Сабуров Хайрулло Мирзоевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности ХГУ им. акад. Б. Гафурова
СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Современная таджикская школа нацелена на воспитание свободной, творческой, саморазвивающейся личности, что определяет общественный прогресс и процветание. При этом нельзя забывать, что человек становится личностью только в обществе, поэтому воспитание должно быть не абстрактно личностно ориентированным вне времени, культуры и общества, а должно быть направлено в первую очередь на воспитание личности гражданина Таджикистана. В этом отношении современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традициям.
В условиях модернизации государства и общества огромное социальное и политическое значение имеет солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного сознания, наполненность личной жизни социальным смыслом. Но эта устремленность не может основываться на разрыве с прошлым. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Таджикистан, но и нести ответственность за него перед историей, современниками и потомками. Модернизация Республики Таджикистан - не самоцель, а способ изменить жизнь в нашей стране к лучшему, сделать ее нравственнее, гуманнее, комфортнее. Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные национальные ценности, присущие народу Таджикистана. Поэтому выбор национального воспитательного идеала (цели) имеет приоритет над другими групповыми интересами и целями.
При этом цель современной системы образования - воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина Республики Таджикистан -должна стать одной из приоритетных задач общества и государства.
В связи с этим в новых государственных стандартах начального образования Республики Таджикистан процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности, которые составляют инструментальную основу компетентностей учащегося, но и как процесс воспитания и развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. Это позволяет определить основные результаты воспитания,
выражающиеся в терминах ключевых воспитательных задач, содержание которых отражает основные направления развития личности в процессе образования:
1. Личностная культура:
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации универсальной духовно-нравственной компетенции;
- сформированность ценностных ориентаций, нравственных ценностей: честности, доброты, искренности, милосердия, мужественности и др.;
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, быть критичным и требовательным к себе и своим поступкам;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результаты, а также целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, оптимизм, способность противостоять трудностям и умение преодолевать их;
- осознание ценности жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, угрожающим жизни, физическому и нравственному здоровью личности.
2. Социальная культура:
- сформированность идентичности гражданина Таджикистана на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
- вера в Таджикистан, чувство личной ответственности за его судьбу перед будущими поколениями;
- готовность противостоять глобальным вызовам современности;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- свободолюбие как способность к самоопределению в жизни и развитие моральной ответственности перед семьей, народом, родиной и будущими поколениями;
- вера в других людей, доверие к общественным и государственным институтам;
- забота о преуспевании и целостности таджикского народа, поддержание мира и согласия.
3. Семейная культура:
- сформированность отношения к семье как к основе таджикского общества;
- приобщение к ценностям и традициям семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- продолжение рода и бережное отношение к человеческой жизни. [10, 6-7] Духовно-нравственное развитие личности в системе общего образования
осуществляется в педагогическом процессе осознанного принятия школьником ценностей:
- семейной жизни;
- культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей мусульманской религии;
- таджикской нации;
- мирового сообщества.
Таким образом, происходит постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье и продолжается в школе, где происходит воспитание гражданина Таджикистана открытого миру, толерантного к другим культурам.
Следовательно, национальный воспитательный идеал - воспитание гражданина Таджикистана - является главной педагогической задачей, задает смысл и характер национального воспитания в общеобразовательной школе, а его содержание определяют базовые ценности, сгруппированные по источникам человечности.
Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации, содержание которых определяется в соответствии с такими источниками человечности:
1) патриотизм;
2) социальная солидарность;
3) гражданственность;
4) мусульманская религия;
5) семья;
6) труд и творчество;
7) природа и искусство;
8) человечество.
Каждая программа воспитания и социализации имеет комплексный и интегрированный характер, разделяясь на подпрограммы на основе соответствующей системы ценностей. Например, воспитательная программа «Гражданственность» интегрирует в себе подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок», «Гражданское общество», «Межнациональное согласие». Подобным образом выстраиваются и другие воспитательные программы.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется в первую очередь вокруг базовых национальных ценностей, которые интегрированы в содержание образования и пронизывают весь уклад школьной жизни, всю деятельность ребенка как человека, личности, гражданина. При этом система национальных ценностей создает смысловую основу для духовно-нравственного развития личности, а целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы состоит из множества воспитательных программ и подпрограмм, каждая из которых осуществляется в следующих направлениях:
1. Урочная деятельность.
2. Внеурочная деятельность.
3. Внешкольная деятельность.
4. Семейное воспитание.
Воспитание в школах Таджикистана должно начинаться с широкого повсеместного употребления понятий «гражданин Таджикистана», «таджик», «таджикский народ», «Таджикистан» непосредственно в образовательном процессе
и вне его. Эти категории необходимо поставить во главу угла современной гуманитарной, образовательной политики. Таджикский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность народа, в том числе средствами образования.
Характер организации современного воспитания определен законом «Об образовании» [5] и Концепцией национального воспитания Республики Таджикистан [7], согласно которым духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является важнейшей задачей современного воспитания и государственным заказом для общеобразовательной школы.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностной ориентации личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных и нравственных норм.
Таким образом, обеспечение духовно-нравственного развития личности -ключевая задача современной государственной политики в социальной сфере, в том числе и в образовании. Само по себе духовно-нравственное развитие личности -сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Поэтому сферу педагогической ответственности можно обозначить следующими положениями:
1. Личность рассматривается прежде всего в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина Таджикистана.
2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества и общественными организациями.
Следовательно, управление образованием в Республике Таджикистан основано на принципах государственно-общественного управления, а основным инструментом его реализации является государственный образовательный стандарт общего образования, который является своеобразным общественным договором.
Стандарт как общественный договор, его разработка, принятие и исполнение объединяет таджикское общество вокруг основных задач государственнообщественного воспитания подрастающего поколения. Все нормативно-правовые документы, регламентирующие содержание, технологии, формы и методы воспитания в общеобразовательной школе, должны проходить общественную экспертизу, широко обсуждаться в научном сообществе и общественных организациях. Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться только общеобразовательной школой, в этом процессе должны активно участвовать семья и общественные организации, СМИ, учреждения культуры, спорта и социальной работы. Поэтому необходимо учитывать их интересы и позиции в отношении целей, ценностей и подходов к воспитанию
подрастающего поколения, что возможно реализовать в рамках государственного образовательного стандарта. Стандарт открывает перед всеми социальными субъектами широкие возможности участия в управлении образованием и сам является эффективным механизмом консолидации общества.
Приоритетом государственной образовательной политики является сохранение единства образовательного пространства Республики Таджикистан. Оно поддерживается стандартом с помощью единых требований к результатам образования и через систему общенациональных духовных ценностей, которые определяются в фундаментальном ядре содержания образования. Система общенациональных ценностей лежит в основе концепции национального воспитания и позволяет укрепить единство образовательного пространства страны. При этом школа наряду с другими субъектами социализации создает необходимые условия для личностного развития обучающегося, его интеллектуального, нравственного. гражданского и духовного роста.
Управление воспитанием в начальной школе, по сравнению с последующими ступенями общего образования, решается проще, потому что классный руководитель является и основным организатором школьной жизни учащихся начальных классов. Классный руководитель:
- готовит и проводит внеклассные и внешкольные воспитательные мероприятия;
- обеспечивает участие в добровольных детских организациях;
- координирует программы семейного и школьного воспитания;
- содействует решению индивидуальных проблем личностного развития детей.
В последние годы государством много сделано для того, чтобы образование
имело общественную направленность. Но все-таки в создании системы государственно-общественного управления образованием остается много нерешенных вопросов. Например, вопросы преемственности и общественного управления тесно связаны друг с другом - единое образовательное пространство невозможно создать без участия родителей, общественности и заинтересованных организаций и предприятий.
Смысл государственно-общественного управления образованием состоит в объединении интересов государства и общественности в решении проблем образования подрастающего поколения с учетом социальных и культурных особенностей и традиций.
Управление системой образования - это, в первую очередь, правовое регулирование деятельности образовательных учреждений и управление образовательным процессом на государственном уровне.
Правовую основу управления системой образования в Республике Таджикистан составляют Конституция Республики Таджикистан, закон «Об образовании», Положение о Министерстве образования Республики Таджикистан и другие нормативно-правовые акты, принимаемые на всех уровнях государственной власти.
Роль государства в регулировании системы образования заключается в выполнении трех основных функций:
- орган власти для всей системы образования в целом;
- учредитель или владелец различных уровней и составных частей системы образования;
- ответственный за целостность образовательной системы.
Государство, исполняя каждую из этих функций, опирается на развитую нормативно-правовую базу в области образования.
Система образования в «идеале» должна обеспечивать:
- личности - условия самореализации посредством получения образования;
- обществу - возможность формирования программ образования, соответствующих определенному уровню образованности, с фиксацией этого уровня и условий его достижения;
- государству - возможность подготовки специалистов соответствующей квалификации в количестве, необходимом для исполнения возложенных на него обществом обязанностей. [5]
Соответственно, государство обеспечивает условия функционирования системы образования, в которых она в состоянии выполнить возложенные на нее функции, в том числе:
- формирование и совершенствование нормативно-правовой базы и организационно-экономических механизмов функционирования системы образования;
- контроль за деятельностью учебных заведений;
- контроль за расходованием бюджетных средств в системе образования;
- контроль качества подготовки выпускников по специальностям, финансируемым государством.
Для того чтобы система образования достигла поставленных перед ней целей, осуществляя необходимую обществу, государству и личности образовательную деятельность, ею необходимо эффективно управлять.
Вопросы и проблемы системы образования затрагивают практически всех членов общества: обучающихся, их родителей, бабушек и дедушек, работников системы образования и др. Значит, сфера образования является местом, где пересекаются интересы почти всех субъектов общественных отношений, а это требует согласования этих интересов и их практической реализации. При этом не будем забывать, что главной причиной, обусловившей различные изменения в образовании, является неудовлетворенность спектром реализуемых образовательных услуг и качеством получаемого образования.
Список использованной литературы:
1. Белкин А.С. Концептуальные модели образования. - М.: Изд. центр «Феникс», 2000.
2. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия.
//Педагогика. - 1993. № 5. - С. 16-25.
3. Государственная программа развития образования Республики Таджикистан на 2010-2015 годы. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 апреля 2009 года, № 254.
4. Журавлева Д.И. Мотивация и проблемы в обучении. - М.: Просвещение, 2003.
5. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 2013, - 72 с.
6. Конституция Республики Таджикистан, 2003.-92c.
7. Концепция национального воспитания Республики Таджикистан. - Душанбе, 2006.-
22c.
8. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. - Душанбе: Матбуот, 2003. - 23 с.
9. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года. - 22с.
10. Стандарты начального обучения. - Душанбе, 2010.-150с.
11. Шарифзода Ф., Каримова И.Х. Учитель - творец добра и справедливости. -
Душанбе: Ирфон, 2010.-200с.
12. Рахмон Эмомали. Независимость Таджикистана и возрождение нации. - Душанбе, 2002.
Х.М. Сабуров
Социальные и духовно-нравственные аспекты государственного стандарта начального образования Республики Таджикистана
Ключевые слова: стандарт, модернизация, культура, патриотизм, школа, семья, система образования
Данная статья раскрывает сущность и значение Государственного стандарта начального образования Республики Таджикистан. В новых Государственных стандартах начального образования Республики Таджикистан процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, но и как процесс воспитания и развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. Автор указывает, что система образования может достичь поставленной цели, осуществляя необходимую обществу, государству и личности образовательную деятельность, если ею правильно управлять.
Kh. M. Saburov
Social and Spiritual-Moral Aspects of Statal Standard of Elementary Education in
Tajikistan Republic
Key words: standard, modernization, culture, patriotism, school, family, system of education
In the given article the author discloses the essence and meaning of the Statal standard of elementary education in Tajikistan Republic. In the new Statal standards of elementary education the process of education is undestood not only as an imbibition of the system of khowledge, habits and abilities, but as that one of upbringing and development of an individual, accepptance of spiritual-moral, social and family values either. The author stresses that the system of education can attain the goal set carrying into effect the educational activities needed by society, state and individual provided they are managed properly.