Научная статья на тему 'Некоторые аспекты государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования'

Некоторые аспекты государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ДОСТУП К ОБРАЗОВАНИЮ / ПРИНЦИПЫ / ГУМАНИЗМ / ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ / ДУХОВНЫЕ / КУЛЬТУРНЫЕ / МОРАЛЬНЫЕ / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / CONSTITUTION / LAW / STATE POLICY / INTERNATIONAL LAW / ACCESS TO EDUCATION / PRINCIPLES / HUMANISM / NATIONAL / SPIRITUAL / CULTURAL / MORAL VALUES / PROCESS OF EDUCATION / КОНСТИТУТСИЯ / қОНУН / СИЁСАТИ ДАВЛАТ / ҳУқУқИ УМУМИБАШАРӣ / ДАСТРАСӣ БА ТАҳСИЛОТ / ПРИНСИПҳО / АРЗИШҳО / МИЛЛӣ / МАЪНАВӣ / ФАРҳАНГ / АХЛОқ / РАВАНДИ ТАҳСИЛОТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Дж. У.

В статье рассматриваются некоторые аспекты государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования. Автор методом концептуального анализа с учетом рассмотрения законодательных актов и нормативно-правовых документов оценивает государственную политику Республики Таджикистан в сфере образования. В статье также выявлены некоторые специфические принципы организации государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Баъзе хусусиятҳои сиёсати давлатии Ҷумҳурии Тоҷикистон дар соҳаи маориф

The article dwells on certain aspects of Tajikistan Republic state policy in sphere of education. Resorting to the method of conceptual analysis and taking into account legislative instruments and normative-juridical documents the author of the article assesses Tajikistan Republic state policy. In his article the author elicits some specific principles in reference to Tajikistan Republic state policy organization in the sphere of education as well.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования»

УДК 371.01 ДЖ.У.НАЗАРОВ

ББК 74.04(2Т)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственная политика Республики Таджикистан в сфере образования направлена на создание условий для реализации права граждан на качественное образование, формирования качественного образовательного пространства и его интеграции в мировое образовательное пространство. Отсюда следует, что реформирование системы образования требует обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений, полной информатизации сферы образования, улучшения социальной защиты педагогических и научно-педагогических работников, утверждения высокого статуса педагогических работников, координации совместных усилий органов исполнительной власти и местного самоуправления, объединения граждан и семей с целью дальнейшего творческого развития личности.

Еще в первые годы независимости Правительство Республики Таджикистан приоритетным направлением социально-экономического развития страны объявило сферу образования, которая, на наш взгляд на протяжении этого времени гармонично интегрировалась в мировую образовательную систему. С целью придания хорошего импульса развитию отрасли, Президентом Республики Таджикистан 2010 год был объявлен Годом образования и технических знаний. Законодательное поле с каждым годом улучшалось и утверждение правительством Республики Таджикистан ряда стратегически значимых документов, направленных на модернизацию и реконструкцию системы образования, свидетельствуют о том, что республика за годы независимости была на целена на выполнение поставленных задач. Вопросы, касающиеся повышения грамотности и культуры населения, формирования у каждого индивида культуры образованности приоритетное первенствующее значение в ежегодных посланиях Президента страны к парламентариям и ко всему народу Таджикистана. В одном из таких посланий Президентом страны было сказано: «В числе глобальных задач -обеспечение доступа к качественному образованию на протяжении всей жизни человека, 100%-ый охват детей начальным образованием до 2015 года, решение гендерных и социальных вопросов при получении образования».

Однако исторически сложилось так, что независимость таджикскому народу далась не легко, так как сразу же после приобретения суверенитета началось гражданское противостояние, в последствии которой экономика пришла в упадок, были сведены на нет подлинные ценности самостоятельности нашего таджикского народа. Гражданская война отрицательно воздействовала на социальную инфраструктуру, особенно систему образования. Деструктировалась материальная и кадровая база образовательных учреждений. Статистика показывает, что за период с 1993 по 1999 г. республику покинули 5000 тысяч высококвалифицированных специалистов системы образования.

После достижения мира и согласия внутри страны, процесс реформирования системы образования получил новый импульс. Плавно набирал обороты ход содержательного обогащения правового статуса граждан за счет расширения их прав, главным образом социальных прав. Об этом свидетельствует рассмотрение содержания принятых в этот период (2000 - 2015 гг.) нормативно- правовых и законодательных актов. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» 27 декабря 1993 г. с целью которого было укрепление правовой основы 17 мая 2004 года, был принят уже в новой редакции. Изменению и дополнению также подверглись законы Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании» и «О высшем профессиональном и послевузовском образовании», Национальная Концепция образования Республики Таджикистан, Национальная Концепция воспитания. В целом были разработаны и приняты более 150 законодательных и нормативных актов, положений и стандартов, затрагивавших образовательную систему. Несомненно, все эти законы отвечают требованиям международных нормативно-правовых актов.

Общий характер государственной политики в сфере образования определяется Конституцией Республики Таджикистан, Маджлиси намояндагон и Маджлиси милли Республики Таджикистан. Согласно статье 3 Закона Республика Таджикистан "Об образовании" образовательная политика

основывается на принципах доступности получения образования каждым гражданином, независимо от принадлежности к каким-либо политическим партиям, общественным и религиозным организациям. И при интеграции таджикской системы образования в мировую приходится также учитывать и сохранять достижения и традиции таджикской национальной идентичности и преемственность процесса получения образования, которые ориентированы на достижение национальной системой образования современного мирового уровня, возрождение ее самобытного национального характера, коренное улучшение содержания, форм и методов обучения в учебных организациях, увеличение интеллектуального потенциала страны. Но, если же более подробно останавливаться на принципах государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования, то можно их сформулировать следующим образом: доступность образования, гуманизм образовательного процесса, социальная справедливость и социальные гарантии, содержание образовательного течения, светский характер образовательного процесса, сохранение и умножение культурно-нравственных и духовных ценностей с учетом особенностей национальных традиций и независимость учебно-воспитательного процесса.

Основой этой политики является программа развития образования, разрабатываемая Правительством Республики Таджикистан с учетом мировых достижений и представляется на рассмотрение и утверждение Маджлиси намояндагон и Маджлиси Оли Республики Таджикистан, с целью сделать доступным все формы и типы образовательных услуг для каждого гражданина. Согласно этому принципу каждый человек имеет право свободного выбора любого типа учебного заведения и процесс обучения направлен на сознательное усвоение системы знаний, в ходе которого осуществляется формирование познавательных сил, постижение элементами культуры физического и умственного труда. Поэтому в «Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года» особо подчёркивается, что «образование помимо поддержания существующих традиций, стимулирует стремление внесения изменений в существующую культуру, социальную сферу, экономику, ориентирует личность на активное освоение способов познавательной деятельности, создаёт условия для самораскрытия человека, адаптирует образовательный процесс к запросам и потребностям общества». Другими словами, обеспечиваются равные условия для полной реализации способностей, таланта, всестороннего развития личности, предусматривающие как профессиональную подготовку будущих специалистов, так и их всестороннее развитие. Безусловно, в таком виде образовательный процесс сосредоточивается на формировании социально активной, профессионально востребованной личности, с чувством ответственности принимающей участие в судьбе своей страны.

Принципы гуманизма, демократизма, приоритетност и общечеловеческих духовных ценностей, которым отводится особое место в государственной политике в сфере образования обеспечивает ориентацию на укрепление единства человека, народа и государства. В нынешних условиях страны гуманизация системы образования приобретает особую актуальность, так как тенденция в закреплении прав и свобод человека была закреплена Конституцией Республики Таджикистан, принятию которой (4 ноября 1994 г.) предшествовали обновление общественного строя независимого государства, допущение разнообразных форм собственности, переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав каждого человека, развитие плюрализма. И особенно закрепляется гуманная ориентация развития общества, где приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям, что означает качественное отличие новой концепции общечеловеческих прав и отказ от принципа преимущества государственных интересов над интересами личности, т.е. при соблюдении данного принципа и системы воззрений, признаётся ценность человека как личности, его право на знание, свободу, счастье, развитие и проявление всех своих способностей.

Важное значение в государственной политике образования Республики Таджикистан приобретают принципы, основанные на социальных целях, приоритетными среди которых являются социальная справедливость и социальные гарантии. образование в качестве процесса -способ передачи человеку культурного наследия общества. Само по себе образование является одним из средств социализации, но ориентировано оно на многочисленные идеалы, обусловленные исторически и установленные в общественном сознании, социальные штампы. Исходя из данного принципа, политика в сфере образования в Таджикистане на государственном уровне определяется путём рассмотрения и анализа разнообразных моделей образования развитых стран мира, где оно является одним из факторов развития стабильного социального общества, направленных на ценности сотрудничества и социальной справедливости. Так, например, приоритет в Таджикистане отдаётся конкурентным методам повышения социальной

эффективности и различных ее форм в тех или иных определённых условиях. В то же время у нас в сфере образования до сих пор остаются не решенными вопросы отношений собственности, и механизмы защиты экономических интересов образовательных организаций и учреждений часто сталкиваются с тем, что их права остаются нереализованными из-за недостаточности ресурсного обеспечения.

В соответствии с законодательными актами и приверженностю Республики Таджикистан взятым на себя международным обязательствам, государственная политика в сфере образования получает светский характер и предусматривает интеграцию обучения с наукой и практикой, профессиональную направленность учебного процесса. На основе этого принципа в учебном процессе обеспечивается изучение новейших научных достижений, постоянное использование в учебном процессе инновационных информационных, педагогических и коммуникативных технологий, достижений науки, техники и культуры, усиление мировоззренческих функций обучения. Общая мировая тенденция требует развития академических свобод, создания условий для педагогических инноваций и международного сотрудничества, стимулирования самоуправления как важного фактора модернизации школы, формирования у будущих специалистов навыков управленческой и организаторской работы. Учебные планы предусматривают теоретическую и практическую подготовку студентов, проведение различных видов практики на производстве, имеет целью формирование у будущих специалистов системы научно-профессиональных знаний и практических умений и навыков.

Следующий принцип государственной политики связан с сохранением и умножением культурно-нравственных и духовных ценностей с учетом особенностей национальных традиций таджикского народа. Проблема состояния системы образования неразрывно, по сути, связана с национальными интересами народа, поскольку в систему образования вовлекается все общество, но приоритетным становятся интересы большого и подавляющего числа людей. Также этот принцип предполагает обеспечение и снабжение органической связи образования с таджикской национальной историей, религией, культурой и традициями. В конечном итоге, реализации этого принципа должна исходить из национальной направленности воспитания, изучения исторического опыта богатого таджикского образовательного процесса, истории культуры и морали, но в нынешних условиях с учетом привития уважительно-корректного отношения к культуре всех народов, населяющих страну. Именно с учетом последнего факта в республике в процессе консолидации представителей разных национальностей правительством предпринимаются различные шаги, в том числе меры по изданию учебников и методических пособий на языке этнических групп. Была запушена Государственная программа «Совершенствование преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы» которая призвана решить эту важную для общества важную задачу.

Независимость учебно-воспитательного процесса от деятельности политических партий и религиозных организаций определена как принцип государственной политики в сфере образования, согласно основным законам Республики Таджикистан. Реализация этого принципа обеспечивается требованием Конституции Таджикистана о недопустимости вмешательства в учебно-воспитательный процесс учебного заведения политических партий, общественных и религиозных организаций. Формулировался этот классический принцип деятельности во всех образовательных учреждениях также с учетом того, что обострение политической обстановки в мире, особенно в странах Ближнего Востока в частности и исламского мира в целом, наглядно показывает, что применение религиозных доктрин в интересах различных антигуманных объединений и групп через инструментарий религиозного экстремизма, радикализма и терроризма требует от светских государств, каким является Таджикистан, государственной политики в сфере образования, направленной на создание системы способной развить человека с менталитетом гуманиста, умеющего противостоять социальным, политическим и религиозным провокациям.

Процесс подготовки нового поколения ученых, способных положительно влиять на общественное развитие, требует роста знаний, сохранения национальной культуры, коренного обновления профессионально-педагогической подготовки преподавателей высших учебных заведений, возникновение новых функций педагогики.

Следует изучать и использовать накопленный веками опыт самоуправления передовых систем, где функционируют различные союзы и советы, посредством которых можно внедрять это достояние в отечественный опыт для дальнейшего обогащения новыми демократическими идеями.

Таким образом, основными целями реформ в Таджикистане являются: повышение жизненного уровня населения, прежде всего, благодаря переходу к рыночной экономике, обеспечение защиты гражданских прав и расширение индивидуальных свобод личности. Явным примером таких реформационных шагов Республике Таджикистан является принятие "Концепции перехода на новую систему общего среднего образования в Республика Таджикистан", "Государственной программы обеспечения учреждений образования и науки учебными кабинетами, научно-исследовательской базой", "Государственной программы по разработке и изданию учебников на 2007-2010 гг.", "Государственной программа развития профессионального образования 20082015 гг.», «Государственной программы компьютеризации образовательных учреждений общего среднего образования Республики Таджикистан на 2003-2015 годы", которые сыграли важную роль в совершенствовании системы образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Паёми Президенти Ч,умхурии Точикистон, 24. 04. 2010 с..

2. Послание Президента Республики Таджикистан от 24 апреля 2010 года.

3. Рахмонов, А. Инструменты государственной политики в сфере образования/А.Рахмонов //международное сотрудничество. материалы международной конференции, 2011 г.

4. Рах,имов, Ф. Мактаби олй: мушкилот ва зарурати ислох,от/Ф.Рах,имов // Маорифи Точикистон дар солх,ои истиклолият. -с .177

5. Закон Республики Таджикистана «Об образовании». Душанбе, 2013 г.

6. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года. Душанбе, 2011 г.

REFERENCES:

1. Message of Tajikistan Republic President, 24. 04. 2010. (in Tajik)

2. Ibidem. 24. 04. 2010.

3. Rahmonov, A. Instruments of State Policy in the Sphere of Education / A.Rahmonov // International Cooperation. Materials of International Conference, 2011. (in Russian)

4. Rahimov, F. Higher School: Problems and Reform Necessity /F.Rahimov // Education of Tajikistan in the Years of Independence. - p. 177. (in Tajik)

5. The Law of Tajikistan Republic «On Education». - Dushanbe, 2013. (in Russian)

6. National Strategy of Education Development in Tajikistan Republic up to 2020. - Dushanbe, 2011. (in Russian)

Баъзе хусусиятуои сиёсати давлатии Цумхурии Тоцикистон дар со^аи маориф

Вожауои калиди: конститутсия, цонун, сиёсати давлати, ууцуци умумибашари, дастраси ба таусилот, принсищо, гуманизм, арзишуо, милли, маънави, фаруанги, ахлоци, раванди таусилот.

Дар мацола баъзе хусусиятуои сиёсати давлатии Цумуурии Тоцикистон дар соуаи маориф барраси мешаванд. Муаллиф омузиши консептуалии сиёсати давлатии ^укумати Цумуурии Тоцикистонро бо ба инобат гирифтани цонунуо, ууццатуои меёри ва ууцуции соуаи маориф ба роу монда барои дарёфти баъзе хусусиятуои ташкилии сиёсати давлати кушиш намудааст.

Дар мацола уамчунин принсипуои асосии сиёсати давлати маълум гардида уаллу фасли онуо дар асоси методуои нави илми-тадцицоти ба роу монда шудааст.

Некоторые аспекты государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования

Ключевые слова: конституция, закон, государственная политика, международное право, доступ к образованию, принципы, гуманизм, ценности, национальные, духовные, культурные, моральные, процесс образования.

В статье рассматриваются некоторые аспекты государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования. Автор методом концептуального анализа с учетом

рассмотрения законодательных актов и нормативно-правовых документов оценивает государственную политику Республики Таджикистан в сфере образования.

В статье также выявлены некоторые специфические принципы организации государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования.

Certain Aspects of State Policy of Tajikistan Republic in the Sphere of Education

Keywords: constitution, Law, state policy, international law, access to education, principles, humanism,

national, spiritual, cultural, moral values, process of education The article dwells on certain aspects of Tajikistan Republic state policy in sphere of education. Resorting to the method of conceptual analysis and taking into account legislative instruments and normative-juridical documents the author of the article assesses Tajikistan Republic state policy.

In his article the author elicits some specific principles in reference to Tajikistan Republic state policy organization in the sphere of education as well.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Назаров Чура Убайдович, унвонцуйи кафедраи педагогикаи ДДОТ ба номи С.Айни, сармутахассиси шуъбаи аттестатсия, аккредитатсия ва ицозатномадиуии муассисауои таусилоти олии касби ва баъд аз муассисаи олии таълимии Хадамоти давлатии назорат дар соуаи маориф (Цумуурии Тоцикистон, ш. Душанбе), Email: nazarzoda60@mail.ru Сведения об авторе:

Назаров Джура Убайдович, соискатель кафедры педагогики ТГПУ им. С.Айни, главный специалист отдела аттестации, аккредитации и лицензирования высшего-профессионального и послевузовского образования Государственной службы по надзору в сфере образования (Республика Таджикистан, г.Душанбе), Email: nazarzoda60@mail.ru Information about the author:

Nazarov Dzhura Ubaydovich, claimant for candidate degree of the department of pedagogy under the Tajik State Pedagogical University named after S.Ayni, chief expert of the division of certification, accreditation and licensing of higher-professional and postgraduate education State Service for Supervision in the sphere of education (Tajikistan Republic, Dushanbe), Email: nazarzoda60@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.