Научная статья на тему 'Социальные и экологические ориентиры стратегии устойчивого развития России'

Социальные и экологические ориентиры стратегии устойчивого развития России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

Итоговый документ "круглого стола" "Философия и методология социальной и экологической политики", проведенного при организационном участии Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации в рамках IV Российского философского конгресса "Философия и будущее цивилизации" 25 мая 2005 года, Совет Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные и экологические ориентиры стратегии устойчивого развития России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2005. № 5

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

IV РОССИЙСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС

С.М. Медведева

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ФИЛОСОФИИ

Заседание секции "Политическая философия" IV Российского философского конгресса "Философия и будущее цивилизации" состоялось 26—27 мая 2005 г. Ее работой руководили д.ф.н., проф. А.И. Соловьев (Москва), д.ф.н., проф. Т.А. Алексеева (Москва), д.ф.н., проф. В.А. Гуторов (Санкт-Петербург), д.ф.н., проф. Е.Б. Шестопал (Москва). До начала конгресса на секцию было представлено свыше 70 докладов — из Москвы (18), Санкт-Петербурга (9), Екатеринбурга (8), Волгограда (5), Ростова-на-Дону (3), Архангельска (2), Краснодара (2), Тюмени (2) и других российских городов (18). Международный статус секции придали 7 докладов из стран СНГ (4) и дальнего зарубежья — Китая (1), Польши (1) и Чили (1). В работе секции приняли участие 29 докторов наук, 25 кандидатов наук, а также 10 аспирантов и студентов.

В связи с ограниченностью времени на секции состоялось 18 выступлений, посвященных рассмотрению следующих проблем: место политической философии и отдельных политических наук в современной системе научного знания (2 доклада); история отечественных и зарубежных политико-философских учений (6 докладов); проблемы и методология изучения современных политических институтов и процессов в России и странах ближнего и дальнего зарубежья (7 докладов); политическая коммуникация и язык политики (3 доклада).

1. Место политической философии и отдельных политических

наук в современной системе научного знания

В докладе д.п.ф., проф. О.Ф. Русаковой (Екатеринбург) была предпринята попытка осмысления предметного поля политической философии в ее противопоставлении предмету политической теории. В отличие от политической теории, занимающейся сциентистским моделированием политического мира, политическая философия озабочена его гуманистическим смыслопостиженим. Поэтому при наличии общего объекта исследования указанные дисциплины прибегают к различным парадигмальным установкам и категориальным сетям. Категориальная сеть политической философии включает: а) традици-

онные политологические понятия "власть", "справедливость", "равенство", "свобода", "права человека", "порядок"; б) специфические понятия рационального, иррационального, экзистенциального, трансцендентного и имманентного; в) термины, характерные для конкретных философских направлений и школ.

В докладе к.ф.н. A.A. Изгарской (Новосибирск) рассматривались эволюция и предметное поле геополитики. Был сделан вывод о том, что методология И. Лакатоса позволила определить период появления геополитики как зрелой науки, выделить конкурирующие геополитические теории и проследить тенденции их развития, осуществить анализ понятийного аппарата геополитики и выявить ее онтологические и ценностные основания, определить наиболее эффективные концепции для анализа и прогнозирования реальных процессов.

2. История отечественных и зарубежных политико-

философских учений

В докладах к.ф.н. И.В. Андреева (Москва) и к.и.н. А.Г. Влас-кина (Санкт-Петербург) обсуждался вклад отечественных ученых и общественных деятелей в развитие политической философии. Как показал И.В. Андреев, критика П.А. Сорокиным теории политических партий М.Я. Острогорского повлияла на зарубежных ученых середины и второй половины XX в. Сорокин поддержал идею Острогорского о неизбежной замене постоянных политических партий системой временных узкоспециализированных групп интересов из рядов просвещенной элиты и лучших представителей гражданского общества. Эта трансформация позволила бы перейти от "пассивной кооперации" партийных структур к высшему типу солидарности — "свободной ассоциации". Однако он значительно выше, нежели Острогорский, оценивал влияние рядовых партийцев и избирателей на курс партийной политики. В докладе А.Г. Власкина говорилось о том, что принципы обоснования либерально-демократических ценностей, предложенные русскими политическими мыслителями начала XX в. П. Нов-городцевым и С. Гессеном, сохраняют ценность для развития современной политической философии. Оба философа исходят из принципа нравственной автономии личности. Соответственно идеалы политических свобод, равенства, либерально-правового государства и прав человека необходимы для обеспечения нравственной свободы и автономии личности. Либерально-демократические ценности рассматриваются Новгородцевым и Гессеном как универсальные, поскольку независимо от особенностей культуры или исторической эпохи человеческая природа остается неизменной, т.е. человек — это разумное, автономное и моральное существо.

В докладах к.ф.н. В.В Афанасьева (Москва), Н.А. Чамаевой (Москва), д.п.н. О.Ю. Бойцовой (Москва), к.ф.н. Н.Н. Кукаренко

(Архангельск) рассматривались проблемы зарубежной политической теории. В.В. Афанасьев с критических позиций проанализировал политико-философские воззрения О. Шпенглера. Взгляды этого мыслителя сформировались под влиянием немецких, русских и античных философских традиций и отличались консерватизмом, аристократизмом, антидемократизмом и эстетизмом. Консерватизм Шпенглера непоследователен: выступая за независимость государства от экономики, он не требует подчинения государства церкви, что составляет существо консервативного подхода к политике. В международной политике немецкий мыслитель был сторонником реализма. Несмотря на негативное отношение к российской политике, Шпенглер высоко ценил русскую культуру и предложил ее оригинальную интерпретацию.

H.A. Чамаева продолжила анализ консерватизма в политической философии на примере работ М. Оукшотта. Согласно его воззрениям, консерватизм заключается в представлении о мире, обществе и истории как об особом пространстве беседы, где встречаются и признают друг друга разные вселенные дискурсов, сохраняется лояльное отношение к альтернативам, а различия не ведут к разрушению.

В своем докладе О.Ю. Бойцова сопоставила концепции "коллективного выбора" в политике в трудах Дж. Бьюкенена и Дж. Роулза, для которых коллективный выбор означает установление на договорной основе совокупности норм, регулирующих политическое поведение рациональных и автономных индивидов. Их теории сближает то, что: 1) исходной точкой в них выступает индивид, обладающий определенными интересами и обменивающийся действиями с другими индивидами с целью удовлетворения взаимных интересов; 2) индивиды рассматриваются рациональными, а политические действия — стратегическими; 3) коллективный выбор носит конституирующий характер и основывается на принципе единогласия; 4) в политике коллективный выбор связан с принятием принципа справедливости. Однако у Роулза справедливость является конституирующей нормой, а у Бьюкенена она выступает в качестве одного из измерений эффективности.

H.H. Кукаренко продолжила анализ западных концепций справедливости на примере либерального феминизма С.М. Оукин, выступившей с критикой теории справедливости Дж. Роулза. Рассматривая гипотетическую ситуацию дискуссии о морали, Роулз предположил, что ее участники должны выносить решения, невзирая на собственную половую принадлежность. Именно это обеспечит свободу и равенство всех участников. Однако, согласно Оукин, гендерно-структурированное общество формирует принципиально иные базовые мотивации, психологию, моральное развитие и отношение к справедливости в мужчинах и женщинах. Поэтому для достижения справедливости участники моральной дискуссии должны занять без-

гендерную моральную позицию. По мнению докладчицы, в теории Оукин имеются противоречия, так как ее концепция бесполезна для феминистских проектов справедливости, которые вырабатываются еще до того, как участники начнут дискуссию о справедливости, а не в ходе нее.

3. Проблемы и методология изучения современных политических

институтов и процессов в России и странах ближнего

и дальнего зарубежья

В докладе д.п.н. М.А. Фадеичевой (Екатеринбург) был поднят вопрос об обретении Россией новой идентичности в условиях постмодерна. Существует три подхода к пониманию смысла идентичности: как тождественности, как подлинности, как принадлежности. Первый подход делает акцент на исторической преемственности: Россия — наследница Российской империи или Россия — наследница СССР. Второй подход выявляет этническую основу современной России, что подчас может привести к национализму. Третий подход делает акцент на настоящем и рассматривает Россию как принадлежащую к определенному цивилизационному типу динамично развивающегося, модернизирующегося общества, в основе которого находится идея не величия, а благополучия. Новая российская идентичность строится как множественная, основанная на принципе взаимных дополнений, ее субъектом выступают и общество в целом, и отдельный индивид. Концептуальная разработка новой российской идентичности как принадлежности позволит преодолеть мировоззренческие предубеждения, бытующие в теории и обыденном сознании, а также препятствующие модернизации России.

Доклад ст. преп. Р.Г. Тугова (Майкоп) был посвящен концептуальному осмыслению задач и функций современного государства. Государство обладает суверенитетом, собственностью, средствами легитимного управления и насилия в обществе. В его задачи входит формирование законопослушных граждан, способных к совместной деятельности, относящейся к внутренней и внешней государственной политике, а также обеспечение безопасности и неприкосновенности собственных границ. Законы государства ограничивают права граждан, а также образующих его этносов и религий. Последние должны укреплять единство граждан, а не служить средством для его разрушения. Зрелое государственное правосознание лежит в основе политической культуры гражданского мира и согласия между различными этносами и религиями одного государства.

А.А. Нурмаков (Алма-Ата, Казахстан) предложил модель изучения неправительственных организаций (НПО) как институтов гражданского общества. В его докладе была рассмотрена эволюция представлений о гражданском обществе с этапа формирования представле-

ний об общественном договоре через эпоху антагонизма дефиниций гражданского общества и государства к современным взглядам на сообщество неправительственных организаций как институциональную суть гражданского общества. Принципиально новой идейно-практической базой сосуществования гражданского общества и государства должно стать конструктивное сотрудничество с перспективой равноправного продуктивного партнерства.

Д.ф.н. А.Х. Бугазов (Бишкек, Киргизия) проанализировал особенности формирования евразийской модели гражданского общества. Евразийский тип миропонимания имеет свои ментальные особенности: приоритет духовного единства и "чистоты", общность и коллективизм в образе жизни. Если в западной культуре гражданское общество определяется как совокупность свободных индивидов, то в евразийском пространстве свобода чаще предстает как проявление коллективного устройства универсума.

Вопрос о соотношении государственного и этнического сознания в России был поднят в докладе к.и.н. Р.Ф. Мухаметдинова (Казань). Традиционно в СССР замалчивались проблемы национальных особенностей и этнической нетерпимости. Однако эти конфликты продолжали подспудно влиять на политический процесс, а после распада Советского Союза вышли на поверхность. Значение этнической составляющей в политической жизни страны и борьбе за власть продолжает недооцениваться и в постсоветской России. Между тем этнические и религиозные особенности отчетливо просматриваются в программах большинства современных российских партий и движений, что препятствует интеграции и умиротворению общества.

О роли культурных и национальных факторов в определении внутренней и внешней политики современных государств говорилось и в докладе к.ф.н. В.М. (Фролова (Харьков, Украина), посвященном анализу места Украины и России в глобальных трансформациях. Сходство Украины и России связано с их принадлежностью к одной цивилизации, базирующейся на географической близости, генетическом родстве, общности истории. В настоящее время обе страны переживают сложности управляемой цивилизационной переидентификации на Запад, либерализации и модернизации экономики и политики. Зачастую это не отвечает подлинным политическим и экономическим интересам двух стран. Однако возвращение к изоляционистской политике нецелесообразно, поэтому необходим поиск альтернативных путей минимизации потерь.

Анализ религиозной составляющей современных глобальных политических процессов проводился в докладе д.ф.н. М. Маршевска-Ритко (Marshewska-Rytko) (Люблин, Польша). Социально-политические и религиозные системы находятся в постоянном взаимодействии, поскольку, с одной стороны, политика трансформирует рели-

гиозную среду, с другой — религия влияет на поведение граждан и принятие политических решений. Влияние религиозных систем на международный политический процесс осуществляется по трем направлениям. Во-первых, хотя существуют различные мотивы, побуждающие людей к принятию тех или иных религиозных воззрений, религии укрепляют общие ценности людей и усиливают их коллективную идентичность. Во-вторых, в настоящее время наблюдается рост религиозного фундаментализма и экстремизма, характерного не только для мусульманских стран. В-третьих, ныне возрастает роль религиозных институтов и церквей, которые должны принять на себя свою новую миссию в меняющихся геополитических реалиях.

4. Политическая коммуникация и язык политики

Доклад Н.Г. Пономаревой (Екатеринбург) был посвящен анализу нового для современной политики феномена — деятельности полит-консультантов, обеспечивающих коммуникацию между властью и обществом. В настоящее время наблюдаются изменения в понимании медиаторами целей и специфики собственной деятельности. Общество начинает восприниматься ими не как субъект коммуникации, а как имплозивная масса. Кроме того, происходит "распыление" власти, что приводит к исчезновению вертикальных каналов коммуникации между ней и обществом. Возможны два варианта развития событий: 1) осуществление политконсультантами сетевой коммуникации между автономными, самоорганизующимися акторами, одним из которых (но не главным) является государство; 2) восстановление и укрепление вертикали власти через ее персонализацию и создание образа вождя для масс. В первом случае медиаторы получают возможность влиять на власть и трансформировать условия ее деятельности, во втором — осуществлять коммуникацию с обществом от лица власти.

Д.ф.н. Е.В. Морозова (Краснодар) рассмотрела функции метафоры в политическом и политологическом языках. Метафора освобождает от последовательного описания объекта и оставляет простор для множественной интерпретации сказанного, для возможностей альтернативных выводов. По распространенности тех или иных метафорических модулей можно составить представление о ситуации в политике и политической науке. Наиболее продуктивным обращение политологов к метафорам становится в периоды политических изменений, необходимость осмысления которых инициирует поиск новых языковых реалий, выходящих за пределы привычного языкового пространства. Основным источником новых языковых ресурсов становится обыденная речь и терминология других наук. С метафорой связаны многие операции по усвоению, преобразованию и передаче знаний о политике.

Ю.М. Загвозкина (Иваново) подчеркнула, что в условиях информационного общества и медиатизации пространства существенно изменяется нормативная сфера политики и статус традиционных идеологических институтов. Претендуя на деидеологизированность, информационное общество тем не менее создает собственную идеологию глобального консюмеризма, сохраняя неравенство между стратами в области цифровых технологий и провоцируя глобальный идеологический раскол. В этих условиях возрастает функциональная нагрузка концепта идеологии как рационально аргументированной системы групповых предпочтений понятия мифологической рациональности и суггестивным технологиям воздействия на приоритетные аудитории.

Помимо общетеоретических проблем соотношения теории и практики, морали и политики, власти и общества, элитного и массового политического сознания, в ходе работы секции активно обсуждались актуальные тенденции глобальных и внутрироссийских политических процессов. Многоплановость вопросов, поднимавшихся участниками секции, а также живой интерес к злободневным современным политическим реалиям свидетельствуют о готовности философской общественности предложить новые концептуальные подходы и модели для анализа политики, которые, несомненно, будут полезны для дальнейшего развития политической науки в России.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2005. № 5

В.Н. Расторгуев

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

"Круглый стол" "Философия и методология социальной и экологической политики", проведенный в рамках IV Российского философского конгресса "Философия и будущее цивилизации", был организован по инициативе кафедры теоретической политологии философского факультета МГУ совместно с недавно созданным Координационным советом по социальной стратегии, возглавляемым Председателем Совета Федерации С.М. Мироновым, и прошел в форме свободной дискуссии. Главной задачей дискуссии было детальное обсуждение проекта социальной доктрины России, подготовленного Координационным советом и представленного секретарем Совета Н.А. Малышевой. Этот проект тесно связан с идеями, заложенными

в основу Экологической доктрины Российской Федерации. Соведу-щим "круглого стола" был руководитель творческого коллектива, разработавшего доктрину, акад. В.А. Черешнев — председатель Уральского отделения РАН, директор Института иммунологии и физиологии, лидер Общенационального экологического форума.

Среди участников "круглого стола" — 3 академика РАН и РАМН, около 20 докторов и кандидатов наук, а также 2 аспиранта и студент. В дискуссии приняли участие ученые из Архангельска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Симферополя, Твери. С развернутыми сообщениями выступили руководители ряда крупных вузов и научных центров России — президент РАЕН О.Л. Кузнецов, ректор Северного государственного медицинского университета академик П.И. Сидоров, президент НП "ЭКО-ИНВЕСТ" О.К. Смирнов. В подготовке и работе "круглого стола" принимали участие Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественный совет социального служения Отдела церковной благотворительности и социального служения Московской патриархии, Научный центр политической аксиологии Государственной академии славянской культуры, Всемирная экологическая академия.

Тема дискуссии — единство социального и экологического измерений политики — позволила поставить ряд философских и методологических проблем, поскольку речь шла об универсальной, внеполи-тической основе современной политики. Такой основой служат мета-исторические функциональные цели государства, которые, собственно, и оправдывают его существование и к которым относятся народо-сбережение (социальная политика с установкой на сохранение этнокультурного многообразия) и природосбережение (собственно экологическая политика).

"Круглый стол" был задуман как своеобразное концептуальное завершение первого Северного социально-экологического конгресса — крупного международного форума, который прошел в конце апреля 2005 г. в Сыктывкаре и собрал ведущих ученых и политиков, занятых исследованием стратегических проблем устойчивого социального развития и экономического освоения северных территорий России.

Дискуссия завершилась обсуждением и принятием Итогового документа, содержащего пакет рекомендаций для органов законодательной и исполнительной власти.

8 ВМУ, политические науки, № 5

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Итоговый документ "круглого стола" "Философия и методология социальной и экологической политики", проведенного при организационном участии Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации в рамках IV Российского философского конгресса "Философия и будущее цивилизации"

25 мая 2005 года, Совет Федерации

Участники "круглого стола", признавая многообразие методов и форм осуществления социально-экономической, культурной и экологической политики, солидарны в том, что существуют общезначимые принципы и приоритеты, которые не должны изменяться в зависимости от экономической или политической конъюнктуры. Эти принципы и приоритеты составляют неизменные ценностные ориентиры стратегического планирования и прогнозирования на федеральном и региональном уровнях, поскольку они связаны с основными функциями государства — природосбережением и народосбережением. Эти две функции составляют смысл социальной и экологической политики и должны рассматриваться как транссекторальные измерения по отношению к любой отрасли внутренней и внешней политики.

Признание особой роли этих функций диктует постановку ряда методологических требований к внутренней и внешней политике России, основанных на оценке системного потенциала современной России, ее положения в глобализирующемся мире и путей повышения конкурентоспособности страны в мировом разделении труда.

Во-первых, современная Россия остро нуждается в разработке доктринальных основ национальной социальной стратегии и реализации принципов уже принятой Экологической доктрины Российской Федерации. Эти два направления государственной политики должны базироваться на принципах, которые отражают национальные интересы России и ее ближайших партнеров в контексте становления Союза России и Белоруссии, приемлемы для мирового сообщества и отвечают стремлению зарубежных соотечественников поддерживать особые отношения с родиной. Концептуальное единство социальной и экологической стратегий служит гарантом социально ответственной и конкурентоспособной экономической политики, позволяет осуществлять контроль со стороны государства и институтов гражданского общества за основными показателями качества жизни. В данном случае экологическая политика может рассматриваться как фундамент социальной политики, поскольку именно экологическое измерение позволяет определить универсальные параметры качества жизни (чистая вода и незагрязненная атмосфера, доступность основных ресурсов), а ее цель — не только защита природы, но и защита человека и

общества от "социализированной природы", мстящей человечеству за насилие и неуважение к ее законам.

Во-вторых, условием объективной оценки эффективности национальной стратегии устойчивого развития и приемлемости экономических моделей модернизации должна быть социально-экологическая оценка системного потенциала регионов России — природного и экономического, инвестиционного и инновационного, интеллектуального и культур -ного. Эта оценка включает в себя социальную и экологическую инвентаризацию, экспертизу и мониторинг любых программ и проектов, от осуществления которых зависят уровень и качество жизни населения в различных регионах страны, сохранность исторически сложившегося регионального биологического и этнокультурного многообразия, а также прогнозы возникновения и сценарии минимизации последствий трудно локализуемых или нелокализуемых экологических и социальных катастроф.

В-третьих, устойчивое социальное развитие и стабильный экономический рост предполагают социальную солидарность, основанную на преемственности поколений и партнерстве, а также позитивную динамику в становлении целостной социально-экономической, культурно-информационной и образовательной инфраструктуры, соответствующей требованиям общества знаний, вступающего в свои права в начале третьего тысячелетия. Среди этих требований:

— долгосрочные и сверхдолгосрочные инвестиции в человеческий капитал с учетом прогнозируемых изменений в сфере трудовой занятости и установка на непрерывное образование (обучение в течение всей жизни);

— всемерная поддержка института семьи, материнства и детства, укрепление гендерной, геронтологической и молодежной политики;

— внедрение инноваций и программ комплексного социального территориального развития, учитывающих природную и этнокультурную специфику регионов;

— сбережение национальных культур как главной ценности и важнейшего гаранта адекватной социальной, гражданской, культурной и конфессиональной самоидентификации и социальной адаптации.

В-четвертых, повышение конкурентоспособности отечественной экономики и гарантий национальной безопасности должно основываться на поддержании и повышении социальных стандартов. Это означает недопустимость их снижения в интересах экономической или политической конъюнктуры. Демонтаж системы стандартов и гарантий не имеет отношения ни к реформированию социальной сферы, ни к экономической модернизации. Он не только противоречит конституционному принципу построения социального государства и приводит к превращению социальных рисков в разряд рисков политических, но

и оказывается экономически разорительным в средне- и долгосрочной перспективе.

В-пятых, исходным пунктом стратегического планирования является опора на просвещенное гражданское общество, на открытость политического планирования в сфере внутренней и внешней политики, на участие населения и неправительственных организаций в определении "общего будущего" на всех этапах выработки, реализации и коррекции стратегий развития.

* * *

Участники "круглого стола" согласны с позицией Правительства, которое определяет повышение уровня и качества жизни населения как основную стратегическую цель деятельности всей системы государственных учреждений (субъектов бюджетного финансирования), поскольку этим существенно поднимается статус социальной и экологической политики. Вместе с тем эта двуединая цель эффективной, ответственной и экологически ориентированной политики требует тщательного методологического осмысления, поскольку повышение уровня жизни по ряду показателей не только не означает повышения основных параметров качества жизни населения, но в ряде случаев может достигаться ценой снижения качественных характеристик, например среды обитания.

В соответствии с таким пониманием основной стратегической цели государственной политики следует дать четкое определение двух важнейших целевых установок.

1. Установка первая — поддержание и повышение качества жизни всех групп населения.

При этом качество жизни (в соответствии с определением ВОЗ) должно рассматриваться в контексте культуры и системы духовных (конфессиональных) ценностей, благодаря которым осуществляется самоидентификация, сохраняется преемственность поколений и обретается смысл жизни.

Среди условий, обеспечивающих осуществление этой установки:

— международная унификация критериев определения качества жизни, потребность в которой обусловлена глобальным характером ряда экологических и социальных факторов, негативно влияющих на возможность сохранения и поддержания удовлетворительного или высокого качества жизни на планете;

— доступность и качество социального обеспечения и основного набора медицинских услуг, что позволяет говорить о принципиальной возможности повышения отдельных параметров качества жизни по отношению к социально уязвимым социальным группам;

— доступность природного и культурного наследия, социально значимой информации, а также свободного времени, необходимого для самораз-

вития (последнее достигается благодаря гарантированной возможности повышать квалификацию и получать образование в соответствии со способностями и конституционным положением о бесплатности среднего и высшего образования);

— право на поддержание на должном уровне экологической безопасности с учетом предельно допустимых для конкретного региона техно-и антропогенных нагрузок.

2. Установка вторая — поэтапное повышение уровня жизни основных социальных групп с перспективой преодоления диспропорций между регионами и гарантированным поддержанием уже достигнутых социальных стандартов и социальных завоеваний.

Эта целевая установка предполагает:

— существенное повышение ответственности федеральных органов законодательной и исполнительной власти за выработку и осуществление общенациональной социальной стратегии на основе унифицированного социального законодательства;

— адресную защиту особо уязвимых групп населения и осуществление целевых адаптационных программ, открывающих всем слоям населения доступ к базовым социальным услугам, природным ресурсам и кредитам;

— приоритетную поддержку среднего класса, стимулирование социально ориентированного малого и среднего бизнеса;

— создание благоприятных условий для развития социально ответственного крупного бизнеса, способного инициировать и осуществлять масштабные социальные проекты и программы;

— подчинение экономической интеграции интересам повышения жизненного уровня граждан;

— недопустимость получения преимуществ в конкурентной борьбе за счет снижения социальных стандартов;

— разработку и внедрение транссекторальных федеральных программ, направленных на сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития между регионами;

— контроль за справедливой оплатой труда и достойного пенсионного обеспечения, достаточных для поддержания достойного образа жизни.

* * *

Среди основных принципов социальной политики следует особо выделить:

1) принцип социальной перспективы — главный методологический ориентир долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования, осуществляемых на основе концепции устойчивого развития.

Этот принцип обеспечивается:

— расширением временного горизонта политического планирования, на уровне которого определяются политические цели долгосрочного развития страны в интересах основной части населения;

— совершенствованием механизмов отраслевого и межотраслевого стратегического планирования и прогнозирования, эффективность которых определяется достижением поставленных социально значимых целей, минимизацией или устранением социальных и экологических рисков;

— требованием равноценности социального, экологического и экономического измерений реальной политики, основанного на признании того факта, что экономическая политика — это инструмент, эффективность которого полностью предопределена ближайшими и отдаленными последствиями социального и экологического характера;

2) принцип солидарной социальной ответственности государства, отдельных граждан и институтов гражданского общества, в том числе неправительственных организаций социальной и экологической направленности.

Этот принцип предполагает:

— существенное повышение общей и профессиональной политической культуры, важным условием которого является развитие ген-дерной культуры российского общества;

— установку на открытый социальный диалог, партнерство и солидарность поколений;

— расширение коллегиальных методов выработки решений;

— усиление роли научного и аналитического обеспечения политики;

— перераспределение определенной части доходов экономически активного населения в пользу социально ущемленных и недостаточно адаптированных групп населения;

— создание условий для экономической самостоятельности большей части населения и целенаправленные усилия по расширению занятости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники "круглого стола" поддерживают деятельность Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации, направленную на разработку проекта Социальной доктрины Российской Федерации, и рекомендуют:

1) акцентировать внимание на единстве социальных и экологических знаний и практик, что позволяет выработать научные подходы к политике, от которой зависит функционирование сверхсложных социо-природных систем;

2) учитывать в процессе работы над проектом национальной социальной доктрины Основы социальной концепции Русской православной церкви, осуществляя тесное сотрудничество со всеми культурообразу-ющими конфессиями, исторически представленными на территории России;

3) широко использовать уникальный опыт Первого Северного социально-экологического конгресса по консолидации научных и культурных сил регионов для выработки научно обоснованных региональных стратегий устойчивого развития (в рамках конгресса проведено свыше 40 конференций, симпозиумов, выставок);

4) развернуть в регионах страны общенациональную дискуссию по обсуждению концептуальных основ проекта социальной доктрины, который должен учитывать исторически сложившееся региональное природное и этнокультурное многообразие России;

5) более активно использовать потенциал социальных и политических наук в процессе работы над проектом национальной социальной доктрины;

6) учитывать возможности альтернативного планирования, изучая отечественный и зарубежный опыт социального планирования, в том числе опыт организации территориального планирования в Европейском союзе, осуществляя поиск социально значимых региональных инициатив;

7) поддержать новые образовательные стратегии, направленные на союз политологии, экологии и социальной политики, а также наиболее перспективные пилотные образовательные проекты и, в частности образовательную программу Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова "Экологическая политика", в рамках которой впервые в стране осуществляется профессиональная подготовка специалистов, востребованных временем — политологов-экологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.