Научная статья на тему 'Социальные практики питания старшеклассников'

Социальные практики питания старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / социальные практики питания / пищевой статус / пищевое поведение / фактическое потребление пищевых продуктов и пищевых веществ / schoolchildren / social nutrition practices / nutritional status / eating behavior / actual consumption of food and food substances

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Олег Александрович Данковцев

В работе представлены результаты оценки социальных практик питания старшекласс-ников. В исследовании приняли участие 256 девушек и юношей 15–17 лет – учащихся общеобразователь-ных учреждений Липецка. Исследование включало в себя изучение состояния обеспеченности организма питательными веществами и энергией (пищевого статуса); оценку риска развития нарушений пищевого по-ведения и типов нарушений пищевого поведения; определение фактического потребления пищевых про-дуктов. Полученные данные указывают на высокую распространенность нарушений пищевого статуса среди школьников по типу переедания. Установлено, что рискогенное пищевое поведение имеют 40,2 % респон-дентов обоих полов. Показано, что чаще у старшеклассников встречается экстернальный тип пищевого по-ведения, реже – ограничительный и эмоциогенный типы. Выявлены нарушения потребления пищевых про-дуктов школьниками, проявляющиеся в несоблюдении режима приема пищи, однообразии питания, избы-точном потреблении сахара, кондитерских изделий, жирной пищи, фастфуда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Олег Александрович Данковцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Nutrition Practices of High School Students

The paper presents the results of an assessment of the social nutrition practices of high school students. The study involved 256 girls and boys aged 15–17 years – students of general education institutions in the city of Lipetsk. The study included: studying the state of the body's supply of nutrients and energy (nutritional status); assessing the risk of developing eating disorders and types of eating disorders; determination of actual food consumption. The data obtained indicate a high prevalence of eating disorders among schoolchildren of the over-eating type. It was found that 40,2 % of schoolchildren of both sexes have risky eating behavior. It is shown that the externalized type of eating behavior is more common among high school students, and the restrictive and emotiogenic types are less common. Violations of food consumption by schoolchildren have been revealed, which manifest themselves in non-compliance with the food intake regimen, monotonous diet, excessive consumption of sugar, confectionery, fatty food, fast food.

Текст научной работы на тему «Социальные практики питания старшеклассников»

Научная статья

УДК 316.4-057.874

https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.4

Социальные практики питания старшеклассников Олег Александрович Данковцев

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия, danko.oleg@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4814-4359

Аннотация. В работе представлены результаты оценки социальных практик питания старшеклассников. В исследовании приняли участие 256 девушек и юношей 15-17 лет - учащихся общеобразовательных учреждений Липецка. Исследование включало в себя изучение состояния обеспеченности организма питательными веществами и энергией (пищевого статуса); оценку риска развития нарушений пищевого поведения и типов нарушений пищевого поведения; определение фактического потребления пищевых продуктов. Полученные данные указывают на высокую распространенность нарушений пищевого статуса среди школьников по типу переедания. Установлено, что рискогенное пищевое поведение имеют 40,2 % респондентов обоих полов. Показано, что чаще у старшеклассников встречается экстернальный тип пищевого поведения, реже - ограничительный и эмоциогенный типы. Выявлены нарушения потребления пищевых продуктов школьниками, проявляющиеся в несоблюдении режима приема пищи, однообразии питания, избыточном потреблении сахара, кондитерских изделий, жирной пищи, фастфуда.

Ключевые слова: школьники, социальные практики питания, пищевой статус, пищевое поведение, фактическое потребление пищевых продуктов и пищевых веществ

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Данковцев О.А. Социальные практики питания старшеклассников // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 38-43. https://doi.org/10.24158/spp.2023.124.

Original article

Social Nutrition Practices of High School Students

Oleg A. Dankovtsev

Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia, danko.oleg@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4814-4359

Abstract. The paper presents the results of an assessment of the social nutrition practices of high school students. The study involved 256 girls and boys aged 15-17 years - students of general education institutions in the city of Lipetsk. The study included: studying the state of the body's supply of nutrients and energy (nutritional status); assessing the risk of developing eating disorders and types of eating disorders; determination of actual food consumption. The data obtained indicate a high prevalence of eating disorders among schoolchildren of the overeating type. It was found that 40,2 % of schoolchildren of both sexes have risky eating behavior. It is shown that the externalized type of eating behavior is more common among high school students, and the restrictive and emotiogenic types are less common. Violations of food consumption by schoolchildren have been revealed, which manifest themselves in non-compliance with the food intake regimen, monotonous diet, excessive consumption of sugar, confectionery, fatty food, fast food.

Keywords: schoolchildren, social nutrition practices, nutritional status, eating behavior, actual consumption of food and food substances

Funding: Independent work.

For citation: Dankovtsev, O.A. (2023) Social Nutrition Practices of High School Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 38-43. Available from: doi:10.24158/spp.2023.12.4 (In Russian).

Основными направлениями реализации государственной политики РФ в области формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний являются «разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи», а также «разработка программ популяризации рационального питания»1.

1 Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Приказ Минздрава России от 15 янв. 2020 № 8. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Данковцев О.А., 2023

В современном обществе превалирует рациональное отношение к питанию (здоровому, правильному, сбалансированному), которое «создает базу для нормального физического и умственного развития детей и подростков, оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, способствует профилактике заболеваний, увеличению продолжительности и повышению качества жизни»1. В свою очередь, нерациональное питание может приводить к структурно-функциональным изменениям в организме и, как следствие, к нарушению здоровья.

Потребность в пище является основной потребностью организма и координируется пищевым поведением, которое представляет собой сложный биопсихосоциальный феномен, не только связанный с удовлетворением витальной потребности человека в пищевых продуктах и пищевых веществах, но и выполняющий ряд социальных по своей природе функций. Регуляция пищевого поведения определяется как биологическими факторами (генетической предрасположенностью к потреблению определенных пищевых компонентов (белков, липидов, крахмала и др.) и пищевых продуктов (хлебных злаков, фруктов, грибов и др.)), так и социальными (влиянием ближайшего социального окружения, религиозными представлениями, жизненным опытом, эталонными диетическими нормами потребления продуктов и пр.).

Формирование пищевого поведения человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Модель пищевого поведения создается в детском возрасте при взаимодействии с окружающими - в первую очередь с семьей. В это время закладываются устойчивые вкусовые предпочтения к процедуре приема пищи. В подростковом возрасте значение факторов социального окружения возрастает и питание начинает выполнять функции, «коммуникации, познания, формирует ритуалы и привычки; выступает как средство общения, психоэмоциональной разрядки, самоутверждения, поддержания определенных ритуалов и привычек, удовлетворения эстетической потребности, компенсации неудовлетворенных потребностей» (Дурнева, 2015: 10).

Результаты анализа исследований свидетельствуют о том, что дезадаптивные пищевые установки, связанные с избыточным или, наоборот, недостаточным потреблением пищи и определенных продуктов питания, могут приводить к нарушению фактического потребления пищевых продуктов и веществ лицами молодого возраста и, как следствие, к формированию нарушений пищевого поведения (широкому спектру состояний от ограничительных действий до переедания). А.Н. Покида и Н.В. Зыбуновская пишут, что «рациональное питание в представлении россиян является основным элементом здорового образа жизни, однако для многих оно пока не стало повседневной практикой» (2022: 20). Так, Н.В. Куликова с соавторами указывают на неадекватные рацион и режим питания современных школьников (2013). Я.В. Гирш с соавторами отмечают, что нарушения пищевого поведения чаще встречаются у подростков с избыточной массой тела, чем у сверстников, имеющих нормальный показатель (2013). При этом у подростков с избыточной массой тела преобладает ограничительный тип пищевого поведения, тогда как у сверстников, имеющих нормальную массу тела, - экстернальный. В.Н. Долич соавторами обращают внимание на высокую распространенность нарушений практик питания среди молодежи, проявляющихся расстройством фактического потребления пищевых продуктов и пищевых веществ (Анализ факторов..., 2022). С.Н. Филимонов с соавторами свидетельствуют о дисбалансе в питании школьников, который обусловлен разбалансированностью продуктового набора, дефицитом содержания мяса и мясопродуктов, рыбы, молока, яиц (Состояние фактического питания., 2020). А.В. Носкова указывает, что из повседневного рациона современной молодежи уходят традиционные продукты и напитки (пшенная и перловая каши, кефир, ряженка, простокваша, кисель) (2014).

Таким образом, учитывая низкую приверженность рациональному питанию среди школьников, изучение данного вопроса имеет важное научно-практическое значение и является актуальным и своевременным.

Область исследований - социология питания. Предмет - питание такой социальной группы, как школьники. Целью работы является изучение социальных практик питания старшеклассников.

Исследование проводилось в период 2022-2023 гг. В нем приняли участие 256 школьников в возрасте от 15 до 17 лет (из них 122 представителя мужского пола, 134 - женского) - учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Липецка.

Программа исследования состояла из трех этапов. На первом этапе изучалось состояние обеспеченности организма питательными веществами и энергией в соответствии с потребностями организма в данный период, проявляющееся в объективных параметрах тела (пищевой статус). На втором этапе проводилась оценка риска развития нарушений пищевого поведения и типов нарушений пищевого поведения. Третий этап включал определение фактического потребления пищевых продуктов.

1 Государственная политика РФ в области здорового питания : доклад / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. М., 2015. 89 с.

Пищевой статус определялся на основе расчета индекса массы тела - интегрального показателя соответствия энергетической ценности рациона энергетическим затратам. Оценка проводилась с помощью центильного метода в соответствии с рекомендациями ВОЗ (BMI-for-age 519 years)1. Принято выделять обычный, избыточный и недостаточный пищевые статусы.

Риск развития нарушений поведения оценивался на базе методики Eating Attitudes Test -26 Д. Гарнера в адаптации О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи (Опросник пищевых предпочтений -26, или ОПП-26) (Скугаревский, 2007). Использовался диагностический вариант опросника. Суммарное количество баллов 20 и более расценивается как критическое для риска развития нарушений пищевого поведения.

Типы нарушений пищевого поведения определяли на основе голландского опросника Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ) (Strien et al., 1986), многомерные шкалы которого характеризуют три различных мотива приема пищи - ограничительный (стремление строго ограничивать и контролировать потребление пищи), эмоциогенный (психогенное переедание) и экстер-нальный (повышенная чувствительность не к внутренним стимулам (голоду), а к внешним раздражителям (времени приема пищи, рекламе пищевых продуктов и т. д.)).

Определение фактического потребления пищевых продуктов проводилось посредством опроса (анкетирования), включающего в себя следующие блоки вопросов: количество, качество и особенности фактически потребляемых пищевых продуктов и блюд; предпочтения по характеристикам продуктов питания; индивидуальное отношение к рациональному питанию.

Результаты нашего исследования согласуются с положением о возрастном сдвиге проблем, связанных с питанием: проблемы, традиционно считающиеся «взрослыми», оказываются актуальными уже в школьном возрасте.

Изучение состояния обеспеченности организма питательными веществами и энергией в соответствии с потребностями организма показало, что 77,7 % старшеклассников имеют обычный пищевой статус. Избыточный статус зафиксирован в 15,2 % случаев, недостаточный - в 7,0 %. Его нарушение чаще встречается у лиц женского пола (рисунок 1).

-83,6

Девушки Юноши

■ Недостаточный пищевой статус ■ Обычный пищевой статус "Избыточный пищевой статус

Рисунок 1 - Состояние обеспеченности организма питательными веществами и энергией в соответствии с потребностями организма старшеклассников, %

Figure 1 - State of Nutrients and Energy Supply in Accordance with the Body Needs of High School Students, %

Так, среди девушек избыточный пищевой статус выявлен в 17,2 % случаев, недостаточный - в 10,4 %. Тогда как среди юношей - в 13,1 и 3,3 % соответственно. Данные факты не противоречат исследованиям других авторов. Близкие величины распространенности нарушения статуса питания описаны в работах Я.В. Гирш с соавторами (2013); В.В. Смирнова, А.А. Накулы (2015) и др.

Реальная обеспеченность организма питательными веществами и энергией определяется пищевым поведением. Соответственно, его нарушение может непосредственно сказываться на пищевом статусе школьников. В связи с этим представляет интерес оценка риска развития нарушений пищевого поведения у старшеклассников. Установлено, что рискогенное пищевое поведение имеют 40,2 % респондентов. Показательно, что среди девушек оно встречается в 2 раза чаще, чем среди юношей: 53,7 и 25,4 % соответственно.

1 BMI-for-age (5-19 years) [Электронный ресурс] // World Health Organization. URL: https://clck.ru/376yES (дата обращения: 10.11.2023).

Анализ данных типов нарушений пищевого поведения показал, что более чем у половины старшеклассников наблюдается экстернальный тип пищевого поведения (56,5 %), характеризующийся повышенной реакцией на внешние раздражители (вид пищи, рекламу пищевых продуктов, вид человека, принимающего пищу). Почти в 2 раза реже встречается ограничительный тип пищевого поведения (26,8 %), проявляющийся в избыточном пищевом самоограничении и соблюдении строгих диет, на смену которым приходят периоды переедания. Еще реже отмечается эмоциогенный тип (16,7 %), определяющийся гиперфагическим реагированием на стрессовые реакции, т. е. стимулом к приему пищи является эмоциональный дискомфорт, а не голод. При этом как девушкам, так и юношам в большей степени присущ экстернальный тип пищевого поведения (51,3 и 63,3 % соответственно). Ограничительный и эмоциогенный типы встречаются реже. Среди девушек ограничительный тип пищевого поведения выявлен в 29,5 % случаев, эмоциогенный - в 19,2; среди юношей - в 23,3 и 13,3 % соответственно (рисунок 2).

-63,3

Девушки Юноши

■ Ограничительный тип "Экстернальный тип "Эмоциогенный тип

Рисунок 2 - Типы нарушений пищевого поведения старшеклассников, % Figure 2 - Types of Eating Behavior Disorders of Senior Pupils, %

Известно, что нарушение пищевого поведения характеризуется избыточным или, наоборот, недостаточным количеством потребляемой пищи и продуктов, нарушением режима и кратности приема пищи, чрезмерным потреблением сахара, жирной пищи и т. д. Полученные нами результаты свидетельствуют о нарушении потребления пищевых продуктов старшеклассниками, что проявляется в нарушении режима приема пищи, однообразии питания, а также потреблении вредных продуктов питания (избыточном потреблении сахара, кондитерских изделий, жирной пищи, фастфуда).

Установлено, что соблюдают режим питания лишь треть опрошенных - 38,8 % девушек и 42,6 % юношей. При этом более чем у половины учащихся (56,0 % девушек и 58,2 % юношей) пищевой рацион слабо меняется в течение недели. Кроме того, ежедневное потребление горячих блюд отмечают 92,6 % респондентов (95,5 % девушек и 89,3 % юношей).

Оценка рациона питания показала, что мясные и рыбные блюда употребляют каждый день 57,5 % девушек и 73,0 % юношей; практически не употребляют или употребляют несколько раз в неделю - 42,5 и 27,0 % соответственно (рисунок 3). Молочные продукты употребляют каждый день 73,1 % девушек и 62,3 % юношей; практически не употребляют или употребляют несколько раз в неделю - 26,9 и 37,7 % соответственно. Ежедневно в меню каши, овощи и фрукты только у 37,1 % школьников (47,0 % девушек и 35,2 % юношей); более половины участников исследования (53,0 % девушек и 64,8 % юношей) употребляют данные продукты 2-3 раза в неделю и реже.

Уровень ежедневного потребления кондитерских изделий выше среди девушек (65,7 %) по сравнению с таковым у юношей (44,3 %). Тогда как молодым людям в большей степени свойственно не ограничивать себя в потреблении сахара, чем девушкам (59,8 и 48,5 % соответственно). Более половины школьников (61,7 %) не ограничивают себя в потреблении поваренной соли. Кроме того, 35,9 % опрошенных потребляют фастфуд 2-3 раза в неделю, из них 29,9 % девушек и 42,6 % юношей. Только 32,2 % респондентов (22,1 % юношей и 43,3 % девушек) стараются ограничить себя в потреблении жирной пищи.

Показательно, что значительная часть старшеклассников (72,3 % девушек и 66,4 % юношей) положительно относятся к рациональному питанию, осознают его воздействие на здоровье и готовы изменить свое пищевое поведение, если это положительно скажется на их здоровье в будущем. Можно предположить, что высокий уровень осведомленности школьников о рациональном питании не является гарантией здорового питания. Данное обстоятельство может быть обусловлено множеством факторов - отсутствием мотивации и заинтересованности в правильном пищевом поведении, семейными традициями питания, отсутствием привычных продуктов питания и др.

Каши, овощи и фрукты

Молочные продукты

Мясные и рыбные блюда

73,1

Девушки

Юноши

■ Употребляют 2-3 раза в неделю и реже ■ Употребляют каждый день

Рисунок 3 - Фактическое потребление пищевых продуктов у старшеклассников, % Figure 3 - Actual Consumption of Food Products among High School Students, %

Таким образом, оценка состояния реальной обеспеченности организма питательными веществами и энергией в соответствии с потребностями организма старшеклассников свидетельствует о том, что около трети девушек и юношей в возрасте 15-17 лет имеют нарушения пищевого статуса. Кроме того, выявлено, что у 40,2 % старшеклассников обоих полов встречается рискогенное пищевое поведение. При этом фактическое потребление пищевых продуктов характеризуется несоблюдением режима питания, его однообразием, а также избыточным потреблением сахара, кондитерских изделий, жирной пищи, фастфуда. Результаты настоящего исследования могут быть использованы для совершенствования превентивных мероприятий в области здоровья и питания школьников, основное воздействие которых должно быть нацелено на изменение пищевого поведения и мотивированную пропаганду принципов рационального питания.

Список источников:

Анализ факторов, влияющих на пищевое поведение лиц молодого возраста / В.Н. Долич, Н.Е. Комлева, И.В. Заикина, С.И. Мазилов, С.В. Райкова, Д.Е. Иванов, Г.Р. Колоколов // Санитарный врач. 2022. № 1. С. 53-64. https://doi.org/10.33920/med-08-2201-06.

Гирш Я.В., Юдицкая Т.А., Тепляков А.А., Герасимчик О.А. Сравнительная характеристика типов пищевого поведения у подростков с различной массой тела // Вестник СурГУ. Медицина. 2013. № 2 (16). С. 35-39.

Дурнева М.Ю. Формирование пищевого поведения: путь от младенчества до подростка. Обзор зарубежных исследований // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4, № 3. С. 1-19. https://doi.org/10.17759/psyclin.2015040301.

Куликова Н.В., Самолюк Н.Г., Федотов А.С., Кротенко Н.М. Рационализация питания школьников разных возрастных групп // Гигиена и санитария. 2013. Т. 92, № 2. С. 52-54.

Носкова А.В. Питание: методологические подходы к исследованию и повседневные практики // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 6 (39). С. 209-218.

Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Культура питания российского населения (по результатам социологического исследования) // Здоровье населения и среда обитания. 2022. Т. 30, № 2. С. 13-22. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-13-22.

Скугаревский О.А. Нарушения пищевого поведения : монография. Минск, 2007. 340 с.

Смирнов В.В., Накула А.А. Ожирение в детском и пубертатном периоде: этиопатогенез, осложнения, лечение // Лечащий врач. 2015. № 10. С. 61-66.

Состояние фактического питания детей школьного возраста / С.Н. Филимонов, Н.В. Тапешкина, Е.В. Коськина, О.П. Власова, Е.М. Ситникова, О.А. Свириденко // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99, № 7. С. 719-724. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-7-719-724.

Strien T. van, Frijters J.E., Bergers G.P., Defares P.B. The Dutch eating behavior questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional and external eating behavior // International Journal Eating Disorders. 1986. Vol. 5, no. 2. P. 295-315. https://doi.org/10.1002/1098-108X(198602)5:2<295::AI D-EAT2260050209>3.0.CO;2-T.

References:

Dolich, V.N., Komleva, N.E., Zaikina, I.V. Mazilov, S.I., Raikova, S.V., Ivanov, D.E. & Kolokolov, G.R. (2022) Analysis of factors influencing the eating behavior of young people. Sanitary Doctor. (1), 53-64. Available from: doi:10.33920/med-08-2201-06. (In Russian)

Durneva, M.Yu. (2015) Development of eating behavior: The way from infancy to adolescence. Review of foreign studies. Clinical Psychology and Special Education. 4 (3), 1-19. Available from: doi:10.17759/psycljn.2015040301. (In Russian)

Filimonov, S.N., Tapeshkina, N.V., Koskina, E.V., Vlasova, O.P., Sitnikova, E.M. & Sviridenko, O.A. (2020) State of actual nutrition for children and teenagers of school age. Hygiene and Sanitation, Russian Journal. 99 (7), 719-724. Available from: doi: 10.33029/0016-9900-2020-99-7-719-724. (In Russian)

Girsh, Ya.V., Yuditskaya, T.A., Teplyakov, A.A. & Gerasimchik, O.A. (2013) The comparative characteristic types of eating disorders of adolescents with different body mass. Vestnik SurGU. Medicina. (2), 35-39. (In Russian)

Kulikova, N.V., Samolyuk, N.G., Fedotov, A.S. & Krotenko, N.M. (2013) Rational balanced nutrition of schoolchildren of various age groups. Hygiene and Sanitation, Russian Journal. 92 (2), 52-54. (In Russian)

Noskova, A.V. (2014) Research of the nutrition problem: methodological approaches and daily practices. MGIMO Review of International Relations. (6), 209-218. (In Russian)

Pokida, A.N. & Zybunovskaya, N.V. (2022) Food culture of the Russian population: Results of a sociological survey. Public Health and Life Environment. 30 (2), 13-22. Available from: doi:10.35627/2219-5238/2022-30-2-13-22. (In Russian) Skugarevskii, O.A. (2007) Eating disorders. Minsk, BGMU. (In Russian)

Smirnov, V.V. & Nakula, A.A. (2015) Obesity in childhood and puberty: Etiopathogenesis, complications, treatment. Le-chaschi Vrach. (10), 61-66. (In Russian)

Strien, T. van, Frijters, J.E., Bergers, G.P. & Defares, P.B. (1986) The Dutch eating behavior questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional and external eating behavior. International Journal Eating Disorders. 5 (2), 295-315. Available from: doi:10.1002/1098-108X(198602)5:2<295::AID-EAT2260050209>3.0.œ;2-T.

Информация об авторе О.А. Данковцев - кандидат биологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Се-менова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=709558

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author O.A. Dankovtsev - PhD in Biology, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Social Work, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=709558

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.