Научная статья на тему 'Социальные инновации в управлении процессами согласования интересов власти, бизнеса и общества'

Социальные инновации в управлении процессами согласования интересов власти, бизнеса и общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
294
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садков Виктор Георгиевич, Кузнецова Олеся Борисовна

Статья посвящена исследованию социально-инновационных процессов взаимодействия и взаимовлияния власти, бизнеса и общественных некоммерческих организаций, обоснованию категорий социальной технологии и инновации межсекторных взаимодействий, а также классификации таких технологий и инноваций, применяемых или возможных к применению в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Садков Виктор Георгиевич, Кузнецова Олеся Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the research of social - innovative processes of interactions between authorities, business and noncommercial organizations, a substantiation of categories of social technology and an innovation of intersector`s interactions, and also classification of such technologies and the innovations used or possible to application in Russia.

Текст научной работы на тему «Социальные инновации в управлении процессами согласования интересов власти, бизнеса и общества»

Социальные инновации в управлении процессами согласования интересов власти бизнеса и общества

В. Г. Садков,

д. э. н., профессор, директор Института бизнеса, социологии и права Орловского государственного технического университета

Статья посвящена исследованию социальноинновационных процессов взаимодействия и взаимовлияния власти, бизнеса и общественных некоммерческих организаций, обоснованию категорий социальной технологии и инновации межсекторных взаимодействий, а также классификации таких технологий и инноваций, применяемых или возможных к применению в России.

О. Б. Кузнецова,

аспирант кафедры государственного управления и финансов Орловского государственного технического университета

This article is devoted to the research of social -innovative processes of interactions between authorities, business and noncommercial organizations, a substantiation of categories of social technology and an innovation of inter sector “s interactions, and also classification of such technologies and the innovations used or possible to application in Russia.

В условиях динамических социальных изменений в мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства — его технологизация. Социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

Первоначально термин «технология» использовали в системе технического знания для обозначения совокупности сведений о различных физико-механических, химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов и изделий в сфере общественного производства. Но технологии стали применяться не только в отношении процесса изготовления продукции; со временем стало очевидным, что необходимы и технологии организации процесса производства, что уже касалось вопросов управления людьми. В силу этого технологичный подход (базирующийся на отношении к технологии как совокупности методов) к решению различных проблем вышел за рамки собственно техники и распространился в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Это, в свою очередь, и привело к появлению во второй половине ХХ века нового термина — «социальная технология», который ввел в научный оборот известный английский социолог Карл Поппер.

Неоднозначность термина «социальная технология» предопределяет использование его в следующих основных четырех значениях:

> как совокупность методов, средств, предметов и способов организации человеческой деятельности по воздействию на социальные процессы и системы;

> как описание вышеуказанных методов в научных текстах или методических указаниях;

> как область человеческого знания, рассматривающая вопросы создания, распространения соответствующих методов и процедур преобразующей деятельности;

> как существенная характеристика человеческой деятельности по целенаправленному преобразованию социальных субъектов.

Специально хотелось бы отметить еще один аспект: социальная технология — важный аспект механизма управления, поскольку она являет собой средство перевода требований объективных законов на язык общественной практики социального управления.

Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей на наилучшее достижение поставленных целей.

Таким образом, социальная технология выступает как бы в двух формах: как теория, методика, программа деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой.

Таким образом, под социальной технологией будем понимать комплекс упорядоченных, научно описанных методов и процедур организации человеческой деятельности, позволяющий на основе выявления объективных законов и тенденций развития общества управлять социальными процессами, устанавливая стратегические целевые ориентиры развития общества, и добиваться высокой эффективности.

Можно выделить следующие характерные признаки и особенности социальных технологий, которыми они отличаются от промышленных:

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

► социальные технологии гораздо сложнее, так как представляют собой фрагменты общества во всем структурном и функциональном многообразии;

► им свойственна меньшая детерминированность и жесткость;

► социальные технологии — это институциональные образования, которые характеризуются реализуемыми функциями, нормами и механизмами;

► социальные технологии следует рассматривать во всем многообразии взаимосвязей с деятельностью людей;

► социальные технологии отличаются значительно большей вариабельностью и разнообразием. Сегодня можно говорить о традиционных, уже

апробированных и широко внедряемых в практику технологиях, и об инновационных социальных технологиях, то есть таких, которые еще не нашли широкого применения, но потребность в которых все более ощущается на практике. Социальные инновации в обществе выполняют следующие основные функции: прагматическая (удовлетворение той общественной потребности, ради которой создаются и внедряются инновации); обновленческая (обновление общественного организма, его прогрессивное развитие); прогностическая (ориентация на предвидение модели будущего социальной системы); критическая (критический анализ и оценка старых форм общественной жизни).

К таким социальным инновациям можно относить в настоящее время и социальные технологии межсекторных взаимодействий.

Для лучшего понимания и самой деятельности и особенностей различных общественных отношений в результате их анализа можно выделить несколько групп отношений в соответствии с их определенными чертами, характеризующими различные стороны человеческой деятельности, которые именуются обычно секторами.

Чаще всего можно встретить упоминание о трех секторах (публично-властном, коммерческом, некоммерческом), но иногда указывают также и четвертый сектор (семейный). Первые три из упомянутых секторов человеческой деятельности составляют главным образом публичную активность человека, поэтому исследование их взаимодействия является чрезвычайно актуальным.

В настоящее время в России, как и во всем мире, происходит переосмысление основных ролей власти, бизнеса и общественных организаций. Так, начинает развиваться потребительский подход к власти, рассматривающий государство как специфическую корпорацию, предоставляющую платные общественные услуги своим потребителям, являющимся в то же время ее миноритарными акционерами. Некоммерческий сектор в современной экономике играет все большую роль, выступая не только как база развития гражданского общества, поддержки и вовлечения в активную жизнь социально незащищенных слоев населения, но также представляя собой определенный компромисс между рынком и государством в оказании услуг. Бизнес-сектор начинает осознавать, что

социальные аспекты деятельности столь же неотделимы от него, сколь и аспекты экономические. Так, практическое применение находит концепция «компании стейкхолдеров», под которыми подразумевается вся совокупность групп и организаций, прямо или косвенно заинтересованных в деятельности корпорации.

При этом под межсекторным взаимодействием следует понимать, с одной стороны, процесс многостороннего влияния друг на друга трех секторов общества, а с другой, систему совместных, скоординированных действий государственных и муниципальных властей, бизнеса и неправительственных некоммерческих организаций, направленных на достижение согласованных конкретных целей. Основным механизмом такого взаимодействия выступает социальная технология.

Социальная технология межсекторного взаимодействия — комплекс упорядоченных, научно описанных методов и процедур организации взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, бизнеса и общественных некоммерческих организаций, позволяющий на основе применения объективных законов и тенденций развития общества к практике управления добиваться высокой эффективности для всех сторон партнерства.

Социальные технологии межсекторных взаимодействий могут носить как традиционный, так и инновационный характер. При этом под социальными инновациями в межсекторных взаимодействиях следует понимать те технологии, которые еще недостаточно применяются на практике, но в силу своей обновленческой природы и ориентации на будущее, позволяют увеличивать эффективность взаимодействия власти, бизнеса и общественных некоммерческих организаций и управления этим социальным процессом, удовлетворяя изменяющиеся потребности общества.

Согласно основным стадиям управленческого процесса, принятым в менеджменте, построим следующую классификацию социальных инноваций в межсекторных взаимодействиях.

I. Планирование в сфере межсекторных взаимодействий.

Планированием в системе межсекторных взаимодействий занимается любая из сторон: как государственная и муниципальная власть, так и бизнес и общественные организации. Однако именно планирование на региональном и муниципальной уровнях имеет ведущее значение, так как именно власть отвечает за создание организационно-правовых и институциональных условий партнерства. Объектом стратегического планирования является интеграция действующей или планируемой модели межсекторных взаимодействий в основополагающие документы субъекта и в его основную деятельность.

II. Организация и координация деятельности

сторон.

Технологии данной группы направлены на коммуникацию и согласование интересов сторон в процессах межсекторных взаимодействий. Стержневым

координационным механизмом следует считать институт договорного регулирования.

III. Финансирование в системе социального партнерства.

Эти группа технологий направлена на привлечение, распределение и использование финансовых средств в процессах межсекторных взаимодействий (гранты, ярмарки социальных проектов и программ, фандрайзинг, программы пожертвований, корпоративные фонды, фонды местных сообществ, социально значимый маркетинг, эквивалентное финансирование и др.)

IV. Социальные технологии реализации проектов и

программ.

1. В основной деятельности власти.

Это направление социальных технологий межсекторного взаимодействия предназначено для совершенствования государственного и муниципального управления территорией, путем использования опыта, технологий и инноваций, применяемых в сферах коммерческой и общественной некоммерческой деятельности, в государственно-муниципальном управлении территорией (общественные советы, консультации, «прозрачный бюджет», общественные слушания, совместные программы, участие в разработке нормативно-правовых актов и программ развития территории, общественная экспертиза и др.).

2. В основной деятельности бизнеса.

Межсекторные взаимодействия, направленные на

развитие бизнеса, заключаются, прежде всего, в создании властью и некоммерческими организациями таких условий, а совместно реализации таких мер, что социально ответственное поведение становится нормой и признанной практикой как для конкретной компании, так и для всего бизнес-сообщества территории.

3. В основной деятельности общественных некоммерческих организаций.

Социальные инновации межсекторных взаимодействий в деятельности общественных некоммерческих организаций, направлены, с одной стороны на их поддержку (как органами государственно-муниципальной власти, так и бизнесом, для которого НКО могут стать реальным каналом проведения их социальной политики); с другой стороны, на расширение поля деятельности, масштабов и качества общественных организаций, что в значительной степени перекликается с таким направлением, как развитие гражданского общества.

4. Развитие местных сообществ.

Социальные технологии развития местных сообществ — это методы и механизмы реализации как индивидуальных, так и совместных программ властью, коммерческими и некоммерческими организациями, имеющих внешнюю направленность (государственный заказ, социально-ответственная реструктуризация, конкурсы, стипендии, делегирование сотрудников, реализация целевых социальных программ, технологии частно-государственного партнерства, добровольческая деятельность и др.).

5. Развитие гражданского общества, демократических принципов управления, информационная открытость.

Это направление социальных технологий межсекторных взаимодействий является одним из наиболее важных, так как обеспечивает прозрачной и эффективность всей системы, как для участвующих в нем сторон, так и для населения территории, а, следовательно, обеспечивает рост доверия к взаимодействиям и функционированию трех секторов в целом. Развитие гражданского общества и демократических принципов управления напрямую связано с возможностью бизнеса и некоммерческих организаций, а также населения территории влиять на принятие решений органами государственной власти.

V. Мотивация в системе социального партнерства. Данная группа социальных инноваций направлена на стимулирование участия в процессах межсекторных взаимодействий на определенной территории (конкурсы, рейтинги, индексы, стандарты и нормы, законодательное регулирование, субсидии, налоговые и неналоговые льготы и др.). При этом необходимо отметить, что для того, чтобы социально-ответственное поведение в экономической системе было нормой, необходимо, чтобы предельная выгода от такого поведения превосходила предельную выгоду от неэтических действий. В создании таких условий и состоит одна из главных задач общественных институтов, бизнес-объединений и государственных структур.

VI. Контроль и мониторинг эффективности, ответственность сторон межсекторных взаимодействий (критериальный подход к эффективности, мониторинги, технологии оценки проектов и программ, корпоративная социальная отчетность, социальный аудит и др.).

Так, в главном, выглядит примерная классификация социальных инноваций, которые могут использоваться в процессе межсекторных взаимодействий в России. Конечно, жизнь сложнее любой типологии и в реальности эти технологии переплетаются, взаи-модополняют и обогащают друг друга.

В завершении хотелось бы отметить еще один специфический вид социальных инноваций, который специалисты фонда «НАН» в своем «Учебнике по межсекторным взаимодействиям» называют технологиями продвижения технологий.

Технологии продвижения технологий — это совокупность методов и приемов, направленных на распространение и практическое внедрение инновации, оформленной в виде определенного деятельностного комплекса, и обеспечивающих получение запланированного результата (создание прецедентов, пилотные проекты, образовательные технологии, разработка нормативных актов, научно-исследовательская работа и др.).

Настоящая социальная технология, по сути, является системой мер, необходимых для распространения и внедрения, то есть для полномасштабной реализации практически любой социальной, технологически оформленной инновации.

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.