Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ МОЛОДЕЖНОГО УЧАСТИЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ МОЛОДЕЖНОГО УЧАСТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
325
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Певная М. В., Минченко Д. В., Чусовитин Н. А.

Статья посвящена социальным проектам, выделенным молодежью Свердловской области как лучшие городские практики при участии добровольных помощников. Актуальность изучения данной темы обусловлена расширением применения проектной технологии во всех сферах общественной жизни, а также массовой вовлеченностью молодежи в благотворительность и волонтерские движения в целом. Цель данной статьи - охарактеризовать лучшие, по мнению молодых людей и девушек Среднего Урала, социально значимые проекты, выявить специфику молодежного участия в них. На основе социологического опроса молодежи в возрасте от 14 до 24 лет ( n =1105 чел., статья базируется на данных подвыборки, n =537), проведенного летом - осенью 2020 г., выявлены направления реализации городских проектов, описаны целевые аудитории. Определены источники информирования волонтеров о лучших социальных проектах, характер молодежного участия в этих городских практиках. Наиболее привлекательными для молодежи оказываются массовые, акционные (краткосрочные) социальные проекты по социальному и патриотическому направлению. По результатам исследования было установлено, что чаще всего молодежь получает информацию о социальных проектах благодаря среде образовательных учреждений и инициативам педагогов. Менее результативно по вовлечению молодежи в социальные проекты их ближайшее окружение и профессиональное сообщество организаторов социальной активности. В социальных проектах молодые люди и девушки могут реализовывать разные типы участия: проактивное, активное и пассивное. Именно в школе происходит массовое вовлечение молодежи в социальные проекты, где пассивное участие становится первой стадией вовлечения молодых людей и девушек, на которой они получают первый опыт участия, информацию о самой проектной деятельности и тех возможностях, которые открываются для молодежи. Уровень вовлеченности молодых людей и девушек в социальные проекты не формирует у них ответственное отношение за то, что происходит там, где они живут. Чем выше уровень вовлеченности в социальный проект, определяющий тип выделенного в исследовании молодежного участия, тем больше вероятность того, что молодые люди и девушки будут продолжать волонтерскую деятельность на этих же ролевых позициях в будущих социальных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Певная М. В., Минченко Д. В., Чусовитин Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL URBAN PROJECTS: MANAGEMENT CHARACTERISTICS AND TYPES OF YOUTH PARTICIPATION

The article is devoted to social projects identified by the youth of the Sverdlovsk region as the best urban practices with the participation of volunteer assistants. The relevance of studying this topic is due to the expansion of the use of project technology in all spheres of public life, as well as the mass involvement of young people in charity and volunteer movements in general. The purpose of this article is to characterize the best, in the opinion of young people and girls of the Middle Urals, socially significant projects, to identify the specifics of youth participation in them. Based on a socio - logical survey conducted in the summer - autumn of 2020, young people aged 14 to 24 years (n = 1105 people, the article is based on data from a subsample, n = 537), directions for the implementation of urban projects were identified, and target audiences were described. Sources of informing volunteers about the best social projects, the nature of youth participation in these urban practices have been identified. The most attractive for young people are mass, promotional (short - term) social projects in the social and patriotic direction. According to the results of the study, it was found that most often young people receive information about social projects thanks to the environment of educational institutions and the initiatives of teachers. Less effective in involving young people in social projects is their immediate environment and the professional community of organizers of social activity. In social projects, young people and girls can implement different types of participation: proactive, active and passive. It is at the school that the mass involvement of young people in social projects takes place, where passive participation becomes the first stage in the involvement of young people and girls, in which they get their first experience of participation, information about the project activity itself and the opportunities that open up for young people. The level of involvement of young people and girls in social projects does not form their responsibility for what is happening where they live. The higher the level of involvement in a social project, which determines the type of youth participation highlighted in the study, the more likely it is that young people and girls will continue to volunteer in the same role positions in future social projects.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ МОЛОДЕЖНОГО УЧАСТИЯ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 3 (63), с. 79-87

79

УДК 316.1

DOI 10.52452/18115942_2021_3_79

СОЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ МОЛОДЕЖНОГО УЧАСТИЯ

© 2021 г. М.В. Певная, Д.В. Минченко, Н.А. Чусовитин

Певная Мария Владимировна, д.соц.н.; доц.; заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург [email protected]

Минченко Дарья Вячеславовна, студентка Школы государственного управления и предпринимательства

Института экономики и управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

minchenkodarya@yandex. ru Чусовитин Никита Андреевич, студент Школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург nikita082001 @gmail.com

Статья поступила в редакцию 20.05.2021 Статья принята к публикации 29.07.2021

Статья посвящена социальным проектам, выделенным молодежью Свердловской области как лучшие го -родские практики при участии добровольных помощников. Актуальность изучения данной темы обусловлена расширением применения проектной технологии во всех сферах общественной жизни, а также массовой во -влеченностью молодежи в благотворительность и волонтерские движения в целом. Цель данной статьи -охарактеризовать лучшие, по мнению молодых людей и девушек Среднего Урала, социально значимые проекты, выявить специфику молодежного участия в них. На основе социологического опроса молодежи в возрасте от 14 до 24 лет («=1105 чел., статья базируется на данных подвыборки, «=537), проведенного летом-осенью 2020 г., выявлены направления реализации городских проектов, описаны целевые аудитории. Определены источники информирования волонтеров о лучших социальных проектах, характер молодежного уча -стия в этих городских практиках. Наиболее привлекательными для молодежи оказываются массовые, акци-онные (краткосрочные) социальные проекты по социальному и патриотическому направлению. По результатам исследования было установлено, что чаще всего молодежь получает информацию о социальных проектах благодаря среде образовательных учреждений и инициативам педагогов. Менее результативно по вовлечению молодежи в социальные проекты их ближайшее окружение и профессиональное сообщество организаторов социальной активности. В социальных проектах молодые люди и девушки могут реализовывать разные типы участия: проактивное, активное и пассивное. Именно в школе происходит массовое вовлечение молодежи в социальные проекты, где пассивное участие становится первой стадией вовлечения молодых людей и девушек, на которой они получают первый опыт участия, информацию о самой проектной деятельности и тех возможностях, которые открываются для молодежи. Уровень вовлеченности молодых людей и девушек в социальные проекты не формирует у них ответственное отношение за то, что происходит там, где они живут. Чем выше уровень вовлеченности в социальный проект, определяющий тип выделенного в исследовании молодежного участия, тем больше вероятность того, что молодые люди и девушки будут продолжать волонтерскую деятельность на этих же ролевых позициях в будущих социальных проектах.

Ключевые слова: молодежь, волонтерство, добровольческая деятельность, управление социальным участием, социальные проекты.

Введение

Социальные проекты в качестве организационной формы общественной активности становятся в России все популярнее. Проектное управление активно внедряется во все сферы общественной жизни. Только Фондом Президентских грантов с апреля 2017 г. по июнь 2020 г. было поддержано 14 977 проектов на общую сумму 30.9 млрд рублей [1].

Проектное управление массово внедряется в реализацию молодежной политики. По итогам

2020 года по таким направлениям, как «Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность» и «Развитие молодежного самоуправления», было поддержано 6 446 проектов на сумму 251 млн рублей; 8 млн молодых людей и девушек было привлечено к участию в поддержанных проектах по данным направлениям [2].

Идеи молодежной политики, которые отражены в новом законе о молодежи, широко обсуждаются экспертным сообществом и исследователями социологии. Молодежная политика в федеральном законе определяется как «комплекс мер

нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, <... > и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности РФ» [3]. В свою очередь, ФАДМ (Росмо-лодежь) определяет, что целями направления «Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность» являются «создание механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе, а также вовлечение молодежи в федеральные, региональные и вузовские добровольческие мероприятия через участие в программах направления» [4]. Выделяемые государством ресурсы и заданный молодежной политике вектор обусловили постановку исследовательских вопросов: насколько эффективны данные проекты с позиции вложения государственных средств в продвижение определенных идей, формирование молодежного сознания, социально ожидаемых паттернов поведения российской молодежи? Какие ценности и практики добровольчества продвигаются и популяризируются?

Таким образом, цель данной статьи - охарактеризовать лучшие, по мнению молодых людей и девушек Среднего Урала, социально значимые проекты, выявить специфику молодежного участия в них.

Обзор теоретических идей по участию молодежи в городских социальных проектах

Социологи отмечают, что российскую молодежь отличают от других поколений ценность здорового образа жизни [5], творческий потенциал [6], неравнодушное отношение к правам человека, сочувствие нуждающимся в помощи; отношение к стране как месту проживания; толерантность, открытость ко всему иностранному и рационализм [7]. С одной стороны, молодые люди и девушки хотят быть оригинальными, отличаться от других, с другой стороны, они стремятся к объединению со сверстниками и жить насыщенной жизнью [8]. Социологи фиксируют разрыв желаемого и доступного, предпочтений и возможностей молодежи, которые приводят к рискам социальных и внутренних конфликтов, противоречивости выбора, смешению социальных ценностей, установок, целей и практик [5].

Молодые люди и девушки достаточно активно участвуют в различных формах социального обмена, хотя регулярные практики социальной поддержки и благотворительности еще не нашли массового распространения. Тем не менее ориентация на включенность в социальные обмены среди миллениалов очень высока [9].

В России продолжают доминировать жесткие механизмы управления транзитом молодежи, а молодежные проекты в некоммерческом секторе изначально ориентированы на массовость и разовое участие. Дальнейшие перспективы социального участия и системной социально значимой деятельности не просматриваются [10]. Организационные формы работы с молодежью на сетевой основе с сильной кураторской поддержкой продолжают оцениваться как устойчивые и наиболее эффективные [11]. В последние годы происходит централизация в реализации проектов, нацеленная на объединение проактивной молодежи и их вовлечение в крупномасштабные общероссийские проекты и программы, форумные кампании различного уровня [12]. Однако такая «заорганизован-ность» молодежной активности приводит к эффектам «обратного» влияния социального давления на возможности «нормативного» социального самоопределения и феномену «бегства от свободы» [13]. В целом проблемы социализации молодежи, в том числе ее социального участия и формирования социокультурной идентичности, становятся основными теоретическими вопросами, связанными с реализацией государственной молодежной политики [14].

Социальное участие молодежи определяется как взаимодействие индивидов, социальных групп и сообществ в рамках некоммерческих организаций, различных ассоциаций, формальных и неформальных объединений. Если оценивать социальное участие с позиции актора, его мотивации, намерений и опыта, участие может быть следствием внешнего принуждения и инициативной практикой. По степени вовлеченности человека в проект и по характеру его деятельности, активности во взаимодействии с другими участниками молодежное участие может быть пассивным и активным. Пассивное и активное социальное участие также различается по содержанию, интенсивности и регулярности действий в различных практиках. Качество организационной среды и условия вовлечения определяют по интенсивности еще два вида участия: разовое и регулярное. По локализации общественной инициативы участие молодежи может быть неформализованным, базирующимся на самоорганизации людей, либо институционализированным, закрепленным в конкретной

структуре, организации, учреждении, оформленном движении. По характеристикам организованности процессов взаимодействия, по степени самостоятельности субъекта и природы его выбора в отношении конкретной практики можно выделить автономное и мобилизационное участие [15]. В организации молодежного участия важным аспектом является характер взаимодействия организаторов и молодых добровольцев. Исследователи выделяют пять уровней участия, где на первом уровне организаторы слушают молодежь, на втором уровне им оказывается поддержка в выражении своих взглядов, на третьем молодежи оказывается поддержка в выражении своих взглядов и при этом учитываются их мнения в проекте. На четвертом уровне молодежь является вовлеченной в процесс принятия решений, на последнем власть и ответственность за принятие решений разделяется между организаторами и молодыми участниками [16].

Международный опыт создания условий для молодежного волонтерского участия, в том числе детско-юношеского, показывает, что «с одной стороны, организаторы обеспечивают подрастающему поколению максимально комфортные условия для жизни, взросления, всестороннего развития личности и раскрытия своих способностей. С другой стороны, должны стать условием формирования у них ответственного отношения к себе, своей семье, социальному окружению и обществу в целом» [17, с. 37].

Вторичный анализ научных подходов к изучению социального участия молодежи и организации молодежных проектов позволил сделать следующие предположения. Во-первых, суть проектов, которые видятся привлекательными и результативными для самой молодежи, могут и должны учитывать идеологию и цели реализуемой молодежной политики, достигая определенных результатов. Во-вторых, участие молодежи в выделенных социальных проектах, мероприятиях и акциях может (должно) коррелировать с чувством ответственности молодых людей и девушек за то, что происходит в их городе (селе, поселке), а сами проекты каким-либо образом менять качество социального участия молодежи.

Данные и методы

Опрос молодежи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет проводился методом анкетирования по стандартизированному бланку опроса (#=1105, тип выборки - квотная, ошибка не более 3.5%) в период с 15.08.2020 г. по 15.10.2020 г. В основе выборки следующие

квоты: половозрастная структура молодежи; образование (в зависимости от уровня - школа, ссуз, вуз); тип города по численности населения. Расчет выборочной совокупности произведен в соответствии с данными официальной статистики (см.: Население / Управление Федеральной службы Государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Екатеринбург [Электронный ресурс]. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/29698 (дата обращения: 11.05.2021). Свердловская область), данными Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года (см.: Правительство Свердловской области. Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года: постановление Правительства Свердловской области от 07.11.2019 года № 761-ПП / Свердловская область [Электронный ресурс]. Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 11.05.2021)), результатами Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего и среднего специального образования (Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. Москва [Электронный ресурс]. URL: http:// indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.ph p?type=2&id=10804 (дата обращения: 12.05.2021); Мониторинг эффективности деятельности организаций среднего профессионального образования. Москва [Электронный ресурс]. URL: http:// indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/material.php ?type=2&id=10804 (дата обращения: 12.05.2021)). В выборку включены 47% юношей и 53% девушек; обучающихся образовательных организаций общего образования опрошено 40%, студентов колледжей и техникумов - 29%, студентов вузов приняло участие в исследовании 31%. Анкета была создана в SurveyMonkey и распространялась по социальным сетям. За весь период проведения опроса было собрано 1810 анкет респондентов в возрасте от 14 до 24 лет из 81 муниципального образования региона. На втором этапе выборка была скорректирована в соответствии с квотами. В данной статье анализируется подвыборка тех респондентов (#=537), кто положительно ответил на вопрос: «Можете ли Вы вспомнить лучший, самый интересный, по Вашему мнению, волонтерский проект или социальную акцию, в которой Вы принимали участие?» - и смог дать ответы на целый блок вопросов, затрагивающий управленческие аспекты организации социального участия молодежи как волонтеров в городских социальных проектах. В данной подвыборке оказались 60%

Таблица 1

Направления реализации лучших социальных проектов, по мнению молодых волонтеров Свердловской области

Направление N %

Социальное 209 39

Патриотическое 111 21

Спортивное 61 11

Экологическое 48 9

Культурное 45 8

Образовательное 35 7

Медицинское 28 5

Всего 537 100

Таблица 2

Целевые аудитории лучших социальных проектов,

по мнению молодых волонтеров Свердловской области

Целевые аудитории выделенных проектов N %

Горожане 146 27

Ветераны ВОВ 106 20

Спортсмены, болельщики 62 11

Пожилые люди 41 8

Дети 39 7

Нуждающиеся граждане 37 7

Деятели и ценители искусства 36 7

Животные 24 4

Молодежь 18 4

Волонтеры 15 3

Люди с ОВЗ 13 2

Всего 537 100

девушек и 40% юношей. Среди них 38% студентов вузов, 26% студентов колледжей и 36% старшеклассников. В ходе статистического анализа реализованы процедуры корреляционного анализа.

Результаты исследования

О социальных проектах, которые молодежь Свердловской области считает лучшими

Отвечая на открытый вопрос о лучшем, по их мнению, проекте, 49% от числа всех респондентов опроса отметили в анкете название конкретного запомнившегося им социального проекта. В результате качественной обработки данных открытого вопроса все названия проектов были сгруппированы и классифицированы по основным направлениям их реализации (см. табл. 1).

Большинство выделенных респондентами в качестве лучших и привлекательных проектов реализуется по социальному направлению (39%). К проектам социального направления были отнесены такие акции, как «Добро в село», «Подарок на день пожилого человека», «День трезвости». На втором месте оказались проекты патриотического направления (21%). Среди мероприятий и проектов данного направления можно выделить такие, как «Мы помним», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти». Важно отметить, что чаще всего (прак-

тически каждый второй) респонденты отмечали в рамках данного направления общероссийский проект «Бессмертный полк». Третье место заняли проекты спортивного направления (11%). Самыми популярным и запоминающимися для молодых волонтеров стали «Чемпионат мира по футболу-2018» и «День физкультурника». Результаты опроса показали, что менее запоминающимися для самой молодежи проекты реа-лизовывались в рамках экологического, культурного, образовательного и медицинского направлений. К экологическим проектам, реализующимся для всех горожан, были отнесены «Дубфест», «ЭкоБум», «Чистый берег» и др. К культурным и образовательным - «Ural Music Night», «Таврида-Арт», «WorldSkills» и т.п.

Открытый вопрос позволил определить и ключевые аудитории реципиентов (благополучате-лей), с целью поддержки которых были организованы социальные проекты с участием молодых волонтеров Свердловской области (см. табл. 2).

Отмеченные молодежью городские проекты зачастую направлены на всех горожан (27%). На втором месте по популярности оказались патриотические проекты, в которых молодежь помогала ветеранам. Практически в каждом десятом случае (11%) целевой группой социальных проектов являлись спортсмены и болельщики спортивных событий. На четвертом месте оказались социальные проекты, где целевой аудиторией были пожилые люди.

Таблица 3

Источники информирования молодежи

о лучших социальных проектах_

Источник информирования о реализации социального проекта N %

Учитель, преподаватель 232 45

Интернет, социальные сети 74 22

Друзья, знакомые, коллеги 110 14

Организаторы проекта, волонтерские центры 26 5

Сотрудник библиотеки, музея 23 4

Родители 23 4

ТВ, радио 13 3

Тренер спортивной секции 13 3

Всего 512 100

Каналы информирования молодых граждан о реализации того или иного значимого проекта при участии помощников могут быть различны. Ответы опрошенных молодых людей и девушек на вопрос: «Вспомните, пожалуйста, откуда Вы узнали об этом проекте или акции?» - позволили условно разделить эти каналы на три ареала социального взаимодействия молодых волонтеров Свердловской области. В первый ближайший круг взаимодействия вошли члены семьи, родители, друзья, приятели. К кругу с социальной дистанцией шире можно отнести учителей, преподавателей образовательных учреждений, которые посещают добровольцы, тренеров спортивных секций. В третий круг по частоте и близости возможной коммуникации в повседневной жизни вошли работники музеев, библиотек, больниц. На вопрос ответили 512 (95%) респондентов анализируемой группы (см. табл. 3).

Основным источником информирования о реализации городских социальных практик при участии молодых людей и девушек области в качестве волонтеров является именно учитель, преподаватель образовательной организации (45%). Почти в каждом пятом случае (22%) информацию о социальном проекте, в котором можно было принять участие в качестве добровольного помощника, молодые люди и девушки получали благодаря социальным сетям. Друзья и знакомые рассказывали о социальных проектах и возможностях социального участия в них в 14% случаев. Таким образом, первый ближайший круг в целом существенно уступает по показателям распространения информации о социальных проектах для молодежи школе, колледжу и вузам. Менее значимыми источниками информации оказываются и специалисты -организаторы социальных проектов из различных сфер и организаций.

В любых проектах важное место занимает организационная коммуникация, в том числе особенности взаимодействия сотрудников или организаторов социальных практик с добровольными помощниками. Чтобы понять специ-

фику этой коммуникации в лучших социальных проектах, респондентам был задан вопрос: «Как бы Вы оценили характер работы с добровольцами в том проекте, в котором Вы участвовали?» 42% респондентов отметили, что организаторы выделенных самой молодежью проектов всегда прислушивались к мнению волонтеров. Почти в каждом пятом проекте (22%) добровольцы подчеркивали организаторскую поддержку при выражении своих взглядов; 16% ответивших отметили учет организаторами мероприятий, акций взглядов волонтеров. Каждый десятый проект характеризуется тем, что добровольцы непосредственно участвуют в принятии решений (9%) или разделяют с руководителями проектов всю полноту власти и ответственности (10%).

О видах молодежного участия в лучших городских социальных проектах

Участие молодежи в выделенных социально значимых проектах условно можно разделить на разные типы в зависимости от той функциональной роли, которую выполняет молодой человек или девушка в качестве волонтера. Ответы респондентов на вопрос: «Что конкретно Вы делали в социальном проекте, который Вам действительно запомнился?» - позволили выделить три типа участия в социальных проектах, а именно проактивное, включающее в себя респондентов, выполнявших роли волонтеров-организаторов (лидеров), активное, в рамках которого молодежь выступала в роли непосредственных участников, и пассивное — стороннее наблюдение добровольцев за ходом реализации проекта (см. табл. 4).

В соответствии с результатами опроса почти половина молодых уральцев (49%) принимали участие в выделенных мероприятиях в качестве организаторов и волонтеров. При этом 22% от числа всех респондентов являлись непосредственными участниками этих социальных проектов и выступали в роли только добровольных помощников, 29% молодых людей и девушек

Таблица 4

Типы участия молодежи в городских социальных проектах, % от числа ответивших

Типы участия Количество волонтеров, чел. Количество волонтеров, %

Проактивное 250 49

Активное 111 22

Пассивное 149 29

Всего 510 100

Таблица 5

Возрастные характеристики респондентов в соответствии с типами их участия в выделенных проектах, % от числа ответивших в подгруппах

Возрастная группа Тип участия волонтеров в проектах

Проактивное Активное Пассивное

чел. % чел. % чел. %

До 15 26 10 12 11 27 18

16-17 60 24 28 25 37 25

18-19 45 18 18 16 20 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20-24 119 48 53 48 65 44

Таблица 6

Уровень образования респондентов в соответствии с типами их участия в выделенных проектах, % от числа ответивших в подгруппах_

Уровень образования Тип участия волонтеров в проектах

Проактивное Активное Пассивное

чел. % чел. % чел. %

Высшее 105 42 40 36 48 32

Среднее профессиональное 64 26 34 31 37 25

Общее 81 32 37 33 64 43

просто были вовлечены в социальные проекты как наблюдатели.

Рассмотрим социально-демографические характеристики волонтеров в соответствии с типами их участия. Респондентам был задан вопрос: «Ваш возраст?» На закрытый вопрос ответили 95% от числа всех респондентов анализируемой группы (см. табл. 5).

Статистически значимых различий по возрастным характеристикам молодежи с разным типом участия выявлено не было, кроме того, что в группе с пассивным участием представлена более молодая аудитория до 15 лет, их существенно больше, чем в других выделенных типах.

А вот зависимость типа участия от уровня образования респондентов проявилась. Респондентам был задан вопрос: «Уровень Вашего образования?» В соответствии с типами участия на данный закрытый вопрос ответили 95% от числа всех респондентов анализируемой группы (см. табл. 6).

Чем выше уровень образования, тем больше вероятность, что в проекте молодые волонтеры займут активные роли организаторов либо реальных помощников. Пассивное участие чаще встречается среди учащихся общеобразовательных школ, чем среди студентов ссузов и вузов. Таким образом, именно школа играет роль в организации массового участия молодежи в социальных проектах, выступает средой, в кото-

рой молодые люди и девушки получают первый опыт социального участия, становятся информированными о тех возможностях в этом направлении, которые сегодня есть.

Ответы молодых уральцев на вопрос «Ваш пол?» позволили определить их гендерную принадлежность. В соответствии с типами участия на данный закрытый вопрос ответили 95% от числа всех респондентов анализируемой группы (см. табл. 7).

Проактивный и активный типы участия характерны больше для девушек. В группе с пассивным участием примерно равное соотношение как девушек, так и юношей. Различий между типами участия по материальному положению семей респондентов выявлено не было. В целом по выборке 9% респондентов с низким уровнем дохода, у каждого четвертого (24%) доход семьи ниже среднего, 59% молодых уральцев из семей со средним доходом и 8% респондентов хорошо обеспечены материально. В исследовании была проверена гипотеза: чем выше уровень вовлеченности молодых волонтеров в социальные проекты, тем выше их ответственность за происходящие вокруг них события в жизни их города, сообщества. Корреляционный анализ показал отсутствие статистически значимой связи между типом молодежного участия в проектах, выделенных по функционалу добровольцев, и чувством ответ-

Таблица 7

Пол респондентов в соответствии с типами их участия в выделенных проектах,

% от числа ответивших

Пол Тип участия волонтеров в проектах

Проактивное Активное Пассивное

чел. % чел. % чел. %

Мужской 99 40 36 32 69 46

Женский 151 60 75 68 80 54

Всего 250 100 111 100 149 100

Таблица 8

Намерения респондентов принимать участие в городских социальных проектах в будущем

Намерение продолжать волонтерскую деятельность Тип участия волонтеров в проектах

Проактивное Активное Пассивное

чел. % чел. % чел. %

Да, безусловно, как участник и организатор 180 72 65 59 57 38

Да, скорее как участник 49 20 38 34 82 55

Скорее нет 21 8 8 7 10 7

Всего 250 100 111 100 149 100

ственности респондентов за происходящее в родном населенном пункте, а также оценками возможностей влияния опрошенного на события в его городе (селе, поселке). По данным опроса выявлено, что тип участия не связан с тем, чувствуют ли респонденты ответственность за происходящее в их городе (селе, поселке). В этом случае социальная ответственность - личное качество молодых волонтеров или мотив в структуре мотивации молодых добровольцев не может и определять характер их участия в выделенных в качестве наиболее успешных проектах, мероприятиях и акциях в целом.

Желание молодых людей и девушек Свердловской области продолжать оказание безвозмездной помощи при реализации проектов социальной направленности во многом может быть связано с типом волонтерского участия. Желание продолжать социальную деятельность может зависеть от того функционала, который выполняли волонтеры в выделенных мероприятиях как лучших и наиболее интересных практиках, с позиций самой молодежи. Респондентам был задан вопрос: «Хотели бы еще раз принять участие в таком проекте?» На закрытый вопрос ответили 95% от числа всех респондентов анализируемой группы (см. табл. 8).

В результате исследования была обнаружена корреляционная зависимость между типом участия добровольных помощников и их намерениями продолжать волонтерскую деятельность в дальнейшем в качестве организаторов и участников (коэффициент корреляции - 0.263, р-уа1ие - 0.000). Чем выше уровень вовлеченности в социальный проект, определяющий тип выявленного в исследовании молодежного участия, тем больше вероятность того, что молодые люди и девушки будут продолжать волонтерскую деятельность на тех ролевых позициях, которые они занимали в проектах ранее.

Заключение и основные выводы исследования

В данной статье выделены основные характеристики социальных проектов, лучших и привлекательных для молодежи, по мнению самих молодых людей и девушек, проживающих в крупном российском регионе - Свердловской области. Эти проекты во многом характеризует массовость, широкомасштабная информационная и организационная поддержка в реализации молодежной политики на федеральном уровне. Большинство привлекательных для молодежи проектов реализуются по социальному и патриотическому направлению. Они краткосрочны, привязаны к определенным социально значимым событиям. Преобладающие целевые аудитории выделенных проектов - горожане и ветераны. Это может быть связано с тем, что социальное направление охватывает в качестве бла-гополучателей широкий спектр социальных групп - социально незащищенных жителей разных населенных пунктов. Патриотическое направление является ключевым в государственной идеологии современной России, соответственно социальные проекты с участием молодых людей и девушек реализуются по всей стране, они нацелены на сохранение исторической памяти, включают в себя оказание помощи и поддержки ветеранам.

Молодые волонтеры в социальных проектах могут выполнять разные роли. Практически половина из числа молодых добровольцев Свердловской области занимают проактивную позицию, требующую от них не только рядового волонтерского участия, но и организаторских инициатив. Практически каждый пятый молодой человек и девушка в социальных проектах

участвовал как добровольный помощник, 30% из числа молодежи были вовлечены в социальные проекты и акции как наблюдатели.

Информируют и мотивируют молодежь к участию в социальных проектах чаще всего педагоги, с которыми они проводят достаточно много времени. Организаторы проектов, а именно сотрудники волонтерских центров, социальных, спортивных и культурных учреждений, в которых необходима помощь молодых волонтеров, напрямую информируют молодых людей и девушек о возможностях волонтерского участия значительно реже.

Проактивное, активное или пассивное участие молодежи в обозначенных социальных проектах не связано с их желанием и намерением изменить положение дел там, где они родились и выросли. Чувство ответственности за город, село, поселок, в котором проживает молодежь региона, также никак не коррелирует с контекстом выделенных молодыми людьми и девушками проектов и теми ролями, которые они в них выполняли. Отметим, что как организаторы, так и участники не были ведомыми чувством ответственности за свой город и желанием изменить положение дел в нем. Отсюда следует, что выделенные респондентами как лучшие городские практики социальные проекты слабо формируют культуру социального участия в молодежной среде. Как правило, те, кто являлся лидером, сохраняют намерение им и оставаться, а у тех, кто ограничивался лишь наблюдением, отсутствует желание изменить характер участия на более активный.

Исследование показало, что суть проектов, которые видятся привлекательными для самой молодежи, частично соответствует по своим социальным результатам тем формулировкам, которые отражены в целях направлений молодежной политики. Молодые люди и девушки действительно массово вовлекаются в различные мероприятия, требующие волонтерского участия через заданные на федеральном уровне программы и направления. Однако при популяризации краткосрочного, акционного волонтерского участия не происходит формирования основной из ценностей добровольчества в обществе, а именно ответственного отношения к тому, что происходит сегодня в стране, городе, поселке, в которых живут молодые люди и девушки. Сами же проекты практически не меняют качество социального участия молодежи.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Социальное участие молодежи в социокультурном развитии городов России и постсоветских стран: компаративный анализ потенциала и моделей управления» № 20-011-00471.

Список литературы

1. 2 402 СОНКО получат президентские гранты на общую сумму 4.6 млрд рублей [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/Ui7Kx (дата обращения: 07.05.2021).

2. Федеральное статистическое наблюдение в сфере государственной молодежной политики за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://clck. ru/Ui9Hz (дата обращения: 06.05.2021).

3. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из информационно -правового портала «Гарант». URL: https://www.gar ant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 06.05.2021).

4. Направление «Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность» [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/scope/1 (дата обращения 06.05.2021).

5. Филоненко В.И., Киенко Т.С. Социальные ценности и проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи // Власть. 2019. Т. 27. № 2. С. 164-170.

6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 170-191.

7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 164-186.

8. Шаповалова И.С., Генкин (Филонова) Ю.Ю. Онлайн перспектива в образовательных траекториях молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 4. С. 91-102.

9. Авраамова Е.М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 3. C. 78-95.

10. Смирнов В.А. Молодежная тематика в публикациях российских исследователей: ключевые тренды и противоречия // Социология образования. 2018. № 2. С. 23-33.

11. Юдашкина В.В. Управление молодежным сообществом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 3 (47). С. 126-132.

12. Silvan K. Youth Policy Practice in Post-Soviet Russia and Belarus: Past and Present // The Universe of Russia. 2019. № 28 (1). Р. 161-171.

13. Безруков А.В. Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 109-115.

14. Ростовская Т.К., Саралиева З.Х. Особенности и жизненные стратегии молодых мигрантов из национальных республик Российской Федерации, проживающих в Нижегородской области // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 1. С. 72-85.

15. Певная М.В. Социальное участие молодежи в развитии городов: методологические идеи, методические подходы и опыт исследования конструктив-

ных практик: Монография. Изд-во Урал. ун-та, 2020. 246 с.

16. Shiery H. Pathways to Participation: Openings, Opportunities and Obligations // Children and Society. 2001. № 15. Р. 107-117.

17. Судьин С.А. Опыт Германии в сфере детско-молодежного участия // В кн.: Зарубежный опыт участия детей и молодежи в решении вопросов, затрагивающих их интересы / Под общ. ред. А.Г. Филипо-вой. СПб.: Астерион, 2020. С. 35-59.

SOCIAL URBAN PROJECTS: MANAGEMENT CHARACTERISTICS AND TYPES OF YOUTH PARTICIPATION

M. V. Pevnaya, D.V. Minchenko, N.A. Chusovitin

Ural Federal University

The article is devoted to social projects identified by the youth of the Sverdlovsk region as the best urban practices with the participation of volunteer assistants. The relevance of studying this topic is due to the expansion of the use of project technology in all spheres of public life, as well as the mass involvement of young people in charity and volunteer movements in general. The purpose of this article is to characterize the best, in the opinion of young people and girls of the Middle Urals, socially significant projects, to identify the specifics of youth participation in them. Based on a sociological survey conducted in the summer-autumn of 2020, young people aged 14 to 24 years (n = 1105 people, the article is based on data from a subsample, n = 537), directions for the implementation of urban projects were identified, and target audiences were described. Sources of informing volunteers about the best social projects, the nature of youth participation in these urban practices have been identified. The most attractive for young people are mass, promotional (short-term) social projects in the social and patriotic direction. According to the results of the study, it was found that most often young people receive information about social projects thanks to the environment of educational institutions and the initiatives of teachers. Less effective in involving young people in social projects is their immediate environment and the professional community of organizers of social activity. In social projects, young people and girls can implement different types of participation: proactive, active and passive. It is at the school that the mass involvement of young people in social projects takes place, where passive participation becomes the first stage in the involvement of young people and girls, in which they get their first experience of participation, information about the project activity itself and the opportunities that open up for young people. The level of involvement of young people and girls in social projects does not form their responsibility for what is happening where they live. The higher the level of involvement in a social project, which determines the type of youth participation highlighted in the study, the more likely it is that young people and girls will continue to volunteer in the same role positions in future social projects.

Keywords: youth, volunteering, volunteering, social participation management, social projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.