Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования системы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в современной России'

Актуальные вопросы формирования системы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2027
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / НЕОКОРПОРАТИЗМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / AUTHORITY / BUSINESS / COMMUNITY OF ENTREPRENEURS / NEOCORPORATISM / INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сигарева Людмила Владимировна

Статья посвящена анализу процесса формирования системы взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества в современной России. Основное внимание уделяется раскрытию социально-политических факторов институционализации российского бизнеса на современном этапе развития общества. Рассмотрены основные аспекты формирования данной системы в рамках социального феномена неокорпоратизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of the system of interaction of public authority and business in modern Russia

The article covers analysis of process of formation of interaction system of public authority and community of entrepreneurs in modern Russia. It is given consideration to discover of social and political factors of institutionalization of Russian business in the modern period of progress of society. The main aspects of governance of this system are considered in the network of social phenomenon. neocorporatism.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования системы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в современной России»

3. Юцявичене, П.А. Теоретические основы модульного обучения : дис. ... д-ра пед. наук. — Вильнюс, 1990.

АНТОНОВА Надежда Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, декан факультета управления.

Адрес для переписки: 628412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Тюменская область, г. Сургут, проспект Ленина, 1. Факультет управления.

Статья поступила в редакцию 16.10.2009 г.

© Н. Л. Антонова

удк 316.42 : ззо л. В. СИГАРЕВА

Белгородский государственный университет

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена анализу процесса формирования системы взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества в современной России. Основное внимание уделяется раскрытию социально-политических факторов институционализации российского бизнеса на современном этапе развития общества. Рассмотрены основные аспекты формирования данной системы в рамках социального феномена — неокорпоратизма.

Ключевые слова: власть, бизнес, предпринимательское сообщество, неокорпоратизм, взаимодействие.

Примечательной особенностью развития современной России является ее включение в процессы интеграции и глобализации, в результате которых существенной трансформации подвергаются практически все общественные отношения, где особое место занимает взаимодействие государства и общества, в частности, органов государственной власти и влиятельных групп интересов. Именно это обстоятельство особенно актуализирует вопрос о формировании эффективного взаимодействия в русле реализации основных приоритетов системы государственного управления. Отсюда целью данной статьи является определение наиболее актуальных вопросов формирования системы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в современной России.

Как известно, наиболее влиятельными группами интересов в настоящее время в нашей стране считаются экономические группы, а именно, ассоциации бизнеса (преимущественно среднего и крупного), имеющие все необходимые ресурсы для влияния на органы власти и на процесс принятия политических решений в соответствии с интересами своих членов. Деятельность ассоциаций предпринимательского сообщества в виде корпоративных объединений становится фактором повседневной общественнополитической жизни российского общества. В этом аспекте важным является исследование взаимодействия корпоративных объединений и государства, а также выявление проблем управленческого воздействия в этом направлении, что предполагает разработку и реализацию основных принципов формирования особой системы взаимодействия органов государст-

венной власти и бизнеса, отвечающих потребностям современного российского общества.

Во многих экономически развитых странах мира система взаимодействия государства и экономических групп интересов рассматривается в качестве важнейшей составляющей системы функционального представительства групповых интересов — неокорпоратизма.

Неокорпоратизм (неокорпоратистское взаимодействие) определяется как особая система взаимодействия государства и гражданского общества, а именно, органов государственной власти и экономических корпоративных групп интересов, включенная в систему государственного управления, и представляющая собой совместное участие органов власти и экономических групп интересов в процессе принятия и реализации государственных решений.

В России неокорпоратистское взаимодействие прошло достаточно длинный путь и имело в своем развитии несколько этапов: ходатайствующий корпоратизм имперской России; государственно-бюрократический корпоратизм СССР; олигархический корпоратизм начала 90-х гг. ХХ в.; современный неокорпоратизм принципа равного удаления с чертами государственного корпоратизма. Эти периоды оставили существенный отпечаток на современной системе взаимодействия органов государственной власти и корпоративных объединений [1]. Становление данного взаимодействия и его институционализация, а также формирование направлений управленческого воздействия на него является новым для нашего государства и требует особого изучения.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Современные особенности и условия развития российского общества определили основные и наиболее актуальные проблемы формирования системы взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества. Изменения в обществе характеризуются приданием этому взаимодействию нового характера, возникновением необходимости повышения его эффективности, а также формированием новых стратегий управления отношениями типа «государство — общество», «власть — бизнес», что является неотъемлемым условием развития гражданского общества.

Становление современной системы взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества приходится на время президентских сроков В. В. Путина, когда были провозглашены задачи институционализации и легитимации корпоративного представительства интересов бизнеса на основе принципа «равного удаления власти от бизнеса». В этих условиях важной составляющей его стало осознание необходимости регламентирования отношений корпоративных ассоциаций и органов государственной власти, а также актуализация управления этими отношениями на федеральном и региональном уровнях. В этой связи В. В. Путин предложил ряд мер по реализации новой системы взаимодействия: воссоздание единого правового поля для отношений в русле усиления вертикали власти. Главным механизмом в этом процессе явился диалог, направленный на принятие согласованных решений между предпринимательским сообществом и органами государственной власти по основным политическим и социально-экономическим проблемам развития страны.

Данная система взаимодействия, несмотря на позитивные изменения в направлении совершенствования в начале 2000-х гг., в настоящее время далека от западного демократического (социетального) варианта и обнаруживает ряд актуальных проблем, требующих решения.

Первой и самой актуальной проблемой необходимо назвать регламентацию и легитимацию неокор-поратистского взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях.

В начале нашего века предпринимательское сообщество получило возможность легального и открытого взаимодействия с органами власти. В этом аспекте были предложены новые правила: объединение представителей бизнеса (особенно крупного) в ассоциации как основное условие отношений с властью; выплата всех налогов; строгая регламентация и прозрачность механизма взаимодействия. Только при таких условиях представители бизнеса смогли участвовать в подготовке тех или иных документов, разрабатываемых в Государственной думе и Правительстве Российской Федерации, затрагивающих их экономические интересы. При этом власть оставила за собой действенные рычаги давления на бизнес, например, заявления о пересмотре результатов «дикой приватизации». Таким образом, бизнес-сообщество получило возможность официального лоббирования своих интересов только при помощи специально созданных ассоциаций.

Наиболее влиятельной ассоциацией является общественная организация, Российский союз промышленников и предпринимателей, накопивший мощную сеть по всей стране (более 100 отраслевых и региональных союзов и ассоциаций, представляющие ключевые сектора экономики). Союз ставит перед собой следующие задачи: налаживание равноправных

и конструктивных отношений между бизнесом и государством, считая их условием стабильности, предсказуемости, обеспечения экономического роста; самоорганизация делового сообщества и организация его влияния на федеральный и региональный уровни власти; а также улучшение деловой среды при условии баланса интересов общества, власти и бизнеса. Как считает исследователь А. Ю. Зудин, «после возрождения РСПП можно говорить о движении к «корпоратизации», то есть подключению союзов предпринимателей к взаимоотношениям между государством и бизнесом» [2]. Так, образование РСПП послужило началом становлению коллективного представительства крупного бизнеса и координации его действий по отношению к органам государственной власти.

Формой самоорганизации среднего и малого бизнеса является Торгово-промышленная палата (ТПП), которая включает в себя региональные сети (171 территориальная палата, более 192 объединений предпринимателей, 68 коммерческих организаций федерального уровня, 16 зарубежных представительств и 5 смешанных палат). Задачами ее являются: согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития; защита интересов непосредственно российского бизнеса; содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности; создание системы взаимодействия бизнеса с государством, при помощи которой предприниматели могут представлять свои интересы в государственных органах и обеспечивать их защиту при принятии политических решений; защита принципов развития гражданского общества в РФ.

В Программе деятельности ТПП РФ на 2007 — 2011 гг. были обозначены наиболее важные направления: активизация деятельности по формированию социальной ответственности и позитивного имиджа российского предпринимательства; участие в реализации административной реформы; взаимодействие с федеральными органами власти; взаимодействие с региональными структурами государственной власти и управления; взаимодействие с федеральными, региональными и отраслевыми бизнес-объединениями; выстраивание долгосрочных отношений с некоммерческими организациями и независимыми экспертными структурам; участие в реализации приоритетных национальных проектов и т.д.

Таким образом, Торгово-промышленная палата Российской Федерации — это корпоративный представительский орган, который обладает достаточно мощными финансовыми и организационными ресурсами, что позволяет ему определять стратегию и основные направления развития российского бизнеса и отстаивать интересы своих членов взаимодействии с органами государственной власти.

Средний бизнес России был объединен, в большей степени по инициативе власти, в общественную организацию «Деловая Россия». Эта организация представляет по большей мере несырьевой бизнес (переработка, легкая промышленность, машиностроение, торговля, строительство и т.д.). Главной целью организации «Деловая Россия» является налаживание взаимодействия с обществом и властью для того, чтобы добиться позитивных изменений в экономической политике государства, в развитии предпринимательства, что позволит в конечном итоге повысить уровень жизни граждан РФ. Задачи «Деловой России» ее

лидеры видят в становлении данной организации в качестве лидирующей в деловом сообществе и представляющей взгляды и интересы нового бизнеса России в органах государственной власти. Это дает возможность ее представителям участвовать в подготовке проектов законодательных актов, призванных создать благоприятные условия для предпринимательства в частности и экономического развития страны в целом, проведение совместных социальных проектов, подготовка экспертных заключений и т.д.

Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРа) создано сравнительно недавно для защиты интересов субъектов среднего и малого бизнеса в органах государственной власти. Организация включает в себя 110 некоммерческих организаций и 80 региональных отделений. Основной целью данной организации является способствование консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, социальных, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также обеспечение эффективного развития экономики.

Важно заметить следующее, что «Опора», «Деловая Россия» и ТПП РФ не имеют такого общественного веса, как, например, РСПП. Это обстоятельство связано с их недостаточной известностью в сообществе малых и средних предпринимателей. Для того чтобы решить эту проблему, предпринимались попытки в виде проектов объединения нескольких общественных организаций, представляющих интересы мелкого и среднего бизнеса, с аналогичными ассоциациями крупного бизнеса, при реализации которых было бы возможным с помощью лоббистских ресурсов крупного капитала помочь в представлении интересов мелкого и среднего бизнеса в органах государственной власти. Но, как показывает опыт объединения всех трех уровней предпринимательства, а также согласование и декламация их интересов — процесс очень сложный [3].

В рамках президентского курса борьбы с коррупцией и теневыми методами лоббизма Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» были предложены цивилизованные формы и методы сотрудничества между властью и обществом, основанные на согласовании интересов при формировании и реализации государственной политики [4]. В рамках работы Общественной палаты происходит формирование групп интересов (в том числе и от бизнеса) , анализ и оценка работы институтов законодательной власти, предоставляется возможность взаимодействия институтов гражданского общества и органов законодательной и исполнительной власти, в том числе и органов местного самоуправления; защита прав и свобод граждан при формировании и реализации государственной политики; осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти. На Общественную палату возложена важная роль — она является одним из субъектов общественного управления для преодоления отчуждения власти и институтов гражданского общества, согласования их интересов. Основную задачу данной организации Д. А. Медведев на встрече с членами Общественной палаты 19 марта 2008 г. обозначил следующим образом: «.задача максимального учета интересов различных социальных групп, включая ... небольшие профессиональные союзы, корпорации, цеховые организации... такого рода организации должны быть услышаны» [5]. Иными словами, несмотря на то, что ОП РФ является выразителем интересов не только

предпринимателей, но и других социальных групп, для бизнеса (прежде всего малого и среднего) — это еще одна возможность для объединения своих усилий в сложном процессе представительства интересов и участия в формировании политики государства.

Так, государство, создавая сеть ассоциаций бизнеса, определило основные каналы взаимодействия всех уровней предпринимательского сообщества с государством с целью формирования «прозрачных» отношений и создание таких объединений придает отношениям власти и предпринимательского сообщества характер единой общефедеральной системы.

Вторая проблема связана с принятием закона о лоббизме. В качестве иллюстрации этой проблемы в статье использованы данные социологического исследования «Особенности взаимодействия бизнеса и органов государственно власти: региональный аспект» (экспертный опрос при выборке 50 респондентов), проведенного автором в Белгородской области (апрель 2009 г.). В качестве экспертов выступали государственные служащие региональных органов государственной власти и местного самоуправления Белгородской области, а также преподаватели (доктора социологических и философских наук) Белгородского государственного университета. Так, по мнению многих экспертов (47 %), основной проблемой формирования демократической системы нео-корпоратистского взаимодействия и эффективного управления ею является отсутствие законодательного регулирования, а именно, отсутствие закона о лоббизме в России. Именно этот момент, как считают 26 % экспертов, затрудняет формирование легитимного взаимодействия бизнеса и органов власти, что дает возможность, как первой, так и второй стороне использовать нелегальные методы давления друг на друга в реализации своих интересов, в ущерб общественным и государственным.

Как свидетельствуют результаты того же социологического исследования, значительная часть экспертов (34 %) считает основной причиной «неразвитости» и недостаточной регламентации неокорпо-ратистского взаимодействия в нашей стране чрезмерное усиление в нем роли государства, но этот момент 21 % экспертов связывает с процессом преодоления наследия олигархического корпоратизма, 31 % — с ликвидацией последствий мирового экономического кризиса, а 12 % — с недостаточной степенью развития гражданского общества в России.

Основываясь на результатах исследования в качестве еще одного препятствия на пути формирования регламентированной и легитимной системы неокор-поратистского взаимодействия, можно выделить неравенство в представительстве интересов разных уровней бизнеса. Как считает 33 % экспертов, крупный бизнес, по существу, оказался встроенным в систему государственного управления, что значительно облегчило ему лоббирование своих интересов, в то время как, средний, а тем более малый бизнес имеют намного меньше возможностей представительства. Как было сказано выше, в настоящее время существуют корпоративные ассоциации малого бизнеса, но как показывает исследование, большинство его представителей (67 %) не являются членами данных объединений и не верят в возможность представления и реализации своих интересов через данные структуры.

Третьей важнейшей проблемой на пути становления эффективной системы взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества является формирование новых каналов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

взаимовыгодного сотрудничества. В качестве одного из таких каналов можно назвать — трипартизм.

Под трипартизмом понимается принцип и практика консультаций, взаимовыгодного сотрудничества трех сторон общества: объединений предпринимателей, наемных работников и представителей государства в лице правительственных организаций по важным вопросам социально-экономического развития государства с целью выработки компромиссных трехсторонних соглашений. Это своего рода реализация на практике концепции нового социального партнерства при помощи регулирования трудовых, экономических и политических отношений на основе равноправного взаимодействия трех указанных сторон [1].

В качестве подтверждения существования трипартизма в современной России можно привести яркий пример: в январе 2008 г. между представителями общероссийских объединений работодателей (бизнеса), объединений профсоюзов и Правительством Российской Федерации было заключено Генеральное соглашение на 2008 — 2010 гг., одним из пунктов которого является необходимое развитие социального партнерства и повышение его эффективности. Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов коллективнодоговорного регулирования социально-трудовых отношений и участия в решении социальных задач государства. На необходимость развития в России трипартизма акцентирует свое внимание выдающийся специалист в области взаимодействия органов государственной власти и бизнеса С. П. Перегудов, который отводит в этом процессе особую роль Общественной палате Российской Федерации и считает ее создание началом формирования «нового социального партнерства» в России [6].

В настоящее время, при некоторых позитивных результатах в реализации основных принципов трипартизма (роль экономических групп интересов в решении политических, социальных и экономических проблем все более возросла), существует и множество проблем. Ряд экспертов (37 %) ставят под сомнение существование системы социального партнерства и трипартизма в России. Так, в качестве основной причины возникновения данных препятствий 39 % экспертов называют недостаточный уровень развития демократии в стране, 12 % уверены в том, что большая часть важных задач, поставленных в генеральных соглашениях федерального и регионального уровней, имеют номинальный характер, чаще всего они не «доходят» до практики, а 29 % определили главное препятствие для развития и реализации трипартизма, как слабая активность профсоюзных организаций, которые не могут выступить полноправными партнерами бизнесу и государству. Именно последнее можно выделить в обособленную проблему развития в России неокорпоратистского взаимодействия.

Четвертая проблема — развитие профсоюзных организаций и их активности в представительстве групповых интересов. Как известно, западный демократический вариант системы неокорпоратистского взаимодействия предполагает обязательное участие в нем профсоюзных объединений.

Как известно, современные российские профессиональные организации характеризуются неразвитостью, неэффективностью, раздробленностью, неспособностью найти общий язык между собой, предпринимательскими ассоциациями и органами государственной власти. Так, по данным ВЦИОМ,

в 2008 г. половина опрошенных (50 %) указали на то, что на их предприятиях вообще нет профсоюза. Большинство же опрошенных работников (64 %) заявляют, что в профсоюзах не состоят. Более половины (60 %) опрошенных признались в том, что в случае нарушения своих трудовых прав, они ничего не предпринимают, а это говорит о снижении активности россиян в отстаивании своих прав (в апреле 2004 г. таких было 53 %). 40 % респондентов считают, что деятельность профсоюза на положение работников не оказывает никакого влияния, подавляющее большинство работающих респондентов ничего не знают ни об одном всероссийском профсоюзном объединении (50 %) [7].

Участие профсоюзов в процессе принятия политических решений прослеживается эпизодически и практически не играет ключевой роли в реализации интересов своих членов. Хотя положительные примеры все же существуют: члены организации СОЦПРОФ постоянно заседают в Комитете Государственной думы по труду и социальной политике (16 мая 2008 г. была сформирована рабочая группа по рассмотрению и анализу коллективных трудовых споров и контактов, где непосредственное участие принимают представители этой профсоюзной организации).

И, наконец, пятой проблемой является развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса в России. В 2004 г. крупный бизнес был вынужден перейти к принципу институционализации «социальной ответственности», предложенному Президентом Российской Федерации не на добровольной основе, а по указке государства, как обязательное условие предпринимательства. Причем институционализация в обществе социальной ответственности предполагалась именно в форме, определенной государством. Ряд крупных компаний заключил соглашения с региональными властями о социальной ответственности, которая имеет несколько направлений: увеличение налоговых выплат, благотворительность, участие в предоставление социальных благ, прозрачность всех коммерческих операций.

В настоящее время Концепция социальной ответственности только развивается. Европейский институт менеджмента, который занимается оценкой конкурентоспособности стран мира, пришел к заключению, что Россия в настоящее время занимает последнее место по уровню развития социальной ответственности бизнеса [8]. Однако некоторые крупные отечественные компании уже разработали для себя программы социальной ответственности и ведут публичную отчетность по итогам их реализации. По данным исследования Международной академии общественных наук, в 2009 г. в России на поддержку местного сообщества компании в среднем израсходовали 14,6 % своего бюджета (в 2007 г. — 11%). Но, как считает большинство экспертов (71 %), в нашей стране социальная ответственность бизнеса всех уровней находится на стадии начального формирования. Причинами того являются: недостаточная осознанность бизнеса своей ответственности перед обществом (24 %), нестабильность экономической ситуации страны (34 %) и отсутствие полного отчета власти о распределении выделенных компаниями средств в рамках КСО [2].

К сожалению, еще не все представители предпринимательского сообщества осознали необходимость придерживаться концепции КСО. Так, по данным. ВЦИОМ в 2009 г. большинство (более 60 %) отечественных бизнесменов не считают, что их ответ-

ственность распространяется далее обеспечения достойных условий труда своим сотрудникам. Более половины предпринимателей (55 %) считают, что КСО — это подтверждение того, что «власть потребительски относится к бизнесу». Однако немало (38 %) и таких, кто считает социальную ответственность задачей, в равной степени актуальной для всех представителей бизнес-сообщества [9].

В настоящее время реализация на практике КСО считается первостепенной задачей в формировании эффективной системы взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Подтверждением этому может служить выдержка из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 — 2020 гг., в которой указано, что дальнейшие отношения органов государственной власти и предпринимательского сообщества будут развиваться при «поддержке инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы» с «расширением участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики» [2].

Таким образом, в качестве актуальных вопросов формирования эффективной системы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в современной России можно назвать: поиск механизмов их легитимации, управляемости, регламентирования на федеральном и региональном уровнях, в нахождении новых каналов взаимовыгодного сотрудничества органов государственной власти и предпринимательского сообщества (реализация принципов социального партнерства и корпоративной социальной ответственности бизнеса), а также в становлении профсоюзов в виде полноправных партнеров взаимодействия наряду с государством и корпоративными ассоциациями бизнеса. Решение этих проблем позволит определить и реализовать основные направления оптимизации процесса формирования системы неокорпоратистского взаимодействия, что будет способствовать становлению его демократического варианта.

Библиографический список

1. Зиралов, И. Социальные перспективы поиска баланса интересов власти, бизнеса и обществе [Текст] / И. Зиралов // Власть. - 2008. - № 3. - С. 46-49.

2. Зудин, А. Ю. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) [Текст] / А. Ю. Зудин // Pro et Contra. - 2001. - Т. 6. - № 4. - С. 71-198.

3. Долгопятова, Т. Корпоративное управление в российских компаниях: роль глобализации и кризиса [Текст] / Т. Долгопятова // Вопросы экономики. - 2009. - № 6. - С. 83-96.

4. Об Общественной палате Российской Федерации : Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Версия Проф.

5. Гнусарева, Ю. Общественная палата Российской Федерации как новый институт гражданского общества [Текст] / Ю. Гнусарева // Власть. - 2008. - № 8. - С. 19-23.

6. Перегудов, С. П. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? [Текст] / С. П. Перегудов, И. С. Семененко // Мировая политика и международные отношения. - 2009. - № 6. - С. 58-66.

7. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Профсоюзы и трудящиеся. Любовь без взаимности ? [ Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://wciom.ru/arkhivtema-ticheskii-arkhiv/item/single8140.html?no_cache = 1&cHash = 7e2ffd48dc

8. Европейский институт менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iemi.com/

9. Попова, К.В. Особенности безопасности развития корпораций в глобализирующемся мире [Текст] / К.В. Попова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2007. - № 1. -С. 38.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economv.gov.ru

СИГАРЕВА Людмила Владимировна, ассистент кафедры отечественной истории и политологии. Адрес для переписки: e-mail: Retro9488@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2009 г.

© Л. В. Сигарева

Книжная полка

Мухаев, Р. Т. Геополитика [Текст] : учеб. для вузов по специальностям «Государственное и муниципальное управление» (080504), «Регионоведение» (080201), «Политология» (030201), «Международные отношения» (030701) / Р. Т. Мухаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 839 с. : портр. — Библиогр. в середине кн. — ISBN 978-5-238-01819-5.

Впервые в отечественной литературе геополитика рассматривается как наука и как политическая практика глобального взаимодействия государств в контексте всей совокупности факторов, определяющих стратегический потенциал государств в современном мире.

Представлено системное изложение геополитики как научной дисциплины, прослежена эволюция геополитических идей и концепций, раскрыто современное состояние геополитики. Выделены национальные школы геополитики, выявлена специфика их проблемных комплексов и основных категорий, показано их прикладное значение. Рассмотрена практика формирования геополитических пространственных моделей, лежащих в основе мирового политического порядка на различных этапах исторического развития человечества.

Особое внимание уделяется анализу современной фазы геополитического развития мирового сообщества, ведущих стран мира и России. В условиях возрастающей взаимозависимости современного мира и глобализации мировой политики выявлены основные факторы и формы борьбы за мировое пространство в XXI веке, рассмотрены динамика глобальных и региональных угроз и вызовов, механизмы обеспечения национальной безопасности и способы разрешения глобальных и локальных конфликтов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.