Научная статья на тему 'Психологические факторы управления имиджем региона'

Психологические факторы управления имиджем региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
421
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИМИДЖ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ БРЕНДИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЯДРО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ / УПРАВЛЕНИЕ ИМИДЖЕМ / СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеева Полина Анатольевна

В современном мире, где роль технологий все более возрастает, внимание исследователей стали привлекать психологические факторы управления политико-экономическим поведением как отдельных людей, так и больших социальных групп, в том числе и целых территорий. Сегодня актуальной научно-практической задачей являются формирование и работа с имиджем личности, организации, территории, региона. В работе анализируется имидж территории как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе выявлялись элементы коллективной памяти жителей региона. На втором этапе были проанализированы социальные представления о Республике Саха (Якутия). Исследование показало, что ядро социальных представлений о территории состоит из элементов коллективной памяти. Таким образом, при формировании и управлении имиджем территории целесообразно использовать социогуманитарную технологию, построенную на представлениях и образах людей. Устойчивые представления людей являются основой формирования имиджа региона (территории). Ядро таких представлений, как нам видится, связано с коллективной памятью, как наиболее устойчивой системой, связанной с историей группы, её ценностями и нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы управления имиджем региона»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 323:659.1 (571.56)

П. А. Алексеева, Н. Ю. Прокопьева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИДЖЕМ РЕГИОНА

В современном мире, где роль технологий все более возрастает, внимание исследователей стали привлекать психологические факторы управления политико-экономическим поведением как отдельных людей, так и больших социальных групп, в том числе и целых территорий. Сегодня актуальной научно-практической задачей являются формирование и работа с имиджем личности, организации, территории, региона. В работе анализируется имидж территории как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе выявлялись элементы коллективной памяти жителей региона. На втором этапе были проанализированы социальные представления о Республике Саха (Якутия). Исследование показало, что ядро социальных представлений о территории состоит из элементов коллективной памяти. Таким образом, при формировании и управлении имиджем территории целесообразно использовать социогуманитарную технологию, построенную на представлениях и образах людей. Устойчивые представления людей являются основой формирования имиджа региона (территории). Ядро таких представлений, как нам видится, связано с коллективной памятью, как наиболее устойчивой системой, связанной с историей группы, её ценностями и нормами.

Ключевые слова: политико-экономическое поведение, имидж, имидж территории, территориальное брендирование, социальные представления, ядро представления, коллективная память, элементы коллективной памяти, управление имиджем, социогуманитарная технология.

P A. Alekseeva, N. Yu. Prokopieva

Psychological Factors of Region Image Management

In contemporary world with the increasing role of technology researchers’ attention is drawn to psychological factors of management of political and economic behavior of both individuals and large social groups, including territories. Nowadays, actual scientific and practical issue is formation and operation with image of the individual, organization, territory, region. The image of the territory as a complete, emotionally coloured in mass consciousness concept is analyzed. The research is divided into two stages. In the first stage elements of collective memory of the residents were identified. In the second stage the social representation of the Republic of Sakha (Yakutia) was analyzed. Through the research it was indicated that the core of social representations of the territory consists of collective memory elements. Thus, during forming and managing the image of the territory one should use the social and humane technology built on ideas and images of people. Stable representations of people are the basis of territory (region) image forming. The core of such representations, as we suppose, is connected with collective memory as the most stable system coherent to the group’s history, values and norms.

Key words: political and economic behavior, image, image of the territory, territorial branding, social representations, core of representations, collective memory, collective memory elements, image management, social and humane technology.

АЛЕКСЕЕВА Полина Анатольевна - стажер-исследователь кафедры общей психологии Института психологии СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

ALEKSEEVA Polina Anatolievna - Intern Researcher of the Department of General Psychology, the Institute of Psychology, the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. E-mail: [email protected]

ПРОКОПЬЕВА Наталья Юрьевна - к. психол. н., доцент, зав. каф. общей психологии Института психологии СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

PROKOPIEVA Natalya Yurievna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Chairman of the Department of General Psychology, the Institute of Psychology, the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

Введение

В современном мире значительную роль играют технологические и информационные процессы, способствующие прогрессу и развитию общества, повышению общего благосостояния населения, изменению качества жизни людей. Но существует некая скрытая сила, способная как затормозить, так и интенсифицировать указанные процессы, речь идет о человеческом факторе. Исследования политикоэкономического поведения показывают, что можно рассчитать идеальную модель, но она не сработает в результате действия указанного фактора. Поэтому все большее внимание исследователей стали привлекать психологические факторы управления политикоэкономическим поведением как отдельных людей, так и больших социальных групп, в том числе и целых территорий.

Сегодня актуальной научно-практической задачей являются формирование и работа с имиджем личности, организации, территории, региона. Последние годы нас убедили в том, что «имидж -это все». Мы идем в тот магазин, у которого хорошая репутация, мы стараемся покупать товары известных марок, зарекомендовавших себя своим качеством. Прежде чем записать ребенка в школу, кружок мы собираем информацию и отдаем туда, где больше положительных отзывов. Мы записываемся к зубному врачу, собирая отзывы о его деловой репутации. Такие примеры можно продолжать до бесконечности, и везде речь идет об имидже, деловой репутации. Научные исследования показывают, что главная функция имиджа - это формирование положительного отношения к объекту или субъекту, что означает доверие, высокую оценку. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, следовательно, авторитета и влияния [1, 2].

Слово «имидж» происходит от латинского «imago», что означает «картинка», «образ». Г. Г. Почепцов называет имидж «знаковым заменителем, отражающим основные черты объекта». Поскольку человек живет не только в мире реальном, но и в мире символическом, мы можем рассматривать имидж как единицу именно этого символического мира [3]. По оценке А. И. Донцова, большинство исследователей определяют имидж как понятие психического образа, формирующегося в массовом сознании. Е. Н. Богданов и В. Г. Зазыкин четко формулируют: «...имидж - это не что иное, как специально сконструированный психический образ, создаваемый со вполне определенными целями.». А. А. Бодалев и Л. Г. Лаптев отмечают, что, являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии

соединяются внешние и внутренние характеристики объекта [4]. А. Ульяновский определяет имидж как устойчивый образ субъекта в общественном сознании [5].

Имидж - это особый психический образ, определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы, обладающий большими регуляторными возможностями, имеющий символическую природу. Существуют два основных пути формирования имиджа: во-первых, это стихийная форма отражения объекта в сознании людей, во-вторых, это целенаправленная деятельность по созданию образа того или иного объекта. Такой вид деятельности сегодня носит государственный характер.

Предметом нашего исследования стал имидж территории. Каждый регион имеет свои неповторимые, территориальные, национальные и социальнопсихологические особенности. Так, Якутия воспринимается как отдаленная северная территория с огромными запасами полезных ископаемых. В обыденном сознании людей, Якутия - это алмазы, холод, мамонт, олени. Перед государственными органами управления стоит задача привлечения инвестиций для развития данной территории. Одним из средств достижения поставленной задачи может быть целенаправленное формирование положительного имиджа региона в сознании людей. Управляя образом территории, можно решать экономические задачи, такие как инвестиционные, миграционные, инновационные и т. п. В современном мире положительный имидж выступает важнейшим фактором в развитии региона, предопределяющим его экономическую, политическую, социальную перспективу и повышающим ее авторитет и влияние в рамках межрегионального, а также международного взаимодействия.

При формировании и управлении имиджем территории целесообразно использовать социо-гуманитарную технологию, построенную на представлениях и образах людей. В связи с этим, с одной стороны, необходимо формировать позитивный, привлекательный образ в восприятии людей, не проживающих на данной территории. А с другой стороны, территориальное брендирование тесно связано с территориальной идентичностью людей, проживающих на данной территории и территориальными интересами региона.

В качестве теоретической основы для анализа имиджа территории нами была избрана теория социальных представлений С. Московичи. Социальные представления включают в себя информацию, убеждения, мнения, образы, установки в отношении объекта представления. Они выступают как некая система знаний, помогающих человеку осмыслить

и понять окружающую социальную действительность [6]. С. Московичи предположил, что в каждом представлении можно выделить ригидные, архаичные элементы - «темы» как базовые идеи, что составляет центральное ядро представлений. Содержание ядра обусловлено историческими, социальными и идеологическими условиями существования группы и не может быть изменено без угрозы существованию самого представления. Кроме ядра представления выделяют и периферическую часть представления, как более аморфную и изменчивую [6, 7].

При территориальном брендировании необходимо опираться на центральное ядро, как наиболее стабильную часть представления, связанную с коллективной памятью группы. Коллективная память включает в себя воспоминания, события, героев, традиции, нормы, обладающие большой ценностной и эмоциональной нагрузкой. В этой связи изучение коллективной памяти в рамках исследования имиджа региона мы считаем обоснованным.

Исследование коллективной памяти

Истоки изучения коллективной памяти относятся к работам М. Хальбвакса (1950 г.), где объектом исследования коллективной памяти была семья. Передача воспоминаний от поколения к поколению (от дедов к внукам) признавалась основным каналом трансляции знаний о событиях прошлого. Коллективная память включает в себя воспоминания о событиях прошлого, рассказы о людях, их поступках и взглядах [8].

Согласно современным представлениям предметом коллективной памяти являются исторические события и личности, которые актуальны для

современной жизни общества. Коллективная память включает в себя значимые события группы, обладающие сильной эмоциональной и ценностной нагрузкой, независимо от того имеют ли они позитивный или негативный окрас. В памяти группы остаются имена людей, которые, по мнению большинства, сыграли важную роль в формировании и развитии данного сообщества.

Проведенное исследование позволило выделить следующие элементы коллективной памяти у населения Республики Саха (Якутия): значимые события, традиции, выдающиеся люди Якутии и России.

К значимым событиям были отнесены политические события (37 %), события, связанные с

развитием региона (33 %), спортивные события (16 %), чрезвычайные происшествия (9 %) и события

культуры (5 %).

В категории «Политические события» можно выделить такие элементы, как суверенитет (Р1=0,11), выборы президента (Р1=0,11), вхождение Якутии в состав России (Р1=0,07), выборы первого президента (Р1=0,05), основание г. Якутска (Р1=0,02), основание ЯАССР (Р1=0,02), приезд В. В. Путина, приезд Д. А. Медведева, революция, принятие конституции РС (Я), гражданская война, визит Патриарха Кирилла, относительная частота которых равна 0,01. Категория «Развитие региона» была представлена следующими событиями: строительство железной дороги (Р1=0,08), проведение ВСТО (Р1=0,03), преобразование ЯГУ в СВФУ (Р1=0,03), появление сотовой связи (Р1=0,02), появление интернета (Р1=0,02), начало добычи золота и алмазов (Р1=0,02), открытие «Трубки Мира» (Р1=0,02), археологические раскопки, строительство ГЭС,

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

политические развитие спортивные чрезвычайные события

события региона события происшествия культуры

Рис. 1. Значимые события

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

62%

30%

8%

традиции народа саха традиционные народные промыслы мероприятия

Рис. 2. Традиции

создание АЛРОСА, газификация сел, строительство новых школ. Среди спортивных событий особо выделяются международные спортивные игры «Дети Азии» (Р1=0,15), «Игры Манчаары», «Игры боотуров». Для жителей региона значимы успехи якутян на международной арене, поэтому высоко чтят и ценят победителей и призеров соревнований высокого уровня: Лебедев - чемпион мира (Р1=0,02), победители олимпийских игр по вольной борьбе, Балакшин - олимпийский призер. Категория «Чрезвычайные ситуации» включает наводнение (Р1=0,03), восстановительные паводковые работы, полюс холода -72 оС, пожары. Это неслучайно, каждый год жители региона становятся жертвами и очевидцами двух стихий: весеннего паводка и лесных пожаров. Следует отметить, что в категорию «Культурные события» вошли такие элементы как олонхо (в 2005 г. ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»), балетный фестиваль «Стерх».

Таким образом, элементы, включенные в категорию «Значимые события», отражают все происходящие события, имеющие эмоциональноценностное значение для жителей территории, можно также отметить разнообразие представленных элементов внутри категорий.

Традиции представлены респондентами

следующими категориями: национальные традиции

народа саха (62 %), ежегодные традиционные

мероприятия (30 %), национальные промыслы (8 %).

В категории «Традиции народа саха» чаще всего встречается Ысыах (Р1=0,26), как самый почитаемый ежегодный праздник якутов. Далее респонденты отмечают такие элементы как осуохай (Р1=0,06), олонхо (Р1=0,05), подледная ловля рыбы (Р1=0,05), танха (Р1=0,03), кумыс (Р1=0,03), алгыс (Р1=0,02), хомус (Р1=0,02), почтения духа огня (Р1=0,02), байанай

(Р1=0,02), строганина, вера в Айыы, шаманизм и т. д. Перечисленные элементы указывают на традиции коренного народа региона, его верования, обряды, самобытную культуру, устное народное творчество. «Традиционные мероприятия» представлены ежегодными событиями - это «Мисс Якутия», «Полярная звезда», День города, Сана ырыа, День республики, Проводы зимы, масленица, День Победы, Новый год. Наименее выраженной оказалась категория «Национальные промыслы», где жители отмечают сохранение традиционных форм ведения хозяйства народа саха: охота (Р1=0,02), скотоводство (Р1=0,01), сенокос (Р1=0,01), коневодство (Р1=0,01), оленеводство (Р1=0,01).

Среди выдающихся людей Якутии и России выделяют политических деятелей (53 %), писателей (18 %), спортсменов (12 %), военных (9 %),

ученых (8 %)

В категории «Политические деятели» были озвучены имена как современников, так и людей прошлых эпох: П. А. Ойунский (Р1=0,14),

М. Е. Николаев (Р1=0,13), Петр I (Р1=0,12), М. К. Аммосов (Р1=0,12), В. И. Ленин (Р1=0,09),

И. В. Сталин (Р1=0,07), В. В. Путин (Р1=0,07),

Екатерина II (Р1=0,06), Б. Н. Ельцин (Р1=0,05), А. В. Штыров (Р1=0,04), П. И. Бекетов (Р1=0,03),

Иван Грозный (Р1=0,03), М. С. Горбачев (Р1=0,02), Д. А. Медведев (Р1=0,02), Г. И. Чиряев (Р1=0,02),

С. Орджоникидзе (Р1=0,02), Е. А. Борисов (Р1=0,02),

И. Крафт (Р1=0,01), С. Дежнев (Р1=0,01), Николай II (Р1=0,01), Л. И. Брежнев (Р1=0,01), Н. С. Хрущев (Р1=0,01), Александр II (Р1=0,01), С. К. Шойгу (Р1=0,01). Все общественные деятели, чьи имена указаны выше, внесли существенный вклад в становление государственности в нашей стране и республике. Категория «Писатели» представлена именами народных писателей и поэтов республики: А. Е. Ку-

Рис. 3. Выдающиеся люди Якутии и России

лаковский ^=0,11), С. Омоллоон ^=0,03), А. И. Соф-ронов ^=0,02), С. Данилов ^=0,02), Н. Якутский ^=0,01), А. Иванов ^=0,01), В. Л. Серошевский (Pi=0,01). Брендами России, несомненно, являются имена А. С. Пушкина ^=0,08), Л. Н. Толстого ^=0,05), М. Ю. Лермонтова (Pi=0,03), Ф. М. Достоевского ^=0,01), В. В. Маяковского ^=0,01). В категории «Спортсмены» респонденты отмечают тех, кто добился больших успехов на международной арене. В первую очередь, П. Пинигин ^=0,03), Г. Балакшин ^=0,02), Р. Дмитриев ^=0,02), Г. Контоев ^=0,01), В. Лебедев ^=0,01), А. Диодорова ^=0,01), Е. Колодко ^=0,01). Среди «Военных» были отмечены Г. К. Жуков ^=0,04), А. В. Суворов ^=0,03), М. И. Кутузов ^=0,01), М. Т. Калашников ^=0,01), а так же космонавты Ю. А. Гагарин ^=0,04), В. В. Терешкова ^=0,01). К сожалению, среди якутян было названо только имя Федора Охлопкова (Pi=0,02), героя Великой Отечественной войны, снайпера. Среди «ученых» были отмечены М. В. Ломоносов ^=0,04), Д. И. Менделеев ^=0,02), а также А. Д. Сахаров ^=0,01), И. П. Павлов ^=0,01).

Проведенный анализ позволил выделить основные категории коллективной памяти: события, традиции, персоналии [9]. Полученные результаты исследования коллективной памяти свидетельствуют о том, что для респондентов значимым является все, что связано с политикой. Принимаемые законы непосредственно влияют на деятельность людей, этим можно объяснить политизированность общества. Среди выдающихся людей Якутии и России также преобладают политические деятели.

Анализ социальных представлений о РС (Я)

На втором этапе исследования были проанализированы социальные представления о Республике Саха (Якутия). Социальное представление

имеет ядро, потенциальную зону изменении и периферическую зону.

Зона ядра представления образована элементами, имеющими высокую частоту встречаемости: река

Лена (9,8), рыболовство/охота (9,7), богатство недр (9,3), вечная мерзлота (9,3), тайга (9,1), ысыах (8,6), большая территория (8,2), длинная зима (7,6), золото

(7,5), алмаз (5,6), родина (4,8) холод (4,1), город Якутск (3,4). Все указанные элементы можно сгруппировать на три класса: 1) элементы, указывающие на природно-климатические условия (река Лена, богатство недр, вечная мерзлота, тайга, большая территория, длинная зима, холод); 2) элементы коллективной памяти (рыболовство/охота, Ысыах, алмаз, золото); 3) элементы, связанные с территориальной идентичностью респондентов (родина, город Якутск).

Первая категория, указывающая на природноклиматические особенности региона, составляет 54 % в зоне ядра, занимает значительную часть устойчивых представлений. Можно констатировать, что специфика региона определяется в большей степени через природно-климатические условия и географическое положение.

Вторая категория вызывает наибольший интерес, сам факт присутствия элементов коллективной памяти в устойчивых представлениях о регионе подтверждает наше предположение о том, что ядро социальных представлений о территории связано с коллективной памятью. Элементы Ысыах и охота/ рыболовство, которые значатся в ядре представлений, образуют категорию коллективной памяти «Традиции». Для населения республики Ысыах, как встреча Нового года, значится как самый почитаемый ежегодный праздник якутов. Охота/рыболовство считается традиционным занятием на территории республики, сохраняющим свои традиции и обычаи

•тундра, Буотама, Булуус, железная дорога, КиИилээх хайа, зоопарк "Орто Дойду", белые ночи, алаас, шаман, саха/якут, осуохай, пушнина, игры "Дети Азии", кумыс, ЯГУ/СВФУ, самобытная культура, национальные виды спорта, ягоды/грибы, якутские лошади, северное сияние

•мамонты, Ленские столбы, олонхо, олени, полюс холода, М. Е. Николаев, АЛРОСА, чороон, строганина, хомус, плохие дороги, природа, унты/шуба, прекрасные жители/гостеприимность, суверенитет, снег,

Е. А. Борисов, многонациональная республика, суровый климат

■река Лена, рыболовство/охота, богатство недр, вечная мерзлота, тайга, Ысыах, большая территория, длинная зима, золото, алмазы, Родина, холод, Якутск

Рис. 4. Структура представлений о РС (Я)

по сей день. В качестве элементов коллективной памяти нами были выделены значимые события, традиции и персоналии. Среди значимых событий для развития региона, как отмечают наши респонденты, можно выделить начало добычи золота и алмазов, открытие Трубки «Мир», создание АЛРОСА (г. Мирный), которая считается одной из крупнейших компаний на мировом рынке по объему, добыче и продаже алмазов. Таким образом, в зоне ядра социальных представлений о Республике Саха (Якутия) кроме элементов, указывающих на природно-климатические условия, географические характеристики региона, присутствуют элементы коллективной памяти, относящиеся к традиционным праздникам, промыслам коренного населения и значимым событиям, связанным с добычей алмазов. Кроме того, в ядре представления присутствуют элементы, подчеркивающие территориальную идентичность респондентов.

Периферическая система представлений характеризуется вариативностью и изменчивостью, что позволяет отражать современные реалии ситуации. Периферия представлений образована двумя частями:

1) потенциальная зона, так называемая переходная область представлений, включающая элементы с низкой и высокой частотой встречаемости;

2) собственно периферическая система, которая содержит элементы с низкой частотой встречаемости.

Потенциальная зона представлена следующими элементами: мамонты (12,4), Ленские столбы (12,3), олонхо (10,7), олени (10,3), полюс холода (10,1),

М. Е. Николаев (9,6), АЛРОСА (9,4), чороон (9,4), строганина (8,9), хомус (8,8), плохие дороги (8,5), природа (8,5), унты/шуба (8,1), прекрасные жители/ гостеприимность (7,4), суверенитет (7,3), снег (7), Е. А. Борисов (6,7), многонациональная республика

(6,6), суровый климат (3,5). Очевидно, что элементы снег, природа, суровый климат, унты/шуба, олени конкретизируют природно-климатическую категорию в ядре социальных представлений. Большая часть элементов в потенциальной зоне представлена единицами коллективной памяти (53 %). Как уже подчеркивалось, в ядре представления присутствует ысыах, упоминание хомуса, чороона, олонхо в потенциальной зоне представляется как конкретизация ядерного понятия. То же самое можно сказать и в отношении охота/рыболовство, строганина, алмаз и АЛРОСА. Примечательно, что в потенциальной зоне оказались элементы, связанные со значимыми для республики событиями. Так, принятие Декларации о государственном суверенитете Якутии в 1990 году - суверенитет, раскопки останков мамонтов - мамонты, в 1924 году в Оймяконском районе Якутии, где была зафиксирована самая низкая температура -71,2 градуса по Цельсию - полюс холода. В потенциальной зоне перехода присутствуют элементы категории личности в коллективной памяти. М. Е. Николаев и Е. А. Борисов - это имена первого и действующего президентов Республики Саха (Якутия). Таким образом, элементы потенциальной зоны представлений конкретизируют элементы ядра представлений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о регионе и могут быть активно использованы при брендировании территории. Стоит отметить, что брендом республики могут стать и такие элементы, как прекрасные жители/гостеприимность, многонациональная республика, что особенно актуально сегодня. В потенциальной зоне находится такой элемент как плохие дороги, что уже стало негативным символом Якутии.

Собственно периферическая система представлена элементами тундра (15,3), речка Буотама (15,2), Булуус (15), железная дорога (15), КиЬилээх хайа (14,6), зоопарк «Орто Дойду» (14,4), белые ночи (14,3), алаас (14,2), шаман (13,8), саха/якут (12,4), осуохай (12,2), пушнина (12,1), «Дети Азии» (12:11,2), кумыс (11,7), ЯГУ/СВФУ (11,7), самобытная культура (11,5), национальные виды спорта (11,3), ягоды/грибы (11,2), якутские лошади (10,8), северное сияние (10,8).

В зоне периферической системы присутствуют элементы коллективной памяти. В первую очередь, отметим элементы кумыс, осуохай, национальные виды спорта, самобытная культура и шаманы, которые конкретизируют представленные в ядре элементы, обозначающие традиции народа саха. Элементы коллективной памяти «Дети Азии», ЯГУ/СВФУ и железная дорога обозначают события, произошедшие за последние десятилетия - строительство железной дороги, преобразование ЯГУ в СВФУ и Международные спортивные игры «Дети Азии». Кроме того, в периферическую систему вошли элементы, подчеркивающие природные красоты региона (тундра, речка Буотама, Булуус, КиЬилээх хайа, белые ночи, алаас, ягоды/грибы, северное сияние). Таким образом, можно еще раз констатировать, что элементы периферической системы конкретизируют основные базовые «темы», находящиеся в ядре представлений.

Заключение

1. При формировании и управлении имиджем территории целесообразно использовать социо-гуманитарную технологию, построенную на представлениях и образах людей.

2. Устойчивые представления людей являются основой формирования имиджа региона (территории). Ядро таких представлений, как нам видится, связано с коллективной памятью, как наиболее устойчивой системой, связанной с историей группы, её ценностями и нормами.

Л и т е р а т у р а

1. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 223 с.

2. Шепель В. М. Имиджеология: секреты личного обаяния. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 472 с.

3. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. - К.: Рефл-бук, 2000. - С. 13

4. Серкин В. П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира // Вестник Моск. Ун-та. -2006. - Сер. 14. - № 1. - С. 11-19

5. Ульяновский А. В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.

6. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16.

- № 1-2. - С. 3-13

7. Андреева Г. М. Социальная психология в современном мире. - М.: Просвещение, 2002. - 202 с.

8. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2006. -278 с.

9. Алексеева П. А. Коллективная память как инструмент управления имиджем региона // Психологи 21 века. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2012. - С. 377-378

R e f e r e n c e s

1. Perelygina E. B. Psikhologiia imidzha. - M.: Aspekt-Press, 2002. - 223 s.

2. Shepel' V. M. Imidzheologiia: sekrety lichnogo

obaianiia. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2005. - 472 s.

3. Pocheptsov G. G. Imidzhelogiia. - K.: Refl-buk, 2000. -S. 13.

4. Serkin V. P. Piat' opredelenii poniatiia i skhema funktsionirovaniia obraza mira // Vestnik Mosk.Un-ta. - 2006. -Ser.14. - № 1. - S. 11-19

5. Ul'ianovskii A. V. Korporativnyi imidzh: tekhnologii formirovaniia dlia maksimal'nogo rosta biznesa. - M.: Eksmo, 2008. - 400 s.

6. Moskovichi S. Sotsial'nye predstavleniia: istoricheskii

vzgliad // Psikhologicheskii zhurnal. - 1995. - T. 16. - № 1-2. - S.

3-13

7. Andreeva G. M. Sotsial'naia psikhologiia v sovremennom mire. - M.: Prosveshchenie, 2002. - 202 s.

8. Emel'ianova T. P. Konstruirovanie sotsial'nykh predstavlenii v usloviiakh transformatsii rossiiskogo obshchestva.

- M.: izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2006. - 278 s.

9. Alekseeva P. A. Kollektivnaia pamiat' kak instrument upravleniia imidzhem regiona // Psikhologi 21 veka. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh. 2012. - S. 377-378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.