Научная статья на тему 'Социальные практики Русской Православной Церкви в периоды кризисов (на примере Урала конца XIX начала XX века'

Социальные практики Русской Православной Церкви в периоды кризисов (на примере Урала конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / КРИЗИСЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Власова Анна Владимировна

Статья посвящена осмыслению значения социального служения Русской Православной Церкви на Урале в дореволюционный период в кризисные годы. Автор приходит к выводу, что пастырское слово православного духовенства, социальная и материальная поддержка Церкви сыграли существенную роль в преодолении тяжелых бедствий в уральском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Власова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные практики Русской Православной Церкви в периоды кризисов (на примере Урала конца XIX начала XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 15 (196).

История. Вып. 40. С. 61-63.

А. Б. Бласоеа

социальные ПРАКТИКИ русской ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКБИ

Б ПЕРИОДЫ КРИЗИСОВ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛА КОНЦА XIX- НАЧАЛА XXБЕКА)

Статья посвящена осмыслению значения социального служения Русской Православной Церкви на Урале в дореволюционный период в кризисные годы. Автор приходит к выводу, что пастырское слово православного духовенства, социальная и материальная поддержка Церкви сыграли существенную роль в преодолении тяжелых бедствий в уральском регионе.

Ключевые слова: Урал, Русская Православная Церковь, дореволюционный период, социальные практики, кризисы, благотворительность.

В дореволюционной России в условиях отсутствия пенсионного обеспечения, развитого фабричного и страхового законодательства, общей социально-экономической отсталости и слабой социальной ответственности государства перед подданными организованная социальная работа и добровольная бескорыстная помощь нуждающимся со стороны Русской Православной Церкви выполняла важную социальную функцию по защите экономически неактивного населения от деградации и физического вымирания; являлась показателем уровня нравственности и гуманности общества в целом. Кроме этого, крупные военные конфликты, социально-экономические кризисы и затяжная депрессия, а также вызванные ими мощные социальные потрясения, характерные для России начала XX в., оказали сильнейшее воздействие на развитие социальных практик Церкви. Причем это воздействие было весьма противоречивым. С одной стороны, в такой сложной ситуации сама Церковь испытывала серьезные финансовые трудности, что стало причиной свертывания масштабов ее социальной деятельности. Сокращение доходов Церкви было вызвано уменьшением пожертвований со стороны благотворителей: частных лиц, прежде всего предпринимателей, многие из которых в период кризисов, войн и депрессий балансировали на грани разорения. На Урале эта ситуация была еще более острой, потому что уральские губернии пострадали от экономического кризиса и спада намного сильнее ряда российских регионов. Еще в 1908 г. уральская пресса сообщала: «Большинство коммерсантов и торговцев жалуются на крайне стесненное положение вследствие необычайного застоя в торговле. По приблизительному под-

счету торговый оборот сократился от 25 до 40 процентов, что вызвано обеднением и дороговизной жизни. Громадное большинство потребителей ограничивается самым необходимым. По сведениям из соседних заводов там торговые дела обстоят значительно хуже и положение коммерсантов совершенно безнадежное. Платежепокупательная способность упала до небывалого уровня». В дальнейшем ситуация только ухудшалась1. Вследствие экономического кризиса произошло снижение реальной заработной платы рабочих, увеличение безработицы. Русско-японская и Первая мировая войны, частые неурожайные годы, революционные события 1905-1907 гг. значительно обострили социальные проблемы, присущие как Уральскому региону, так и всей российской империи.

Но с другой стороны, указанная сложнейшая социальная, политическая и экономическая ситуация в стране обостряла старые и порождала новые социальные проблемы, которые государство, без поддержки общества и Церкви, решить не могло. В этом проявился некий парадокс благотворительности: чем хуже социально-экономическая ситуация в стране, чем меньше возможностей для участия в благотворительности, чем острее общественная потребность в помощи

- тем активнее субъекты участвуют в благотворительности. Таким образом, кризисные общественные ситуации усилили стремление к взаимопомощи, увеличив пожертвования и способствуя развитию новых форм социальной работы.

В отечественной истории Церковь была не только сферой приложения благотворительного капитала, но и выступала в качестве организатора благотворительной деятельности.

Социально ориентированная деятельность Русской Православной Церкви на протяжении истории носила многоплановый характер: от помощи материальными средствами нищим до помощи деньгами и церковными ценностями государству для ведения войн. Рост пожертвований на военные нужды и создание соответствующих благотворительных учреждений и организаций явились одним из главных направлений благотворительной деятельности этого периода. Первые два десятилетия XX в., сопровождавшиеся военными конфликтами, поставили перед всеми субъектами филантропии сложнейшие задачи. Войны начала XX в., особенно Первая мировая война, существенно отличались от войн предыдущих столетий. Настала эпоха массовых, порой многомиллионных армий, эпоха новых видов вооружений, эпоха, принесшая резкое увеличение боевых потерь. Несмотря на то, что государство готовилось к оказанию помощи раненым и больным солдатам, семьям мобилизованных, действительность намного превзошла ожидания, поэтому оно оказалось не в состоянии полностью удовлетворить потребности армии и пострадавшего населения. В этих условиях Русская Православная Церковь повсеместно, в том числе и на Урале, включилась в дело оказания помощи армии, семьям мобилизованных и беженцам.

Выделяя существовавшие в этот период формы социальной деятельности Православной Церкви, следует отметить и помощь, которая оказывалась инвалидам и участникам войны (их назвали «военноувечными»), их семьям, престарелым, тяжелобольным, людям с психическими расстройствами уже в нелегкое время Первой мировой войны. В то время во все резервные воинские формирования, дислоцировавшиеся на территории Оренбургской епархии, было назначено более двадцати полковых и госпитальных священников. Одновременно епархия внушала прихожанам, что их нравственный долг - оказывать всем семьям нижних чинов, участвующим в войне, посильную помощь и поддержку их хозяйств при отсутствии единственного работника и кормильца. Для помощи таким семьям в 1915 г. было создано 27 попечительских обществ2.

В соответствии с письмом обер-прокурора Синода на имя Преосвященного Мефодия, епископа Оренбургского и Тугайского от 29 ноября 1914 г. за № 12250 «О выдаче посо-

бий и беспроцентных ссуд семьям погибших на войне учителей училищ всех ведомств», Филаретовское общество оказывало помощь семьям учителей и законоучителей церковноприходских школ, погибших или умерших от ран, ставших инвалидами (если это препятствовало их дальнейшей педагогической деятельности). В состав родственников, имевших право на оказание помощи, входили: жена, дети, родители мужа, братья и сестры, при условии, что они имели статус иждивенцев.

Особое значение в военный период имели внебогослужебные собеседования священников с прихожанами. Например, в 1914 г. в Троицком уезде было проведено 60 чтений, которые посетило 5300 слушателей. Епархиальные преосвященные обращали внимание на то, как заповеди Божии реализуются в повседневной жизни прихожан. Например. в отчете священника Гавриила Троицкого указывается, что за период с сентября 1915 г. по апрель 1916 г. было проведено 43 чтения, которые посетило 6172 человека. Слушателям было предложено 160 тем, из которых 70 -богословского и церковно-исторического характера, 8 - по русской истории, 42 - о войне, 9 - по вопросам борьбы с алкоголизмом и 31

- на бытовые темы3.

Уральские епархии не остались в стороне и в преодолении тяжелых последствий социально-экономических кризисов. Известно, например, насколько страшным испытанием для жителей ряда регионов России явился голод 1891-1892 гг. В Пермской губернии он особенно остро сказался на положении населения Шадринского, Камышловского, Екатеринбургского уездов, несколько меньше -Осинского. По официальным данным, общее количество умерших от голода в этих четырех уездах составило в 1892-1893 гг. до 40 тыс. человек4.

В развертывании церковной помощи пострадавшему от неурожая населению существенную роль сыграл указ Святого Синода от 21 августа 1891 г. Помимо призыва к духовенству совершать моления от избавления от голода, Синод предписывал установить в храмах особый сбор в пользу нуждающихся, выделить для них из средств наиболее обеспеченных монастырей и церквей денежные пособия и не переставать питать неимущих. Епархиальным преосвященным вменялась также обязанность «учредить в епархиальных городах из духовных и светских лиц <...>

особые комитеты для сбора от доброхотных людей пожертвований и распределения в епархиях, пострадавших от неурожая»5.

Такие «особые комитеты» были вскоре открыты во всех уральских епархиях. В числе их действовали Екатеринбургский и Пермский епархиальные комитеты по сбору пожертвований и пользу голодающих. Оперативно, в сравнительно короткие сроки, был решен вопрос о путях доставки гуманитарной помощи в районы, пострадавшие от бедствия, и ее адресатах. Определением Святого Синода от 9 декабря 1891 г. Пермскому епархиальному комитету было предписано направлять все поступавшие пожертвования, если в них не окажется потребности на месте, в распоряжение Екатеринбургского комитета «для обращения на продовольствие тамошнего бедствующего населения»6. Основной поток поступлений в Зауралье шел в наиболее неблагополучный Шадринский уезд.

Говоря об историческом значении социального служения Русской Православной Церкви в кризисные периоды, обратимся к словам современника. Дореволюционный исследователь истории церковной благотворительности А. Н. Афанасьев на основе собранных фактов сделал вывод, что в эпоху, когда «народ, незнакомый с материальным благосостоянием», вымирал вследствие войн и неурожаев, объем княжеской и церковной благотворительности вполне удовлетворял потребности тех нуждающихся, которые могли приняться за труд после перенесенных бедствий. С развитием материальных ресурсов нищета неизбежно перестает предшествовать физической гибели людей, в обществе «призрение принимает больший объем»7.

Рассматривая деятельность Церкви в разные периоды российской истории, мы выделяем ее активную проповедь, ее важное влияние на жизнь общества. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «.Мы все должны следовать примеру жизни святых апостолов, которые были ревностными исполнителями повеления Божия: “Идите во всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”. Значимость слова Русской Православной Церкви особенно важно в периоды кризисов. Отсюда невозможно представить сегодня общество без Церкви, оторвать Церковь от народа, потому что Церковь - это и есть народ в значительной своей части»8.

Примечания

1 Урал. край. 1908. 25 окт.

2 Осипов, О. В. Армия и церковь : исторический опыт деятельности Оренбургской епархии в начале XX века // Социум и власть. 2008. № 1. С. 115-119.

3 Троиц. газ. 1916. 22 апр.

4 Перм. губерн. ведомости. 1894. № 98.

5 ГАПО. Ф. 442. Оп. 1. Д. 6. Л. 72.

6 Перм. епархиал. ведомости. 1892. № 2 (отд. офиц.).

7 Афанасьев, А. Н. Историческое развитие вопросов о призрении в России // Отечеств. зап. 1850. № 10. С. 123-144.

8 Свет добра : интервью с Местоблюстителем

Патриаршего Престола митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. ИИЬ : http://www.rg.ru/printable/2009/01/23/kirill.

Ыт1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.