Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОЗИЦИЙ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА'

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОЗИЦИЙ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / КОГНИТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна, Иванова Татьяна Николаевна

Введение. Формирование социальных компетенций школьников является важным направлением современной науки и педагогической практики. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по анализу социального контекста, который во многом определяет практическую реализацию социальных компетенций. Цель статьи - анализ деятельности школы по формированию социальных компетенций на основе применения контекстного подхода. Новизна подхода состоит в выделении социальных компетенций, характеризующих эффективность воспитательного воздействия школы с учетом субъективного контекста. Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает материалы, полученные в результате социологических опросов, проведенных в школах г. Тольятти в 2010 (n = 1 183), 2014 (n = 945), 2016 (n = 1 745), 2019 гг. (n = 976) в режиме мониторинга. Сбор данных в режиме мониторинга позволил выявить динамику результатов за десять лет и определить, насколько эффективно школа справляется с задачами формирования социальных компетенций. Результаты исследования. При характеристике субъективного контекста большое значение имеют представления учащихся о влиянии школы на формирование социальных компетенций, актуальные для школьников недостатки условий обучения, самооценка готовности к выбору ценностей, а также жизненные планы подрастающего поколения. Среди социальных компетенций, формируемых школой, старшеклассники отмечают умения работать с информацией, разбираться в людях, определять склонности к наукам, самостоятельность, а также толерантное отношение к представителям других культур. Контекстный подход дает возможность выявить проблемы и противоречия ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения. Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие научных концепций социальных компетенций. Материалы статьи будут полезны для изучения проблем и противоречий ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения. Практическая значимость применения предложенного контекстного подхода состоит в повышении эффективности работы школы по формированию у обучающихся социальных качеств, необходимых для жизни в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна, Иванова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL COMPETENCES OF HIGH SCHOOL STUDENTS FROM A CONTEXTUAL APPROACH

Introduction. The formation of social competences of schoolchildren is an important area of modern science and pedagogical practice. Despite the large number of publications on this issue, there is virtually no research on the analysis of social context, which largely determines the practical implementation of social competences. The aim of this article is to analyse the high schoolʼs activities on social competence development using a contextual approach. The novelty of the approach lies in the identification of social competencies that characterize the effectiveness of the educational impact of the high school, taking into account the subjective context. Materials and Methods. The empirical base of the study includes data collected from sociological surveys conducted in Togliatti schools in 2010, 2014 and 2019 in the monitoring mode (in 2010, n = 1 183, in 2014, n = 945, in 2016, n = 1 745; in 2019, n = 976). The collection of data in the monitoring mode made it possible to identify the dynamics of results over a ten-year period and to determine how well the high school is doing in terms of developing social competences. Results. Among the social competencies that the high school forms, high school students note the ability to work with information, understand people, determine the propensity for science, independence, as well as a tolerant attitude to representatives of other cultures. There are contradictions in the formation of social competencies, and this is especially evident in the assessment of civic qualities. Over the past decade, the number of students who believe that school has prepared them for life has significantly decreased. Discussion and Conclusion. The results contribute to the development of scientific concepts of social competences. The materials of the article will be useful for the study of problems and contradictions of value self-determination of the younger generation. The practical significance of applying the proposed contextual approach is to increase the effectiveness of the school in the formation of studentsʼ social qualities necessary for life in modern society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОЗИЦИЙ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА»

ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru

УДК 316.346.32-053.5

DOI: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.257-272 Оригинальная статья

Социальные компетенции старшеклассников с позиций контекстного подхода

И. В. Цветкова*, Т. Н. Иванова

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти, Российская Федерация, * aleksandr@kozlov@mail.ru

Введение. Формирование социальных компетенций школьников является важным направлением современной науки и педагогической практики. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по анализу социального контекста, который во многом определяет практическую реализацию социальных компетенций. Цель статьи - анализ деятельности школы по формированию социальных компетенций на основе применения контекстного подхода. Новизна подхода состоит в выделении социальных компетенций, характеризующих эффективность воспитательного воздействия школы с учетом субъективного контекста.

Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает материалы, полученные в результате социологических опросов, проведенных в школах г. Тольятти в 2010 (n = 1 183), 2014 (n = 945), 2016 (n = 1 745), 2019 гг. (n = 976) в режиме мониторинга. Сбор данных в режиме мониторинга позволил выявить динамику результатов за десять лет и определить, насколько эффективно школа справляется с задачами формирования социальных компетенций.

Результаты исследования. При характеристике субъективного контекста большое значение имеют представления учащихся о влиянии школы на формирование социальных компетенций, актуальные для школьников недостатки условий обучения, самооценка готовности к выбору ценностей, а также жизненные планы подрастающего поколения. Среди социальных компетенций, формируемых школой, старшеклассники отмечают умения работать с информацией, разбираться в людях, определять склонности к наукам, самостоятельность, а также толерантное отношение к представителям других культур. Контекстный подход дает возможность выявить проблемы и противоречия ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие научных концепций социальных компетенций. Материалы статьи будут полезны для изучения проблем и противоречий ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения. Практическая значимость применения предложенного контекстного подхода состоит в повышении эффективности работы школы по формированию у обучающихся социальных качеств, необходимых для жизни в современном обществе.

Ключевые слова: социальные компетенции, социализация, контекстный подход, выпускник школы, качества личности, когнитивные компетенции, коммуникативные компетенции, профессиональная ориентация, гражданские компетенции

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Цветкова, И. В. Социальные компетенции старшеклассников с позиций контекстного подхода / И. В. Цветкова, Т. Н. Иванова. - DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.257-272 // Интеграция образования. - 2021. - Т. 25, № 2. - С. 257-272.

© Цветкова И. В., Иванова Т. Н., 2021

|jj>) 0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Original article

The Social Competences of High School Students from a Contextual Approach

I. V. Tsvetkova*, T. N. Ivanova

Togliatti State University, Togliatti, Russian Federation, * aleksandr@kozlov@mail.ru

Introduction. The formation of social competences of schoolchildren is an important area of modern science and pedagogical practice. Despite the large number of publications on this issue, there is virtually no research on the analysis of social context, which largely determines the practical implementation of social competences. The aim of this article is to analyse the high school's activities on social competence development using a contextual approach. The novelty of the approach lies in the identification of social competencies that characterize the effectiveness of the educational impact of the high school, taking into account the subjective context. Materials and Methods. The empirical base of the study includes data collected from sociological surveys conducted in Togliatti schools in 2010, 2014 and 2019 in the monitoring mode (in 2010, n = 1 183, in 2014, n = 945, in 2016, n = 1 745; in 2019, n = 976). The collection of data in the monitoring mode made it possible to identify the dynamics of results over a ten-year period and to determine how well the high school is doing in terms of developing social competences.

Results. Among the social competencies that the high school forms, high school students note the ability to work with information, understand people, determine the propensity for science, independence, as well as a tolerant attitude to representatives of other cultures. There are contradictions in the formation of social competencies, and this is especially evident in the assessment of civic qualities. Over the past decade, the number of students who believe that school has prepared them for life has significantly decreased.

Discussion and Conclusion. The results contribute to the development of scientific concepts of social competences. The materials of the article will be useful for the study of problems and contradictions of value self-determination of the younger generation. The practical significance of applying the proposed contextual approach is to increase the effectiveness of the school in the formation of students' social qualities necessary for life in modern society.

Keywords: social competencies, socialization, contextual approach, school leavers, personality qualities, cognitive competencies, communicative competencies, professional orientation, civic competencies

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Tsvetkova I.V., Ivanova T.N. The Social Competences of High School Students from a Contextual Approach. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25(2):257-272. DOI: https://doi. org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.257-272

Введение

При оценке результатов деятельности школы в современной науке применяется контекстный подход. Его необходимость вызвана потребностью в учете факторов, определяющих работу образовательных учреждений и образующих социальный контекст. Социальный контекст формируют условия, влияющие на образовательный процесс, но при этом не являющиеся его частью. Эти факторы являются внешними по отношению к воспитанию и обучению, но от них во многом зависят результаты воспитания и обучения.

Образовательная политика учитывает особенности экономических, социально-культурных, этнических факторов при

оценке деятельности образовательных учреждений. Она находит отражение в целях образовательной и воспитательной деятельности учебных заведений [1].

Социальный контекст характеризует социальную дифференциацию контингента обучающихся, которая связана с проблемами социальных и культурных различий условий жизни. Без учета особенностей этого контекста трудно оценить результаты деятельности конкретных образовательных учреждений. Многочисленные социологические исследования доказывают связь между социально-экономическим положением семей обучающихся и результатами их учебной деятельности. Изучение социального контекста как за рубежом,

так и в нашей стране осуществляется по пути построения типологий учебных заведений с учетом определенных социально-экономических и социально-культурных факторов. Это способствует оценке реального вклада школы в социализацию обучающихся, исходя из имеющихся условий и возможностей [2].

В педагогической литературе понятие «контекстный подход» трактуют неоднозначно. Разработке этого подхода посвящены работы А. А. Вербицкого [3], О. Г. Ларионовой [4], М. Д. Ильязовой [5], Н. А. Рыбакиной [6] и др. Формирование компетенций рассматривают как интеграцию содержания учебных дисциплин с моделями практических ситуаций. По мнению сторонников такой трактовки контекстного подхода, развитие рефлексивных качеств школьников способствует становлению их самостоятельности. В рамках данного подхода ученик выступает в роли объекта педагогического воздействия, так как решение ситуативных задач предполагает поиск «правильных решений», предусмотренных создателями обучающих материалов.

Кроме образовательного процесса, находящегося под контролем учителей, существует социальный контекст - это изменения современного общества на макро-и микроуровнях. Его влияние может рассматриваться школой как «стихийное», которому противопоставляются педагогические методики воспитания и обучения, реализуемые в школах. В действительности социальный контекст во многом определяется информационными, политическими, маркетинговыми технологиями, преследующими цели, которые противоречат тому, что стремится воспитать школа [7].

Социальный контекст деятельности учебных заведений определяется квалификацией учителей, их мотивацией к профессиональной деятельности [8]. Ряд российских исследователей из Высшей школы экономики, опираясь на опыт зарубежных коллег, включают в социальный контекст социальные характеристики участников учебного процесса. Большое

значение имеют социально-экономические условия семей обучающихся, образовательный и профессиональный статус родителей. Подобная трактовка контекстного подхода представлена в публикации М. А. Пинской, Т. Е. Хавенсон, С. Г. Ко-сарецкого, Р. С. Звягинцева, А. М. Михайловой, Т. А. Чиркиной [9]. Разнообразные толкования контекстного подхода к формированию социальных компетенций прослеживаются в работах авторов статей зарубежных журналов International Journal of Humanities and Social Science, Education Research International, Journal of Applied Psychology и др.

Роль социального контекста для оценки результатов школьной социализации находит проявление в личностных качествах обучающихся, объединенных в социальные компетенции. Наряду с социальным контекстом, характеризующим объективные условия социализации подрастающего поколения, большое значение имеет субъективный контекст, который рассматривает обучающихся в качестве субъектов школьной социализации.

Данное исследование направлено на решение научной проблемы по формированию социальных компетенций обучающихся с учетом мнений старшеклассников. Оценка социальных компетенций дает возможность проанализировать результаты социализации с позиций представлений юношей и девушек о будущем. Важное значение имеет характеристика субъективных факторов: ценностей, мотивов, жизненных планов, влияющих на оценку социальных компетенций, сформированных школой.

Цель статьи - анализ результатов деятельности школы по формированию социальных компетенций с учетом субъективного контекста, проявляющегося в оценке старшеклассниками влияния школы на становление их личностных качеств. Исследование направлено на проверку гипотезы: воспитательное воздействие школы на личность ученика становится эффективным, когда школьная среда воспринимается им позитивно не только в настоящем, но и с учетом реализации будущих планов.

Обзор литературы

Социальные компетенции ученые определяют как умения и навыки индивидов, позволяющие им осуществлять продуктивные взаимодействия в обществе. Они обеспечивают коммуникацию между индивидами, которая зависит от их потребностей, ценностей, интересов, формирующих ожидания и самооценку. Эффективная коммуникация связана с умением адекватно оценивать ситуацию, выбирать оптимальные стратегии деятельности. В своей работе О. Г. Красно-шлыкова и О. Г. Кошевая проводят анализ понятий «компетенция» и «социальная компетенция» в зарубежной и отечественной науке. Они подчеркивают, что данное определение охватывает широкий круг личностных характеристик, обеспечивающих не только адаптацию, но также успешную интеграцию индивидов в общество [10].

Некоторые современные ученые используют термин «социально-культурные компетенции». Так, А. Е. Сошников, выделяя в структуре социальных компетенций способности к коммуникации, социальной адаптации, самосовершенствованию, дополняет их рядом качеств, которые дают возможность индивиду приобретать навыки ориентации в культурном многообразии как своего, так и других народов [11].

В структуре формируемых школой компетенций выделяют инструментальные и терминальные. Инструментальные компетенции могут быть измерены на основе нормативных показателей: знания, умения, навыки. В основе терминальных компетенций находятся мотивы, установки, ожидания и ориентации. Они характе-ризируют субъективное отношение личности к различным видам деятельности, что оказывает влияние на эффективность их осуществления. Терминальные компетенции, как утверждает В. Т. Дронов, подвергаются идеологическому воздействию, которое обеспечивает формирование личности в соответствии с системой ценностей, одобряемой обществом [12].

В современной педагогической науке социальные компетенции рассматривают как способность обучающихся создавать

стратегии взаимодействия с людьми на основе этических принципов в изменяющихся социальных условиях. При этом социальные компетенции включают элементы общечеловеческих, национальных норм и ценностей, а также элементы, отображающие конкретные требования социально-культурной среды [13]. Содержание социальных компетенций трансформируется под влиянием развития общества. Изменения, происходящие в зарубежной системе образования, проанализированы в работе О. В. Решетникова [14]. Исследователь отмечает, что в западных странах формированием социальных компетенций у обучающихся занимаются не только педагоги, но и социальные работники, представители общественных организаций, наставники и консультанты. В США разработана специальная программа для школьников, которая ориентирована на развитие навыков самопознания, сознательного выбора ценностей, саморазвития, планирования и управления будущим.

В зарубежных исследованиях при оценке социальных функций школы применяется термин «резильентный», который дает возможность выделить субъектов образовательной деятельности, способных добиваться успехов вопреки неблагоприятным социальным факторам. Этот термин применяется к ученикам, которые, несмотря на низкий социальный статус семей, показывают высокие учебные достижения. «Резильентными» могут быть результаты работы школы со «сложным» контингентом обучающихся с положительной социализацией. Зарубежными учеными исследованы факторы резильетности, которые связаны с личностью учителя, используемыми методиками обучения, взаимодействием школы и родителей. Ведутся дискуссии относительно значения социально-психологических факторов, влияющих на успех учебной деятельности: уровень самооценки, уверенность в своих силах, представления о будущем и др. На сегодняшний день определение того, какое влияние оказывает школа на социализацию учеников, представляет сложную исследовательскую задачу [9].

Осознанный выбор профессии - один из важных показателей подготовки выпускников школы к взрослой жизни. Около 30 % всех студентов вуза прекращают учебу на первом курсе, поскольку считают, что сделали неправильный выбор, отмечает Е. С. Канен [15].

В условиях глобализации ученые из различных стран изучают влияние социокультурных факторов на профессиональный выбор старшеклассников. Исследования показали, что культурные ценности способствуют выбору профессии молодежью. Родители, занимающиеся предпринимательской деятельностью, передают свой опыт детям, утверждают Д. Федако-ва и С. Козарова [16]. М. Гелник считает, что перспективы вовлечения молодежь в предпринимательскую деятельность вызваны их большими возможностями в оценке долгосрочных прогнозов, чем у людей старшего возраста [17].

За последние двадцать лет взаимодействие между индивидуалистической и коллективистской типами культуры стало более частым в связи с глобальной миграцией, что порождает ряд проблем при смене стратегий выбора профессий молодежью. Влияние школы проявляется в развитии самосознания обучающихся, в понимании своих интересов, склонностей, способностей. Коллектив австралийских авторов под руководством Ако-сах-Твумаси отмечает, что консультанты по вопросам карьеры совместно с другими педагогами оказывают академическую, культурную и социальную поддержку молодежи при планировании профессиональной карьеры, которую не могут обеспечить только члены семьи [18].

Некоторые российские и зарубежные исследователи считают необходимым усилить воспитательные функции школы за счет тесного сотрудничества школы и родителей. Консультанты проводят работу по определению образовательных потребностей обучающихся и поиску эффективных способов их удовлетворения [19].

Индийские ученые М. Атике, Р. Ни-шанти [20] и исследователь из Кении Н. Векеса Джессе [21] подчеркивают роль педагогов, их личностных качеств

в воспитании молодых людей. Основная функция образовательного процесса заключается в передаче знаний из поколения в поколение. Образование в первую очередь направлено на привитие навыков и ценностей, имеющих существенное значение для выживания общества. Творческое мышление - мощный стимул к дальнейшим инновациям.

Греческий исследователь И. Константину считает, что школа должна выполнять функции «эмансипации» личности ученика. Эмансипацию он противопоставляет манипуляции, поскольку данный процесс основывается на принципах свободного, сознательного самоопределения личности. Способность к самоопределению дает возможность обучающемуся регулировать и формировать свои взгляды, установки, действия, цели, поведение в целом. Одним из условий формирования данных компетенций является создание учебно-педагогической среды, способствующей эффективному обучению и социализации подрастающего поколения как в школе, так и в обществе [22].

Исследователи из Нигерии Н. Джорж, Д. Уяанга утверждают, что быть нравственным или морально сознательным -значит принимать стандарты или принципы, которыми люди руководствуются в своих действиях и поведении в обществе. Нравственное воспитание - это программа обучения поведению в соответствии с моральными нормами. Молодые люди сталкиваются с проблемами, которые ставят под сомнение их моральную позицию, они окружены людьми, которые отбрасывают моральные нормы и создают правила, оправдывающие безнравственные поступки. Общество благосклонно относится к тем, кто может сделать почти все, чтобы добиться власти и денег. Современная молодежь находится в ситуации выбора системы ценностей, которая определит будущее цивилизации [23].

Сущность социальной компетенции, как отмечают Б. А. Куган, Н. А. Кри-волапова, Е. А. Тебенькова, может быть конкретизирована через освоение обучающимися социальных ролей ученика в школе, сына или дочери в семье, друга

в межличностном общении, организатора, члена коллектива и т. д. Эти роли могут быть реализованы в период обучения в школе. Однако процесс социализации включает подготовку обучающихся к социальным ролям, которые они будут реа-лизовывать в перспективе: студента, профессионала, супруга, родителя и т. д. [24].

В новом ФГОСе план внеурочной работы должен обязательно включать пять направлений: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивное. Подобный подход к организации воспитания создает предпосылки для формализации видов деятельности, сведения его содержания к проведению мероприятий. Таким образом, для эффективной реализации задач ФГОС необходим целостный, интегративный подход, направленный на формирование системы ценностей, которая воплощается в поведении представителей подрастающего поколения [25].

Анализ отечественных и зарубежных научных публикаций доказывает, что изучение проблем влияния школы на социальные компетенции школьников является актуальным для науки и социальной практики. Результаты исследований, проведенных в последние годы, демонстрируют необходимость разработки контекстного подхода к анализу результатов социализации старшеклассников. Эффективность этого подхода выражается в том, что он позволяет учитывать не только условия внешней среды, влияющие на школьное образование, но и субъективные факторы, отражающие представления школьников о влиянии школы на их личностные качества.

Материалы и методы

Результаты анкетирования старшеклассников школ г. Тольятти послужили эмпирической базой статьи. Исследования проведены в режиме мониторинга. В 2010 г. в анкетировании приняли участие 1 183 респондента, в 2014 - 945, в 2016 - 1 745, в 2019 г. - 976 учеников.

Исследования были направлены на изучение мнений выпускников 9-11 классов о сформированных школой качествах,

об условиях обучения в школе, их жизненных планах.

Операционализация шкал проведена на основе материалов, полученных в ходе четырех фокус-групп, участниками которых стали старшеклассники тольяттин-ских школ в 2009-2010 гг.

На основе изучения научной литературы было сформулировано следующее определение социальных компетенций. Социальные компетенции обучающихся - это знания, умения и навыки, способствующие эффективной адаптации подрастающего поколения к самостоятельной жизни в социуме, реализации их жизненных планов.

Социальные компетенции для анализа результатов были объединены в пять групп:

1) когнитивные - умение логически мыслить, работать с информацией, формирование качественных знаний;

2) коммуникативные - навыки общения на иностранном языке, умение разбираться в людях, качества лидера, сформированные школой;

3) профессиональные - готовность к осознанному выбору будущей профессии;

4) мотивационно-личностные - способность самостоятельно принимать решения, навыки самоорганизации, здорового образа жизни;

5) гражданские - приверженность старшеклассников к ценностям патриотизма, отношение к родному городу и представителям других культур.

Данные анкетирования были структурированы при помощи программы статистической обработки информации SPSS-21. Для оценки результатов использовался корреляционный анализ на основе вычисления коэффициента Пирсона.

Материалы исследования позволяют провести сравнительный анализ и выявить противоречивые тенденции, которые обнаруживаются в результатах деятельности школ по формированию социальных компетенций. Анализ осуществлялся с позиций контекстного подхода на основе методологических положений по проблемам формирования социальных компетенций у старших школьников.

Результаты исследования

Как показывают результаты исследований, проведенных в течение десяти лет, школа прежде всего формирует когнитивные компетенции: качественные знания, умение находить и оценивать информацию, логически мыслить. 83 % участников опроса отмечают влияние школы на логическое мышление, 76 % считают, что школа вырабатывает умение находить нужную информацию. Мнение о том, что «школа дала качественные знания», разделяют 66 % респондентов. Среди учеников статусных школ эту позицию поддерживают 73 % опрошенных, а среди старшеклассников обычных школ - 53 %.

Согласно данным, представленным в таблице 1, возрастает количество старшеклассников, которые отмечают влияние школы на развитие когнитивных компетенций, включающих навыки логического мышления, поиска информации, качественные знания.

Понятие «качественные знания» в педагогической практике является неотъемлемым элементом педагогических технологий. В повседневной практике достижения учеников, заслуженные с помощью учителей, обучающиеся, как правило, относят к своим успехам. Однако проблемы с получением «качественных знаний» нередко связывают с качеством преподавания. 35 % анкет содержат суждение о недостаточном уровне преподавания в школе, в 27 % анкет респонденты отмечают необъективную оценку знаний в школе, хотя педагогам приходится обосновывать каждый балл, чтобы доказать объективность своих оценок. По мнению школьников (26 %), типичным

недостатком школьного обучения является отсутствие современных знаний и навыков у некоторых педагогов.

Результаты проведенных опросов за последние десять лет демонстрируют устойчивую тенденцию, которая выражается в том, что примерно треть старшеклассников подвергает сомнению авторитет учителей в процессе обучения и воспитания. Это отрицательно влияет на эффективность формирования социальных компетенций учеников.

Прослеживается зависимость между точкой зрения школьников о том, что они не получили качественных знаний, и по мнению респондентов о том, что существуют недостатки в организации школьного обучения. Это находит отражение в коэффициентах корреляции Пирсона для 0,01 уровня значимости по следующим позициям: недостаточный уровень преподавания по ряду предметов (-0,212), слабая материально-техническая база школы (-0,215), отсутствие у некоторых учителей современных знаний и навыков (-0,209). Участники опроса, которые, по их мнению, не получили качественные знания в школе, чаще, чем другие, считают, что школа уравнивает всех, не способствует раскрытию личности (-0,240).

В частности, недостатки применяемых методик проявляются в самооценке коммуникативных компетенций старшеклассников. Так, 37 % респондентов считают, что школа сформировала навыки общения на иностранном языке, 30 - отметили вариант «школа способствовала развитию навыков организатора», 70 % утверждают, что школа выработала умение разбираться в людях.

Т а б л и ц а 1. Оценка старшеклассниками влияния школы на формирование когнитивных компетенций (данные в % по вариантам ответа «согласен»)

T a b l e 1. High school students' assessment of the influence of school on the formation of cognitive competencies (data in % for the answer options "I agree")

Когнитивные компетенции / Cognitive competencies 2010 2014 2016 2019

Навыки логического мышления / Logical thinking skills 75 79 84 83

Навыки поиска информации / Information retrieval skills 72 68 74 76

Качественные знания / Quality knowledge 52 56 61 66

Средние показатели / Average indicators 66 68 73 75

Данные мониторинга (табл. 2) демонстрируют рост количества учеников, утверждающих, что школа научила их разбираться в людях, сформировала навыки общения на иностранном языке. Число респондентов, отмечающих влияние школы на качества организатора, формирование лидерских качеств, осталось неизменным.

На эффективность овладения иностранными языками влияют следующие причины, отмеченные респондентами: недостаточный уровень преподавания (-0,142), «не проводятся занятия по некоторым предметам» (-0,093), отсутствие у некоторых учителей современных знаний и навыков (-0,086), а также внимания к индивидуальным особенностям учеников (-0,089), ограниченное количество практических занятий (-0,085)1. Аналогичные различия прослеживаются при выделении недостатков обучения подростками, которые считают, что школа не сформировала умение разбираться в людях, навыки организатора.

Среди социальных компетенций, которые формирует школа, осуществляя подготовку к выбору профессии, следует отметить трудолюбие, определение склонностей к наукам.

Помощь школы в определении склонностей к наукам отмечена в 68 % анкет. Мнение о том, что «школа сформировала трудолюбие», распространено среди 58 % опрошенных. 37 % участников опроса считают, что школа помогла им выбрать профессию (табл. 3). Соответственно, больше половины старшеклассников не признают влияние школы на свой выбор профессии.

В современном обществе профессиональное самоопределение молодежи - это длительный процесс, который только начинается в школе. На этом этапе выбор профессии соотносится с определением специализации обучения в вузе, которая, в свою очередь, чаще всего зависит от количества бюджетных мест, проходного балла ЕГЭ и от других внешних факторов, например, материального положения семьи.

Т а б л и ц а 2. Оценка старшеклассниками влияния школы на формирование коммуникативных компетенций (данные в % по вариантам ответа «согласен»)

Table 2. High school students' assessment of the school's influence on the formation of communicative competencies (data in % for the answer options "I agree")

Коммуникативные компетенции / Communication skills 2010 2014 2016 2019

Умение разбираться в людях / Ability to be a good judge in characters 63 65 69 70

Навыки общения на иностранном языке / Communication skills in a foreign language 29 25 31 37

Навыки организатора / Organizational skills 27 26 28 30

Средние показатели / Average indicators 40 39 42 45

Т а б л и ц а 3. Оценка старшеклассниками влияния школы на формирование профессиональных компетенций (данные в % по вариантам ответа «согласен») Table 3. High school students' assessment of the school's influence on the formation of professional competencies (data in % for the answer options "I agree")

Профессиональные компетенции / Professional competencies 2010 2014 2016 2019

Определение склонности к наукам / Identification of science mindedness 61 66 63 68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудолюбие / Industriousness 49 54 52 58

Выбор профессии / Choosing an occupation 33 36 39 37

Средние показатели / Average indicators 47 52 51 54

1 В скобках указан коэффициент корреляции Пирсона для 0,01 уровня значимости.

На вопрос о выборе рода занятий 72 % опрошенных ответили утвердительно, 40 % подростков, определившихся с профессией, намерены добиваться поставленной цели в приобретении необходимых профессиональных знаний и навыков, 24 - соотносят свой выбор профессии с возможностью найти работу по специальности, а 15 % - считают, что «нужно себя попробовать в разных профессиях». Таким образом, больше половины подростков не считают свой выбор окончательным. Определенность с выбором специальности на стадии окончания школы сопряжена со множеством факторов, которые невозможно учитывать при организации проф-ориентационной работы в школе.

Современная школа ставит перед собой задачу знакомить учеников с миром профессий, с ситуацией на рынке труда. При ответе на вопрос «Насколько Вы информированы о том, где сможете работать после окончания учебы?» только 41 % опрошенных отметили хорошую осведомленность; 44 - недостаточно инфор-мированны, а 15 % респондентов ничего не знают о местах занятости. Таким образом, почти две трети участников опроса имеют слабое представление о своей будущей профессиональной занятости.

Однако результаты опроса старшеклассников существенно различаются в зависимости от признания ими фактора влияния школы на выбор профессии. Среди юношей и девушек, признающих влияние, на 9 % больше тех, кто имеет представление о своей будущей работе, по сравнению с данными по массиву. Старшеклассники, которые не признают влияние школы на выбор профессии, на 8 % реже отмечают,

что проинформированы о возможности работы по выбранной профессии.

Школа ставит задачи по формированию мотивационно-личностных компетенций, которые, в частности, находят выражение в развитии самостоятельности, навыков здорового образа жизни, самоорганизации. 67 % респондентов считают, что школа сформировала в них самостоятельность. Навыки самоорганизации отмечены у 54 % участников опроса и только 37 % отметили, что под влиянием школы выработали навыки здорового образа жизни.

Данные мониторинга демонстрируют, что показатели, характеризующие мнения респондентов о влиянии школы на моти-вационно-личностные компетенции старшеклассников, являются стабильными в течение последних десяти лет (табл. 4).

Согласно полученным данным при ответе на вопрос «Стараетесь ли Вы вести здоровый образ жизни?», 74 % опрошенных дают утвердительный ответ: из них 45 % юношей и девушек отметили влияние школы на мотивацию к здоровому образу жизни.

Для формирования мотивационно-лич-ностных социальных компетенций важное значение имеет реализация индивидуального подхода к обучающимся, что находит отражение в показателях коэффициентов корреляции Пирсона для 0,01 уровня значимости. Старшеклассники, которые считают, что школа не оказала влияния на формирование здорового образа жизни (-0,197), самостоятельности (-0,125), навыков самоорганизации (-0,197), чаще отмечают, что школа уравнивает всех, не способствует раскрытию личности.

Т а б л и ц а 4. Оценка старшеклассниками влияния школы на формирование мотивационно-личностных компетенций (данные в % по вариантам ответа «согласен») Table 4. High school students' assessment of the school's influence on the formation of motivational and personal competencies (data in % for the answer options "I agree")

Мотивационно-личностные компетенции / Motivational and personal competencies 2010 2014 2016 2019

Навыки здорового образа жизни / Healthy lifestyle skills 30 32 36 37

Навыки самоорганизации / Self-organization skills 49 47 53 54

Самостоятельность / Independence 65 63 68 67

Средние показатели / Average indicators 48 47 52 52

Рассмотрим гражданские качества, в формировании которых принимает участие школа. 48 % респондентов причисляют себя к патриотам, 34 - не уверены в своих патриотических убеждениях, 17 % - не считают себя патриотами. Патриотические ценности связаны с отношением представителей подрастающего поколения к малой родине, к г. Тольятти. Результаты мониторинга показывают, что количество респондентов, которые положительно относятся к родному городу, в тольяттинских школах за последние годы сокращается: с 71 в 2014 г. до 51 % в 2019 г. (табл. 5).

Воспитательная деятельность школы ориентирована на пропаганду ценностей толерантности. 59 % респондентов относятся к культурному и этническому разнообразию нейтрально, 30 - позитивно, а 11 % «сомневающихся» раздражает этническое многообразие в их окружении.

Если в 2010-2014 гг. 34 % тольяттин-ских старшеклассников позитивно относились к многообразию этносов и культур в своем окружении, то в 2019 г. их стало почти в два раза больше. Таким образом, в самооценке толерантности тольяттин-

ских школьников наблюдается положительная динамика (табл. 5).

Сравнительно небольшое количество респондентов, относящих себя к патриотам, можно объяснить не только низкой эффективностью воспитательной работы школы, но и влиянием СМИ, референтных групп, миграционных планов. Желание переехать на постоянное место жительства в другой регион или страну формирует критическое отношение молодежи к условиям жизни как в регионе, так и в стране в целом. На этом фоне возрастает число представителей подрастающего поколения, ориентирующихся на ценности толерантного отношения к другим народам и культурам.

Данные мониторинга (табл. 6) относительно влияния школы на формирование социальных компетенций старшеклассников демонстрируют положительную динамику показателей. Школа совершенствует работу по социализации подрастающего поколения. Однако указанные средние значения скрывают противоречивые тенденции, происходящие в социализации молодых людей.

Т а б л и ц а 5. Оценка старшеклассниками влияния школы на формирование гражданских компетенций (данные в % по вариантам ответа «согласен»)

T a b l e 5. High school students' assessment of the school's influence on the formation of civic competencies (data in % for the answer options "I agree")

Гражданские компетенции / Civil competences 2010 2014 2016 2019

Самооценка патриотизма / Self-assessment of patriotism 56 53 60 48

Отношение к городу / Attitude to the city 68 71 65 51

Толерантное отношение к другим культурам / Tolerant attitude to other cultures 20 19 25 30

Средние показатели / Average indicators 48 47 50 43

Т а б л и ц а 6. Оценка старшеклассниками влияния школы на формирование социальных компетенций (данные в % по средним значениям показателей)

T a b l e 6. High school students' assessment of the school's influence on the formation of social competencies (data in % by average values of indicators)

Группы социальных компетенций / Social competence groups 2010 2014 2016 2019

Когнитивные / Cognitive skills 66 68 73 75

Профессиональные / Professional 47 52 51 54

Мотивационно-личностные / Motivational and personal factors 48 47 52 52

Коммуникативные / Communication skills 40 39 42 45

Гражданские / Civic 48 47 50 43

Об этой противоречивости, в частности, свидетельствуют мнения респондентов о качестве полученных знаний. Старшеклассники соотносят их со своими представлениями о достаточности приобретенных знаний для реализации жизненных планов. Участникам анкетирования было предложено ответить на вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли школа подготовила Вас для реализации дальнейших жизненных планов?». 42 % учеников выбрали ответ «пожалуй, да», 29 - считают, что «школа не подготовила их», 29 % - затруднились с ответом.

55 % респондентов, которые считают, что получили в школе качественные знания, оценивают школьную подготовку как достаточную для реализации жизненных целей. Среди респондентов, не получивших глубоких знаний, только 18 % старшеклассников отметили этот вариант ответа. В этой группе 60 % участников опроса не удовлетворены школьной подготовкой.

В ответе на вопрос об уровне школьной подготовки, необходимой для реализации жизненного планирования, за последние десять лет прослеживается отрицательная динамика. В 2010 г. количество респондентов, удовлетворенных школьной подготовкой, составляло 57 %, в 2019 г. их доля снизилась до 42 %. Соответственно, в два раза возросла численность тех, кто отвечает на вопрос отрицательно, - с 14 до 29 %, затруднились ответить на вопрос — 29 %.

На представления о достаточности школьной подготовки для реализации жизненных целей оказывает влияние социальный контекст. В 2010 г. 31 % старшеклассников изъявили желание учиться и жить родном городе. Спустя десять лет результаты опроса показали, что только 10 % обучающихся планируют остаться в Тольятти. 20 % респондентов, которые считают школьную подготовку недостаточной, планируют переезд за границу, тогда как по массиву этот показатель составляет 12 %.

Эффективность формирования социальных компетенций в школе во многом зависит от созданных условий для социализации. Показателем влияния школы на социальные компетенции обучающихся

является их отношение к учебному заведению. В исследовании 2019 г. вариант ответа «мне нравится школа, в которой я учусь» выбрали 45 % опрошенных, 49 -считают школу самой обыкновенной, «не лучше и не хуже других», 6 % - не нравится школа, в которой они учатся.

Среди обучающихся в статусных школах (лицеях, гимназиях) на 8 % больше участников опроса, которые положительно оценивают учебное заведение, а ученики обычных школ реже придерживаются этого мнения и чаще, чем другие, считают школу самой обыкновенной (54 %). Таким образом, в статусных учебных заведениях, ориентированных на обучение более способных и подготовленных детей, существуют более благоприятные условия социализации, чем в обычных школах.

Динамика ответов по субъективной оценке школы показывает снижение количества респондентов, которым нравится школа, на 17 %. При этом увеличивается число опрошенных, считающих школу «самой обыкновенной», - с 32 % в 2010 г. до 49 % в исследовании 2019 г. Количество учеников, которым не нравится школа, остается постоянным на протяжении десяти лет - 6 %.

Мнение о том, что школа является «самой обыкновенной» не свидетельствует о негативном отношении старшеклассников к условиям школьной социализации. Подобная характеристика указывает на то, что посещение школы является необходимой рутиной, в ней жизнь организована так, как в других школах. Несмотря на то, что за последние десять лет в школах произошли позитивные изменения в материально-техническом оснащении, во внедрении предпрофильной и профильной подготовки, индивидуальных образовательных траекториях, школьная жизнь утрачивает свою событийную наполненность для подрастающего поколения, следовательно, снижает свое воспитательное значение.

При этом, как и десять лет назад, среди проблем школьного обучения 36 % респондентов отмечают недостаток практических занятий. «Школа уравнивает учеников, не

учитывает их индивидуальность» - данное мнение опрошенные выражают в 35 % анкет. Четвертая часть респондентов (23 %) считают слабой материально-техническую базу школы. Под влиянием модернизации образования в российских школах происходят прогрессивные преобразования, однако данные проблемы школьного обучения сохраняют свою актуальность. Их существование указывает на факторы, снижающие эффективность работы школы по формированию социальных компетенций опрошенных.

Обсуждение и заключение

Анализ результатов опроса школьников по проблемам формирования социальных компетенций в школе был проведен с позиций контекстного подхода, который, по нашему мнению, характеризует респондентов в качестве активных субъектов социализации. В этом плане школьная подготовка рассматривается как совокупность условий, не обладающих одинаковой эффективностью и значимостью для всех обучающихся. Согласно контекстному подходу формирование социальных компетенций происходит дифференцированно, в зависимости от субъективного восприятия условий школьной жизни обучающимися.

Контекстный подход при интерпретации мониторинга учитывает следующие аспекты: во-первых, оценку старшеклассниками влияния школы на формирование социальных компетенций; во-вторых, недостатки условий обучения в школе, которые актуальны для обучающихся; в-третьих, самооценку подготовки к выбору системы ценностей (профессиональных, гражданских, миграционных и т. д.); в-четвертых, оценку достаточности школьной подготовки для реализации жизненных планов.

Среди социальных компетенций, формируемых школой, старшеклассники в первую очередь выделяют когнитивные компетенции (умение логически мыслить, работать с информацией, формировать качественные знания). Препятствием к получению качественных знаний, по мнению школьников, выступают низкий уровень преподавания, недостаток

современных знаний и навыков у педагогов, необъективная оценка знаний.

Данные факторы оказывают негативное влияние на возможность формирования у школьников коммуникативных компетенций: навыков общения на иностранном языке, умения разбираться в людях, качеств лидера. Критический настрой школьников по отношению к педагогам снижает их авторитет, что негативно влияет на воспитательный потенциал школы.

В учебных заведениях большое внимание уделяют социальным компетенциям, связанным с подготовкой выпускников к выбору будущей профессии. Однако система школьной подготовки на сегодняшний день ориентирована на выбор вуза в соответствии с результатами ЕГЭ и материальными возможностями родителей. В результате больше половины старшеклассников не имеют представления о реальной работе по профессии, их профессиональная социализация осуществляется в условиях неопределенности.

К мотивационно-личностным компетенциям относятся способность самостоятельно принимать решения, навыки самоорганизации и здорового образа жизни. Примерно половина школьников признает роль школы в формировании этих социальных компетенций. Однако другая часть опрошенных чаще указывает на недостаток индивидуального подхода в обучении.

Сложно и противоречиво выглядит характер формирования гражданских компетенций у подрастающего поколения. Несмотря на усилия школы по патриотическому воспитанию, количество школьников, считающих себя патриотами, снизилось за десять лет почти в два раза. Это вызвано не только невысоким качеством патриотического воспитания в школах, но прежде всего социально-экономическими тенденциями. На патриотические установки школьников негативное влияние оказывают факторы снижения уровня жизни в г. Тольятти, а также усиление миграционных процессов среди молодежи. Однако на этом фоне происходит рост числа подростков с толерантным отношением к представителям других культур.

Результаты исследований, проведенных в 2010-2019 гг., свидетельствует о существенных изменениях в восприятии школы старшеклассниками. Сокращается число респондентов, которым нравится их школа, при этом увеличивается количество учеников, которые воспринимают ее как обыкновенную, не отличающуюся от других. Эти результаты указывают на то, что эффективность воспитательного воздействия школы снижается.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в совершенствовании деятельности школ по формированию социальных компетенций обучающихся. Повышение эффективности этого направления работы должно сопровождаться разработкой методик, позволяющих анализировать социальные компетенции обучающихся с учетом особенностей социального контекста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Kakuk, S. The Pedagogical Problems of Making the Educational Aim More Specific / S. Kakuk. - DOI 10.5430/wje.v10n1p49 // World Journal of Education. - 2020. - Vol. 10, no. 1. - Pp. 49-55. - URL: http://www. sciedupress.com/journal/index.php/wje/article/view/17214 (дата обращения: 20.12.2020).

2. Ястребов, Г. А. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария / Г. А. Ястребов, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий. - DOI 10.17323/1814-9545-2014-4-58-95 // Вопросы образования. - 2014. - № 4. - С. 58-95 - URL: https://vo.hse. ru/2014--4/140055797.html (дата обращения: 18.01.2021). - Рез. англ.

3. Вербицкий, А. А. Теория контекстного образования как концептуальная основа реализации компетент-ностного подхода / А. А. Вербицкий // Коллекция гуманитарных исследований. - 2016. - № 2 (2). - С. 6-12. -URL: http://j-chr.com/upload/выпуск 2/PDF/Вербицкий.pdf (дата обращения: 18.01.2021). - Рез. англ.

4. Ларионова, О. Г. Проблемы организации контроля в контекстном обучении математике / О. Г. Ларионова // Педагогика и психология образования. - 2014. - № 3. - С. 47-55. - URL: http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/2019/03/Pedagogika_2014-3.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

5. Ильязова, М. Д. Инварианты профессиональной компетентности: сущность и структура / М. Д. Ильязова // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер.: Психология и педагогика. - 2011. - Вып. 1. -С. 46-53. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/invarianty-professionalnoy-kompetentnosti-suschnost-i-struktura/viewer (дата обращения: 18.01.2021).

6. Рыбакина, Н. А. Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания в обшеобразова-тельной школе / Н. А. Рыбакина. - DOI 10.17853/1994-5639-2017-2-31-50 // Образование и наука. - 2017. -№ 2. - С. 31-50. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/761/621 (дата обращения: 18.01.2021). -Рез. англ.

7. Gelen, I. Education Viruses that Agonizing Education Systems Components / I. Gelen. - DOI 10.5430/wje. v10n6p97 // World Journal of Education. - 2020. - Vol. 10, no. 6. - Pp. 97-122. - URL: http://www.sciedupress. com/journal/index.php/wje/article/view/19816/12121 (дата обращения: 18.01.2021).

8. Agyei Amoah, C. Motivation and Job Satisfaction of Tutors in Colleges of Education in the Central Region of Ghana / C. Agyei Amoah, J. Aba Entsiwah. - DOI 10.18535/ijsrm/v8i09.el03. - Текст : электронный // International Journal of Scientific Research and Management (IJSRM). - 2020. - Vol. 8, issue 9. - URL: https://www. ijsrm.in/index.php/ijsrm/article/view/2859/2155 (дата обращения: 20.12.2021).

9. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы / М. А. Пинская, Т. Е. Хавенсон, С. Г. Косарецкий [и др.]. - DOI 10.17323/1814-9545-2018-2-198-227 // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 198-227. -URL: https://vo.hse.ru/2018--2/221353073.html (дата обращения: 18.01.2021).

10. Красношлыкова, О. Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория / О. Г. Красно-шлыкова, О. Г. Кошевая // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 3 (35). -С. 20-26. - URL: http://www.prof-obr42.ru/Archives/3(35)2019.pdf (дата обращения: 18.01.2021). - Рез. англ.

11. Сошников, А. Е. Социокультурные компетенции: к вопросу понимания содержательной и структурной стороны / А. Е. Сошников // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 11 (30), ч. 4. - С. 43-45. - URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2014/12/11-4-30.pdf (дата обращения: 18.01.2021). - Рез. англ.

12. Дронов, В. Т. Согласие как цивилизационный архетип российского общества / В. Т. Дронов // Социологические исследования. - 2016. - № 9 (384). - С. 157-160. - URL: http://socis.isras.ru/files/ File/2016/2016_9/157-160_Dronov.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

13. Civita, A. «Moving» Society / A. Civita. - DOI 10.30845/ijhss.v10n4p5 // International Journal of Humanities and Social Science. - 2020. - Vol. 10, no. 4. - Pp. 29-35. - URL: http://www.ijhssnet.com/view. php?u=https://wwwijhssnetcom/joumals/Vol_10_No_4_April_2020/5.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

14. Решетников, О. В. Формирование социальных компетенций в образовательном процессе школы / О. В. Решетников // Школьные технологии. - 2014. - № 5. - С. 113-126. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-sotsialnyh-kompetentsiy-v-obrazovatelnom-protsesse-shkoly/viewer (дата обращения: 18.01.2021).

15. Saskia Kunnen, E. The Effects of Career Choice Guidance on Identity Development / E. Saskia Kun-nen. - DOI 10.1155/2013/901718 // Education Research International. - 2013. - Vol. 2013. - URL: https://www. hindawi.com/journals/edri/2013/901718 (дата обращения: 20.12.2020).

16. Fedakova, D. Starting an Entrepreneurial Career: Young Entrepreneurs' Profiles / D. Fedakova, Z. Kozarova. - DOI 10.5817/CZ.MUNI.P210-9488-2019-3 // Psychologie prace a organizace 2019: Sbornik pnspevkfi z 18. mezinarodni conference (22-23 May 2019). Masaryk University, 2019. - Pp. 34-43. - URL: https://munispace.muni.cZ/library/catalog/view/1432/3961/1877-2/0#preview (дата обращения: 20.12.2020).

17. Gielnik, M. M. Age in the Entrepreneurial Process: The Role of Future Time Perspective and Prior Entrepreneurial Experience / M. M. Gielnik, H. Zacher, M. Wang. - DOI 10.1037/apl0000322 // Journal of Applied Psychology. - 2018. - Vol. 103, issue 10. - Pp. 1067-1085. - URL: https://doi.apa.org/doiLanding?doi=10.1037 %2Fapl0000322 (дата обращения: 20.12.2020).

18. A Systematic Review of Factors That Influence Youths Career Choices - the Role of Culture / P. Ako-sah-Twumasi, T. I. Emeto, D. Lindsay [и др.] // Frontiers in Education. - 2018. - Vol. 3. - URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2018.00058/full (дата обращения: 20.12.2020).

19. Moono, M. Parents and Teachers Collaboration in the Education of Children: An Analysis of Its Benefits, Barriers and Strategies to Enhance / M. Moono // International Journal of Humanities and Social Science. - 2019. - Vol. 5, issue 3. - Pp. 101-107. - URL: http://www.socialsciencejournal.in/archives/2019/vol5/ issue3/5-3-43 (дата обращения: 20.12.2020).

20. Atheeque, M. Role of Family, Teachers and Peer Groups in the Interaction Pattern of High School Students: A Sociological Analysis Research Scholar / M. Atheeque, R. Nishanthi // International Journal of Humanities and Social Science Research. - 2017. - Vol. 3, issue 2. - Pp. 16-20. - URL: http://www.socialsciencejournal. in/archives/2017/vol3/issue2/3-1-18 (дата обращения: 20.12.2020).

21. Wekesa Jesse, N. Effective Ways of Overcoming Challenges Facing High School Teachers in Kenya / N. Wekesa Jesse. - DOI 10.30845/ijhss.v11n1p6 // International Journal of Humanities and Social Science. - 2021. -Vol. 11, issue 1. - Pp. 45-51. - URL: http://www.ijhssnet.com/journals/Vol_11_No_1_January_2021/6.pdf (дата обращения: 20.02.2021).

22. Konstantinou, I. H. The Contribution of Descriptive Assessment to the Student's Emancipation: Theoretical Considerations / I. H. Konstantinou. - DOI 10.30845/ijhss.v10n8p7 // International Journal of Humanities and Social Science. - 2020. - Vol. 10, no. 8. - Pp. 56-62. - URL: http://www.ijhssnet.com/view.php?u=http://www. ijhssnet.com/journals/Vol_10_No_8_August_2020/7.pdf (дата обращения: 20.02.2021).

23. George, N. Youth and Moral Values in a Changing Society / N. George, D. Uyanga. - DOI 10.9790/0837-19614044 // Journal of Humanities and Social Science. - 2014. - Vol. 19, issue 6. - Pp. 40-44. -URL: http://www.iosrjournals.org/iosr-jhss/papers/Vol19-issue6/Version-1/G019614044.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

24. Куган, Б. А. Моделирование региональной сети непрерывной позитивной социализации / Б. А. Ку-ган, Н. А. Криволапова, Е. A. Тебенькова // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - Вып. 2 (6). - URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2366 (дата обращения: 18.01.2021). - Рез. англ.

25. Гаврилин, А. В. Можно ли стандарт образования считать реализацией системного подхода в воспитании? / А. В. Гаврилин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 2, № 1 (36). - С. 110-117. -URL: http://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika_v2_1_36_2017.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

Поступила 22.01.2021; одобрена после рецензирования 25.02.2021; принята к публикации 10.03.2021.

Об авторах:

Цветкова Ирина Викторовна, профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Тольяттин-ский государственный университет» (445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14),

доктор философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3433-328X, Scopus ID: 7005860629, Researcher ID: J-7425-2013, aleksandr@kozlov@mail.ru

Иванова Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой социологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Российская Федерация, г Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3163-8763, Scopus ID: 56684250300, IvanovaT2005@tltsu.ru

Заявленный вклад авторов:

И. В. Цветкова - разработка концепции исследования; анализ теоретического материала; анализ эмпирических материалов; формулировка выводов.

Т. Н. Иванова - подготовка инструментария опроса; сбор информации; подготовка аналитических и графических материалов по результатам анкетирования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Kakuk S. The Pedagogical Problems of Making the Educational Aim More Specific. World Journal of Education. 2020; 10(1):49-55. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.5430/wje.v10n1p49

2. Yastrebov G., Pinskaya M., Kosaretsky S. Using Contextual Data for Education Quality Assessment: The Experience of Tools Development and Testing. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2014; (4):58-95. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-4-58-95

3. Verbitsky A.A. The Theory of the Context of Education as a Conceptual Framework for the Implementation of the Competence Approach. Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy = The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal. 2016; (2):6-12. Available at: http://j-chr.com/upload/BLmycK 2/PDF/ Bep6mKHH.pdf (accessed 18.01.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Larionova O.G. [Problems of Organization of Control in the Context of the Mathematics Education]. Pe-dagogika ipsikhologiya obrazovaniya = Pedagogy and Psychology of Education. 2014; (3):47-55. Available at: http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/2019/03/Pedagogika_2014-3.pdf (accessed 18.01.2021). (In Russ.)

5. Ilyazova M.D. [Invariants of Professional Competence: Essence and Structure]. Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova. Ser. Psihologiya i pedagogika = Bulletin of Sholokhov Moscow State University. Ser. Psychology and Pedagogy. 2011; (1):46-53. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ninvarianty-professionalnoy-kompetentnosti-suschnost-i-struktura/viewer (accessed 18.01.2021). (In Russ.)

6. Rybakina N.A. The Competence-Context Model of Training and Education in Comprehensive Schools. Obrazovaniye i nauka = The Education and Science Journal. 2017; (2):31-50. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-31-50

7. Gelen I. Education Viruses that Agonizing Education Systems Components. World Journal of Education. 2020; 10(6):97-122. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.5430/wje.v10n6p97

8. Agyei Amoah C., Aba Entsiwah J. Motivation and Job Satisfaction of Tutors in Colleges of Education in the Central Region of Ghana. International Journal of Scientific Research and Management (IJSRM). 2020; 8(9). (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.18535/ijsrm/v8i09.el03

9. Pinskaya M., Khavenson T., Kosaretsky S., Zvyagincev R., Mikhailova A., Chirkina T. Above Barriers: A Survey of Resilient Schools. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2018; (2):198-227. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-198-227

10. Krasnoshlykova O., Koshevaya O. The Concept of Social Competence as a Scientific Category. Pro-fessionalnoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad. 2019; (3):20-26. Available at: http://www.prof-obr42.ru/Archives/3(35)2019.pdf (accessed 18.01.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

11. Soshnikov A.E. Sociocultural Competences: To the Question of Understanding of the Substantial and Structural Party. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal = International Research Journal. 2014; (11-4):43-45. Available at: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2014/12/11-4-30.pdf (accessed 18.01.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

12. Dronov V.T. [Agreement as Civilizational Archetype of Russian Society ]. Sociologicheskie issledo-vaniya = Sociological Research. 2016; (9):157-160. Available at: http://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_9/157-160_Dronov.pdf (accessed 18.01.2021). (In Russ.)

13. Civita A. "Moving" Society. International Journal of Humanities and Social Science. 2020; 10(4):29-35. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.30845/ijhss.v10n4p5

14. Reshetnikov O.V. [Formation of Social Competencies in the Educational Process of the School]. Shkol-nye tekhnologii = Journal of School Technology. 2014; (5):113-126. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ri/ formirovanie-sotsialnyh-kompetentsiy-v-obrazovatelnom-protsesse-shkoly/viewer (accessed 18.01.2021). (In Russ.)

15. Saskia Kunnen E. The Effects of Career Choice Guidance on Identity Development. Education Research International. 2013; 2013. (In Eng.) DOI: http://dx.doi.org/10.1155/2013/901718

16. Fedakova D., Kozarova Z. Starting an Entrepreneurial Career: Young Entrepreneurs' Profiles. In: Work and Organizational Psychology 2019. The 18th International Conference (22-23 May 2019). Masaryk University; 2019. p. 34-43. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.5817/CZ.MUNI.P210-9488-2019-3

17. Gielnik M.M., Zacher H., Wang M. Age in the Entrepreneurial Process: The Role of Future Time Perspective and Prior Entrepreneurial Experience. Journal of Applied Psychology. 2018; 103(10):1067-1085. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1037/apl0000322

18. Akosah-Twumasi P., Emeto T.I., Lindsay D., Tsey K., Malau-Aduli B.S. A Systematic Review of Factors that Influence Youths Career Choices - the Role of Culture. Frontiers in Education. 2018; 3:58. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2018.00058

19. Moono M. Parents and Teachers Collaboration in the Education of Children: An Analysis of Its Benefits, Barriers and Strategies to Enhance. International Journal of Humanities and Social Science. 2019; 5(3):101-107. Available at: http://www.socialsciencejournal.in/archives/2019/vol5/issue3/5-3-43 (accessed 20.12.2020). (In Eng.)

20. Atheeque M., Nishanthi R. Role of Family, Teachers and Peer Groups in the Interaction Pattern of High School Students: A Sociological Analysis Research Scholar. International Journal of Humanities and Social Science Research. 2017; 3(2):16-20. Available at: http://www.socialsciencejournal.in/archives/2017/vol3/ issue2/3-1-18 (accessed 20.12.2020). (In Eng.)

21. Wekesa Jesse N. Effective Ways of Overcoming Challenges Facing High School Teachers in Kenya. International Journal of Humanities and Social Science. 2021; 11(1):45-51. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.30845/ ijhss.v11n1p6

22. Konstantinou I.H. The Contribution of Descriptive Assessment to the Student's Emancipation: Theoretical Considerations. International Journal of Humanities and Social Science. 2020; 10(8):56-62. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.30845/ijhss.v10n8p7

23. George N., Uyanga D. Youth and Moral Values in a Changing Society. Journal of Humanities and Social Science. 2014; 19(6):40-44. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.9790/0837-19614044

24. Kugan B.A., Krivolapova N.A., Tebenkova E.A. Modeling the Regional Network of Lifelong Positive Social Adjustment. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXIvek = Lifelong Education: the XXI century. 2014; (2). Available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2366 (accessed 18.01.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

25. Gavrilin A.V. [Can the Educational Standard Be Considered the Implementation of a Systematic Approach in Education?]. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika = Domestic and Foreign Pedagogy. 2017; 2(1):110-117. Available at: http://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika_v2_1_36_2017.pdf (accessed 18.01.2021). (In Russ.)

Submitted 22.01.2021; approved after reviewing 25.02.2021; accepted for publication 10.03.2021.

About the authors:

Irina V. Tsvetkova, Professor of the Chair of History and Philosophy, Togliatti State University (14 Belorusskaya St., Togliatti 445020, Russian Federation), Dr.Sci. (Philos.), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3433-328X, Scopus ID: 7005860629, Researcher ID: J-7425-2013, aleksandr@kozlov@mail.ru

Tatiana N. Ivanova, Head of Chair of Sociology, Togliatti State University (14 Belorusskaya St., Togliatti 445020, Russian Federation), Dr.Sci. (Sociol.), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3163-8763, Scopus ID: 56684250300, IvanovaT2005@tltsu.ru

Contribution of the authors:

I. V. Tsvetkova - development of the research concept; analysis of theoretical material; analysis of empirical materials; formulation of conclusions.

T. N. Ivanova - preparation of survey tools; collection of information; preparation of analytical and graphic materials based on the results of the survey.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.