Научная статья на тему 'Социальные представления народа саха о «Характере жителей Якутии» в различных возрастных группах'

Социальные представления народа саха о «Характере жителей Якутии» в различных возрастных группах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / САХА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ / КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ / ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ / ВЫНОСЛИВЫЕ1 / SOCIAL REPRESENTATIONS / SAKHA / AGE FEATURES / SOCIALLY SIGNIFICANT EVENTS / CULTURAL-SPECIFIC / NATURAL CONDITIONS / ENDURING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Наталья Дмитриевна

Цель. В статье представлены результаты исследования социальных представлений народа саха о «характере людей, проживающих в Якутии». Процедура и методы исследования. Исследование проводилось по всей Якутии в 2018 г. Полученные результаты обрабатывались с помощью прототипического анализа социальных представлений по П. Вержесу. Выборка исследования разделена на четыре группы с учётом возрастных особенностей и значимого для якутского общества социального события принятия Суверинитета Республики Саха (Якутия) в 1991 г. Результаты проведённого исследования. Выявлено, что ядро социальных представлений остаётся неизменным, влиянию подвержены периферии социальных представлений. Ядро социальных представлений во всех группах содержит элемент «выносливые», периферия отражает как общечеловеческие, так и культурно-специфические элементы. Теоретическая и практическая значимость. Выбор в качестве предмета исследования социальных представлений позволит определить отношение людей к актуальным для общества вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL REPRESENTATIONS OF THE SAKHA PEOPLE ABOUT “CHARACTEROF INHABITANTS OF YAKUTIA” IN VARIOUS AGE GROUPS

Purpose. The article presents the results of the study of social representations of the Sakha people about “the character of people living in Yakutia”. Methodology and Approach. The study was conducted throughout Yakutia in 2018. The results were processed using prototypical analysis of social representations by P. Verges. The sample of the study is divided into four age groups, taking into account age characteristics and a significant social event for the Yakut society the adoption of the Sovereignty by the Republic of Sakha (Yakutia) in 1991. Results. It is revealed that the core of social representations remains unchanged, the periphery of social representations are the subject to influence. The core of social representations in all groups contains the element “enduring”, the periphery reflects both universal and culturally specific elements. Theoretical and Practical Implications. The choice of social representations as a subject of research will allow to define the relation of people to the questions actual for society.

Текст научной работы на тему «Социальные представления народа саха о «Характере жителей Якутии» в различных возрастных группах»

УДК 316.654

DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-110-121

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАРОДА САХА О «ХАРАКТЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ЯКУТИИ» В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Елисеева Н. Д.

Институт психологии Российской академии наук

129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, Российская Федерация

Аннотация.

Цель. В статье представлены результаты исследования социальных представлений народа саха о «характере людей, проживающих в Якутии».

Процедура и методы исследования. Исследование проводилось по всей Якутии в 2018 г. Полученные результаты обрабатывались с помощью прототипического анализа социальных представлений по П. Вержесу. Выборка исследования разделена на четыре группы с учётом возрастных особенностей и значимого для якутского общества социального события - принятия Суверинитета Республики Саха (Якутия) в 1991 г.

Результаты проведённого исследования. Выявлено, что ядро социальных представлений остаётся неизменным, влиянию подвержены периферии социальных представлений. Ядро социальных представлений во всех группах содержит элемент «выносливые», периферия отражает как общечеловеческие, так и культурно-специфические элементы. Теоретическая и практическая значимость. Выбор в качестве предмета исследования социальных представлений позволит определить отношение людей к актуальным для общества вопросам.

Ключевые слова: социальные представления, саха, возрастные особенности, социально значимые события, культурно-специфичные, природные условия, выносливые

SOCIAL REPRESENTATIONS OF THE SAKHA PEOPLE ABOUT "CHARACTER OF INHABITANTS OF YAKUTIA" IN VARIOUS AGE GROUPS

N. Eliseeva

Institute of psychology, Russian Academy of Sciences 13, Yaroslavskaya ul., Moscow, 129366, Russian Federation

Abstract.

Purpose. The article presents the results of the study of social representations of the Sakha people about "the character of people living in Yakutia".

Methodology and Approach. The study was conducted throughout Yakutia in 2018. The results were processed using prototypical analysis of social representations by P. Verges. The sample of the study is divided into four age groups, taking into account age characteristics and a significant social event for the Yakut society - the adoption of the Sovereignty by the Republic of Sakha (Yakutia) in 1991. Results. It is revealed that the core of social representations remains unchanged, the periphery of social representations are the subject to influence. The core of social representations in all groups contains the element "enduring", the periphery reflects both universal and culturally specific elements. Theoretical and Practical Implications. The choice of social representations as a subject of research will allow to define the relation of people to the questions actual for society.

© CC BY Елисеева Н. Д., 2020.

Keywords: social representations, Sakha, age features, socially significant events, cultural-specific, natural conditions, enduring

Введение

Исследование общественного самосознания является необходимым условием для понимания процессов, происходящих в обществе, и выстраивания наиболее оптимального пути решения социально-психологических проблем на макроуровне. Т. П. Емельянова считает, что макропсихологические исследования особенно необходимо проводить в обществах, испытавших трансформации [6].

В современной социальной психологии методов исследования макроизменений не так уж и много. Одним из них, способным улавливать актуальное состояние большой группы, является метод исследования социальных представлений. «Социальные представления, будучи системами интерпретации явлений, фактов и событий социальной жизни, отвечают этой потребности и образуют смысловые конструкции, содержащие объяснения волнующих людей проблем» [5, с. 438]. Основоположником в исследования социальных представлений является С. Московичи [17; 18] . В отечественной психологии в исследование социальных представлений большой вклад сделала Т. П. Емельянова и её ученики (Емельянова, 2016; Емельянова, 2019 и др.). Проведены также многочисленные исследования социальных представлений коллективом Института психологии РАН (Соснина, Воловикова, 2001; Мустафина, 2012; Борисова, Воловикова, 2016 и др.).

Республика Саха (Якутия) на современном этапе её развития испытывает трансформационные изменения, как и Россия в целом [5; 15]. В последние годы в связи с федерализацией государственного устройства начинают происходить изменения в сторону укрупнения регионов. Данному процессу предшествовала национализация республик и регионов после распада Советского Союза.

Проблема изменения обыденного сознания жителей Якутии под влиянием

социально-экономических изменений общества изучалась нами посредством исследования имплицитных представлений (Елисеева, 2004; Елисеева, 2019). Было выявлено, что в целом наблюдается стабильность основных предикторов имплицитных представлений о нравственном человеке. Неизменными остаются такие нравственные категории, как взаимопомощь и поддержка, уважение к старшим, к себе, к окружающим, а также к природному миру, значимость следования традициям, почитания природного мира, основанного на субъектном отношении к природе [4, с. 158].

Целью исследования, представленного в данной статье, является изучение социальных представлений саха о характере людей, проживающих в Якутии. Здесь следует дать пояснения понятиям «саха» и «якутский»: саха - это самоназвание якутов. Здесь мы будем обозначать под словом «саха» этнос саха и представления народа саха, а словом «якутский» будем обозначать территориальную принадлежность, т. е. якутяне - это люди, живущие на территории Якутии.

В нашем исследовании мы исходили из предположения, что социальные представления людей различных возрастных групп будут отражать трансформационные изменения общества, происходившие за последние десятилетия. Наиболее значимыми социальными событиями, произошедшими в Якутии и имеющими значение для мировоззрения народа, являются принятие Суверинитета Республики Саха (Якутия) в 1990 и отказ от него в 2009 гг.

Таким образом, при формировании возрастных групп среди взрослых была учтена дата принятия Суверенитета Республики Саха (Якутия). С учётом данной даты взрослые были разделены на две группы: до 40 лет и старше 40 лет. Взрослые до 40 лет - это люди, взросле-

\г\у

ние которых приходилось на период роста национального самосознания, произошедшего после принятия Суверенитета Республики Саха (Якутия). Взрослые после 40 лет же - это люди, период взросления которых пришёлся на время СССР. Возрастные группы молодёжи и подростков были разделены с учётом социальной ситуации развития и становления Я-концепции: подростки с 14 до 18 лет и молодые люди до 25 лет. В нашем исследовании существовали различия в социальной ситуации - подростки проживали с родителями, а молодые люди были студентами, проживающими в общежитии. Данное различие, помимо психологических особенностей возраста, указанных в трудах Д. Б. Эльконина, В. Б. Божович, Э. Эриксона, на наш взгляд, также имеет своё значение [1; 13; 14].

В исследовании приняли участие 726 человек от 14 до 75 лет, из них 402 женщины и 324 мужчины. Выборка была разделена на 4 возрастные группы:

1 группа - старшие школьники с 15 до 18 лет. Всего 246 подростков, из них 126 девочек, 120 мальчиков;

2 группа - молодые люди с 19 до 25 лет. Всего 114 человек, из них 62 девушки и 52 юноши;

3 группа - взрослые с 26 до 39 лет. Всего 237 человек, из них 131 женщина и 106 мужчин;

4 группа - взрослые с 40 лет и старше. Всего 129 человек, из них 83 женщины и 46 мужчин.

Респондентами выступили представители народа саха. Этническая принадлежность выявлялась по самоопределению.

Эмпирическое исследование проводилось в 2018 г. в 25 муниципальных районах республики (всего в Якутии 34 муниципальных района). География исследования охватывает все зоны Якутии: северную арктическую, южную промышленную и центральную.

В качестве метода исследования был использован ассоциативный метод. Респондентам была представлена следую-

щая инструкция: «Назовите ассоциации, возникающие на слова "Особенности характера людей, живущих в Якутии"». Учитывая специфику выборки, инструкция была представлена на двух языках: якутском и русском.

Полученные данные обрабатывались с помощью частотного анализа и про-тотипического анализа П. Вержеса. При подготовке результатов исследования к прототипическому анализу мы работали не с обобщёнными категориями, а с определёнными ассоциациями, которые приводили респонденты. Объединялись только различные словоформы и синонимы одного и того же слова.

Результаты иссследования

Для создания общей картины приведём вначале результаты частотного анализа всех ассоциаций по общей выборке. Таким образом мы выделим наиболее популярные по всей выборке ассоциации относительно якутского менталитета.

Частотный анализ дал 110 ассоциаций, из которых мы выявили 30, занимающих не менее 1 % в общей совокупности ассоциаций (табл. 1).

На первом месте находится ассоциация «выносливые». Данная ассоциация занимает почти 14 % от всей совокупности ассоциаций. Следующая ассоциация «добрые» идёт с большим отрывом от первой, её общий вес составляет 6 % от общего количества ассоциаций. Другие ассоциации же имеют небольшой отрыв друг от друга. Анализ данных слов будет представлен ниже, так как большая часть этих ассоциаций участвовала в дальнейшей обработке.

Среди выделенных ассоциаций есть как позитивно, так и негативно окрашенные. Из 110 ассоциаций 32 имеют негативный характер. По частоте встречаемости негативных ассоциаций намного меньше (14 % от всей выборки), чем позитивных. Негативно окрашенными ассоциациями, перешагнувшими рубеж 1 %, являются: "замкнутые", "упрямые"

Таблица 1

Результаты частотного анализа ассоциаций

Table 1

Results of frequency analysis of associations

Ассоциации Частота встречаемости ассоциации % от общего количества ассоциаций

Выносливые 229 13,51

Добрые 99 5,84

Гостеприимные 66 3,89

Трудолюбивые 65 3,83

Приветливые 61 3,60

Скромные 61 3,60

Следуют традициям 52 3,07

Суровые 49 2,89

Умные 47 2,77

Сдержанные 44 2,60

Сильные духом 43 2,54

Замкнутые 39 2,30

Упрямые 38 2,24

Сильные 33 1,95

Отзывчивые 28 1,65

Искренние 26 1,53

Доверчивые 26 1,53

Жизнерадостные 26 1,53

Упорные 24 1,42

Нравственные 23 1,36

Смелые 23 1,36

Спокойные 23 1,36

Близкие к природе 21 1,24

Верят в Айыы 20 1,18

Целеустремленные 20 1,18

Невозмутимые 18 1,06

Жалостливые 17 1,00

Некультурные 17 1,00

Патриоты 17 1,00

Талантливые 17 1,00

Источник: составлено автором.

и "некультурные". Позитивные ассоциации: "выносливые", "добрые", "гостеприимные", "трудолюбивые", "приветливые", "скромные", "умные", "сильные духом", "сильные (физически)", "отзывчивые", "искренние", "доверчивые", "жизнерадостные", "упорные", "нравственные", "смелые", "спокойные", "целеустремленные", "жалостливые", "патриоты" и "талантливые". Имеются также ассоциации, носящие нейтральный характер, которые, скорее, констатируют наблюдаемые респондентами факты: "следуют традициям", "близкие к природе", "верят в добрые божества - Айыы". Следует также отметить ассоциации, которые можно трактовать двояко, как отрицательно, так и позитивно. Это - "суровые", "сдержанные", "невозмутимые".

Для представления более ясной картины якутского менталитета необходим дальнейший анализ по каждой возрастной группе. Для этого нами был использован прототипический анализ П. Вержеса, который выступает одним из методов

Как видно из таблицы 2, в ядре элемент выносливые. В зоне периферии следующие элементы: "добрые", "приветливые", "гостеприимные" и "следуют традициям". В первой зоне находятся элементы: "сильные" и "суровые". В четвёртый квадрат, в зону собственно периферии, входят эле-

выявления структуры социальных представлений. Компоненты структуры социальных представлений - ядро и периферия - имеют своё значение. Ядро - это константная часть социальных представлений, оно имеет связь с коллективной памятью, а периферия определяет зону потенциального развития социальных представлений в современном обществе. В интерпретации структуры социальных представлений по П. Вержесу важным является анализ ядра, левого верхнего квадрата, а также близких к ядру и первой периферии правого верхнего и левого нижнего квадратов [8]. Элементы, попавшие в данные зоны, являются потенциальными и могут в дальнейшем перейти в ядро или в зону ближайшей к ядру периферии. От собственно периферии, которая представлена правым нижним квадратом, можно абстрагироваться [2].

Рассмотрим структуру социальных представлений старших школьников (табл. 2).

Таблица 2 Table 2

менты - "трудолюбивые", "скромные", "упрямые", "умные".

В следующей таблице дана структура социальных представлений молодых людей (табл. 3).

Ядро социальных представлений в данной группе включает два элемента: вынос-

Структура социальных представлений старших школьников

Structure of social representations of high school students

Частота ассоциации Средний ранг ассоциации

< 1,84 > 1,84

> 15 Выносливые (67: 1,54) Добрые (23: 1,96); Приветливые (18: 1,5); Гостеприимные (16: 1,88); Следуют традициям (16: 1,88)

< 15 Сильные (12: 1,42); Суровые (14: 1,5) Трудолюбивые (14: 1,93); Скромные (13: 2,08); Упрямые (13: 2,38); Умные (12: 2)

Источник: составлено автором.

Vm;

Таблица 3

Структура социальных представлений молодых людей

Table 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Structure of young people's social representations

Частота ассоциации Средний ранг ассоциации

< 1,81 > 1,81

> 11 Выносливые (32: 1,44); Добрые (18: 1,72); Гостеприимные (14: 1,93); Трудолюбивые (12: 2,75)

< 11 Упрямые (11: 1,36); Сдержанные (8: 1,75); Сильные духом (7: 1,43) Приветливые (11: 2,27); Суровые (11: 2,09); Жизнерадостные (8: 2,75); Замкнутые (11: 2,27); Следуют традициям (8: 2,38); Упорные (7: 1,86)

пивые и «добрые». Здесь элемент «добрые» переходит в ядро из ближайшей периферии, в которой он был представлен в группе старших школьников. Возможно, здесь мы наблюдаем процесс формирования структуры социальных представлений на различных возрастных этапах. Зона ближайшей периферии состоит из элементов «гостеприимные» и «трудолюбивые». Зона первой периферии представлена элементами «упрямые», «сдержанные» и «сильные духом». Зона собственно периферии включает 6 элементов, которые также ча-

Источник: составлено автором.

стично представлены в группе старших школьников: «приветливые», «суровые», «жизнерадостные», «замкнутые», «следуют традициям» и «упорные».

Далее рассмотрим структуру социальных представлений людей среднего возраста (табл. 4).

В группе взрослых до 40 лет ядро социальных представлений также включает один элемент: выносливые. В зоне ближайшей к ядру периферии находятся следующие элементы: «скромные», «сдержанные», «добрые», «умные», «замкну-

Таблица 4

Структура социальных представлений взрослых до 40 лет

Table 4

Structure of social representations of adults under 40

Частота ассоциации Средний ранг ассоциации

<2,08 >2,08

> 18,5 Выносливые (76: 1,84) Скромные (32: 2,41); Сдержанные (28: 2,04); Добрые (33: 2,24); Умные (19: 2,84); Замкнутые (20: 2)

< 18,5 Сильные духом (25: 1,48); Общительные (18: 1,89); Суровые (18: 1,72); Следуют традициям (15: 1,67) Рассудительные (15: 2,2); Доверчивые (13: 2,15); Трудолюбивые (13: 2,38); Сильные (12: 2,08); Смелые (18: 2,39)

Источник: составлено автором.

VmT

тые». В зоне первой периферии имеются следующие элементы: «сильные духом», «общительные», «суровые» и «следуют традициям». Зона собственно периферии представлена следующими элементами:

В группе взрослых старше 40 лет структура ядра содержит наибольшее количество элементов: «выносливые», «добрые», «приветливые», «следуют традициям» и «рассудительные». В зоне ближайшей периферии только один элемент: «трудолюбивые». В зоне первой периферии следующие элементы: «скромные», «спокойные», «отзывчивые» и «сплоченные». В зону дальней периферии переместились следующие элементы: «гостеприимные», «умные». Помимо них в данной зоне находятся элементы «доверчивые» и «нравственные».

Обсуждение результатов

В нашем исследовании мы рассматривали менталитет как категорию над-этническую. Хотя выборка этнически однородная (по самоопределению респондентов), вопрос, который мы им задавали, расширяет рамки одного этноса: "Назовите ассоциации, возникающие на слова "Особенности характера людей,

«рассудительные», «доверчивые», «трудолюбивые», «сильные», «смелые».

В последней таблице дана структура социальных представлений людей старшего поколения (табл. 5).

Таблица 5 Table 5

живущих в Якутии"». Полученные результаты свидетельствуют о том, что в понятие «характер людей, проживающих в Якутии» респонденты вкладывают черты характера представителя своего народа - народа саха.

В первую очередь это качество - выносливость. Данное качество имеет наибольший вес, помимо этого является постоянным элементом ядра социальных представлений. «Выносливый» в словаре Д. Н. Ушакова означает «стойкий, способный много выносить, терпеть. Не гибнущий в неблагоприятных условиях»1. Значимость данного качества в якутском менталитете обусловлена суровыми климатическими условиями, которые породили главное требование к человеку - выжить. Резко-континентальный климат (до -73° зимой и +40° летом), зима продолжительностью 9 месяцев являются суровыми условиями для проживания

1 См.: Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 2005. С. 1102.

Структура социальных представлений взрослых старше 40 лет

Structure of social representations of adults over 40

Частота ассоциации Средние ранг ассоциации

<2,31 >2,31

> 12 Выносливые (54: 1,59); Добрые (24: 2,17); Общительные (14: 2,21); Следуют традициям (13: 2,15); Рассудительные (14: 1,86) Трудолюбивые (26: 2,65)

< 12 Скромные (12: 2,25); Спокойные (9: 2,22); Отзывчивые (8: 2,13); Сплоченные (7: 1,86) Гостеприимные (12: 3,17); Умные (11: 2,45); Сильные (8: 2,5); Доверчивые (7: 3); Нравственные (7: 2,57)

Источник: составлено автором.

Vile;

человека. В этих условиях жизнь человека не обходится без лишений и трудностей. Отсюда выносливость - это важная черта характера, способствующая выживанию человека. Исследователи, изучавшие коренные народы Якутии, сходятся во мнении, что ежедневная борьба с суровой стихией Севера выковала личность смелого, честного, терпеливого человека с обострённым чувством собственного достоинства [7; 12]. Интересно, что, несмотря на процесс урбанизации, затронувший Якутию, выносливость является важным элементом якутского менталитета как для взрослых, так и для подростков. В исследовании А. П. Оконешниковой, проведённом в середине 80-х гг. прошлого столетия, было выявлено, что наиболее часто встречаемыми положительными качествами в автостереотипах саха являются высокое интеллектуальное развитие, доброта, трудолюбие и честность [9]. В нашем исследовании ассоциации «добрые», «трудолюбивые» и «умные» также являются одними из наиболее часто встречаемых. Качество «добрые» входит в ядро социальных представлений молодых людей до 25 лет и взрослых старше 40 лет.

В целом в ответах респондентов много перечислений различных аспектов проявления воли: выносливость, сила духа, упорство, упрямство, целеустремлённость. В отдельный кластер можно выделить также черты характера, раскрывающие человека как субъекта общения - гостеприимный, отзывчивый, скромный, искренний, доверчивый, спокойный, жалостливый, некультурный. Имеются также элементы, характеризующие отношение человека к своему народу, культуре: следуют традициям, близкие к природе, верят в добрые божества - Айыы.

Обсудим анализ структуры социальных представлений по возрастным группам.

Подростки воспринимают своих соотечественников в целом положительно.

Мы приходим к этому мнению, исходя из того, что черта характера «суровые» не считается в якутской культуре отрицательной, как правило, качество «суровый» в обыденной жизни используется в описании человека мужественного. С учётом элементов периферии - «суровые» и «сильные» - можно сделать вывод, что в представлениях подростков люди, проживающие в Якутии, с одной стороны, доброжелательные, открытые, уважающие свои этнические корни, а с другой стороны, мужественные, их выносливость подпитывается физической силой.

Представления молодых людей имеют различия с представлениями подростков. Здесь, с одной стороны, соотечественники гостеприимные, но, с другой стороны, упрямые. Следует пояснить, что при первичной обработке результатов черты характера «упорные», «настойчивые», «упрямые», «упертые» были разделены на понятия «упорные» и «упрямые», где «упорные» - это проявление силы воли с положительным оттенком, а «упрямые» - это проявление воли с негативным оттенком. Однако с учётом того, что в ядре имеется элемент «добрые», в целом представление молодых людей тоже положительное. В представлениях молодых людей имеется качество «замкнутые». Данное качество является отличительной особенностью северных народов, которая не заключается в скрытности или нелюдимости, а является продолжением сдержанности человека. В поведении это проявляется в стремлении человека не выделяться на фоне окружающих, не проявлять активности и открытости без необходимости, в общении - в стремлении давать собеседнику возможность выразиться в разговоре первым, в межличностных отношениях - стремление сохранить личное пространство, оставляя за собой право на собственное самовыражение. У молодых людей также есть отличие от подростков в том, что подпиткой для выносливости они считают силу духа, а не физическую силу.

V117;

Третья возрастная группа взрослых до 40 лет составляет для нас особый интерес, так как именно к этой группе привязана наша гипотеза о влиянии Суверенитета Республики Саха (Якутия) на рост национального самосознания саха. Первое, на что обращается внимание здесь, это наличие двух противоречащих качеств: «замкнутые» и «общительные» - в двух периферийных зонах социальных представлений. Казалось бы, эти два противоречивых качества не возможны в описании одного человека или группы, как в нашей случае. Для демонстрации возможности данного единства приведём отрывок из книги «Якуты и их страна»: «Характер якутов отличается сдержанностью, скрытностью, они любят солидность в движениях, обстоятельность в речи; очень общительны, работящи, все лето проводят в тяжелых трудах...» [16, с. 19]. Исследователь Р. К. Маак описывал своего проводника во время путешествия по Вилюйскому округу как человека немногословного и даже замкнутого, но в то же время удивительно общительного, способного провести за интересной беседой всю ночь [7]. Скромность, вошедшая в представления о своих соотечественниках, также является отличительной чертой саха. О скромности, нежелании коренных жителей хвастаться своими успехами и умениями упоминали русские путешественники и политические ссыльные [11], скромность детей дошкольного возраста отмечали русские воспитатели в исследовании А. П. Оконешниковой [9]. Д. Г. Брагина отмечает скромность в отношениях между современными девушками и юношами [3]. Таким образом, в представлении взрослого населения современные якутяне соответствуют качествам, предъявляемым к саха испокон веков. На первый взгляд, сильных отличий от других в социальных представлениях этой возрастной группы не наблюдается, но именно здесь собраны противоречивые качества, присущие традиционному менталитету саха.

Практически все элементы структуры социальных представлений людей среднего возраста сохраняются в структуре социальных представлений людей старшего возраста. Однако здесь происходит переход большей части элементов в ядро социальных представлений. Отсюда оно приобретает многогранный, разнообразный характер. Ядро сохраняет элемент «выносливые» и дополняется другими положительными качествами: «добрые», «приветливые», «следуют традициям» и «рассудительные». Здесь хотелось бы дать пояснение к элементу «рассудительные». В обыденной жизни, помимо прочих критериев хорошего человека, есть ещё такой критерий, как рассудительность, присущий человеку, рефлексирующему и умеющему воспринимать мир не только с помощью чувств, но с помощью разума.

Отзывчивость является одним из социально-психологических механизмов выживания людей в суровых условиях. В. Л. Серошевский писал о том, что якуты не понимали, как это люди могут умирать от голода в больших населённых пунктах, ведь соседи всегда делятся с нуждающимися [10]. Однако данное качество сохраняется только в группе взрослых. В структуре социальных представлений старших школьников и молодых людей данный элемент отсутствует. Возможно, это особенность возраста, возможно, признак исчезновения данной ценности в менталитете якутян.

Заключение

Представления о якутском менталитете имеют различия в разных возрастных группах. С возрастом происходит переход элементов от дальней периферии к ближайшей периферии и к ядру социальных представлений. Таким образом, перечень ассоциаций в структуре социальных представлений на разных возрастных этапах остаётся практически неизменным. Наша гипотеза, что социальные представления людей различных возрастных групп отражают трансфор-

Vns;

мационные изменения общества, происходящие за последние десятилетия, подтверждается частично. Можно предположить, что к социальному влиянию более чувствительна периферия социальных представлений, для изменения ядра социальных представлений необходимы более долговременные и значимые в жизнедеятельности человека события, чем социально-политические события общества. В нашем исследовании в периферии социальных представлений людей от 25 до 40 лет имеется наибольшее количество специфических для культуры народа саха элементов по сравнению с другими возрастными группами.

Наиболее стабильным является ядро социальных представлений. Неизменным элементом ядра является выносливость. Данное качество продиктовано суровыми климатическими условиями проживания. Таким образом, влияние природы на характер людей, проживающих на одной

территории, является основным. Данный вывод созвучен с тенденцией, наблюдаемой в современном мировом сообществе, - к более целостному пониманию земной экосистемы и роли, которую играют человечество и создаваемые им технологии в эволюции биосферы1. В свете данной тенденции образ жизни коренных народов Якутии, органично сливающихся с природой, имеет ценность не только для одной страны, но и для всего человечества.

Наше исследование не является завершённым и требует дальнейшей работы по изучению социальных представлений представителей других народов, живущих в Якутии, для создания полной картины о якутском менталитете.

Статья поступила в редакцию 11.12.2019

1 См.: Навыки будущего [Электронный ресурс].

URL: https://rda.worldskills.ru/project/future-skills

(дата обращения: 07.11.2019).

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 400 с.

2. Борисова А. М., Воловикова М. И. Динамика социальных представлений о новом государственном празднике в период 2007-2015 гг. // Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 1. С. 41-60.

3. Брагина Д. Г. Трансформация традиционной культуры якутов (конец XX - начало XXI вв.). Новосибирск, 2016. 117 с.

4. Елисеева Н. Д. Динамика представлений подростков саха о нравственном человеке (20022017 гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 2. С. 147-162.

5. Емельянова Т. П. Коллективная память о событиях отечественной истории: социально-психологический подход. М., 2019. 480 с.

6. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006. 400 с.

7. Маак Р. К. Вилюйский округ. 2-е изд. М., 1994. 592 с.

8. Мустафина Л. Ш. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 23 с.

9. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1986. 32 с.

10. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993. 736 с.

11. Трощанский В. Ф. Наброски о якутах Якутского округа / под ред., прим. Э. К. Пекарского. Казань, 1911. 144 с.

12. Уткин К. Д. Сборник трудов. Кн. 1. Самовыбор: Парадигма Севера. Якутск, 2004. 286 с.

13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 560 с.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. А. В. Толстых. М., 1996. 344 с.

15. Юревич А. В. Психология социальных явлений. М., 2014. 319 с.

16. Якуты и их страна / сост. Е. С. Ромодановская. М., 1901. 56 с.

\Y\9J

17. Moscovici S. The phenomen of social representations // Social representations / ed. M. Farr, S. Moscovici. Cambridge, Paris, 1984. P. 3-69.

18. Moscovici S. Notes towards a description of social representations // European journal of social psychology. 1988. Vol. 3. № 3. P. 211-250.

REFERENCES

1. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, 2008. 400 p.

2. Borisova A. M., Volovikova M. I. [Dynamics of social representations about the new state holiday in the period 2007-2015]. In: Sotsial'naya i ekonomicheskayapsikhologiya [Social and economic psychology], 2016, vol. 1, no. 1, pp. 41-60.

3. Bragina D. G. Transformatsiya traditsionnoi kul'tury yakutov (konets XX - nachalo XXI vv.) [Transformation of traditional culture of the Yakuts (late XX - early XXI century)]. Novosibirsk, 2016. 117 p.

4. Eliseeva N. D. [Dynamics of representations of teenagers Sakha moral person (2002-2017) was]. In: Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Series: Psychology and pedagogics], 2019, vol. 16, no. 2, pp. 147-162.

5. Emel'yanova T. P. Kollektivnaya pamyat' o sobytiyakh otechestvennoi istorii: sotsial'no-psikhologicheskii podkhod [The collective memory of the events of world history: a socio-psychological approach]. Moscow, 2019. 480 p.

6. Emel'yanova T. P. Konstruirovanie sotsial'nykh predstavlenii v usloviyakh transformatsii rossiiskogo ob-shchestva [The construction of social representations in the conditions of transformation of Russian society]. Moscow, 2006, 400 p.

7. Maak R. K. Vilyuiskii okrug [Vilyui district]. Moscow, 1994. 592 p.

8. Mustafina L. Sh. Struktura sotsial'nykh predstavlenii uchashcheisya molodezhi o sovesti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Structure of students' social representations about conscience: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Moscow, 2012. 23 p.

9. Okoneshnikova A. P. Mezhetnicheskoe vospriyatie iponimanie lyud'mi drugdruga: avtoref. dis. ... dokt. psikhol. nauk [Inter-ethnic perception and understanding of other people: D. thesis in Psychological sciences]. Moscow, 1986. 32 p.

10. Seroshevsky V. L. Yakuty. Opyt etnograficheskogo issledovaniya [Yakuts. Experience in ethnographic research]. Moscow, 1993. 736 p.

11. Troshchansky V. F. Nabroskioyakutakh Yakutskogo okruga [Outline ofthe Yakuts ofthe Yakut County]. Kazan, 1911. 144 p.

12. Utkin K. D. Sbornik trudov. Kn. 1. Samovybor: Paradigma Severa [The collection of works. B. 1. The Self-Selection Paradigm of the North]. Yakutsk, 2004. 286 p.

13. El'konin D. B. Izbrannyepsikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, 1989. 560 p.

14. Erikson E. Identity:youth and crisis (Russ. ed.: Tolstykh A. V., ed. Identichnost':yunost' i krizis. Moscow, 1996. 344 p.).

15. Yurevich A. V. Psikhologiya sotsial'nykh yavlenii [Psychology of social phenomena]. Moscow, 2014. 319 p.

16. Romodanovskaya E. S., comp. Yakuty i ikh strana [Yakuts and their country]. Moscow, 1901. 56 p.

17. Moscovici S. The phenomenon of social representations. In: Farr M., Moscovici S., eds. Social representations. Cambridge, Paris, 1984, pp. 3-69.

18. Moscovici S. Notes towards a description of social representations. In: European journal of social psychology, 1988, vol. 3, no. 3, pp. 211-250.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Елисеева Наталья Дмитриевна - кандидат психологических наук, докторант Института психологии РАН, заместитель директора Центра социально-психологической поддержки семьи и молодёжи; e-mail: eliseeva_n_d@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V120;

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalia D. Eliseeva - PhD in psychology, doctoral student of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Deputy Director of the SBU Republic of Sakha (Yakutia) «Center for psychological support for families and youth»; e-mail: eliseeva_n_d@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Елисеева Н. Д. Социальные представления народа саха о «характере жителей Якутии» в различных возрастных группах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 110-121. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-110-121

FOR CITATION

Eliseeva N. D. Social representations of the sakha people about "character of inhabitants of Yakutia" in various age groups. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2020, no. 1, рр. 110-121.

DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-110-121

\Y2AJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.