Научная статья на тему 'Социальные основы мотивации выбора профессии медика'

Социальные основы мотивации выбора профессии медика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / MOTIVATION / PERSONNEL TRAINING --------------------------------------------------------------------------------

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Марина Геннадьевна

Статья посвящена анализу мотивации выбора профессии медика. При этом выбор профессии рассматривается как результат разрешения противоречия государственного интереса в данном виде деятельности и заинтересованности общества в воспроизводстве медицинской специальности. Соотношение объективных условий и субъективных факторов при выборе профессии медика с этой позиции является основой закономерности развития воспроизводства профессионального сообщества. Результаты небольшого социологического исследования позволяют заключить, что при выборе профессии медика внимание уделяется характеру труда, а не экономическим мотивам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL GROUDS OF MOTIVATION IN CHOICE OF MEDICAL PROFESSION

The article is devoted to the analysis of motivation in the choice of medical profession. The choice is considered as result of conflict resolution of state interest in this activity and society interest in medical profession reproduction. Correlation of conditions and subjective factors and the choice of medical profession are the basis of development of reproduction of professional society. Results of sociological study reveal that the attention is given to the character of labor.

Текст научной работы на тему «Социальные основы мотивации выбора профессии медика»

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ МЕДИКА

М. Г. Жданова

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава» (г. Новосибирск)

Статья посвящена анализу мотивации выбора профессии медика. При этом выбор профессии рассматривается как результат разрешения противоречия государственного интереса в данном виде деятельности и заинтересованности общества в воспроизводстве медицинской специальности. Соотношение объективных условий и субъективных факторов при выборе профессии медика с этой позиции является основой закономерности развития воспроизводства профессионального сообщества. Результаты небольшого социологического исследования позволяют заключить, что при выборе профессии медика внимание уделяется характеру труда, а не экономическим мотивам.

Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка кадров, мотивация

Жданова Марина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры философии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон: 8 (383) 227-31-01

Стремление занять достойное место на международной арене обуславливает повышение внимания современных государственных деятелей России к проблемам подготовки кадров [6]. В современном мире лидирующее положение в общественном развитии занимает та страна, которая, обладая кадрами высокой квалификации, способна не только производить новые технологии, но и применять новейшее научное знание в практической деятельности. Это обстоятельство актуализирует потребность в специалистах высшей квалификации российской социальной системы.

Однако в своем докладе на XIV отчетной конференции Новосибирской областной ассоциации врачей председатель Правления Новосибирской ассоциации врачей С. Б. Дорофеев отмечал, что «существенного прироста молодых кадров в области (здравоохранения) не произошло, количество специалистов в возрасте 29 лет и моложе в педиатрической службе увеличилось на 1 %, в терапевтической - на 2 % » [2].

Почему молодые кадры, подготовленные для работы в здравоохранении, не идут работать в систему здравоохранения?

В системе воспроизводства кадров, в том числе и здравоохранения, выделяется три критерия, по состоянию которых можно судить о логике развития системы воспроизводства в целом. Два момента относятся к объективным условиям выбора профессиональной деятельности, третий

имеет отношение к субъективному условию реализации выбора конкретной профессиональной деятельности.

Первый критерий - это получение профессионального образования в вузе. На этом этапе в современных условиях развития общества значение имеет получение в процессе образования студентом нового научного знания. Для этого необходимо, чтобы процентная доля участия ведущих ученых в преподавательском составе вуза превышала 50 %. Тем самым снимается проблема разрыва между новым научным знанием, получаемым в исследовательских лабораториях, и внедрением этого знания в содержание учебного процесса, недопустимая при подготовке кадров (и не только медицинских) для современной социальной системы. В данном случае объединение в одном лице ученого и педагога дает возможность студенту приобщаться к последним достижениям науки уже во время обучения, усваивая и осваивая современные достижения научного сообщества.

Вторым критерием является уровень усвоения молодым поколением еще в процессе обучения в вузе этики профессионального поведения, благодаря которому увеличивается не только коммуникабельность будущего специалиста, но и воспроизводится консолидация профессионального сообщества в целом.

И, наконец, третий критерий - профессиональная реализация, которая проявляется в качестве субъективного желания. Однако по своему содержанию он имеет объективное основание, обусловленное организацией работы в рамках выбираемой профессиональной деятельности и той общей социально-экономической ситуации, в которой осуществляется профессиональная деятельность. На этом этапе происходит осознанный выбор профессии благодаря сравнению возможностей достижения целей, предоставляемых той или иной отраслью. Сравнение происходит на уровне оценки характера труда, типа внутрипрофессиональных отношений и оценки получения вознаграждения за труд. Это может быть не только размер заработной платы, которая дает возможность вести достойный образ жизни самому молодому человеку, обеспечивать его будущей семье, но и возможность осуществления регулирования жизни в государстве, обществе, что также имеет немаловажное значение для окончательного выбора сферы профессиональной деятельности. Данная оценка у будущего субъекта деятельности происходит уже к четвертому, пятому курсам [4, с. 64].

В поисках ответа на вопрос о социальных основаниях мотивации к профессиональной деятельности молодых людей было проведено небольшое социологическое исследование оснований выбора профессии медика и анализ условий работы в здравоохранении молодого специалиста, способствующих его закреплению на рабочем месте. В качестве эмпирических материалов для статьи выступили данные по оценке

реализации профессионального выбора вторым и пятым курсами педиатрического факультета, полученные в ходе анкетного опроса, проведенного автором весной 2008 г.

Существует тесная связь между процессами получения и реализацией знания в системе подготовки кадров. Превалирование одного из процессов обусловлено потребностью государства или в росте объема нового научного знания с последующим эффективным его использованием в практической деятельности, или подготовке специалистов, имеющих, прежде всего, навык реализации определенной структуры деятельности. Например, в эпоху Возрождения получение научного знания в форме новых объяснительных моделей развивалось медленно, образовательные институты, напротив, достаточно быстро и интенсивно. Это было следствием эволюции государственной формы управления обществом, требованием увеличения, прежде всего, числа образованных людей, имеющих навык реализации определенной деятельности, а не увеличение объема нового научного знания. Первая промышленная революция актуализировала потребность в росте нового научного знания, что обусловило развитие теоретического естествознания, науки в рамках, прежде всего, учебных заведений, но потребность государства в специалистах, реализующих навык определенной деятельности, не убавилась.

Социальный анализ взаимосвязи изменения государственной формы управления и изменения в системе воспроизводства кадрового потенциала позволяет выделить три тенденции подготовки кадров. Во-первых, подготовка специалистов, реализующих навык определенной деятельности. Такая тенденция характерна для государственной политики нацеленной на решение практических задач, которые возникают на данном этапе существования общества. Тенденция подготовки специалистов, способных получать новое знание прикладного и фундаментального характера, характерна для государства, в котором научное знание становится продуктом на интеллектуальном рынке, а сама научная деятельность - мощным фактором ускорения темпов социального развития, и рассматривается как инструмент социального развития. Подготовка специалистов, которые способны гармонично сочетать первые две тенденции, свидетельствует о том, что темп развития социальной системы уже полностью зависит от внедрения в социальную практику новых технологий. Для современной мировой экономической системы именно третья тенденция является доминирующей, о чем свидетельствует не только повышение финансирования науки, но и «установление связи между знанием и властью, наукой и техникой, с одной стороны, и разработкой и политикой в широких областях, представляющих интерес, - с другой» [1, с. 36].

Сегодня в России зачастую реализуется первая тенденция подготовки специалистов, о чем свидетельствует уменьшение затрат государственного финансирования образования и как следствие старение профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, стоит обратить внимание, что с 2002 г. в России наблюдается отдача от образования на 4,9 %, что по сравнению с другими странами, находящимися в процессе реформирования экономики, например, Молдавией, Белоруссией, где отдача от образования составляет от 6,7 до 8,2 %, свидетельствует о кризисе системы подготовки кадров [3, с. 243]. По всей видимости, данное положение дел обусловлено тем, что доход от вложений в образовательную сферу на государственном уровне будет заметен приблизительно через двадцать лет. Этих долгих двадцать лет государство в условиях перехода на инновационный путь развития должно заниматься обновлением материально-технической базы системы образования в целом, поддерживать престиж той или иной деятельности. Неудивительно, что в этой ситуации вопросы финансирования образования и науки становятся «ахиллесовой пятой» российского государства.

Противоречие между потребностью российской социальной системы в кадрах, способных и получать новое знание, и применять его на практике, и тенденцией подготовки кадров, способных, прежде всего, к реализации определенного навыка профессиональной деятельности, разрешается благодаря реализации принципа образования через всю жизнь. Однако стоит обратить внимание на то, что эффективность реализации этого принципа в социальной системе зависит от того идёт ли речь о повышении квалификации субъекта или о его переобучении другой или другим специальностям.

Что же происходит с мотивацией выбора профессиональной деятельности в системе здравоохранения сегодня?

Безусловно, идёт подготовка специалистов, способных получать новое знание в медицинской науке, которая дополняет подготовку кадров, имеющих навыки реализации профессиональной деятельности в системе здравоохранения. Однако, желая реализовать себя в профессиональной деятельности, молодой специалист сталкивается с рядом объективных трудностей, которые являются следствием современного этапа развития российского общества. В современной России не происходит высокой отдачи от уровня образования. С одной стороны, разрыв в заработной плате выпускников медицинских вузов и работников со средним специальным медицинским образованием показывает, что положение на рынке труда напрямую не связано с уровнем образования. Так, сегодня работник системы здравоохранения заинтересован в повышении своей квалификации, однако в сопоставлении с требованиями минимального обеспечения прожиточного

уровня индивида, семьи предоставляемые возможности системой здравоохранения направлены не сколько на развитие отрасли, сколько на её сохранение [5, с. 12]. Рассмотрим динамику средней заработной платы врачей в системе здравоохранения. Так, в 2004 г. врач получал в среднем 7 174 р., в 2006 г. - 14 199 р., рост по отношению к 2004 г. составил 1,98. В этой непростой для отрасли ситуации актуализируется потребность в серьезной и планомерной работе по воспроизводству кадрового потенциала.

Согласно социологическому опросу студентов второго курса педиатрического факультета и лечебного факультета 2008 г., их

профессиональный выбор обусловлен характером труда. Действительно, в анкетном опросе около 69 % студентов второго курса педиатрического факультета написали, что поступили в медицинский вуз исключительно из-за интереса к будущей специальности. Большинство студентов пятого курса также отмечают, что их выбор был обусловлен интересом к характеру труда. Однако, как на втором, так и на пятом курсах педиатрического факультета на вопрос: «Почему Ваши друзья не выбрали профессию врача?», -

большинство ответило, что это обусловлено низким уровнем дохода в будущем и высокой ответственностью при выполнении работы.

Получается, что воспроизводство медицинской профессии обусловлено интересом к характеру труда, а не экономическим интересом субъекта труда. Не стоит делать поспешных выводов, тем более, если данные опроса студентов пятого курса не совпадает с данными рынка труда о количестве молодых специалистов-медиков в системе здравоохранения. Действительно, после проведения исследования потребности отрасли во врачебных кадрах выяснилось, что «дополнительно необходимо более 2 тыс. врачей всех специальностей и более 7 тыс. средних медработников» [5, с. 8].

Выбор профессии медика обусловлен интересом молодого человека, общества к типу отношения, характеру труда. Однако закрепление молодого специалиста системы здравоохранения обеспечивается экономическим ресурсом, позволяющим обеспечить достойный уровень семьи молодого специалиста. Другими словами, невнимание к реальному положению дел, знание реального положения дел в сфере практической деятельности не освобождает от необходимости эффективного решения жизненных проблем «здесь и сейчас».

Список литературы

1. Диксон П. Фабрики мысли / П. Диксон. - М. : Прогресс, 1976. - С. 451.

2. Дорофеев С. Б. Доклад Председателя Правления Новосибирской ассоциации врачей на XIV отчетной конференции Новосибирской областной ассоциации / С. Б. Дорофеев // Новосибирская врачебная газета. - 2007. - 5 июня.

3. Емцов Р. Г. Отдача от образования в странах с переходной экономикой / Р. Г. Емцов, С. Кноблох, Дж. Мете // Вопросы образования. - 2007. -№ 1. - С. 243-244.

4. Еремин С. Н. Ориентация молодёжи на науку как проблема / С. Н. Еремин // Воспроизводственные механизмы российской науки : современное состояние и перспективы развития : сб. научн. тр. -Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2004. -С. 63-88.

5. Львов А. А. Итоги деятельности здравоохранения г. Новосибирска / А. А. Львов // Муниципальное здравоохранение (цифры и факты). -Новосибирск : Сибмедиздат, 2007. - С. 196.

6. Фурсенко А. Тезисы к выступлению на заседании Государственного совета РФ 24 марта 2006 г. - (http://mon.gov.ru/ews/announce/2289/)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.