Научная статья на тему 'Социальные перспективы поиска баланса интересов власти, бизнеса и общества'

Социальные перспективы поиска баланса интересов власти, бизнеса и общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
561
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зиралов Ислам

Роль бизнеса в формировании социально ориентированного, ответственного облика российского предпринимателя оценивалась в авторском социологическом исследовании'' в трех субъектах Российской Федерации: г. Москва, Московская область и Республика Дагестан. Экспертному сообществу (представители бизнеса, госслужащие и научное сообщество) московского мегаполиса и Республики Дагестан было предложено оценить социальную роль представителей бизнеса и складывающиеся взаимоотношения с органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зиралов Ислам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные перспективы поиска баланса интересов власти, бизнеса и общества»

*

46______________________________________________________________ВПАСТЬ_03'2008

Ислам ЗИРАЛОВ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОИСКА БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА

Роль бизнеса в формировании социально ориентированного, ответственного облика российского предпринимателя оценивалась в авторском социологическом исследовании1 в трех субъектах Российской Федерации: г. Москва, Московская область и Республика Дагестан. Экспертному сообществу (представители бизнеса, госслужащие и научное сообщество) московского мегаполиса и Республики Дагестан было предложено оценить социальную роль представителей бизнеса и складывающиеся взаимоотношения с органами государственной власти.

Экспертам было предложено ответить на вопрос «Как вы считаете, в течение последнего года отношения между бизнесом и властью улучшились, ухудшились или же остались на прежнем уровне?». Как показывает исследование, экспертное сообщество московского мегаполиса — представители бизнеса (30%), государственные служащие (40,7%) и научное сообщество (33,8%) считают, что отношения между бизнесом и государственной властью в течение последнего года «улучшились». Практически поровну распределились ответы экспертного сообщества, которые считают, что отношения между бизнесом и властью в течение последнего года «ухудшились» — 24,0% бизнес-сообщества, 22,2% госслужащих и 23,4% ученых. Примерно треть экспертного сообщества считают, что отношения между бизнесом и властью «остались на прежнем уровне» (32,0, 22,2 и 28,6% соответственно).

Довольно значительное число экспертов Дагестана оценили сдержанно динамику отношений между бизнесом и властью за последний год, полагая, что они «остались на прежнем уровне»

— представители бизнеса (38%), государственных служащих (39%) и научное сообщество (48%). Но в то же время более трети экспертов представителей бизнес сообщества (37%) и государственные служащие считают, что отношения между бизнесом и государственной властью за последний год улучшились. Это является показателем налаживания не только взаимоприемлемого диалога между властью и бизнесом, но и законодательной их поддержкой. Хочется пожелать, чтобы этот диалог был постоянным и плодотворным, особенно с точки зрения социального эффекта.

При оценке отношений между бизнесом и властью в течение последнего года мнения экспертов федерального и субфедерального уровня все же несколько расходятся. Более 2/3 экспертов московского мегаполиса считают, что отношения между бизнесом и властью в течение последнего года «улучшились», в то время как экспертное сообщество Дагестана считает, что в течение последнего года отношения между бизнесом и властью «остались на прежнем уровне». Экспертное сообщество как московского мегаполиса,

1 Здесь и далее приводятся данные по результатам конкретного социологического исследования «Социальная ответственность российского бизнеса в условиях рыночных отношений» (В Республике Дагестан и в Московском мегаполисе с 10.02.06 г. по 01.06.06 г.). Зиралов И. под научным руководством д. с. н., профессора кафедры «Социология» Финансовой академии при правительстве РФ Маликовой Н. Р.

Зиралов Ислам —

кафедра социологии Финансовой академии при правительстве РФ

#

03'2008__________________ВПАСТЬ_________________________47

так и Дагестана считает, что необходим разумный компромисс между и властью, а не «позиционный торг» либо «представление» позиции силы. Взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и власти на долговременной основе способствует росту капитализаций и финансовых возможностей бизнеса, в том числе и для социальных мероприятий.

Для определения препятствий, стоящих на пути к разумному диалогу бизнеса и власти, экспертам было предложено ответить на вопрос «Что мешает созданию долгосрочных взаимовыгодных отношений между бизнесом и государственной властью?» Основным барьером на пути к взаимовыгодному сотрудничеству бизнеса и власти представители бизнеса в московском мегаполисе считают

— «политическая непредсказуемость, и экономическая нестабильность в стране» (37,5%), «отсутствие гарантий целевого использования средств» (20,5%), «недостаточность государственной поддержки благотворительной деятельности бизнеса со стороны власти» (18,2%).

Представители же бизнеса в Дагестане основным барьером на пути к взаимовыгодному сотрудничеству бизнеса и власти считают «недостаточную государственную поддержку благотворительной деятельности бизнеса со стороны власти» (44%) и «отсутствие гарантий целевого использования средств» (35%). Для представителей бизнеса Дагестана необходимо более весомое одобрение государственной властью их социально-благотворительной деятельности, в первую очередь, а они заинтересованы в некоррупционной схеме, взаимодействия с гарантией целевого использования средств.

Федеральные государственные служащие как московского мегаполиса, так и республиканские их коллеги, в качестве препятствия для создания долгосрочных взаимовыгодных отношений между властью и бизнесом отмечают — «отсутствие у представителей бизнеса знания о социальном эффекте от их социально-благотворительной деятельности» (34,5 и 51% соответственно). Также государственные служащие Дагестана выделяют и «экономическую нестабильность в стране» (24,4%) в качестве основного барьера на пути установления долгосрочных взаимовыгодных отношений между бизнесом и властью.

Ученые Москвы и Дагестана видят основной барьер на пути установления взаимовыгодных отношений между бизнесом и властью в «экономической нестабильности» (30 и 22,8% соответственно) и «политической непредсказуемости деятельности властей» (29 и 26,8% соответственно). На формирование социальной ответственности российского бизнеса влияют, по мнению экспертов из числа представителей бизнеса как московского мегаполиса, так и Республики Дагестан:

• «политическая ситуация в стране» (30,4 и 25,6%),

• «внутреннее экономическое положение в стране» (29,3 и 21,1%),

• «налоговое законодательство» (26,4 и 23,3% соответственно).

В комплексе это «трио препятствий», по мнению представителей бизнеса, является барьерами на пути к формированию социальной ответственности российского бизнеса.

Однако государственные служащие Дагестана не разделяют такую точку зре-ния.Они считают, чтоосновным препятствием на пути к формированию социальной ответственности бизнеса в первую очередь является «социально-психологический настрой самих бизнесменов» (37,1%), а «политическая ситуация в стране» (17,2%) и «внутреннее экономическое страны» (18,9%) выходят на второй план. Такого же мнения придерживаются федеральные государственные служащие и из московского мегаполиса, полагая, что на формирование социальной ответственности российского бизнеса влияет «социально-психологический настрой самих бизнесменов» (35,7%), а затем «политическая ситуация или непредсказуемость деятельности властей» (19,6%).

Оценки экспертов- ученых как Москве, так и в Дагестане, влияющих на формирование социальной ответственности российского бизнеса, распределились примерно в такой же иерархии: «политическая ситуация в стране» (28,5% и 28,9% соответственно). На второй план выходит «внутреннее экономическое положение» (20,4 и 27,3% соответственно) и «налоговое законодательство» (19,7% экспертов-москвичей и 24% дагестанцев).

Для оценки деятельности органов государственной власти с точки зрения создания благоприятного климата для социально-ответственного предприни-

ф

48_______________________ВПАСТЬ___________________03'2008

мательства экспертам было предложено дать характеристику роли государства в этом направлении.

Эксперты в Республике Дагестан: бизнесмены (46,9%), госслужащие (49%) и ученые (57,6%) оценивают деятельность государственной власти недостаточно эффективной с точки зрения создания благоприятных условий для повышения СОБ, отмечая при этом, что государство для этого «кое-что делает, но недостаточно». По этой позиции ответы экспертов распределились практически поровну. Но в то же время, если представители бизнеса Дагестана (44,5%) дают солидарную с московскими предпринимателями оценку, то ученые Дагестана (24,2%) менее критичны к усилиям республиканских властей.

Бизнес и государство в процессе общественного развития призваны играть взаимодополняющие роли. Взаимовыгодное сотрудничество власти и бизнеса, с точки зрения экспертного сообщества является атрибутом социально ответственного предпринимательства. Экспертному сообществу было предложено ответить на вопрос: «При наличии существенных налоговых льгот в какую сферу жизнедеятельности вы бы направили бы средства?».

Представители бизнеса Дагестана могли бы выделить средства:

• в первую очередь «на помощь детям-инвалидам и сиротам» (27%);

• во вторую очередь «на строительство религиозных объектов» (17,6%);

• в третью очередь «на образование, культуру и науку» (16,9%), «на помощь пенсионерам» (12,3%).

По мнению представителей бизнеса московского мегаполиса, при наличии существенных налоговых льгот они могли бы выделить спонсорские средства, по следующим направлениям:

• в первую очередь «на образование, культуру и науку» (23,2%) и «на помощь детям-инвалидам, и сиротам» (21,7%);

• во вторую очередь «на помощь пенсионерам» (17,4%), «на программы инновационной социально-экономической деятельности» (10%), и «на строительство мостов, дорог и объектов социальной инфраструктуры» (11%).

Государственные служащие московского мегаполиса при наличии существенных налоговых льгот, преимущественно

направили бы средства по следующим направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «на помощь детям-инвалидам и сиротам» (34,5%);

• «на образование, культуру и науку» (29,1%);

• «на помощь пенсионерам» (12,7%).

А научное сообщество московского мегаполиса в отличие от представителей бизнеса и госслужащих направили бы средства по следующим направлениям:

• «на помощь детям-инвалидам и сиротам» (18,2%),

• «на строительство мостов, дорог и других объектов социальной инфраструктуры» (16,5%),

• «на помощь пенсионерам» (15,2%) и «на социально-экономические исследования» (14,7%).

Государственные служащие и ученые Дагестана солидарны по социальному финансированию при наличии существенных налоговых льгот по следующим направлениям: «на помощь детям-инва-лидам и сиротам» (21,3 и 19,4% соответственно) и «на помощь пенсионерам» (17,6 и 17,7% соответственно).

Необходимо отметить, мнения государственных служащих (12,9%) и научного сообщества (16,7%) Дагестана существенно разошлись по таким направлениям социального финансирования, как «на строительство религиозных объектов» и «на строительства мостов, дорог и других объектов социальной инфраструктуры» (6,8 и 17,3% соответственно). По таким направлениям социального финансирования, как «на строительство религиозных объектов» и «на строительство мостов и других объектов социальной инфраструктуры», научное сообщество одинаково высказалось наряду с представителями бизнеса (17,6 и 16,7% соответственно). По мнению государственных служащих Дагестана, строительство мостов, дорог и других объектов социальной инфраструктуры является прерогативой власти, а не бизнеса. Что касается строительства религиозных объектов, то они считают, что в этом направлении представители бизнеса могут оказать существенное содействие, по собственному желанию, то есть по доброй воле.

Что же необходимо делать, чтобы повысить социальную ответственность бизнеса? Экспертному сообществу было

#

03’2008

ВЛАСТЬ

49

Что нужно, чтобы повысить социальную ответственность бизнеса?

Диаграмма

предложено ответить на вопрос «Как вы считаете, что необходимо делать, чтобы повысить социальную ответственность бизнеса?».

Для того чтобы повысить социальную ответственность российского бизнеса, по мнению представителей бизнеса (38%), государственных служащих (36,1%) и научного сообщества (36,9%) московского мегаполиса, необходимо «принять федеральный закон «О социальной политике бизнеса» и «законодательно закрепить за бизнесом обязательства по поддержке социальных программ» (см. диаграмму). Позицию, связанную с «принятием «федерального закона «О социальной политике бизнеса» и «законодательного закрепления за бизнесом обязательства по поддержке социальных программ», поддерживает также экспертное сообщество Дагестана: представители бизнеса — 49%, государственные служащие — 48,1% и научное сообщество

— 41,5% (см. диаграмму 1).

Не случайно, что солидарно выступает экспертное сообщество как Московского

мегаполиса, так и Дагестана за «предоставление льгот бизнесу, поддерживающих социальные программы»: представители бизнеса (24 и 25,8%), и их точку зрения разделяют государственные служащие (14,9 и 19,2%), почти такая же часть экспертов-ученых (27,8 и 19,3% соответственно)

Как и следовало ожидать, государственные служащие московского мегаполиса акцентируют внимание на необходимости «закрепления за Общественной палатой при президенте РФ функции контроля социальных обязательств бизнеса» (19,8%) и «способствовать реализации социальных программ при активном содействии Российского союза промышленников и предпринимателей» (12,3%).

Бизнес должен демонстрировать обществу стандарты социальной ответственности, государство несовершенно, уровень жизни в обществе невысок, а разрыв между богатыми и бедными за прошедшие годы нисколько не сократился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.