Научная статья на тему 'Будущая профессия: социальный статус, имидж, финансовая сторона вопроса'

Будущая профессия: социальный статус, имидж, финансовая сторона вопроса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
738
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / PROFESSION / SOCIAL STATUS / IMAGE / PROFESSIONAL IDENTITY OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шурупова Раиса Викторовна

В статье рассматриваются факторы, влияющие на выбор будущей профессии, представлены разные виды профессионального самоопределения современных студентов, аспирантов-медиков к будущей специальности в современном обществе. Приведенные в работе данные социологического опроса отражают мнение респондентов по самоопределению медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE PROFESSION: ITS SOCIAL STATUS, IMAGE AND FINANCIAL ASPECTS

The article deals with factors that affect the choice of the future profession and presents different types of professional identity of contemporary medical students and post-graduates in terms of their future profession in the contemporary society The data obtained in the sociological poll and cited in the article reflects the opinion of respondents regarding the identity of medical workers in their profession.

Текст научной работы на тему «Будущая профессия: социальный статус, имидж, финансовая сторона вопроса»

Р.В. Шурупова

БУДУщАЯ ПРОФЕССИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, ИМИДЖ, ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

ШУРУПОВА Раиса Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (e-mail: nocdrom@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие на выбор будущей профессии, представлены разные виды профессионального самоопределения современных студентов, аспирантов-медиков к будущей специальности в современном обществе. Приведенные в работе данные социологического опроса отражают мнение респондентов по самоопределению медицинских работников.

Ключевые слова: профессия, социальный статус, имидж, профессиональное самоопределение медицинских и фармацевтических работников.

В середине 90-х годов XX века довольно часто обстоятельства складывались так, что полученная специальность оказывалась невостребованной, а профессиональное будущее большей части молодежи характеризовалось как неопределенное. Врачи хотят ощущать собственную значимость и уникальность. В подготовке врачей-профессионалов большую роль играет система высшего медицинского образования, где постоянно внедряются инновационные концепции подготовки врачебных и научных кадров. Проводимые в тот период социологические исследования показывали, что большинство молодых людей испытывает дефицит инструментальных знаний и практических навыков.

Очевидное противоречие возникает при анализе отношения современных студентов, аспирантов-медиков к будущей специальности и ожиданий общества, ученых-методистов, разрабатывающих стратегию обучения. На данном этапе анализа, а речь идет о людях, находящихся на финальных стадиях получения образования, появляется проблема: как можно повлиять на формирование правильного отношения к профессии, оправдать материальные затраты общества и государства во имя становления истинного профессионала?

Каковы возможности преподавателя высшей школы для влияния на профессиональное самоопределение будущих специалистов?

Как показывает статистика, а также накопленный опыт преподавания, довольно большой процент обучающихся (10-15%) не очень ясно пред-

ставляет суть будущей профессии и не планирует в будущем работать по выбранной специальности, что говорит о потраченных впустую материальных и людских ресурсах, времени и бюджетных деньгах, ушедших на их подготовку.

Для изменения ситуации в лучшую сторону преподавателю необходимо знать реальное положение дел и настроения студентов/аспирантов и сделать все возможное для формирования правильного представления будущей профессии и мотивации к обучению.

Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное, личностное, семейное и т. д.

Самоопределение - это установление человеком своих особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, ценностей, норм оценивания себя, исходя из требований социума и к самому себе.

По сути, процесс самоопределения длится у человека всю жизнь: он ищет ответы на вопросы: кто я есть, зачем живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом, начиная с дошкольного возраста. Хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и другие, то он и самоопределяется с точки зрения этих критериев.

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций. Другой полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в профессию, обогащение личности средствами профессии, соответственно, он иначе самоопределяется и далее самореализуется.

Нестабильность жизни, неуверенность многих людей в завтрашнем дне, страх потерять работу при высоком уровне безработицы и другие неблагоприятные составляющие современной жизни не могут не накладывать свой отпечаток на профессиональный выбор современной молодежи.

С одной стороны, в условиях перехода к рыночной экономике появилась потребность в новых профессиях. С другой - происходит изменение традиционных представлений, касающихся престижности и общественной значимости профессий.

Меняется и образ профессии в сознании людей. До перестройки идеальный образ профессионала во многом был связан с конкретными людьми, их профессиональными достижениями.

Сегодня идеальный образ профессионала в некоторой степени заменяется идеальным образом жизни (американской, европейской, наших банкиров и т. д.), который сопутствует той или иной профессии. Неопределенность ценностных представлений о профессии как таковой заставляет человека выбирать не профессию, а желаемый образ жизни, которого он достигнет с ее помощью.

Чаще профориентация происходит самопроизвольно под воздействием социально значимых факторов: мнения родителей, друзей, собственного представления о престиже профессии, иногда собственных увлечений, что чаще наблюдается для среднеобеспеченных семей, где ребенку предоставляется возможность собственного выбора.

Еще один аспект, которому требуется уделить максимальное внимание, - информация о профессиональной деятельности, рынке труда, так называемые профессиограммы специалистов различных направлений деятельности. Для каждой профессии и тем более должности имеется перечень необходимых требований - как профессиональных, так и личностных.

К примеру, провизор должен обладать хорошей концентрацией внимания, высокой психической устойчивостью и пр. Такое описание профессионально важных качеств состоит примерно из 15-20 характеристик. В случае их совпадения с показателями студента/аспиранта профессиональная реализация будет успешной.

Огромное влияние на выбор будущей профессии оказывают ее социальный статус, имидж, финансовая сторона вопроса. Конечно, предпочтения подрастающего поколения зависят от культурно-исторического и экономического этапов становления общества: если в СССР почти все дети хотели стать космонавтами, а во времена перестройки - бизнесменами, то в наше время престиж профессии определяется как ее социальным статусом, так и доходом, который она приносит. Сегодня возобладали прагматические интересы. Резко возрос спрос на специалистов, занятых в бизнесе. Появилась «мода» на экономистов, юристов, управленцев, государственных служащих, социологов, психологов и политологов. Что касается представителей других профессий, то интерес к ним убавился. Профессии инженеров, учителей, ученых, врачей, социальных работников утратили престиж.

Возникла парадоксальная ситуация в медицине: конкурсы в медвузы доходят до 5 человек на место и в то же время 50% их выпускников не собираются работать по специальности. Дело не только в социальной незащищенности этих лиц. В самой медицине далеко не все специальности привлекательны. Предпочтением пользуются стоматологи, кардио- и нейрохирурги, провизоры, специалисты службы функциональной диагностики, акушеры и гинекологи, представители косметической медицины (пластической хирургии). Менее притягательны специальности терапевтов, фтизиатров, гигиенистов, медицинских статистиков. «Уход» из медицины дипломированных специалистов имеет положительный итог (систему здравоохранения покидают случайные люди) и отрицательный, связанный с нерациональными затратами средств, человеческих ресурсов, крушением судеб молодых людей.

Ориентируясь на привлекательность отдельных видов врачевания, студенты часто не соизмеряют собственные потенциальные возможности, включая личностные, психолого-физиологические качества. В результате в их сознании быстро развенчивается ореол романтики профессии, сопряженной с ответственностью за жизнь и благополучие пациентов.

Профессор РАГС К.О. Магомедов высказывает аналогичную мысль. Ученый пишет, что социологические данные показывают общее падение нравственности в обществе, являющееся системным недостатком социальной среды, общества в его конкретно-историческом состоянии1.

Исследуя специфику профессионально-личностного самоопределения обучающихся, мы применили метод анкетирования. Предоставим результаты анкетирования, проведенного среди аспирантов 1-го и 2-го годов обучения (2007/08 и 2008/09 учебные годы) на кафедре педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

В анкетировании приняли участие 49 человек - аспиранты 1-го или 2-го года обучения в ММ им. И.М. Сеченова.

Вопрос, на который предстояло ответить анкетируемым, звучал следующим образом: «Каждого человека можно охарактеризовать с различных сторон, например, как специалиста, семьянина, хозяина дома, дачника, автомобилиста и т. д. Во мнении окружающих для вас важнее всего оценка вас как специалиста или нет?»2.

Общий вывод по ответам следующий: для человека, выбравшего продолжение обучения в аспирантуре, важно признание окружающих именно как специалиста, важен социальный статус, имидж профессии, что говорит

1 См.: Магомедов, К.О. Социология государственной службы. - М., 2007. -С. 183.

2 См.: Решетников, А.В. Социология медицины. - М., 2006. - С. 182.

об определенном способе реализации жизненных амбиций. Однако для почти трети опрошенных мнение окружающих не так важно или не важно совсем, что говорит об их личностной самодостаточности и независимости от мнений со стороны.

Следующий вопрос касался правильности выбора профессии. Ответы на него оказались очень интересными, потому что их дали специалисты без большого опыта работы, но уже знакомые со многими тонкостями специальности. Вопрос был сформулирован так: «Если бы у вас была возможность вновь выбрать профессию, кем бы вы стали?».

Около 60% опрошенных стали бы вновь врачами, однако 10% все-таки выбрали не ту врачебную специальность, которой можно было бы посвятить жизнь, 13% затруднились с ответом. Важно отметить, что около трети (28%) выбрали бы другую профессию, причем 6 человек из них (18% опрошенных) хотели бы заниматься более высоко оплачиваемой деятельностью.

Высокий процент разочаровавшихся в выборе специальности среди аспирантов свидетельствует о том, насколько важна осознанность выбора профессии при поступлении в вуз.

Следует отметить, что на подготовку этих специалистов уже потрачено шесть лет трудоемкой, а главное - требующей огромной материально-технической базы подготовки. Такое положение дел говорит о том, что кроме вступительных экзаменов, необходимо заранее проводить тщательный отбор абитуриентов на предмет совместимости с такой ответственной и тяжелой профессией.

Далее анкетируемым предлагалось выбрать варианты ответа на вопросы под общим заголовком: «Что для вас врачебное призвание?».

Как видно из ответов, лишь четверть будущих медиков не считают главным материальное вознаграждение. Престижность профессии в глазах окружающих не важна для 91%. Необходимо отметить, что за мизерные зарплаты не хотят работать более половины анкетируемых, а ведь это будущие специалисты высокого класса. Можно сделать вывод, что увеличение доходов снизит отток квалифицированных кадров из медицины. Также можно сказать, что для кого-то лечить - призвание, а для кого-то - способ зарабатывать деньги. Вопрос карьеры не важен более чем для половины опрошенных, главное, чтобы платили хорошо.

Следующий вопрос определял, что является карьерой для врача. Как свидетельствуют ответы, профессиональная реализация ассоциируется с успешной карьерой почти у 40% опрошенных, половина опрошенных считает карьеру состоявшейся, если врач занимает высокую должность в лечебном учреждении или государственных структурах. Другая часть отмечает такие необходимые для развития и самоактуализации лично-

сти варианты, как получение высшей категории, уважение и признание коллег.

Отношение к профессиональному успеху в жизни высказано следующим образом. По мнению аспирантов, залог успеха кроется в упорном труде, а также в таких личностных качествах, как пробивные способности и уверенность в себе. Умение рисковать, проявлять предприимчивость и, что немаловажно, получить дополнительное обучение также необходимы для достижения профессиональных высот.

Как видят свою будущую карьеру аспиранты? Из числа опрошенных респондентов 31% молодых специалистов хотят создать свое дело, что весьма смело и похвально, 37% определились с местом постоянной работы во время обучения, 13% выберут работу не по специальности, что, с одной стороны огорчает, но и говорит об универсальности медицинского образования - человек, выдержавший такую тяжелую подготовку, с легкостью реализует себя в других сферах деятельности. Не определились с выбором 19%, что странно, учитывая, что за спиной почти 7 лет обучения. Возможно, этим людям необходима помощь в трудоустройстве или консультация по вопросам профессионального самоопределения.

Как показал накопленный опыт преподавания, часто студенты задают следующие вопросы: «Расскажите, пожалуйста, нам что-нибудь о нашей специальности. Где мы сможем работать? Сможем ли реализовать свой потенциал? Много ли нам будут платить?»

В данном исследовании осуществлена попытка узнать и статистически обобщить информацию о том, насколько четко представляли до поступления в вуз/аспирантуру будущие специалисты специфику своей профессии. Что они думают о будущей карьере, насколько важен для них имидж, престиж призвания?

Результаты исследования свидетельствуют о том, что довольно большой процент студентов/аспирантов Московской медицинской академии не желают работать по специальности, что меркантильные интересы часто оказываются выше профессиональных интересов во благо общества, что уровень профессионально-личностного самоопределения студентов/аспирантов ММА не всегда соответствует ожиданиям.

Итак, с помощью социологических исследований удалось выявить, что профессия складывается из ее социального статуса, имиджа, возможностей для профессиональной самореализации и достойного материального вознаграждения за труд.

Список литературы

Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М., 2007.

Косарев, И.И. Профессиональный этикет в медицинской деятельности. - М., 2007.

Решетников, А.В. Социология медицины. - М., 2006.

© Шурупова Р. В., 2009

Н.О. Исмаилов

устойчивое развитие общества

КАК НОВАЯ СТАДИЯ В ПОНИМАНИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ИСМАИЛОВ Нурмагомед Омарович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Армавирского государственного педагогического университет (e-mail: issagpu07@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается стратегия устойчивого развития общества под углом зрения проблемы социальной справедливости, указывается взаимосвязь проблемы устойчивого развития и проблемы справедливости, необходимость переоценки социальных ориентиров и формирование новой духовности в свете теории устойчивого развития. Ключевые слова: справедливость, устойчивое развитие общества, экологизация.

Каждая историческая эпоха порождает свои первоочередные проблемы, наиболее важные для данного общества при данных условиях. Помимо уже имевшихся в этом обществе проблем, относительно решенных или накопившихся, новые проблемы и попытка их осмысления являются порождением новых исторических условий изменившегося социального (общественного) бытия и отражением в сознании людей новых реалий.

Такое положение дел имелось в мировой истории, когда различные общества были относительно замкнутыми. Проблемы в этих обществах были, прежде всего, проблемами национального масштаба и их решение было возможно (относительно) на уровне отдельной страны. Но, как известно, в дальнейшем мир становился все более и более взаимосвязанным и взаимозависимым. Соответственно, актуальные проблемы одного общества и государства в той или иной мере часто касались и остальных.

На современном этапе истории человечества в мире столь тесно все переплетено и взаимообусловлено, что решение первоочередных проблем для определенного общества вне взаимосвязи и без поддержки других стран весьма затруднительно, а сами проблемы первого порядка приняли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.