Научная статья на тему 'Особенности и основные направления благотворительной деятельности русской православной церкви на Урале'

Особенности и основные направления благотворительной деятельности русской православной церкви на Урале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВОЙНА / ГОЛОД / ПОТЕРЯ КОРМИЛЬЦЕВ / РОСТ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ / ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО РАНЕНЫХ / НИЩЕТА / БЕСПРИЗОРНИЧЕСТВО / И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ НАРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Власова А. В., Бабкина Л. Ф.

В статье проанализирован опыт благотворительной деятельности Русской православной церкви на Урале в сложные для Отечества годы неурожаев, войн конца XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и основные направления благотворительной деятельности русской православной церкви на Урале»

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

НА УРАЛЕ*

А. В. ВЛАСОВА, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры связей с общественностью и гуманитарных дисциплин

Л. Ф. БАБКИНА, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Уральский социально-экономический институт — филиал Академии труда и социальных отношений

В 1892 г. органы местного самоуправления открыли бесплатные столовые в Екатеринбурге, Челябинске, Троицке и других городах Урала, в которых ежедневно обедали от 600 до 1 200 чел. Крестьянам предоставлялось либо бесплатное, либо платное (по 5—7 коп.) одноразовое питание. Семьям мещан и разночинцев выдавали натуральные пайки. Так, в Шадринске бедным переселенцам — семьям мещанского общества полагалось раз в месяц по 20 фунтов ржаной муки на каждого едока, в Челябинске — по 20 фунтов хлеба зерном.

Помощь приходила постоянно, и необходимо было скоординировать действия между церковью и правительственными органами, общественными и благотворительными организациями. Совместными усилиями создаются учреждения трудовой помощи (дома трудолюбия, бесплатные столовые и ночлежные дома для ищущих работу).

В неурожайные годы широкое развитие получили общественные работы. Если организацией

* Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2014. № 2(338). Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском социально-экономическом институте — филиале Академии труда и социальных отношений.

общественных работ занимались преимущественно органы государственного управления и земства, то учреждения трудовой помощи в городах создавались с широким участием благотворительного капитала частных лиц. Примером такого участия служит деятельность оренбургского губернатора и атамана Оренбургского казачьего войска (1892— 1897) В. И. Ершова. Его губернаторский срок совпал со страшным неурожаем 1891 г., голодом и эпидемией холеры, от которой только в Оренбурге погибли 1 652 чел. Усилиями В. И. Ершова была разработана антикризисная программа, мобилизованы финансовые ресурсы населения. Только на борьбу с последствиями холеры было потрачено 36 тыс. руб. незапланированных бюджетных средств плюс 5 тыс. руб., выделенных московским благотворительным комитетом. Губернатор сумел организовать оренбуржцев на учреждение приюта для детей, чьи родители умерли во время эпидемии, и сам подал пример щедрым пожертвованием. Современники свидетельствовали: «Предложенная подписка в один день достигла весьма значительной суммы, и полученные средства дали возможность открыть немедленно приют для детей».

Кстати, известная ученым, изучающим благотворительность, работа В. О. Ключевского «Доб-

рые люди Древней Руси» была им специально подготовлена и прочитана в форме лекции в связи с организацией помощи в пользу населения, пострадавшего от неурожая 1891 — 1892 гг. Главный вывод Ключевского состоял в обосновании мысли о том, что благотворительность имеет огромное нравственно-воспитательное значение.

Неурожайные годы случились в 1905, 1906, 1911 гг. Неурожай в 1905 г. охватил 22 губернии, его последствия были более сильными, чем в 1891—1892 гг., а в 1906 г. 23 губернии пострадали из-за сильной засухи. Как и в конце XIX в., были использованы все возможные средства: для ликвидации последствий неурожая было выделено более 5,1 млн руб.

Православное духовенство и в эти годы не оказалось в стороне от благородной миссии помощи голодающим, приняв в этом богоугодном деле самое деятельное участие. Пастырское проповедническое слово, материальная поддержка нуждающихся со стороны церкви и ее учреждений сыграли немалую роль в преодолении тяжелого бедствия. Активизировало деятельность Общество Красного Креста, созданное в Екатеринбурге в 1877 г. Кроме капиталов общество имело фонды помощи населению на случай военного времени при общественных бедствиях, неурожаях.

14 ноября 1911 г. прошел молебен и общее собрание членов Общества Красного Креста. Председатель собрания Г. А. Олесов доложил об организации попечительства над пострадавшим от неурожая населением уезда. Решением собрания все деньги, имеющиеся в распоряжении комитета Общества Красного Креста, было решено передать в фонд помощи голодающим и ходатайствовать перед главным управлением Общества Красного Креста о проведении лотереи на 50 тыс. руб. и предоставлении права бесплатного провоза продуктов для голодающего населения уезда.

Из «Вестника Оренбургского учебного округа» известно об инициативах учащихся учебных заведений г. Уфы о сборе пожертвований в пользу голодающих. По их инициативе и решению попечителя Оренбургского учебного округа Ф. Н. Владимирова 31 января 1911 г. прошел платный литературно-вокальный музыкальный вечер. На лотерее-аллегри было разыграно 750 призов, изготовленных ученицами женских гимназий. Было выручено 1 835 руб. 95 коп., которые передали Уфимскому управлению Общества Красного Креста, Уфимскому городскому санитарно-благотворительному попечи-

тельству и Уфимскому дамскому попечительному о бедных комитету для организации бесплатных столовых, т. е. использовались все инициативы, чтобы собрать средства для борьбы с голодом.

Благотворительность РПЦ носила многоплановый характер и во время войн: от помощи материальными средствами конкретным людям до помощи деньгами и церковными ценностями государству. В «Церковных Ведомостях» от 7 февраля 1904 г. в связи с началом войны с Японией было опубликовано «Всеподданнейшее письмо Высокопреосвященного Антония, митрополита Санкт-Петербургского от 28 января 1904 г. с выражением молитвенных бла-гожеланий Государю Императору по случаю начала военных действий на Дальнем Востоке». Митрополит писал: «Дерзай, Государь,... располагай нами и имуществом нашим. Нужно будет — церкви и монастыри внесут драгоценные украшения святынь своих на алтарь Отечества.».

«Драгоценные украшения святынь» на военные нужды церковь жертвовала российским самодержцам, Временному правительству и Советской власти. Первая мировая война затронула все слои населения. В годы испытаний рядом с простыми солдатами, идущими на смерть со словами «За Веру, Царя и Отечество», находились священнослужители. Они учили солдат верности воинскому долгу, присяге, готовности к самопожертвованию во имя победы над врагом. Русская православная церковь на страницах церковной периодической печати поддерживала патриотические настроения народа.

И в годы войны самой распространенной формой жертвования были всевозможные сборы денежных средств: «кружечные, «кошельковые», «тарелочные», «особо назначения». Объемы собираемых средств зависели от обстоятельств, но неизменно возрастали в период войн. Эта практика была результативной в период русско-японской войны.

Самой распространенной формой благотворительной деятельности православной церкви была помощь инвалидам и участникам войны (их называли «военноувечными»), их семьям, престарелым, тяжелобольным, людям с психическими расстройствами. Важную роль играло слово священнослужителей. Так, например, во все резервные воинские формирования, дислоцировавшиеся на территории Оренбургской епархии, были назначены полковые и госпитальные священники. В своих проповедях они убеждали прихожан, что их нравственный

долг — оказывать всем семьям, чьи кормильцы воевали, посильную помощь и поддержку хозяйств. Для этого епархией в 1915 г. было создано 27 попечительских обществ.

Церковная проповедь подталкивала к действию все слои общества. В среде русской аристократии благотворительность, милосердие, филантропия были в этот период не показными, а культивировались перманентно. Воспитанницы институтов и пансионов благородных девиц, дети известных дворянских фамилий посещали больницы и госпитали, становились сестрами милосердия. В годы Первой мировой войны это продемонстрировали дочери российского императора Николая II.

Для оказания помощи семьям погибших учителей церковноприходских школ в столице было учреждено Всероссийское Филаретовское общество народного образования под патронажем императрицы Александры Федоровны. Оно выдавало пособия и беспроцентные ссуды семьям пострадавших.

На Урале в соответствии с письмом Обер-прокурора Синода на имя преосвященного Ме-фодия, епископа Оренбургского и Тургайского от 29.11.1914 № 12250 «О выдаче пособий и беспроцентных ссуд семьям погибших на войне учителей училищ всех ведомств», Всероссийское Филаретов-ское общество оказывало помощь семьям учителей церковно-приходских школ, в которых были погибшие, умершие от ран, инвалиды, иждивенцы.

В 1914 г. церковные учреждения на Урале, по предписанию Святейшего Синода, начали «кружечный сбор» на нужды войны, ежедневно совершая богослужения с молитвами о сражающихся и раненых воинах. Кроме того, представители уральского духовенства стали инициаторами благотворительных акций, которые приносили денежные средства. Например, 8 сентября 1914 г. епархиальное духовенство г. Перми организовало патриотическое мероприятие «День милосердия», собрав 5 тыс. руб. на нужды больных и раненых воинов. Были и частные инициативы. Так, епископ Андроник Пермской епархии послал на фронт две тысячи книг «Жития святых» и две тысячи пасхальных приветствий.

Во всех приходах на Урале создавались особые попечительные советы из прихожан с участием духовенства и церковных старост. Они вели списки семей, члены которых воевали в армии, выясняли их имущественное положение и оказывали помощь. Святейший Синод предписывал «оказывать пособие» не только из пожертвований, но и из церковных сумм.

Всего во время войны в Пермской епархии было открыто 368 приходских попечительных совета. Их усилиями было собрано вещевых пожертвований примерно на сумму 1 тыс. 321 руб. 35 коп. и денег — 6 тыс. 220 руб. (от частных лиц — до 5 тыс. 500 руб., из церковных сумм — до 700 руб.) Эти попечительные советы оказали помощь более чем трем тысячам семей военных на общую сумму 6 тыс. 557 руб. 50 коп. (от частных лиц — 5 тыс. 893 руб. 87 коп., церковными суммами — 663 руб. 63 коп.).

Большую роль в благотворительной деятельности во время войны играло вятское духовенство. В августе 1914 г. на собрании духовенства и старост церквей г. Вятки единогласно было принято решение об открытии в Вятском епархиальном доме лазарета духовного ведомства на 15 кроватей, где работали 8 сестер милосердия, 5 санитаров, 2 кухарки, врач и 2 фельдшера.

Начиная с сентября 1914 г. священноцерковнос-лужители города Вятки ежедневно лично жертвовали на содержание раненых воинов: протоиреи — 20 коп., священник — 15 коп., дьякон — 10 коп. и псаломщик — 5 коп. Церкви Вятской епархии жертвовали на военные нужды в 1914 г. более 0,5 % своих поступлений.

Случались частые прецеденты единовременной помощи. Так, Вятское епархиальное братство Святителя и Чудотворца Николая пожертвовали для раненых и больных воинов 1 500 руб. Вятский Архиерейский дом единовременно выделил в 1914 г. 1 500 руб., обслуживая постоянно по 10 раненых.

Вятское духовенство принимало самое активное участие в создании попечительных советов, помощь которых была весомой. С августа по декабрь 1914 г. оно оказало материальную помощь 23 585 семьям солдат на 32 329 руб. 99 коп. По инициативе церкви в Вятской губернии создавались дамские кружки по шитью белья для воинов, где с представительницами светского населения трудились монахини, послушницы, члены семей священнослужителей.

Во время войны вновь началось создание ведомственных, общественных и частных лазаретов. Их формировали комитеты общества Красного Креста, различные уральские ведомства. В Екатеринбурге это были лазареты комитета Общества Красного Креста и Уральского горного управления. Группа екатеринбургских предпринимателей учредила свой лазарет и содержала его всю войну, одновременно участвуя в финансировании других

общественных и ведомственных лазаретов. Некоторые предприниматели были создателями собственных лазаретов, например екатеринбургский купец Н. И. Макаров.

Если русско-турецкая война стимулировала появление обществ Красного Креста, которые акцентировали внимание в первую очередь на оказании помощи действующей армии, то в Первую мировую войну началось формирование различных структур для оказания помощи солдатским семьям. Например, в Екатеринбурге начали действовать Городской попечительный комитет, Екатеринбургский уездный комитет, Екатеринбургская уездная комиссия великой княгини Елизаветы Федоровны, комитет Уральского горного управления, комитет судебного ведомства, комитет по призрению беженцев, отдел при ведомстве путей сообщения по оказанию помощи пострадавшим от военных действий. Все они, за исключением комитета по призрению беженцев, оказывали помощь солдатским семьям, раненым и больным воинам.

Немалое внимание церковь уделяла детям воинов, открывая для них приюты. Таковые были открыты Романовским комитетом в женских Чердынском Иоанно-Богословском (Пермской епархии) и Екатеринбургском Ново-Тихвинском (Екатеринбургская епархия) монастырях на деньги духовного ведомства в Уфе. Организация дела призрения детей воинов в Пермской епархии была образцовой.

Пермский епархиальный попечительный совет о нуждах войны приступил к организации приютов в 1914 г., разработав специальное положение. Согласно положению в приюты принимались солдатские дети до 10-летнего возраста, отцы которых были убиты на войне или потеряли трудоспособность вследствие ранения, а матери больны или обременены многочисленным семейством.

Кроме двух уже действующих монастырских приютов по постановлению епархиального съезда духовенства и старост Пермской епархии около города Кунгура на земле, пожертвованной духовному ведомству купцом Васильевым, открыли приют-богадельню для призрения солдатских сирот и калек-воинов. На его организацию и содержание епархиальный попечительный совет выделил 20 000 руб. Кроме того, откликнувшись на призыв Святейшего Синода, Пермская епархия во время полевых работ открыла ясли в приходах. Помещением для 122 яслей служили главным образом здания церковных школ. Таким образом, церковь

в сложное военное время вдохновляла воинов не только словом божьим, но и оказывала благотворительную помощь нуждающимся.

В начале XX в. деятельность церковноприходских попечительств заметно активизировалась. Они вели широкую разъяснительную и благотворительную работу. Приходские попечительские советы проводили кружечные сборы, принимали пожертвования по подписным листам, денежные поступления от предпринимателей.

Кроме денежной поддержки приходские попечительские советы оказывали помощь населению в форме бесплатной выдачи семенного зерна, вспашки полей, уборки урожая, заготовки для семей военнослужащих дров на зимний период, выделения ссуд для ремонта приходящих в упадок крестьянских хозяйств.

Во всех епархиях были созданы органы попечения о беженцах. Важным направлением их деятельности в годы войны стало создание и содержание госпиталей для раненых воинов. Православные епархии взяли вместе с государством заботу об увечных солдатах и офицерах, а также о выздоравливающих воинах. В те же годы были открыты инвалидные богадельни и приюты, общины сестер милосердия. Имелись и другие способы оказания помощи семьям солдат. Например, выдача ссуд семьям, которые в момент объявления войны оказались в чужих городах, для того чтобы они могли добраться до своих населенных пунктов и обустроиться.

Церковь оставалась важнейшим институтом христианского милосердия. Средства ее приходских попечительных советов формировались за счет вещевых сборов и денежных пожертвований, чаще всего это были деньги самих членов советов и прихожан. Основным источником дохода служили кружечные сборы, проводимые во время церковных богослужений, базаров, платные духовные концерты, литературные вечера с религиозно-нравственной и патриотической тематикой, крестные ходы.

Значение социальной деятельности церкви в период Первой мировой войны было огромным. Духовенство уральских епархий, как и в целом РПЦ, поддерживало военную правительственную политику, оказывая материальную поддержку, положительное патриотическое и воспитательное воздействие на население, но как средство решения социальных проблем военного времени было недостаточно эффективно, экономически неустойчиво и могло служить лишь дополнительным средством к государственной и общественной социальной помощи.

Прийти на помощь нуждающимся, отдавая все силы благотворительной деятельности, — был прямой долг и призвание церкви. В период испытаний церковь становилась гарантом социальной гармонии общества: она первой шла к тем, кто болел, голодал, нуждался в помощи. Там, где церковь была не в состоянии полностью взять на себя решение проблем, практиковались совместные действия с земствами, предпринимателями, государством.

Первая мировая война, породившая много новых благотворительных инициатив, выявила существенные недостатки. Отсутствие единой централизованной системы управления благотворительностью приводило иногда к неэффективному использованию пожертвований. Именно в период Первой мировой войны в некоторых городах Урала были предприняты попытки по централизации благотворительной деятельности. Инициатором этого процесса на Урале стало Екатеринбургское городское попечительство о бедных, но, к сожалению, желаемого результата не достигли.

Осмысливая историческое значение социального служения РПЦ в годы стихийных бедствий, обратимся к словам современника. Дореволюционный исследователь истории церковной благотворительности А. Н. Афанасьев писал, что в эпоху, когда «народ, незнакомый с материальным благосостоянием», вымирал вследствие войн и неурожаев, объем княжеской и церковной благотворительности вполне удовлетворял потребности тех нуждающихся, которые могли приняться за труд после перенесенных бедствий.

С развитием материальных ресурсов нищета стала неизбежно предшествовать физической гибели людей. В обществе «призрение принимает большой объем». Таким образом, в условиях чрезвычайных условий, бедности крестьянских хозяйств, не имевших возможности создавать страховые запасы хлеба, неразвитости регионального и общероссийского аграрного рынка, аграрного перенаселения, отсутствия возможности заработать

вне деревни возрастало значение РПЦ. Вектор социальной деятельности церкви смещался с церковных приоритетов в сторону рациональных начинаний в решении чрезвычайных местных проблем.

Список литературы

1. Голод. Уральская историческая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URAL. ru — портал полезной информации. Режим доступа: url:http://www. ural. ru/spec/ (дата обращения: 24.01.2009).

2. Житие священномученика Александра (Тра-пицына), архиепископа Самарского. [Электронный ресурс] // Духовный Собеседник: Православный альманах [офиц. сайт], [раздел архив]. 2001. № 4. Режим доступа: url:http://www. sobesednik. orthodoxy. ru/html (дата обращения: 24.01.2009).

3. Нечаев М. Г. Милосердие и благотворительность церкви на Урале // Милосердие и благотворительность в российской провинции: тезисы доклада на всероссийской конференции. Екатеринбург, 2002. С. 114—116.

4. Очерк о деятельности Екатеринбургского дамского кружка по сбору пожертвований для отправки на передовые позиции. Екатеринбург, 1916. С. 6.

5. Пермские епархиальные ведомости. 1891. № 23.

6. Пермские епархиальные ведомости. 1892. № 6.

7. Пермские епархиальные ведомости. 1915. № 5.С. 114. 11 февраля.

8. Письма их прихода // Оренбургские епархиальные ведомости. 1912. № 1. С. 20—21.

9. По поводу неурожая // Богословский вестник. 1892. № 1. С. 121—126 (2-я пагин.). Т. 1.

10. Российский государственный исторический архив. Ф. 804. Оп. 8. Д. 151. Л. 2.

11. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2632. Л. 40.

12. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2636. Л. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.