sentation is not only cultural, but socio-psychological phenomenon as well. The article presents results of the empirical study of gender socio-psychological characteristics of olfactory self-presentation of a personality that has been carried out on a sample of 170 persons (90 men and 80 women aged 18-55 years old). It has been pointed out that smell can act as a marker of gender identity, carry information about character, personal trains, and act as a symbol of situation and well-being. The author comes to the conclusion that there are gender differences in characteristics of olfactory self-presentation of a personality that are conditioned by individual and socio-psychological peculiarities of a personality. The applied aspect of the problem under study can be realized in imagology and advertising.
Key words: self-presentation, gender, olfactory means of non-verbal behavior, olfactory self-presentation.
УДК 316.6
References
1. Shepel' V. M. Imidzhelogiya : sekrety lichnogo obayaniya (Imagology : the secrets of personal charm). Moscow, 1997. 472 p. (in Russian).
2. Andreeva R. P. Entsiklopediya mody (The fashion cyclopaedia). St. Petersburg, 1997. 416 p. (in Russian).
3. Belugina E. V. Otnoshenie k svoemu vneshnemu obliku v periodserediny zhizni: dis. kand. psich. nauk (The stance on own visage at midlife : diss. ... cand. of psychology). Rostov-on-Don, 2003. 199 p. (in Russian).
4. Gerer A. Aromaty Versalya v XVII—XVIII vekax : epis-temologicheskiy podkhod (Versailles's aromas in XVII-XVIII centures : the epistemological approach). Aromaty i zapakhi v kul 'ture : v 2 kn. (Aromas and smacks in culture : in 2 vol.). Moscow, 2003. Vol. 1. 610 p. (in Russian).
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ПРОБЛЕМЕ НАРКОМАНИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
П. Д. Никитенко
Никитенко Павел Дмитриевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и ювенального права, Институт социального образования (филиал) Российского государственно социального университета в г. Саратове; 4, ул. Фабричная, Саратов, 410015, Россия; E-mail: [email protected]
Представлен теоретический анализ особенностей социальных представлений о проблеме наркомании в процессе социализации личности старшеклассника. Рассмотрены современные подходы к изучению социальных представлений и социализации личности, проанализированы их структуры и функции. Показана перспективность изучения социальных представлений о проблеме наркомании в зависимости от аспектов социализации личности молодежи. Выделены и описаны ядерные компоненты, которые являются основополагающими элементами конструирования феноменального поля социальных представлений молодежи о проблеме наркомании. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ оптимизации профилактических программ по проблеме наркомании.
Ключевые слова: субъективные представления, социальные представления, социализация личности, наркомания, деятельность.
Введение
Проблема наркомании, к сожалению, становится все более и более актуальной, причем она уже давно переросла из актуальной проблемы в наболевшую. Более того, по мнению работников Госнаркоконтроля это уже война между обществом и теневым бизнесом. Такая ситуация является естественным следствием и показателем
уровня самосознания и грамотности общества, от которого зависит конструирование системы представлений о социальной действительности в различных условиях социализации. Однако данный показатель зависит также от уровня самосознания и грамотности каждого индивида. Принимая за конкретный факт существование общества как некоей системы (К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, Р. М. Шамионов), наполненной различными функциональными структурами, которые, в свою очередь, содержат в себе социальные институты, обеспечивающие условия социализации личности, можно говорить о том, что каждая такая функциональная структура призвана регулировать деятельность личности, присваивать ей социальные роли, а также наделять ее возможностью конструировать свои феноменальные поля, в которых формируются субъективные представления о процессах в структурах системы общества. Очевидно также, что сами по себе субъективные представления динамичны и легко могут изменяться в ходе ин-тернализации за счет приобретения и освоения социальных представлений, предлагаемых той общественной системой, в которой социализируется личность, причем сам процесс социализации зависит от условий, предлагаемых общественной системой. По всей видимости, изучая субъективные представления личности и социальные представления, исследователи могут получить данные не только об условиях социализации, но и о том, как личность относится к каким-то проблемам общества.
© Никитенко П. Д., 2013
Научный отдел
П. Д. Никитенко. Социальные представления молодежи о проблеме наркомании
Теоретический анализ проблемы социализации
Для получения более полной теоретической картины необходимо также остановиться на определении процесса «социализация личности» и понятия «социальное представление». Так, социализация личности, по мнению Р. М. Шамионова, - сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности, моделей поведения, реализующийся на основе смены детерминант и их отношений [1, с. 31].
Социальное представление - это разновидность практического мышления, направления на общение, на понимание и освоение социального окружения, материального и идеального. Как таковые они обнаруживают специфические свойства организации содержания, а также мыслительных операций и логики [2, с. 377]. Таким образом, актуальность исследования позиционируется необходимостью понимания социальных представлений молодежи на современном этапе становления российского государства о наркотизации общества. Исходя из этого, целью нашего исследования является изучения социальных представлений молодежи о проблеме наркомании.
организация и методы исследования
Перейдем непосредственно к организации эмпирического исследования и его результатам: в исследовании приняли участие восемьсот старшеклассников г. Саратова и восемьсот старшеклассников Саратовской области. Для получения социальных представлений использовался проективный метод исследования: респондентам предлагалось написать сочинение на тему «Мои представления о проблеме наркотизации общества»; при этом в качестве дополнительной инструкции предлагалась возможность передать свои представления о наркомании через метафорический образ, позволяющий выразить нечто сложное как простое и всем знакомое. Кроме того, старшеклассники могли описать в сочинении жизненные ситуации, при которых они, возможно, были невольными участниками приобретения или употребления наркотических средств, а также их представления о профилактических мерах борьбы с наркоманией, осуществляемых школой и средствами массовых коммуникаций. Обработка данных проводилась с использованием контент-анализа, при помощи которого были выявлены содержательные элементы социальных представлений старшеклассников о проблеме наркомании.
Анализ содержания сочинений на заданную тему позволил выявить наиболее распространенные категории, составляющие основу социальных представлений старшеклассников. Общая идея,
объединяющая представления старшеклассников о проблеме наркомании в обществе, включает содержательно разносторонние характеристики, взаимообусловленные системой ситуативных отношений и переживаний личности. Так, большинство респондентов саратовских школ в целом видят больше негативного в наркотизации общества, однако есть и индифферентные высказывания.
результаты исследования и их обсуждение
Получены следующие характеристики социальных представлений о проблеме наркомании и её профилактики: «наркотики - это плохо» (88,2%), «наркоманы долго не живут» (54,8%), «наркотики можно купить на улице» (63%), «боюсь наркоманов» (71,7%), «если употреблять наркотики, то можно заболеть неизлечимой болезнью» (43,6%), «мне жалко наркоманов» (45,3%), «наркоманами становятся от нечего делать» (63,%), «пробовал курить анашу - не понравилось» (1,5%), «я не употребляю наркотики, потому что боюсь от них заболеть и умереть» (87,4%), «в нашем дворе нет возможности для активного отдыха, поэтому молодежь пьет пиво и курит» (73,5%), «для меня значимость здоровья на первом месте» (82,4%), «считаю, что в Саратове нет достаточных возможностей, чтобы интересно проводить свободное время» (65,2%), «я считаю, что причина распространения наркотиков - моральная деградация общества» (62,5%), «я получал информацию о вреде наркотиков из буклетов и брошюр» (64,1%), «сведения о вреде наркотиков я получаю из бесед и лекций в школе» (57,5%), «сведения о вреде наркотиков я получаю от их антирекламы на плакатах и открытках» (44,3%), «мое отношение к наркотикам отрицательное» (66,5%), «мне безразлична проблема наркотизации общества» (12,5%), «к наркоманам я никак не отношусь» (10,4), «есть наркоманы в классе или нет наркоманов, мне все равно» (11,2%).
Такие результаты свидетельствуют, прежде всего, о том, что респонденты в целом проинформированы о вреде наркотиков и понимают всю пагубность данного явления. Однако наличие индифферентных характеристик в социальных представлениях свидетельствует о некоторой раздраженности и усталости некоторых старшеклассников; такие характеристики могут также играть роль защитного механизма, некоего отрицания того, что кто-то из них употреблял или употребляет легкие наркотики, поэтому данная тема вызывает реакцию безразличия и раздражения.
Исследования результатов сочинений старшеклассников Саратовской области показало, что их социальные представления о проблеме наркотизации общества содержат следующие характеристики: «наркотики это зараза - от них умирают» (87,4%), «наркотики - это плохо, но отсутствие дорог ещё хуже» (44,3%), «считаю, что наиболее эффективное средство профилак-
Психология социального развития
167
тики наркомании - антинаркотическая реклама на телевидении, радио в прессе» (74,5%), «я не употребляю наркотики, потому что они вызывают зависимость» (74,8%), «в нашем населенном пункте самая острая проблема - алкоголизм» (54,2%), «я считаю, что причина распространения наркомании - неудовлетворенность жизнью и социальное неблагополучие» (64,7%), «к наркотикам отношусь отрицательно» (73,5%), «люди, употребляющие наркотики, вызывают у меня жалость» (48,3%), «считаю что принудительное лечение наиболее эффективно для профилактики наркомании» (67,4%), «я не употребляю наркотики, потому что боюсь от них заболеть и умереть» (73,7%), «считаю, что в области нет достаточных возможностей, чтобы интересно проводить свободное время» (71,4%), «наркотики иногда можно купить через знакомых» (7,5%).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют в целом о том, что старшеклассники Саратовской области, так же как и города Саратова, относятся к наркотизации общества отрицательно. По их мнению, слаборазвитая инфраструктура области может создавать предпосылки для актуализации проблемы не только наркомании, но и алкоголизации населения области.
Для получения более полной картины представлений старшеклассников города Саратова и области в целом о проблеме наркотизации общества был проведен корреляционный анализ по методу линейной корреляции Пирсона. Корре-
ляционный анализ, проведенный по результатам сочинения старшеклассников Саратова, помог получить одноядерную структурную композицию, состоящую из семи элементов. Ядром композиции является представление «я не употребляю наркотики, потому что боюсь от них заболеть и умереть» (рис. 1). Полученные компоненты взаимосвязей имеют положительную валентность, что говорит о непротиворечивости и устойчивости данной структурной композиции. Так, содержательные характеристики взаимосвязей корреляций, такие как «я получал информацию о вреде наркотиков из буклетов и брошюр», «сведения о вреде наркотиков я получаю от их антирекламы на плакатах и открытках», «сведения о вреде наркотиков я получаю из бесед и лекций в школе», «мое отношение к наркотикам - отрицательное» с ядром «я не употребляю наркотики, потому что боюсь от них заболеть и умереть» - свидетельствуют о том, что чем активнее в средствах массовых коммуникаций позиционируется проблема наркомании, тем выше уровень ответственности старшеклассников Саратова в отношении к своему здоровью. Такая корреляция наглядно демонстрирует наличие системы рефлексивных связей по отношению к наркотикам, основанных на способности старшеклассников к мысленному отражению позиции средств массовых коммуникаций, школы, родственников на проблему наркомании.
Более того, по результатам видно, что ведущим компонентом негативного отношения к
Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи социальных представлений старшеклассников г. Саратова о проблеме
наркомании
П. Д. Никитенко. Социальные представления молодежи о проблеме наркомании
наркотикам является страх перед последствиями их употребления. Такой страх формируется через реконструкцию воззрений, получаемых из различных источников коммуникаций, и как следствие происходит конструирование собственных субъективных представлений старшеклассников о проблеме наркомании.
Следующие структурные компоненты, полученные в корреляционной взаимосвязанной плеяде, имеют такие характеристики, как: «я считаю, что причина распространения наркотиков - моральная деградация общества», «считаю, что в Саратове нет достаточных возможностей, чтобы интересно проводить свободное время», «для меня значимость здоровья на первом месте». Данные характеристики свидетельствуют о том, что постепенное ухудшение и вырождение моральных устоев общества, а также недостаточное развитие социальной инфраструктуры, которая должна обеспечить благоприятные условия социализации старшеклассников Саратова, повышает, по всей видимости, уровень их тревожности по отношению к своему здоровью. Причем сам по себе уровень тревожности актуализируется уровнем ситуативного неблагополучия, связанного с конкретными условиями социализации личности старшеклассника.
Таким образом, корреляционная структурная композиция свидетельствует о наличие взаимообусловленных и взаимозависимых компонентов. По всей видимости, чем выше уровень информативности, наглядности и актуализации сообщений в средствах массовой коммуникации о вреде употребления наркотических средств, тем выше уровень переживания угрозы наркомании для социального существования индивида. Очевидно, такая угроза формирует у подростка тревожность, выражающуюся в состоянии напряжения по отношению к своему здоровью, что в последующем может оказать решающее воздействие на процесс выбора - попробовать наркотик или нет - и самоопределения - стать наркоманом или не стать.
Полученные корреляции наглядно демонстрируют и проблемную ситуацию, которая позиционируется противоречиями между соотношением конкретных обстоятельств, вызывающих определенный стресс, и условиями социализации, характеризующимися фрустрационными процессами, которые, в свою очередь, актуализируют и формируют субъективные представления, негативное отношение старшеклассников к наркомании.
Несколько иная картина наблюдается в исследовании корреляций, полученных по результатам сочинения старшеклассников Саратовской области. Анализ позволил получить взаимосвязанную двухъядерную структурную композицию, состоящую из таких характеристик отношений к наркотизации, как: «считаю, что в области нет достаточных возможностей, чтобы интересно проводить свободное время» и «я не
употребляю наркотики, потому что боюсь от них заболеть и умереть» (рис. 2). Содержательная компонента такой композиции наполнена разнонаправленными характеристиками представлений старшеклассников об эффективности способов профилактических мероприятий, направленных на формирование неприятия различных форм наркотической зависимости.
Она свидетельствует о том, что, по всей видимости, недостаточные условия социализации, одной из характеристик которой является развитая инфраструктура, не являются основным фактором создания предпосылок для приобщения старшеклассников Саратовской области к наркотикам. Более того, сами по себе некоторые характеристики условий социализации создают предпосылки для появления диссонанса между тем, что хотелось бы иметь старшекласснику, и тем, что есть в действительности. Естественно, что данный процесс сопровождается фрустрацией, которая потенцирует этот диссонанс. Однако в течение некоторого времени диссонанс, возможно, устраняется за счет сублимации и консонанс восстанавливается.
В таком ракурсе интересна полученная взаимосвязь элемента корреляционной плеяды «в нашем населенном пункте самая острая проблема - алкоголизм» с ее ядрами. Такая взаимосвязь свидетельствует о возможном наличии сублимации как одного из способов восстановления консонанса в психоэмоциональной сфере старшеклассника. Так, от наркотиков можно умереть или заболеть неизлечимой болезнью, досуг проводить негде, и в свободное время старшеклассники встречаются, где, по всей видимости, пользуются наиболее доступными для них продуктами, такими как пиво, брага и т. д.
Полученные корреляции показывают и наличие уже устойчивого негативного отношения к наркотикам, так, показатели корреляция - «я не употребляю наркотики, потому что они вызывают зависимость», «я считаю, что причина распространения наркомании - неудовлетворенность жизнью и социальное неблагополучие» и «к наркотикам отношусь отрицательно» - являются этому подтверждением. Такая ситуация возможна в силу различных обстоятельств, которые влияют на качество подачи информации через средства массовой коммуникации, родителей, школы.
Заключение
Таким образом, ситуация, потенцирующая риск употребления старшеклассником наркотика, может возникать, по сути, вследствие неорганизованного досуга, который является неким фрустратором, вызывающим у старшеклассника определенное напряжение, которое необходимо разрядить. Однако современная инфраструктура школ, дворовых территорий Саратова и Саратовской области недостаточно обустроена для вос-
Психология социального развития
169
Я считаю, что причина распространения
наркомании - неудовлетворенность жизнью и социальное неблагополучие (г = 0,105)
Рис. 2. Двухъядерная структурная корреляционная композиция социальных представлений старшеклассников
Саратовской области о проблеме наркомании
становления психоэмоционального равновесия, поэтому у подростка имеется небольшой выбор между желаемым и действительным. Под желаемым понимается наличие определенной потребности старшеклассников в активном и здоровом отдыхе, а в действительности такой отдых невозможен в силу различных причин. На основе этого респонденты конструируют свои представления о том или ином мнении, событии или переживании. Более того, это конструирование сопровождается некоей рефлексией, в ходе которой происходит осмысление позиции «другого», его отношения к особенностям собственного видения проблемы наркотизации. Такое осмысление, в свою очередь, приводит к планированию ожидаемых последствий, основанных на жизненном опыте старшеклассника, на информации, получаемой из
различных источников (школы, СМИ, родителей и т. д.) о вреде наркотиков. Естественным следствием данного планирования является выбор, который зависит от знаний, имеющихся у старшеклассника о вреде или безвредности наркотиков.
Подводя итог анализа полученных корреляций в исследовании старшеклассников Саратова и Саратовской области, можно сделать следующие выводы: ведущим компонентом негативного отношения к наркотизации является конструирование средствами массовой коммуникации такого социального представления, как страх перед последствием употребления наркотиков. Ситуация риска возможности попробовать наркотики или алкоголь позиционируется отсутствием развитой инфраструктуры в Саратове и Саратовской области. Положение, характеризующееся посте-
А. А. Ощепков. Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков
пенным ухудшением и вырождением моральных устоев общества, повышает, по всей видимости, уровень тревожности, который актуализируется уровнем ситуативного неблагополучия, связанного с конкретными условиями социализации личности старшеклассника. Несмотря на то, что ведущий и основной элемент формирования негативного отношения к наркотизации - страх перед последствиями их употребления, он является лишь временным механизмом оказания социально-психологического влияния на отношение к наркотикам, так как запретный плод всегда сладок. Поэтому на данном этапе борьбы с наркотизацией ведущим компонентом должны быть не механизмы формирования страха перед наркотиками, а создание таких условий, при которых личность старшеклассника испытывала бы морально-нравственную необходимость, потребность вести здоровый образ жизни.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.1009 «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».
Библиографический список
1. Шамионов Р. М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000. 329 с.
2. Московичи С. Социальная психология. СПб., 2007. 529 с.
УДК 316.624-053.6
А. А. Ощепков
Ощепков Алексей Александрович - старший преподаватель кафедры социальных наук, Димитровградский инженерно-технический институт (филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт»); 294, ул. Куйбышева, Димитровград, 433511, Россия; E-mail: [email protected]
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований системы ценностей и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению. В качестве концептуальной основы изучения взаимосвязей ценностных ориентаций и социальных установок выступает диспозиционная система личности. Автор приходит к выводу, что неспособность реализации внутреннего напряжения во внешнем окружении приводит к его направленности на внутренний мир, что объясняет склонность к суицидальному поведению и повышает вероятность проявления суицидального поведения у подростков. Прикладной аспект ис-
social Views of the Youth Concerning Drug Problem under Various socialization Conditions
Pavel Nikitenko
PhD in Psychology, associate professor,
the Chair of Psychology, Pedagogics, and Juvenile Law,
Institute of Social Education (affiliated institution) of the Russian State
Social University in the city of Saratov;
4, Fabrichnaya str., Saratov, 410015, Russia;
E-mail: [email protected]
The article presents theoretical analysis of peculiarities of social views concerning the drug problem in the process of socialization in high school students. The article views modern approaches to studying social views and personal socialization, analyzes their structures and functions. It shows the perspective for studying social views concerning the drug problem in relation to socialization aspects of youth's personality. The article singles out and describes the core components that are the founding elements for constructing the phenomenal field for social visions of the youth concerning the drug problem. The applied aspect of the problem under study can be realized in counseling practice of psychological services, as well as development of optimization programs concerning the drug problem. Key words: subjective visions, social visions, personal socialization, drug problem, activity.
References
1. Shamionov R. M. Lichnost' i ee stanovlenie v protsesse sotsializacii (Personality and it's formation in the process of socialization). Saratov, 2000. 329 p. (in Russian).
2. Moskovichi S. Social'nayapsikhologiya (Social psychology). St. Petersburg, 2007. 529 p. (in Russian).
{/№§
следуемой проблемы может быть реализован в работе школьных психологов.
Ключевые слова: суицидальное поведение, подростковый возраст, ценностные ориентации, социальные установки, диспо-зиционная система личности.
Введение
В последние годы состояние здоровья населения России вызывает все большую тревогу, что связано с ростом заболеваемости, сокращением продолжительности жизни, проявлением различных форм девиантного поведения, в ряду которых наибольшую значимость приобретает рост числа самоубийств. Отечественными и зарубежными учеными установлено, что самоубийство обусловлено множеством факторов - социальных, экономических, политических, психологиче-
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
© Ощепков А. А., 2013 171