УДК 378.14
Харченко Леонид Николаевич
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры ботаники, зоологии и общей биологии Северо-Кавказского федерального университета [email protected]
Leonid N. Kharchenko
Doctor of Pedagogy, Professor Professor of the Department Botany, Zoology and General Biology North-Caucasian Federal University [email protected]
Социальные и
информационные аспекты профессиональной подготовки будущего инженера
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки будущего инженера как субъекта социально-информационной деятельности и социальной ответственности. Речь идет о формировании нового образа и способа мышления инженера, приспособленного к быстро меняющимся социальным и информационным реалиям современного общества. Следовательно, организаторы технического образования должны понимать, что вуз, подготавливающий специалистов должен отвечать критериям эффективности, а также четко себе представлять широкий социальный и информационный контексты профессиональной деятельности будущего инженера и, соответственно этим контекстам формировать образовательную среду вуза.
Ключевые слова: подготовка инженера, социально-информационная деятельность, социальная ответственность.
Social and information
aspects professional training future engineer
Annotation. . The article discusses aspects of the training of future engineers as the subject of social and information activities and corporate social responsibility. We are talking about the formation of a new way of thinking and the way engineers adapted to the rapidly changing social and informational realities of modern society. Therefore, technical education organizers must understand that the university that prepares professionals must meet the criteria of effectiveness, as well as a clear idea about the social and informational contexts of professional work of the future engineer and, according to these contexts shape the educational environment of the university.
Keywords: Training engineer, social and information activities, social responsibility.
Рынок труда диктует требования к уровню и качеству профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе, специалиста технического профиля. Выпускник технического вуза - инженер, должен быть высокообразованным, компетентным, способным решать профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях социальной и информационной действительности.
Социальный и информативный характер деятельности инженера ставит перед техническими вузами задачу по подготовке современного специалиста технического профиля с востребованными обществом и профессиональным сообществом, социально-информационными знаниями, умениями, компетенциями. В контексте данных суждений требуют обоснования наиболее важные на сегодняшний день социальные и информационные аспекты профессиональной подготовки будущего инженера.
Социальные аспекты обусловлены тем, что профессиональная деятельность современных инженеров связана, прежде всего, с удовлетво-
рением потребностей общества и каждого человека в отдельности в различных бытовых, производственных, информационных и других видах техники и технологий. Объективный процесс интеграции социокультурных систем гуманитарной, экономической, информационной и технической природы приводит к пониманию того, что инженер становится субъектом социальной деятельности и социальной ответственности [1, 2]. Данный аспект нашел свое отражение не только в научных исследованиях ученых [1, 2, 3, 4 и др.], но и в критериальных оценках международных объединений работодателей по инженерной подготовке, таких, например, как Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций (FEANI), Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество инженерных организаций (APEC), Ассоциация инженерного образования России (АИОР).
Так, по утверждению Р.М. Петруневой [3], существующая социальная и техническая реальность требует специалиста, разбирающегося не только в своей профессиональной деятельности, но и в сфере, которая, казалось бы, не связана с его
профессиональным бытием. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, техника составила целую среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, изобретает ... Большая часть глубоких впечатлений, получаемых им, приходят к нему от техники. А, с другой стороны, любое инженерно-техническое решение вторгается в социальное бытие человеческого общества - трансформирует его, создает и навязывает новые материальные потребности, устанавливает новые стандарты качества жизни. Происходит изменение мышления, образа жизни , окружающей реальности .
Мнение ученых совпадает с мнением представителей международных объединений работодателей, которые помимо технико-технологических выдвигают требования к личностным качествам специалиста-инженера, это:
- умение работать в многопрофильной команде;
- обладание приемами эффективной аргументации и коммуникативной компетенцией в целом;
- понимание профессиональной и этической (социальной, природной) ответственности принятия инженерных решений;
- способность к анализу и критике принятых решений;
- искусство управления людьми и понимание необходимости обучения в течение всей жизни.
Таким образом, важнейшими функциями инженера являются не только производственные функции (обеспечение развития и функционирования техники и технологии), но и такие социальные функции, как социально-информационная, гуманистическая, культурологическая.
Выделение информационных аспектов в профессиональной подготовке будущего инженера обоснована тем, что профессиональная деятельность любого современного специалиста носит ярко выраженный не только социальный, но и информационный характер, и, конечный успех этой деятельности зависит от его подготовленности к функционированию в так называемом «информационном социальном и профессиональном поле» [4]. Подтверждение данного мнения находим в исследованиях и других ученых [Л.Н. Бахтиярова, Н.Г. Вит-ковская, А.Л. Денисова, В.В. Евдокимов, И.А. Журавлёва, А.А. Козырев, Е.А. Ковалева, Л.В. Кулева,
Литература:
1. Гулякин Д.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании социально-информационной компетентности // Современные информационные технологии. 2009. № 10. С. 121123.
2. Гулякин Д.В. Формирование социально-информационной культуры студентов технического вуза: теоретико-методологические аспекты : монография. Краснодар : Кубанский государственный технологический университет, 2014. 158 с.
И.А. Малинина, А.Л. Сметанников, З.Ф. Смолов, А.Г. Степанов, Л.В. Третьякова, Н.Г. Ширшова и др.].
Дело в том, что профессиональная деятельность инженера информативна по содержанию, и его профессиональная деятельность социальна и информативна. Информационный характер труда инженера складывается под влиянием тенденций развития информационного общества, что определяет новые задачи подготовки современного специалиста технического профиля, связанные с формированием:
- способности обобщения взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности;
- способности к потреблению и выбору информации. Сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство. Системный взгляд на информационную среду жизни общества, умение анализировать информационную обстановку;
- готовности к поиску, освоению и использованию информации. Знаний номенклатуры информационных услуг, предлагаемых различными источниками. Умений пользования алгоритмами оптимального индивидуального поиска, использования достижений науки и техники в практической деятельности;
- рефлексивных умений по отслеживанию субъектом целей, содержания, и результатов своей профессиональной деятельности.
Таким образом, организаторы технического образования должны понимать, что вуз, подготавливающий специалистов должна отвечать критериям эффективности [5], а также четко себе представлять широкий социальный и информационный контексты профессиональной деятельности будущего инженера и, соответственно этим контекстам формировать образовательную среду вуза. Они должны понимать, что современность, состоятельность и успешность выпускник вуза определяется не только и не столько багажом собственно технических знаний, но и его способностью и готовностью активно участвовать в социальных и информационных процессах.
Literature:
1. Gulyakin D.V. The role of information and communication technologies in the formation of social and information competence // Modern information technologies. 2009. № 10. p. 121-123.
2. Gulyakin D.V. Formation of socially-information culture of students of a technical college: theoretical and methodological aspects : monograph. Krasnodar: Kuban State University of Technology, 2014. 158 p.
3. Петрунева Р.М. Модель специалиста-инженера: от деятельности к компетентности : монография. Волгоград : Политехник. 2007. 145 с.
4. Суханов А.П. Информация и человек. М. : Сов. Россия, 1980. 208 с.
5. Харченко Л.Н. Аргументы в пользу становления модели эффективного вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета Серия «Педагогические науки». 2013. № 7 (82). С. 53-57.
3. Petruneva R.M. Specialist engineer Model: from the activities of the competence: a monograph : RM Petruneva. Volgograd : Polytechnic, 2007. 145 p.
4. Sukhanov A.P. Information and man. M. : Sov. Russia, 1980. 208 p.
5. Kharchenko L.N. Arguments in favor of becoming a model of effective high school // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University Series «Jurisprudence». 2013. № 7 (82). p. 53-57.