Научная статья на тему 'Социальные обязательства прессы и общественные ожидания при восприятии материалов Сми правоохранительной тематики'

Социальные обязательства прессы и общественные ожидания при восприятии материалов Сми правоохранительной тематики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MEDIA / МАТЕРИАЛЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ / THE MATERIALS OF LAW-ENFORCEMENT SUBJECTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильина Ирина Анатольевна

Формирование общественного мнения о правоохранительных органах происходит под воздействием материалов СМИ. Отмечая прямую зависимость отношения к силовым структурам от восприятия репортажей и материалов прессы данной направленности, автор анализирует особенности восприятия материалов СМИ правоохранительной тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social obligations of the press and public expectations in the perception of the media on law-enforcement themes

Public opinion on law-enforcement authorities forms under the influence of mass media. Noting that the attitude to those authorities is in direct relation to public’s perception of mass media’s coverage of law-enforcement issues, author analyses specifics of these issues’ perception.

Текст научной работы на тему «Социальные обязательства прессы и общественные ожидания при восприятии материалов Сми правоохранительной тематики»

9. Оганян К. М., Маргулян Я. А. Управление социальной сферой региона (социологический анализ): учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2013.

10. Райзберг Б. А. Основы экономики и предпринимательства. М.: Новая школа, 1993.

11. Римашевская Н. М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2004. № 9-10.

12. Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 400 с.

13. Судас Л. Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М.: ИНФРА-М, 2004.

14. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / В. Т. Смирнов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Т. Смирнова. М.: Машиностроение-!; Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2005. 513 с.

УДК 316.776.3

И. А. Ильина 1

Социальные обязательства прессы и общественные ожидания при восприятии материалов Сми правоохранительной тематики

I. A. Il'ina. Social obligations of the press and public expectations in the perception of the media on law-enforcement themes

Формирование общественного мнения о правоохранительных органах происходит под воздействием материалов СМИ. Отмечая прямую зависимость отношения к силовым структурам от восприятия репортажей и материалов прессы данной направленности, автор анализирует особенности восприятия материалов СМИ правоохранительной тематики.

Ключевые слова: СМИ; материалы правоохранительной тематики.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; (812) 575-02-78; [email protected].

Public opinion on law-enforcement authorities forms under the influence of mass media. Noting that the attitude to those authorities is in direct relation to public's perception of mass media's coverage of law-enforcement issues, author analyses specifics of these issues' perception.

Keywords: Media; the materials of law-enforcement subjects,

Contact details: Lermontovskiy Ave 44/A, Saint-Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 575-02-78; [email protected].

Общество формирует свое мировоззрение с помощью главнейшего инструмента — информации, которую ему предоставляют СМИ. В настоящее время люди не тратят время на серьезный анализ и поиск информации. Медиа дают потребителю уже готовые факты в обработанном и сжатом виде.

Это ставит перед государством и перед правоохранительными органами важную задачу — взаимодействия со средствами массовой информации для достижения

Ирина Анатольевна Ильина — доцент кафедры маркетинга и социальных коммуникаций Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат филологических наук.

© Ильина И. А., 2017

поставленных целей как по борьбе с преступными проявлениями и правонарушениями, так и по правовому воспитанию, а также воспитанию уважения к закону. Кроме того, что немаловажно, общие усилия должны быть направлены на преодоление негативного отношения к правоохранительным органам и воссоздание их положительного образа у населения, так как без этого невозможно будет добиться активного участия граждан в борьбе с правонарушениями [1, с. 20-21; 2, с. 69; 3, с. 214].

Следует отметить, что в установках, доминирующих в обществе, сегодня преобладают упрощенные характеристики деятельности правоохранительных органов. В большинстве случаев это препятствует адекватной оценке их работы. Подобные искаженные представления воздействуют на мотивацию юридически значимого для социума поведения отрицательно: они одних подталкивают к совершению различных правонарушений, а у других вырабатывают социально-правовую пассивность. В этой связи трудно переоценить значение СМИ в процессе становления общественного мнения о правосудии и праве, преступности и методах борьбы с ней, делах и людях, работающих в правоохранительных органах. Действенность радио, печати, телевидения связана с широтой охвата, быстротой, направленностью, богатством и многообразием форм информационного влияния. С помощью массмедиа общественное мнение не только формируется, но и функционирует [4, с. 31-32].

Так, по мнению подавляющего большинства российских полицейских, средства массовой коммуникации сегодня выступают главным «виновником» опасливого и недоверчивого отношения горожан к полиции. Интересен тот факт, что тенденции к изменению такого отношения уже намечены. Если на 2006 г. мнение 55% опрошенных сотрудников МВД однозначно указывает на проблему формирования негативного образа правоохранительных органов при помощи СМИ, то спустя 10 лет эти показатели стали заметно ниже. И если в 2006 г. можно было говорить о коллективном неприятии полицией реакции общества в совокупности, отношения общества к себе, когда СМИ предлагают может быть в несколько искаженном и цензурированном виде особую институциональную форму репрезентации общественного мнения, общего представления о правоохранительных органах, то сейчас этот образ позиционируется несколько иначе. Нельзя сказать, что ситуация коренным образом изменилась, но тенденции к прогрессу очевидны, и это позиция самих полицейских.

С другой стороны, негативные эмоции, активно вызываемые материалами СМИ, в определенных условиях способны оказывать отрицательное воздействие на формирование общественного мнения относительно сотрудников полиции. В настоящее время влияние со стороны СМИ как позитивного, так и негативного характера оказывается малоэффективным. Существуют две причины объяснения этого явления: первая — опосредованность коммуникативной и социальной активностью граждан процесса оценки работы полиции; вторая — небольшая субъективная значимость характеристики деятельности силовых структур в жизнедеятельности значительной части населения.

Нельзя однозначно говорить, что СМИ являются определяющим и единственным фактором формирования положительного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, учитывая тот факт, что разные типы средств массовой информации имеют различную силу влияния и разный уровень восприятия.

К примеру, на формирование положительной «составляющей» общественного мнения наименьшее воздействие оказывают телевизионные передачи как художественного содержания, так и документального. Так, согласно итогам исследо-

вания, среди дающих общую положительную оценку работе полиции граждан приблизительно одинаковыми по численности оказались группы регулярных зрителей этих программ и тех, которые их не смотрят вообще. Такое же слабое влияние на отношение реципиентов к полиции оказывает информация, черпаемая из литературы детективного жанра.

Согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ, проведенному 16-17 января 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 федеральных округах России при объеме выборки 1600 человек, главным СМИ на начало 2016 г. для россиян по-прежнему оставалось телевидение (табл. 1): оно является основным источником информации, обладающим высоким кредитом доверия. Однако интерес к новостным ТВ-передачам в последние годы снизился.

Таблица 1

индекс доверия российским Сми

доверяете ли вы следующим средствам массовой информации? (закрытый вопрос, % от всех опрошенных в 2016 г.)

да Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить

Центральному телевидению 42 33 12 10 3

Региональному, местному телевидению 33 32 14 14 7

Центральной прессе 22 24 16 19 19

Центральному радио 19 21 12 20 28

Региональной, местной прессе 19 25 17 20 19

Новостным, аналитическим, официальным сайтам в Интернете 19 25 14 22 20

Региональному, местному радио 16 20 13 22 29

Социальным сетям и блогам в Интернете 16 22 17 25 20

Зарубежным СМИ 6 9 18 39 28

Источник: [5].

При этом максимально сильное и дифференцированное воздействие на формирование позитивной оценки полиции проявляют сведения, получаемые из прессы и радиопередач. Ю. Н. Мазаев отмечает в этом роль особенностей восприятия, полагая, что в формировании положительного оценивания деятельности полиции значима информация, которая требует от реципиента рациональной переработки, к чему располагают жанры аудиоинформации и газетных публикаций. К таким сведениям, по его мнению, обращаются те граждане, которые относятся к ним критически и «употребляют» по целевому назначению — как «материал», необходимый для рационально-оценочных суждений. Вероятно, телевизионная информация не обладает подобным «статусом» и не воспринимается серьезно. Зачастую облаченная в форму игрового шоу, она в большей степени на эмоциональном уровне удовлетворяет потребности телеаудитории. Во время просмотра таких программ граждане хотят отдохнуть или же получить эмоциональную встряску. Их в большей степени интересует не решение проблем правоохранительной деятельности, а острый сюжет. Таким образом, можно констатировать, что регулярная аудитория передач телевидения, превышая в 1,5-2 раза аудиторию радио и прессы, перекрывает доступ рациональной «составляю-

щей» формирования общественного мнения и снижает показатель позитивного отношения населения к полиции [7, с. 108-113].

Если говорить о значении различных информационных каналов для формирования представления людей о социальных явлениях и процессах, в том числе и вырабатывания взглядов о деятельности полиции, то следует заметить, что зачастую люди ищут в материалах СМИ не столько новые сведения, сколько подтверждения своим суждениям. Одним из наиболее некрепких звеньев в вырабатывании общественного мнения о работе силовых структур является неточная, а часто и намеренно искаженная информация о них, что и приводит к отрицательной оценке реципиентами деятельности сотрудников МВД [6, с. 87]. Кроме того, частое подчеркивание в журналистских материалах того, что МВД России — сугубо «силовая структура», является далеко не безобидным. При такой постановке военизирование полиции воспринимается реципиентами в качестве основного направления ее совершенствования, причем созидательная и позитивная работа по упрочению и развитию правового сознания словно «выпадает» из их понимания. Косвенно и само право, которое должно быть предметом первостепенной заботы данного органа, ассоциируют исключительно с силой, с карательной составляющей деятельности государства. При таком подходе органы внутренних дел предстают в образе своеобразных надсмотрщиков. И если раньше господствовало представление о классовой природе государства, и поэтому в прошлом такая роль силовых структур была достаточно оправданной и идеологически, и политически, то в условиях отрицания тоталитарных и авторитарных начал взгляд на полицию как на институт устрашения и наказания вряд ли можно назвать соответствующим ожиданиям россиян. В качестве жесткой и военизированной структуры правоохранительные органы существуют и воспринимаются в некоторой степени как пережиток, который не ассоциируется с будущим.

При презентации обществу материалов правоохранительной направленности необходимо учитывать особенности восприятия данного материала [8]. В этой связи требуется помнить, что правовая информация не бывает нейтральной, и она либо вредна, либо полезна, так что каждому случаю обнародования материала должно предшествовать четкое осознание цели, преследуемой публикацией. Со стороны органов внутренних дел решение вопроса о целесообразности в конкретной ситуации обращения к СМИ должно определяться с обязательным учетом сопоставления ценности полученных при достижении поставленной цели результатов с вероятными отрицательными последствиями материала.

Профилактические цели опубликования материалов в средствах массовой информации не могут решаться единичными публикациями — здесь нужны последовательность, системность и обязательный учет психологии восприятия аудитории. Любое обращение может вызывать у реципиентов непонимание, интерес, недоумение, раздражение и другие ответные реакции. По этой причине при подготовке к опубликованию информации необходимо будет помнить не только о ставящихся целях, но и о том, какие реакции данная публикация может повлечь со стороны населения. Причем негативные последствия могут проявляться не только в невосприятии поданных сведений, но и в прямо противоположной реакции на них. Например, представители МВД намеревались опровергнуть или предотвратить слухи, но из-за некачественности подачи материала в итоге укрепили в их достоверности; пытались обеспечить осуждение конкретных поступков и действий — добились их одобрения и т. п.

Для настоящего исследования особую важность имеют выявленные на основании исследования эмоции, которые обычно вызывают у граждан материалы о сотрудниках полиции. Чаще всего подобные сведения, получаемые от СМИ, инициируют у реципиентов негативный отклик.

Наиболее часто встречаются следующие реакции: возникновение чувства незащищенности перед криминалом, возмущение по поводу фактов нарушения законности работниками органов внутренних дел, гнев и раздражение относительно их неэффективной работы, а также страх стать жертвой неправомерных действий со стороны сотрудников полиции. Четверть реципиентов, участвующих в опросе, отметили, что материалы средств массовой информации также вызывают у них сочувствие к сотрудникам силовых структур и понимание трудностей их нелегкой службы.

Интересно, что восприятие гражданами передаваемой СМИ информации имеет особенность. Исследования показали, что сочувствие к работникам полиции и восхищение проявляемым ими героизмом в борьбе с криминалом по мере ухудшения материального положения реципиентов снижается. Кроме того, действует и другая тенденция: по мере ухудшения благосостояния респондентов нарастают и негативные эмоции в отношении полиции.

Источниками сведений для аудитории также являются формы подачи информации, не относящиеся к прессе — это сериалы и детективная литература. Кроме того, многие читатели, зрители и слушатели черпают данные о деятельности СМИ из массовых изданий, затрагивающих правоохранительную тематику в ряду прочих.

Таким образом, на формирование субъективного мнения о деятельности правоохранительных органов оказывает влияние как личный опыт респондентов, так и материалы СМИ. При этом личный опыт большинства граждан чаще всего сводится к наблюдению за действиями работников полиции в общественных местах и на улицах. В то же время большинство россиян полагают, что современные СМИ отражают объективную информацию о деятельности правоохранительных органов или даже информацию приукрашенную.

Компонент правоохранительной тематики в неспециализированных Сми

Статьи на правоохранительную тематику можно назвать одним из важнейших компонентов современных СМИ. Материалы, освещающие борьбу с преступностью, представлены в большинстве массовых газет и журналов, а также выпуски, затрагивающие эту тему, регулярно появляются на многих телевизионных каналах и на радио. С тем учетом, что именно СМИ, рассчитанные на наиболее широкие слои населения, в отличие от специализированных полицейских изданий имеют большую популярность у читателей самых разных возрастов и профессий, можно сказать, что именно они в значительной степени формируют общественное мнение относительно деятельности МВД.

Мониторинг исследований (2006-2016) показал, что правоохранительной тематикой интересуются около 90% человек. Притом чаще всего граждане предпочитают читать материалы о деятельности полицейских органов: о принимаемых ими мерами безопасности, раскрытых и нераскрытых преступлениях, случаях коррупции, а также о взаимоотношениях полиции с населением. Намного меньше читатели задаются таким вопросом, как организация работы органов внутренних дел. Профессиональная деятельность сотрудников полиции вызывает любопытство у довольно большого процента опрошенных:

этой областью интересуются около 50% нерабочих пенсионеров, 45% учащихся, 45% интеллигенции, 29% опрошенных рабочих, 33% безработных и около 32% индивидуальных предпринимателей. Эти данные относительно константны уже на протяжении 10 лет.

Замечено, что у граждан интерес к силовым структурам возникает при просмотре телепередач и прослушивании радио, а также при чтении журналов и газет. Притом мнение о полицейских часто формируется посредством влияния СМИ. Можно сделать вывод, что большинству граждан не безразлична деятельность органов полиции, и они постоянно следят за их функционированием.

Также проведенные исследования показали, что из общего числа граждан, обращающихся к СМИ, лишь 35% полагают, что деятельность МВД освещается в них достаточно правдиво, 37% опрошенных считают, что она скорее приукрашивается, и 28% — что она очерняется. Среди реципиентов, которые считают, что работа полиции приукрашивается, 53% ставят ее деятельности неудовлетворительные оценки, а среди тех, кто уверен, что она очерняется, 61% признают работу силовых структур удовлетворительной. Респонденты, оценка которых формируется в основном под влиянием средств массовой информации, составляют 35% объема выборочной совокупности, и лишь 50% таких граждан склонны давать деятельности полиции положительную характеристику. Кроме того, опрос показал, что подтверждение изложенным в журналистских материалах фактам положительного содержания регулярно находят только 42% читателей, а отрицательного — 60%, составляющих аудиторию разнообразных СМИ [5; 7, с. 106-111].

Особенности аудитории, которая интересуется материалами, затрагивающими правоохранительную тематику, также изложил Р. В. Черкасов в своей работе «Социологические исследования». К разнообразным источникам информации о деятельности полиции граждан побуждают обращаться следующие обстоятельства: 35% опрошенным нравится детективный жанр, 27% респондентов интересуются этой темой с точки зрения борьбы с преступностью, 25% стремятся получить знания, которые могут пригодиться при возникновении криминальной ситуации, и 25% читателей чувствуют потребность в «острых» ощущениях.

На вопрос исследователей, какая правоохранительная тематика, освещаемая в средствах массовой информации и литературе, привлекает интерес, 43% респондентов отметили преступную деятельность криминала; 37% проголосовали за профессиональные особенности работы сотрудников полиции. Также 32% отдают предпочтение теме коррупции в полиции, 26% — специфике взаимоотношения работников полиции и населения, 15% — профессиональной подготовке полицейских, 13% — личностным качествам сотрудников силовых структур.

Также с помощью исследования стало известно, что в настоящее время для большинства взрослого населения страны — около 80% респондентов — главным каналом для получения информации о работе полиции является телевидение. Документальные передачи с участием в них сотрудников правоохранительных органов смотрят 50-75% опрошенных, радиопередачи слушают примерно 50% респондентов [6].

Обращение к правоохранительной тематике не читательской аудитории, а самих журналистов рассмотрено президентом Фонда защиты гласности А. К. Симоновым в заключении к работе «Средства массовой информации и судебная власть России (проблемы взаимодействия)». По его мнению, сегодня в СМИ правоохранительная

тематика раскрывается фрагментарно и явно недостаточно. Наиболее часто как полицейские, так и правоохранительные органы в целом лишь коротко упоминаются в средствах массовой информации в том или ином контексте, причем обычно преобладают небольшие по объему заметки. Крупные статьи журналисты пишут, как правило, когда им требуется сенсационный негатив, необходимый для формирования имиджа самой газеты.

К числу факторов, которые вызывают повышенный интерес публикаторов, относятся степень сенсационности события, его общественная значимость, скандальность, наличие в нем политического или «околополитического» аспектов, участие в конкретных уголовных делах известных фигур. Пристальное внимание корреспонденты уделяют лишь отдельным темам, а также некоторым уголовным делам, которые далеко не всегда имеют общественную значимость. Профессиональные интересы конкретных журналистов и их пристрастия во многом определяют частоту обращения СМИ к той или иной правоохранительной теме и по объему, и по качеству анализа, и по другим параметрам.

Проведенное нами исследование подтвердило гипотезы о том, что: 1) общественное мнение влияет на эмоциональное и смысловое восприятие прессы полицейской тематики реципиентами; 2) негативные установки относительно деятельности МВД в некоторой степени провоцируют отрицательное восприятие СМИ правоохранительных органов; 3) полицейская пресса сегодня представлена источниками информации, которому потенциальные читатели или не доверяют, или не имеют к ним доступа.

На вопрос: «Какого вы мнения о полиции РФ?» 63% (44) опрошенных выбрали ответ: «Среди них много непрофессионалов и нарушителей закона», воздержались 24% (17), признали полицейских «профессионалами, качественно выполняющими свою работу» только 13% (9) (рис. 1).

и Среди них много непрофессионалов и нарушителей закона

Они профессионалы, качественно выполняющие работу

Затрудняюсь ответить

рис. 1. отношение респондентов к работникам правоохранительных органов

На открытый вопрос: «Каким вам представляется работник правоохранительных органов?», 12% (9) дали ответ «взяточник». Также звучали следующие ответы: «старающийся выслужиться», «нечестный», «недалекий», «грубый, неопрятный, ругающийся матом», «неприятный», «наглый», «раздражительный», «работающий за деньги, а не за правое дело», «корыстный», «коррумпированный». Но были и эпитеты, выражающие противоположное мнение: «честный, справедливый, соблюдающий закон», «ответственный, терпеливый», «профессионал своего дела, серьезный», «следящий за порядком», «профессионал». Отрицатель-

но охарактеризовали современного работника правоохранительных органов 72% (50) опрошенных, положительно — 28% (20), категорию последних составили люди среднего и старшего возраста: 2% — 31-35 лет, 7% — 36-40 лет, 2% — 41-50 лет, 15% — старше 51 года.

Однако негативное отношение большинства к представителям современной российской полиции не относится к суждению о профессии в целом. Так, профессию «полицейский» уважают 48% (34) опрошенных, затруднились ответить 30% (21), не уважает 21% (15).

Интересны причины, формирующие массовое мнение о полиции. Из общего количества респондентов лично контактировали с полицейскими 66% (46), не контактировали ни разу 30% (21), 3% (2) ответили, что не контактировали, но были контакты у родственников и знакомых. Среди родственников и друзей есть работники правоохранительных органов у 51% (36), нет у 49% (34). При этом мнение о полиции на основе «личного опыта и/или опыта знакомых, родственников» сложилось у 37% (26) респондентов, у 54% (38) — на основе «личного опыта и/или опыта знакомых, родственников и материалов в СМИ», у 9% (6) — только лишь под воздействием материалов в СМИ.

Следовательно, на отношение 63% (44) респондентов к представителям МВД в той или иной степени оказали влияние газеты, журналы, телевидение, радио и Интернет. В некоторых случаях это воздействие было решающим: так, из тех 9% (6) опрошенных, мнение которых сформировалось исходя из публикаций и выпусков средств массовой информации, негативно охарактеризовали современного полицейского 6% (4).

Очевидно, что в российских СМИ прослеживается установка недоверия и негативизма по отношению к органам внутренних дел, выражающаяся в обилии негативных материалов о сотрудниках МВД, недобросовестном выполнении ими своих профессиональных обязанностей и пренебрежении ими, совершении полицейскими уголовно наказуемых действий, коррупционных и пр.

В данном случае происходит процесс формирования общественного мнения (что и видно по результатам опроса). Складывается образ российского полицейского как человека нечестного и коррумпированного; не того, кому положено следить за исполнением закона на территории РФ, а, скорее, одного из нарушителя законов, причем, не только конституционных, но и моральных. Закономерно, что полиция посредством своих газет и журналов старается преломить обще-

ственное мнение и показать рядового сотрудника силовых структур с акцентом на его лучшие качества.

Представитель правоохранительных органов в качестве определенно положительного героя предстает в современной полицейской прессе, но, напрашивается вывод, что данная информация до массовой аудитории не доходит. Опрашиваемые реципиенты признались в незнании большинства средств массовой информации МВД и в своей незаинтересованности прессой данного направления. Таким образом, полицейская периодика сегодня является прессой, выпускаемой для сотрудников правоохранительных органов и читаемой по большей части только ими. Важная функция современных средств массовой информации МВД, заключающаяся в формировании положительного имиджа полицейского в глазах общественности, практически не реализуется и не приносит должного эффекта.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить отношение россиян к правоохранительным органам и их средствам массовой информации, в котором проявляется как негативизм и недоверие со стороны общественности к современному представителю силовых структур, так и незнание, и незаинтересованность потенциальной аудитории в полицейских СМИ. Это можно трактовать как неэффективную реализацию имиджевой функции прессы МВД ввиду неполучения информации читателями, на мнение которых и должны влиять газеты и журналы правоохранительных органов.

литература

1. Рохлин В. И. Взаимодействие правоохранительных органов и средств массовой информации: проблемы обеспечения информационной безопасности // Взаимодействие средств массовой информации и правоохранительных органов. СПб., 2001. С. 20-25.

2. Ильина Н. Е. Взаимодействие правоохранительных органов и СМИ (на примере Забайкалья). К постановке проблемы // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3. С. 68-70.

3. Янбухтин Р. М. Правоохранительные органы и СМИ: проблемы и принципы взаимодействия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2. С. 213-217.

4. Третьяков Ю. В. О программе взаимодействия правоохранительных органов Санкт-Петербурга со средствами массовой информации // Взаимодействие средств массовой информации и правоохранительных органов: материалы науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. С. 30-32.

5. ВЦИОМ [Электронный ресурс]: пресс-выпуск № 3098. URL: http://http://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=115679 (дата обращения: 21.01.2017).

6. Черкасов Р. В. СМИ и общественное мнение о милиции // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 85-8.

7. Мазаев Ю. Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 106-115.

8. Артемов В. М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.