Научная статья на тему 'Социальные инвестиции как инструмент повышения качества жизни населения Челябинской области'

Социальные инвестиции как инструмент повышения качества жизни населения Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемы качества жизни населения / социальные инвестиции / показатели социального инвестирования

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонюк Валентина Сергеевна, Буликеева Анара Жолаушобаевна

В статье рассматриваются основные проблемы качества жизни населения Челябинской области, определены основные задачи и направления улучшения качества жизни населения, одним из которых является социальное инвестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонюк Валентина Сергеевна, Буликеева Анара Жолаушобаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные инвестиции как инструмент повышения качества жизни населения Челябинской области»

УДК 332.146:330.322

Валентина Сергеевна Антонюк Анара Жолаушобаевна Буликеева

Южно-Уральский государственный университет

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются основные проблемы качества жизни населения Челябинской области, определены основные задачи и направления улучшения качества жизни населения, одним из которых является социальное инвестирование.

Ключевые слова: проблемы качества жизни населения, социальные инвестиции, показатели социального инвестирования.

На современном этапе Россия переживает последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.

Челябинская область, для которой характерно преобладание металлургии и машиностроения, вошла в группу регионов, на которых кризис отразился весьма значительно. Из-за резкого сокращения экспорта вследствие сильного падения мировых цен на металлы существенно упали объёмы промышленности, произошло падение совокупного спроса, нарушилась социально-экономическая стабильность.

Качество жизни населения региона - обобщающий показатель социальноэкономического развития области. Несмотря на ряд антикризисных мероприятий, проведенных в области, анализ качества жизни населения Челябинской области позволяет выделить в регионе следующие основные проблемы:

1. Рост заболеваемости и смертности населения. Неблагоприятная экологическая обстановка, нездоровый образ жизни части населения (распространение наркомании и других социально опасных явлений), снижение степени реальной доступности услуг здравоохранения, которое, в первую очередь, связано с ростом уровня их фактической платности. Ежегодно в области регистрируется более 800 тыс. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями с впервые установленным диагнозом. В 2008 г. зарегистрировано 826,1 случаев заболеваний на 1 000 человек населения.

2. Проблемы в сфере социально-трудовых отношений. Несмотря на то, что задолженность по заработной плате снижается, тем не менее, проблема со своевременной выплатой заработной платы окончательно не решена. Высокий уровень травматизма на производстве свидетельствует о неудовлетворительной ситуации условий и охраны труда на предприятиях области, что зачастую связано с высокой степенью износа оборудования. До 2007 года в регионе наблюдалась тенденция стабилизации рынка труда, однако в последние годы произошло ухудшение в сфере занятости и рост безработицы.

3. Низкий уровень жизни населения [2]. Уровень жизни населения продолжает оставаться невысоким. Одной из важнейших составляющих уровня жизни населения являются денежные доходы. С каждым годом растет доля доходов, приходящихся на наиболее обеспеченную группу населения, а доля доходов наименее обеспеченных уменьшается. Значительное влияние на дифференциацию доходов населения области оказывают инфляционные процессы. При этом численность населения, имеющая среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума в 2009 году составила 11,3 %, что на 0,7 % больше, чем в 2008 году.

© Антонюк В. С., Буликеева А. Ж., 2011.

Для улучшения качества жизни всего населения необходимо развивать производство и промышленность. С этой целью весьма важна роль инноваций в процессе развития производства и промышленности, повышения конкурентоспособности и улучшении экономической безопасности региона. Переход экономики на инновационный путь развития, технологический рывок, внедрение современных технологий - это залог устойчивого развития региона и повышения качества жизни населения.

В соответствии с указанными приоритетами главными стратегическими задачами улучшения качества жизни населения являются:

- разработка нормативно-правового обеспечения качества жизни населения, введение стандартов качества жизни;

- развитие инвестиционной привлекательности региона, интенсивное привлечение средств и ресурсов из внешних источников;

- ускоренное развитие инновационного сектора экономики, отраслей «новой экономики», сферы услуг, тех отраслей, которые способны обеспечить переход от использования сырьевых ресурсов к использованию ресурсов интеллектуальных;

- обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе, приведение системы профобразования запросам рынка труда;

- улучшение демографической ситуации;

- обеспечение равнодоступности бюджетных услуг для населения, обеспечение их качества, развитие альтернативной сферы социальных услуг;

- эффективное регулирование миграционных процессов.

Для изменения ситуации в положительную сторону необходимо на государственном уровне переоценить роль вложений в социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные инвестиции.

Социальные инвестиции - это новая ступень во взаимоотношениях между обществом, бизнесом и властью, которые представляют собой вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей.

Субъекты социальных инвестиций - органы государственной власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Целями социальных инвестиций для государства могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц - прибыль, для некоммерческих организаций - повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей.

Социальные инвестиции компаний, осуществляемые путем реализации внутренних и внешних социальных программ, заняли достаточно прочное место в корпоративной стратегии и становятся частью каждодневной управленческой практики компаний. При этом внутренние социальные программы, направленные, прежде всего, на своих работников, являются приоритетным направлением социальных расходов. Социальные программы способствуют созданию имиджа и повышению репутации бизнеса и, таким образом, являются долгосрочными вложениями в нематериальные активы компании.

Эффективность государственных социальных инвестиционных проектов будет выражаться в росте ВРП, создании новых рабочих мест, увеличении налоговых поступлений, уменьшении выплат из фондов социального страхования, повышении средней продолжительности жизни, сохранении и развитии физического и душевного здоровья населения.

Управление социальными инвестициями имеет сложную субъектно-объектную организацию. Инвестиционный социальный проект как объект управления характеризуется специфическими чертами: расходы не соразмерены с доходами по величине и форме проявления; период от начала вложений до момента получения выгод отличается боль-

шей длительностью по сравнению с вложениями в физические или финансовые активы; социальные инвестиционные проекты отличаются высокой чувствительностью ко времени (темпоральностью); в каждом социальном инвестиционном проекте существует временной интервал, на котором вложения обеспечивают наивысшую отдачу от проекта; социальные инвестиционные проекты обладают свойством усиления эффектов.

Среди качественных критериев, на основе которых осуществляется отбор социальноориентированных инвестиционных проектов, присутствуют и критерии улучшения инвестиционных характеристик и критерии накопления человеческого капитала. В частности, в качестве положительных социальных эффектов, связанных с реализацией таких инвестиционных проектов, учитываются следующее:

а) повышение уровня занятости населения;

б) повышение уровня здравоохранения (качества оказываемых услуг и их доступности для населения);

в) сохранение и развитие научно-технического потенциала;

г) повышение уровня, качества образования и его доступности для населения;

д) развитие социальной инфраструктуры;

е) повышение уровня обеспечения населения жильем;

ж) создание и улучшение транспортной инфраструктуры;

з) улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду.

I. Социальная эффективность. Показатели социальной эффективности дают представление о количественной стороне достигнутых социальных целей, ради которых социальный инвестиционный проект разрабатывался и осуществлялся: возникновение дополнительных социальных услуг, изменение индекса потребительских цен, обеспеченности жильем, уменьшение безработицы, увеличение рождаемости и снижение смертности.

II. Социально-экономическая эффективность. Показатели социально-экономической эффективности определяются вслед за социальным эффектом через увеличение физического объема услуги, уменьшение стоимостной оценки услуги, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений развлекательных мероприятий, снижение выплат по безработице - спектр показателей огромен.

III. Экономическая эффективность. Экономическая эффективность социальных инвестиций основывается на минимизации затрат по их разработке и осуществлению: абсолютные (разность между суммой капиталовложений и денежной оценкой его результатов), относительные (отношение денежной оценки результатов и совокупных затрат), временные (период возврата инвестиций).

Таким образом, социальные инвестиции должны стать одним из приоритетных направлений повышения качества жизни населения в Челябинской области, поскольку внедрение данного механизма позволит стимулировать развитие социальных объектов: строительство больниц, школ, санаториев, досуговых центров, а также их поддержание в надежном состоянии.

Список литературы

1. Бушуев, В. В. Качество жизни и его индексы: мир и Россия [Текст] / В. В. Бушуев, В. С. Голубев, А. М. Тарко, В. Н. Бобков // Уровень жизни населения регионов России. -2010. - № 1 (143). - С. 12-24.

2. Итоги обследования бюджетов семей Челябинской области [Текст] : статистический сборник / Челябинскстат. - Челябинск, 2009. - 49 с.

3. Качество жизни и экономическая безопасность России [Текст] / под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2009. - 1184 с.

4. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 октября 2007 года № 890 «О Стратегии социально-экономического развития Челябинской области».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

6. [Электронный ресурс]. - www.econom-chelreg.ru.

7. [Электронный ресурс]. - www.institutiones.com.

УДК 332.1: 911.37

Валентина Сергеевна Антонюк Галина Викторовна Эрлих

Южно-Уральский государственный университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ МОНОГОРОДА

В статье рассматриваются основные показатели и тенденции развития основного контрагента монофункционального города - населения, проводится его SWOT - анализ на примере города Аша Челябинской области; исследуются входящие и исходящие финансовые потоки, финансовое сальдо по контрагенту «Население», а также выделяются основные риски, характерные для него.

Ключевые слова: моногород, контрагент «Население», входящие и исходящие финансовые потоки, финансовое сальдо контрагента «Население», риски и роза рисков контрагента «Население».

Успех социально-экономического развития моногорода во многом определяется качеством стратегического управления, который представляет собой систематический процесс, посредством которого муниципальные органы власти определяют картину своего будущего и пути его достижения в условиях ограниченных ресурсов города.

Мировой финансово-экономический кризис потребовал корректировки Стратегий развития моногородов и разработки их комплексного инвестиционного плана развития.

Необходимо иметь в виду, что критерием отнесения города к категории монопрофиль-ного города выступают следующие показатели (таблица 1).

Таблица 1

Критерии отнесения к категории монопрофильных городов

№ Наименование показателя Норматив

1 Доля среднесписочной численности работников предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственнотехнологического процесса к экономически активному населению поселения, % более 25 %

2 Доля объема промышленного производства предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственнотехнологического процесса, в общем объеме промышленного производства, % более 50 %

© Антонюк В. С., Эрлих Г. В., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.