, Poling, Smith, Taylor, Worth, 2019). С другой стороны, согласно эмпирическим данным, порядка 10% педагогов склонны воспринимать проявления вербальной агрессии как норму - крик, обзывательства, ложь с целью испортить социальные отношения другого человека (Реан, Коновалов, Кошеле-ва, 2022). Вместе с тем, если у педагога есть убеждение в «нормализации» агрессии, подобное поведение может становиться нормой и для учащихся (Demol, Verschueren, Salmivalli, Colpin, 2020).
Приведенные данные представляются нам тревожными, ведь они могут свидетельствовать, что педагогам не хватает компетенций, чтобы определить неявные формы буллинга, и тогда встает вопрос о необходимости создания специальных программ повышения квалификации. Или же педагоги не воспринимают всерьез формы психологического воздействия, делая отсылку к особенностям периода подростничества.
В свою очередь, зарубежные ученые провели исследование, в котором оценивалась частота столкновения педагогов с различными формами проблемного поведения учащихся, а также серьезность этого поведения. Ими установлено, что менее опытные учителя чаще оценивали явное (экстерна-лизирующее) поведение учащихся как более серьезное (оскорбления, прогулы, насмешки и др.), а учителя с большим стажем значимо чаще считали более серьезными неявные (интернализирующие) формы поведения (подозрительность, чувствительность (плаксивость), невнимательность и др.). Также были выявлены гендерные стереотипы педагогов в оценке серьезности проблемного поведения учащихся: поведение, которое противоречит гендерным стереотипам, воспринимается учителями как более серьезное (в частности, если девочки используют явные формы проблемного поведения, а мальчики - неявные). При этом у менее опытных учителей гендерные стереотипы были более выражены (Kokkinos, Panayiotou, Davazoglou, 2004). Таким образом, в образовательной среде также укрепляются определенные гендерные стереотипы. Принято считать, что для мальчиков свойственно проявление агрессии вовне (физическая агрессия), а для девочек - вовнутрь (раздражение, обиды). Если же подростки проявляют нетипичное для своего пола поведение, то для педагога оно становится более заметным.
Как правило, с детства мальчикам и девочкам присваиваются разные ролевые модели. Если мужчинам приписываются обществом более доминирующие и конкурентные роли, что может способствовать большей склонности к проявлению физической агрессии (Archer, 2009), то женщинам присваиваются более уступчивые и мягкие роли, препятствующие насилию (Nivette, Sutherland, Eisner, Murray, 2019). Таким образом, гендерные различия в проявлении агрессии являются результатом усвоенного поведения и процессов гендерной социализации, которая происходит на протяжении всего детства и отрочества (Akers, Jennings, 2015; Semenza, 2021).
Как педагоги воспринимают агрессию учащихся в зависимости от их пола? Ранее нами было установлено, что большинство педагогов согласны с утверждением о том, что половые различия в проявлении агрессии существуют. Кроме того, педагоги отметили, что агрессия у девочек носит более «избирательный» характер, а также большинство респондентов согласились с тем, что мальчики больше проявляют агрессию вовне, а девочки вовнутрь. Также было показано, что большинство педагогов не согласны с тем, что у девочек агрессия проявляется реже, чем у мальчиков, и что взрослые относятся более лояльно к агрессивному поведению у мальчиков, чем у девочек (Реан, Коновалов, 2021). Анализируя познание педагогом
личности учащегося, С.В. Кондратьева говорит о том, что педагогу сложнее понять девочек, нежели мальчиков (Кондратьева, 1980). Зарубежные исследования показали, что, по мнению педагогов, агрессивное поведение встречается у обоих полов, однако у девочек - реже. Скрытые формы агрессии чаще встречаются у девочек, а мальчики используют в основном прямые, однако это не исключает использования девочками прямых форм проявления агрессии. Что касается причин агрессивного поведения, то, по мнению педагогов, они идентичны для обоих полов - это желание завоевать авторитет среди сверстников. Кроме того, педагоги отметили, что агрессивное поведение между мальчиками и девочками встречается гораздо реже, чем между подростками одного пола (Yubero, Navarro, 2006). Однако, несмотря на общие представления педагогов о том, что мальчикам свойственны открытые и прямые формы агрессии, а девочкам - косвенные и скрытые, невозможно сказать однозначно, какая конкретная форма агрессивного поведения будет использоваться только мальчиками или только девочками. Например, исследования показывают, что проявление девочками физической агрессии может быть связано с низкой самооценкой, депрессией или отвержением со стороны сверстников (Winter, McKenzie, 2017). Безусловно, можно говорить о том, что есть некоторые предпочтения в форме выражения агрессии у мальчиков и девочек, однако использование определенных видов агрессии может зависеть от контекста ситуации или личностных особенностей подростка.
Цель данной статьи - рассмотрение представлений педагогов о гендер-ной специфике проявления вербальной агрессии у учащихся. В частности, была предпринята попытка выявить согласованность идентификации педагогами вербальной агрессии в школьной среде с имеющимися социальными представлениями о гендерных аспектах проявления агрессии в сознании учителей.
Методы
Описание выборки. Выборку респондентов составили 5 084 педагога. Подавляющее число респондентов женского пола (94%). Средний возраст респондентов 44,5 (SD = 11,7). Молодые специалисты, имеющие педагогический стаж менее 5 лет, составляют 15% от выборки. Около 40% респондентов имеют стаж более 25 лет. Большинство педагогов преподают в средней школе (66%), около 50% - в начальной школе, 40% - в старшей школе. 23% педагогов из рассматриваемой выборки не имеют квалификационной категории, 37% имеют первую квалификационную категорию, 40% - высшую. Около 30% педагогов имеют административную нагрузку, а более 70% - классное руководство.
Методы и методики исследования. Для оценки специфики представлений педагогов о проблемном поведении учащихся была разработана стандартизированная анкета научного коллектива А.А. Реана. Анкета включала в себя социально-демографический блок вопросов, оценку маркеров во-
влеченности подростков в ситуации агрессивного поведения, оценку распространенности различных видов агрессивного поведения в контексте возраста и пола подростков и др. В настоящей статье представлен анализ ответов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, насколько часто, с Вашей точки зрения, встречаются следующие виды агрессии в среде учащихся подросткового возраста разного пола, по 7-балльной шкале. При этом цифра "1" будет означать "практически не встречается", а цифра "7" - "встречается очень часто"». В рассмотрение включена только оценка вербальной агрессии подростков, которая была определена в рамках анкеты следующим образом: «Вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, оскорбления))».
Кроме того, педагогам было предложено ответить на вопрос: «С какими из нижеперечисленных утверждений о проявлении агрессивного поведения в зависимости от пола детей и подростков Вы согласны?» (респонденты могли выбрать любое число ответов). Среди вариантов ответов использовались следующие утверждения:
- Различий в проявлении агрессивного поведения между полами нет.
- У девочек агрессия проявляется реже, чем у мальчиков.
- Агрессия у девочек носит более «изобретательный» характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков.
- Взрослые относятся более лояльно к агрессивному поведению у мальчиков, чем у девочек
- Мальчики больше проявляют агрессию вовне (физическая, вербальная), девочки вовнутрь (раздражение, обиды)
Категории для ответов были выделены посредством экспертного анализа интервью 20 педагогов. Некоторые категории были скорректированы и дополнены после проведения пилотажного исследования на выборке в 140 человек.
Этапы исследования. Выбранные для анализа вопросы в некотором роде дублируют друг друга: с одной стороны, была произведена дифференцированная оценка частоты различных видов агрессии (в настоящем анализе в рассмотрение попала вербальная агрессия как наиболее типичный вид агрессивного поведения в школьной среде), с другой стороны, респондентам было предложено выразить свое согласие / несогласие с рядом утверждений, касающихся специфики гендерных аспектов агрессивности «в общем виде». В рамках настоящего рассмотрения была предпринята попытка выявить согласованность / противоречивость представлений педагогов, полученных из различных источников.
Оценка значимости факторов согласия с каждым из утверждений (обобщенная оценка) и представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами (дифференцированная оценка) была осуществлена с помощью двухфакторного дисперсионного анализа. Апостериорный анализ включал стратегию множественных межгрупповых сравнений, оценка значимости была произведена с помощью критерия Тьюки.
Обработка данных выполнена в RStudio (R version 4.3.1) (R Core Team, 2023), для обработки данных были использованы следующие пакеты: readxl (Wickham, Bryan, 2023), plyr (Wickham, 2011), dplyr (Wickham, François, Henry, Müller, Vaughan, 2023), sjmisc (Lüdecke, 2018), psych (Revelle, 2023), tidyr (Wickham, Vaughan, Girlich, 2023), extrafont (Chang, 2023), scales (Wick-ham, Pedersen, Seidel, 2023).
Результаты
Педагоги чаще отмечают, что вербальная агрессия у юношей практически не встречается, а у девушек встречается очень часто. Так, например, выбор категории «встречается очень часто» осуществили 5% респондентов в отношении юношей и 10% респондентов в отношении девушек. Среднее значение по частоте встречаемости вербальной агрессии среди девушек составляет 4,0, среди юношей 3,6. Результаты сравнительного анализа показали статистически значимые различия по встречаемости вербальной агрессии среди юношей и девушек (t = 16,545; p < 0,01). Таким образом, педагоги значимо чаще отмечают распространенность вербальной агрессии среди девушек.
Вне зависимости от согласия с утверждением «различий в проявлении агрессивного поведения между полами нет» респонденты дают значимо более высокие оценки частоте вербальной агрессии девушек, нежели юношей (рис. 1; F = 127,6, p < 0,001). Также отметим, что оценки частоты вербальной агрессии юношей значимо не от различаются друг от друга как в случае согласия с утверждением, так и в случае несогласия (см. приложение).
й «
о я
я О
Девушки Юноши
3,25
Нет Да
Выбор утв. «Различий в проявлении агрессивного поведения между полами нет»
Рис. 1. Различия оценки частоты вербальной агрессии девушек / юношей в контексте согласия / несогласия педагогов с утверждением «Различий в проявлении агрессивного
поведения между полами нет»
При рассмотрении подвыборки согласных с утверждением о том, что «различий в проявлении агрессивного поведения между полами нет», выявлено,
4.25
4.00
3.75
S 3.50
что дифференцированные оценки вербальной агрессии юношей и девушек противоречат факту их согласия с рассматриваемым утверждением, при этом дифференцированные оценки несогласных с этим утверждением согласуются с их декларируемой позицией по данному вопросу (см. приложение).
Также отметим, что выявлены значимые различия в оценках вербальной агрессии девушек в группах согласных и несогласных с рассматриваемым утверждением: респонденты, считающие, что различий в проявлении агрессии между полами нет значимо ниже оценивают частоту встречаемости проявлений вербальной агрессии среди девушек ^ = 15,64, p < 0,001; см. приложение).
Выбор утв. «У девочек агрессия проявляется реже, чем у мальчиков»
Рис. 2. Различия оценки частоты вербальной агрессии девушек / юношей в контексте согласия / несогласия педагогов с утверждением «У девочек агрессия проявляется
реже, чем у мальчиков»
Согласно результатам дисперсионного анализа, установлена значимость как фактора согласия с обобщенным утверждением (рис. 2; F = 86,29, p < 0,001), так и фактора представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами ^ = 129,13, p < 0,001). Апостериорный анализ показал, что респонденты, несогласные с утверждением «У девочек агрессия проявляется реже, чем у мальчиков», дали статистически значимо более высокие оценки частоте вербальной агрессии девушек по сравнению со всеми остальными группами (см. приложение). Отметим, что их позиция по рассматриваемому вопросу не противоречит дифференцированным оценкам (оценка частоты вербальной агрессии) вербальной агрессии, в отличие от всех остальных рассматриваемых групп.
Согласно результатам дисперсионного анализа, установлена значимость как фактора согласия с обобщенным утверждением ^ = 257,16, p < 0,001), так и фактора представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами ^ = 131,37, p < 0,001).
Отметим, что с некоторой условностью дифференцированные оценки вербальной агрессии респондентов согласуются с их позицией в отноше-
Ц Девушки Ц Юноши
нии утверждения «Агрессия у девочек носит более "изобретательный" характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков» (рис. 3). Группа респондентов, выразившая согласие, значимо более высоко оценила частоту вербальной агрессии девушек по сравнению с вербальной агрессией юношей, при этом значимые отличия между оценками вербальной агрессии девушек и юношей отсутствуют между группами несогласных с данным утверждением респондентов (см. приложение).
4,25
& 4,00
О Я
3,75
й
% 3,50 «
Я О
3,25
Девушки Юноши
Да
Выбор утв. «Агрессия у девочек носит более "изобретательный" характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков»
Рис. 3. Различия оценки частоты вербальной агрессии девушек / юношей в контексте согласия / несогласия педагогов с утверждением «Агрессия у девочек носит более "изобретательный" характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков»
Условность, отмеченная выше, состоит в том, что «планы мести, сплетни, социальная агрессия», хоть и всегда имеют вербальный компонент, «не покрывают» всю область вербальной агрессии, а только ее непрямые формы.
По результатам дисперсионного анализа установлена значимость как фактора согласия с обобщенным утверждением (Б = 87,67, p < 0,001), так и фактора представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами (Б = 128,65, p < 0,001).
Контекст утверждения «Взрослые относятся более лояльно к агрессивному поведению у мальчиков, чем у девочек» (рис. 4) можно очень условно соотнести с дифференцированной оценкой вербальной агрессии. С одной стороны, респонденты дают значимо более высокие оценки частоте вербальной агрессии девушек, нежели юношей (см. приложение) - налицо противоречие, по крайней мере в группе несогласных. С другой стороны, нельзя однозначно утверждать, что более низкая оценка свидетельствует о более лояльном отношении именно к вербальной агрессии.
Согласно результатам дисперсионного анализа установлена значимость как фактора согласия с обобщенным утверждением (Б = 18,949, р < 0,001), так и фактора представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами (Б = 127,675, р < 0,001).
| Девушки Ц Юноши
Выбор утв. «Взрослые относятся более лояльно к агрессивному поведению у мальчиков, чем у девочек»
Рис. 4. Различия оценки частоты вербальной агрессии девушек / юношей в контексте согласия / несогласия педагогов с утверждением «Взрослые относятся более лояльно к агрессивному поведению у мальчиков, чем у девочек»
Выбор утв. «Мальчики больше проявляют агрессию вовне (физическая, вербальная), девочки вовнутрь (раздражение, обиды)»
Рис. 5. Различия оценки частоты вербальной агрессии девушек / юношей в контексте
согласия / несогласия педагогов с утверждением «Мальчики больше проявляют агрессию вовне (физическая, вербальная), девочки вовнутрь (раздражение, обиды)»
В контексте утверждения «Мальчики больше проявляют агрессию вовне (физическая, вербальная), девочки вовнутрь (раздражение, обиды)» (рис. 5) можно сделать следующий вывод: респонденты несогласные с данным утверждением, дают непротиворечивые дифференцированные оценки вербальной агрессии девушек и юношей, при этом те, кто согласен с данным утверждением, склонны оценивать проявления вербальной агрессии девушек и юношей противоречащим утверждению способом.
При этом общая тенденция более высоких оценок вербальной агрессии девушек по сравнению с юношами сохраняется (см. приложение).
| Девушки Ц Юноши
Нет
Да
Обсуждение результатов
В рамках исследования был установлен факт значимо более высокой оценки педагогами вербальной агрессии девушек, нежели юношей. Отметим, что вербальная агрессия является неоднородным явлением, включающим как прямые, так и непрямые формы. При этом можно указать следующую тенденцию: в случае оценки непрямых форм вербальной агрессии полученные в настоящем исследовании данные согласуются с результатами более ранних исследований (Bjorkqvist, Lagerspetz, Kaukiainen, 1992). Так, оценка согласия / несогласия с утверждением «Агрессия у девочек носит более "изобретательный" характер, чем у мальчиков...» подтверждает описанную тенденцию. При этом анализ утверждения «Мальчики больше проявляют агрессию вовне.» противоречит данным, полученным ранее (Crick, Grotpeter, 1995): вне зависимости от согласия с указанным утверждением, тенденция более высокой оценки вербальной агрессии девушек сохраняется.
Основной целью настоящего анализа выступило соотношение дифференцированных и обобщенных оценок педагогами специфики гендерных аспектов проявления агрессии учащихся. Можно однозначно утверждать, что полученные данные свидетельствуют о неоднородном, внутренне противоречивом характере социальных представлений как обобщенных социально-перцептивных образов, характерных для какой-либо группы, характеризующих понимание агрессии педагогами.
В результате анализа согласованности дифференцированных оценок с пятью обобщенными утверждениями было выявлено, что только в отношении одного из них («Агрессия у девочек носит более "изобретательный" характер, чем у мальчиков.») респонденты давали непротиворечивые дифференцированные оценки. В отношении остальных четырех были зафиксированы противоречия: респонденты, считающие, что различий в проявлении агрессии между полами нет, более высоко оценивают проявления вербальной агрессии девушек; респонденты, считающие, что агрессия проявляется у девочек реже, чем у мальчиков, дают статистически не отличающиеся друг от друга дифференцированные оценки. Респонденты, согласные с утверждением «Мальчики больше проявляют агрессию вовне...», также противоречащим образом оценивают частоту вербальной агрессии девушек как более высокую.
Рассмотрим возможные объяснения полученных данных. Отметим, что выявленные противоречия между дифференцированными и обобщенными оценками характерны скорее для подгрупп педагогов, нежели для всей выборки. Указанный факт может свидетельствовать, что часть педагогического сообщества не обладает компетенциями для выявления и понимания ситуаций проблемного и агрессивного поведения, что вполне соотносится с данными, свидетельствующими о высоком запросе учителей на повышение квалификации в области профилактики девиантного поведения1.
1 Исследование РАО «Перед школьной психологической службой особенно остро встают вызовы «цифрового общества». URL: http://rao.rusacademedu.ru/news/issledovanie-rao-pered-
Продуктивность педагога напрямую зависит от его способности «познавать собственные индивидуально-психологические особенности, оценивать свое психическое состояние, а также осуществлять разностороннее восприятие и адекватное познание личности учащегося» (Реан, 2016, с. 227). Однако адекватное познание учащегося может затрудняться при недостаточном знании и понимании своих собственных социально -перцептивных установок, особенностей реагирования в тех или иных ситуациях, знаний о своих сильных и слабых сторонах и личностных особенностях в целом. Развитие рефлексивно-перцептивных умений педагога является ключевым навыком для совершенствования профессиональной деятельности педагога и его взаимодействия с учащимися (Реан, 2016).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости не только повышения квалификации педагогов в области коррекции и превенции агрессивного поведения подростков, а также развития рефлексивно-перцептивных умений и навыков педагогического мастерства. При этом было показано, что программы вмешательства более эффективны, если в их разработке и реализации участвовали педагоги (Wilson, Lipsey, Derzon, 2003), что подчеркивает значимость включения педагогов в создание профилактических мероприятий, направленных на предотвращение агрессивного поведения.
Заключение
В рамках исследования был установлен факт значимо более высокой оценки педагогами вербальной агрессии девушек, нежели юношей. В результате анализа согласованности дифференцированных оценок с пятью обобщенными утверждениями выявлено, что только в отношении одного из них («Агрессия у девочек носит более «изобретательный» характер, чем у мальчиков...») респонденты давали непротиворечивые дифференцированные оценки. В отношении остальных четырех были зафиксированы противоречия. Респонденты, считающие, что различий в проявлении агрессии между полами нет, более высоко оценивают проявления вербальной агрессии девушек, нежели юношей. Респонденты, считающие, что агрессия проявляется у девочек реже, чем у мальчиков, дают статистически не отличающиеся друг от друга дифференцированные оценки. Респонденты, выразившие согласие с данным утверждением, в соответствии с данной точкой зрения более высоко оценивают проявления вербальной агрессии девушек. Респонденты, согласные с утверждением «Мальчики больше проявляют агрессию вовне (физическая, вербальная), девочки вовнутрь (раздражение, обиды)» также противоречащим образом оценивают частоту вербальной агрессии девушек как более высокую.
shkolnoj-psixologicheskoj-sluzhboj-osobenno-ostro-vstayut-vyzovy-cifrovogo-obshhestva-2/; РАО составила «портрет школьного психолога». 2021. URL: https://psy.su/feed/9404/ (дата обращения: 21.12.2023).
Полученные результаты вносят вклад в изучение педагогической социальной перцепции подростковой агрессивности, а также подчеркивают необходимость дальнейшего изучения социально-перцептивных установок педагогов в отношении агрессии учащихся. Полученные результаты релевантны направлениям развития воспитания, зафиксированным в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р), в частности необходимости создания системы «.комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения.», что требует актуализации программ повышения квалификации педагогов и обновления их содержания с учетом актуальных тенденций рисков агрессивного поведения учащихся.
Важным аспектом профилактики агрессивного поведения учащихся также является системный подход к созданию комплексных профилактических мер, направленных на работу со всем школьным коллективом, детьми и их семьями. Также встает вопрос о применимости и эффективности уже имеющихся программ профилактики. На наш взгляд, необходимо проведение исследований, направленных на изучение эффективности используемых программ профилактики в школах, а также всероссийских конкурсов лучших региональных практик по профилактике агрессии, которые позволили бы школьным сообществам обмениваться опытом и внедрять успешные разработки в школьную среду.
Литература
Гурьянова, М. П. (2020). Социально-педагогическая профилактика агрессии. Народное
образование, 5(1482), 94-101. Кондратьева, С. В. (1980). Понимание учителем личности учащегося. Вопросы психологии, 5, 143-148.
Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Консуль-тантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ Реан, А. А. (2016) Психология личности. СПб.: Питер.
Реан, А. А., Коновалов, И. А. (2021). Оценка педагогами подростковой агрессивности: социально-перцептивные аспекты и готовность к вмешательству. Российский деви-антологический журнал, 1(2), 276-295. doi: 10.35750/2713-0622-2021-2-276-295 Реан, А. А., Коновалов, И. А., Кошелева, Е. С. (2022). Совладание педагога с деструктивным поведением учащихся: реакция на агрессию учащихся и агрессивность педагогов. Интеграция образования, 26(4 (109)), 688-707. doi: 10.15507/1991-9468.109.026. 202204.688-707
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Чигарькова, С. (2020). Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи. Национальный психологический журнал, 2(38), 3-20. doi: 10.11621/npj.2020.0201 Фомиченко, А. С. (2013). Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы. Социальная психология и общество, 4(2), 81-93. Хломов, К. Д., Бочавер, А. А., Андрианова, Р. А., Гурьянова, М. П., Лобынцева, С. В., Метлик, И. В., ... Шемшурин, А. А. (2022). Комплексная профилактика агрессивно-
го поведения в образовательной среде. М.: Ин-т изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.
Приложение
Оценка различий средних значений по оценке вербальной агрессии (ВА) у девушек и юношей в контексте согласия / несогласия с различными утверждениями о гендерных аспектах агрессии подростков, установленные с помощью критерия Тьюки
Сравниваемые группы Разница средних Нижняя граница ДИ Верхняя граница ДИ p- значение
Утверждение 1: Различий в проявлении агрессивного поведения между полами нет
Согласны: Оценка ВА девушек -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,202 -0,347 -0,056 0,002
Несогласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,393 -0,490 -0,297 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,508 -0,654 -0,363 < 0,001
Несогласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,191 -0,337 -0,046 0,004
Согласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,306 -0,488 -0,124 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА юношей -0,114 -0,260 0,030 0,178
Утверждение 2: У девочек агрессия проявляется реже, чем у мальчиков
Согласны: Оценка ВА девушек -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,585 -0,714 -0,457 < 0,001
Несогласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,538 -0,640 -0,435 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,610 -0,738 -0,481 < 0,001
Несогласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек 0,047 -0,080 0,176 0,775
Согласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,024 -0,174 0,126 0,976
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА юношей -0,071 -0,201 0,056 0,477
Утверждение 3: Агрессия девочек носит более "изобретательный " характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков
Согласны: Оценка ВА девушек -Несогласны: Оценка ВА девушек 0,903 0,765 1,041 < 0,001
Несогласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек 0,070 -0,099 0,239 0,709
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек 0,383 0,246 0,521 < 0,001
Несогласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,833 -0,971 -0,695 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,519 -0,616 -0,423 < 0,001
Окончание приложения
Сравниваемые группы Разница средних Нижняя граница ДИ Верхняя граница ДИ Р- значение
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА юношей 0,313 0,175 0,451 < 0,001
Утверждение 4: Взрослые относятся более лояльно к агрессивному поведению у мальчиков, чем у девочек
Согласны: Оценка ВА девушек -Несогласны: Оценка ВА девушек 0,473 0,341 0,606 < 0,001
Несогласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,299 -0,401 -0,199 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,088 -0,221 0,044 0,315
Несогласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,773 -0,906 -0,641 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,562 -0,721 -0,403 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА юношей 0,211 0,078 0,343 < 0,001
Утверждение 5: Мальчики больше проявляют агрессию вовне (физическая, вербальная), девочки вовнутрь (раздражение, обиды)
Согласны: Оценка ВА девушек -Несогласны: Оценка ВА девушек 0,212 0,088 0,337 < 0,001
Несогласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,294 -0,434 -0,155 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА девушек -0,209 -0,333 -0,084 < 0,001
Несогласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,507 -0,632 -0,383 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Согласны: Оценка ВА девушек -0,422 -0,529 -0,314 < 0,001
Согласны: Оценка ВА юношей -Несогласны: Оценка ВА юношей 0,085 -0,039 0,210 0,290
Поступила в редакцию 15.04.2024 г.; повторно 03.05.2024 г.;
принята 23.05.2024 г.
Реан Артур Александрович - заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований; председатель Научного совета Российской академии образования по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся, академик РАО, доктор психологических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Коновалов Иван Александрович - научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Егорова Анна Викторовна - аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. E-mail: [email protected]
For citation: Rean, A. A., Konovalov, I. A., Egorova, A. V. (2024). Social Representations of Gender-Based Aspects of Verbal Aggression among Adolescents As Perceived By Teachers. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 92, 26-43. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/92/2
Social Representations of Gender-Based Aspects of Verbal Aggression among Adolescents As Perceived By Teachers
A.A. Rean1, LA. Konovalov1, A.V. Egorova2
1 Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, 9 build., 4, Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation
2Moscow Pedagogical State University, 1/1 Malaya Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation
Abstract
The article discusses the issue of pedagogical social perception of student aggressiveness. It emphasizes the importance of teacher's socio-perceptual images regarding the gender aspects of student aggression in relation to preventing antisocial behavior. The article analyzes the phenomenon of verbal aggression as the most common form of aggressive behavior in an educational setting. An empirical study, based on responses from 5084 teachers (94% female, with an average age of 44.5), examines the consistency between teacher's identification of verbal aggression in boys and girls and their social perceptions of gender-based aggression. The study uses two-factor variance analysis to assess the significance of factors such as agreement with statements and frequency of verbal aggression assessment (among girls and boys). The a posteriori analysis involved a strategy of multiple inter-group comparisons using the Tukey's test. The results showed that teachers significantly more often noted the prevalence of verbal aggression among girls compared to boys. As a result of analyzing the consistency of differentiated assessments with five generalized statements, we found that only in relation to one statement ("Girl's aggression is more 'inventive' (revenge plans, gossip, social aggression) compared to boys") respondents gave consistent differentiated assessments. For the rest of the statements analyzed, contradictions were recorded in terms of differentiated assessments of girl's and boy's verbal aggression. These findings contribute to the understanding of teacher's social perceptions of adolescent aggression and emphasize the need for further research into teacher's socio-perceptual attitudes toward student aggression.
Keywords: aggression; teenagers; teachers; verbal aggression; social perception
References
Akers, R. L., & Jennings, W. G. (2015). Social learning theory. In Alex R. Piquero. (Ed.), The Handbook of Criminological Theory (pp. 230-240). Whiley. doi: 10.1002/ 9781118512449.ch12
Archer, J. (2009). Does sexual selection explain human sex differences in aggression?
Behavioral and Brain Sciences, 32(3-4), 249-266. doi: 10.1017/S0140525x09990951 Bjorkqvist, K., Lagerspetz, K. M., & Kaukiainen, A. (1992). Do girls manipulate and boys fight? Developmental trends in regard to direct and indirect aggression. Aggressive behavior, 18(2), 117-127. doi: 10.1002/1098-2337(1992)18:2<117::AID-AB2480180205>3.0.CO;2-3 Borraccino, A., Marengo, N., Dalmasso, P., Marino, C., Ciardullo, S., Nardone, P., Lemma P., & The 2018 HBSC-Italia Group. (2022). Problematic social media use and cyber aggression in Italian adolescents: the remarkable role of social support. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(15), 1-10. doi: 10.3390/ijerph19159763 Boxer, P., Musher-Eizenman, D., Dubow, E. F., Danner, S., & Heretick, D. M. (2006). Assessing teachers' perceptions for school-based aggression prevention programs:
A.A. PeaH, H.A. Kouoeanoe, A.B. Егороeа
Applying a cognitive-ecological framework. Psychology in the Schools, 43(3), 331-344. doi: 10.1002/pits.20144 Chang, W. (2023). extrafont: Tools for Using Fonts. (R package version 0.19). Retrieved
from https://CRAN.R-project.org/package=extrafont Crick, N. R., & Grotpeter, J. K. (1995). Relational aggression, gender, and social-psychological adjustment. Child Development, 66(3), 710-722. doi: 10.1111/j.1467-8624.1995.tb00900.x
Demol, K., Verschueren, K., Salmivalli, C., & Colpin, H. (2020). Perceived teacher responses to bullying influence students' social cognitions. Frontiers in Psychology, 11, 592582. doi: 10.3389/fpsyg.2020.592582 Fomichenko, A. S. (2013). Predstavleniya uchiteley o prichinakh agressivnogo povedeniya uchashchikhsya raznykh klassov obshcheobrazovatel'noy shkoly [Teachers' ideas about the causes of aggressive behavior of students in different classes of a comprehensive school]. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo, 4(2), 81-93. Guryanova, M. P. (2020). Sotsial'no-pedagogicheskaya profilaktika agressii [Social and pedagogical prevention of aggression]. Narodnoe obrazovanie, 5(1482), 94-101. Khlomov, K. D., Bochaver, A. A., Andrianova, R. A., Guryanova, M. P., Lobyntseva, S. V., Metlik, I. V., ... Shemshurin, A. A. (2022). Kompleksnaya profilaktika agressivnogo povedeniya v obrazovatel'noy srede [Comprehensive prevention of aggressive behavior in the educational environment]. Moscow: Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Russian Academy of Education. Kokkinos, C. M., Panayiotou, G., & Davazoglou, A. M. (2004). Perceived seriousness of pupils' undesirable behaviours: The student teachers' perspective. Educational Psychology, 24(1), 109-120. doi: 10.1080/0144341032000146458 Kondratieva, S. V. (1980). Ponimanie uchitelem lichnosti uchashchegosya [Teacher's understanding of the student's personality]. Voprosy psikhologii, 5, 143-148. Ludecke, D. (2018). sjmisc: Data and Variable Transformation Functions. Journal of Open
Source Software, 3(26), 754. doi: 10.21105/joss.00754 Nivette, A., Sutherland, A., Eisner, M., & Murray, J. (2019). Sex differences in adolescent physical aggression: Evidence from sixty-three low-and middle-income countries. Aggressive behavior, 45(1), 82-92. doi: 10.1002/ab.21799 Poling, D. V., Smith, S. W., Taylor, G. G., & Worth, M. R. (2019). Direct verbal aggression in school settings: A review of the literature. Aggression and Violent Behavior, 46, 127139. doi: 10.1016/j.avb.2019.01.010 R Core Team. (2023). R: A Language and Environment for Statistical Computing. R Foundation
for Statistical Computing, Vienna, Austria. Retrieved from: https://www.R-project.org/ Rean, A. A. (2016) Psikhologiya lichnosti [Psychology of Personality]. St. Petersburg: Piter. Rean, A. A., & Konovalov, I. A. (2021). Otsenka pedagogami podrostkovoy agressivnosti: sotsial'no-pertseptivnye aspekty i gotovnost' k vmeshatel'stvu [Teachers' assessment of adolescent aggression: Social-perceptual aspects and readiness to intervene]. Rossiyskiy deviantologicheskiy zhurnal, 1(2), 276-295. doi: 10.35750/2713-0622-2021-2-276-295 Rean, A. A., Konovalov, I. A., & Kosheleva, E. S. (2022). Sovladanie pedagoga s de-struktivnym povedeniem uchashchikhsya: reaktsiya na agressiyu uchashchikhsya i agres-sivnost' pedagogov [Teacher's coping with students' destructive behavior: Reaction to students' aggression and teachers' aggressiveness]. Integratsiya obrazovaniya, 26(4(109)), 688-707. doi: 10.15507/1991-9468.109.026. 202204.688-707 Revelle, W. (2023). psych: Procedures for Psychological, Psychometric, and Personality Research. Northwestern University, Evanston, Illinois. Retrieved from: https://CRAN.R-project.org/package=psych Russian Federation. (2015). Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Fede-ratsii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r [On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: Order No. 996-r of the Government of the Russian Federation
of May 29, 2015]. [Online] Available from: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_180402/ Semenza, D. C. (2021). Gender differences in the victim-offender relationship for on-and offline youth violence. Journal of Interpersonal Violence, 56(19-20), 9255-9276. doi: 10.1177/0886260519864358 Sobkin, V. S., & Fedotova, A. V. (2021). Adolescents on social media: Aggression and
cyberbullying. Psychology in Russia, 14(4), 186-201. doi: 10.11621/pir.2021.0412 Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., & Chigarkova, S. (2020). Vidy kiberagressii: opyt podrostkov i molodezhi [Types of cyber aggression: the experience of adolescents and young people]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal, 2(38), 3-20. doi: 10.11621/npj.2020.0201 Vale, A., Pereira, F., Gonçalves, M., & Matos, M. (2018). Cyber-aggression in adolescence and internet parenting styles: A study with victims, perpetrators and victim-perpetrators. Children and Youth Services Review, 93, 88-99. doi: 10.1016/j.childyouth.2018.06.021 Wickham, H. (2011). The Split-Apply-Combine Strategy for Data Analysis. Journal of Statistical Software, 40(1), 1-29. Retrieved from: https://www.jstatsoft.org/v40/i01/ Wickham, H., & Bryan, J. (2023). readxl: Read Excel Files. (R package version 1.4.2).
Retrieved from: https://CRAN.R-project.org/package=readxl. Wickham, H., François, R., Henry, L., Müller, K. & Vaughan, D. (2023). dplyr: A Grammar of Data Manipulation. (R package version 1.1.2). Retrieved from: https://CRAN.R-project.org/package=dplyr Wickham, H., Pedersen, T. & Seidel, D. (2023). scales: Scale Functions for Visualization.
(R package version 1.3.0). Retrieved from: https://scales.r-lib.org Wickham, H., Vaughan, D. & Girlich, M. (2023). tidyr: Tidy Messy Data. (R package version
1.3.0), Retrieved from: https://CRAN.R-project.org/package=tidyr Wilson, S. J., Lipsey, M. W., & Derzon, J. H. (2003). The effects of school-based intervention programs on aggressive behavior: a meta-analysis. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 71(1), 136-149. doi: 10.1037/0022-006X.71.1.136 Winter, C. R., & McKenzie, K. (2017). Teachers' perceptions of female student aggression at an all-girls school. Journal of Adolescent Research, 32(4), 509-525. doi: 10.1177/0743558416668408 Yubero, S., & Navarro, R. (2006). Students' and teachers' views of gender-related aspects of aggression. School Psychology International, 27(4), 488-512. doi: 10.1177/0143034 306070436
Zhu, C., Huang, S., Evans, R., & Zhang, W. (2021). Cyberbullying among adolescents and children: a comprehensive review of the global situation, risk factors, and preventive measures. Frontiers in Public Health, 9, 1-12. doi: 10.3389/fpubh.2021.634909
Received 15.04.2024; Revised 03.05.2024;
Accepted 23.05.2024
Artur A. Rean - Head of the Laboratory for Psychology of Destructive Behavior and Aggression in Youth, Federal Scientific Center of Psychological and Interdisciplinary Research, Chairman of the Scientific Council of the Russian Academy of Education on the Prevention of Aggression and Destructive Behavior of Students. Academician of the Russian Academy of Education, D. Sc. (Psychol.), Professor. E-mail: [email protected]
Ivan A. Konovalov - Research fellow at the Laboratory for Psychology of Destructive Behavior and Aggression of Youth, Federal Scientific Center of Psychological and Interdisciplinary Research. Cand. Sc. (Psychol.). E-mail: [email protected]
Anna V. Egorova - Research Analyst, Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behavior Research, Moscow Pedagogical State University. E-mail: [email protected]