Научная статья на тему 'Социальное партнерство власти, бизнеса и общества как инструмент повышения качества жизни'

Социальное партнерство власти, бизнеса и общества как инструмент повышения качества жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шкребтиенко Ольга Владимировна

Показана необходимость усиления социальной направленности экономики, что предполагает в свою очередь научную проработку вопроса поиска инструментов, способствующих планомерному и устойчивому повышению качества жизни. Одним из таких инструментов рассматривается социальное партнерство как механизм конструк-тивного взаимодействия трех общественных секторов (государства, бизнеса и сообщества некоммерческих орга-низаций и общественных движений).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this connection the necessity of strengthening of the social orientation of economy is being updated and that is supposed in it's turn, to make a study of a question of search of the tools, promoting systematic and steady improvement of the quqlity of a life. A social partnership is considered as one of such tools, as the mechanism of constructive interaction of three public sectors (the state, business and community of the noncommercial organisations and social movements).

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство власти, бизнеса и общества как инструмент повышения качества жизни»

6. Бызов Л. Распутье-2009 // Конец эпохи удач. 2009. № 32. С. 15-16.

7. Дондурей Д., Серебренников К. Культурные обязательства есть! Государственная политика в сфере культуры: проблемы и решения // Искусство кино. 2009. № 9. С. 5-14.

8. Зинатулин А.М., Карасева Л.Н., Смирнов С.Н. Парадоксы российского опыта освоения территорий // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Экономика. 2008. № 18. С. 4-19.

9. Эфрос А.В. Книга четвертая. М.: Парнас, 1993. С. 94.

10. Иноземцев А. Класс интеллектуалов // Гордон А. Диалоги. М.: Предлог, 2005.

11. Миндели Н.А. Инновационный менеджмент. М., 2006.

12. Новиков А. Холодно, пока холодно... // Наша власть: дела и лица. Общероссийский ежемесячный журнал политических и деловых кругов. 2008. № 11 (91). С. 3.

13. Сумма идеологий. Мировоззрение и идеология современной российской элиты / Под. ред. М. Тарусина. М.: Ин-т обществ. проектир., 2008. 297 с.

14. Социально-экономические модели в современном мире и путь России: В 2 кн./ Междунар. ассоциация акад. наук; РАН; Под ред. К. И. Микульского. М.: Экономика, 2005. Кн. 1.

15. Дубин Б. Песчаная Россия // Конец эпохи удач 2009. № 32. С. 16.

16. Особый русский путь или новое пораженчество? [Материалы круглого стола] // Вестник аналитики. 2008. № 2. С. 181-199.

17. Ослон А. Центры кипучести // Конец эпохи удач. 2009. № 32. С. 14-16.

18. Карасева Л.А., Кунтыш В.А. Экономические основы бюрократии // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Экономика. 2006. Вып. 3. № 10 (27). С. 118-127.

УДК-66.3 (2 Рос), 124

Шкребтиенко О.В.

Социальное партнерство власти, бизнеса и общества

как инструмент повышения качества жизни

В современных условиях, когда происходит реструктуризация экономики Российской Федерации, связанная с кардинальными изменениями во всех отраслях, актуализируется проблема качества жизни, которая рассматривается как концептуальная основа социально-экономических программ общефедерального и регионального развития.

По мнению мыслителей, политиков, экономистов, наступивший XXI век является веком качества [1]. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Отступают в прошлое ориентиры только на научно-технический прогресс, на построение тех или иных моделей индустриального развития. Сложилось достаточно устойчивое мнение, что экономический рост не может служить единственным мерилом прогресса и благосостояния, необходимо также обеспечить создание хорошей социальной и экологической среды. Поиск новых путей экономического развития привел к осознанию, что только качество жизни может в наибольшей степени соответствовать новым требо-

ваниям цивилизационного развития, так как является интегральной качественной характеристикой жизни людей, раскрывающей по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества как целостного социального организма [2].

Качество жизни характеризует эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, фактический уровень удовлетворения его материальных, духовных и социальных потребностей, уровень его интеллектуального, культурного и физического развития, степень обеспечения комплексной безопасности жизни с учетом субъективной оценки индивида ее различных сторон.

Важнейшими задачами в обеспечении качества жизни в соответствии с рекомендациями ООН провозглашаются:

- обеспечение физического и морального здоровья общества;

- обеспечение качественными товарами;

- охрана окружающей среды;

- увеличение затрат на поддержание ресурсного потенциала страны.

Теоретические основы экономики и управления

Повышение качества жизни должно рассматриваться как основной приоритет всех уровней власти, как общечеловеческая идея, способная существенно повлиять на весь ход развития России в XXI веке. Приоритетом в обществе и государстве должны стать каждый конкретный человек и его семья. Ясно, что необходимы целенаправленные действия со стороны государства по повышению уровня благосостояния населения, поддержке семьи, материнства и детства, укреплению здоровья людей, повышению уровня их образованности, возрождению нравственности и духовности. Единый интегральный показатель успеха такого курса - это повышение качества жизни населения.

Фактически качество жизни является своеобразным индексом удовлетворенности населения тем, как государство исполняет свои обязанности перед гражданами. Людям нужна жизненная перспектива. Планировать и обеспечивать следует не ограничения и бедность, а благосостояние. Необходимо сменить ориентиры с чисто экономических на определяющие качество жизни, тем более что у России ресурсы для этого есть.

Наличие большого числа данных, принимаемых во внимание при оценке качества жизни, с одной стороны, и ограниченные возможности обобщить наборы разнообразной информации, с другой, диктуют необходимость использования интегральных показателей качества жизни. Их разработка - одна из важнейших задач региональной политики в области обеспечения и улучшения качества жизни.

Степень интеграции обобщенного показателя качества жизни моет быть различной - от статистически регистрируемых отчетных показателей, имеющих «синтетический» характер типа средней продолжительности жизни, величины среднедушевых расходов, уровня безработицы и т. п., до интегрального индикатора высшего уровня, синтезирующего все основные (более частные) аспекты качества жизни населения.

Что же может стать, образно говоря, тем рычагом, взявшись за который можно перевернуть сложившуюся ситуацию в пользу создания условий для планомерного устойчивого повышения качества жизни? Безусловно, для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России необходимы механизм социального, делового и политического партнерства, наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса, специальная структура, занимающаяся анализом

этой информации и выработкой научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение качества жизни.

Такой механизм должен определять приоритеты в области социально-экономического управления и обеспечивать высокое качество жизни основной массы населения страны. В настоящее время повышение благосостояния населения находится под постоянным вниманием Правительства Российской Федерации, а также местных органов власти.

Социальное партнерство как механизм конструктивного взаимодействия трех общественных секторов (государства, бизнеса и сообщества некоммерческих организаций и общественных движений) на протяжении столетия использовалось в странах с развитой рыночной экономикой для выхода из кризисов и ускорения социально-экономического развития территорий. Возникнув как механизм разрешения конфликтов, поиска точек соприкосновения и общих позиций между государством в лице органов власти, работодателями и профсоюзами работников, социальное партнерство постепенно превращается в инструмент общественного участия в планировании будущего территории, способствующий экономической стабильности и развитию.

Для России внедрение механизмов социального партнерства стало актуальным с развитием рыночных отношений и отделением бизнеса от государства. В условиях недоверия общества и к коррумпированной власти, и к криминальному бизнесу возросла социальная напряженность между властью, бизнесом и обществом.

На фоне несостоятельности предлагаемых обществу реформ (административной, муниципальной, жилищно-коммунальной) особую актуальность приобретает необходимость выстраивания системы взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества между органами власти, общественными организациями и бизнесом.

На этапе коренной ломки, структурных преобразований всей экономики именно взаимодействие трех общественных секторов способно содействовать реализации программ социально-экономической модернизации с наименьшими издержками и потерями.

Само партнерство подразумевает отношения на равных, учет мнения и соотнесенность интересов и целей власти, бизнеса и гражданского общества - ведущих субъектов социально-политического взаимодействия. Но готовы ли стороны к взаимодействию, социальному парт-

нерству? Существует мнение, что цели, преследуемые участниками социального партнерства, находятся в противоречии.

Бизнес по своей природе стремится к эффективности, к концентрации материальных благ и прибыли, используя в этих целях давление на власть и общество. Население, стремясь к обеспечению своего благополучия, заинтересовано в справедливости, в равномерном распределении благ, отторгая возможность сосредоточения основных ресурсов страны в распоряжении узкого круга бизнес-элиты. Власть же в лице институтов государства призвана обеспечивать гармонизацию интересов как бизнеса, так и населения.

Каждый участник социального партнерства имеет свои сугубо специфические задачи и свою цель, достижение которой является приоритетом. Важно понимать, что партнерства не может быть там, где нет общего интереса. В чем же заключается общий интерес государства, бизнеса и общества? Он заключается в так называемом развитии человеческого потенциала и улучшении качества жизни.

В нашей стране все показатели, связанные с уровнем жизни, существенно понизились. Поэтому все три сектора должна объединять заинтересованность в том, чтобы поправить существующее положение дел.

Что же препятствует развитию социального партнерства в России? В первую очередь - несовершенство законодательства. Сегодня у нас, по сути дела, существуют три отдельных, слабо соотносящихся друг с другом законодательства, регулирующие жизнь бизнеса, вопросы, связанные с властью, и вопросы некоммерческого сектора. При этом последнее законодательство функционирует слабее прочих.

В связи с этим отношение к социальному партнерству неоднозначное. Многие видят в нем ключ к экономическому прорыву. Другие усматривают в таком партнерстве угрозу государству, высказывая опасения по поводу того, что право-

вая непроработанность данного процесса может привести к очередному «прокачиванию» бюджетных средств в коммерческие структуры.

При всей важности технологии осуществления межсекторного взаимодействия формирование гражданского общества в стране идет недостаточно успешно «из-за отсутствия технологии эффективного и долговременного взаимодействия всех участников социального партнерства» [3].

В связи с этим первостепенной задачей является выработка реальных механизмов соответствующего взаимодействия общественных организаций, государства и бизнеса. Для этого необходимы новые законодательные акты, разработка мер по созданию механизма регулирования процессов взаимодействия органов власти и бизнеса, обеспечение контроля за выполнением заключаемых договоров и соглашений. Причем контрольные функции должны осуществляться совместно органами власти, бизнеса и негосударственными общественными организациями.

Иными словами, требуется формирование юридически проработанных социальных технологий, которые у нас уже начинают разрабатываться, а порой и воплощаются в жизнь. Здесь обычно выделяют следующие формы взаимодействия: социальный заказ; целевое финансирование конкретных организаций, осуществляющих социально значимую деятельность; конкурсное размещение государственных и муниципальных грантов среди государственных и негосударственных НКО; создание ассоциированных структур для решения конкретных задач; подписание временных и долгосрочных соглашений о сотрудничестве; создание общественных советов различного функционального назначения [4].

Именно эти формы гражданской активности могут стать отправной точкой возрождения страны, повышения качества жизни, преодоления кризисных процессов и тенденций, а социальное партнерство станет нормой во взаимоотношениях секторов российского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобрагин В.Я. Социальная ответственность предприятий - новый подход к системам управления // Стандарты и качество. 1999. № 5.

2. Щеглов И.Т. Система управления качеством научно-промышленного потенциала Тамбовского региона: Моногр. Тамбов, 2004.

3. Корякин С.В., Васильев Д.Н. Комплексный подход к социальным технологиям как способ увели-

чения эффективности социальной политики // Решение социальных проблем городов: технологии взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций. Новосибирск, 2000.

4. Автономов А.С., Виноградова Т.И., Замятина М.Ф., Хананашвили Н.Л. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник / Под ред. А. С. Автономова. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.