Научная статья на тему 'Социальные коммуникации и юридические информационно-поисковые системы: борьба с «Коэффициентом молчания»'

Социальные коммуникации и юридические информационно-поисковые системы: борьба с «Коэффициентом молчания» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Алексей Анатольевич

The paper deals with the influence of juridical electronic data on the political and social communications. Juridical database is one of the social mechanisms that guarantee the effectiveness of rules of law in informational society, the openness of the state. Dissemination of commercial innovations in Russia as well as in the West is an evidence of free access of the public towards juridical data and channels of its spreading. Electronic database exerts great influence on lawyers. It strives, to become a "map of the world" for modern lawyers. The information, presented in this database, is considered to be an informational Event, and as a matter of fact, a true fact of the state and law objective reality. The database is seen as a unity of two tendency-desire to transmit the most complete volume of information in parallel with stirring towards monopolization (unification, "shaping") of its flow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Communications and Juridical Data-Searching Systems: Fighting "the Index of Silence"

The paper deals with the influence of juridical electronic data on the political and social communications. Juridical database is one of the social mechanisms that guarantee the effectiveness of rules of law in informational society, the openness of the state. Dissemination of commercial innovations in Russia as well as in the West is an evidence of free access of the public towards juridical data and channels of its spreading. Electronic database exerts great influence on lawyers. It strives, to become a "map of the world" for modern lawyers. The information, presented in this database, is considered to be an informational Event, and as a matter of fact, a true fact of the state and law objective reality. The database is seen as a unity of two tendency-desire to transmit the most complete volume of information in parallel with stirring towards monopolization (unification, "shaping") of its flow.

Текст научной работы на тему «Социальные коммуникации и юридические информационно-поисковые системы: борьба с «Коэффициентом молчания»»

A.A. Александров

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ: БОРЬБА С «КОЭФФИЦИЕНТОМ МОЛЧАНИЯ»

Аннунциата. Да. Вам известно то, что написано о нас в книгах, но то, что о нас не написано, вам неизвестно.

Ученый. Это иногда случается с учеными.

Евгений Шварц.

Тень: сказка в трех действиях

Вначале - пять характерных примеров. На официальном сайте президента России - помимо традиционных для интернет-представительств виртуальных экскурсий и политических заявлений — легко найти объемную базу нормативных актов.

Второй эпизод тоже связан с Интернетом: при создании портала Европейского союза в 1995 г. одной из первых была открыта база юридической информации1.

Третий факт: на компьютерных экранах бухгалтерий Калининграда или Владивостока — возьмем крайние географические точки — можно заметить одинаковые «ярлыки» популярной справочной правовой системы, необходимой для подготовки финансовой отчетности.

Четвертая иллюстрация - электронные копии одной и той же базы данных используются студентами из девяноста стран мира при подготовке к ежегодному конкурсу по международному праву.

Пятый факт: высокооплачиваемый юрист из Нью-Йорка и — возьмем социальные крайности — заключенный тюрьмы в Портленде, штат Мэн, работающий в тюремной библиотеке за компьютером, используют одну и ту же базу данных.

О чем свидетельствуют эти примеры? Юридические автоматизированные документальные информационно-поисковые системы-2 - непременное условие коммуникаций между государственными органами и гражданами. Базы данных стали существенным условием деятельности юриста. Более того, они необходимы всем, кому важно - добровольно или нет — знать норму права.

Значение электронных баз данных определяется общей логикой развития информационного общества3. Уверен, что сегодня эти системы играют собственную самостоятельную роль. Как они влияют на систему политических и научных коммуникаций? Какую роль занимают банки данных, созданные коммерческими организациями, в политических и правовых взаимосвязях? В настоящей статье мне хотелось бы привлечь внимание к этим вопросам4.

Мы можем классифицировать базы юридической информации на государственные (муниципальные), коммерческие и некоммерческие (научные, просветительские, правозащитные проекты). Действуют национальные системы (включают законодательство страны и международные договоры на соответствующем государственном языке), международные государственные (чаще всего они посвящены международному праву) и интернациональные негосударственные банки данных (содержат правовые акты нескольких государств).

Сайт одной из крупнейших западных баз данных Westlaw указывает, что первые услуги в режиме online фирма стала оказывать в 1975 г.5 Реальный расцвет электронных технологий в области права связан с распространением персональных компьютеров. Первые коммерческие компьютерные базы российской правовой информации появились на рубеже 1990-х гг.6 Государственная система правовой информации в электронном формате создается с 1996 г.7 В 2006 г. в нашей стране наиболее известными являются пять автоматизированных документальных информационно-поисковых систем по современному праву.

Начать следует с государственного Научно-технического центра правовой информации «Система»8, имеющего уникальное для России право официальной публикации актов президента страны и федерального правительства. Центр производит, а Федеральная служба охраны Российской Федерации распространяет несколько банков данных'. Негосударственные организации и частные лица могут получить эти базы за умеренную плату. «Система» официально издает также машиночитаемые «Собрание законодательства» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»10. Кроме того, это учреждение проводит государственный учет и регистрацию баз данных, учет банков данных правовой информации11.

Четыре базы производятся коммерческими организациями. Они существенно различаются по своему качеству и популярности среди профессионалов. Приведем их список в алфавит-

ном порядке: «Гарант»12, «Кодекс»13, «Консультант Плюс»14, «Референт»15. Существуют и другие, в том числе разработки вузов, научных групп. В литературе приводятся многочисленные примеры попыток университетов и общественных организаций создать базы региональных и судебных актов16. Эти попытки очень важны как проявление частной инициативы, свидетельство свободы слова. Но они не системны из-за финансовых и организационных проблем.

Базы устанавливаются на персональных компьютерах, имеются версии для работы в локальных и территориально-распре-деленных компьютерных сетях. В разных вариантах они доступны в Интернете.

Множество бесплатных банков данных стали непременной частью порталов органов власти Российской Федерации.

И еще о терминах. Широкое распространение получило понятие «электронная библиотека». В. Арме использует это название для коллекций информации в цифровых форматах и сервисов по работе с нею, доступных в сети. Известно определение электронных библиотек как совокупности локальных или распределенных электронных ресурсов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа (А.И. Земсков)17. Возможно, более правильно по отношению к лидирующим зарубежным и российским системам применять именно этот термин. Так мы сможем подчеркнуть фундаментальность передовых электронных ресурсов. Ведь лучшие из них включают в себя полные тексты монографий, тома комментариев. Зарубежные банки содержат полные электронные версии юридических журналов. Замечу, что российские компании «электронной библиотекой» чаще всего называют собрание электронных книг и журналов в традиционном смысле этих слов.

Общество, государство, право, информация

Принято считать, что компьютерные технологии - не самоцель, а один из ресурсов повышения эффективности и производительности услуг, предоставляемых населению государственными органами18. Электронные ресурсы позволяют чиновникам, всем гражданам эффективно использовать информацию, создаваемую государственными учреждениями и организациями. ЮНЕСКО призывает все государства осознать важность выбора оптимального формата для производства, распространения, использования и долгосрочного хранения информации.

Конечно, электронное воплощение текста — не только свидетельство прогресса, но и серьезный повод для сомнений в способности сохранить информацию. Бумага надежнее? Директор* Института правовой информатики Университета земли Саар, профессор М. Хербергер справедливо отмечает, что тот, кто не считает передачу электронных материалов надежной, должен сомневаться и в том, что у нашего индустриального общества есть будущее1'.

Общество получает значительные выгоды, когда информация, являющейся общественным достоянием, распространяется через Интернет20. Специалисты в области социальных коммуникаций констатируют, что такая польза не имеет точного материального выражения. Результаты фиксируются в сферах экономики, социальной защиты, образования, культуры. Интернет способствует успешному развитию страны.

Очевидна внеэкономическая ценность общедоступной информации, создаваемой государственными органами. Она обеспечивает прозрачность, открытость, гласность государственного управления21. Следует помнить, однако, что знание, его производство и накопление, «невозможно отделить от властных механизмов, с которыми они вступают в сложные отношения, требующие анализа»22.

Власть, право, информация, электронные технологии неразрывно взаимосвязаны. Этот факт определяет ту роль, которую играют юридические базы данных.

В настоящей статье под правовой информацией понимаются прежде всего тексты нормативных актов и договоров, документов органов законодательной, судебной и исполнительной власти, научные исследования, обзоры практики, а также справочные данные о государстве и праве23. Очень условно мы можем выделить два блока правовой информации: документы государственных органов и документы, созданные негосударственными организациями и частными лицами (научные материалы, комментарии).

Прежде всего нужно упомянуть важнейшую часть правовой информации - источники права.

Нормы права должны быть опубликованы. Эта античная истина получила распространение в XVIII столетии. Сегодня термин «опубликование документа» используется в двух смыслах. Первый - широкое оповещение граждан страны о принятом правиле. Второе значение - издание, которое придает нормативному акту обязательную силу.

В XIX в. группа ученых и чиновников, возглавляемая М.М. Сперанским и М.А. Балугьянским, совершила научный подвиг, подготовив к изданию Полное собрание законов и Свод законов Российской империи. Был сделан важный шаг в распространении государственной правовой информации. В XXI в. традиционные бумажные издания не могут служить основой эффективного управления. Прежде всего потому, что их трудно найти. Это касается не только изданий федеральных органов власти. В литературе приводился характерный пример обеспечения правовой информацией жителей Тульской области. В 2000 г. тульские газеты публиковали не более 25% региональных документов, причем объемные акты часто давались в изложении, а официальные сборники выходили ограниченным тиражом в 200 экз.24 В 2006 г. обнародованы сходные социологические данные по библиотекам Чувашской Республики, которые показывают, что будущее за электронными ресурсами25.

К сожалению, пока в Российской Федерации электронная публикация не может придать юридическую силу всем нормативно-правовым актам. Хотя за рубежом такая практика есть. В отечественной прессе появляются предложения внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания ». Уверен, что в будущем электронная публикация станет основанием для введения в силу нормативного акта.

Сегодня существуют уникальные механизмы, для того чтобы сделать нормы права доступными всем пользователям глобальных сетей. Электронные базы правовой информации - залог твердых правил социальной и политической жизни на новом технологическом уровне. Граждане всегда могут обратиться к электронным государственным правовым ресурсам и банкам данных, распространяемым коммерческими и некоммерческими производителями.

Государство благодаря электронным технологиям делает общедоступными сведения почти обо всех нормах права. Большую роль в этом процессе играет Федеральная целевая программа «Электронная Россия»26. В ее рамках формируется в России система, получившая название «электронное правительство» (е-§оу-егптеп!). Тексты документов, изданных государственными органами, можно получить на порталах центральных и региональных органов власти. Проблема заключается в том, что материалы сайтов законодательных, исполнительных и судебных органов не ор-

ганизованы в единую систему. Некоторые учреждения не имеют сайтов. Осложнена система поиска информации. Недоступны документы некоторых регионов, иногда — ведомственные акты.

В аналитических обзорах Федеральной службы охраны Российской федерации подчеркивается, что государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ее обеспечивает именно это ведомство) была создана для обслуживания государственных органов, учреждений и организаций. Сегодня акценты смещаются. Федеральная служба охраны планирует создание государственного портала правовой информации27. Если данный проект будет реализован и будет бесплатен для граждан, то он будет способствовать демократизации государства и распространению в российском обществе правовых знаний.

В настоящий период само собирание текстов государственных документов является трудным делом. Более того, публикация в электронном виде сама по себе не упрощает работу с текстом. Необходимы подготовка новых редакций, составление оглавлений, примечаний, систематизация актов и многое другое.

Специалисты выделяют десятки показателей качества базы. Три из них, на мой взгляд, основные: подбор текстов; их доступность через глобальные компьютерные сети; качество поиска и обработки информации (гиперссылки, поисковые системы, комментарии к текстам, взаимосвязи документов, которые позволяют установить дополнительную информацию и т.д.). По этим трем критериям сегодня лидируют базы данных, созданные коммерческими организациями.

В основе идеологии коммерческих баз - интересы бизнеса. Поэтому уже сейчас они содержат все доступные государственные документы, значительный корпус научной и справочной информации. Негосударственные ресурсы включают в себя научные комментарии, справочные материалы, которые отсутствуют в государственных банках данных. Из максимально полного набора официальных документов эти базы стали системами правовой информации в широком смысле этого слова.

Приведу два примера. В июне 2006 г., когда разворачивались печальные события вокруг изъятия для государственных нужд земельных участков частных лиц, мне необходимо было срочно найти государственные акты, удивительным образом пересказываемые газетами и радиостанциями. В течение тридцати минут мне не удалось отыскать тексты решений на официальных сайтах. Поиск документа в базе данных, созданной коммерческой организацией, занял несколько секунд.

Для чтения лекций в сентябре 2006 г. мне были необходимы нормативные акты нескольких регионов Южного федерального округа. Очевидно, что тексты на бумажном носителе хранятся в Российской государственной библиотеке. Что было представлено в Интернете? Большинство нормативных документов не были размещены на сайтах государственных органов субъектов Федерации, а некоторые учреждения не имели работающих сайтов. Портал коммерческой организации позволил получить бесплатно информацию обо всех действующих и отмененных документах высших органов власти республик. Были доступны для копирования (причем бесплатно) тексты документов, принятые в течение последних 61 дня28.

Производители электронных баз данных содействуют большей информационной открытости государства. Они размещали свои ресурсы на сайтах государственных органов. Это было особенно важно в начале развития официальных порталов, когда не существовали открытые государственные базы данных. В качестве современного примера приведу сайт Конституционного суда России, на котором акты размещены в «оболочке» негосударственных разработчиков.

Коммерческие базы данных систематически публикуют законопроекты, знакомят читателей с готовящимися нормативными актами, что делает государственную политику более предсказуемой, понятной.

Распространяя избранные российские акты на английском языке, как это сделано в «Гаранте», информационные корпорации способствуют большей открытости нашей правовой системы2'. Это необходимо в условиях экономической интеграции. Коммерческие интересы разработчиков электронных ресурсов XXI в., продающих потребителям переводы российских документов, позволяют одновременно выполнить те же просветительские и пропагандистские задачи, которые в XIX в. выполняло правительство, публикуя важнейшие манифесты в переводах на европейские языки.

Коммерческие базы данных и проблема электронного расслоения общества

Общепринятым стал термин «электронное расслоение общества»30. Само пользование компьютером, сетями связи требует затрат. По финансовым причинам базы правовой информации не всегда доступны гражданам. Репрезентативные справоч-

ные системы - сравнительно дорогой ресурс (бесплатны банки данных на сайтах государственных органов, но они разрозненны и неполны).

Стоимость можно назвать единственным существенным недостатком лучших правовых систем, созданных коммерческими организациями31. Однако ситуация не так драматична, как можно было бы предположить. Те документы, которые чаще всего нужны гражданам, размещены в свободном доступе в порталах производителей баз данных. Это конституция, некоторые кодексы и законы, актуальные тематические подборки.

Владельцы крупных коммерческих банков данных разрешают безвозмездное пользование частью документов, отобранных по определенному критерию (по времени издания, теме, региону). В некоторых случаях безвозмездно можно пользоваться большинством данных в вечернее и ночное время, выходные дни,

И государственные, и коммерческие базы данных бесплатно передаются в муниципальные и государственные библиотеки. Например, около 1400 публичных центров правовой информации (ПЦПИ) к 2006 г. получили безвозмездно базы «Консультант Плюс» (55,3% центров от их общего числа), «Гарант» (19,47%), «Кодекс» (13,41%). К сожалению, из отчета о работе ПЦПИ не ясно, какое число центров не имеет ни одной неправительственной базы данных. Очевидно, впрочем, что большинство из них располагают именно бесплатными коммерческими ресурсами. Для сравнения укажем, что официальными федеральными базами данных были снабжены меньше трети работающих центров правовой информации32.

Отрадно, что российский бизнес вносит свой вклад в реализацию повестки дня цифровой солидарности, к которой призывает международная научная общественность33.

Электронные базы правовой информации как новая «форма» власти

Не ошибочно ли видеть в базах юридической информации только Тексты? Ролан Барт отмечал, что говорить вовсе не значит вступать в коммуникативный акт. Это означает подчинять себе слушающего: весь язык целиком есть общеобязательная форма принуждения34. Если мы согласимся с такой метафизической трактовкой, то будем вынуждены признать, что электронные базы данных вне зависимости от воли их создателей являются новой формой влияния на социальные коммуникации.

Коммерческие правовые ресурсы содержат все доступные им (с учетом финансовых возможностей, научного кругозора составителей, требований авторского права, государственной тайны и многих других факторов) юридические данные, в том числе полярные оценки, комментарии. Уже от пользователя зависит, как распорядиться предложенным ему знанием. Правовые базы данных — прежде всего свод знаний. Это один из мощных инструментов юриспруденции. Ханс-Георг Гадамер отмечал, что наука как социальный институт, как «научная копилка» представляет собой тезаурус, пригодный к самому произвольному употреблению. Философ подчеркивал, что разумное использование возможностей науки - проблема всего общества, а не одной только науки как социального феномена35. Научные знания могут служить любым — в том числе и негативным — целям.

Нужно признать, что репрезентативные электронные базы юридических данных играют позитивную социальную роль. Разумеется, недобросовестный чиновник или ученый может «отыскать >> в них нужную цитату подзаконного акта. Но система неминуемо показывает всем заинтересованным лицам законные правила. Можно попытаться использовать в качестве прецедента судебное решение, искажающее закон, из разряда тех, что председатель Высшего арбитражного суда назвал «странными»36. Но в базе имеются акты вышестоящих судов по этому делу, обобщения судебной практики. Приводится ссылка на цитируемый закон. Очевидной становится ошибка.

Даже гиперссылка дает значимую информацию. Например, ряд положений распоряжения правительства Москвы от 12 июля 2002 г. № 1013-РП были отменены после целого ряда судебных разбирательств 2003-2004 гг. и постановления президиума Высшего арбитражного суда России № 11992/04 от 14 декабря 2004 г. Речь шла о нарушении законных интересов собственников и арендаторов недвижимости. До 17 апреля 2006 г. - т. е. в течение шестнадцати месяцев после принятия постановления Высшего арбитражного суда — правительство города Москвы не вносило соответствующих изменений в текст. А независимые базы данных немедленно поместили соответствующую ссылку. Эта гиперссылка показывала, что часть документа была признана недействительной судом и не может применяться.

По сути своей государственные и негосударственные правовые базы данных, оставаясь депозитариями правовых актов, приобретают в современном информационном обществе черты хранителей Права. Вспомним архивариуса из пьесы «Дракон»

Евгения Шварца. Защищая свои интересы и исполняя профессиональный долг, он показывает правителю, рыцарю, всем горожанам документ, ограничивающий тиранию. Только запрос информации сегодня, в отличие от 1943 г., когда была написана пьеса, может исходить от любого пользователя Интернета. Документ больше не хранится в одном экземпляре, он получает миллионы электронных воплощений.

Во всем мире высказываются опасения по поводу введения государственной политической цензуры в области компьютерных коммуникаций. Теоретически документ может быть изъят из электронной базы. Но если он в ней есть, то он не может стать редким, «затеряться», как это подчас бывало с публикациями законов или «неудобных» инструкций советского периода.

Другой проблемой может стать исключение коммерческими производителями баз определенных научных публикаций, справочной информации. Причины такой выборки могут быть самыми разными: от финансовых до политических. Мы ведь помним, как некоторые издательства были вынуждены отказаться от публикации литературных произведений и карикатур под влиянием общественного мнения. Научные тексты бывают злободневнее религиозных стихов.

Если цензура сделает базу не репрезентативной, то юристы перестанут считать этот компьютерный ресурс базой данных. Банки правовых данных по сути своей стремятся к максимально широкому объему информации, без каких-либо лакун. Но они превратятся в РИ-акцию, если увеличится коэффициент молчания (позволим себе вольно интерпретировать образный термин ГОСТа37).

Поль Рикёр отмечал, что сегодня государство как «источник права» находится в двойственном положении. Оно призвано одновременно выступать и в качестве всеобъемлющей силы и в качестве частной инстанции. Этот парадокс, в сущности, затрагивает само понятие политической власти38. Примером этой метаморфозы власти в современных коммуникациях выступают государственные органы, поставщики-потребители юридических баз данных, созданных коммерческими организациями.

Видя на сайтах высших органов государственной власти ссылки на производителей коммерческих баз данных, мы получаем наглядное свидетельство разгосударствления самой информации, исходящей от власти, и каналов политических коммуникаций39. Государственные органы являются пользователями юридических информационно-поисковых систем. Болыиин-

ство судей работают с актами арбитражных судов, используя коммерческие базы данных. На протяжении значительного периода времени это была единственная доступная возможность знакомиться с материалами судопроизводства. Производители крупнейших баз реализуют бесплатные программы обучения судебных работников работе на компьютере. Более того, по мнению одного из самых авторитетных российских цивилистов А.Л.Маковского, распространение арбитражной практики в электронном банке данных непосредственно сказалось на качестве судебных решений40.

Банки данных содержат прежде всего нормативные документы. В этом смысле они - канал государственной информации. Но ее компьютерное воплощение, автоматизированная обработка зависят от воли производителя базы. Речь идет и о трансляции информации, и о ее графическом дизайне. В этом смысле электронная база правовых актов — оформление на новом технологическом уровне государственной воли. И это оформление, распространение, обработка информации осуществляются при активном участии негосударственных структур, действующих в интересах потребителя, гражданина.

Характерно, что список кодексов для быстрого поиска в базе «Консультант Плюс» построен не по алфавитному принципу, а на основании индекса запросов пользователей. На первом месте помещен Налоговый кодекс. Это наглядно демонстрирует роль налогов как важнейшего средства политической и экономической коммуникации власти и общества.

Власть, государственная власть в особенности, осуществляется «через производство и обмен знаков»41. Производители банков данных декодируют правовую информацию, делая более эффективными коммуникации власти и граждан. Они публикуют графические схемы, разрабатывают системы поиска, доступные для человека, не получившего специальное образование, публикуют научно-практические комментарии.

Мнение юристов-практиков, ученых занимает важное место в электронных ресурсах. Их оценки государственных актов, свободные критические суждения очень важны для демократизации общественной жизни. Комментарии становятся постоянным обрамлением нормы права.

В банках данных заметно мировоззрение их создателей, они хранят индивидуальные авторские черты42. Сказанное относится и к их «интерфейсу», архитектуре самой базы, выбору научных текстов.

Отметим еще одну очень важную культурную функцию автоматизированных систем. В них представлены все версии документов. Хранятся отмененные акты. Базы юридической информации по природе своей историчны, показывают ретроспективу государственной политики. Они наглядно свидетельствуют об истории современного права. Они воспитывают у читателей чувство истории. Символично, что одна из первых инициатив государственной «Системы» - электронное издание Свода законов Российской империи 1906 г.

Предприниматели — создатели баз данных, стремясь предоставить своим пользователям наиболее актуальную информацию, реализуют различные проекты: online интервью, конференции, привлекая внимание интернет-общественности к тем или иным решениям и государственным программам. Они содействуют развитию правовой культуры.

И еще один, гуманитарный аспект. Электронные ресурсы существенно влияют на вовлеченность людей с ограниченными физическими возможностями в интеллектуальные коммуникации. Граждане, которые по состоянию своего здоровья вынуждены работать дома, получили объем информации, несопоставимый с тем, что дают доступные им печатные источники. Они активнее вовлекаются в социальные взаимосвязи.

Коммуникации профессионального сообщества юристов

Базы данных, влияя на всю информационную инфраструктуру российского общества, целенаправленное воздействие оказывают на юридическое сообщество.

Бумажные издания всегда будут базой научной и учебной деятельности юристов. Иначе обстоит дело с юридической практикой. В прошлом, когда было нужно найти какой-либо документ, юрист шел в библиотеку или искал текст у коллег. Дома и на работе хранились годовые подписки официальных журналов. Незабываемы книжные издания кодексов, а в 1991-1993 гг. и Конституции России, с вложенными в них десятками вырезок из «Российской газеты». Переиздания не успевали за законодателем. В 1990-х годах произошли важные изменения в информационном обеспечении труда юристов. Сегодня, начиная работу, мы в первую очередь «включаем» электронную базу данных.

Банки данных существенно повышают эффективность поиска нужных сведений, новейшая информация становится легко-

доступной. Никогда раньше, например, судебная практика не была так открыта для научного анализа и системы образования.

Не до конца оценена роль коммерческих организаций -производителей электронной информации — в пропаганде научной классики, распространении ранее труднодоступных текстов. Например, студенты имеют возможность бесплатно пользоваться книгами серии «Классика российского права» в электронном формате43. Коммерческой организацией «Консультант Плюс» открыт научный и образовательный ресурс. Он содержит учебники XIX—XX вв., комментарии законодательства периода империи, памятники российской юриспруденции последних двух веков. Трудно переоценить тот факт, что тексты О.С. Иоффе, И.А. Покровского, Г.Ф. Шершеневича представлены теперь в открытом доступе. Это важно не только для высшей школы, но и для повышения качества Интернета как информационной среды.

Еще один факт. Перевод на русский язык важнейшего памятника права - Дигест императора Юстиниана, изданный в 2002-2006 гг. при поддержке «Консультант Плюс», стал выдающимся фактом истории российской науки44. Многотомное издание содержит оригинальный текст исторического источника, способствуя тем самым изучению латыни.

Приведу пример специального сайта «Гарант», посвященного конституционному праву45. На сайте размещены русские переводы зарубежных конституций, отечественное законодательство и законопроекты с 1611 по 1993 г., памятники истории русского права, библиография. Очевидна польза проекта для юридического и исторического образования. Естественно, он требует совершенствования. В некоторых случаях выбраны не самые лучшие публикации исторических источников. Например, было бы правильнее дать текст «Введения к Уложению государственных законов» М.М. Сперанского по изданию 1961 г., в котором представлены важные фрагменты текста, не вошедшие в итоговую редакцию46. Необходимо уточнить библиографию приведенных материалов.

Распространение в бумажной и электронной форме классических изданий, теоретических трудов, зарубежного законодательства смещает акценты в современном правовом знании, актуализирует то, что считалось сравнительно неважным. Пока по объемам включенных в систему научных публикаций российские коммерческие базы уступают лучшим зарубежным аналогам, но их развитие идет очень быстрыми темпами.

Очень важно, что коммерческие электронные ресурсы делают более доступными работы молодых ученых и начинающих практиков, тексты, подготовленные не в мегаполисах, а в научных центрах субъектов Федерации. Последнее обстоятельство принципиально для интеллектуальной интеграции.

Крупнейшие корпорации активно реализуют свои образовательные программы, научные проекты. Одной из крупнейших американских баз данных Ьех18]Мех18 открыт специальный сайт для студентов и преподавателей права. Он содержит научные и учебно-методические материалы, специально разработанные для высшей школы. Значительная часть текстов находятся на открытом доступе, они не защищены паролем'17.

Производители бесплатно устанавливают свои программы в высших учебных заведениях. Это международная практика. Речь идет сейчас не о маркетинговых акциях, а о том, что научные и учебные центры обладают необходимыми электронными системами.

Одно замечание. Предполагаю, что доминирующие позиции на рынке в 2006 г. определяются в некоторой степени тем, что еще в конце 90-х годов очевидно лидирующая сегодня корпорация начала осуществлять системные, масштабные и совершенно безвозмездные научные и учебные проекты в университетах по всей стране. Разумеется, не она одна помогала вузам, которые стремятся получить все бесплатные ресурсы, необходимые для обучения и науки. Посредством компьютерных технологий преподаватели и студенты к 2000 г. получили доступ к огромному числу нормативных актов, международных договоров. Компьютерные классы стали оснащаться постоянно обновляемыми электронными базами данных. И это тогда, когда ощущался дефицит учебной литературы, у государственных вузов не было достаточных средств для комплектования книжных и журнальных фондов. Мои наблюдения позволяют утверждать, что усилия компании, продукция которой в настоящий момент наиболее распространена, были лучше организованы, более продуманы. Помню свое удивление, когда коллеги-преподаватели из Московской государственной юридической академии упомянули, что на их домашних и служебных компьютерах бесплатно установлена «юридическая компьютерная программа». Ее они использовали при составлении учебных материалов, подготовке учебников и пособий. Не первый год студенты каждый семестр бесплатно получают личный диск с подборкой нормативных актов, рядом электронных учебников. К сегодняшнему дню сфор-

мировалось поколение молодых юристов, которое привыкло на студенческой скамье работать с определенной программой, доверять ей. Теперь они решают, какую систему выбрать, если бюджет фирмы не позволяет купить все, имеющиеся на рынке. Коммуникации бизнеса и вьпсшей школы взаимовыгодны.

Обратим внимание на ссоциально-психологическую деталь. Несмотря на широкое распространение баз данных в компьютерных классах университетов, наличие дисков с подборками документов, открытие интернет-версий в выходные дни и т. д., широкое хождение получилш пиратские копии. Пользователи не учитывают риск применения! устаревших версий баз данных. В большинстве случаев лица, использующие такие копии, даже не пытаются законным путем ¡получить информацию. Возможно, мы имеем дело с психологической готовностью нарушить авторские права. Трагикомический характер ситуации с контрафактными базами правовой инфюрмации в том, что их используют именно юристы.

И еще один, пусть и не сголь значимый факт. Существующие базы данных применяют своеобразную, а иногда и необъяснимую, систему библиографического оформления и описания публикуемых ими научных р!абот. Конечно, это пустяк, но в описании журнальной статьи от сутствуют номера страниц. В электронных публикациях монографий не указываются страницы бумажного издания. Все это ошределяет фантастические представления наших студентов, да и всех пользователей, о правилах библиографии. Но, разумеется, это не более чем иллюстрация воздействия компьютерных технологий на работу юристов.

Сведения, размещенные (в базе данных, воспринимаются как информационное Событие, са по сути, как подлинный факт юридического процесса. Наиболее характерным примером является подбор публикуемых судебмых решений, документов Европейского суда по правам человека, которые становятся широко известными именно благодаря базам данных. Электронная база данных — это своеобразная картина мира современных юристов.

Профессиональное сообщество юристов всегда располагало хорошо организованной и дюстаточно унифицированной системой информационных ресурсов. Был достаточно жестко определен ряд авторов, труды к оторых читали буквально все, кого называли профессионалами . Сложилась устойчивая система научных изданий и журналов.. Если взглянуть на полки в кабинетах юристов, то легко заметить одни и те же книжные и журнальные обложки.

Сегодня юристы работают с одинаковыми базами данных. Никогда еще унификация в наборе данных не достигала такого уровня. Профессионалы используют различные методики, у них разный уровень квалификации, но возможность получить информацию стала почти одинаковой у всех пользователей баз данных. В абсолютном большинстве случаев они выбирают системы, разработанные неправительственными коммерческими организациями.

Большинство российских юристов применяют одну базу данных. Даже те, кто может позволить роскошь иметь различные ресурсы, пользуются чаще всего одинаковым набором двух основных представителей отрасли. Только крупные корпорации и научные центры располагают большим числом систем. Разумеется, существуют множество вариантов информационного обеспечения. На рынке представлены различные тематические компьютерные подборки, зарубежные продукты. Кроме того, сами банки данных состоят из разных комплектов международных, федеральных и региональных документов. В этом смысле одно название фирмы-производителя может означать десятки различных наборов содержимого. Различаются и сроки обновления: еженедельное обслуживание инженером фирмы, ежедневное - по сетям телекоммуникаций, Определенную значимость имеет и стоимость информационного обслуживания: чем больше ресурсов для оплаты, тем больше объем документов.

Проблемой остаются сроки включения текстов в базу данных. Даже сайт официальной «Системы» указывает, что между подписанием и публикацией текста в базе проходят 3-4 дня. Обновление компьютерной базы данных актов портала Президента России осуществляется «не реже одного раза в две недели», отмечается на официальном сайте главы государства.

Общей проблемой являются и технические ошибки при вводе текстов.

Производители баз данных, размещая тексты монографий и статей, тиражируют одни издания, но - в силу ряда причин -могут или вынуждены исключать работы других авторов. По какому принципу отбираются журналы и издательства? Есть ли у пользователей ясность в репрезентативности представленных исследований? Пока базы данных использовались меньше, чем издания на бумажных носителях, эта проблема не была столь важной. Теперь электронные ресурсы существенно определяют круг профессионального чтения. Событием становится научный текст, о котором рассказали электронные базы данных.

Итак, унификация потоков электронной информации кажется абсолютной. Причем она определяется качеством самого электронного продукта и эффективностью маркетинга фирм-производителей. Авторитетность базы данных, которая предполагает максимальное множество имеющихся в ней сведений, автоматически повышает ее индивидуальное влияние на профессиональное сообщество.

Электронные базы данных становятся важнейшими элементами политических коммуникаций — они служат взаимному диалогу государства, с одной стороны, и общества, бизнеса, науки, образования — с другой.

Государственная система правовой информатики — а ее прогресс за последние годы очевиден и неоспорим — стремится предоставить максимальный объем нормативно-правовых актов, данных о действиях государственных органов. Этим определяется сегодня круг сведений официальных информационных систем. Негосударственные коммерческие организации предлагают гражданам значительно больший объем данных и передовые возможности их обработки. При этом цель достигается без бюджетного финансирования. Эти банки данных созданы на средства предпринимателей, финансистов — потребителей правовой, налоговой, бухгалтерской информации.

Юрген Хабермас отмечал, что политическое урегулирование общественной жизни во все большем объеме зависит от коммуникативных процессов"'8. Поэтому мы можем назвать базы данных юридической информации одним из элементов инфраструктуры гражданского общества. Вне зависимости от прикладных или политических целей их создателей они являются новой формой влияния на социальные коммуникации.

Правовые базы данных — неоцененная «коммуникационная революция» в истории юридического сообщества. Электронные базы юридических данных глобальны, они унифицируют информационные потоки. В этом смысле они представляют собой единство двух противоположных тенденций — желание сообщить максимально полный объем информации при стремлении к монополизации самого потока информации.

Мы должны задать себе вопрос: что такое электронные базы данных в России сегодня? Это гигантский гипертекст? Или интеллектуальное пространство, стремительно приобретающее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

черты авторской индивидуальности? Это юридический текст или его автор? Как отмечал Маршалл Маклюэн, средство коммуникации само является содержанием коммуникации.

Базы данных - и следствие и движущая сила либерализации информационного общества. Они делают невозможным наступление цензуры правовой информации, увеличение «коэффициента молчания».

В будущем будут развиваться и государственные, и коммерческие системы правовой информации. Сегодня особую роль играют негосударственные корпорации, производящие базы данных. По сути своей их базы данных стали «средствами массовой коммуникации», как определяют этот термин социологи49. Причина их успеха - в компьютерных технологиях и использовании рыночных механизмов создания и распространения информации. Распространение в России и на Западе правовых баз, созданных коммерческими организациями, является свидетельством «разгосударствления» и информации, исходящей от власти, и каналов политических коммуникаций.

Жан-Франсуа Лиотар завершил свою книгу «Состояние постмодерна» словами о том, что информатизация общества может стать инструментом контроля и социальной регуляции, простирающимся вплоть до контроля самого знания. Он призывал сделать доступ к носителям памяти и банкам данных свободным, видя в этом важнейшее условие для создания политики, которая построена на стремлении к справедливости и стремлении к неизвестному50. Развитие электронных баз данных юридической информации - важный шаг на этом пути.

Примечания

1 См.: European Union documents // Europa [Electronic resource] : Gateway to the European Union. Elictronic data. [S. 1., s. п.]. Mode of access : http://europa.eu/documents/index_en.htm.

2 В настоящей статье термины «автоматизированные документальные информационно-поисковые системы» и «базы данных» используются как синонимы. Автоматизированные документальные информационно-поисковые системы - совокупность справочно-информационного фонда и технических средств информационного поиска в нем, реализованная на базе электронно-вычислительной техники и предназначенная для поиска документов и/или сведений о них.

Действующий закон определяет базу данных как «объективную форму представления и организации совокупности данных (например:

статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ». См.: Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

В литературе указывается, что более точным является определение, даваемое в подзаконным акте: база данных — совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях. Под банком данных понимается совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин. См.: Временное положение о государственном учете и регистрации баз и банков данных. Tl. 2/ Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных»; ГОСТ 7.73-96: Поиск и распространение информации: Термины и определения. Введ. 1998-01-01. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.) Сайт «Нормативная база Государственной системы научно-технической информации». Режим доступа: http//www.gsnti-norms.ru/ поггщ/commor/ doc.asp?2&/ norm§/ stancV 7_ 73.htm. В литературе по информатике идет дискуссия о точности дефиниций, указывается на необходимость их уточнения.

Создатели компьютерных справочных правовых систем определяют их как программные комплексы, включающие в себя массив правовой информации и программные инструменты для работы с ним. В качестве важного признака системы указывается на ее неотделимость от сервисных услуг разработчика. См., например: Камынин В.Л. Методическое пособие для преподавателей вузов, ведущих занятия по обучению работе с СПС КонсультантПлюс. М., 2006. С. 12.

3 Обзор теории баз данных и знаний см.: Варламов О.О. Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного синтеза интеллектуальных систем: Миварное информационное пространство. М., 2002. С. 11—91; Комплексный анализ проблем см.: Дборкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. М., 2001; Кашинский Ю.И. Совершенствование системы правовой информации: от банков данных к базам знаний // Информационное право. 2006. № 2.

4 Автор признателен за советы и рекомендации директору Научной библиотеки РГГУ A.A. Батовой; коллегам по кафедрам: истории и теории государства и права; организационно-правовой защиты информации; методологии защиты информации; юристам Ю.М. Богомолову, И.М. Нурбекову. Данная работа выполнена при информационной под-

держке компании «Консультант Плюс» в рамках Программы информационной поддержки российской науки и образования. s West, a Thomson business [Electronic resource] : Elictronic data. [S. 1.,

2006]. Mode of access : http://west.thomson.com/about/history/ 6 См.: Стародубова Н.З. Публичные центры правовой информации: история вопроса и настоящее их состояние // Библиотека. 2005. № 4. С. 54-55. Краткий очерк истории и зарубежной практики баз правовой информации см.: Прохоров А. Рынок справочных правовых систем в России // Компьютер Пресс. 2005. № 7. Журнал Компьютер Пресс [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. М., [2006]. Режим доступа : http://www.compress.ru/ Archive/ СР/ 2005/ 7/31/

Автор признателен Е.А. Кораблевой за указание на данную публикацию.

^ федеральная служба охраны Российской Федерации [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. М., [2006]. Режим доступа: http://www.fso.gov.ru/pir/p4.html. Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции СССР был создан в середине 1970-х годов. Специалисты указывают на большую роль данного центра в становлении автоматизированной системы поиска правовой информации в нашей стране. См.: Колобова И. Законное предназначение: Российским правовым системам — 30 лет// Российская газета. 2005. № 197. 6 сентября. s Научно-технический центр правовой информации «Система» [Электрон. ресурс]. Электрон, дан. М., [2006]. Режим доступа : http://www.systema.ru. Обзор истории формирования государственной системы правовой информатизации России см.: Федеральная служба охраны Российской Федерации [Электрон, ресурс]. ... Режим доступа : http://www.fso.gov.ru/pir/p2.html 9 О государственной системе распространения правовых актов в электронном виде см.: Федеральная служба охраны Российской Федерации [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. М., [2006]. Режим доступа: http://www.fso.gov.ru/pir/p4.html 10Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». П. 9.

11 Временное положение о государственном учете и регистрации баз и банков данных... П. 6.

12 Гарант [Электрон, ресурс] : законодательство с комментариями. Электрон, дан. М., 2006. Режим доступа : http://www.garant.ru Кодекс [Электрон, ресурс]: все законодательство, судебная практика, нормы, правила, стандарты России. Электрон, дан. [М., 2006]. Режим доступа : http://www.kodeks.net

Ч Консультант Плюс [Электрон, ресурс] : справочные правовые системы. Электрон. дан. [М.], 1997—2006. Режим доступа : http://www.consultant.ru

|s Референт [Электрон, ресурс] : экспертные системы нового поколения. Электрон, дан. М., 1996-2006. Режим доступа : http://www.referent.ru

"'См.: Хургин В.М. О механизме распространения официальных документов// Концепции. 2000. № 1. С. 51-56; Он же. Использование информационных технологий для обеспечения доступности правовой информации// Научные и технические библиотеки. 2004. № 6. С. 7-16; Кузьмин Е.А., Усачев М.Н., Демидов A.A. Система доступа граждан России к правовой информации: итоги и перспективы // Библиотека. 2004. № 7. С. 6-10.

17 См.: Арме В. Электронные библиотеки. М, 2001. С. 10; Электронные библиотеки: учебник для вузов / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. М., 2003. С. 31.

1sCm.: Руководящие принципы политики совершенствования информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами / П.Ф. Улир; ЮНЕСКО. Париж, 2004; Уэбстер Ф. Теории информационного общества : Пер. с англ. М., 2004. С. 7 и сл.

''' ХербергерМ. Электронные научные публикации в Германии : правовые последствия и перспективы // Информационное право. 2006. № 1.

2,1 См.: The Role of Scientific and Technical Data and Information in the Public Domain: Proceedings of a Symposium / Ed. by: J.M. Esanu, P.F. Uhlir; National Research Council, National Academies Press. Washington, 2003. P. 6; См. также: The National Academies press [Electronic resource]. Electronic data. [S. 1., s. п.]. Mode of access : http://books.nap.edu/ catalog/10785.html

21 См.: Декларация принципов Всемирного саммита по информационному обществу. Женева. 12 декабря 2003 г.; Longworth Е. The Role of Public Authorities in Access to Information [Electronic resource]: The Broader and More Efficient Provision of Public Content, UNESCO, 2000 18 July. Mode of access: http://webworld.UNESCO.org/infoethics2000/studies.html. См. характерный пример в отечественной практике: Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы. П. 3.7/ Утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 172/1109-4.

22 Беседа с Мишелем Фуко // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с фр. И. Окуневой под общ. ред. Б.М. Скуратова. М., 2005. Ч. 2. С. 276.

23 Очевидно, что юристы используют в своей профессиональной деятельности больший круг информации.

См.: Хургин В.М. Использование информационных технологий для обеспечения доступности правовой информации // Научные и технические библиотеки. 2004. № 6. С. 7-16.

25 См.: Электронная Россия [Электрон, ресурс]: федер. целевая программа. Электрон, дан. М., 2004-. Режим доступа : http://www.e-rus.ru/ 511е.зЬгш1?Ы=11&п1с1=6526

Электронная Россия [Электрон, ресурс] : федер. целевая программа. Электрон, дан. М., 2004—. Режим доступа : http://www.e-rus.ru

27 «Мы планируем открыть государственный портал правовой информации, где можно будет найти любой правовой государственный документ как федерального, так и регионального уровня, а также получить информацию по правовой ситуации», - заявил заместитель начальника управления ФСО Вячеслав Юдин, выступая в Совете Федерации на совещании, посвященном использованию современных информационно-коммуникационных технологий. Сообщение РИА Новости от 1 июня 2006 г. См.: Российское информационное агентство [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. М., [2006]. Режим доступа: http://www.rian.ru/society/20060601/48911722.html

28 КонсультантПлюс [Электрон, ресурс]: справочные правовые системы... Режим доступа : http://base-i.consultant.rVregbase/cg^/online.cgi?req=home.

2' Анализ перечня переведенных документов и юридический статус переводов не входит в задачи данной статьи.

30 См.: Декларация принципов Всемирного саммита по информационному обществу. Женева. 12 декабря 2003 г.; Информационные технологии: Мониторинг информатизации России: Основные положения мониторинга / Утв. Минсвязи России от 4 марта 2002 г. № 1341.

31 Это отмечают и американские юристы, описывающие западные базы данных. См.: Бернам У. Правовая система США. М., 2006. С. 162.

32См.: Общероссийская сеть публичных центров правовой информации [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. [М., 2006]. Режим доступа : http://www.pcpi.ru/manage/page/PticM764400089. Ср.: Кузьмин Е.А., Усачев М.Н., Демидов А.А. Указ. раб. С. 6-10.

33 См: Декларация принципов Всемирного саммита по информационному обществу...

34 См.: Барт Р. Актовая лекция, прочитанная при вступлении в должность заведующего кафедрой литературной семиологии в Коллеж де Франс 7 января 1977 года // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 549.

35 См.: Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М., 1991. С. 54-55.

36 См.: Российская юстиция. 2002. № 5. С. 5.

,7ГОСТ 7.73-96: Поиск и распространение информации: Термины и определения... Режим доступа : http://www.gsnti-norms.ru/norms/com-mon/ doc.asp?2&/norms/ stands/7_73.htm ,sCm.: Рикёр П. Мораль, этика и политика // Открытая русская электронная библиотека [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. [М., 2006]. Режим доступа : http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/ricoeur/moral.htm "См.: Автоматизированная система «Электронный банк данных судебных решений Верховного Суда РФ»// Верховный Суд Российской Федерации [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. [М., 2006]. Режим доступа : http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=1400; Законодательство // Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. [М., 2006]. Режим доступа : http://www.economy.gov.ru 4,1 См.: КонсультантПлюс [Электрон, ресурс]: справочные правовые системы... Режим доступа : http://www.consultant.ru/about/bulletin/y2002/ml0/ Фуко М. Субъект и власть // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с фр. Б.М. Скуратова под общ. ред. В.П. Большакова. М., 2006. Ч. 3. С. 177. 42 В литературе указывается, что «принцип творческого характера охраняемого авторского произведения должен прямо распространяться и на базу данных как условие возникновения охраны нормами авторского права». См.: Залесов А. Защита авторских прав на базу данных - новое оружие в конкурентной борьбе? // Коллегия. 2006. № 1-2. С. 25. Ср.: Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». П. 2 ст. 3. 43Проект компании «Консультант Плюс» при поддержке издательства «Статут» и юридической научной библиотеки издательства «Спарк». См.: КонсультантПлюс [Электрон, ресурс] : справочные правовые системы... Режим доступа : http://civil.consultant.ru/ ,4Дигесты Юстиниана : Пер. с лат. / Отв. ред. A.A. Кофанов. Т. 1-7. М., 2002—2005. Мне приятно отметить, что в создании перевода приняли участие мои коллеги по кафедре истории и теории государства и права канд. ист. наук, доц. A.A. Смышляев и канд. юрид. наук, преп. A.B. Марей, выпускник ФИПП ИАИ РГГУ. 45 Конституция России [Электрон, ресурс]. Электрон, дан. [М.]: НПП «Гарант-Сервис», 2003. Режим доступа : http://constitution.garant.ru/DOC_50010.htm 4|> См.: Сперанский М.М. Проекты и записки / Подг. к печ. А.И. Копанев, М.В. Кукушкина; Под. ред. С.Н. Валка. М.; А., 1961; Валк С.Н. Законодательные проекты М.М. Сперанского в печати и в рукописях // Валк С.Н. Избранные труды по археографии: Научное наследие. СПб., 1991. С. 186-196.

47См.: LexisNexis for Law Schools, a Division of Reed Elsevier Inc. [Electronic resource] : Elictronic data. [S, I., 2006]. Mode of access : http://www.lexisnexis.com/lawschool/ 48 См.: Хабермас Ю. Концепции модерна // Хабермас Ю. Политические работы / Пер. с нем. Б.М. Скуратова. М., 2005. С. 263. См.: Шеремет А.Н. Интернет как средство массовой коммуникации: Дис.... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. С. 24-25, 127. 50 См.: Аиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.; СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.