Научная статья на тему 'Социальные инновации: мобильные технологии и решение проблемы доступности высшего образования для инвалидов'

Социальные инновации: мобильные технологии и решение проблемы доступности высшего образования для инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ОБЩЕСТВО / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИДЫ / INNOVATION / EDUCATION / SOCIAL SPHERE / SOCIETY / MOBILE TECHNOLOGIES / DISTANCE EDUCATION / DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьева Ксения Николаевна

Рассмотрена основная задача высшего образования приведение профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями общества, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования. Затронуты вопросы инновационной деятельности вуза, которая дает возможность самореализоваться как студентам, так и преподавателям, позволяет развивать интерес к учебному процессу, видеть практическую значимость полученных знаний. Проанализированы возможности получения высшего образования инвалидами в нашей стране и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INNOVATIONS: MOBILE TECHNOLOGIES AND SOLUTION TO THE PROBLEM OF AVAILABILITY OF HIGHER EDUCATION FOR DISABLED PEOPLE

The article considers the main task of higher education making training in accordance with the modern needs of the society, increasing the availability of quality educational services, creation of a system of independent evaluation of education quality control. It touches upon the issues of innovation activity of higher education institutions, which gives the opportunity to fulfil the potential of students and lecturers, to help to develop interest in the learning process, to see the practical relevance of the obtained knowledge. The paper analyzes the possibility of higher education for the disabled in our country and abroad.

Текст научной работы на тему «Социальные инновации: мобильные технологии и решение проблемы доступности высшего образования для инвалидов»

УДК 33

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

К. Н. Гурьева

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация gyruevak@mail. ш

Рассмотрена основная задача высшего образования — приведение профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями общества, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования. Затронуты вопросы

инновационной деятельности вуза, которая дает возможность самореализоваться как студентам, так и преподавателям, позволяет развивать интерес к учебному процессу, видеть практическую значимость полученных знаний. Проанализированы возможности получения высшего образования инвалидами в нашей стране и за рубежом.

Ключевые слова: инновации, образование, социальная сфера, общество, мобильные технологии, дистанционное образование, инвалиды.

UDC 33

SOCIAL INNOVATIONS: MOBILE TECHNOLOGIES AND SOLUTION TO THE PROBLEM OF AVAILABILITY OF HIGHER EDUCATION FOR DISABLED PEOPLE.

K. N. Gureva

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation,

gyruevak@mail .ru

The article considers the main task of higher education — making training in accordance with the modern needs of the society, increasing the availability of quality educational services, creation of a system of independent evaluation of education quality control. It touches upon the issues of innovation activity of higher education institutions, which gives the opportunity to fulfil the potential of students and lecturers, to help to develop interest in the learning process, to see the practical relevance of the obtained knowledge. The paper analyzes the possibility of higher education for the disabled in our country and abroad.

Keywords: innovation, education, social sphere, society, mobile technologies, distance education, disabled people.

Введение. Под социальными инновациями подразумеваются новые технологии и бизнес-модели для улучшения качества жизни людей и социальной инфраструктуры в соответствии с глобальными мегатенденциями, а также выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе. Цель — достижение устойчивого развития общества, решение его экологических и экономических проблем [1]. В сфере социальных инноваций решаются и проблемы людей с ограниченными возможностями. В этом числе и проблемы молодых людей, желающих получить высшее образование. О том, что они есть, свидетельствует тот факт, что из 100 абитуриентов-инвалидов только двум удаётся получить диплом об окончании вуза. Эта проблема остро стоит перед человечеством и требует решения уже сейчас. Каковы пути этого решения? В данной работе предпринята попытка дать ответ на этот вопрос.

Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяются потребностями и тенденциями общественного развития. Сам механизм реализации социальной сферы имеет сложную структуру:

— субъект сферы политики — государство, политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

— объект сферы политики — различные социальные процессы в обществе;

— системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социальной сферы.

Общее представление о социальных инновациях. Обществу необходимы новые инновационных решений для предотвращения глобальных проблем во всех сферах жизни, и именно здесь на первый план выходят социальные инновации, где активно ведутся разработки.

Примерами уже действующих социальных инноваций могут служить следующие проекты:

— «Сохраните еду» (Финляндия): в Финляндии существует проект под таким названием, объединяющий с помощью мобильного приложения нуждающихся в бесплатном питании (студентов, многодетные семьи), и готовых делиться излишками еды.

— «Экономия бумаги» (Россия): один из сотрудников российской типографии начал собирать использованную бумагу и делать из неё недорогие украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.

— «Школьные дедушки» (Швеция): в Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу в качестве помощников детям и учителям. Инициатива «Школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а на сегодняшний день эта национальная организация насчитывает более 10 офисов.

Социальные инновации в образовании. Особое внимание стоит уделить инновациям в образовании. Реформа образования должна проводиться с учетом принципа «не навреди». В табл. 1 представлены распространенные методы внедрения инноваций в сферу образования [2].

Таблица 1

Распространенные методы внедрения инноваций в сферу образования

Метод Пояснение

Метод конкретизирующих документов Выбирается отдельная школа, вуз, и уже на их базе проводится эксперимент

Метод кусочного внедрения Ввод отдельного нового инновационного элемента

Вечный эксперимент Оценка получаемых результатов на протяжении длительного промежутка времени

Параллельное внедрение Анализ эффективности сосуществования старого и нового образовательного процесса

В Германии был разработан метод «Обучение действием», предложенный профессором Регом Ревансом для проведения организационных изменений. Процесс обучения действием состоит из обучения через проживание ситуаций, решения проблемных и креативных задач, получения соответствующих знаний, направленной групповой обучающей работы. Основными характеристиками метода являются:

— сосредоточенность на обучении через делание;

— групповая работа;

— адресация целям организации;

— роли участников ориентированы на решение задач;

— принятие командных решений;

— формализация результатов (презентации, материалы).

К сожалению, существуют и барьеры внедрения инноваций в социальную сферу, основные из них представлены в табл. 2 [3].

Таблица 2

Проблемы внедрения инноваций в сферу образования

Проблема Пояснение

Барьер творчества Нежелание что-либо менять, учиться, развиваться

Конформизм Отказ от принятия необычных педагогических решений

Личностная тревожность Боязнь высказывать свои суждения открыто

Ригидность мышления Отсутствие стремления к приобретению новых знаний, навыков

При рассмотрении зарубежного опыта обучения студентов-инвалидов, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий, необходимо отметить, что особое место в этом процессе занимают такие страны, как Великобритания, Индия и Япония. В Открытом университете дистанционного обучения Великобритании обучается около 250 000 студентов, и каждый год около 5% из них регистрируются как студенты с ограниченными возможностями. В конце XX века был сделан акцент на обеспечение доступа к ресурсам и библиотекам в электронном формате. В 2009 году в Индии запустили новый проект с целью создания информационного общества для развития лиц с ограниченными возможностями. В Японии общее число лиц с инвалидностью — более 7 млн чел. В этой стране в конце прошлого века был создан Национальный университет — единственное высшее учебное заведение, специализирующееся на обучении слабослышащих и слабовидящих студентов и созданное с целью создания безбарьерной образовательной среды.

Что касается РФ, то здесь задача подъема уровня образования является одной из ключевых, выступая первым звеном инновационной цепочки «образование — исследования — венчурные проекты — массовое освоение инноваций».

Образование для инвалидов. Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5 «Право на образование») гарантируется право каждого человека на образование. В статье 4 этого закона сказано, что в РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья [4]. В

настоящее время сформировались четыре основных направления деятельности вузов в области подготовки специалистов-инвалидов, показанные на рис. 1.

Рис. 1. Основные направления деятельности вузов в области подготовки специалистов-инвалидов

Но несмотря на все усилия права людей с инвалидностью далеки до полной реализации, особенно в том, что касается обеспечения их полноценного участия в социальной жизни общества. Получению инвалидами качественного высшего образования препятствуют множественные структурные ограничения, однако общество стремится улучшить и упростить жизнь людей с ограниченными возможностями [5].

В табл. 3 отражены сведения об инвалидах-студентах профессиональных образовательных организаций среднего и высшего специального образования. Данные свидетельствуют, что с 2008 по 2016 год наблюдается постепенное увеличение численности таких студентов.

Таблица 3

Сведения об инвалидах-студентах (по данным Федеральная службы государственной статистики)

2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014 2014/ 2015 2015/ 2016

Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

Принято 4524 6091 5447 4993 5185 4456 4308 5268

студентов-инвалидов

Численность 14871 15910 14400 13548 14306 12359 12369 14788

студентов

Выпуск 2953 4008 3374 3265 3099 2533 2475 2895

специалистов

Образовательные организации высшего образования

Принято 5770 7204 6670 5599 5530 5194 5179 5966

студентов-инвалидов

Численность 24994 23248 22939 20080 18919 16779 16768 18043

студентов

Выпуск 2463 3040 3080 2783 2712 2500 2561 4120

специалистов

Дистанционное и мобильное обучение. Также стоит отметить, что особое место в нынешней системе образования занимает дистанционное обучение, которое представляет собой взаимодействие учителя и учащегося на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Сейчас система дистанционного образования поражает числом учащихся, количеством образовательных учреждений и сложностью инфраструктуры. Едва ли не у каждого университета есть возможность обеспечить обучение студентов, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать на лекциях. Система дистанционного образования успешно развивается и в России. Большинство вузов Москвы уже предлагает дистанционное образование, стоимость варьируется в пределах от 40 до 60 тыс. рублей. В табл. 4 представлены основные формы дистанционного обучения.

Таблица 4

Формы дистанционного обучения

Форма дистанционного обучения Особенности

Чат-занятия Все участники имеют одновременный доступ к чату

Веб-занятия Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью возможностей «всемирной паутины»

Телеконференции Проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты

Телеприсутствие Например, дистанционное присутствие с помощью робота КВо! 100. В Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. Учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор, и у мальчика создается почти полное впечатление присутствия на уроке

Появилось и развивается новое направление в образовании — мобильное обучение, под которым понимается любая учебная активность, в которой используются портативные устройства: телефоны, смартфоны, планшеты. Первые попытки организовать среду, в которой ученик мог бы свободно перемещаться внутри школы и за ее пределами, начались практически в то же время, когда стали доступны портативные компьютеры. Основные направления использования мобильных компьютеров в обучении были намечены американским ученым Аланом Кеем. Внедрение мобильного обучения стало возможным благодаря широкому набору функций современных мобильных устройств, к которым на сегодняшний день относятся, в частности, голосовая связь, обмен сообщениями, графикой, интернет-браузеры и др. [6].

Мобильное приложение, являясь частью мобильного обучения, представляет собой программу, установленную на той или иной платформе, обладающую определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия. Значимость мобильных приложений для образования растет благодаря их общедоступности, возможности совместной работы учащихся над заданиями, выноса обучения за рамки школы. Использование мобильных приложений для образовательных учреждений позволяет осуществлять контроль за уровнем знаний студентов, упрощать проведение зачетов и контрольных работ, ускорять обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса. В табл. 5 представлены доступные мобильные приложения, помогающие в образовании. Большинство известных всем нам приложений можно и стоит использовать с целью самообразования.

Таблица 5

Доступные мобильные приложения, помогающие в образовании

Название приложения Суть, область применения и преимущества

Skype Программное обеспечение для бесплатной видеосвязи и голосовых звонков, а также для обмена мгновенными сообщениями и файлами

Youtube Приложение для просмотра видео, также дает возможность загружать и редактировать видео, добавлять комментарии

ClassDojo Приложение, которое отслеживает и создает данные о поведении, которыми преподаватели могут поделиться с родителями и руководством

Переводчик Google — Перевод с 90 языков при вводе текста с клавиатуры — Мгновенный перевод с 26 языков с помощью фотокамеры — Автоматический перевод речи с 40 языков и обратно

Gero Тайм-менеджер, помогающий следить за тем, как много времени вы тратите на работу и отдых

Тесты по русскому языку Приложение для обучения русскому языку и контроля

Эврика! Приложение с логическими задачками

Фоксфорд / учебник Интерактивный справочник по школьной программе за 4-11 классы

Bookmate Онлайн-сервис для чтения электронных книг с компьютера или мобильных устройств. Возможность загружать собственные книги

GeoGebra Бесплатная кроссплатформенная динамическая математическая программа для всех уровней образования, включающая в себя геометрию, алгебру, таблицы, графики, статистику и арифметику, в одном удобном для использования пакете

Google Earth Виртуальный глобус

Geography Learning Game Географическое приложение для обучения в игровой форме

Chemik Приложение для химии

Space Images Изображения и видео звезд и планет

Донской государственный технический университет идет в ногу со временем, поддерживая современные тенденции в развитии образования. На базе ДГТУ создан портал электронного

L4QQ/J

обучения СКИФ, который дает возможность электронного обучения, повышения квалификации, доступа к библиотеке электронных ресурсов университета и многое другое. Стоит отметить, что в ДГТУ создан отдел инклюзивного образования, целью которого является обеспечение инвалидам и лицам с ОВЗ получения качественной профессиональной подготовки. Это достигается разными способами: оснащением корпусов (подъездов, аудиторий, туалетов, столовых и т.д.) специальным оборудованием, техникой, а также созданием эффективной системы дистанционного обучения. Целью деятельности отдела инклюзивного образования ДГТУ является ресурсная поддержка образовательного пространства и обеспечение эффективности функционирования системы инклюзивного профессионального образования как в вузе, так и в Ростовской области в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Сегодня практически нет ни одной сферы общества, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Высшее образование — не исключение. Используемые здесь технологии дистанционного образования, несмотря на свою достаточно высокую стоимость на данный момент, в будущем несомненно изменят систему образования для студентов, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Развитые страны уже достигли значительного прогресса в обеспечении доступа к высшему образованию для студентов с ограниченными возможностями в обычной и дистанционной формах обучения. Наша страна на пути к этому — в стремлении к использованию новых технологий и в достижении доступности высшего образования для всех слоев населения.

Библиографический список

1. Управление инновационными процессами : уч. пособие / В. В. Жариков [и др.] . — Тамбов : ТГТУ, 2009. — 180 с.

2. Мамадалиев, К. Р. Инновационные технологии в обучении / К. Р. Мамадалиев // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 450-452.

3. Делия, В. П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление / В. П. Делия. — Балашиха : ИСЭПиМ, 2005. — 265 с.

4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года] [Электронный ресурс]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.10.17).

5. Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа: уч. пособие / Е. И. Холостова. — Москва : Дашков и Ко, 2013. — 280 с.

6. Куклев, В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения / В. А. Куклев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2009. — № 1 (35). — С. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.