Научная статья на тему 'Оценка системы мотивации современной молодежи при выборе профессии врача'

Оценка системы мотивации современной молодежи при выборе профессии врача Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВОСПРОИЗВОДСТВО МЕДИЦИНСКОГО СООБЩЕСТВА -------------------------------------------------------------------------------- / STAFF FORMATION / REPRODUCTION OF MEDICAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жданова Марина Геннадьевна

В статье анализируются причины выбора профессии медика в условиях разрешения противоречия между социально-экономическими условиями профессиональной деятельности и системой мотивации выбора профессии медика у молодого человека. Внимание автора сосредоточено на изменении системы мотивации, которое происходит после сравнения характера труда и его оценки с позиции государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION SYSTEM IN MODERN YOUNG PEOPLE AT THE CHOISE OF MEDICAL PROFESSSION

The causes of choice of medical profession in contradiction between socioeconomic conditions of professional activity and motivation system of profession choice are analyzed in this article. The author consider the change of motivation, which occurs after comparison of work characteristics and its evaluation by the state and society.

Текст научной работы на тему «Оценка системы мотивации современной молодежи при выборе профессии врача»

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ВРАЧА

М. Г. Жданова

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава» (г. Новосибирск)

В статье анализируются причины выбора профессии медика в условиях разрешения противоречия между социально-экономическими условиями профессиональной деятельности и системой мотивации выбора профессии медика у молодого человека. Внимание автора сосредоточено на изменении системы мотивации, которое происходит после сравнения характера труда и его оценки с позиции государства и общества.

Ключевые слова: подготовка кадров, воспроизводство медицинского сообщества

Введение. В современном мире лидирующее положение в общественном развитии занимает та страна, которая, обладая кадрами высокой квалификации, способна не только производить новые технологии, но и применять новейшее научное знание в практической деятельности. Стремление занять достойное место на международной арене обуславливает повышение внимания современных государственных деятелей России к проблемам подготовки кадров [7].

Однако, несмотря на внимательное отношение к воспроизводству медицинских кадров на государственном уровне, существенного прироста молодых кадров в области (здравоохранения) не произошло. Так, в своем докладе на XIV отчетной конференции Новосибирской областной ассоциации врачей председатель Правления Новосибирской ассоциации врачей С. Б. Дорофеев отмечал, что «количество специалистов в возрасте 29 лет и моложе в педиатрической службе увеличилось на 1 %, в

терапевтической - на 2 % » [2].

Почему молодые кадры, подготовленные для работы в здравоохранении, не идут работать в систему здравоохранения? И почему при окончании школы молодые люди ориентированы на выбор профессии медика в качестве будущей профессии?

Цель исследования: оценить систему мотивации современной

молодежи при выборе профессии врача.

В системе воспроизводства кадров, в том числе и здравоохранения, выделяется три критерия, по состоянию которых можно судить о логике развития системы воспроизводства в целом. Два момента относятся к объективным условиям выбора профессиональной деятельности, третий имеет отношение к субъективному условию реализации выбора конкретной профессиональной деятельности.

Первый критерий - это получение профессионального образования в вузе. На этом этапе в современных условиях развития общества значение имеет получение в процессе образования студентом нового научного знания. Для этого необходимо, чтобы процентная доля участия ведущих ученых в преподавательском составе вуза превышала 50 %. Тем самым снимается проблема разрыва между новым научным знанием, получаемым в исследовательских лабораториях, и внедрением этого знания в содержание учебного процесса, недопустимая при подготовке кадров для современной социальной системы и не только медицинских. В данном случае объединение в одном лице ученого и педагога дает возможность студенту приобщаться к последним достижениям науки уже во время обучения, усваивая и осваивая современные достижения научного сообщества.

Вторым критерием является уровень усвоения молодым поколением еще в процессе обучения в вузе этики профессионального поведения, благодаря которому увеличивается не только коммуникабельность будущего специалиста, но и воспроизводится консолидация профессионального сообщества в целом.

И, наконец, третий критерий - профессиональная реализация, которая проявляется в качестве субъективного желания. Однако по своему содержанию он имеет объективное основание, обусловленное организацией работы в рамках выбираемой профессиональной деятельности и той общей социально-экономической ситуацией, в которой осуществляется профессиональная деятельность. На этом этапе происходит осознанный выбор профессии благодаря сравнению возможностей достижения целей, предоставляемых той или иной отраслью. Сравнение происходит на уровне оценки характера труда, специфики внутри профессиональных отношений и оценки получения вознаграждения за труд. Это может быть не только размер заработной платы, которая дает возможность вести достойный образ жизни самому молодому человеку, обеспечивать его будущей семье, но и возможность осуществления регулирования жизни в государстве, обществе, что также имеет немаловажное значение для окончательного выбора сферы профессиональной деятельности. Данная оценка у будущего субъекта деятельности происходит уже к четвертому, пятому курсам [4, с. 64].

В поисках ответа на вопрос о социальных основаниях мотивации к профессиональной деятельности молодых людей было проведено небольшое социологическое исследование оснований выбора профессии медика и анализ условий работы в здравоохранении молодого специалиста, способствующих его закреплению на рабочем месте. В качестве эмпирических материалов для статьи выступили данные по оценке реализации профессионального выбора вторым и пятым курсами

педиатрического факультета, полученные в ходе анкетного опроса, проведенного автором весной 2008 года.

Существует тесная связь между процессами получения и реализацией знания в системе подготовки кадров. Превалирование одного из процессов обусловлено потребностью государства или в росте объема нового научного знания с последующим эффективным его использованием в практической деятельности, или подготовке специалистов, имеющих, прежде всего, навык реализации определенной структуры деятельности.

Социально-философский анализ взаимосвязи изменения государственной формы управления и изменения в системе воспроизводства кадрового потенциала позволяет выделить три тенденции подготовки кадров. Во-первых, подготовка специалистов, реализующих навык определенной деятельности. Такая тенденция характерна для государственной политики, нацеленной на решение практических задач, которые возникают на данном этапе существования общества. Так, в Докладе о мировом развитии за 2007 год Всемирного банка говорится, что «система образования должна стремиться удовлетворить спрос на работников с качественными и необходимыми на рынке труда знаниями, обновляя программы старшей ступени среднего образования с упором на практическое мышление и поведенческие навыки, а также академическую и профессиональнотехническую подготовку» [6, с. 48]. Особенно ярко, согласно исследованиям инвестиционного климата Всемирного банка, эти требования проявляются в государствах с переходной экономикой.

Тенденция подготовки специалистов, способных получать новое знание прикладного и фундаментального характера, характерна для государства, в котором научное знание становится продуктом на интеллектуальном рынке, а сама научная деятельность - мощным фактором ускорения темпов социального развития и рассматривается как инструмент социального развития. Подготовка специалистов, которые способны гармонично сочетать первые две тенденции, свидетельствует о том, что темп развития социальной системы уже полностью зависит от внедрения в социальную практику новых технологий. Для современной мировой экономической системы именно третья тенденция является доминирующей, о чем свидетельствует не только повышение финансирования науки, но и «установление связи между знанием и властью, наукой и техникой, с одной стороны, и разработкой и политикой в широких областях, представляющих интерес, - с другой» [1, с. 36].

Сегодня в России зачастую реализуется первая тенденция подготовки специалистов, о чем свидетельствует уменьшение затрат государственного финансирования образования и, как следствие, старение профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, стоит обратить внимание, что

с 2002 года в России наблюдается отдача от образования на 4,9 %, что по сравнению с другими странами, находящимися в процессе реформирования экономики, например, Молдавией, Белоруссией, где отдача от образования составляет от 6,7 до 8,2 %, свидетельствует о кризисе системы подготовки кадров [3, с. 243]. По всей видимости, данное положение дел обусловлено тем, что доход от вложений в образовательную сферу на государственном уровне будет заметен приблизительно через двадцать лет. Этих долгих двадцать лет государство в условиях перехода на инновационный путь развития должно заниматься обновлением материально-технической базы системы образования в целом, поддерживать престиж той или иной деятельности. Неудивительно, что в этой ситуации вопросы финансирования образовании и науки становятся «ахиллесовой пятой» российского государства.

Противоречие между потребностью российской социальной системы в кадрах, способных и получать новое знание, и применять его на практике, и тенденцией подготовки кадров, способных, прежде всего, к реализации определенного навыка профессиональной деятельности разрешается благодаря реализации принципа «образование через всю жизнь». Однако стоит обратить внимание на то, что эффективность реализации этого принципа в социальной системе зависит от того, идет ли речь о повышении квалификации субъекта или о его переобучении другой специальности.

В системе медицинского высшего образования имеют место все вышеперечисленные тенденции подготовки кадров. Эта ситуация обусловлена общим положением дел в системе здравоохранения как социальной сфере, в которой государственный интерес и интересы частных фирм начинают пересекаться.

Что же происходит с мотивацией выбора профессиональной деятельности в системе здравоохранения сегодня?

Безусловно, идет подготовка специалистов, способных получать новое знание в медицинской науке, которая дополняет подготовку кадров, имеющих навыки реализации профессиональной деятельности в системе здравоохранения. Однако, желая реализовать себя в профессиональной деятельности, молодой специалист сталкивается с рядом объективных трудностей, которые являются следствием современного этапа развития российского общества. В современной России не происходит высокой отдачи, особенное в такой социальной сфере как здравоохранение, от уровня образования. Безусловно, разрыв в заработной плате выпускников медицинских вузов и работников со средним специальным медицинским образованием показывает, что положение на рынке труда напрямую не связано с уровнем образования. Так, сегодня работник системы здравоохранения заинтересован в повышении своей квалификации, однако в

сопоставлении с требованиями минимального обеспечения прожиточного уровня индивида, семьи предоставляемые системой здравоохранения возможности направлены не сколько на развитие отрасли, сколько на ее сохранение [5, с. 12]. Рассмотрим динамику средней заработной платы врачей в системе здравоохранения. Например, в 2004 году врач получал в среднем 7 174 р., в 2006 году - 14 199 р.; рост по отношению к 2004 году составил 1,98. В этой непростой для отрасли ситуации актуализируется потребность в серьезной и планомерной работе по обеспечению медицинскими кадрами среднего и младшего звена. Небольшое повышение заработной платы в 2008 году в целом сохраняет тенденцию, поскольку резкое повышения уровня инфляции не позволяет говорить об изменении положения дел в такой социальной сфере как здравоохранение (табл. 1).

Таблица 1

Динамика средней заработной платы на 1 физическое лицо

Категория персонала Средняя зарплата на 1 физич. лицо по годам

2004 2005 2006 Рост к 2004

Врачи 7174 8617 14199 1,98

Средний мед. 4886 5913 8358 1,71

Младший мед. 3060 3711 5291 1,73

Итого 5237 6290 8909 1,70

Серьезное осмысление своего будущего как члена профессионального медицинского сообщества студент-медик, по всей видимости, начинает с пятого курса. Согласно социологическому опросу студентов второго курса педиатрического факультета Новосибирского государственного медицинского университета в 2008 году, их профессиональный выбор обусловлен характером труда. Действительно, в анкетном опросе 99 студентов второго курса педиатрического факультета из 145 ответили, что поступили в медицинский вуз исключительно из-за интереса к будущей специальности. Студенты пятого курса также отмечают, что их выбор был обусловлен интересом к характеру труда. Однако, как на втором курсе, так и на пятом курсе педиатрического факультета на вопрос: почему Ваши друзья не выбрали профессию врача, большинство ответило, что это обусловлено низким уровнем дохода в будущем и высокой ответственностью при выполнении работы.

Получается, что воспроизводство медицинской профессии обусловлено интересом к характеру труда, а не экономическим интересом субъекта труда. Не стоит делать поспешных выводов, тем более, если данные опроса студентов пятого курса не совпадают с данными рынка труда о количестве

молодых специалистов-медиков в системе здравоохранения. Действительно, для нормального функционирования системе здравоохранения на сегодняшний день «дополнительно необходимо более 2 тыс. врачей всех специальностей и более 7 тыс. средних медработников» [5, с.8].

Таким образом, выбор профессии медика обусловлен интересом молодого человека, общества к типу отношения, характеру труда. Однако закрепление молодого специалиста системы здравоохранения обеспечивается экономическим ресурсом, позволяющим обеспечить достойный уровень жизни семьи молодого специалиста. В связи с этим говорить об особенностях системы мотивации выбора врачебной профессии в современном российском обществе не приходится. Сегодня в системе здравоохранения реальный выбор профессии молодым специалистом идет через сравнение характера труда, специфики внутри профессиональных отношений и оценки получения вознаграждения за труд. Это сравнение приводит к выводу о существенном противоречии между требованиями к субъекту труда - медику и оценки государством его труда, которая выражается в материальном эквиваленте. Правда, осознание всей глубины противоречия происходит у молодого человека только на шестом курсе, что дает возможность системе воспроизводства медицинских кадров повлиять на выбор профессии, но без должной поддержки государства эти усилия тщетны.

Список литературы

1. Диксон П. Фабрики мысли / П. Диксон. - М. : Прогресс, 1976. - 451 с.

2. Дорофеев С. Б. Доклад председателя Правления Новосибирской ассоциации врачей на XIV отчетной конференции Новосибирской областной ассоциации / С. Б. Дорофеев // Новосибирская врачебная газета. - 2007. - 5 июня.

3. Емцов Р. Г. Отдача от образования в странах с переходной экономикой / Р. Г. Емцов, С. Кноблох, Дж. Мете // Вопр. образования. - 2007. - № 1. - С. 243-244.

4. Еремин С. Н. Ориентация молодежи на науку как проблема / С. Н. Еремин // Воспроизводственные механизмы российской науки : современное состояние и перспективы развития / Новосибирский государственный университет. - Новосибирск, 2004. - С. 63-88.

5. Львов А. А. Итоги деятельности здравоохранения г. Новосибирска / А. А. Львов // Муниципальное здравоохранение (цифры и факты). -Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2007. - С. 196.

6. Новые вызовы перед системой образования // Вопросы образования. -2007. - № 1. - С. 47-48.

7. Тезисы к выступлению А. Фурсенко на заседании Государственного совета РФ 24 марта 2006 г. // http://mon.gov.ru/ews/announce/2289/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.